Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие туристической отрасли как фактор эффективных экономических преобразований в регионе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако, в отдельных работах отечественных ученых не нашло должного отражения комплексное решение проблем развития туристической отрасли как одного из приоритетных направлений экономического развития региона при его высоком природном потенциале и весьма ограниченных средствах для его реализации. Слабо исследованными остаются также вопросы применения современных информационных технологий в системах… Читать ещё >

Содержание

  • Введение. ^
  • Глава 1. Социально-экономическое состояние Республики Дагестан и роль туристической отрасли в его развитии. *
    • 1. 1. Социально-экономическое состояние Республики Дагестан и основные направления его развития
    • 1. 2. Анализ потенциальных возможностей и значимости туристической отрасли для экономического развития Дагестана
    • 1. 3. Региональная политика восстановления и развития туристической отрасли в Республике Дагестан
  • Глава 2. Разработка стратегического управления восстановлением и развитием туристической отрасли Республики Дагестан
    • 2. 1. Управление развитием рынка туристических услуг как одна из основных проблем развития туристической отрасли в регионе
    • 2. 2. Методические основы формирования стратегического плана и предложений по реализации региональной политики восстановления и развития туристической отрасли Республики Дагестан
    • 3. 3. Разработка и реализация стратегии развития туристической отрасли Республики Дагестан
  • Глава 3. Формирование корпоративной информационной системы управления развитием и функционированием туристической отрасли Республики Дагестан
    • 3. 1. Информационные технологии и их роль в повышении эффективности управления туристической отраслью в регионе
    • 3. 2. Организация маркетинговой деятельности в туристической отрасли региона на основе информационных технологий
    • 3. 3. Организационно-экономические аспекты формирования информационной системы туристической отрасли Республики
  • Дагестан

Развитие туристической отрасли как фактор эффективных экономических преобразований в регионе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Республика Дагестан в настоящее время относится к дотационным регионам страны. Поэтому поиск путей, позволяющих выйти региону из сложившегося экономического состояния и формирование эффективного управления развитием отраслей народного хозяйства, соответствующих этим путям, является одной из актуальных проблем устойчивого экономического развития республики. Одной из таких отраслей приоритетного развития Республики Дагестан является туризм. Развитие данной отрасли позволяет получить прирост достаточно большого числа рабочих мест, как в городской, так и в сельской местности, что является одним из основных факторов снятия социальной напряженности в регионе, обеспечивает развитие среднего и малого ^ предпринимательства в гостиничном бизнесе и в общепите, а также существенным образом увеличивает налогооблагаемую базу.

В этой связи, являются весьма актуальными научные разработки и исследования, позволяющие совершенствовать принципы стратегического управления развитием туристической отрасли в регионе и активизировать ее деятельность, что, несомненно, окажет существенное влияние на социально-экономическое развитие Республики Дагестан.

Степень разработанности проблемы. Учитывая, что в последние годы уделяется достаточно большое внимание различным проблемам развития региональной экономики и туристической отрасли страны в целом и в ее отдельных регионах, автор при проведении исследований опирался на разработки следующих отечественных ученых экономистов:

— понятие региона, его сущности, свойства и составные элементы, а также вопросы формирования эффективного управления отдельными его отраслями рассмотрены в работах Бутова В. И., Гранберга А. Г., Дружинина А. Г., Морозова Г. Г., Маршалова A.C., Некрасова H.H., Никифорова В. И.,.

Тяглова С.Г. и др.- вопросы, связанные с решением проблем эффективного функционирования туристической отрасли в отдельных регионах и формированием эффективных стратегий и программ их развития можно найти в работах Амирханова М. М., Волошина В. Я., Гуляева В. Г., Казанкова А. И., Калиновской H.A., Камиловой З. М., Кротова Е. П., Малышева Г. М., Решетникова Д. В., Сапурнова В. Б., Татаринова A.A., Трусова А. Д.,.

Чудновского А.Д. и др.;

— в области различных проблем развития туризма и оценки роли туристской отрасли в экономической системе нашли достаточно подробное отражение в работах Алиева Ш. М., Амирханова М. М., Анчуковой И. В., Багровой JI.A., Быкова А. Г., Винокурова Б. Л., Дуровича А. П., Жуковой М. А., Исмаева Д. К., Калиновской H.A., Квартального В. А., Криворучко В. И., Малышева Г. М., Никифорова В. И., Папиряна Г. И., Скрытнака В. К.,.

Чудновского А.Д., и др.;

Однако, в отдельных работах отечественных ученых не нашло должного отражения комплексное решение проблем развития туристической отрасли как одного из приоритетных направлений экономического развития региона при его высоком природном потенциале и весьма ограниченных средствах для его реализации. Слабо исследованными остаются также вопросы применения современных информационных технологий в системах стратегического управления развитием туристической отрасли в регионе. Отмеченные выше обстоятельства и обусловили выбор темы, цель, задачи и содержание настоящего диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является совершенствование теоретических и методических основ стратегического управления восстановлением и развитием туристической отрасли на инновационной основе как одного из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Дагестан.

Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач теоретического и прикладного характера:

— выполнить анализ социально-экономического состояния Республики Дагестан и определить приоритетные направления его развития;

— провести анализ рекреационных возможностей и показать значимость туристической отрасли для экономического развития Республики Дагестансформулировать организационно-экономические аспекты стратегического управления развитием регионального рынка туристических продуктов в республике;

— сформировать стратегию управления развитием туристической отрасли Республики Дагестан и определить концептуальные основы ее реализации;

— исследовать влияние информационных технологий на повышение эффективности управления развитием туристической отрасли как одного из основных направлений социально-экономического развития Республики Дагестан;

— организовать маркетинговые исследования для оценки возможности инновационного развития регионального рынка туристических услуг.

Предметом диссертационного исследования являются организационно-экономические отношения, стратегическое управление, маркетинговые исследования, обуславливающие эффективное развитие туристической отрасли как одного их приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Дагестан.

Объектом исследования является использование природных рекреационных ресурсов и туристического потенциала в экономическом развитии региона.

Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специальности ВАК. Исследование выполнено в рамках специальности 08.00.05 -экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика): п. 3.15. Инструменты разработки перспектив развития пространственных социально-экономических систем. Прогнозирование, форсайт, индикативное планирование, программы, бюджетное планирование, ориентированное на результат, целевые программы, стратегические планып. 3.19. Проблемы рационального использования региональных материальных и нематериальных активов — природных ресурсов, материально-технической базы, человеческого капитала и др.

Теоретико-методологической базой исследования послужили фундаментальные научные концепции и прикладные разработки отечественных и зарубежных ученых и практиков в области стратегического управления становления туристической отрасли как одного из приоритетных путей социально-экономического развития региона, стратегического менеджмента, маркетинга, программы и другие материалы по управлению развитием туристической отрасли в регионе, а также нормативные и законодательные документы Российской Федерации и Республики Дагестан.

В качестве инструментов научного исследования применены методы системного анализа, экспертных оценок, экономического моделирования и др.

Научная новизна исследования заключается в оценке влияния развития туристической отрасли на социально-экономическое развитие Республики Дагестан, а также в разработке оригинальной стратегии циклического развития туристической отрасли региона и в формировании методики инновационного маркетинга рынка туристических услуг республики, обеспечивающего инновационное развитие ее туристической отрасли. К основным результатам диссертационного исследования, составляющим научную новизну можно отнести следующее:

— осуществлен комплексный анализ социально-экономического положения региона с выделением приоритетов и инструментов стратегирования долгосрочной экономической политики, результат которого позволил обозначить вектор устойчивого развития региональной экономики;

— обоснованы теоретические положения и разработаны практические рекомендации развития туристической отрасли, заключающиеся в эффективном использовании имеющихся внутрирегиональных потенциальных возможностей: производственных мощностей, природно-климатических, географических условий и трудовых ресурсов, позволяющие придать динамизм процессу социально-экономических преобразований в регионе;

— реализован системный подход к выявлению эффективных способов привлечения автохтонных инвестиций для внедрения инноваций в объекты туристического бизнеса, позволяющий определить их состав и функциональные характеристики, порядок взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности с учетом перспективности объекта, предмета и методов управления на различных стадиях кругооборота инвестиционного капитала;

— доказано, что своевременное выявление основных проблем стратегического управления туристической отраслью и их решение может строиться на совместном анализе различных факторов, недоучет которых ухудшит динамику развития данной отрасли и снизит ее вклад в развитие региональной экономики;

— предложены и обоснованы функциональные направления развития инновационного маркетинга на рынке туристских услуг и разработаны инструменты его практической реализации, ориентированные на результат. Предложенный подход, в отличие от использованных ранее предоставляет свободу в выборе соответствующих продуктов и способствует активизации и коммерциализации потребительского интереса, повышению общей результативности и эффективности деятельности субъектов рынка туристских услуг и выступает стратегическим ресурсом повышения конкурентоспособности региональной экономики.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные при его проведении результаты и выводы позволяют обосновать, совершенствовать и расширить существующие научные представления о стратегическом и оперативном управлении инновационным развитием туристической отрасли в регионе, как одного из приоритетных направлений устойчивого социальноэкономического развития Республики Дагестан.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в ней результаты обеспечивают эффективное восстановление туристической отрасли Республики Дагестан, являющейся одним из приоритетных направлений ее устойчивого социально-экономического развития, а также в использовании ряда практических предложений, позволяющих повысить эффективность стратегического управления развитием туристической отрасли региона.

Непосредственное практическое значение имеют следующие результаты исследования: стратегия развития туристической отрасли Республики Дагестан на долгосрочную перспективу, методика проведения инновационного маркетинга для эффективного продвижения инновационных туристических продуктов на различных рынках туристических услуг страны и за рубежом.

Апробация и реализация результатов исследования. Отдельные результаты и положения диссертации докладывались и одобрены на Четвертой, Пятой и Шестой Всероссийских конференциях по актуальным проблемам внедрения и развития сектора 1 Т — технологий «Современные информационные технологии в проектировании, управлении и экономике», соответственно, в г. Махачкала 22−25 сентября 2009 г., 29−30 сентября 2010 г. 26−28 сентября 2011 г., а также на научно-практических конференциях Дагестанского государственного университета и Дагестанского государственного технического университета в 2006;2011 гг.

Объем и структура работы. Структура диссертационной работы отражает логику научного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Диссертация содержит 7 таблиц и 6 рисунков. Основное содержание изложено на 166 страницах машинописного текста. Список использованной литературы состоит из 122 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

При проведении диссертационного исследования были получены следующие новые научные результаты, использование которых, как в отдельности, так и в совокупности позволяет повысить эффективность управления развитием туристической отрасли как одного из стратегических направлений социально-экономического развития Республики Дагестан:

1. Для постановки задач, решение которых может обеспечить выход Республики Дагестан из депрессивного состояния, проведен анализ ее экономического состояния и определены перспективные, стратегические направления экономического развития региона.

2. Исследована роль туристической отрасли в экономическом развитии Республики Дагестан, определены потенциальные возможности данной отрасли и предложены основные направления их эффективного развития и использования.

3. С целью эффективного использования имеющихся инвестиций разработана стратегия циклического развития и стабилизации, позволяющая сосредоточить имеющиеся средства на развитии наиболее прибыльных видов туристической деятельности на каждом последовательном этапе становления и развития туристической отрасли региона;

4. Для обеспечения возможности оценки состояния туристической отрасли в регионе в реальном времени предложены различные, как по содержанию, так и структуре способы определения стратегических целей, совокупное использование которых позволяет эффективным образом управлять процессом развития туристической отрасли в регионе с учетом мягких показателей и повысить оперативность принимаемых решений.

5. С целью перехода на инновационный путь развития туристической отрасли региона, разработана методика инновационного маркетинга регионального рынка туристических услуг, отличающаяся от известных содержанием правил вывода и представлением информационно-экономических моделей, описывающих различные состояния регионального рынка туристических услуг.

На основании полученных в работе результатов можно также сделать следующие основные выводы:

1. Республика Дагестан является трудоизбыточным регионом с депрессивной экономикой. К основной причине такого положения дел в регионе, в первую очередь, следует отнести неэффективное использование его природных потенциальных возможностей. Для выхода из создавшейся ситуации и эффективного социально-экономического развития республики необходимо, используя ее природные ресурсы, осуществить развитие следующих отраслей народного хозяйства региона:

— туризма;

— гидроэнергетического комплекса и источников возобновляемой энергии;

— агропромышленного комплекса на основе овощеводства, садоводства, виноградарства и роста поголовья мелкого рогатого скота.

2. Рекреационный природный потенциал Республики Дагестан позволяет развивать в ней практически все виды туристической деятельности, к основным из которых следует отнести:

— пляжный и морской туризм;

— лечебно-оздоровительный туризм;

— горный туризм;

— научно-познавательный туризминдустрию спорта и развлечений.

3. К Основным проблемам, которые необходимо решить Правительству Республики Дагестана в первую очередь для развития туристической отрасли следует отнести:

— снижение криминальной обстановки на всей территории республики;

— проведение эффективной инвестиционной политики, обеспечивающей благоприятные условия для привлечения негосударственных инвестиций в развитие отрасли.

4. Для развития туристической отрасли Республики Дагестан необходима разработка эффективной стратегии, позволяющей сосредоточить имеющиеся инвестиции на наиболее приоритетных направлениях ее становления и осуществить сбалансированное развитие всех отраслей народного хозяйства, первичные звенья которых принимают субподрядное участие в реализации различных туристических продуктов в регионе.

Предложенная в работе стратегия циклического развития и стабилизации позволяет эффективным образом решить данную задачу и обеспечить привлечение инвестиционных средств предпринимателей в развитие туристической отрасли региона.

Ответственность за эффективную реализацию реализации разработанной стратегии следует возложить на Агентство по управлению развитием и функционированием туристической отрасли РД, организационная система которого предложена в работе.

5. Анализ потенциальных рекреационных возможностей республики показывает, что развитие туристической отрасли в регионе целесообразно проводить по инновационному пути развития, что требует продвижения на рыках страны и за рубежом инновационных туристических продуктов. Например, продукт включающий: отдых на побережье Каспийского моряпринятие радоновых ванн для лечения опорно-двигательной системы в селении Ахты — отдых и путешествие в горной местности и т. п.

Эффективному решению данной задачи способствует предложенная в работе технология инновационного маркетинга, позволяющая прорекламировать и обеспечить продвижение различных новых туристических продуктов на туристические рынки страны и за рубежом.

6. Развитие туристической отрасли в регионе должно сопровождаться формированием в нем крупных туристических фирм имеющих своих туроператоров за пределами республики и способных повысить эффективность своей работы путем использования современных информационных технологий с выходом в Интернет.

Для решения данной задачи и для обеспечения эффективного взаимодействия туристических фирм с субподрядными предприятиями, участвующими в реализации туристических продуктов по все территории регионе, в работе предложены принципы организации и формирования корпоративной вычислительной сети туристической отрасли, способной обеспечить эффективное взаимодействие между различными субъектами рынка туристических услуг и автоматизировать процесс взаимодействия с потребителями туристических услуг по всей территории страны и за рубежом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.П. Происхождение народов Кавказа. М., 1974.
  2. А.И. Стратегия и реальности регионального развития. М:1. ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 400с.
  3. Ш. М., Эльдаров Э. М., Туристический комплекс итуристический рынок региона: содержание, понятия// География и туризм: Сб. науч. тр. Пермь: Перм. ун-т. 2005.-Вып.1
  4. М.М., Татаринов A.A., Трусов А. Д. Экономические проблемы развития рекреационных регионов. М: Экономика, 1997. -142с.
  5. М.М., Лукашин Н. С., Трунев АЛ. Природные рекреационные ресурсы, состояние окружающей среды и экономико-правовой статус прибрежных курортов. М.: Экономика, 1997.
  6. И. Новая корпоративная стратегия. СПб: Изд. «Питер», 1999.-416с.
  7. И.В., Москвина О. С. Туризм в экономике региона.
  8. Вологда: ЦЭМИ РАН, 2007. 72с.
  9. М.А., Эльдаров Э. М. Социальная сфера Дагестана в условиях рыночных преобразований // Вопросы структуризации экономики: Социальная сфера региона в условиях рынка. Махачкала: ДНЦ РАН, 2000.
  10. Л.А., Багров Н. В., Преображенский B.C. Рекреационныересурсы. М., 1997
  11. М.Б. Введение в туризм. СПб: Герда, 2003. — 192с.
  12. М.Б., Никифиров В. И. Аналитическая записка. Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации // Под ред. Биржаков М. Б., Никифирова В. И СПб.: Невский фонд, 2004.-82с.
  13. В.И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики. Ростов н/Д: 2000. — 448с.
  14. А.Т., Карпова Г. А., Кветенадзе Л. А. и др. Культурно-туристский комплекс как объект управления / Под ред. Г. А. Карповой. СПб: Изд. СПб ГУЭФ, 2000. — 146с.
  15. Ю. А. Мирошниченко Н.Н. Оценка природных условийдля организации отдыха.- М., 1969.
  16. В.Ю., Васильев И. В. Правовое регулированиекого бизнеса в Российской Федераини. М: «Турбизнес», 2000.
  17. .Л., Леонов В. А. Индустрия туризма: теоретические, методологические и практические аспекты. Соч, СГУТ и КД, 1998 — 28, П. Волков Ю. Ф. Экономика гостиничного бизнеса. — Ростов н/Д.1. Феникс, 2003.-384с.
  18. Воронцова ЕЛО. Особенности формирования цен натуристические услуги // Финансы, 1993 № 2. с.36−40.
  19. И.Н. Туризм в России: концептуальные основыстратегических направлений развития / Под ред. Б. С. Мовчан, СПб:1. Изд. СПб ГИСЭ, 2001.-171с.и Соловьев В. М. Курорты и туристические
  20. Гаджимирзоев К).П., Соловьев ¿-г гбазы Дагестана. Махачкала: Даг. книгоиздат, 2007. 96 с.
  21. Е.В. Концептуальные определения рекреации. М:2001., .
  22. А.Г. Основы региональной экономики. Учебник длявузов.-М., 2000.
  23. В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. М.
  24. Финансы и статистика, 2003.-304с.: ил.
  25. АЛ. Новый импульс туриродукта // Кавказскаяздравница 18 апреля 2006 г. с. 2.- -и л я таежный опыт комплексного развития
  26. В.А. ¿-аруоежныирегионов / Регионология, 2006 № 2−3.
  27. А.Г., Ионов АЛ. Концептуальные основырегионализации экономики. Ростов н/Д: Изд. СКНЦ ВШ, 2006. — 65с.
  28. П.Ф. Практика менеджмента. М: Изд. «Вильяме», 2003.-398с.
  29. П.Ф. Эффективное управление. М: Изд. «Фаир-Пресс», 2003.-288с.
  30. АЛ. Маркетинг в туризме. Учебн. пособ.2-е изд.
  31. Минск: Новое знание, 2001. 496с.
  32. B.C. Стратегическое планирование в бизнес-системах.
  33. М- Изд. «Финпресс», 2001. 240с.
  34. М.В. Основы технологии туристского бизнеса. Учебн.пособ. М: Изд. «Ось-89», 2001. — 192 с.
  35. М.В. Сегментация потребителей гостиничных услуг //
  36. Маркетинг в России и за рубежом, 2002 № 2. С.72−81.
  37. Жан-Жак Ламбен. Стратегический маркетинг. Европейскаяперспектива. М., 1994.
  38. Г. В. Подход к выделению приоритетных направлениирегиональной инвесгинионной политики // Регион: Экономика и сопиология, 2006. № 1. С.37−48.
  39. М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. М:
  40. Финансы и статистика, 2003. 200с.
  41. Закон РФ от 05.02.2007 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в
  42. Федеральный закои «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
  43. А.Г. Проблемы законодательства в сфере реализации санаторно-курортного продукта // Курортные ведомости, 2002 № 2. С.6−7.
  44. А.Б. Экономика туризма: Учебник. М.: Финансы истатистика, 2005. 272 е.: ил.
  45. И.В., Квартальное В. А. Энциклопедия туризма:
  46. Справочник. М: Финансы и статистика, 2001. — 368с.
  47. Д.К. Основы стратегии и планирования маркетинга виностранном туризме. Учебн.пособ. М: ТОО «Луч», 1998. — 226с.
  48. Д.К. Работа туристической фирмы по организациизарубежных поездок. Учебн.пособ. М: НОУ «Луч», 1996. — 136с.
  49. История народов Северного Кавказа с древнейших времен доконца XVIII века. М., 1988.
  50. A.A. Организация перевозок и управлениесервисным обслуживанием туристов на воздушном транспорте //
  51. Транспортное дело России. 2008.-№ 3. -С. 10−12.
  52. A.A. Перспективы развития международной туристической деятельности// Проблемы теории и практики экономики народнохозяйственного комплекса региона: сб. науч. трудов. Махачкала:
  53. ДГТУ, 2008. -Часть IX. -С. 77- 80.
  54. A.A. Анализ факторов, способствующих развитиюмеждународного туризма в России// Проблемы теории и практики экономики народнохозяйственного комплекса региона: сб. науч. трудов. Махачкала:
  55. ДГТУ, 2008. -Часть IX. -С. 80−85.
  56. A.A. Роль государства в обеспечении эффективногоразвития туристической деятельности// Современные информационныетехнологии в проектировании, управлении и экономике: мат. Пятой
  57. Всероссийской конференции по актуальным проблемам внедрения иразвития сектора IT технологий (29−30 сентября 2010 г.) — Махачкала:1. ДГТУ, 2010.-С. 240−247.
  58. A.A. Роль и задачи маркетинга в развитиииндустрии гостеприимства и туризма // Проблемы региональной экономики: сб. науч. трудов. Махачкала: НИЛ РЭП при Правительстве РД, 2011. -С.117.121.
  59. A.A. Анализ проблем и достижений Республики Дагестан на пути развития туристической отрасли // Современные информационные технологии в проектировании, управлении и экономике: сб. науч. трудов. Махачкала: ДГТУ, 2011. -С. 97−106.
  60. Н.И. Менеджмент туризма. Учебн.пособ.З-еизд.перераб. Минск: Новое знание, 2007. — 441с.
  61. Кавказ бесценный и дешевый // Турбизнес, 2001 № 3. — с.56−57.
  62. А.И. Взаимодействие федеральных, региональных и муниципальных органов управления в развитии курортно-туристическойсферы. СПб: Изд. СПб ГУЭФ, 1999. — 19с.
  63. H.A., Чернов В. А. Туризм и экономика региона.
  64. Хабаровск: Изд. ДВГУПС, 2006. 144с.
  65. З.М. Формирование маркетинговой концепцииуправления туристско-рекреационным комплексом. Махачкала: Изд. ГУП1. ДНЦРАН, 2005.-120с.
  66. З.М., Бескаев Ю. Ю. Формирование механизмауправления развитием регионального туристско-рекреационного комплекса.
  67. Махачкала: Изд. ГУП ДНЦ РАН, 2005. 140с.
  68. Г. А., Быков А. Т., Воронцова М. Г. и др. Сфера туризма:этапы развития экономики и управления. М: Пресс-сервис, 1998. — 201с.
  69. В.А. Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управления. М: Финансы и статистика, 1999. — 496с.
  70. В.А. Теория и практика туризма. М: Финансы истатистика, 2003. 672с.
  71. В.А. Туризм: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2003.-320 е.: ил.
  72. A.B., Пономарев А. И. Потребление, потребительскийспрос и маркетинг. Ростов н/Д: 2003. — 146с.
  73. Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимствои туризм. Учебник // Пер. с англ. М: ЮНИТИ, 1998. — 787с.
  74. Е.А. География отдыха и туризма, формирование и развитие территориально-рекреационных комплексов. М: Мысль, 1998.
  75. В.И. и др. Государственное регулирование санаторно-курортной сферы и туризма в условиях рыночной экономики. -Сочи: 2001.-78с.
  76. В.И. Перспективы курортного дела в России //курорт, сервис, туризм, 2001 № 2. с.3−7.
  77. Л.В., Криворучко В. И. и др. Маркетинг и логистика всистеме государственного управления санаторно-курортной сферы. Сочи:1. ИПК, 2000.-116с.
  78. Е.П. Рекреационно-туристский комплекс региона: теорияи практика реформирования. Екатеринбург: УРО РАН, 2001.
  79. Р., Оллье Р. Туристский маркетинг / В сб. «Академиярынка маркетинга». — М: Экономика, 1993. — с.283−382.
  80. А.Р. и др. Проблемы методологии и организацииразработки комплексных программ. М: Наука, 1993.
  81. В.Н., Шевцов A.M. Общероссийские реформы итерриториальное развитие // РЭЖ, 2006 № 1.
  82. Локальные вычислительные сети. Кн. 1: Принципы построения, архитектура, коммуникационные средства./Под ред. С. В. Назарова М.:
  83. Финансы и статистика, 1994.
  84. Локальные вычислительные сети. Кн. 2: Аппаратныепрограммные средства/Под ред. С. В. Назарова. М, Финансы и статистика, 1994.
  85. H.H. Экономико-организационный механизм управления окружающей средой и природными ресурсами. М: НИА1. Природа, 1998.-236с.
  86. Г. М. Размещение туристических ресурсов и стратегияуправления их развитием. М: Изд.Росс.экон.акад., 1995. — 40с. и
  87. А. Г. Экономическая информатика. С-Пб.: Финансыи статистика, 1997.
  88. М. Лицензирование в туристической деятельности:проблемы и перспективы // Туризм: практика, проблемы, перспективы, 2007
  89. Ш 76 Маркова В. Д. Маркетинг услуг. М.: ЮНИКО, 1996.
  90. Махотаева М&bdquo- Николаев М. Формирование экономической политики &bdquo-а региональном уровне // Вопросы экономики, 2006 № 9. с.80−89.
  91. Менеджмент туризма. Основы менеджмента / под ред. В.А.
  92. Квартального. М: Финансы и статистика, 2003. — 352с.
  93. Менеджмент туризма. Туризм как объект управления / под ред.
  94. В.А. Квартального. М: Финансы и статистика, 2002. — 302с.
  95. Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы. Учебник.
  96. М- Финансы и статистика, 2007. 272с.
  97. Методические рекомендации по разработке и реализациирегиональных программ в Российской Федерации в условиях рынка. М: 1994.
  98. Г., Куин Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс.
  99. СПб: Изд. «Питер», 2001. 688с.
  100. Ш. И. Повышение эффективности управления икачеством пассажирских авиаперевозок / диссертация на соискание ученойстепени к.э.н. Махачкала: ДГТУ, 2006.
  101. Л. Корпоративные системы управления документами:аналитический обзор//Компьютеруолд Москва, № 48, 1994.
  102. . Компьютерные сети. М, Восточная инженернаякомпания, 1996.
  103. Надиров А. Н. Проблемы регионального развития туризма в
  104. Российской Федерации // Санкт-Петербурское ЭХО, 1998 № 3. с.6−7.
  105. В.И. Сфера туризма, рыночный механизм и системауправления. СПб: Изд. СПб ГУЭФ, 2000. — 176с. и
  106. Организационно-правовые основы туристическогогостиничного бизнеса. Нормативно-правовые документы. М: Юристъ, 2007.
  107. Отчет Всемирного Совета по туризму и путешествиям (WTTC) «Влияние туризма на рынок труда и экономику в Российской Федерации». 2006 г. 72с.
  108. Официальный сайт Государственного совета, Народного
  109. Собрания и Правительства республики Дагестан. Ы^ШЖМщШт^
  110. Г. А. Доходы в турбизнесе: Теория п практикауправления // Турбизнес, 1999 № 2. с.36−37.
  111. Г. А. Маркетинг в туризме. М.: Финансы и статистика, 2001.
  112. Г. А. Международные отношения: Экономика туризма.
  113. М- Финансы и статистика, 2007. 208с.
  114. С.М. Стратегическое управление туристскорекреационным комплексом/ Диссертация на соискание ученой степени к.э.н.- Махачкала: ДГТУ, 2009.
  115. .Б., Худяков Г. И., Милашевич В. В. Географическиеосновы рационального природопользования. М: Наука, 1987. — 159с.
  116. Программа развития туризма в Республике Дагестан на период2003−2015гг. Махачкала: 2003.
  117. А.Н., Яшина Е. Р., Бережнов Е. С. и др. Лечебный туризм, как современное направление курортной медицины в России. М:1. Медицина, 1996. 307с.
  118. Региональная экономика / под ред. Т. Г. Морозовой. М: 1998.407с.
  119. Российский туристический бюллетень. Туризм: информация, статистика, анализ, 2006 № 10.
  120. В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. М:1. Ось-89, 1997.
  121. A.A. Спрос населения на рекреационные услуги //
  122. Проблемы прогнозирования, 1994 № 2. с. 131−136.
  123. B.C. Организация международного туризма. Учебник.
  124. М- Финансы и статистика, 2000. 400с.
  125. Сергей Вязков. Дагестан. http:// kulichki. rambler.ru-gumilev/debate/.
  126. В.К. Курортно-туристический комплекс: Маркетинг, перспективы развития, стратегия продвижения. СПб: Изд. СПб ГУЭФ, 1999.- 120с.
  127. Статистический ежегодник Дагестан: 2008−2010 / Стат. Сб.
  128. Махачкала: Дагстат, 2008−2010.
  129. Г. Региональная инвестиционная политика: опытформирования // Инвестиции в России, 2006 № 12. с.13−17.
  130. Ю.В. Введение в экономику туризма. Учебн.пособ. М:
  131. Советский спорт, 2001. 184с.
  132. Г. А., Черняк Н. Г., Еремин Л. П. и др. Экономическаяинформатика, вычислительная техника/ Под ред. КосаревичаВ. П.,
  133. А. Ю. -М.: Финансы и статистика, 1996.
  134. В. П. Зачем рынку информационные технологии1. Новинтех, 1991, № 1.
  135. Труды географического общества Дагестана. Выпуски с 12 по 33.-Махачкала, 1984- 2005.
  136. Ш. Урюпин А. Проблемы инвестиций в сфере туризма // Туризм: практика, проблемы, перспективы, 2006 № 11. С.16−17.
  137. Э.А., Денисов А. Ф. Государственное и региональноеуправление. М: ИКФ ЭКМОС, 2002. — 320с.
  138. С.А. Информационный ресурс как основа управлениятуристическим бизнесом/ Диссертация на соискание ученой степени к.э.н. -Махачкала: ДГТУ, 2005.
  139. А.Д., Жукова М. А. Менеджмент туризма. М: финансы и статистика, 2002. 288с.
  140. А.Д., Жукова М.А. Управление индустрией туризма
  141. России в современных условиях: учебное пособие. М, КНОРУС, 2007, 416с.
  142. В.Ф., Шматченко В. В. Применение информационных технологий для развития туризма в России // Труды Академии туризма. Часть1. V СПб: ОЛБИС, 1996.
  143. М.В., Молчанова О. В. Методический подход кпроцессу разработки стратегии развития туристской организации //
  144. Современные аспекты экономики, 2005 № 6(73). С.215−230.
  145. Экономика и управление в сфере туризма. В 2-ух частях / под ред.Г.А-Карповой. Учебн.поеоб. СПб: Изд. СПб ГУЭФ, 1997. — 128с.
  146. Экономика современного туризма / под ред. Г. А. Карповой.
  147. СПб: Изд. «Герда», 1998. 412с.
  148. Экономические проблемы развития рекреационных регионов /под ред. В. Л. Макарова. М: Экономика, 1997. — 50с.
  149. Г. А. Экономика и статистика туризма. Учебн.поеоб. М:1. Изд. РДЛ, 2002. 240с.
  150. B.C., Безрукова Н. Л. Маркетинг в гостиничнойиндустрии и туризме: российский и международный опыт. М: Финансы истатистика, 2002. 416с.
Заполнить форму текущей работой