Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Средства массовой информации в социально-политических процессах Российской Федерации, 90-е годы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Противоречиям коммуникационного пространства и проблемам ком-муникативистики посвящены работы Земляновой Л.М./5/. Данная сфера исследований изучает процессы формирования и гуманитарные функции информационно-массовых средств свя? н на ря-ччч^ wan^v гт^торми. ио особенно пристал<" ^*>г>ам<�"нном — в условиях глобализирующейся электронно-компьютерной революции. Развитие коммуникативистики, особенно… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. РОЛЬ И МЕСТО СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
    • 1. Средства массовой информации и политическая власть
    • 2. Общественно-политические функции средств массовой информации
  • ГЛАВА II. СМИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ РОССИИ
    • 1. Проблемы становления и развития российских СМИ
    • 2. Специфика приемов и методов воздействия СМИ на массовое сознание в современном российском обществе
    • 3. Изменение структуры, правового положения, политических ориентаций СМИ Российской Федерации в
  • 90-е годы

Средства массовой информации в социально-политических процессах Российской Федерации, 90-е годы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Анализ современного общества немыслим без мощных информационных потоков, оказывающих воздействие на общественное сознание. глубину преобразований в структурах политической власти, на противоречивый ход демократических и одновременно антидемократических процессов. Роль средств массовой информации поистине огромна. Они обеспечивают во всех уголках планеты сбор, обработку и распространение информации на массовую аудиторию. К СМИ традиционно относят печать, радио, телевидение, кино, различные звукозаписывающие и аудиовизуальные средства. Средства массовой информации в современном их понимании появились на протяжении последних полутора столетий. Телевидение заявило о себе в начале 30-х — 40-х годах нынешнего XX столетия и, несмотря на свою относительную молодость, приобрело ключевое значение.

К концу XX столетия СМИ переживают резкий как количественный, так и качественный скачок. Тиражи печатной продукции, объем радио и телекоммуникационных средств превышают на порядки своих прародителей. Появление новых видов дальней связи, оптико-волоконная технология, развитие кабельного телевидения, непосредственного вещания, видеотехника — это все качественные технологические характеристики СМИ. Резко возросло влияние средств массовой информации на общественное сознание, систему функционирования политической власти.

70−80-е и 90-е годы XX века прошли во-многом под знаком политической борьбы за установление нового международного информационного порядка. Развивающиеся страны активно выступили за установление равноправных отношений в сфере информатики и обмена информацией против засилья и господства информационных транснациональных корпораций. Противоречия затронули и отношения между экономически развитыми странами.

Детерминирующее воздействие на процесс формирования общественного мнения оказывают электронные средства массовой информации и коммуникации. Это в первую очередь телевидение и, в меньшей степени радиовещание. Владеющие ими и контролирующие их имеют реальные рычаги власти и способны результативно влиять на политические процессы и электоральное поведение. Это наглядно и ярко проявляется в политической жизни Российской Федерации 90-х годов, ставшей ареной борьбы между правящей элитой, режимом, финансово-промышленными группами за обладание электронными СМИ, источниками сигнала./ 1/. Наиболее характерным примером является ОНЭКСИМбанк, который через «Связьинвест» и зависимый от него «Ростелеком» контролирует стоимость сигнала телевизионного вещания.

Данные явления в развитии средств массовой информации не могут игнорировать социально-политические науки: политология, социология, социальная психология, коммуникативистика, теория журналистики, экономическая теория.

Информация необходима не только власти как информация об обществе, но и обществу о действиях власти и о нем самом. Только при этом условии политика, тем более демократическая политика, действительно становится информационным процессом.

Относительно свободная циркуляция информации об обществе и политике — одно из условий создания благоприятной социальной среды политического действия, источник осознанного, а не манипулятивного участия в политическом процессе устойчивых и позитивных по качеству состояний коллективного сознания.

Однако, естественная функция политики — управление сознанием и поведением людей, легко может перерасти в манипулирование, особенно в тех случаях, когда управление по каким-либо причинам не может быть достаточно рационализировано / решение особо сложной.

1.См. об этом.: Егоров Г. Телевидение: теория и практика. М.: 1993; Клямко Э. Кому принадлежит ТВ, тому принадлежит страна // Российская газета. — 1993. 21 апреляКривоз В. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности органов государственной власти. Некоторые вопросы совершенствования. // Власть. 1996. N1 С.77−79. задачи не совсем ясной и самой власти, возникновение противоречивой и спорной ситуации, неясность альтернатив, раскол общества, низкий уровень общественного самосознания и тому подобных обстоятельств/, манипулирование становится неизбежным, но только в пределах, в которых оно не утрачивает свой рациональный смысл и не становится источником утопического сознания. Не случайна поэтому роль лозунгов, штампов, родовых культурных стереотипов / идей неповторимости, самобытности и пр./.

Манипулирование массами правящей элитой предполагает определенную степень доверия общества к СМИ и по существу стимулируется его доверием.

За условными, относительными, подвижными пределами допустимого доверие, однако, легко переходит в веру, которая так же как и доверие, составляет мощный иррациональный резерв политики, но и образует при этом не менее значительный потенциал утопических представлений о ней.

Технология функционирования власти включает организационно-технические средства коммуникации. СМИ и техника по своей природе манипулятивны. Помимо чисто технических манипуляций, связанных с упра влением ею, с кодированием, передачей и преобразованием информации в аудио или видеозапись, ее воспроизведение, тиражирование, техника /СМИ/ деперсонализирует отношения. Связь и управление на расстоянии, заменяет контакты между людьми контактами между человеком и техническими устройствами.

Монополизация, корпоративность, элитарность в сфере принятия решений, их передачи радикально изменяет способ политического общения. К общему процессу усложнения управляющих систем, средств и методов управления добавляются и сложности его технизации. Политический процесс совершенствуется средствами современной техники, но до того состояния, за которыми его деперсонализация порождает взаимное отчуждение общества и власти и их превратные представления друг о друге.

Без техники, в первую очередь электронных СМИ невозможно характерное для современной политики массовое глубинное воздействие, учет отдаленных и непосредственных последствий, вовлечение в управление больших групп людей, усложнение, дифференциация и интеграция политических институтов.

Но вместе с положительными результатами все это оснащение политики способно отдалить рациональные начала от конечных результатов .

СМИ являются средством, механизмом, необходимым условием эффективного функционирования социальной рыночной экономики, важным фактором развития и распространения культуры или антикультуры /с точки зрения гуманистических идеалов и ценностей /, исключительно мощным инструментом воздействия на сознание и поведение людей.

Средства массовой информации отражают общество, в котором они функционируют. СМИ России вобрали в себя как достоинства, так и недостатки своего времени. Невозможно отрицать существенность вклада печати, радио, телевидения в процесс преобразований в Российской Федерации. Но налицо и негативные стороны коммерциализации информационных средств.

Угроза разрушительных межнациональных конфликтов в мире, насыщенном ядерными и химическими технологиями, экологические беды привели к осознанию земного шара как единого и не слишком большого пространства существования человека.

Подмена фактов субъективными рассуждениями способна дезориентировать общество, разжигать страсти, подогревать низменные инстинкты, весьма негативно относиться к самим средствам массовой информации, и в первую очередь, к журналистам. Четкие профессиональные, нравственные критерии не должны позволять ему фальсифицировать факты, идти по пути инсценировки, подтасовки, даже если к ней влечет сиюминутная выгода, сдобренная теоретическими рассуждениями о журналистском мастерстве и искусстве.

Это только часть аргументов. которые говорят об актуальности темы, что не может не вызывать интереса и внимания у исследователей.

В условиях, когда в России идет процесс смены одной социально-экономической модели другой, происходит процесс, который можно обозначить, как политизацию социальной жизни. В действие приведены такие факторы, которые затрагивают жизненные интересы больших групп людей и существенно меняют их поведение. Среди участников действий, которые в большей степени воздействуют на эти факторысредства массовой информации.

Многие, прогрессивно настроенные, конструктивно ориентированные СМИ: печать, радио, телевизионное вещание принимают активное и непосредственное участие в создании и реформировании политической системы Российской Федерации, а также способствуют процессу продвижения реформ в жизнь. При этом средства массовой информации сами подвергаются активному реформированию.

Они выступают субъектами и объекта ми социально — политической деятельности. Данные явления не могут не вызывать повышенного внимания у аналитиков и исследователей: теоретиков, практиков, властных структур, принимающих политические решения.

Средства массовой информации способны, с одной стороны, поддерживать, укреплять, развивать политическую систему общества, а с другой — и расшатывать, деформировать ее. В переходный период особенно обостряется, по нашему мнению, двуединая сущность СМИ. Во-первых, как относительно самостоятельного политического института, составной части политической системы и гражданского общества. Функциональная особенность этого явления состоит в том, что средства массовой информации влияют на большие массы людей и имеют возможность вследствие этого манипулировать сознанием. Во-вторых, воздействие СМИэто целая система взаимосвязанных элементов, форм, методов, которые пронизывают общественную систему. Ведь СМИ в демократическом обществе принадлежит, а следовательно и отражает интересы, как государства, партий, коллективов, так и отдельных лиц, банков, помещений. Динамика дифференциации и интеграционного процесса в России 1990;х годов наиболее актуальна сегодня для исследования политологов СМИ.

Противоречивая роль СМИ в политике до сих пор не нашла адекватного современным реалиям отражения в российской политической науке и в массовом сознании. Отчасти восполнить этот пробел и тем самым способствовать формированию представлений о современной российской действительности помогает выявление места СМИ в политическом процессе .

Актуальность предлагаемого диссертационного исследования определяется также необходимостью расширить область применения политических коммуникаций, а следовательно, тем самым и способствовать дальнейшему развитию соответствующих областей политологии и социологии. Значимость темы диссертации обусловлена: 1/ деятельностью средств массовой информации как института, подверженного диверсификации и транснационализации в условиях формирования рыночных отношений и политического плюрализма мнений в системе властных отношений Российской Федерации в переломное время- 2/ социальной ситуацией, когда СМИ России создают механизмы обратной связи, способствуют становлению и развитию структуры демократического общества, или занимают откровенно деструктивную позицию- 3/ стремлением комплексно исследовать процесс участия прагматически и демократически проявивших себя органов печати, радио, телевидения в эволюции от доминирования централизации и одномерного мышления к плюрализму мнений и действий.

Степень разработанности темы. Исследованию различных аспектов деятельности средств массовой информации уделялось большое внимание. Так, в работах С. И. Беглова, Э. А. Иваняна, O.A. Феофанова, Ю. Б. Кашлева, Н. П. Попова анализируется структура СМИ, функции и внешнеполитический аспект их деятельности./ 2/. Проблемам транснационализации средств массовой информации и комуникации, борьбе за новый информационный порядок посвящены монографии и статьи Андру.

2. Беглов С. И. Монополия слова.- М.: 1972. его же: Внешнепо-литичекая пропаганда. Очерк теории и практики. — М.:1984. -Иванян Э. И. От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша: Белый дом и пресса. -М.: 1991 — Кашлев Ю. Б. Информационный взрыв: международный аспект. М.: 1988 — Феофанов O.A. Агрессия лжи. — М.: 1987; Попов Н. П. Индустрия образов: Идеологические функции средств массовой информации в США. — М.: 1986; нас Б.Ч., Гуревича С. М., Гуревича П. С., Засурского Я. Н., Ермишина Е. В. Поклад А.Б., Юдиной Н. И., Федякина И. А. и других.///3/ Эти в целом добротные и глубокие исследования отразили существовавшие тогда социально-политические реалии двухполюсного мира, борьбы двух социально-экономических систем, преобладание конфронтаци-онности в международных отношениях, /хотя следует отметить ее и в настоящее время предостаточно тоже хватает, например, планы Запада расширить НАТО на Восток и резкая реакция России /, когда идеологические аспекты во многом доминировали над объективностью, научностью, историзмом. Российским СМИ отводилась роль проводника государственной идеологии и социальной политики, интерпретатора официальной точки зрения. Классовый анализ был доминирующим действующим методом изучения социально-политических процессов. И конечно, такое понимание социальной и политической теории ограничивало, и в конечном счете, сдерживало ее развитие.

3. ГУРЕВИЧ С. М. Разоблачение лживой легенды /К.Маркс и Ф. Энгельс о буржуазной печати/. — М.-1975 — Гуревич П. С. Буржуазная пропаганда в поисках теоретичес кого обновления. — М. :1978; его же: Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М.:1991: На службе монополий. Информационно-пропагандистский комплекс стран капитала / Под ред. Засурского Я.Н.

— М.: 1977 — Андрунас Е. Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. — М.:1977 — Ермишин Е. В. Международный обмен информацией: правовые аспекты. М.1988 — Поклад А. Б., Юдина Н. И. Массовая информация: международное общение или подрывная пропаганда?

— М.1987; Федякин И. А. Общественное сознание и массовая коммуникация в буржуазном обществе. — М.:1988 — Микша JI.C. Научно-технический неоколониализм: поиски путей преодоления. — 1990 — Гри-горьян Ю. Транснациональные корпорации в России //Свободная мысль, 1997 N2., С.13−27 .

В работах Андреевой F.M., Дилигенского Г. Г., Грушина Б. А., Кухаркина A.B., рассматриваются социально-психологические аспекты влияния средств массовой информации на массовое сознание /4/.

Противоречиям коммуникационного пространства и проблемам ком-муникативистики посвящены работы Земляновой Л.М./5/. Данная сфера исследований изучает процессы формирования и гуманитарные функции информационно-массовых средств свя? н на ря-ччч^ wan^v гт^торми. ио особенно пристал<" ^*>г>ам<�"нном — в условиях глобализирующейся электронно-компьютерной революции. Развитие коммуникативистики, особенно в США. Японии, России, экономически развитых стран когда, концентрирующийся в крупных масштабах информационный капитал, используя достижения научно-технического прогресса, выходит на уровень мощных транснациональных корпораций с разветвленными сетями дочерних предприятий, необходимых для массового производства многообразных информтоваров. Предметами выгодной купли-продажи на информационном рынке становятся не только коммерческие рекламы и политические новости, развлекательные программы для радио и телеканалов, но и данные из банков научно-технических сведений, без которых высокоавтоматизированная промышленность не может успешно развиваться.

4. Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология. — М.: 1994 .- Грушин Б. А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М.:1987; Кукаркин A.B. Буржуазная массовая культура Теории. Идеи. Разновидности. Образцы. Техника. Бизнес. — М.:1985.

5. Землянова JI. М. Современная американская коммуникативистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы.- М.:1995; Землянова JI.M. Обсуждение противоречий европейского коммуникационного пространства на страницах «Дедалуса» //Вестн.Моск.Ун-та.Сер.10.Журналистика. 1995 N2.

Следует отметить исследования Кузнецова Г. В., Муратова С. А. Прохорова Е.П., Юровского А. Я., которые произвели глубокую переработку структуры и содержания учебных пособий по средствам массовой информации и теории журналистики, рассчитанных на обучение работников различных СМИ: печати, радио, телевидения, закладывающих основы последущей непрерывной многоуровневой подготовки, /б/.

Рассмотрению вопросов взаимодействия политики и СМИ, функциям СМИ, их месту и роли в политической системе общества, информационной власти посвящены работы российских политологов и социологов Гаджиева К. С., Марченко М. Н., ПугачеваВ.П., Панарина A.C., Сахарова H.A., Тощенко Ж. Т. и др./7/. В междисциплинарной области работали и работают зарубежные исследователи: Б. Багдикян, П. Бурдье, Г. Шиллер и др./8/.

6. См: например, Прохоров Е. П.

Введение

в теорию журналистики .М.:1995; Телевизионная журналистика: Учебник / Под ред. А. Я. Юровского. М.-1994; Соколов A.A.

Введение

в теорию социальной коммуникации: Учебн.пособие. СПб: СПбГУП, 1996.

7. Гаджиев К. С. Политическая наука: пособие для преподавателей — М.-1994; Пугачев В. П., Соловьев А. И.

Введение

в политологию .-М.:199бПугачев В. П. Средства массовой коммуникации в современном политическом процессе.// Вестник Моск. Ун-та, политические науки, сер.12. — 1995; сентябрь-октябрь, N5- Панарин A.C. Философия политики.- М.:1994; Тощенко Ж. Т. Социология. — М.:1994; Политология в вопросах и ответах / консультации политологов/- Учебн. пособие./ Под ред. Е.А.Ануфриева/ Е. А. Ануфриев, А. П. Бутенко. Н. А. Сахаров и др.- М.:1994; Политология. Курс лекций. Под ред. М. Н. Марченко. М.: МГУ, 1993.

8. См: в частности, М.:Багдикян Б, Монополия средств информации.- М.:1987; Бурдье П. Социология политики.- М.1993; Бурдье П. Начала. — М.:1994; Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. — М.: 1980; Кин Д. Средства массовой информации и демократия: Пер. с англ. М.: 1993.

Вместе с тем противоречивые информационные и социально-политические процессы в России постсоветского периода требуют к себе самого пристального внимания ученых, исследователей из-за их динамичности. Дефицит таких работ ощущается, и актуальность подобных исследований возрастает. Отсутствует системный политологический анализ роли и места российских средств массовой информации — печати, радио, телевидения в условиях рыночных отношений я плюрализма действий и мнений.

Цель и задачи исследования

Целью работы является исследование влияния и роли средств массовой информации в социально-политических процессах Российской Федерации в период радикальной модернизации общества и СМИ в 1990 годы.

В связи с этим в диссертации ставятся следующие задачи:.

— раскрыть понятие «информационная власть» в современном контексте социально-политических преобразований в Российской федерациисоотнести это понятие с понятием политической власти;

— обозначить проблемы становления российских СМИ и исследовать трансграничные информационные потоки;

— проанализировать приемы и методы воздействия СМИ на массовое сознание граждан в условиях современного российского общества;

— исследовать изменение правового положения, политической ориентации средств массоовой информации в 90-е годы ;

— изучить проблемы соотношения свободы печати и ответственности прессы в условиях демократизации российской общественно-политической жизни;

— рассмотреть рациональные и иррациональные приемы и методы воздействия СМИ на большие группы людей в условиях относительной стабильности российского общества;

— наметить относительно эволюционные пути разрешения противоречий российских средств массовой информации.

Хронологические рамки исследования определены переходным периодом России 1990;х годов. Выбор временных рамок обусловлен модернизацией и радикальной трансформацией социально-политической системы, возникновением новой информационной ситуации в стране, переходом средств массовой информации в Российской Федерации от централизованной структуры к плюралистической.

Теоретико-методологичоская базаисследования. Методология выбрана исходя из комплексного, многоаспектного характера исследования проблемы. Ее основу составляет совокупность общенаучных подходов в познании политических явлений, такие важнейшие принципы, как системность. конкретность,.

Использованы методы структурно-функциональный, историко-логи-ческий, институциональный, так же социологические методы сбора и анализа информации.

Н ау ч н, а я н овизна иссле дования &bdquo-заключается:

— в рассмотрении специфики информационной власти как одного из проявлений политической власти;

— в выявлении социально-политических функций средств массовой информации в процессе модернизации государственного строя и политической жизни России 1990;х годов;

— в раскрытии современного состояния российских СМИ на основе новых данных и факторов усиления финансово-промышленных групп;

— в анализе приемов и методов воздействия СМИ на массовое сознание людей, находящихся в состоянии аномии, маргинальности и трансграничности;

— в применении философской категории «противоречие» при анализе законодательных актов и практики российских средств массовой информации .

Прах т и ч е с к, а я п на ч имеет ь ис еле до в, а ни я. Результаты работы могут быть использованы при решении конкретных вопросов, связанных с разработкой и реализацией государственной политики и управления деятельностью средств массовой информации в условиях социально-политической и экономической трансформации российского обществав технологиях, связанных с решением задач политического руководства избирательными кампаниями и стабилизации систем. Материалы диссертационного исследования представляют практический интерес с точки зрения преподавания политологии и социологии, исходя из нового государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, в процессе разработки и чтения элективных курсов, где рассматриваются проблемы политических технологий, политических коммуникаций, теории конфликтов и социально-политической стабилизации. Положения и выводы диссертации можно использовать при подготовке и переподготовке журналистов, работников печати радио, телевидения, издательств оср^татшхху. попитические и социальные проблемы, а также в научной работе при исследовании трансграничных информационных потоков.

Апробация .работы. Основное содержание работы отражено автором в ряде публикаций. /" Противоречия современного мира и экспансия информационных транснациональных корпораций-" М.1990;" Отчуждение: средства массовой информации и культура" М.1991; «СМИ в социально-политических процессах России: опыт преподавания политологического спецкурса в МГАП» М.1996 «Российские средства массовой информации в социально-политических коммуникациях и технологиях» М.1997 и др. — тезисы, конспекты лекций, депонированные рукописи, методические пособия — Всего более 25 наименований./ По теме диссертации были сделаны сообщения наП всесоюзной школе молодых ученых-политологов «Политические аспекты глобальных проблем современности» /Москва, октябрь 1985 г./, IV Московских философских чтениях молодых ученых «Теоретико-методологические проблемы совершенствования социалистического общества» /Москва, май 1986 г./, на I Всесоюзной конференции по проблемам социальной экологии /Львов, октябрь 1986 г./, на Всесоюзной конференции «Перестройка и творчество в науке и практике» /Ярославль, октябрь 1988 г./, на 34-й юбилейной научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава, посвященных 60-ти летию Московского полиграфического института /МПИ/, /Москва, октябрь 1990 г./, на Всесоюзной теоретической конференции «Философия, эстетика, искусство в контексте культуры» /Москва, июнь 1991 г./, на межвузовской научно-методической конференции «Проблемы гуманитаризации обучения студентов в технических вузах» /Москва, март 1991 г./, на научно-методической конференции «Преподавание в вузах социально-гуманитарных дисциплин: состояние, проблемы, перспективы» /Москва, ноябрь 1993 г./, на международной. конференции «Политика и экономические реалии России в предверии XXI века» /Москва, апрель 1993 г./, на международной конференции «XX век и философия» /Москва, март 1994 г./, на XIX научно-методической конференции «Содержание подготовки специалистов в условиях многоуровневого образования» /Москва, март 1995 г./, на Всероссийской конференции «Проблемы преподавания философии в высшей школе» /Москва, март 1996 г./, на 36 научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава Московской Государственной Академии Печати /НГАП/,/Москва, октябрь 1996 г./, на международной конференции «Культура, образование, человек» /Москва, октябрь 1996 г./, на ежегодной конференции «Нльенковские чтения» /Москва, февраль 19 9 7 г./.

Диссертация обсуждалась на кафедре политологии и права Московского Государственного Университете Печати, кафедре политической социологии гуманитарных факультетов Московского Государственного Университета, на семинаре учебной группы по дистантному обучению НППК при МГУ им. М. В. Ломоносова, на кафедре социологии и политологии института переподготовки и повышения квалификации преподавателей гаманитарных и социальных наук МГУ.

Ряд разделов использовался при чтении курсов политологии, социологии, элективных спецкурсов и семинаров в Московском Государственном Университете Печати в течение 15 лет.

Структура, диссертации обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой