Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Политико-правовые аспекты института национальной безопасности в контексте угрозы наркотизации России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нормативные правовые изменения законодательства должны учитывать основное содержание Конвенции против транснациональной организованной преступности (Палермо, 2000 г.) и приложений к ней 2002 г., опыт зарубежных стран по внесению соответствующих изменений в свое законодательство, новые тенденции в развитии организованной преступности и методов борьбы с ней. С учетом задач совершенствования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования национальной безопасности как политико-правового института
    • 1. Национальная безопасность: теоретико-правовой анализ
    • 2. Характеристика национальных интересов России: историкоправовые и теоретические аспекты
    • 3. Основные определения, состав, цели и задачи системы обеспечения национальной безопасности российского государства
  • Глава 2. Наркотизация населения как угроза национальной безопасности России
    • 1. Исторические предпосылки наркотизации населения в условиях глобализации
    • 2. Проблема наркотизации молодежи: возможности социального и правового противодействия
  • Глава 3. Правовая политика в сфере противодействия наркотизации населения
    • 1. Правообразование как этап противодействия наркотизации населения (на примере антинаркотического законодательства стран Запада)
    • 2. Правоприменение в рамках политического противодействия наркотизации

Политико-правовые аспекты института национальной безопасности в контексте угрозы наркотизации России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обеспечение национальной безопасности является одной из насущных политическихзадач современного государственного строительства в России. Ее основные направления закреплены в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года, утвержденной Указом Президента России Д. А. Медведева от 12 мая 2009 г. № 537. В основу Стратегии положены ключевые установки развития РФ и обеспечения национальной безопасности, сформулированные в послании президента РФ Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года. Стратегия нацелена на повышение качества государственного управления и призвана скоординировать деятельность органов государственной власти, государственных и общественных организаций по защите национальных интересов РФ и обеспечению безопасности личности, общества и государства. Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства.

Значительное внимание в этом важном политико-правовой документе уделено вопросам противодействия наркотизации населения: «Одними из главных угроз национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации являются возникновение масштабных эпидемий и пандемий, массовое распространение ВИЧ-инфекции, туберкулеза, наркомании и алкоголизма, повышение доступности психоактивных и психотропных веществ» (п. 72).

Наряду с прямыми угрозами здоровью нации, наркотизация представляет непосредственную и реальную угрозу правопорядку, стимулирует развитие преступных сообществ, мощь и влияние которых уже сопоставимы с государственными масштабами. В конечном итоге наркотизация населения имеет результатом деформацию структур гражданского общества, разрушение органической связи личности, общества и государства, создание труднопреодолимых условий препятствия на пути устойчивого развития страны. Очевидно, что наркотизация населения — лишь один из моментов системного комплекса угроз национальной безопасности России, приобретающего в начале XXI в. новые количественные и качественные параметры, которые требуют осмысления и углубленного теоретико-правового анализа. Актуальной становится задача разработки обновленной теоретической модели института национальной безопасности страны.

В новых условиях институционально-правовая значимость национальной безопасности как теоретико-правовой категории раскрывается прежде всего в том, что предметная область и формы регулирования, фиксируемые ею, не есть какой-то ограниченный замкнутый элемент той или иной части права, а с необходимостью существующий понятийный методологический и практический срез, обнаруживаемый во всех его сферах, частях и уровнях. Актуальной дефиницией национальной безопасности должно быть ее определение как некоей адекватной системы мер защиты национальных интересов, предохраняющих государство и общество от несанкционированного деструктивного воздействия, позволяющих осуществлять внутреннее и внешнее воспроизводство данной структуры, выполнение возложенных на нее функций и* задач.

Переход к более высокому уровню теоретико-правового определения может позволить только детальный анализ всех элементов внутренней и внешней макросферы национальной безопасности, и не в последнюю очередь — исследование угроз, связанных с наркотизацией населения страны, поскольку наблюдаемое в наши дни резкое усиление масштабов наркооборота и, как следствие, наркотизации населения, позволяет ставить вопрос о превращении наркотизации в одну из основных угроз национальной безопасности. «В XXI в. наркопреступность и наркомания становятся явлениями глобального характера, несущими в случае их развития угрозу необратимой деградации людей и тотальной криминализации общества».1.

Резкое усиление масштабов наркообортаи, как следствие, наркотизации населения позволяет ставить вопрос о превращении наркотизации в одну из основных угроз национальной безопасности. Становление на рубеже 80−90-х гг. новой системы межгосударственных отношений, ослабление фактора силы, при решении спорных международных и региональных проблем, кризисные ситуации в экономике и внутриполитической жизни многих стран, в том числе И' России, создали предпосылки для усиления позиций организованной преступности и появления на исходе XX столетия феномена транснациональной организованной преступности. Под ее влиянием сегодня идет стремительное расширение наркорынков, складываются союзы наркокартелей и структур международного терроризма, отрабатываются новые механизмы легализации наркодолларов. Уже к середине 90-х годов оборот мирового наркорынка экспертами ООН оценивался примерно в 400 млрд. долларов в год, что примерно составляло около 8% оборота всей международной торговли.2 Через пять лет мировой оборот наркотиков оценивался уже в 900 млрд. долларов, что превышает бюджеты многих государств.3 К настоящему времени масштабы транснационального наркооборота еще более выросли.

1 Майоров A.A., Малинин В. Б. Наркотики: преступность и преступления. СПб, 2002. С. 10.

2 См.: Репецкая АЛ. Транснациональная организованная преступность. Автореф.дисс. доктора юрид. наук. М., 2001. С. 13.

3 Касачев Б. Ф., Веренинова Т. Ю. Контрабанда наркотиков в Россию. М., ВНИИ МВД РФ, 2004. С. 32.

Так, по данным, приводившимся на XVI Международной конференции по СПИДу (Торонто, Канада, 13−18 августа 2006 года), Управление ООН по наркотикам и преступности оценивало на тот момент ежегодный оборот от нелегальной торговли наркотиками в 322 миллиардов долларов в год, что составляет 8% от международной торговли в целом. Масштабы незаконного наркопотребления ставят современное общество почти на грань катастрофы. Так, по данным Европейской комиссии 2008 г., 70 миллионов граждан европейских стран регулярно употребляют марихуану, 12 миллионов европейцев предпочитают кокаин, таблетки экстази употребляются 9,5 миллионами европейцев и еще 11 миллионов используют амфетамины.4.

Не лучше обстоят дела и в России, которая давно стала одним из ключевых узлов мирового наркооборота. Не случайно в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года в числе основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности названа деятельность транснациональных преступных организаций и группировок, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Несмотря на относительную стабильность объема преступности, регистрировавшейся в России в начале XXI в., масштабы преступного оборота наркотических средств продолжали увеличиваться быстрыми темпами, оказывая глубокое негативное воздействие не только на нравственный климат в обществе, но и на экономику, политику и правопорядок. Анализ статистических данных МВД России показывает, что в 2007 г. правоохранительными органами зарегистрировано 231 218 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, сильнодействующих веществ. По.

4 См.: www.7kanal.com. сравнению с предшествующим годом наблюдаетсярост зарегистрированных наркопреступлений на 9,1%.5.

Если в 1998 г. в структуре преступности, зарегистрированной в России, преступления, связанные с оборотом наркотических средств, составляли 7,3% (190 127), тов 2007 г. — уже 8,1%.6 В целом за последние 10 лет количество ежегодно регистрируемых преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, увеличилось в 15 раз, выявленных фактов наркоторговли — в 80 раз, пресеченных проявлений групповой наркопреступности — почти в 9 раз.7.

Вместе с тем за последние два-три года можно* отметить и некоторые позитивные тенденции. Так, в январе — сентябре 2008 года выявлено 180,2 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 0,3% меньше, чем" за аналогичный период прошлого года. По сравнению с январем — сентябрем 2007 года на 2,6% снизилось число преступлений, совершенных с целью сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а их удельный вес в числе преступлений, связанных с незаконным оборотом* наркотиков, снизился с 54,0% в январе — сентябре 2007 года до 52,8%. 8 Несмотря на некоторую позитивную динамику, ситуация с распространением и немедицинским использованием наркотиков в России, продолжает оставаться критической.

Экспансия" зарубежного наркобизнеса на сегодняшний день является одной из главных причин распространения наркотиков в России: через территорию Российской Федерации проходят магистральные пути наркотрафика афганского героинапоставки кокаина и наркотиков.

5 Об итогах мониторинга масштабов распространение и незаконного потребления наркотиков на территории Российской Федерации в 2007 году. Информационно-аналитические материалы к заседанию научно-технического совета ФСКН России (Москва, 2008 г.). М., 2009.

6 Обзор состояния борьбы с незаконным оборотом наркотиков. М.: ГУБНОН МВД России, 2007. С. 32.

7 Наркология. 2008. № 11. С. 11.

8 Официальный сайт МВД России. 29.12.2009 г. (www.mvd.ru). синтетического происхождения осуществляются через Белоруссию, Украину, страны Балтии и Западной Европыдля Дальневосточного региона России характерна контрабандная транспортировка наркотиков из Северной Кореи и Китая. Поэтому в современных условиях особенно актуальной становится задача исследования вопросов незаконного оборота наркотиков в России с учетом всех тенденций развития мирового наркооборота. Как указано в тексте Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, в обозримом будущем возрастут угрозы, связанные наркоторговлей и другими формами транснациональной организованной преступности (п. 10).

Быстрое распространение наркомании в российском обществе стало непосредственно угрожать национальной безопасности. Перерастание наркооборота в глобальное международное явление, открытость значительной части государственной границы Российской Федерации, вовлечение в систему наркобизнеса все большего числа россиян, прежде всего молодежи, — все это является предпосылкой резкого роста числа преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что делает актуальным осуществление многоаспектного теоретико-правового исследования современных тенденций процесса наркотизации российского общества. Незаконный наркооборот и зависимый от него рост наркомании составляет на сегодня одну из самых серьезных проблем для России, несущую в себе значительную угрозу национальной безопасности. Все это обуславливает задачу не просто продолжения ведущихся в стране теоретико-правовых исследований проблемы противодействия наркотизации населения, но и ее нового осмысления с учетом кардинального изменения ситуации в этой сфере.

Степень разработанности темы. Научная разработка проблемы борьбы с нелегальным оборотом наркотических средств традиционно находится в сфере внимания отечественных специалистов в области права (А.И. Алексеев, Ю. М. Антонян, М. М. Бабаев, C.B. Бородин, A.A. Габиани, Я. И. Гилинский, P.M. Готлиб, А. Я. Гришко, Ю. К. Лукьянов, A.A. Майоров,.

Г. М. Меретуков, Г. М. Миньковский, H.A. Мирошниченко, А. Н. Мусаев, Н.И. ОжигановВ.И. Омигов, Э. Ф. Побегайло, П. Г. Пономарев, В. П. Ревин, Б. П. Зелинский, A.A. Энгельгардт и др.). При этом только в последние годы защищено около десяти кандидатских диссертаций, посвященных теоретико-правовым, криминологическим и социологическим аспектам проблемы наркотизации населения России (Кравченко А.Н., Омельченко Д. А., Пастушенко П. В., Тонков Е. Е., Шевченко Г. В., Шхагапсоев 3. JL и др.).

Особо выделим работы самых последних лет (2007 — 2008 гг.). В,-них поднимаются проблемы наркобезопасности современного российского общества (A.A. Новгородский), анализируютсяпроцессы и риски наркотизации молодежи- (П.В.Пастушенко), специально рассматривается государственно-правовая политика противодействия наркотизации российского общества (политико-правовое* исследование (Е.Е.Тонков), а также с учетом реалий первого десятилетия XXI в. исследуются уголовно-правовые средства борьбы с наркобизнесом. (Е.В. Сильченко, А.Н. Кравченко).

К важным аспектам заявленной темы обращались и политологи: В числе работ последних лет укажем, на анализвопросов международного сотрудничества в сфере контроля над. оборотом наркотиков (A.B. Федулов), проблем деятельности институтовгражданского общества по реализации государственной политики борьбы с наркоманией (Е.Ю. Фомина), исследование деятельности органов государственной власти Российской Федерации как фактор обеспечения национальной безопасности (В.Б. Трипольский), политико-правовых проблем национальной безопасности Российской Федерации (A.A. Сацута), и.др.

Проблемы национальнойбезопасности изучались как в теоретико-правовом, так и в политологическом аспекте. Среди авторов-последних лет, работавших над данной темой, можно' назвать таких ученых, как А. И. Ардашев, А. И. Буркин, А. Н. Воронков, С. Д. Гринько, С. И. Петров, C.B. Степашин, A.A. Унпелева, JI.T. Шпигельи др.

Несмотря на наличие работ, посвященных вопросам национальной безопасности, проблемы теоретико-правового исследования в этой области, связанные с усилением роли наркотизации населения в комплексе угроз национальной безопасности, хотя и неоднократно поднимались в работах последних лет, еще не стали объектом специального научного анализа. С учетом данного обстоятельства предполагается необходимым, опираясь на работы отечественных и зарубежных правоведов и политологов, уточнить и в значительной мере переосмыслить основные цели и задачи системы обеспечения национальной безопасности российского государства. Внести свой вклад в исследование этого актуального вопроса мы и стремились в данной диссертации.

Объектом диссертационного, исследования является система политико-правовой защиты личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, связанных^ с комплексом политических, экономических, социальных и идеологических детерминант, обуславливающих рост наркотизации общества, ее количественные и качественные параметры и соответствующие социальные и политические следствия.*.

Предметом диссертационного исследования являются политико-правовые аспекты процессов воздействия наркотизации России на систему национальной безопасности страны.

Цель и задачи исследования

«Целью диссертации является системный политико-правовой анализ вопросов, связанных с современными тенденциями в сфере внутренних и внешних угроз личности, обществу и государству, которые влечет за собой наркотизация населения России вследствие активизации транснациональных преступных группировок.

В соответствии с целью диссертационного исследования ставились следующие основные задачи, решение которых и определило содержание настоящей работы:

• дать характеристику национальных интересов России с учетом проблем наркотизации населения;

• осуществить историко-правовой анализ развития социальной мысли по проблемам национальной безопасности.

• выявить важнейшие тенденции в развитии преступных наркогруппировок на международном уровне в конце XX — начале XXI вв. и их влияния на степень обеспеченности национальной безопасности России;

• определить особенности формирования криминального наркорынка в современной России с учетом региональной специфики и перспектив развития региональной наркоситуации;

• в сфере реализации правас политико-правовых позиций рассмотреть процесс выявления, пресечения, раскрытия, расследования, вынесения решения, исполнения решения и особенно профилактики преступлений, связанных с оборотом денежной массы и прибыли, изъятой у населения посредством незаконного ' распространения наркотиков;

• с учетом зарубежного и российского опыта внести предложения по разработке и реализации комплексных мер, направленных на совершенствование юридического механизма противодействия наркотизации населения в России;

• выделить основные направления политики российского государства в сфере противодействия наркотизации населения страны. Методологическую основу исследования составляют принципы комплексного анализа социально-правовых явлений (в том числе идей и теорий) в их историческом развитии, и вместе с тем во взаимосвязи, взаимообусловленности, с точки зрения теории и практики, истории и современности, соотношения западно-европейских и российских правовых традиций.

Основу исследования составили общенаучные методы: системно-структурный метод (анализ социального явления наркооборота как множества взаимодействующих составляющих, включенных в рамки более общей системы — общества, государства и его правовых основ) — исторический метод (обеспечивает изучение рассматриваемых явлений в историческом разрезе, в динамике, охватывающей последние десятилетия) — сравнительный метод (сравниваются общесоциальные и политические предпосылки развития наркооборота как социального явления в разных государствах, разных регионах государств, а также в отношении различных социальных групп населения) — метод научного анализа и синтеза (позволяет детально исследовать и получить обобщающие научные понятия, раскрывающие сущность социальных явлений относящихся к сфере национальной безопасности, наркооборота, угроз стабильности российского государства и др.).

В соответствии с мировоззренческой и методологической позицией диссертанта проблема наркотизации населения анализировалась на основе такого перспективного направления в правовой науке как комплексное междисциплинарное исследование. В рамках данного теоретико-правового исследования использовались методы качественного и количественного анализа, метод сравнительного правоведения, юридико-аналитическая обработка нормативного материала, его комментирование и др.

Анализ проблем наркотизации населения как угрозы национальной безопасности осуществлялся на основе разработанных в отечественной юридической и социологической науке, а также в теории здравоохранения, специальных методов оценки демографических, социально-экономических потерь и морального вреда вследствие массовой наркотизации населения, таких как метод концептуального анализа определений и понятий, описывающих наркотизацию и ее профилактикусопоставительный методметод обобщения и систематизацииметод системно-структурного анализа материала по профилактике наркотизации с точки зрения причин и особенностей самого поведения, и др.

Общетеоретической основой для разработки темы послужили работы таких ученых как Ю. М. Антонян, Н. А. Беляев, В. М. Быков, Ф. Г. Бурчак, И. А. Возгрин, П. И. Гришаев, А. С. Зелинский, В. П. Казимирчук, И. И. Карпец, Г. А. Кригер, М. И. КовалевВ.Н.Кудрявцев, В. П. Лукашевич, С. ВЛозднышев, С. А. Сидоров, Л. И. Спиридонов и др. Их работы, безусловно, обогатили наши представления о причинах наркотизации страны, они имеют большую научную и познавательную ценность.

Нормативная база исследования включает в себя различные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, связанные с национальной безопасностью Российской Федерации,' а также с проблемами наркооборота в. России и в мире: Конституция? Российской Федерации 1993 г.- Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 годаУголовный" кодекс Российской ФедерацииФЗ № З-ФЗ Онаркотических средствах и психотропных веществахУказ Президента РФ от 28.07.2004 № 976 Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотикова также международные: правовые: документы: Конвенциям Организации Объединенных Нацийо борьбе: против незаконного оборота наркотических средств и психотропныхвеществ: Вена, 20 дек. 1988 г.- Руководящие принципы для предупреждения организованнойпреступности и борьбы с ней, принятые на VIII Конгрессе ООН:

Научная новизна. Диссертация представляет собойкомплексное, логически завершенное исследование политико-правовых, историко-правовых, методологических и прикладных аспектов противодействия наркотизации населения, ряд из которых выделяется^ и рассматривается впервые:;

•<�¦ На основе теоретико-правовогошисторико-правового исследования уточняется понятие национальной1 безопасности относительно комплекса национальных интересов Россииформулируется: структура национальной безопасности, раскрываетсясоставцели и задачи: системы обеспечения национальной безопасности российского государства;

• Комплекс факторов, угрожающих национальной безопасности государств, существенно трансформируется в условиях глобализации. Это положение впервые конкретизируется на примере тенденций наркотизации населения планеты и его влияния на безопасность российского общества и государства.

• В данном контексте в работе предпринята одна из первых в, современной отечественной юриспруденции попыток систематического исследования влияния наиболее важных тенденций в формировании мировых наркорынков и развитии транснациональных наркосиндикатов на целостную совокупность факторов, обуславливающих рост наркотизации населения России начала XXI вв. с учетом его значения для национальной безопасности страны.

• В рамках теоретико-правового диссертационного исследования анализируются теоретические основы правовой базы предупредительной деятельности в отношении незаконного оборота наркотиков, юридические механизмы противодействия наркотизации населения в странах Запада и в России.

• Элементами научной новизны обладают также практические рекомендации по развитию правовых методов противодействия наркотизации населения страны и снижению степени ее влияния на уровень угроз национальной безопасности государства в условиях глобализации;

• В рамках предложенной авторской концепции уточняются основные направления политики российского государства в сфере обеспечения национальной безопасности.

Поставленные в диссертационном исследовании задачи решаются на основе различных видов источников.

Научная новизна исследования выражается также в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. В истории правовой и социально-правовой мысли проблема национальной безопасности связывалась со способностью институтов государственной власти разрешать социальные противоречия, ведущие к острым социальным конфликтам, посредством механизмов государственно-правового регулирования и содействия воспроизводству достаточного1 уровня нравственного и нравственно-правового сознания гражданского общества. При этом акцент делался на противодействие социальным процессам, ведущим к упадку общественной нравственности (разрушение семьи, азартные игры, пьянство и т. п.), что звучит актуально в свете общестратегических задач противоборства наркотизации населения.

2. Национальную безопасность можно охарактеризовать как систему нормативно оформленных мер, направленных на защиту экономических, политических, социальных, экологических, информационных и др. интересов личности, гражданского общества и государства от несанкционированных вторжений, внутренних и внешних угроз по отношению к формам их самовоспроизводства, функционирования и деятельности в рамках исторически сложившихся традиций, ценностей и идеалов. К числу наиболее опасных, массовидных и стабильных посягательств такого рода в отношении российского общества следует отнести деятельность внешних и внутренних субъектов по незаконному распространению наркотиков, скрытой пропаганде наркозависмости и связанных с ней стереотипов поведения и образа жизни личности.

3. К началу XXI века в политико-правовой мысли сложилась определенные концептуальные представления об условиях создания эффективной системы национальной безопасности. Основными из них можно назвать следующие: наличие соответственной общественным потребностям социальной стратификациирасчленение структуры власти на законодательную, исполнительную и судебнуюналичие специальных социальных институтов по обеспечению национальной безопасности, с дифференциацией деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасностивзаимосогласованность и четкое распределение функций между нимивысокий уровень общественного сознания в сфере национальной безопасности, усиление моральной регуляциицеленаправленная работа по формированию высокого морального состояния субъектов деятельности по обеспечению национальной безопасности и необходимое их материальное обеспечениеоптимальное сочетание интересов национальной безопасности каждого государства с интересами безопасности международного сообщества.

4. Наркотизация населения находит свое выражение в совокупности негативных социальных проявлений, связанных с наркотическими средствами, и их социальных последствий в виде наличного или возможного' вреда, причиняемого качеству жизни личности, устойчивому развитию общества и общественных отношений, безопасности государства;

5. Наркомафия в России — это сложное преступное образование лиц, объединенных преступным бизнесом с наркотическими средствами, либо их реагентами, пока не сформировавшееся в масштабе государства в четко выраженную структуру, но имеющее тенденцию к такому образованию и монополизирующее в одном или нескольких регионах наркобизнес, с различными уровнями' организованности групп лиц, у которых преступная деятельность с наркотиками и их реагентами стала основным источником существования, управляемых, хорошо оснащенных и вооруженных, с определенной иерархией и жесткой системой подчинения и исполнительской дисциплиной, проявляющих повышенный интерес к деятельности правоохранительных органов и предпринимающих различные меры к их нейтрализации и обеспечению безопасности для своего преступного промысла.

6. Действия транснациональных преступных группировок, влекущие за собой формирование тенденции наркотизации страны, следует квалифицировать как угрозу национальной безопасности, т.к. наркотизация наносит прямой и косвенный ущерб достойному качеству и уровню жизни граждан (поскольку имеет следствием десоциализацию личности), наносит ущерб устойчивому развитию Российской Федерации (поскольку влечет за собой деформацию социума), а также обороне и безопасности государства (поскольку приводит к снижению качества личного состава сил обеспечения национальной безопасности страны).

7. Важным условием обеспечения национальной безопасности российского общества является деятельность государства по противодействию наркотизации населения России посредством совершенствования его правовой основы-при координации и взаимной согласованности всей системы мер борьбы на международном уровне с деятельностью транснациональных преступных организаций и группировок, связанной с незаконным оборотом наркотических средств. Приоритетной может быть признана, разработка правовых основ взаимодействия государств-участников СНГ в рамках прежде всего самого Содружества Независимых Государств, а также Организации Договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического сообществаразработка правовых основ по пресечению легализации криминальных доходов транснациональной преступностидальнейшего совершенствования правовых основ государственной политики по обеспечению качества жизни российских граждан, гарантий прав и свобод личности.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Сформулированные в работе теоретические положения и выводы развивают и дополняют ряд разделов общей теории и истории права и государства, отдельные положения уголовно-правовой теории и криминологии. Исследуемые в диссертации проблемы определяют теоретически важный аспект в кругу актуальных проблем интеграции различных отраслей знания об обществе и человеке. Полученные в диссертации выводы можно использовать при чтении курсов лекций по теории и истории права и государства, истории политических и правовых учений, в отраслевых юридических науках. На основе полученных результатов исследования могут быть даны рекомендации по совершенствованию работы государственных институтов и по совершенствованию действующего законодательства. Практическое значение результатов настоящего исследования состоит в том, что полученные данные могут быть использованы в тех разделах курсов теории государства и права, истории политико-правовых учений, криминологии, юридической психологии, социологии, в которых характеристика особенностей наркотизации населении страны в современных условиях, а также в правоприменительной практике.

Заключение

.

Концептуально-правовой анализ национальной безопасности фиксирует ее категориальный статус, указывающий на то, что данное понятие характеризует существенное всеобщее и необходимое отношение, представляющее собой особый «срез» политики и права в качестве политико-правового института. При этом на всех институциональных уровнях функционирования действующего российского законодательства национальной безопасность позиционируется как обязательная логическая и институционально-правовая конструкция.

Ведущими политико-правовыми стратегиями обеспечения национальной безопасности институционального субъекта выступают: выявление действительных и возможных угрозпрофилактика возможного воздействия реальных и вероятных угрозподготовка к противостоянию возможному деструктивному воздействию угрознепосредственное отражение воздействия угрожающих деструктивных факторовпреодоление последствий воздействия угрожающих деструктивных факторовмониторинг отражения непосредственного воздействия и последствий воздействия угрожающих деструктивных факторовподготовка более совершенной системы национальной безопасности субъекта посредством учета итогов отражения непосредственного воздействия и последствий воздействия угрожающих деструктивных факторов по отношению к системе национальной безопасности.

Было показано, что к числу наиболее опасных деструктивных факторов относится наркотизация населения России и других государств, а также порожденный ею и в свою очередь стимулирующий ее рост криминальный наркооборот.

Проведенное в ходе подготовки данной диссертационной работы исследование, посвященное анализу деятельности криминальных группировок по организации и осуществлению незаконного наркооборота, разработке правовых и организационных мер его предупреждения и пресечения, определению динамики, состояния и тенденций незаконного оборота наркотиков, изучению его взаимосвязи с различными формами преступного поведения, социально-историческим закономерностям распространения наркотических средств, выработке концептуальных подходов и определению приоритетных направлений борьбы с наркотизмом, дает возможность сделать некоторые научные выводы, рекомендации и практические предложения. Борьба с незаконным наркооборотом должна вестись комплексно, включая противодействие наркотизму и наркомании, профилактику наркотизма среди молодежисовершенствование системы уголовно-правового противодействия преступлениям, связанным с производством и распространением наркотиковсовершенствование форм и методов работы правоохранительных органов, особенно в части борьбы с. деятельностью транснациональных наркогруппировок, пресечения их интеграции с российскими преступными группами.

Очевидно, что наркотизм и наркомания представляет собой сложное многофакторное социальное явление и отличается многообразием, проявлений, множеством внутренних составляющих и существующих между ними взаимосвязей. Уровень и тенденции распространения наркотизма и наркомании поставили это негативное социальное явление в один .ряд с самыми серьезными проблемами, стоящими перед нашим обществом в современный период. Общественная опасность наркотизма выражается, прежде всего, в том, что его чрезмерно широкое распространение способно разрушить генофонд нации, подорвать экономические, политические, нравственно-психологические, культурные устои общества и государства.

Политическая нестабильность и экономический кризис, прогрессирующий рост цен и инфляции, усиление дифференциации доходов и резкое социальное расслоение, падение жизненного уровня большинства населения, рост безработицы, крушение многих прежних стереотипов, грубое и повсеместное попрание декларируемых морально-этических и юридических норм, увеличение уровня преступности, культивирование средствами массовой информации наркомании, насилия, жестокости, аморального поведения и некоторые другие глобальные негативные факторы жизни современного российского общества опосредованно способствуют разрастанию такого сложного социального явления, как незаконный оборот наркотиков, формируют особую наркотическую субкультуру, для которой наркотики являются необходимым и обыденным атрибутом досуга.

Предпринятые в последние годы меры, направленные на борьбу с незаконным наркооборотом в России, являются следствием кардинальных изменений в оценке государством опасности этого явления. На сегодня в стране созданы основные правовые и организационные предпосылки для общего и специального предупреждения и пресечения различных проявлений распространения наркотиков. Вместе с тем, предстоит разработать и осуществить целый комплекс необходимых мероприятий, чтобы произошел положительный перелом в динамике наркооборота в стране. Поэтому совершенствование законодательной базы для борьбы с незаконным наркооборотом является одним из приоритетов современной правовой политики.

Нормативные правовые изменения законодательства должны учитывать основное содержание Конвенции против транснациональной организованной преступности (Палермо, 2000 г.) и приложений к ней 2002 г., опыт зарубежных стран по внесению соответствующих изменений в свое законодательство, новые тенденции в развитии организованной преступности и методов борьбы с ней. С учетом задач совершенствования и постоянного обновления российского законодательства, его унификации и сближения с законодательством других государств, прежде всего — европейских, представляется целесообразным разработать и принять специальный Закон о наркотрафике в Российской Федерации. В Законе должно быть дано завершенное юридическое определение понятия «наркотрафика», определены меры по пресечению деятельности международных преступных групп, занятых в незаконном наркообороте, суммированы положения последних лет о необходимости внедрения в практику новых форм противодействия легализации доходов транснациональной организованной преступности. Радикально проблема наркотрафика будет решена лишь в условиях устойчивого снижения спроса на наркотики. Поэтому основной акцент в новом законе должен быть сделан на вопросы профилактики.

Борьба с незаконным оборотом наркотических средств является важным фактором сдерживания их распространения и незаконного потребления. Деятельность в указанном направлении должна предусматривать проведение целого комплекса профилактических мер. При этом следует отдавать предпочтение методам косвенного и опосредованного воздействия на потенциальных потребителей наркотиков, добиться постепенного изменения социально-культурных стереотипов. Важнейшее место в должны занимать мероприятия, направленные на сохранение психического здоровья населения и профилактику психосоциального стресса.

Следует пересмотреть действующее уголовное законодательство об ответственности за правонарушения, связанные с наркотиками, с целью более глубокой дифференциации ответственности виновных в этом лиц, с сохранением строгих мер наказания за наиболее опасные деяния и введением лечения как замены наказания для лиц, совершающих малозначительные деяния. Принципиально по-новому должны быть решены вопросы ответственности наркоманов, включенных в систему преступного наркооборота, причастных к распространению наркотиков и привлечению к их потреблению новых лиц.

Основным направлением совершенствования организации и деятельности российских правоохранительных органов в сфере предупреждения незаконного оборота наркотиков, по нашему убеждению, должна стать дальнейшая специализация этой сферы в системе их функциональной деятельности, ориентированность указанных органов на постоянную и планомерную работу по стабилизации наркоситуации в стране.

В среднесрочной и долговременной перспективе при формировании государственной политики по профилактическому контролю-за наркотиками следует использовать результаты фундаментальных научных исследований и международного сотрудничества в данной области. С их учетом целесообразно совершенствовать существующую законодательную базу. Государственная политика по контролю за наркотиками должна быть нацеленной на комплексную профилактику их распространения и проводиться в неразрывной связи с деятельностью по сохранению психологического здоровья населения страны при соблюдении принципов сбалансированного применения воспитательных и принудительных мер, скоординированного проведения просветительных, лечебно-реабилитационных и правоохранительных мероприятий. Это позволит мобилизовать ресурсные возможности и сконцентрировать усилия на следующих приоритетных направлениях комплексного* решения проблемы: профилактике распространения незаконного5 потребления и незаконного оборота наркотиковлечении и реабилитации больных наркоманиейпресечению незаконного оборота наркотиков. Мировой и российский опыт свидетельствует о том, что сосредоточение усилий исключительно на одном из этих направлений не позволит получить устойчивый положительный эффект и успешно противостоять транснациональной организованной преступности в сфере наркобизнеса.

С учетом значимости проблемы наркотизации населения для национальной безопасности считаем, что было бы целесообразно закрепить на стратегическом уровне в числе основных характеристик состояния национальной безопасности уровень наркотизации, населения, разработав четкие социологические и медицинские критерии этого понятия. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года данный показатель не был включен в Перечень основных характеристик состояния национальной безопасности. Однако как указано в данном основополагающем документе, Перечень основных характеристик состояния национальной безопасности может уточняться по результатам мониторинга состояния национальной безопасности.

Полагаем, что использование выводов и рекомендаций, содержащихся в данном исследовании, и принятие на их основе комплекса скоординированных, адекватных и эффективных социально-экономических, законодательных, правоохранительных, медицинских и профилактических мер противодействия распространению наркотизма, позволит приблизиться к декларируемой нашим государством цели поэтапного сокращения наркомании и связанных с ней правонарушений до уровня минимальной опасности для общества. Комплексная разработка правовой основы этой деятельности будет представлять серьезный шаг на пути юридической институционализации национальной безопасности посредством выявления всех возможностей ее адекватного правового моделирования в целях формирования максимально корректной парадигмы ее институциональной эффективности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М., 2007.
  2. Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Вена, 20 дек. 1988 г. // Сб. международных договоров СССР и РФ. М., 1994. Вып. 19.
  3. Декларация Международной конференции по борьбе со злоупотреблениями наркотиками и их незаконным оборотом и Всеобъемлющий междисциплинарный план будущей деятельности по борьбе со злоупотреблениями наркотическими средствами. Нью-Йорк: ООН, 1988.
  4. Соглашение о сотрудничестве между министерствами внутренних дел в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ от 21 окт. 1992 г. // Соглашения государств — участников СНГ в сфере борьбы с преступностью. М., 1993.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Часть вторая. М., 2006.
  6. Семейный кодекс Российской Федерации. М., 2007.
  7. Таможенный кодекс Российской Федерации. М., 2005.
  8. Уголовный кодекс РСФСР. М., 1927.
  9. Уголовный кодекс РСФСР. М., 1961.
  10. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 2005.
  11. Уголовный кодекс Испании. М., 1998.
  12. Уголовный кодекс Республики Беларусь. Минск, 1999.
  13. Уголовный кодекс Польской Республики. М., 1997.
  14. Уголовный кодекс Франции / Науч. ред. Н. Ф. Кузнецова и Э. Ф. Побегайло. М., 1994.
  15. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. М., 1997. 21. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. М., 1998.
  16. Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации: Утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 22 июля 1993 г№ 5494−1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993№ 2.
  17. Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами, психотропными веществами и их незаконному обороту на 1999 — 2001 годы: Федеральная целевая программа // Энциклопедия российского права. Федеральный выпуск. 2000. 3 (49).
  18. Об утверждении Концепции национальной безопасности: Указ Президента РФ от 17 дек. 1997 г. № 1300 // Энциклопедия российского права. Федеральный выпуск. 2000. № 3 (49).
  19. Федеральная программа РФ по усилению борьбы с преступностью на 1994 — 1995 годы: Утв. Указом Президента РФ от 24 мая 1994 г. № 1016 //Рос. юстиция. 1994. № 10−12.
  20. Федеральная программа по усилению борьбы с преступностью на 1996 — 1997 гг. Утв. Постановлением Правительства РФ от 24 мая 1996 г. № 600 // Рос. газ. 1996. 24 — 25 июля.
  21. Федеральная программа РФ по усилению борьбы с преступностью на 1999 — 2000 годы: Утв. Постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 270 // Энциклопедия российского права. Федеральный выпуск. 2000. № 3 (49).
  22. Сводная таблица Постоянного комитета по контролю наркотиков (ПККН): Утв. на заседании Постоянного комитета по контролю наркотиков 4 июня 1997 года. Протокол№ 3/57−97 // Бюл. Верховного Суда РФ. 1998.
  23. Вопросы Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ: Указ Президента РФ от 6 июня 2003 г. № 624 // Собр. законодательства РФ. № 23. Ст. 2198.
  24. Актуальные проблемы теории и практики противодействия наркопреступности на Дальнем Востоке: материалы Международнойнаучно-практической конференции, г. Хабаровск, 22−23 ноября 2007 года. Хабаровск, 2008.
  25. Актуальные проблемы противодействия незаконному обороту наркотиков в мире: материалы международной научно-практической конференции / сост. E.H. Дурыгина. — под общ. ред. д.ю.н., ген.-майора Ю. Н. Демидова. Домодедово: ВИПК, 2006.
  26. А.Г. Уголовно-правовая борьба с незаконными посевами и выращиванием наркотикосодержащих культур и распространением наркотических средств: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1989.
  27. JI.A. Уголовно-правовое противодействие незаконному обороту наркотических и психотропных веществ. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 1998.
  28. А.И. Конституционные основы обеспечения безопасности личности в Российской Федерации. Автореф. дисс. канд.юрид.наук. М, 2008.
  29. Т.А., Кадыров М. М. Наркомания: преступность, ответственность. Ташкент, 1989.
  30. С.О. Наркотизм в студенческой среде как социальная проблема российского общества. Автореф. дисс. канд.социол.наук. Казань, 2007.
  31. А.И. Национальная безопасность России в контексте современных процессов. М., 2008.
  32. Военные, политические и экономические проблемы обеспечения национальной безопасности России в современных условиях. М., 2007.
  33. А.Н. Экономическое обеспечение национальной безопасности России. Нижний Новгород, 2008.
  34. Э.Г. Борьба с наркотической преступностью: Международный и сравнительно-правовой аспекты. М.: Учебно- консультационный центр «ЮрИнфоР», 2000.
  35. Э.Г. Деятельность органов внутренних дел по предупреждению наркотизма среди молодежи (по материалам Азербайджанской Республики): Дис. канд. юрид. наук. Баку, 1991.
  36. Э.Г. Наркотизм: тенденции и меры преодоления. М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 1997.
  37. Э.Г. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с преступлениями, связанными с наркотиками (антинаркотизм). Одесса: Астропринт, 1998.
  38. Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль. СПб, 2004.
  39. Глобализация и девиантность. Науч. ред. Я. И. Гилинский. СПб, 2006.
  40. Я.И. Девиантология. СПб, 2007.
  41. Глобальные вызовы, угрозы и опасности современности. Приоритеты политики обеспечения национальной безопасности России. М., 2008.
  42. Государственная политика Российской Федерации в сфере противодействия наркотизации молодежи. М., 2005.61.Гринько С. Д. Преступления против национальной1 безопасности России. Псков, 2007.
  43. А.Я. Права человека и борьба с наркоманией // Проблемы укрепления законности и борьбы с преступностью на региональном уровне (наркотики и преступность). М., 1999.
  44. А.Я. Правовые и криминологические проблемы социальной реабилитации хронических алкоголиков и наркоманов: Дис. д-ра юрид. наук. М., 1993.
  45. А.Я., Рыжиченков В. И., Соловьев JI.A. и др. Правовые и организационно-тактические меры борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Смоленск, 1999.
  46. JI.E. Гражданско-правовое обеспечение профилактики наркотизма. Рязань, 2007.
  47. И.А. Мониторинг социально-экономических последствий распространения наркомании в регионе. Автореф.дисс. канд.юрид.наук. Екатеринбург, 2008.
  48. A.A. Проблема наркобезопасности современного российского общества. Автореф.дисс. канд.филос.наук. Ростов-на-Дону, 2006.
  49. A.A. Международно-правовые основы сотрудничества в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков и психотропных веществ. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2006.
  50. С.А. Национальная безопасность России: (аспекты: гражданство, иностранцы, транснациональная незаконная миграция). М., 2007.
  51. М. А. Международно-правовые аспекты предотвращения незаконного оборота наркотиков. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. СПб., 2005.
  52. С.П., Фесенко Е. В., Гарницкий С. П. Наркомания: уголовно-правовые и медицинские проблемы. Киев, 1989.
  53. Г. Н., Калачев Б. Ф. Наркомания и наркобизнес. М., 1998.
  54. В.В. Молодежная наркомания в России: социально-философский аспект. М., 2007.
  55. Д.А. Организация взаимодействия сил и средств правоохранительных органов по перекрытию каналов поступления наркотических средств на территорию Сибирского федерального округа. Автореф.дисс. канд.юрид.наук. М., 2008.
  56. А.И. Уголовно-исполнительное право России. М., 1997.
  57. В.И. Нация государство — безопасность (Вопросы теории и практики). М., 1999.
  58. .Ф., Веренинова Т. Ю. Контрабанда наркотиков в Россию. М., 2004.
  59. A.A. Предупреждение и раскрытие преступлений, связанных с оборотом наркотических и сильнодействующих средств в сфере здравоохранения и фармации. Челябинск, 2007.
  60. И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М.: Российское право, 1992.
  61. И.Ф. Судьба России в глобальной геополитике. СПб, 2005.
  62. В. А. Организация борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Уфа, 2007.
  63. Ю. Ю., Социологический мониторинг наркотизации подростково-молодежной среды. М., 2005.
  64. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Ю. И. Скуратова и В. М. Лебедева. М.: ИНФРА-М* — НОРМА, 1996.
  65. A.A. Административно-правовые средства, борьбы с незаконным оборотом наркотиков в Российской Федерации. Автореф.дисс. канд.юрид.наук. СПб, 2008.
  66. O.A. Правовое регулирование противодействия преступности военнослужащих в интересах национальной безопасности России. М., 2008.
  67. Е.Д. Личные права человека в Российской Федерации и стандарты Союза Европы: конституционно-правовые проблемы регулирования и защиты. Автореф. дисс. канд.юрид.наук. М., 2008.
  68. А.Н. Уголовно-правовые проблемы борьбы с наркобизнесом: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 1999.
  69. Р.Х. Уголовная политика в сфере борьбы с организованными формами преступной деятельности. М., 2008.
  70. В.Н. Наркотизация общества как социальное явление современности. Автореф.дисс. канд.филос.наук. М., 2007.
  71. P.M. Теоретико-прикладная модель программы борьбы с преступностью на территории субъекта РФ: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2003.
  72. Культура и развитие научного знания. М., 2001.
  73. A.A. Кульбаев P.M. Модель региональной программы борьбы с преступным оборотом наркотических средств / Под ред. C.B. Максимова. Нальчик, 2002.
  74. П.П. Глобализм. Главные угрозы международной стабильности и национальной безопасности России. М., 2007.
  75. В.В. Преступность XX века: Мировой криминологический анализ. М.: НОРМА, 1997.
  76. A.A. Наркотики и наркотизм. СПб, 2001.
  77. A.A. Уголовная ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. СПб, 2001.
  78. A.A. Наркотики: преступность и преступления. СПб, 2002.
  79. A.A. Наркотизм в местах лишения свободы. СПб, 2005.
  80. C.B. Эффективность общего предупреждения преступлений: Дис. докт. юрид. наук. М., 1993.
  81. П.А. Социальная рефлексия наркотической ситуации в Санкт-Петербурге. Автореф.дисс. канд.социол.наук. СПб, 2007.
  82. Г. М. Правовые и криминологические проблемы борьбы с наркобизнесом, совершаемым организованными группами: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 1995.
  83. А.Э. Криминологические проблемы борьбы с наркотизмом среди несовершеннолетних и молодежи (по материалам Республики Северная Осетия — Алания): Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1999.
  84. Г. М., Побегайло Э. Ф., Ревин В. П. Уголовно-правовые борьбы с пьянством, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. М.: Академия МВД СССР, 1990.
  85. Г. М., Побегайло Э. Ф., Ревин В. П. Уголовно-правовые средства борьбы с наркотизмом в России. М.: Академия МВД России, 1994.
  86. Г. М., Побегайло Э. Ф., Ревин В. П., Зелинский Б. П. Наркотизм: профилактика и стратегия борьбы. М.: ИНИОН РАН, 1999.
  87. Н. Проблемы совершенствования законодательства об ответственности и индивидуализации наказания несовершеннолетних. Автореф.дисс. канд.юрид.наук. М., 2008.
  88. Наркотизация в Татарстане: стратегии социального реагирования. Казань, 2003.
  89. Наркотизация населения в современной России: специфика, субъекты, динамика: М., 2003
  90. Наркотики и наркозависимость: история, предпосылки, последствия. Ярославль, 2007.
  91. Национальные проекты России как фактор ее безопасности и устойчивого развития в глобальном мире: материалы постоянно действующей Всероссийской междисциплинарной научной конференции с международным участием. Йошкар-Ола, 2008.
  92. Незаконный оборот наркотиков: глобальные тенденции и проблемы. М., 2007.
  93. Незаконный оборот наркотиков: энциклопедический словарь-справочник. М., 2007.
  94. П.А. Культура как фактор национальной безопасности. М., 2007.
  95. A.A. Проблема наркобезопасности современного российского общества. Автореф.дисс. канд.филос.наук. Ростов-на-Дону, 2006.
  96. Д. А. Факторы модернизации социального механизма противодействия наркотизации молодежи в современном российском агропромышленном регионе. Автореф. дис. канд. социол. наук. М., 2007.
  97. В.И. Правовые проблемы борьбы с наркоманией и наркотизмом. М.: Академия управления МВД России, 1992.
  98. Организованная преступность —- 2 / Под ред. А. И. Долговой и C.B. Дьякова. М., 1993.
  99. Организованная преступность в России: философский и социально-политический аспекты: Материалы науч.-практ. конф., 27 — 28 мая 1999 г. М.: Моск. ин-т МВД России, 1999.
  100. K.M. Уголовно-правовые меры предупреждения и пресечения незаконного оборота наркотических веществ: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1997.
  101. Основы борьбы с организованной преступностью / Под ред. B.C. Овчинского, В. Е. Эминова, Н. П. Яблокова. М.: ИНФРА-М, 1996.
  102. П.В. Процессы и риски наркотизации молодежи. Автореф.дисс. канд.социол.наук. СПб, 2007.
  103. П.В. Процессы и риски наркотизации молодежи. М., 2007.
  104. Перцефф Дэн. Нарковойны XXI века: оружие массового поражения. СПб, 2008.
  105. В.А. Таможенная политика в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Автореф.дисс. канд.юрид.наук. М., 2007.
  106. С.И. Политика и обеспечение национальной безопасности России. СПб, 2008.
  107. Э.Ф. Избранные труды. СПб, 2008.
  108. Повышение эффективности профилактики наркомании в молодежной среде: материалы научно-практической конференции, Екатеринбург, 29 ноября 1 декабря 2006 года. Екатеринбург, 2007.
  109. В.И. Рецидив преступлений: состояние, тенденции, предупреждение: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М.: ВНИИ МВД России, 1998.
  110. В.И. Противодействие организованной преступности, коррупции, терроризму в России и за рубежом. М., 2008.
  111. В.И. Организованная преступность, коррупция и терроризм в России: исторический контекст и современность. М., 2007.
  112. Преступность в России: Аналитические обозрения центра комплексных социальных исследований и маркетинга. Вып. 1 — 2. М., 1997.
  113. Проблемы исследования наркотизации регионов России. Екатеринбург, 2005.
  114. Проблемы национальной безопасности: экспертные заключения, аналитические материалы, предложения. М., 2008.
  115. Проблемы распространения наркотизма в России и актуальные проблемы антинаркотической работы: материалы научно-практической конференции, 7−8 декабря 2007 года. Ростов-на-Дону, 2008.
  116. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Ч. 1. М., 2002.
  117. Разработка организованных преступных групп наркодельцов, имеющих международные связи: материалы международной научно-практической конференции / под общ. ред. Гуляева Виктора Николаевича. Москва: Домодедово, 2004.
  118. Россия в глобальном пространстве: национальная безопасность и конкурентоспособность: материалы XXIV Международной научно-практической конференции (12 марта 12 апреля 2007 года). Челябинск, 2007.
  119. Н.Ю. Динамика ценностно-смысловой сферы личности в процессе наркотизации. Самара, 2007.
  120. М.Я. Национальное культурное пространство и обеспечение его безопасности. Голицыно, 2008.
  121. A.A. Политико-правовые проблемы национальной безопасности Российской Федерации. Автореф.дисс. канд.полит.наук. М, 2008.
  122. Е.В. Уголовно-правовые средства борьбы с наркобизнесом. Автореф.дисс. канд.юрид.наук. Краснодар-2008.
  123. Словарь терминов, относящихся к алкоголю, наркотикам и другим психоактивным средствам. Женева: Всемирная организация здравоохранения: Медицина, 1996.
  124. С.А. Терроризм и организованная преступность. М., 2008.
  125. Социальная синергетика и актуальная наука: национальные проекты России как фактор ее безопасности и устойчивого развития в глобальном мире: сборник научных трудов. Йошкар-Ола, 2008.
  126. Социально-экономические последствия распространения наркомании в регионе. Екатеринбург, 2007.
  127. Л.И. Избранные произведения: Философия и теория права. Социология уголовного права. Криминология. СПб, 2002.
  128. И.С. Миграция и национальная безопасность России: аналитический обзор. Воронеж, 2007.
  129. М.Д. Комплексный криминологический анализ преступлений, совершаемых на почве наркомании, и проблемы их предупреждения: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 1999.
  130. Е.Е. Государственная политика противодействия наркотизации российского общества (политико-правовое исследование) Автореф. дис. докт. юрид. наук. Орел, 2005.
  131. Е.Е. Государственно-правовая политика противодействия наркотизации российского общества. СПб, 2004.
  132. В.Б. Деятельность органов государственной власти Российской Федерации как фактор обеспечения национальной безопасности. Автореф.дисс. канд.юрид.наук. М., 2007.
  133. A.A. Конституционно-правовые пределы и ограничения свободы личности и публичной власти. Автореф. дисс. канд.юрид.наук. М., 2008.
  134. A.A. Правовое обеспечение систематизации законодательства в сфере национальной безопасности Российской Федерации. Автореф. дисс. канд.юрид.наук. М., 2008.
  135. Е.Ю. Деятельность институтов гражданского общества по реализации государственной политики борьбы с наркоманией в молодежной и подростковой среде. Автореф.дисс. канд.полит.наук. М., 2007.
  136. С.А. Обеспечение национальной безопасности. М., 2007.
  137. Е.Ю. Деятельность институтов гражданского общества по реализации государственной политики борьбы с наркоманией в молодежной и подростковой среде. Автореф.дисс. канд.полит.наук. М., 2003.
  138. А.Г. Особенности расследования контрабанды наркотиков на первоначальном этапе. Автореф.дисс. канд.юрид.наук. М., 2008.
  139. А.Ц. Интеграция правоохранительных систем по противодействию незаконному обороту наркотиков и обеспечение экономической безопасности. М., 2007.
  140. Г. В. Процесс наркотизации молодежи: опыт регионального исследования. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Тюмень, 2005.
  141. Ф. Э. Наркотизация в молодежной среде: структура, тенденции, профилактика. М., 2003.
  142. JI.T. Национальная безопасность России: сущее и должное. М., 2008.
  143. Шхагапсоев 3.JI. Социально-правовая безопасность современной России: Автореф. дис. канд. юрид. наук. СПб., 1999.
  144. Т.Н. Терроризм как угроза национальной безопасности России: концептуальные основы, политика противодействия. Автореф.дисс. канд.юрид.наук. М., 2008.
  145. Н.С. Наркотизм как социальная проблема и форма девиантных практик населения. Автореф.дисс. канд.социол.наук. Казань, 2006.
  146. В.Е. Концепция борьбы с организованной преступностью в России. М., 2007.
  147. A.A. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности // Уголовное право. Часть Общая. Часть Особенная / Под ред. Л. Д. Гаухмана, Л. М. Колодкина и С. В. Максимова. М.: Юриспруденция, 1999.
  148. Этнодемографические факторы национальной безопасности России: материалы международной научной конференции, Санкт-Петербург, 25 января 2008 г. СПб, 2008.
  149. Albrecht D. Stadtebau und Kriminalitat В., 1985.
  150. Aronica J., Mukhtyar V., Coon J. Globalisation of Law Enforcement Efforts // Journal of Money Laundering Control. Vol. 4. N 4. 2001.
  151. Bailor B. The Money Laundering Control Act of 1986. Washington, 1987.
  152. Busch H. Organisierte Kriminalitat vom Nutzen eines unklaren Begriffs // Demokratie und Recht. 1992. № 4.
  153. Drug control: DEA’s strategies a. operations in the 1990s: Rep. to congr. requesters. Washington: GAO, 1999.
  154. Eisenberg U. Kriminologie. Koln, Berlin, Bonn, Munchen, 1998.
  155. Ellis Т., Ippoliti C. Police Training in Drug Abuse Prevention. Executiv Summary. Rome, UNICRI. 1994.
  156. Ferguson R. Drug abuse control. Boston: Holbrook press, 2005.
  157. Hellmer M. Beitrage zur Kriminalgeographie., 1981-
  158. Jamiolkowski R.M. Drugs and domestic violence. New York: Rosen, 1996.
  159. Klahr K. Drogenpolitik und Organisierte Kriminalitat. Bonn, 1998.
  160. Levinthal C.F. Drugs, behavior, and modern society. Boston etc.: Allyn a. Bacon. 1999.
  161. Oliviero M.B., Simmons A. Global Civil Society and Corporate Responsibility. London, 2002.
  162. Organisierte Kriminalitat. Mit dem Rechtsstaat in die Offensive. Stuttgart, 1994.
  163. Roth J., Frey M. Die Verbrecher-Holding. Das vereinte Europa im Griff der Mafia. Munchen, Zurich, 1992.
  164. Zund A. Geldwascherei: Motive-Formen-Abwer. Bern, 1990.
Заполнить форму текущей работой