Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Современные тенденции развития правового режима Международного района морского дна

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе выработки правового режима деятельности государств в Мировом океане одним из основных и комплексных вопросов, нуждавшихся в рассмотрении, былвопрос об отсутствии универсального правового статуса глубоководных районов морского дна за пределами национальной юрисдикции. Указанный пробел в правовом регулировании подразумевал отсутствие ясности и в вопросе единообразного подхода… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Понятие правового статуса морского дна за пределами национальной юрисдикции в международном морском праве
    • 1. 1. Правовой статус и правовой режим морского дна
    • 1. 2. Правовой статус морского дна за пределами национальной юрисдикции до 1982 года
    • 1. 3. Концепция «общего наследия человечества» и ее значение для конвенционного правового режима Района
    • 1. 4. Изменения, внесенные Соглашением 1994 г. в правовой режим Района и его ресурсов
  • 2. Международно-правовой режим минеральных ресурсов Района
    • 2. 1. Минеральные ресурсы Района: понятие, виды и их правовой статус
    • 2. 2. Международно-правовое регулирование поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов в Районе
      • 2. 2. 1. Особенности поиска и разведки полиметаллических конкреций
      • 2. 2. 2. Особенности поиска и разведки полиметаллических сульфидов
      • 2. 2. 3. Особенности поиска и разведки кобальтоносных железомарганцевых корок
    • 2. 3. Первоначальная деятельность по добыче ресурсов Района
  • 3. Правовое регулирование защиты и сохранения морской среды при осуществлении деятельности в Районе
    • 3. 1. Общие вопросы правового регулирования защиты и охраны морской среды в Районе
    • 3. 2. Международно-правовой режим защиты и сохранения морской среды в Районе
      • 3. 2. 1. Конвенционный режим защиты и охраны окружающей морской среды
      • 3. 2. 2. Правовой режим экологического аспекта деятельности по поиску и разведке полиметаллических сульфидов и железомарганцевых корок
    • 3. 3. Правовое регулирование защиты и сохранения морской среды на морском дне на национальном уровне
  • Заключение

Современные тенденции развития правового режима Международного района морского дна (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мировой океан всегда играл значительную роль в жизни человечества. На протяжении всей истории развития человечества государства, стремились решить вопрос использования Мирового океана с учетом имеющихся знаний и своих интересов.

Научно-технический прогресс и постоянно растущие потребности мировой экономики привели к тому, что на XX век пришлось основное становление и развитие правового режима деятельности государств в Мировом океане. Так, проблеме кодификации и прогрессивного развития международного морского права в послевоенное время были посвящены I и Н Женевские конференции (1958 и 1960 гг.), а также III Конференция ООН по морскому праву, сессии которой состоялись в период с 1973 по 1982 гг.

В процессе выработки правового режима деятельности государств в Мировом океане одним из основных и комплексных вопросов, нуждавшихся в рассмотрении, былвопрос об отсутствии универсального правового статуса глубоководных районов морского дна за пределами национальной юрисдикции. Указанный пробел в правовом регулировании подразумевал отсутствие ясности и в вопросе единообразного подхода к регулированию — деятельности по освоению минеральных ресурсов таких районов морского дна. Так, Женевская Конвенция об открытом море 1958 года в отношении указанного района использует понятие «дна открытого, моря», а также подтверждает право государств на прокладку трубопроводов и кабелей по дну открытого моря: При этом на момент принятия. Женевской конвенции 1958 т. не существовало определения такого «дна», равно как и режима деятельности на нем и в районах вод, покрывающих такое «дно». В отношении же поверхностных вод, покрывающих глубоководные районы дна, указанной конвенцией был установлен определенный правовой режим, который предусматривал ряд свобод, которыми пользовались государства-участники такой конвенции в открытом море. В отсутствие специального правового режима для «дна» под водами открытого моря некоторые государства пытался распространить правовой статус открытого моря, включая режим деятельности в открытом море, и на деятельность в глубоководных районах морского дна. Таким образом, назрела действительная необходимость: определить правовой статус глубоководных районов морского дна, а также установить правовой режим деятельности государств в таком районе.

10 декабря 1982 года в Монтего-Бэй, о. Ямайка, была принята и подписана Конвенция ООН по морскому праву (далее также — Конвенция 1982 г.) — основополагающий документ в вопросах международно-правового регулирования деятельности субъектов международного права в Мировом океане. Конвенция 1982 г. установила столь необходимый правовой режим в отношении глубоководных районов морского дна за пределами континентального шельфа, включая ресурсы таких районов. Установленный режим был закреплен в положениях Части XI Конвенции 1982 г. вместе с Приложениями III и IV к ней. Конвенция 1982 г. официально ввела понятие Международного района морского дна (далее также — Район) для обозначения глубоководных районов морского дна за пределами внешних границ континентального шельфа, которые подлежат установлению также согласно положениям Конвенции 1982 г.

Становление правового режима Района неразрывно связано с эволюцией понятия «общее наследие человечества». Целый ряд трудных многосторонних переговоров по вопросу правового содержания понятия «общее наследие человечества» предшествовал его реализации. Само же понятие «общего наследия человечества» в том виде, как оно действует и понимается на настоящий момент применительно к Району и его ресурсам, было сформулировано и реализовано в положениях Части XI Конвенции 1982 г. с учетом изменений правового режима деятельности в Районе, внесенных Соглашением 1994 года «Об осуществлении Части XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 года» (далее также — Соглашение 1994 г.). Понятие «общего наследия человечества», в отношении которого уже сформировалась одноименная концепция, обрело свое содержание благодаря и согласно принципам деятельности в Районе, закрепленных в положениях Конвенции 1982 г. и Соглашения 1994 г.

Вопросы, связанные с развитием и становлением правового режима Района, уже были подвергнуты достаточно глубокому изучению и анализу в отечественной научной юридической литературе. Однако стоит заметить, что подавляющее большинство таких работ было написано в период с 1960 по 1990 годы1, когда Конвенция 1982 г. еще не вступила в силу, и соответственно правовой режим Района и его ресурсов не был сформирован в действующем на настоящий момент виде. За последние.

1 Имнадзе Л. Б. Правовой режим международного района морского дна: Дне. канд. юр. наук / Имнадзе Л. Б. — М., 1980. — 222 е.- Молодцов С. В. Международно-правовой режим открытого моря и континентального шельфа / С. В. Молодцов. — М: ИГП Академия наук СССР, I960 г. — 347 е., Яковлев И. И. Международный орган по морскому дну. / И. И. Яковлев, — М.: Международные отношения, 1986. — 160 е.- Старжина-Бисти Т. М. Кладовые дна Мирового океана. Международно-правовые аспекты эксплуатации минеральных ресурсов морского дна / Т.М. Старжина-Бисти. — М.: Международные отношения, 1980/- 102 е.- Клименко Б. М. Общее наследие человечества (международно-правовые вопросы) / Б. М. Клименко. — М.: Международные отношения, 1989. — 172 с и другие. пятнадцать лет нашими учеными и юристами-международниками не было издано практически ни одного исследовательского труда, полностью посвященного вопросам правового режима Района и его ресурсов, равно как и деятельности Международного органа по морскому дну2 (далее также — Орган). Таким образом, из поля зрения отечественной науки ненадолго выпал целый пласт международно-правового регулирования деятельности в Районе. Такой своеобразный пробел пришелся именно на отрезок времени от момента вступления Конвенции 1994 г. в силу, с последующим внесением Соглашением 1994 г. изменений в конвенционный правовой режим, предусмотренный Конвенцией 1982 г., и вплоть до настоящего времени. Соответственно, изучение процессов, происшедших за истекший период с момента последних опубликованных исследований в указанной области, а также анализ правового регулирования деятельности в Районе, существующего как в рамках Органа, так и на национальном уровне, являются необходимыми предпосылками для определения существующего состояния правового режима Района и его ресурсов, а также тенденций дальнейшего развития такого режима.

Соглашение 1994 г. внесло существенные изменения в правовой режим Района и его ресурсов, в частности, в некоторые составные элементы режима «общего наследия человечества», которые, оставаясь в неизменном виде, являлись бы препятствием для ведущих промышленно-развитых государств в вопросе обеспечения их экономических и политических интересов. Так, Соглашением 1994 г. были изменены такие важные элементы «общего наследия человечества», составляющие конвенционный режим Района, как доступ развивающихся государств к технологиям добычи и разработки минеральных ресурсов Района промышленно развитых государств, а также систему обязательных отчислений от деятельности в Районе в пользу Органа и развивающихся государств. Изучение и анализ этих и других изменений в правовой режим Района и его ресурсов, внесенных Соглашением 1994 г., чрезвычайно важно с точки.

2 Целый ряд научных работ, посвященных морскому праву, освещали в той или иной степени вопросы правового статуса и режима Района и его ресурсов: см., например: Международно-правовые основы недропользования. Учебное пособие / А. Н. Вылегжанин, В. В. Голицын, Ю. М. Колосов и др.- отв, ред. проф. А.Н. Вылегжа-нин. — М.: МГИМО (У) МИД России, 2007. — 526 е.- Международное морское право: Учебное пособие / С. А. Гуреев, А. Н. Вылегжанин, Г. Г. Ивановотв. ред. С. А. Гуреев. — М.: Юридическая литература, 2003. — 448 е.- Вылегжанин А. Н. Морские природные ресурсы (международно-правовой режим) / А. Н. Вылегжанин. — М.: СОПС при Президиуме РАН, 2001 г. — 289 е.- Глумов А. И. Международно-правовой режим разведки и разработки минеральных ресурсов международного района морского дна: современные проблемы и возможные пути их решения. / А. И. Глумов. — СПб.: ВНИИОкеангеология, 2008 г. — 186 е.- Живаева JI.A. Международно-правовые вопросы освоения минеральных ресурсов дна Мирового океана. Дис. канд. юр. наук / Живаева Л. А. -Ленинград, 1990 г. -219 е.- Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы / A.JI. Колод-кин, В. Н. Гуцуляк. Ю. В. Боброва. — М.: Статут, 2007. — 637 е.- Международное право: учебник / отв. ред. А. Н. Вылегжанин. — М.: Юрайт, 2009. — 1012 с. зрения понимания действующей системы поиска и разведки минеральных ресурсов в Районе, основ деятельности контракторов, а также будущего правового режима Района и его ресурсов.

Соответственно, начиная с 1994 года, государства-участники Конвенции 1982 г. смогли сосредоточить свое внимание не на противопоставлении различных точек зрения на содержание понятия «общего наследия человечества», а на деятельности по подготовке промышленной добычи минеральных ресурсов Района. Для целей осуществления такой деятельности, включающей в себя поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов Района.

С учетом существующего уровня научно-технического прогресса и темпов его дальнейшего развития поиск, разведка и разработка минеральных ресурсов Района становится коммерчески обоснованной3. При этом такой ценностью обладают не только одного полиметаллические конкреции (вид минеральных ресурсов Района, прямо предусмотренный положениями Конвенции 1982 г. и Соглашения 1994 г.), но и полиметаллических сульфидов и кобальтоносных марганцевых корок. Добыча указанных минеральных ресурсов Района позволит добывать целый ряд металлов — меди, марганца, кобальта, никеля, серебра и золота — наземная добыча которых ограниченна и которые все больше востребованы в промышленности. Такой уровень развития науки и технологии, готовых к освоению ресурсов дна Мирового океана, нуждается в принятии специальных правил, норм и процедур для. регулирования деятельности Органа и контракторов по поиску и разведке минеральных ресурсов Района, что было предусмотрено еще Конвенцией 1982 г., и Приложением III-к ней. В 2000 году Орган з.

Доклад Генерального секретаря Международного органа по морскому дну, предусмотренный пунктом 4 статьи 166 Конвенции ООН по морскому праву, пункт 96: Решение Ассамблеи Международного органа по морскому дну ISBA/14/A/2 от 23.03.2009. URL: http://www.isa.org jm/files/documents/RU/14Sess/Ass/ISBA-14A-2.pdf. В этом же Докладе Генеральным секретарем было отмечено, что в ходе неофициального представления Совету Органа, подготовленного экспертами на четырнадцатой сессии Органа, включая представление бывшего главного экономиста компании «Рио Тинто Лимитед» Филиппа Кроусона по рыночным условиям для минералов и металлов, добываемых с морского дна, было отмечено, что глобальный спрос повышается и что потребуются новые добывающие мощности не только для удовлетворения этого спроса, но также для замены существующих истощенных мест добычи. В широком плане было указано, что ежегодно из новых источников потребуется добывать 70 000−90 000 тонн никеля, 0,8 млн тонн меди, 5000 тонн кобальта и 1,5−2 млн тонн марганцевой руды в валовом тоннажном выражении. По мере увеличения спроса эти потребности со временем будут возрастать, и можно рассчитывать, что добыча полезных ископаемых с морского дна наряду с континентальной добычей будет способствовать удовлетворению мирового спроса.

В то же время стоит отметить, что с учетом последствий мирового финансового кризиса темпы роста мирового спроса на указанные виды металлов значительно замедлились, что также отражено в Докладе Генерального секретаря Международного органа по морскому дну, представленного на 15 сессии Органа (см. подробнее Доклад Генерального секретаря Международного органа по морскому дну, предусмотренный пунктом 4 статьи 166 Конвенции ООН по морскому праву, пункт 63: Решение Ассамблеи Международного органа по морскому дну ISBA/15/A/2 от 23.03.2009. URL: http://www.isa.org.jm/files/documents/RU/15Sess/Ass/ISBA-15A-2.pdf). Однако в этом же докладе отмечается временный характер таких изменении и наличие сведений о значительном потенциале роста спроса потребления в период до 2013 года. принял первый нормативный акт — Правила поиска и разведки полиметаллических конкреций в Районе, являющиеся полностью результатом нормотворческой работы Органа как международной организации, и необходимые для надлежащего оформления отношений субъектов деятельности в Районе с Органом в виде контрактов на поиск и разведку полиметаллических конкреций. Исключительная важность указанных Правил состоит в том, что они развивают конвенционный правовой режим деятельности в Районе и являются результатом прогрессивного развития международного права. Кроме того, Правила отличаются своей новаторской природой — наряду с нормативным регулированием деятельности в Районе по поиску и разведке полиметаллических конкреций, Правила содержат целый раздел, посвященный защите и сохранению морской среды при осуществлении деятельности по поиску и разведке минеральных ресурсов в Районе. Помимо этого, Правила предусмотрели ряд правовых нововведений процедурного характера — например, «институт чрезвычайных распоряжений» -характеризующих особый статус Органа и отличающих его от других международных организаций.

Стоит отметить, что принятие указанных Правил послужило отправной точкой для активизации работы Органа в области нормативного регулирования деятельности по поиску и разведке других видов минеральных ресурсов Района — полиметаллических сульфидов и кобальтоносных железомарганцевых корок. Учитывая значимость указанных документов для начала промышленной добычи указанных видов минеральных ресурсов в Районе, последние 5 ежегодных сессий Органа были посвящены рассмотрению проектов указанных правил. Названные проекты в значительной мере отражают специфику объекта своего регулирования, а также развивают положения Правил о полиметаллических конкрециях с учетом обобщенного опыта применения указанных правил о конкрециях и выявленных при этом их недостатков. Изучение положений указанных проектов правил позволяет, в свою очередь, сделать анализ содержания норм действующих Правил о полиметаллических конкрециях более полным, а также лучше понять тенденции дальнейшего развития правового режима деятельности в Районе.

В связи с вышесказанным целью настоящего исследования является характеристика современного правового режима Района и его ресурсов в период после вступления Конвенции 1982 г. в силу. Для точности такой характеристики в работе рассматриваются и анализируются положения Правил поиска и разведки отдельных видов минеральных ресурсов, принятых Органом в целях правового регулирования деятельности по поиску и разведке таких минеральных ресурсов в Районе, и представляющих собой результат прогрессивного развития международного морского права в области природоресурсной деятельности в Мировом океане.

Для достижения указанных целей были поставлены и решены следующие основные задачи:

— изучение становления и развития правого режима районов морского дна за пределами национальной юрисдикции до 1982 года;

— проведение анализа положений документов, принятых на III Конференции ООН по морскому праву, сравнение положений Конвенции 1982 г. с изменениями, произведенными Соглашением 1994 г. в конвенционный правой режим Районакроме того, рассмогрение развития режима первоначальных вкладчиков, понимание которого представляет важность в вопросах изучения действующей системы контракторов, осуществляющих деятельность в Районе;

— изучение отдельных положений Правил о полиметаллических конкрециях, а также проектов Правил поиска и разведки других видов минеральных ресурсовПри этом учтена исключительная важностью указанных документов для оценки правового режима Района и его ресурсов в свете возможного перехода к промышленной добыче ресурсов Района в ближайшее время;

— изучение вопросов защиты и охраны морской среды в процессе деятельности в Районе по поиску и разведке его ресурсов, а также рассмотрение действующего правового регулирования защиты и сохранения морской среды от возможных вредных последствий такого воздействия.

Предмет исследования диссертации составляет правовой статус Района и его ресурсов, определяемый через принцип «общего наследия человечества" — основные принципы правового режима Района с учетом положений вступивших в силу Конвенции 1982 г. и Соглашения 1994 г.- изучение существующего режима деятельности в Районе, включая становление правового статуса контракторовправовой режим деятельности уполномоченных субъектов по поиску и разведке минеральных ресурсов Районаанализ положений Правил поиска и разведки полиметаллических конкреций, сравнение правового режима поиска и разведки полиметаллических конкреций с аналогичными режимами в отношении полиметаллических сульфидов и кобальтоносных железомарганцевых корокрассмотрение потенциальных экологических рисков, связанных с деятельностью в Районе наряду с международно-правовым регулированием защиты и сохранения морской среды при осуществлении деятельности в Районе.

Методологической и теоретической основой исследования послужили научные труды советских и российских ученых и юристов-международников П. Д. Бараболя, К. А. Бекяшева, А. Н. Вылегжанина, Р. В. Деканозова, А. К. Жудро, Л. Б. Имнадзе, Ю. Б. Казмина, Г. Ф. Калинкина, Б. М. Клименко, A.JI. Колодкина, М. И. Лазарева, Л. Л. Любимова, А. П. Мовчана, C.B. Молодцова, Я. А. Островского, И. И Яковлева и других. Отдельное внимание было уделено зарубежным авторам и зарубежной литературе, в том числе и по причине того, что в нашей научной литературе за 15 лет, прошедшие с момента* вступления Конвенции 1982 г. в силу, не было издано практически ни одной научной работы, всецело посвященной вопросам международно-правового режима Района и его ресурсов. Поэтому для целей освещения темы работы наиболее полным образом были использованы труды таких зарубежных ученых, как Э. Браун, М. Лодж, Р. Черчил, А. Лове, Р. Ананд, М. Шоу, Д. Вонг и других. — ,.

Среди монографий, использованных при написании настоящей диссертации, особо следует отметить труды профессора Брауна Э. «Энергетические и минеральные ресурсы морского дна: международно-правовой режим"4, представляющие наиболее фундаментальную из числа западных исследований разработку вопросов правового статуса Района, принципов деятельности в Районе, правового режима поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов Района, вопросов защиты и сохранения морской среды Района, а также создания и функционирования Органапрофессора Вылегжанина А. Н. «Морские природные ресурсы (международно-правовой режим)"5, содержащие детальный анализ международно-правовых основ использования морских природных ресурсов, сравнительный анализ положений различных международно-правовых документов, включая вопросы использования ресурсов Района.6.

Научная новизна диссертационной работы связана с особой значимостью и относительно непродолжительным периодом функционирования того международно-правового режима, который установлен Конвенцией 1982 г. и Соглашением 1994 г., в.

4 Brown E.D. Sea-bed Energy and Minerals: the International Legal Regime. (Vol. 2, 3) / E.D. Brown. — the Hague.: Martinus Nijhoff Publishers. Kluwer law International, 200IT — 464 p.

5 Вылегжанин А. Н. Морские природные ресурсы (международно-правовой режим). — М., 2001. — 289 с.

6Можно также отметить Международно-правовые основы недропользования: учебное пособие для вузов/Предисл. А. В. Торкунова / Отв. ред. А. Н. Вылегжанин. — М.: МГИМО (У) МИД России, 2007 — 526 с. А также: Глумов А. И. Международно-правовой режим разведки и разработки минеральных ресурсов Международного района морского дна. Современные проблемы и возможные пути их решения: монография / А. И. Глумов. — СПб.: ВНИИОкеангеология, 2008. — 186 с. Указанная работа А. И. Глумова посвящена вопросам режима разведки и разработки минеральных ресурсов Района, но больше ориентирована на геологический, естественнонаучный аспект такого режима, нежели на международно-правовой. Указанное обстоятельство позволяет говорить о недостаточном внимании в отечественной юридической науке к современному правовому режиму деятельности в Районе по поиску, разведке и разработке ресурсов Района.

10 отношении деятельности в Районе. Вопросы современного международно-правового режима Района должны рассматриваться с учетом дальнейшей нормотворческой работы, осуществляемой Органом, в том числе с учетом положений правил поиска и разведки отдельных видов минеральных ресурсов Района.

В диссертации впервые предпринята попытка комплексного исследования международно-правовых основ осуществления деятельности в Районе с точки зрения действующего права (de lege lata), с учетом первых результатов такой нормотворческой работы Органа. Анализ положений Конвенции 1982 г. вкупе с изменениями, внесенными в правовой режим деятельности в Районе Соглашением 1994 г., а также режимом поиска и разведки некоторых видов минеральных ресурсов Района, детализованного Правилами о конкрециях, позволяет охарактеризовать современный международно-правовой режим Района и его ресурсов. Обоснованность такого мнения подтверждается и тем фактом, что за последние двадцать лет отечественными учеными и юристами не было издано практически ни одной научной работы, всецело посвященной вопросам международно-правового режима Района и его ресурсов.

В диссертационном исследовании впервые в отечественной международно-правовой доктрине предлагается комплексный анализ положений принятых и вступивших в силу Правил о конкрециях, а также сравнительный анализ положений Правил о конкрециях с положениями Проектов Правил о сульфидах и корках. С учетом положений таких правил по-новому представлен сравнительный анализ положений Соглашения 1994 г. и Конвенции 1982 г. на предмет выявления изменений, произведенных в содержание принципа «общего наследия человечества», правовой статус. | «1.— I .1,. , V Р П. >1−1.1. (. первоначальных вкладчиков, в условия осуществления деятельности в Районе, включая процедуру подачи заявок на утверждение план работ в Районе и финансовые условия такой деятельности.

Кроме того, в диссертационной работе автором были выявлены некоторые спорные вопросы, связанные с правовым соотношением положений международно-правового режима Района в целом (включающего положения Конвенции 1982 г. и Соглашения 1994 г. и другие международно-правовые документы) и прав третьих государств, не являющихся участниками Конвенции 1982 г. Затронуты вопросы легитимности «параллельного режима» деятельности в Районе, а также нововведения, привI несенного Правилами процедуры Комиссии по границам континентального шельфа.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что по результатам анализа современного состояния режима деятельности в Районе, выявлено, что на первый план выходят проблемы гармонизации правовых рамок дальнейшего промышленного освоения минеральных ресурсов Района и сохранения морской среды в Районе. Кроме того, диссертационное исследование дополняет теоретические исследования в области анализа статуса Района и изучения международно-правовых основ деятельности в Районе, включая поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов Района, именно, полиметаллических конкреций, полиметаллических сульфидов и же-лезомарганцевых корок.

Практическое значение диссертации? определяется^ в первую очередь, тем, что она может быть использована в работе по уточнению правового режима-Района и его ресурсов, при совокупном учете положений-Конвенции 1982 г. и положений Соглашения 1994 г-, особенно с учетом того, что некоторые государстваизначально не ратифицировавшие: Конвенцию 1982 г., до сих пор выступают против предусмотренного Конвенцией 1982 т. механизма «общего наследия. человечества».

Практическую значимость имеют те параграфы, работы, которые посвящены рассмотрению и анализу деятельности в Районе, а точнее деятельности по поиску и разведке отдельных видов минеральных ресурсов Района, именно, Правилам поиска и разведки таких ресурсов. Изучение положений: указанных Правил через историческую призму становления крнвенционного режима Района и его ресурсовшредставля-ется наиболее практичным в целях точного понимания отдельных положений таких Правил и реализации конвенционного режима в целом.

Настоящее исследование показывав возрастающее значение, которое приобретают вопросы защиты и сохранения морской среды в Районе, а также экологические риски, которые должны быть приняты во внимание, с учетом того, что промышленная добыча ресурсов Района может быть сопряжена с рядом таких экологических рисков, которые не могут быть выявлены в настоящий момент, принимая во внимание тестовый характер поисково-разведочной деятельности, проводимой в Районе в настоящий момент.

Теоретическая проработка предмета исследования позволяет использовать материалы диссертации в учебном процессе при преподавании учебных курсов международного права, спецкурса по международному морскому праву, международно-правовым основам недропользования, а также в научно-исследовательской работе. На защиту выносятся следующие положения диссертационногоисследования:. 1. Соглашение 1994 г. внесло существенные изменения в правовой режим Района и его ресурсов, качественно ослабив режим защиты интересов развивающихся стран, предусмотренный Конвенцией 1982 г., в пользу промышленно развитых государств. В то же время Соглашение 1994 г. помогло перейти государствам от уже отмеченных в юридической литературе доктринальных споров и проблем к конкретным мерам сотрудничества по осуществлению практической деятельности Органа. Соглашение 1994 г. установило международно-правовые рамки для дальнейшего развития правового регулирования деятельности государств по поиску, разведке и разработке ресурсов Района.

2. В рамках режима, созданного-Конвенцией 1982 г. и Соглашением 1994 г., государства смогли выработать общие правила регулирования деятельности по поиску, разведке и разработке минеральных ресурсов Района и подготовке к их промышленной добыче. Такие правила представляют собой не просто внутренние нормативные акты международной организации — Органа, а скорее международно-правовые акты, хотя и принятые Органом, но развивающие в целом положения Конвенции 1982 г. и Соглашения 1994 г. в части, касающейся деятельности в Районе по поиску и разведке его ресурсов. — *.

3. Правовой режим ресурсов Района, развиваемый правилами Органа применительно к новым видам коммерчески ценных минеральных ресурсов Района, играет важнейшую роль в становлении и развитии такой обозначенной в доктрине подотрасли как международное морское природоресурсное право. Правовой режим, установленный Конвенцией 1982 г. и Соглашением 1994 г., прямо предусматривает положения относительно разведки и разработки лишь неживых (минеральных) ресурсов, а именно их отдельного вида — полиметаллических конкреций. Развитие технологии и постепенно нарастающая необходимость государств в природных ресурсах привела к тому, что в рамках правового режима ресурсов Района были выделены два дополнительных вида минеральных ресурсов, которые также обладают коммерческой ценностью — полиметаллические сульфиды и железомарганцевые корки. Новые виды минеральных ресурсов потребовали выработки специального нормативного регулирования на основе опыта уже опробованных Правил поиска и разведки полиметаллических конкреций. В рамках действующего правового режима ресурсов Района были разра 4 ботаны проекты Правил поиска и разведки полиметаллических сульфидов и железо-марганцевых корок.

4. Правовой режим использования минеральных ресурсов Района развивается на фоне экологизации международного правосознания, повышенного внимания к вопросам защиты и сохранения морской среды, в том числе при разработке минеральных ресурсов за пределами континентального шельфа. Это нашло свое отражение в специальных механизмах и процедурах, выработанных Органом применительно к деятельности по поиску и разведке отдельных видов минеральных ресурсов Района. Помимо принятых в 2000 г. Правил поиска и разведки полиметаллических конкреций, начиная с 1998 г. Орган ведет активную работу по выработке и согласованию Правил в отношении полиметаллических сульфидов и железомарганцевых корок.

5. Анализ документов Комиссии по границам континентального шельфа, принятых после вступления Конвенции 1982 г. и Соглашения 1994 г. в силу, показывает, что при разработке Правил процедур Комиссии было принято не оптимальное для интересов России юридическое решение. Одно из Правил процедуры Комиссии (Правило 50) позволяет государству, не являющемуся участником Конвенции 1982 г. (прежде всего США), влиять на исполнение Конвенции 1982 г., что не соответствует ни цели, ни объекту как самой Конвенции 1982 г., так и Соглашения 1994 г., а также идет вразрез с Венской Конвенцией о праве международных договоров 1969 г. Опираясь именно на эту юридическую ситуацию, США, как государство, не являющееся участником Конвенции 1982 г., может влиять на ход рассмотрения Комиссией представления государств-участников Конвенции 1982 г. При этом нет никаких, материалов, свидетельствующих о том, что российский член Комиссии возражал против принятия указанного правила.

6. Учитывая реальное взаимоотношение международного и национального права, отсылки к которому содержатся как в Конвенции 1982 г., так и в Соглашении 1994 г., следует уделить особое внимание формированию национального законодательства в области деятельности по добыче глубоководных минеральных ресурсов. Опыт целого ряда государств^ включая США, Германию, Великобританию и Францию, показывает, что нормативно-правовое регулирование деятельности контракторов, обладающих национальностью таких государств, идет по пути создания параллельного правового режима деятельности по поиску и разведке ресурсов морского дна на национальном уровне. Такие национальные законодательные меры направлены не только на предотвращение возможных случаев субсидиарной ответственности поручившихся за действия контракгоров государств, в результате которых может быть причинен ущерб морской среде Района, но и на предупреждения возможного ущерба морской среде Района от деятельности контракгоров.

Заключение

.

Учитывая изложенное в настоящей работе, можно сделать выводы по каждому из аспектов, исследованных в соответствии с вынесенными на защиту положениями, и задачами данного диссертационного исследования.

Проведенный анализ в рамках первой главы работы позволяет сделать вывод о том, что правовой режим Района не может быть раскрыт с помощью частноправовых концепций римского права — res nullius, res communes или res extra commercium — поскольку под таким режимом стоит, прежде всего, понимать режим, установленный Конвенцией 1982 г. и Соглашением 1994 г. В раскрытии содержания правового режима Района и его ресурсов особую важность имеет концепция «общего наследия человечества», которая была реализована в виде принятия согласованных принципов деятельности государств в Районе. Такие согласованные принципы, по сути, наполнили содержанием и принцип «общего наследия человечества». Несмотря на то, что существовали попытки нормативного закрепления указанного принципа в отношении и других пространств, принцип «общего наследия» получил свое нормативное закрепление и практическую реализацию лишь применительно к Району, и, в частности, к деятельности по разведке и разработке ресурсов Района.

Важнейшим результатом практической реализации концепции «общего наследия человечества» стало создание Международного органа по морскому дну, включая его специальный орган — Предприятие, уполномоченного от имени всего человечества осуществлять деятельность по разведке и разработке ресурсов Района.

Соглашение 1994 г. внесло существенные изменения в правовой режим Района и его ресурсов, при этом значительно изменив вектор правового регулирования с учетом интересов промышленно развитых государств. В то же время положения Соглашения 1994 г. создали основу для перехода государств от доктринальных споров относительного правового режима Района и его ресурсов к сосредоточению усилий и средств на практической деятельности Органа, а именно к разработке правового режима поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов Района, с особым учетом интересов первоначальных вкладчиков в разведке и разработке ресурсов Района.

По результатам рассмотрения вопросов правовой режим использования минеральных ресурсов Района, проведенного во второй главе настоящего исследования, можно заключить, что указанный режим отличается достаточной степенью разработанности и значительно отличается от режима использования минеральных ресурсов в районах с другим статусом и режимом — например, режим минеральных ресурсов в пределах национальной юрисдикции и за ее пределами (режим ресурсов Антарктики, режим ресурсов Луны и других небесных тел). Причиной, послужившей основой к установлению особенностей такого режима, стало то, что упомянутый режим использования ресурсов Района разрабатывался еще до момента, когда добыча ресурсов Района стала практически возможной в промышленных масштабах. Указанное обстоятельство может показаться не столь важным, однако опыт показывает, что правовое регулирование общественных отношений в большинстве своем является «догоняющим» по отношению к фактически сложившимся отношениям субъектов правового регулирования. В случае с правовым режимом Района можно подчеркнуть, что в силу особого значения предмета регулирования, необходимость выработки режима была очевидной настолько, что сначала был установлен режим будущей деятельности. В таких условиях, с одной стороны, правовое регулирование деятельности в Районе отличается детальностью своей проработки, поскольку это обусловлено пока еще не начатой промышленной добычи ресурсов Района. С другой стороны, отсутствие фактической деятельности лишает возможности заранее учесть все возможные вопросы, нуждающиеся в правовом регулировании. Это отчетливо видно в работе Органа по подготовке проектов правил разведки и разработки сульфидов и корок — например, размеры участков для проведения операций по добыче указанных ресурсов требуют иного подхода, нежели в случае с конкрециями, в силу геологических особенностей залеганий ресурсов. Иными словами, правовое регулирование деятельности в Районе по разведке и разработке его ресурсов сопряжено с необходимостью проведения многочисленных и дорогостоящих научных исследований и испытаний с целью определения особенностей объектов правового регулирования специальных правил, разрабатываемых Органом как на основе своего опыта, так и опираясь на опыт национального правового регулирования деятельности на глубоководном морском дне. Особенно важно учитывать подобный опыт в вопросах сохранения и защиты морской среды при осуществлении деятельности в Районе.

Кроме того, исследование современных международных договоренностей относительно пределов и порядка допустимого использования государств минеральных ресурсов Района, установленных правилами поиска и разведки отдельных видов минеральных ресурсов, актуально и для России по целому ряду причин: необходимость поддержания и преумножения природоресурсного потенциала странывосприятие передового опыта правового регулирования природоресурсной деятельности и его использование для доработки и развития соответствующих разделов национального законодательства.

По результатам изложения в третьей главе работы можно прийти к выводу, что правовой режим использования минеральных ресурсов Района развивается с учетом общей тенденции к «экологизации» международного права в целом и международного морского права в частности. Вопросы защиты и сохранения морской среды являются центральными и наиважнейшими при осуществлении любой деятельности по разведке и разработке природных ресурсов Мирового океана, в частности минеральных ресурсов Района. При этом на первый план выходят вопросы способов добычи таких ресурсов, предотвращения и сокращения потенциальных видов вредно воздействия на морскую среду с учетом последних результатов исследования разведочно-добывающей деятельности на морскую среду Района. Кроме того, стоит учитывать факт того, что промышленная деятельность по добыче ресурсов Района еще не начата, следовательно, действительная оценка потенциального воздействия на морскую среду такой деятельности носит пока лишь оценочный характер и подлежит обязательному пересмотру с учетом положений Конвенции 1982 г., Соглашения 1994 г. и правил разведки и разработки отдельных видов минеральных ресурсов в Районе.

Исследование опыта, положенного в основу режима разведки и разработки ресурсов Района имеет практический интерес для Российской Федерации как государства, чей экономический потенциал на текущий момент составляют природные ресурсы ее государственной территории и той части Мирового океана, в отношении которых Россия осуществляет суверенные права. Бесспорную важность изучения опыта правового регулирования защит и сохранения морской среды при разведке и разработке минеральных ресурсов Района подтверждает тот факт, что российское национальное правовое регулирование вопросов защиты и сохранения морской среды при осуществлении разведки и разработки природных ресурсов характеризуется своей общей неразвитостью и зачастую несоответствием международно-правовым стандартам.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Временные договоренности от 3 августа 1984 года относительно вопросов глубоководного морского дна.
  2. URL: http://fletcher.tufts.edu/multi/texts/bh855a.txt.
  3. Доклад Генерального секретаря Международного органа по морскому дну, предусмотренный пунктом 4 статьи 166 Конвенции ООН по морскому праву: Решение Ассамблеи Международного органа по морскому дну ISBA/15/A/2 от 23.03.2009.
  4. URL: http://www.isa.org.im/files/documents/RU/l 5Sess/Ass/ISBA- 15A-2.pdf.
  5. Документы 10 сессии Международного органа по морскому дну, проходившей с 24 мая по 4 июня 2004 г. в г. Кингстон, Ямайка. Материалы Юридической и технической комиссии.
  6. URL: http://www.isa.org.jm/files/documents/RU/10Sess/LTC/.
  7. Документы 12 сессии Международного органа по морскому дну, проходившей с 7 по 18 августа 2006 г. в г. Кингстон, Ямайка. Материалы Совета Органа. URL: http://www.isa.org.jm/files/documents/RU/12Sess/Council/.
  8. Документы 13 сессии Международного органа по морскому дну, проходившей с 9 по 20 июля 2007 г. в г. Кингстон, Ямайка. Материалы Юридической и технической комиссии.
  9. URL: http://www.isa.org.im/files/documents/RU/13Sess/LTC/.
  10. Документы 13 сессии Международного органа по морскому дну, проходившей с 9 по 20 июля 2007 г. в г. Кингстон, Ямайка. Материалы Юридической и технической комиссии.
  11. URL: http://www.isa.org.im/files/documents/RU/13Sess/LTC/.
  12. Документы 14 сессии Международного органа по морскому дну, проходившей с 26 мая 6 июня 2008 в г. Кингстон, Ямайка. Материалы Совета Органа. URL: http://www.isa.org.im/files/documents/RU/14Sess/Cncl/.
  13. Документы 15 сессии Международного органа по морскому дну, проходившей с 25 мая по 5 июня 2009 г. в г. Кингстон, Ямайка. Материалы Юридической и технической комиссии.
  14. URL: http://www.isa.org.im/iiles/documents/RU/15Sess/LTC/.
  15. Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988.
  16. URL: http://sedac.ciesin.columbia.edu/entri/texts/acrc/cramra.txt.html.
  17. Модельный Кодекс о недрах и недропользовании для государств-участников СНГ: Постановление Межпарламентской ассамблеи СНГ на двадцатом пленарном заседании МПА государств-участников СНГ. № 20−8 от 7.12.2002 // Правовая база Консультант Плюс.
  18. URL: http://www.isa.org.im/files/documents/RU/llSess/Council/isba-l lC-7.pdf.
  19. О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации: Постановление Правительства РФ № 404от 29.05.2008. в ред. от 27 января 2009 г. // Собрание законодательства РФ 2 июня 2008 г. — № 22 — ст. 2581.
  20. О Федеральной целевой программе «Мировой океан»: Постановление Правительства РФ от 10.08.1998. № 919 // «Российская газета» № 165. — 28 августа 1998 г.
  21. Парижская Конвенция по охране подводных кабелей 1884 г.
  22. URL: http://www.iscpc.org/information/Convention on Protection of Cables 1884.pdf.
  23. Проект правил поиска и разведки полиметаллических сульфидов в редакции Совета Органа // Решение Совета Международного органа по морскому дну ISBA/15/C/WP. 1/Rev. 1.
  24. URL: http://www.isa.org.im/files/documents/RU/15Sess/Cncl/ISBA-15C-WPlRevl.pdf!
  25. URL: http://www.un.org/russian/ga/24/docs/res24 2.htm.
  26. Декларация принципов, регулирующих режим дна морей и океанов и его недр за пределами действия национальной юрисдикции: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/2749 (XXV) от 17.12.1970.
  27. URL: http://www.un.org/russian/ga/25/docs/res253.htm.
  28. URL: http://www.un.org/russian/ga/27/docs/res27 3.htm.
  29. URL: http://www.un.org/russian/ga/28/docs/res28l.htm.
  30. Третья Конференция ООН по морскому праву: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/3334 (XXIX) от 17.09.1974.
  31. URL: http://www.un.org/russian/ga/29/docs/res29 4.htm.
  32. Третья Конференция ООН по морскому праву: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/3483 (XXX) от 12.09.1975.
  33. URL: http://www.un.org/russian/ga/30/docs/res30 3 .htm.
  34. Третья Конференция ООН по морскому праву: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/31/63 (XXXI) от 10.12.1976. URL: http://www.un.Org/russian/ga/3 l/docs/res3 l2.htm.
  35. Соглашение об осуществлении Части XI Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г.: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/48/263 от 28.07.1994.
  36. URL: http://www.un.Org/russian/ga/3 l/docs/res31 2.htm.
  37. Правила поиска, разведки и разработки полиметаллических конкреций в Районе: Решение Ассамблеи Международного органа по морскому дну ISBA6/A/18 от 4.10.2000.
  38. URL: http://www.isa.org.im/files/documents/RU/Regs/MiningCode.pdf.
  39. Доклад Юридической и технической комиссии о работе на 5 сессии Органа: Решение Совета Международного органа по морскому дну ISBA-5C-6 от 17.08.1999. URL: http://www.isa.org.im/files/documents/EN/5Sess/Cncl/ISBA-5C-6.pdf.
  40. Соглашение между США, Великобританией, Францией и ФРГ о временных договоренностях относительно полиметаллических конкреций глубоководного морского дна от 2 сентября 1982 года.
  41. URL: http://sedac.ciesin.columbia.edu/entri/texts/acrc/PolyNod.txt.html."
  42. О деятельности российских физических и юридических лиц по разведке и разработке минеральных ресурсов морского дна за пределами континентального шельфа: Указ Президента РФ № 2099 от 22.11.1994 г.// Правовая система ГАРАНТ.
  43. О порядке осуществления деятельности российских физических и юридических лиц по освоению минеральных ресурсов морского дна за пределами континентального шельфа: Постановление Правительства РФ № 410 от 25.04.1995 г. // Правовая система Консультант Плюс.
  44. Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года: Президент Российской Федерации 27.07.01. № Пр-1387 // Сб. документов, МО Российской Федерации и ВМФ. СПб.: Изд. ГУНИО МО Российской Федерации, 2002.1. Монографии
  45. , Я. Международное право. В 2 кн. / Я. Броунли — Под ред. Г. И. Тункиной — пер. с англ. С. Н. Андрианова. М.: Прогресс, 1977. — Кн. 1. — 535 с.
  46. , А.Н. Морские природные ресурсы (международно-правовой режим). СОПС Минэкономразвития России и РАН / А. Н. Вылегжанин.- М.: ФЦП «Мировой океан», 2001. 289 с.
  47. , А.И. Международно-правовой режим разведки и разработки минеральных ресурсов Международного района морского дна. Современные проблемы и возможные пути их решения / А.И. Глумов- науч. ред. Ю. Б. Казмин.- СПб.: ВНИИОкеангеология, 2008. 186 с.
  48. , Г. Ф. Морское дно : кому оно принадлежит? Международно-правовой режим дна морей и океанов / Г. Ф. Калинкин, Я. Н. Островский. М.: Международные отношения, 1970. — 176 с.
  49. , А.Д. Советское морское право / А. Д. Кейлин. М.: Водтранс-издат, 1954.-395 с.
  50. , Б.М. Общее наследие человечества: международно-правовые вопросы / Б. М. Клименко. М.: Международные отношения, 1989 г. -172 с.
  51. , A.JI. Мировой океан / A.JI. Колодкин. М.: Международные отношения, 1973. — 232 с.
  52. , Д. Международное морское право / Д. Коломбос. М.: Прогресс, 1975.-782 с.
  53. , Д.Б. Актуальные проблемы теории международного права / Д. Б. Левин. М.: Наука, 1974. — 264 с.
  54. , Л.Л. Международный район дна мирового океана: проблемы использования ресурсов и пространства / К. А. Бекяшев, Л. Л. Любимов, И. М. Могилевкин и др. — под ред. Л. Л. Любимова. М.: Наука, 1980. — 279 е.-
  55. , А.П. Мировой океан и международное право. Основы современного правопорядка в Мировом океане / П. Д. Бараболя, C.B. Виноградов, Л. В. Сперанская и др. — отв. ред. А. П. Мовчан, А. Янков. М.: Наука. 1986. — 296 с.
  56. , C.B. Международно-правовой режим открытого моря и континентального шельфа / C.B. Молодцов — отв. ред. А. Н. Николаев. М.: ИГП Академия наук СССР, 1960 г. — 347 с.
  57. , Г. И. Международные организации, 2-е изд., доп. / Г. И. Морозов. М.: Мысль, 1969 г. — 332 с.
  58. , Л.В. Международно-правовая ответственность государств за загрязнение Мирового океана / Л. В. Сперанская. М.: Наука, 1984. — 151 с.
  59. Старжина-Бисти, Т. М. Кладовые дна Мирового океана. Международно-правовые аспекты эксплуатации минеральных ресурсов морского дна / Т.М. Старжина-Бисти. М.: Международные отношения, 1980. — 102 с.
  60. , Г. И. Теория международного права. М.: Международные отношения / Г. И. Тункин, М.: 1970 г. — 511 с.
  61. , Г. И. Теория международного права / Г. И. Тункин — под общ. ред. Л. Н. Шестакова. М.: Зерцало, 2000. — 416 с.
  62. , Е.А. Специализированные учреждения ООН. Международно-правовые аспекты / Е. А. Шибаева. М.: Международные отношения, 1966. -112 с.
  63. Южный фланг СНГ. Центральная Азия-Каспий-Кавказ: возможности и вызовы для России / отв. ред. М. М. Наринский, A.B. Мальгин. М.: Логос, 2003.-371 с.
  64. , И.И. Международный орган по морскому дну / И. И Яковлев.- отв. ред. М. М. Аваков. -М.: Международные отношения, 1986. 160 с. 1. Статьи
  65. , А.Н. Международное морское право : некоторые аспекты международно-правового статуса пространств мирового океана / А. Н. Александров // Известия высших учебных заведений. Северо-кавказский регион № 1. -Ростов-на-Дону. 2003. — С. 74−79.
  66. , С.И. Экономические и геополитические аспекты проблемы освоения минеральных ресурсов Мирового океана / С. И. Андреев, Р. В. Голева, В. М. Юбко // Экономика и управление. Минеральные ресурсы России. 2006. -№ 3 — С. 72−78.
  67. , А.Н. Недропользование : некоторые теоретические вопросы международного права / А. Н. Вылегжанин // Московский журнал международного права. дек. 2005. — Специальный выпуск. — С. 7−33.
  68. , C.B. Международная ответственность за загрязнение морской среды / C.B. Виноградов, Л. В. Сперанская // Сотрудничество государств в исследовании и использовании Мирового океана. М.: Изд-во ИГП АН СССР. -1986.-С. 27−43.
  69. , Р.В. Некоторые вопросы юридической природы территорий (пространств), изъятых из сферы государственного суверенитета / Р. В. Деканозов // Советский ежегодник международного права. 1973 г. М.: Наука. — 1975. -С. 203−213.
  70. , Р.В. О юридической природе открытого моря и морского дна за пределами континентального шельфа / Р. В. Деканозов // Международно-правовые проблемы Мирового океана на современном этапе. М.: Транспорт. -1976.-С. 93−96.
  71. , И.А. Принципы экологического законодательства : охрана окружающей среды / И. А. Игнатьева // Государство и право. 2003.- № 9 -С. 36−49.
  72. , Л.Б. Международный район морского дна : основные принципы правового режима / Л. Б. Имнадзе // Советский ежегодник международного права, 1981 г.-М.: Наука. 1982. — С. 175−186.
  73. , Л.Б. О работе подготовительной комиссии для международного органа по морскому дну и международного трибунала по морскому праву / Л. Б. Имнадзе, Л. Л. Любимов // Советский ежегодник морского права. М.: Мортехинформреклама. — 1987. — С. 10−20.
  74. , В.А. Вопросы защиты и сохранения морской среды на III конференции ООН по морскому праву / В. А. Киселев // Актуальные проблемы морского права. Труды Советской Ассоциации морского права. М.: Транспорт. -1978 г.-С. 19−26.
  75. , В.А. Права прибрежных государств по борьбе с загрязнением моря / В. А. Киселев, А. Л. Маковский // Международно-правовые проблемы Мирового океана на современном этапе. Сборник. М.: Транспорт. — 1976 г. -С. 79−84.
  76. , В.А. Некоторые основные положения международно-правового режима Мирового океана в свете новой Конвенции ООН по морскому праву /
  77. B.А. Киселев, A.JI. Колодкин, П. В. Саваськов // Советский ежегодник морского права. М.: Мортехинформреклама. — 1983 г. — С. 33−50.
  78. , Б.М. Морское дно за пределами континентального шельфа как общее достояние человечества / Б. М. Клименко // Международно-правовые проблемы Мирового океана на современном этапе. М.: Транспорт, 1976. — С. 87−93.
  79. , Б.М. Международно-правовые вопросы исследования и использования дна морей и океанов за пределами континентального шельфа / Б. М. Клименко // Актуальные проблемы современного международного морского права. М.: Наука, 1972. — С. 65−90.
  80. Колодкин, A. JL Принципы деятельности государств по использованию морского дна / А. Л. Колодкин, С. Кибиревский // Советское государство и право. 1970.-№ 6-С. 95−100.
  81. , А.Л. Проблема морского дна в международно-правовой доктрине США / А. Л. Колодкин, В. Д. Писарев // Советский ежегодник международного права. 1971.-М.: Наука. 1973 г. — С. 143−151.
  82. , A.JI. Принцип общего наследия человечества / А. Л. Колодкин // Мировой океан и международное право. Основы современного правопорядка в Мировом океане / отв. ред. А. Мовчан, С. Янков. М.: Наука. — 1986.1. C. 258−266.
  83. , Е. Морские и океанические кладовые минерального сырья / Е. Козловский // Промышленные ведомости. № 1. — январь 2005 г. URL: http://www.promved.ru/articles/article.phtml?id=33 8&nomer= 13.
  84. H.B. Гидротермальные образования в океанах / Н.В. Ко-роновский // Науки о земле. URL: http://www.pereplet.ru/obrazovanie/stsoros/863.html.
  85. , Ю.Б. Контроль над загрязнением Мирового океана в результате деятельности на морском дне / Ю. Б. Круглова // Сборник аспирантских научных работ. Казань: Изд-во Казанского ун-та. — 2006 — Вып. 7. Т.1. — С. 274 280
  86. Мировой океан как резерв минерального сырья в XXI веке / Е. А. Козловский, Ю. С. Малютин. URL: http://www.vipstd.ru/iournal/content/view/137/39/.
  87. , М.И. Раздел дна Мирового океана между всеми государствами? / М. И. Лазарев, B.C. Михайлов // М.: Правоведение. 1977. — № 4. — С. 9298.
  88. , C.B. Актуальные проблемы морского права / C.B. Молодцов // Мировая экономика и международные отношения. 1974. — № 7 — С. 49.
  89. , C.B. Вклад Советского Союза в развитие международного морского права / C.B. Молодцов // Актуальные проблемы современного международного права. Сборник научных трудов. Вып.7. М.: МГИМО. — 1977. — С. 44−64.
  90. , C.B. О новом этапе в развитии международного морского права / C.B. Молодцов // Советское государство и право. 1977. — № 6. — С. 102— 112.
  91. , C.B. К итогам работы пяти сессий III конференции ООН по морскому праву / C.B. Молодцов // Актуальные проблемы морского права. Труды Советской Ассоциации морского права. М.: Транспорт. — 1978. — С. 15−19.
  92. , П.В. Правовой режим Каспийского моря / П. В. Саваськов // Южный фланг СНГ. Центральная Азия-Каспий-Кавказ: возможности и вызовы для России- отв. ред. М. М. Наринский. М.: Логос. — 2003. — С. 147−162.
  93. , Л.В. Вопросы охраны морской среды на Третьей Конференции ООН по морскому праву / Л. В. Сперанская // Вопросы международного морского и воздушного права. М.: ИГП АН СССР. — 1979. — С. 35−47.
  94. , И.Ф. К вопросу об «экологизации» современного международного морского права / A.B. Овлащенко, И. Ф. Покровский // Транспортное право 2009. -№ 3 (Правовая система Консультант Плюс).
  95. , В. Мировой океан и международное право (к итогам сессии в Каракасе III Конференции ООН по морскому праву) / В. Ярославцев // Международная жизнь. 1975. -№!.- С. 81.1. Учебные пособия
  96. Международное право: учебник / Отв. ред. А. Н. Вылегжанин. М.: Юрайт, 2009. — 1012 с.
  97. Международно-правовые основы недропользования: учебное пособие для вузов / Отв. ред. А. Н. Вылегжанин. М.: МГИМО (У) МИД России, 2007. — 526 с.
  98. Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы / А. Л. Колодкин, В. Н. Гуцуляк. Ю. В. Боброва. М.: Статут, 2007. — 637 с.
  99. Гражданское право: Учебник / Под ред. Е. А. Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2008. — Т. 1 -320 с.
  100. Действующее международное право. Документы в 2 т. / Сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. М.: Международные отношения, 2002. — Т. 1. -768 с.
  101. Действующее международное право. Документы в 2 т. / Сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. М.: Международные отношения, 2002. — Т. 2. -512 с. 1. Иные документы
  102. Law of the Sea Bulletin № 3 // Office of the Special representative of the Secretary General for the Law of the Sea. March 1984 — P. 36. URL: http://www.un.org/Depts/los/doalospublications/LOSBulletins/bulletinpdf/bulE3.pdf.
  103. Law of the Sea Bulletin № 8 // Office of the Special representative of the Secretary General for the Law of the Sea. November 1986. — P. 35−36.1. Диссертации
  104. , А.Н. Международно-правовые основы природоресурсной деятельности государств в Мировом океане: Автореф. дис. д-ра юр. наук / А. Н. Вылегжанин. М., 2002 г. — 28 с.
  105. , Л.А. Международно-правовые вопросы освоения минеральных ресурсов дна Мирового океана.: Дис. канд. юр. наук: 12.00.10 / Л. А. Живаева. Ленинград, 1990 г. -219 с.
  106. , Л.Б. Правовой режим международного района морского дна : Дис. канд. юр. наук: 12.00.10 / Л. Б. Имнадзе. М., 1980. — 222 с.
  107. , Л.Б. Правовой режим международного района морского дна : Автореф. дис. канд. юр. наук / Л. Б. Имнадзе. М., 1980. — 35 с.
  108. , Ю.Б. Проблема правового регулирования разработки ресурсов морского дна за пределами континентального шельфа и пути обеспечения интересов СССР.: Автореф. дис. канд. юр. наук / Ю. Б. Казмин. -М., 1978. 19 с.
  109. , И.И. Правовые проблемы создания международного органа по морскому дну : Дис. канд. юр. наук: 12.00.10/ И. И. Яковлев. М., 1980. — 207 с. — • .
  110. Монографии на иностранном языке
  111. Anand, R.P. Law of the Sea. Caracas and beyond. Developments in International Law / R.P. Anand. the Hague: Martinus Nijhoff Publishers. — V.3. — 1980. —, 399 p.
  112. Anand, R.P. Origin and Development of the Law of the Sea: History of International Law / R.P. Anand. the Hague: Martinus Nijhoff Publishers. V.3. — 1983. -239 p.
  113. Andrassy, J. International law and the Resources of the Sea / J. Andrassy. -New York — London: 1970. 191 p.
  114. Brown, E.D. The Legal Regime of Hydrospace / E.D. Brown. London: London Institute of World Affaires, 1971. — 236 p.
  115. Brown, E.D. Sea-bed Energy and Minerals: the International Legal Regime / E.D. Brown. the Hague.: Martinus Nijhoff Publishers. Kluwer law International. -V. 2, 3.-2001.-464 p.
  116. Brown, D.J. Latham Public International Law / D.J. Brown: London: Sweet&Maxwell, 1970. 107 p.
  117. Cavare, L. Le droit international public positif / L. Cavare. T.2, Paris: Pe-done. 1951.-472 p.
  118. Churchill, R.R. The Law of the Sea / R.R. Churchill, A.V. Lowe. Manchester: MUP. — Third edition, 1999 — 494 p.
  119. Dupuy, R.J. Handbook on the Law of the Sea / R.J. Dupuy, D. Vignes. the Hague: Academy de droit international. — V. l, 1991. — 832 p.
  120. Fitzmaurice, G. Principles of International Public Law. Recueil des cours de I’Academie de droit international V.92 (1957−11) / G. Fitzmaurice. the Hague. -227 p.
  121. Gidel, G. Le droit international public de la mer / Recueil des cours de I’Academie de droit international V.175 (1982−11) // G. Gidel, 1932. T. l — 530 p.
  122. Guggenheim, P. Traite de droit international public / P. Guggenheim. Geneve, 1953.-T.l.-446 p.
  123. Kelsen, H. General theory of law and state / H. Kelsen, A. Havier Trevino, 2005.-516 p.
  124. Mahmoudi, S. The Law of Deep Seabed Mining / S. Mahmoudi. Stockholm, 1987. — 120 p.
  125. O’Brien, J. International Law / John O’Brien. L.: Cavendish Publishing Ltd, 2001.-797 p.
  126. Shaw M.N. International law / M. N. Shaw. Cambridge: University press, 2003.- 1288 p.
  127. Tyler, Paul A. Ecosystems of the Deep Ocean / Paul A. Tyler. Oxford: Elsevier Science and Technology, 2003 — 569 p.
  128. Wang James C. F Handbook on Ocean Politics and Law Greenwood Press. -L., 1992−568 p. л
  129. Статьи на иностранном языке
  130. Barkenbus, J.N. The future seabed regime / J.N. Barkenbus // Journal of International Affaires. Vol. 31.- 1977. — № 1. — P. 59.
  131. Brown, E.D. Freedom of the High Seas versus the Common Heritage of Mankind Fundamental Principles / E.D. Brown // San Diego Law Rev. Vol. 20. — 1983 -№ 3. — P. 521−560.
  132. Charney, J. Law of the Sea: Breaking the Deadlock / J. Charney // Foreign Affaires. Vol.55. — 1977. — №.3. — P. 603.
  133. Guntrip, Ed. The Common Heritage of Mankind: An Adequate Regime for Managing the Seabed? / Ed. Guntrip // Melbourne Journal of International Law. Vol. 4.-2003.-P. 376−405.
  134. Morgan, C.L. Synthesis of Environmetnal Impacts of Deep Seabed Mining / C.L. Morgan, N.A. Odunton, A.T. Jones // Marine Georesources and Geotechnology. -Vol. 17.-1 October 1999. № 4. — P. 307−356.
  135. Kumar Vijay India and the Common Heritage Concept in the International Seabed Area / Kumar Vijay // Current Science. Vol.86. — №.6. — P. 783−788. URL: http://www.ias.ac.in/currsci/mar252004/783.pdf.
  136. Larshan, B. The common heritage of mankind: Principle of international law / B. Brenan // Columbia Journal of International Law. 1983. Vol. 21. — №.2. — P. 305−306.
  137. Lodge, Michael W. The International Seabed Authority’s regulations on Prospecting and Exploration for Polymetallic Nodules in the Area / Michael W. Lodge. URL: http://www.dundee.ac.uk/cepmlp/iournal/html/voll0/articlel0−2.html.
  138. Markussen, J.M. Deep Seabed Mining and the environment: Consequences, Perceptions and Regulations / J.M. Markussen // Green Globe Yearbook 1991. P. 31−39.
  139. Oxman, B. The Third United Nations Conference on the Law of the Sea: The Seventh Session (1978) / B. Oxman // American Journal of International Law. 1979. -Vol. 73.-№.1.-P. 34.
  140. Shackelford, Scott J. The Tragedy of the Common Heritage of Mankind / Scott J. Shackelford // Stanford University Publications. URL: http://ssrn.com/abstract=1 407 332.
  141. Wolfrum, R. The principle of Common Heritage of Mankind / R. Wolfrum // Zeitschrift fur auslandisches offentliches Rrecht und Volkerrecht. 1983. P. 311−337.
  142. Annual report 1997−1998 / National Institute of oceanography prepared by Rosy Thomas, Ehrlich Desa and others. National Institute of oceanography Dona Paula, Goa (India). — 1997−1998. — P. 60.
  143. Materials of the International Symposium on Environmental Studies for Deep-Sea Mining Proceedings under auspices of Metal Mining Agency of Japan
  144. MM A J). Tokyo. — November 1997.
  145. Prospects for international collaboration in marine environmental research to enhance understanding of the deep-sea environment: proceedings. International Seabed Authority Workshop / International seabed Authority. Kingston, 2002 — P. 257.
  146. Документы на иностранном языке
  147. Deep Seabed Hard Mineral Resources Act of 1980, текст Закона находится по ссылке URL: http://143.231.180.67/download/pls/30C26.txt.
  148. Deep Seabed Mining Regulations for Exploration Licenses of 15 October 1981, текст Правил находится по ссылке URL: http://law.iustia.com/us/cfr/titlel5/15cfr970 main 02.html.
  149. Deep Seabed Mining Regulations for Commercial Recovery Permits of 1989, текст Правил находится по ссылке URL: http://law.justia.com/us/cfr/title 15/15cfr971 main 02.html.
  150. Deep Seabed Mining (Temporary Provisions) Act of 1981. URL: http://www.uk-legislation.hmso.gov.uk/RevisedStatutes/Acts/ukpga/1981/cukpga 19 810 053 en 1.
Заполнить форму текущей работой