Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Административно-правовое регулирование государственного заказа в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В-третьих, состоянием научной разработанности вопросов административно-правового регулирования государственного заказа. Анализ нормативных правовых документов и тематической литературы показывает, что большинство работ по указанным проблемам, к сожалению, акцентируют внимание только лишь вопросам размещения государственного заказа. Возникает необходимость в разработке конкретных научных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Понятие, сущность и содержание административно-правового регулирования государственного заказа в Российской Федерации
    • 1. 1. Государственный заказ, как объект административно-правового регулирования в Российской Федерации
    • 1. 2. Принципы административно-правового регулирования государственного заказа
    • 1. 3. Источники административно-правового регулирования государственного заказа
    • 1. 4. Возможность применения зарубежного опыта административно-правового регулирования государственного заказа в Российской Федерации
  • Глава 2. Механизм административно-правового регулирования государственного заказа в Российской Федерации
    • 2. 1. Содержание механизма административно-правового регулирования государственного заказа
    • 2. 2. Актуальные проблемы административно-правового регулирования государственного заказа
    • 2. 3. Административно-правовые аспекты контроля в сфере государственного ' заказа.139 !

Административно-правовое регулирование государственного заказа в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена следующими факторами. Во-первых, теоретической и практической важностью административно-правового регулирования государственного заказа в Российской Федерации, выполняющего не только задачи по обеспечению государственных нужд, реализации целевых программ и формированию резервного фонда, но и обеспечивающего экономико-правовое и социально-политическое развитие государства.

Во-вторых, состоянием административно-правового регулирования государственного заказа в целом. С начала административной реформы законодательство Российской Федерации о размещении заказов претерпело значительные изменения, позволившие обеспечить единство экономического пространства, расширить возможности участия в размещении заказа физических и юридических лиц, совершенствовать деятельность органов государственной власти. Вместе с тем, представляется, что административно-правовое регулирование государственного заказа сегодня не носит характер системы, некоторые вопросы не получили должной административно-правовой разработки и закрепления в массиве административно-правовых норм, в частности, такие важные элементы государственного заказа, как планирование и прогнозирование. Отсутствуют законодательно закрепленные принципы административно-правового регулирования государственного заказа. Немало вопросов вызывает административно-правовое регулирование и практика контроля в данной области.

В-третьих, состоянием научной разработанности вопросов административно-правового регулирования государственного заказа. Анализ нормативных правовых документов и тематической литературы показывает, что большинство работ по указанным проблемам, к сожалению, акцентируют внимание только лишь вопросам размещения государственного заказа. Возникает необходимость в разработке конкретных научных и практических рекомендаций по развитию административно-правового регулирования иных элементов государственного заказа, в том числе планирования, прогнозирования и формирования. Недостаточное научное исследование данных вопросов приводит к неудовлетворительному состоянию конкуренции и эффективности в сфере государственного заказа, защите как публичных, так и частных интересов данной области. Недостаточно разработанный инструментарий для осуществления полноценного и оптимального контроля, в совокупности с низким уровнем правовой подготовки большинства сотрудников госаппарата, занятых в сфере государственного заказа создает коррупционные предпосылки. Существующие проблемы в административно-правовом регулировании государственного заказа неизбежно ведут к многочисленным претензиям, спорам и конфликтам сторон, к длительным и сложным судебным тяжбам.

Имеющийся в настоящее время нормативный административно-правовой инструментарий не всегда оказывается достаточным для оперативного и адекватного регулирования государственного заказа, а в ряде случаев не вполне соответствует сущности административных отношений в данной области, оказывая негативное воздействие на функционирование сферы государственного заказа.

Анализ механизма административно-правового регулирования государственного заказа с позиции теории административного права, закономерностей системного регулирования административно-правовых отношений в данной области позволит определить основные принципы и концептуальные походы к оптимизации позитивного административно-правового регулирования государственного заказа, формированию более эффективной и конкурентной его системы, максимально учитывающей и публичные, и частные интересы.

Степень научной разработанности темы.

Вопросы, связанные с размещением заказов для государственных нужд, в том числе правовые, финансовые (бюджетные), социальные, в целом, получили довольно широкое освещение в литературе. Однако, изучение государственного заказа проводилось преимущественно исследователями в области экономики и финансов: A.A. Гладковым, Е. А. Звоновой, К. В. Кузнецовым М.Н. Козиным, A.A. Макаровым, Н. В. Нестеровичем, A.B. Пикуликом, Ю. П. Панибратовым, К. А. Перовым, А. Г. Свинаренко, В. И. Смирновым, И. И. Смотрицкой, В. А. Федоровичем и др.

Среди правовых работ в сфере государственного заказа имеется ряд комплексных исследований, в частности работы В. А. Власова, А. Б. Золотаревой, JI.M. Давлетшиной, A.A. Демина, A.A. Жука, В. В. Ильюхина, И. В. Карпухина, В. А. Кныш, В. А. Кощеева, Ю. М. Кузнецова, В. А. Курочкиной, В. В. Мельникова, Е. А. Поповой, М. М. Тогузаева, JI.K. Фатеевой, Т. В. Файберг, В. А. Щербакова и др.

Отдельные аспекты административно-правового регулирования государственного заказа нашли отражение в диссертационных исследованиях B.C. Гладкова, Я. Б. Гребенщиковой, В. И. Кузнецова.

Особый интерес представляют работы В. И. Кузнецова, показавшего регулирование института государственного заказа сквозь призму существующих отраслей права и B.C. Гладкова, рассматривающего государственный заказ сквозь призму методов правового регулирования и обосновывающего понятие государственного заказа в качестве моноотраслевого административно-правового института, включающего ряд субинститутов, отражающих специфику формирования и удовлетворения государственных нужд в различных областях управления. Следует отметить, что полемизируя с цивилистическими подходами к определению и содержанию регулирования государственного заказа, автор не выделяет и не отграничивает в публично-правовом регулировании государственного заказа его финансово-правовую составляющую. Работа Я. Б. Гребенщиковой отличается тем, что объектом ее исследования является не государственный, а муниципальный заказ. При этом она уделяет внимание преимущественно вопросам порядка заключения и исполнения муниципального контракта.

К сожалению, в указанных выше работах остался неосвещенным ряд концептуальных вопросов административно-правового регулирования государственного заказа, в частности, области планирования, прогнозирования, формирования и контроля, не исследованы принципы административно-правового регулирования государственного заказа. Так, в работе B.C. Гладкова данные принципы не являются объектом исследования, автор говорит лишь о некоторых принципах регулирования, имеющих значение для сферы государственного заказа в контексте изучения методов правового регулирования данной области, при этом не предпринимаются попытки анализа и выявления их правового содержания.

В связи в изложенным, диссертант отмечает недостаточную изученность комплекса проблем административно-правового регулирования государственного заказа, исследование которых ограничивается исключительно отдельными, малозначительными и, преимущественно, экономическими аспектами. Наблюдается недостаточность системного подхода к изучению административно-правового регулирования государственного заказа. В трудах отечественных юристов-практиков представлено более общее содержание и основы проведения государственных закупок. Содержание специальной литературы носит исключительно практический, рекомендательный (ситуационный) характер.

Целью исследования является определение механизма административно-правового регулирования государственного заказа в Российской Федерации, теоретических и практических проблем в данной области, выявление и систематизация принципов административно-правового регулирования государственного заказа и формирование предложений по его совершенствованию.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих основных задач:

— исследовать источники административно-правового регулирования государственного заказа;

— определить административно-правовое содержание понятия «государственный заказ»;

— собрать, обобщить и систематизировать информацию, характеризующую теоретические и практические аспекты административно-правового регулирования государственного заказа, определить его административно-правовую основу и принципы;

— проанализировать опыт регулирования государственных закупок зарубежных стран в целях совершенствования государственного заказа в Российской Федерации;

— раскрыть содержание понятия «механизм административно-правового регулирования государственного заказа»;

— определить актуальные проблемы административно-правового регулирования государственного заказа и сформулировать практические предложения и рекомендации по их преодолению.

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере государственного заказа в Российской Федерации, регулируемые нормами административного права.

Предметом исследования являются нормы административно-правового регулирования государственного заказа в Российской Федерации, а также научные труды, исследования, как в области административного права, так и общеправовые и неправовые научные и практические исследования, административная и судебная практика.

Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, акты международного права, федеральное и региональное законодательство, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иные подзаконные нормативные правовые акты. Так же в работе использованы материалы типового закона о публичных закупках ЮНСИТРАЛ.

Теоретическую базу исследования составили научные статьи, диссертационные исследования, монографические издания современных российских, иностранных ученых юристов, экономистов и иных специалистов в области теории права, административного и финансового права, в том числе в сфере регулирования государственного заказа, а так же работы в области управления государственными закупками посвященные актуальным проблемам сферы государственного заказа.

Теоретическую основу работы составили исследования в области теории права С. С. Алексеева, В. И. Гоймана, В. В. Лазарева, В. Е. Усанова, Т. Н. Хабееватеории административного права — А. Б. Агапова, Д. Н. Бахраха, К. С. Вельского, Б. Н. Габричидзе, Ю. А. Дмитриева, Ю. М. Козлова, А. Н. Козырина, Н. М. Конина, А. П. Коренева, И. В. Пановой, JI.JI. Попова, Б. В. Российского, Ю.Н. Стари-лова, М. С. Студеникиной, Ю. А. Тихомирова, Н. Ю. Хаманевой, B.C. Четверикова, М. А. Штатиной, В. А. Юсупова и др.- теории финансового права — Е. Ю. Грачевой, Е. И. Майоровой, JI.B. Хроленковой, М. Ф. Ивлиевой, В.А. Па-рыгиной, Г. В. Петровой, Э. Д. Соколовой, A.A. Тедеева и др.

Основу работы составили также специальные правовые и иные научные исследования в области государственного заказа, затрагивающие разнообразные аспекты исследуемой проблемы, отраженные в научных изданиях, специальной литературе и публикациях отечественных ученых — Д.А. Абдрахимо-ва, Л. И. Андреевой, А. Н. Борисова, Е. С. Бурдаевой, A.A. Гладкова, B.C. Гладкова, Я. Б. Гребенщиковой, М. Я. Евраева, А. Ю. Жданова, Е. А. Звоновой, H.A. Краева, В. И. Кузнецова, В. Д. Мелыунова, Н. В. Нестеровича, O.A. Паршина, A.B. Пикулика, А. Г. Свинаренко, И. И. Смотрицкой, Г. А. Сухадольского, Т. Н. Трефиловой, A.A. Храмкина и др.- зарубежных ученых — JI. Гарольда, М. Линдерса, Ф. Джонса, А. Патрона, А. Флина, Г. Фирона, Л. Якобсона и др.

Методологическую основу диссертационного исследования составили методы: комплексного исследования, системного анализа, формально-юридический или догматический, социологический, логический, сравнительный.

Эмпирическую базу исследования составили:

1.Предметное интервьюирование 26 специалистов исполнительных органов государственной власти и государственных органов Московской области, занятых в сфере государственного заказа на тему: «Проблемы правового регулирования государственного заказа».

2. Интервьюирование 30 представителей участников размещения заказа и 8 сотрудников Федеральной антимонопольной службы России, Управлений Федеральной антимонопольной службы по Москве и Московской области на тему: «Соблюдение законодательства Российской Федерации о размещении государственных заказов».

Научная новизна исследования определяется разработкой недостаточно исследованных вопросов административно-правового регулирования государственного заказакомплексным подходом и системным анализом к рассмотрению механизма его административно-правового регулированияполученными результатами теоретического и практического (прикладного) характера.

В диссертации определено административно-правовое содержание понятия «государственный заказ» и показана специфика его основных элементов, выраженная, в частности, преимущественным регулировании нормами административного права вопросов планирования, прогнозирования, формирования и размещения государственного заказа, использовании большого числа императивных норм и административных процедур в регулировании государственного заказа, в характерных признаках публично-правовой природы государственного контракта, наличия разветвленной системы контролирующих органов, наделенных квазисудебными и иными публичными полномочиями посредством норм административного права.

Новизна работы находит непосредственное выражение в положениях, выносимых на защиту:

1. Государственный заказ регулируется, прежде всего, нормами и методами публичного права, в том числе административного и финансового. При этом специальное законодательство о размещении заказов использует преимущественно административно-правовые регуляторы. Обосновывается позиция необходимости для целей административно-правового регулирования в данной области, а также формирования единообразной правоприменительной практики, использование понятия не государственных закупок, а государственного заказа, под которым предлагается понимать сложный, непрерывный процесс обеспечения государственных нужд путем привлечения внешних исполнителей на возмездной основе и состоящий из совокупности взаимосвязанных и последовательных этапов: прогнозирования, планирования, формирования, размещения, исполнения и контроля.

2. Анализ системы контролирующих органов в сфере государственного заказа, действующих в соответствии с нормами административного права, выявил наличие ряда пробелов в определении их компетенции. Так законодательно не определено разграничение компетенции между территориальными органами ФАС России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не решен вопрос возможности пересмотра центральным органом ФАС России решений, принятых как своими территориальными подразделениями, так и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Это негативно сказывается на реализации правовой защиты как публичных, так и частных интересов. Предлагается определить компетенцию территориальных подразделений ФАС России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе исключения дублирования полномочий в данной области, а так же предоставить полномочия ФАС России по пересмотру решений, принятых своими территориальными подразделениями и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

3. Выявлены и систематизированы принципы административно-правового регулирования государственного заказа, включающие как общеотраслевые административно-правового регулирования, так и внутриотраслевые, специальные принципы административно-правового регулирования, характерные для сферы государственного заказа. Выявлены и исследованы две группы внутриотраслевых принципов: 1) принципы административно-правового регулирования, направленного на обеспечение добросовестной конкуренции в сфере государственного заказа, 2) принципы административно-правового регулирования, направленного на эффективность государственного заказа. В целях развития системного регулирования и правоприменения в сфере административно-правовых отношений государственного заказа, обосновывается необходимость легального закрепления указанных принципов в законодательстве о размещении заказов.

4. Учитывая, что одним из ключевых этапов государственного заказа является формирование, крайне необходима оптимизация его административно-правового регулирования. Исследование зарубежного опыта показало успешное применение в публичном заказе ряда передовых технологий таких, как прокью-ремент, в частности, определение оптимальной стоимости заказа. Предлагается дополнить административно-правовой механизм, регулирующий формирование государственного заказа обязанностью государственного заказчика использовать инструменты прокьюремента на этапе формирования государственного заказа в целях повышения эффективности удовлетворения государственных нужд.

5. Учитывая неоднозначность научного определения механизма административно-правового регулирования, в целях его дальнейшего изучения и совершенствования предложено авторское определение «механизма административно-правового регулирования государственного заказа», под которым понимается совокупность взаимосвязанных административно-правовых институтов и правовых средств, воздействующих на общественные отношения в сфере государственного заказа в целях обеспечения ее эффективного функционирования. К таким институтам и правовым средствам, в частности, относятся: административные процедуры размещения государственного заказа, государственный контракт, специальная система контроля за размещением заказа, применение административно-правовых мер принуждения и административной ответственности.

6. Отмечается недостаточность регламентации на законодательном уровне административно-правовых отношений, возникающих на этапах планирования, прогнозирования и формирования государственного заказа. В качестве одного из направлений развития административно-правового регулирования на данных этапах предлагается законодательное установление механизмов вовлечения общественных институтов, в частности, научных организаций в подготовку обоснованных предложений для государственного заказчика по формированию государственного заказа, разработку административных процедур взаимодействия государственного заказчика с заинтересованными субъектами публичного управления в целях эффективного планирования и формирования государственного заказа, а также установление административно-правовых механизмов предварительного контроля разрабатываемых заказчиком проектов государственного заказа.

7. Выявлена зависимость эффективности государственного заказа от эффективности административно-правового регулирования кадрового обеспечения управления в данной сфере, в том числе от количества занятых специалистов, уровня их подготовки, квалификации и правовой культуры, материального обеспечения. В целях повышения эффективности административно-правового регулирования государственного заказа диссертантом предложено дополнить «Всероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» новой специальностью — специалист в сфере государственного заказа в целях установления возможности выделения в штатном расписании государственного заказчика соответствующей должности.

8. Одной из актуальных проблем повышения эффективности, конкурентоспособности и прозрачности государственного заказа является несвоевременное получение от компетентных государственных органов ответов на запросы государственного заказчика. Диссертантом предложено повысить эффективность норм административно-правового регулирования действующего механизма, обязывающего государственные органы, в том числе органы исполнительной власти, налоговые инспекции, службу судебных приставов, арбитражные суды и суды общей юрисдикции, предоставлять государственному заказчику запрашиваемую в соответствии с законодательством о размещении заказов необходимую информацию, путем сокращения установленного срока для дачи ответа, который может быть равен трем рабочим дням.

9. Существующее многообразие источников, регулирующих сферу административно-правовых отношений государственного заказа, в совокупности с обилием иных, легально незакрепленных источников, затрудняют осуществление системного подхода к административно-правовому регулированию данной сферы, единообразному и эффективному правоприменению. Кроме того, не получило системного закрепления в законодательстве административно-правовое регулирование таких этапов государственного заказа, как планирование, прогнозирование и формирование, отсутствует легальное закрепление принципов административно-правового регулирования государственного заказа. В этой связи диссертантом обоснована необходимость систематизации норм административного права на уровне закона, оптимальной формой которой является кодификация всего комплекса норм административного права, оформляющих все этапы государственного заказа, в том числе планирования, прогнозирования, формирования и контроля, за исключением вопросов административной ответственности, регламентированных в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и интеграции имеющихся знаний и современных теоретических представлений о сущности административно-правового регулирования государственного заказа, разработке новых теоретических знаний в области административно-правового регулирования государственного заказа, что позволит не только восполнить пробелы относительно малоизученных аспектов регулирования государственного заказа, но и даст возможность применить полученные результаты для дальнейших научных исследований, классификации терминов и понятий, совершенствования законодательной и правоприменительной практики сферы государственного заказа.

Практическая значимость исследования заключается в использовании материалов диссертации при формировании конкретных предложений по совершенствованию механизма административно-правового регулирования государственного заказа для федеральных и региональных законодательных и исполнительных органов власти в целях актуализации и дальнейшего применения в законотворческой и правоприменительной деятельности, в практической работе государственных заказчиков. Обобщенные материалы, выработанные теоретические и практические выводы и предложения также могут быть использованы для разработки, составления и чтения специального учебного курса (предмета) «Государственный заказ» и «Административно-правовое регулирование государственного заказа».

Апробация результатов исследования. Диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите на кафедре административного и финансового права Российского университета дружбы народов. Основные теоретические положения и выводы диссертации отражены в десяти научных статьях. Сформулированные в статьях предложения вошли в основу изменений, внесенных в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 160-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации"1, а также в законопроект, разработанный СРО НП «САХАЛИНСТРОЙ» по внесению изменений в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Основные выводы диссертации представлялись автором на конференции «Актуальные экономико-правовые проблемы становления и развития предпринимательства в России на современном этапе», проводимой AHO ВПО «Академический международный институт» (г. Москва, 16 мая 2009 г.) — обсуждались в процессе работы интернет-круглого стола, организованного Компанией «ГАРАНТ» по теме: «Новеллы законодательства Российской Федерации о госзакупках в 2009 году: спорные вопросы и порядок их разрешения» (г. Москва, 10 августа 2009 г.) — рассмотрены в ходе семинара по теме «Изменения в законодательстве о размещении заказов в 2009 году», проводимым Центром развития конкурентной политики и государственного заказа Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (г. Москва, 25 сентября 2009 г.).

Отдельные рекомендации исследования используются государственными заказчиками Калужской и Тверской областей. Материалы исследования используются в преподавании курсов «Административное право», «Финансовое право», «Предпринимательское право» в Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Академический международ Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 29. Ст. 3597. ный институт», а также Государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Московский областной учебный центр «Нахабино» в учебном процессе для повышения квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих Московской области по курсам «Управление государственными и муниципальными заказами» и «Размещение государственного и муниципального заказа путем проведения аукционов», для методического обеспечения учебного процесса, подготовки и разработки учебно-методической и научной литературы в ГОУ ДПО «Московский областной учебный центр «Нахабино».

Структура и объем диссертации

Исследование состоит из введения, двух глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Заключение

В настоящем исследовании использован системный подход в изучении административно-правового регулирования государственного заказа. Обобщены имеющиеся знания и современные теоретические представления о его сущности. Определено административно-правовое содержание понятия «государственный заказ» и показана специфика его основных элементов, выраженная, в частности, преимущественным регулировании нормами административного права вопросов планирования, прогнозирования, формирования и размещения государственного заказа, использовании большого числа императивных норм и административных процедур в регулировании государственного заказа, в характерных признаках публично-правовой природы государственного контракта, наличия разветвленной системы контролирующих органов, наделенных квазисудебными и иными публичными полномочиями посредством норм административного права. Выявлены принципы административно-правового регулирования государственного заказа.

В целях совершенствования государственного заказа в Российской Федерации проанализирован опыт регулирования аналогичной сферы в зарубежных странах. Раскрыто содержание понятия «механизм административно-правового регулирования государственного заказа» и определены актуальные проблемы административно-правового регулирования государственного заказа.

На основе обобщенных в процессе исследования материалов выработаны теоретические и практические выводы, научные результаты, сформулированы конкретные предложения и рекомендации, направленные на повышение эффективности административно-правового регулирования государственного заказа.

Государственный заказ регулируется преимущественно нормами и методами публичного права, в том числе административного и финансового. При этом специальное законодательство о размещении заказов использует преимущественно административно-правовые регуляторы. Объектом такого административно-правового регулирования являются общественные отношения, возникающие в сфере государственного заказа на протяжении всех его последовательно связанных этапов. Исключение составляют возникающие на данных этапах общественные отношения, связанные с финансово-правовыми аспектами регулирования, регламентирующими порядок использования средств бюджета и внебюджетных источников финансирования в сфере государственного заказа.

Административно-правовое регулирование государственного заказа представляет собой сложный и непрерывный процесс принятия, корректировки и применения государством административно-правовых норм, регулирующих сферу государственного заказа путем установления единых правил, прав и обязанностей ее субъектов.

Государственный заказ, как объект административно-правового регулирования представляет собой сложный, непрерывный процесс обеспечения государственных нужд путем привлечения внешних исполнителей на возмездной основе и состоящий из совокупности взаимосвязанных и последовательных этапов: прогнозирования, планирования, формирования, размещения, исполнения и контроля. Данное понятие разработано в целях повышения эффективности административно-правового регулирования государственного заказа, а также для формирования единообразной правоприменительной практики, в том числе административной и судебной.

Административно-правовое регулирование осуществляется на всех этапах государственного заказа, однако в позитивном праве не все этапы урегулированы равномерно. Наблюдается недостаточность регламентации на законодательном уровне административно-правовых отношений, возникающих на этапах планирования, прогнозирования и формирования государственного заказа. В качестве одного из направлений развития административно-правового регулирования на данных этапах предлагается законодательное установление механизмов вовлечения общественных институтов, в частности, научных организаций в подготовку обоснованных предложений для государственного заказчика по формированию государственного заказа, разработку административных процедур взаимодействия государственного заказчика с заинтересованными субъектами публичного управления в целях эффективного планирования и формирования государственного заказа, а также установление административно-правовых механизмов предварительного контроля разрабатываемых заказчиком проектов государственного заказа.

Малоизученным вопросом являются принципы административно-правового регулирования государственного заказа, недостаточность исследования которых сказывается на эффективности правоприменения. Вместе с тем, принципы административно-правового регулирования составляют основу административно-правового регулирования государственного заказа. В результате исследования было определено, что к принципам административно-правового регулирования государственного относятся как общеотраслевые принципы административно-правового регулирования, так и внутриотраслевые принципы административно-правового регулирования, действующие непосредственно в сфере государственного заказа и имеющие важное значение для развития системного нормотворчества и согласованного регулирования административно-правовых отношений в сфере государственного заказа.

Выявленные внутриотраслевые принципы административно-правового регулирования можно объединить в две группы: 1) принципы административно-правового регулирования, направленного на обеспечение добросовестной конкуренции в сфере государственного заказа- 2) принципы административно-правового регулирования, направленного на эффективность государственного заказа. В первую группу входят принципы: создания, обеспечения развития добросовестной конкурентной среды в сфере государственного заказаобъективности и беспристрастности администрации при размещении заказагласности и прозрачности размещения заказасодействия административных процедур справедливости размещения заказаприоритета конкурентных процедур при размещении заказа (принцип ограниченного и обоснованного использования неконкурентных процедур при размещении заказа). Во вторую группу входят принципы: обеспечения максимальной экономичности и эффективности государственного заказаусиления административного регулирования государственного заказа на основе оптимального сочетания экономических и административных методов. Принцип единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов одновременно направляет административно-правовое регулирование на решение задач, как обеспечения добросовестной конкуренции, так и эффективности государственного заказа, поэтому может быть включен и в первую, и во вторую группу.

Обоснована необходимость легального закрепления общеотраслевых принципов правового регулирования, в частности, административно-правовых, по которым имеется согласованное мнение авторитетных ученых в данной области, отражающих цели, основные идеи и позитивное содержание административно-правового регулирования в целом, а также специальных внутриотраслевых принципов административно-правового регулирования в сфере государственного заказа.

Совершенствование административно-правового регулирования государственного заказа невозможно без системного анализа его механизма. В этой связи в исследовании было изучено содержание механизма административно-правового регулирования государственного заказа, выявлены его элементы и специфика функций. Учитывая неоднозначность научного определения механизма административно-правового регулирования, в целях его дальнейшего изучения и совершенствования предложено авторское определение «механизма административно-правового регулирования государственного заказа», под которым понимается совокупность взаимосвязанных административно-правовых институтов и правовых средств, воздействующих на общественные отношения в сфере государственного заказа в целях обеспечения ее эффективного функционирования. К таким институтам и правовым средствам механизма административно-правового регулирования государственного заказа относятся: административные процедуры планирования, прогнозирования, формирования и размещения государственного заказа, государственный контракт, специальная система контроля за размещением государственного заказа, применение административно-правовых мер принуждения и административной ответственности.

В целях повышения эффективности административно-правового регулирования государственного заказа в Российской Федерации исследован зарубежный опыт регулирования аналогичной сферы, в части организации закупок товаров и работ для публичных нужд. В частности, были изучены аспекты административно-правового регулирования торгов, которые в каждой стране имеет свои особенности, непосредственно связанные с историческими условиями развития и организацией бюджетной и политической систем. Характерной особенностью подходов многих зарубежных стран в отличие от современного отечественного опыта, является то, что главной целью публичного заказа зарубежных стран является приобретение товаров и работ надлежащего качества по оптимальной, а не минимальной цене. В целях повышения эффективности административно-правового регулирования государственного заказа в Российской Федерации целесообразно использовать систему организации государственных закупок — прокъюремент, основанную на принципах гласности, открытости, состязательности, экономичности и подотчетности.

Центром внимания административно-правового регулирования государственного заказа является обеспечение добросовестной конкуренции и эффективности государственного заказа. Помимо содержания административно-правового регулирования государственного заказа, его механизма и зарубежного опыта регулирования аналогичной сферы, исследован ряд актуальных теоретических и практических проблем в целях повышения эффективности административно-правового регулирования государственного заказа с помощью норм административного права, а так же даны практические предложения и рекомендации по их преодолению. Так, выявлена зависимость эффективности государственного заказа от эффективности административно-правового регулирования кадрового обеспечения управления в данной сфере, в том числе от количества занятых специалистов, уровня их подготовки, квалификации и правовой культуры, материального обеспечения. В целях повышения эффективности административно-правового регулирования государственного заказа предложено дополнить «Всероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» новой специальностью — специалист в сфере государственного заказа в целях установления возможности выделения в штатном расписании государственного заказчика соответствующей должности.

Еще одной актуальной проблемой повышения эффективности, конкурентоспособности и прозрачности государственного заказа является несвоевременное получение от компетентных государственных органов ответов на запросы государственного заказчика. Предложено повысить эффективность норм административно-правового регулирования действующего механизма, обязывающего государственные органы, в том числе органы исполнительной власти, налоговые инспекции, службу судебных приставов, арбитражные суды и суды общей юрисдикции, предоставлять государственному заказчику запрашиваемую в соответствии с законодательством о размещении заказов необходимую информацию, путем сокращения установленного срока для дачи ответа, который может быть равен трем рабочим дням.

Определено, что процесс формирования правовой базы регулирования сферы государственного заказа в настоящее время не завершен и существует острая необходимость проведения работ по систематизации административно-правовых норм, регулирующих данную сферу. Многообразие источников административного права, состоящих из нормативных правовых актов различной юридической силы, принятых в различные историко-политические периоды и основанных на разных правовых концепциях, является основной проблемой в вопросе их систематизации. Нормативной административно-правовой базой, основу которой составляют акты федерального уровня в большей степени урегулированы этапы размещения, исполнения и контроля государственного заказа, в то время как в регулировании прогнозирования, планирования и формирования государственного заказа отмечается явная недостаточность. Следовательно нормативная административно-правовая база нуждается в корректировке согласно общим принципам административного права и внутриотраслевым принципам административно-правового регулирования государственного заказа, с учетом иерархии нормативных актов, в соответствии с общепризнанными доктринальными подходами административно-правовой науки к понятию, видам, содержанию и юридической силе актов административного права.

Обилие легально незакрепленных источников, затрудняют осуществление системного подхода к административно-правовому регулированию данной сферы, единообразному и эффективному правоприменению. Кроме того, не получило системного закрепления в законодательстве административно-правовое регулирование таких этапов государственного заказа, как планирование, прогнозирование и формирование, отсутствует легальное закрепление принципов административно-правового регулирования государственного заказа. В этой связи обоснована необходимость систематизации норм административного права на уровне закона, оптимальной формой которой является кодификация всего комплекса норм административного права, оформляющих все этапы государственного заказа, в том числе планирования, прогнозирования, формирования и контроля, за исключением вопросов административной ответственности, регламентированных в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. По нашему мнению содержательная структура Кодекса государственного заказа должна включать: основные понятия и принципы административно-правового регулирования государственного заказа, административно-правовое регулирование планирования, прогнозирования и формирования, административные процедуры и требования к размещению и информационному обеспечению государственного заказа, административно-правовой контроль сфере государственного заказа, административные права и обязанности субъектов государственного заказа.

Осуществление многих властных распорядительных действий требует максимальной и подробной их регламентации со стороны государства. В исследовании предложено весь массив административных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере государственного заказа объединить в Кодексе государственного заказа. Учитывая длительность разработки и процесса принятия кодифицированного акта, целесообразно в кратчайшие сроки максимально упорядочить действия компетентных государственных органов, в том числе органов контроля, путем принятия определенных административных регламентов. До принятия Кодекса государственного заказа использование таких регламентов способно ликвидировать пробелы административно-правового регулирования общественных отношений, возникающих на отдельных этапах государственного заказа.

В работе была предпринята попытка обобщения имеющихся знаний и современных теоретических представлений о сущности административно-правового регулирования государственного заказа и разработки новых теоретических знаний в данной области. Представляется, что полученные результаты исследования позволят восполнить пробелы относительно малоизученных аспектов административно-правового регулирования государственного заказа и могут стать основой для дальнейших научных исследований, классификации терминов и понятий, совершенствования законодательной и правоприменительной практики сферы государственного заказа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Типовой закон ЮНСИТРАЛ «О закупках товаров (работ) и услуг» // г. Нью-Йорк 31 мая 17 июня 1994 г. 27 сессии ЮНСИТРАЛ.
  2. Соглашение Всемирной Торговой Организации о правительственных закупках (Agreement on Government Procurement), 1996 г. // информационно-правовая система ГАРАНТ платформа F 1 Эксперт.
  3. Закон Республики Казахстан от 21 июля 2007 г. № 303 «О государственных закупках», Ведомости Парламента PK, 2007 г. № 17 (2498), ст. 135 Электронный ресурс. URL: http:// www.minjust.ru (дата обращения: 18.10.2008).
  4. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи (в ред. Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 258-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 2. Ст. 127.
  5. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.
  6. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
  7. Национальный план противодействия коррупции (утвержден Президентом РФ от 31 июля 2008 № Пр-1568) // РГ от 5 августа 2008 г. № 164.
  8. Указ Президента Российской Федерации от 25 июня 1997 г. № 630 «Об утверждении положения о звании Поставщик продукции для государственных нужд России» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 26. Ст. 3032.
  9. Указ Президента Российской Федерации от 11 мая 1998 г. № 528 «О Российской академии правосудия» (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 25 сентября 1999 г. № 1280) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 19. Ст. 2110.
  10. Распоряжение Президента Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 405-рп «О размещении государственных заказов на изготовление бланков исполнительных листов» // Собрание законодательства Российской Федерации.2008. № 29 (ч. 1). Ст. 3506.
  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 1997 г. № 1062 «Об утверждении звания поставщик продукции для государственных нужд России» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 35. Ст. 4084.
  12. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. № 1222 «О продукции, закупаемой для государственных нужд без проведения торгов (конкурсов)» (в ред. Постановлений Правительства Российской
  13. Федерации от 25 июня 1998 г. № 651, от 9 января 1999 г. № 26) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 40. Ст. 4591.
  14. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа2004 г. № 443 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 36. Ст. 3670 (утратило силу с 23 июня 2008 г.).
  15. Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской
  16. Закон «О заказе Санкт-Петербурга» от 20 июня 1999 г. № 91−81 // Городской заказ Санкт-Петербурга, 2000. № 1(16).
  17. Постановление Администрации края от 27 декабря 2007 г. № 612 «О государственном заказе Алтайского края» Электронный ресурс. URL: http:// www.regionz.ru (дата обращения: 20.01.2009).
  18. А.Б. Административное право: учебник. — М, 2004. 932 с.
  19. Административное право / под ред. JI.JT. Попова — 2-е изд., переработ, и доп. М.: Юристъ, 2005. — 703 с.
  20. Административное право России: курс лекций / К. С. Вельский и др.- под ред. Н. Ю. Хаманевой. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. 704 с.
  21. Административное право: Учебник / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. 3-е изд., пересмотр, и доп. — М.: Норма, 2007. — 816 с.
  22. Административное: учебник / под ред. JI.JI. Попова, М.С. Студеники-ной. М.: Норма, 2008. — 992 с.
  23. Административное право зарубежных стран: учебник / под ред. А. Н. Козырина и М. А. Штатиной М.: Спарк, 2003. — 464 с.
  24. С.С. Общая теория права. Т.1 М., 1981.-291 с.
  25. JI.B. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. — М.: Волтерс Клувер, 2009. — 296 с.
  26. Г. Л., Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие / под общей ред. проф. Г. Л. Багиева. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.231 с.
  27. Д.Н. Административное право России: Учебник. 2-е изд., пере-раб. и доп. М.: Эксмо, 2008. — 528 с.
  28. A.B., Богородицкий И. Б., Россинский Б. В. Административное право: Учебник для учреждений среднего профессионального образования / под ред. д.ю.н., проф. Б. В. Российского. М.: Издательство НОРМА, 2003. -352 с.
  29. А.Н., Краев H.A. Комментарий к Федеральному закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услугдля государственных и муниципальных нужд» (постатейный). М.: «Деловой двор», 2008. — 792с.
  30. С.С., Горемыко С. С. Административное право. Общая и особенная часть: курс лекций. — Спб.: ГУАП, 2007. 432 с.
  31. Е.С. Коммерческие закупки: взгляд изнутри. — СПб.: Питер, 2008. 336.: ил.
  32. А.Н. Правовое регулирование конкуренции в России. — М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 2000. — 275 с.
  33. А.Н. Конкурентное право в России. — М.: Зерцало, 2009. — 568 с.
  34. Г. М., Ефимов А. Р., Иванов А. Ю. Государственный и муниципальный заказ в вопросах и ответах. — М.: Издательство МЭИ, 2008. 84 с.
  35. Г. М., Ефимов А. Р., Иванов А. Ю. Субъекты правоотношений и их функции при размещении заказа: методическое пособие. 2-е изд. переработ. и доп. — М.: Издательство МЭИ, 2006. — 76 с.
  36. .Н., Чернявский А. Г. Административное право. М.: ООО «ТК Велби», 2002. — 480 с.
  37. Гарольд JL Конкурсы, тендеры и предложения: Выигрывайте, используя лучший опыт / пер. с англ. под науч. ред. A.B. Григораш. — Днепропетровск: Бланс Бизнес Букс, 2007. — 304 с.
  38. А.Н. Административное право России в таблицах и схемах: учебное пособие. М.: Эксмо, 2007. — 320 с.
  39. Государственные закупки: принципы, законодательные нормы и институциональные схемы. Учебный модуль / Малочко В., Береснева Е., Жит-ковский В. М: Международный учебный центр Международной организации труда, 2003.-247 с.
  40. Е.А. Управление качеством: учебное пособие. — СПб.: Питер, 2008.-384 е.: ил.
  41. Е.Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право. — М.: Издательство ЮРИСТ, 2005.-352 с.
  42. Е.Ю., Ивлиева М. Ф., Соколова Э. Д. Финансовое право в вопросах и ответах. — М.: Издательство Проспект, 2009. — 232 с.
  43. A.A. Административное право Российской Федерации (курс лекций). Учебное пособие. М., 2002.
  44. Дидактические материалы «Логистика государственных закупок» / сост.: Галанов В. А., Гришина O.A., Шибаев С. Р. — М., 2008 г. — 57с.
  45. Ю.А., Евтеева A.A., Петров С. М. Административное право: Учебник. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 1008 с. (Российское юридическое образование).
  46. Ю.А., Евтеева A.A., Петров С. М. Административное право Российской Федерации: Учебное пособие. — М.: Международная академия предпринимательства, 2007. — 424 с.
  47. Ю.А., Полянский И. А., Трофимов Е. В. Административное право Российской Федерации: учебник для юридических вузов. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 461 с. (Высшее образование).
  48. А.Ю., Кузнецов Д. В., Федоров А. Н. Управление закупками с использованием конкурсных процедур: технология внедрения и организации: Монография. М.: КНОРУС, 2007. 288 с.
  49. Е.А. Финансирование государственных закупок. М.: ИН-ФРА-М, 2009. — 517 с.
  50. ЮЗ.Кайль А. Н. Правила. размещения государственных и муниципальных заказов. М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008. — 304 с. (Корпоративный юрист).
  51. М.Н. Теоретико-методологические основы управления рисками в системе государственного оборонного заказа. Монография. — Вольск: ВВВУТ (ВИ), 2006. 177 е.: ил., ДСП.
  52. М.Н. Государственный оборонный заказ: теория и практика управления рисками. Монография. Вольск: ВВВУТ (ВИ), 2007. — 150 е.: ил., ДСП.
  53. Ю.М. Основы советского административного права. М.: Знание, 1975.-209 с.
  54. Н.М. Административное право России. Общая и особенная части: курс лекций. М.: Юрист, 2004 — 560 с.
  55. Н.М. Административное право России в вопросах и ответах: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 272 с.
  56. Н.М. Административное право России в вопросах и ответах: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2010. — 256 с.
  57. А.П. Административное право России. М., 2001. — 209 с.
  58. Логистика государственных закупок: Учебно-методическое пособие / под общ. ред. В .А. Галанова. -М.: ИНФРА-М, 2010. 247 с. + CD-R.
  59. Е.И., Хроленкова Л. В. Финансовое право. 3-е изд., испр. и доп. М.: Форум, 2009. — 304 с.
  60. Международный прокьюремент. Учебный модуль / Малочко В., Уил-сон Т. Вестринг Г., Мера К., Береснева Е., Жадун Г., Храмкин А., Перов К., Ка-ранта Р. М: Международный учебный центр Международной организациитруда, 2003.-458 с.
  61. Пб.Мельгунов В. Д. Административно-правовое регулирование и административно-правовые режимы в сфере предпринимательской деятельности: Монография. М.: Волтерс Клувер, 2008. 160 с.
  62. Ю.А. Товарный оборот. Право. Практика. Тенденции регулирования. М.: ИД «Юриспруденция», 2008. 296 с.
  63. C.B., Спектор A.A., Туманов Э. В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЭ «О противодействии коррупции» (постатейный). М.: ЮРКОМПАНИ, 2009. 136 с.
  64. Настольная книга госзаказчика / под ред. А. А, Храмкина. 4-е издание, дополненное -М.: ИД «Юриспруденция», 2008. 688 с.
  65. Н.В., Смирнов В. И. Конкурсные торги на закупку продукции для государственных нужд / под ред. А. Г. Свинаренко. — М.: ИНФРА-М, 2000.-360 с.
  66. Общая теория права и государства: учебник / под ред. В. В. Лазарева. М.: Юрист, 1994. 360 с.
  67. Общая теория права и государства: учебник / под ред. В. В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрист, 2003. 520 с.
  68. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд / под общ. ред. В. А. Вайпана. М.: ЗАО Юстицинформ, 2007. — 168 с.
  69. Д.М. Административное право: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристь, 2000. — 468 с.
  70. П.В. Финансовое право: учебное пособие — 3-е изд., испр. -М.: Омега-Л, 2008. 329 е.: ил., табл.
  71. И.В. Административно-процессуальное право России / И. В. Панова. — 2-е изд., пересмотр, и доп. — М.: норма, 2007. — 336 с.
  72. В.А., Тедеев A.A. Финансовое право. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2005. — 752 с.
  73. Г. В. Финансовое право: учебник. — М.: Велби, 2009. 288 с.
  74. A.B. Управление государственными закупками: Монография. М.: Издательский дом «Финансовый контроль», 2006. — 384 с.
  75. Т.А. Управление качеством: учебник по специальности «менеджмент организации». М.: Омега-JI, 2008. — 414 с.
  76. В.И. Комментарий к Федеральному закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ. М.: ГУ ИМЭИ, 2006.- 182 с.
  77. И.И. Экономика государственных закупок. — М.: Книжный дом «ЛИБЕРКОМ», 2009. 232 с.
  78. Э.Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований. — М.: Издательство Юриспруденция, 2009. 264 с.
  79. Становление рыночной системы государственных закупок в России / В. И. Смирнов и др.- под ред. В. И. Смиронова, Н. В. Нестеровича, И. М. Ахметзянова. Казань: НПО «БизнесИнфоСервис», 2000. — 320 с.
  80. Ю.Н. Курс общего административного права в 3 т. Т. I: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. М.: Издательство НОРМА, 2002. — 728 с.
  81. A.A. Госзаказ и контроль за его размещением. — М.: Юриспруденция, 2010. 208 с.
  82. A.A. Бюджетное право и процесс. — М.: Эксмо-Прес, 2006. — 416 с.
  83. Ю.А. Курс административного права и процеса. — М.: Юринформцентр, 1998. — 798 с.
  84. А. Нейромаркетинг: Визуализация эмоций. Пер. с нем. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 114 с.
  85. В.Е., Хабеев Т. Н. Теория государства и права. Учебное пособие. М.: ООО «Издательство «ЭЛИТ», 2007. — 256 с.
  86. Управление качеством: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2008. -384 е.: ил. (Серия «Учебное пособие»).
  87. P.A. Управление конкурентоспособностью организации. Учебник. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 544 с.
  88. В.А., Патрон А. П., Заварухин В. П. США: Федеральная контрактная система и экономика: Механизм регулирования. М.: Наука, 2002. — 926 с.
  89. В.А., Патрон А. П. США: государство и экономика. М.: Международные отношения, 2007. — 386 с.
  90. Л.Г. Основы государственной экономической политики. -М.: Бек, 1997.-332 с.
  91. B.C. Административное право. Серия «Высшее образование». Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 512 с.
  92. Эффективное управление корпоративными закупками. Опыт РАО «ЕЭС России» / под общ. ред. Сухадольского Г. А. Москва: Вершина, 2007. — 376 с.
  93. В.А. теория административного права. М., 1985.
  94. Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. М.: Наука, 1995.1. Научные статьи
  95. JI.B. Совершенствование законодательства о конкурсном заключении государственных контрактов // Хозяйство и право. 2002. № 8. С. 39 -44.
  96. Д.В. Усиление роли локальных рынков государственных и муниципальных заказов как фактор снижения коррупциогенности // Экономика Алтайского края. 2009. № 1(9). С. 23 28.
  97. В.Е. Правовое регулирование размещения государственного заказа // Право и экономика. 2005. № 2. С. 7 9.
  98. В.Е. Госзаказ с последствиями. Недобросовестные компании оказались под защитой закона // РГ, центральный выпуск от 18 мая 2009 г. № 4911 (87).
  99. К.С. О принципах административного права, в кн.: Административное право и административный процесс: старые и новые проблемы (По материалам «Лазаревских чтений») // Государство и право. 1988. № 8. С. 5- 32.
  100. В.А. Практика применения законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (с учетом Федерального закона от 20 апреля 2007 г. № 53-Ф3) // Право и экономика. 2007. № 5. С. 4 11.
  101. Г. М., Ефимов А. Р., Иванов А. Ю. Процедурный аудит управления государственными и муниципальными заказами // Госзаказ. 2008. № 13. С. 104−109.
  102. Е.В. Регулирование системы государственного заказа // Аудиторские ведомости. 2008. № 1. С. 29 36.
  103. Е.В. Административная ответственность за нарушения законодательства о размещении государственного заказа / материал подготовлен для системы Консультант Плюс.
  104. Власов В. С, Осуществление президентского контроля за исполнением федерального законодательства // Экономика Алтайского края. 2009. № 1(9). С. 13−16.
  105. В. Казенный счет-2. Какую систему финансового контроля выбрать муниципалитетам // Директор. 2008. № 3 Электронный ресурс. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/press (дата обращения: 06.06.2009).
  106. И.М. Антимонопольные требования к торгам и контроль государственной помощи // Административное право. 2008. № 3. С. 29 40.
  107. Е. История торгов в России. VII—VIII вв. // Конкурсные торги. 1998. № 8. С. 41−44.
  108. Г. А. Молдова: прозрачность и эффективность госзакупок // Госзаказ. 2008. № 13. С.128−131.
  109. В.В. Размещение государственного заказа. Краткий обзор // Госзаказ. 2007. № 9. С. 106- 111.
  110. A.A. Государственные и муниципальные закупки по новым правилам // Ваш бюджетный учет. 2007. № 8. С. 45 — 46.
  111. A.A. Понятие и виды нормативно-правовых актов, образующих административно-правовые режимы // Российский следователь. 2006. № 9. С. 43 47.
  112. Е.В. Федеральная контрактная система как механизм государственного хозяйствования. // Вестник МГТУ. 2006. том 9, № 4. С. 185 — 188.
  113. М.Я. Откаты достигают половины стоимости контракта // Директор. 2008. № 3 Электронный ресурс. URL: http://www.economy. gov.ru/minec/press (дата обращения: 06.06.2009).
  114. В.В. В сфере госзаказа нужно узаконить экономически приемлемые процедуры // Госзаказ. 2009. № 16. С. 75 — 78.
  115. В.В. Преференция: спасение или разрушение национальной экономики Украины // Госзаказ. 2009. № 16. С. 92 96.
  116. В.А. Актуальные проблемы применения законодательства Российской Федерации о размещении заказов для государственных нужд // Юридический мир. 2008. № 2. С. 26 28.
  117. А.Т. Госзаказ должен стать профессией // Директор. 2008. № 3 Электронный ресурс. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/press (дата обращения: 06.06.2009).
  118. C.B. О необходимости разработки и проведения в Российской Федерации административно-деликтной политики // Административное право и процесс. 2006. № 2. С. 34 35.
  119. Т.В. Проблемы совершенствования законодательства о финансовом контроле в Российской Федерации // Журнал российского права. 2008. № 2. С. 35−47.
  120. A.C., Груздев В. В. Проблемы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд: экономико-правовой анализ // Госзаказ. 2007. № 9. С. 52−59.
  121. A.C., Груздев В. В. Размещение заказов для государственных и муниципальных нужд: экономико-правовой анализ // Право и экономика. 2007. № 1.С. 34−37.
  122. П.Д. Процесс ценообразования: несовершенство механизмов воздействия и контроля // Госзаказ. 2008. № 13. С. 110—115.
  123. И.В. В условиях кризиса надо менять правила игры // Госзаказ. 2008. № 14. С. 98 100.
  124. И.В., Трефилова Т. Н., Еременко Н. В. Размещение заказа в 2006—2008 годах. Подводим итоги // Госзаказ. 2009. № 16. С. 34 38.
  125. М.Н. Разрешение судом споров о порядке проведения конкурсов // Арбитражная практика. 2007. № 03 (72). С. 20−30.
  126. М.А. Совершенствование механизмов размещения государственных заказов//Госзаказ. 2008. № 14. С. 118- 121.
  127. О.Б. Содержание понятия и правовые основы контракта купли-продажи //Госзаказ. 2005. № 1. С. 106 109.
  128. C.B. «Я не могу иначе!», или кое-что о судебной системе // Судья РФ. 2009. С. 9 12.
  129. Г. И. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, антимонопольный контроль // Право и экономика. 2006. № 10. С. 16 — 21.
  130. С.Н. Концепция децентрализации государственного администрирования: некоторые вопросы содержания и значения // Административное право и процесс. 2006. № 1. С. 10 — 13.
  131. А.И. Бесплатная юридическая помощь адвокатов и государственные закупки в свете глобализации и вступлении России в ВТО: оплошность министерства экономического развития и торговли РФ // Законодательство. 2008. № 2. С. 56 68.
  132. P.A., Арыкбаев Р. К. Повышение эффективности бюджетных расходов системы государственных заказов и закупок // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2008. № 15. С. 2 — 6.
  133. Н. Подставных аукционов проводить — мы не дадим! // Директор. 2008. № 3 Электронный ресурс. URL: http://www.economy. gov.ru/minec/press (дата обращения: 06.06.2009).
  134. А.Ф. Государство как заказчик продукции // Государство и право. 1994. № 7. С. 34−45.
  135. Е.К. Профессиональная организация торгов в Бурятии // Госзаказ. 2007. № 9. С. 78−81.
  136. К.А. Практика государственных закупок в Российской Федерации и перспективы вступления России во Всемирную торговую организацию Электронный ресурс. URL: http://www.tria.newmail.ru. (дата обращения: 25.03.2009).
  137. К.А. Практика государственных закупок: проблем и пути их решения // Госзаказ. 2005. № 1. С. 60 66.
  138. Н.Я. Через тернии к звездам: реалии и пути совершенствования закупочной деятельности // Госзаказ. 2008. № 14. С. 81 — 84.
  139. Поспелов С. С, Оперативный контроль в сфере размещения заказов // Экономика Алтайского края. 2009. № 1(9). С. 17 — 20.
  140. А. Субъективные права и обязанности в механизме гражданско-правового регулирования // Право и жизнь. 2006. № 103 (13). Электронный ресурс. URL: http://www.law-n-life.ru (дата обращения: 25.03.2008).
  141. Т.Н. Актуальные вопросы кодификации Российского законодательства // Журнал российского права. 2008. № 4. С. 30 — 39.
  142. A.A., Таран Ю. П. Электронные закупки как инновационные направления в системе государственного заказа // Экономика Алтайского края. 2009. № 1(9). С. 43−46.
  143. Д. Совершенствование правовых основ в сфере госзакупок // Бюджет. 2007. № 3 Электронный ресурс. URL: http://www.bujet. ru/article/12 416.php (дата обращения: 05.12.2008).
  144. Д. Цифровое будущее Закона № 94-ФЗ // Директор. 2008. № 3 Электронный ресурс. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/press (дата обращения: 06.06.2009).
  145. В.И. Формирование российской законодательной базы по государственным закупкам. История вопроса. Часть первая // Госзаказ. 2005. № 1. С. 54−58.
  146. В.И. Формирование российской законодательной базы по государственным закупкам. История вопроса. Часть вторая // Госзаказ. 2005. № 2.1. С. 73−77.
  147. P.O. Федеральная контрактная система США: анализ механизма функционирования //Вестник СПбГУ. Сер. 5, 1998. вып. 2 (№ 12). С. 40 -51.
  148. Смолякова Т, Васильева Ю. Азбука госзаказа // Российская Бизнес-газета от 27 октября 2009 г. № 725 (41).
  149. В. $ 180 000 за подставки для цветов. упущенные возможности и перспективы информатизации правовой системы России // Судья РФ. 2009. № 1.С. 40−42.
  150. А. Залог денег и страхование // Финансовая газета. 2008. № 28.
  151. Е. К вопросу о правовых основах регулирования размещения государственных и муниципальных заказов // Право и жизнь. 2007. № 111 (6). Электронный ресурс. URL: http://www.law-n-life.ru (дата обращения: 25.03.2008).
  152. H.H. К вопросу о соблюдении принципа верховенства закона и других принципов законности в законодательстве субъектов Российской Федерации // Журнал Российского права. 2008. № 2. С. 35 — 47.
  153. Р.Ю. Пределы полномочий заказчика при размещении государственного и муниципального заказа // Право и экономика. 2008. № 6. С. 13 — 16.
  154. М. «тендерный футбол» — революция в государственных тендерах Украины. Еженедельник газета «Аптека online.ua» от 15 августа 2005 г. № 502 (31).
  155. P.O. Право и переход к рынку // Российский экономический журнал. 1992. № 7. С. 54 59.
  156. A.A. Развитие системы госзакупок. Итоги 2007 г. // Бюджет. 2008. № 3, 4. С. 68 72.
  157. О.В. Антимонопольный контроль при проведении закупок продукции для государственных и муниципальных нужд: тенденции и перепективы развития законодательства // Юрист. 2007. № 3. С. 34 36.
  158. A.B. Нормативное регулирование государственных и муниципальных закупок. Интервью // Госзаказ. 2005. № 2. С. 44 — 49.
  159. М. Проведение конкурсов, торгов и аукционов как форма административно-правового регулирования утилизации медицинских отходов // Право и жизнь. 2008. № 121 (4). С. 143 150.
  160. А.Ю. Формирование административно-наказательной политики (концептуальная основа) // Административное право и процесс. 2006. № 2. С. 26 29.
  161. И.Н. Великие «прорывы» «великих комбинаторов». Взгляд изнутри // Госзаказ. 2007. № 9. С. 112 114.
  162. В. Проблеми держзакушвель, або Хронолопя абсурду // еженедельник газета «Аптека online.ua» от 30 июня 2008 г. № 26 (647).
  163. Энциклопедии, сборники, тезисы докладов
  164. А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. 2-е издание, переработанное и дополненное. — М.: Книжный мир, 2008. — 792 с.
  165. Большой коммерческий словарь / под ред. Т. Ф. Рябовой. М.: Редакция «Война и мир», 1996. — 400 с.
  166. Большой энциклопедический словарь. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «Большая Российская энциклопедия" — СПб.: «Норинт», 2000. — 1456 с.
  167. Государственные и муниципальные закупки — 2007. Сборник докладов II Всероссийской практической конференции-семинара. — М.: ИД «Юриспруденция», 2007. — 208 с.
  168. Государственные и муниципальные закупки — 2008. Сборник докладов III Всероссийской практической конференции-семинара. М.: ИД «Юриспруденция», 2008. — 320 с.
  169. В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1−4: Т.1: А-3. — М.: А/О Издательская группа «Прогресс». «Универс», 1994. — 1743 с.
  170. В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т.1−4: Т. З: П-Р. М.: А/О Издательская группа «Прогресс». «Универс», 1994. — 1782 с.
  171. B.C. Государственный заказ в экономических системах: принципы, формирование и механизм реализации // Вестник Ленинградского Университета. Серия 5, 1990. Выпуск 2 (№ 12). С. 104−109.
  172. Л.П., Кураков В. Л. Большой словарь экономических и юридических терминов. М.: Вуз и школа, 2001. — 720 с.
  173. А.Ф. правовая природа госзаказов // Советское государство и право. М.: Наука, 1990. № 3. С. 44−54.
  174. Правовая реформа, судебная реформа и конституционная, экономика: Сборник статей / составит. П. Д. Баренбойм М.: Издание г-на Тихомирова М. Ю., 2004. — 208 с.
  175. Размещение государственного и муниципального заказа (сборник нормативных материалов). 3-е издание — М.: ИД «Юриспруденция», 2008. — 280 с.
  176. И.И. Развитие рынка государственных заказов: институты и механизмы (научный доклад). — М., 2007.
  177. Философский энциклопедический словарь / редкол.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. — 2-е изд. — М.: Сов. Энциклопедия, 1989. — 815 с.
  178. С.Д. Институт административно-правовых режимов в системе административного права / Институты административного права России. Сборник трудов Института государства и права РАН. М., 1999. — 84 с.
  179. Диссертации, авторефераты диссертаций
  180. В.В. Правовое регулирование удовлетворения государственных нужд в рыночное экономике России: теория и практика: автореферат дисс.. доктора юрид. наук. Ростов н/Д, 2007. — 48 с.
  181. В.А. Правовое регулирование закупок сельскохозяйственной продукции для государственных и муниципальных нужд: дисс.. канд. юрид. наук. Москва, 2003. — 208 с.
  182. B.C. Государственный заказ в сфере государственного управления экономикой: дисс.. канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2008. — 193 с.
  183. Я.Б. Правовой механизм закупки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд: дисс.. канд. юрид. наук. — Москва, 2008. — 182 с.
  184. Л.М. Государственный заказ как инструмент проведения промышленной политики (на примере Республики Татарстан): дисс. канд.экон. наук. Казань, 2007. — 243 с.
  185. A.A. Государственный заказ как фактор развития государственного сектора трансформационной экономики: теоретико-экономические аспекты: дисс.. канд. экон. наук. Челябинск, 2007. — 177 с.
  186. Жук A.A. Институционализация конкурентной среды посткризисной экономики (на примере рынка государственных закупок): дисс.. канд. экон. наук. Ростов н/Д, 2006. — 207 с.
  187. А.Б. Финансово-правовое регулирование бюджетных закупок: дисс.. канд. юрид. наук. Москва, 2004. — 214 с.
  188. А.Е. Государственный заказ как инструмент реализации экономической политики региона (на примере Санкт-Петербурга): дисс.. канд. экон. наук. СПб., 2005. — 197 с.
  189. В.В. Государственный заказ, как форма развития и поддержки малых предприятий сферы услуг: дисс.. канд. экон. наук. Москва, 2006.- 150 с.
  190. И.В. Государственное регулирование и предпринимательство в процессе размещения государственного оборонного заказа на региональном уровне: дисс.. канд. экон. наук. Ярославль, 2004. — 212 с.
  191. В.А. Теоретические основы развития системы управления государственными заказами: автореферат дисс.. доктора экон. наук. СП-б., 2003.- 140 с.
  192. В.А. Теоретические основы развития системы управления государственными заказами: дисс.. доктора экон. наук. — СП-б., 2003. — 355 с.
  193. В.А. Совершенствование организации подрядных торгов (конкурсов) на государственные заказы в строительстве: дисс.. канд. экон. наук. -С-Пб., 2003. 155 с.
  194. В.И. Правовое регулирование института государственного заказа: дисс.. канд. юрид. наук. — Москва, 2005. —226 с.
  195. Ю.М. Совершенствование методов и моделей оптимизации размещения государственных заказов на поставку продукции в регионы России: дисс.. канд. экон. наук. Орел, 2005. — 20 / с.
  196. В.А. Организация и механизм государственного заказа на уровне региона (на примере Ленинградской области): дисс.. канд. экон. наук. Санкт-Петербург, 2007. — 147 с.
  197. A.A. Государственные закупки товаров и услуг как современная форма распределения ресурсов общества: дисс.. канд. экон. наук. -Москва, 2000.- 157 с.
  198. В.В. Совершенствование механизма государственных закупок на основе повышения эффективности конкурсных торгов в Российской Федерации: дисс.. канд. экон. наук. — Новосибирск, 2005. — 182 с.
  199. A.A. Формирование организационно-экономического механизма управления государственными закупками на региональном уровне: дисс.. канд. экон. наук. — СПб., 2001. 166 с.
  200. Е.А. Становление и развитие государственной закупочной политики в Российской Федерации: дисс.. канд. экон. наук. Ростов н/Д, 2005. -212 с.
  201. М.М. Формирование региональной системы управления государственных закупок на материалах Кабардино-Балкарской Республики: дисс.. канд. экон. наук. Нальчик, 2006. — 148 с.
  202. Л.К. Управление закупками товаров и услуг для федеральных государственных нужд: дисс.. канд. экон. наук. Москва, 2007. — 193 с.
  203. Т.В. Государственный (муниципальный) заказ как форма организации бюджетного финансирования: дисс.. канд. экон. наук. Иркутск, 2006.-300 с.
  204. E.H. Регулирование регионального рынка инновационной продукции с использованием механизма управления государственными закупками: дисс.. канд. экон. наук. — Рыбинск, 2006. — 184 с.
  205. В.А. Гражданско-правовое регулирование размещения государственных и муниципальных заказов в Российской Федерации: дисс.. канд. юрид. наук. Москва, 2009. — 217 с.
Заполнить форму текущей работой