Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государственно-церковные отношения в ФРГ: Философско-правовые аспекты

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Солидным источником при подготовке данного исследования стал авторский перевод и анализ современных исследований в области государственно-церковных отношений в ФРГ, результатов социологических исследований (например, одной из наиболее авторитетных служб по изучению общественного мнения АЫЖЗ), документы различных политических партий, касающихся проблем свободы совестиматериалы религиозных… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Раздел I. Теоретико-методологические основы государственной политики ФРГ в сфере свободы совести
  • Подраздел 1. Историко-философские аспекты и основные категории государственно-церковных отношений в ФРГ
  • Подраздел 2. Современные социально-политические основы взаимоотношений государства, личности и религиозных организаций
  • Раздел II. Конституционно-правовая база государственно-церковных отношений в ФРГ
  • Подраздел 1. Правовое регулирование системы государственно-церковных отношений в ФРГ
  • Подраздел 2. Основные характеристики современной модели государственной политики ФРГ в сфере свободы совести
  • Раздел III. Особенности регулирования государственно-церковных отношений в ФРГ
  • Подраздел 1. Специфика взаимодействия государства, церкви и школы
  • Подраздел 2. Анализ практики отношений государства к новым религиозным движениям в ФРГ

Государственно-церковные отношения в ФРГ: Философско-правовые аспекты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Исторически складывающиеся и изменяющиеся формы взаимосвязей между институтами государства и институциональными религиозными образованиями (религиозными объединениями, партиями, движениями, международными конфессиональными центрами) в значительной мере обусловлены противоречивым характером природы государства и религии.

В настоящее время существует острая потребность разработать современную концепцию политики государства в сфере свободы совести и вероисповеданий, которая, опираясь на положения Конституции Российской Федерации, обеспечила бы светский характер государства и способствовала бы реализации права граждан на свободу совести как одного из основополагающих демократических принципов.

Дискуссия, развернувшаяся в российском обществе в канун и после принятия Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях», обозначила целый ряд проблем в области государственно-церковных отношений России. Среди них: правомочность выделения традиционных религий при фактическом отсутствии критериев традиционной религии, что в определенной мере затронуло принцип равенства всех религиозных объединений перед закономправо ребенка на свободу совести и вероисповеданийместо и роль религиозных объединений в системе образованиястатус общероссийской религиозной организацииправа иностранцев на религиозную деятельность и др.

Вступление России в Совет Европы и ратификация Государственной Думой Российской Федерации Европейской конвенции по правам человека ставят вопрос о приведении национального законодательства в соответствие с международными стандартами в области свободы совести.

Особый интерес представляет собой опыт государственно-церковных отношений в ФРГ, стране многоконфессиональной, где, согласно Конституции, отсутствует государственная религия, но в рамках системы государственно-церковного права решаются сложные проблемы реализации религиозной свободы. При этом актуально рассмотреть категориальный аппарат системы отношений государства и церкви в ФРГ, специфику реализации правовой нормы отделения церкви от государства в рамках теории координации и принципа нейтралитетапривилегированное положение религиозных организаций, имеющих статус органа публичного праваа также ряд специфических моментов государственно-церковного права ФРГ, а именно: практику взимания церковного налога, признание обязательности религиозного занятия в образовательных учреждениях и отношение к новым религиозным движениям.

В условиях формирования современной российской модели государственно-церковных отношений будет полезным обращение к опыту взаимодействия властей и религиозных организаций в ФРГ.

Хронологические рамки исследования. Приоритетное внимание в исследовании уделяется анализу современного периода и прежде всего событиям 80−90-х годов. Дело в том, что вопрос взаимодействия властных структур и религиозных организаций приобрел особое значение на фоне таких важных исторических событий, как распад СССР, объединение Германии, перспективы развития Европейского союза. Значение складывающихся на протяжении веков государственно-церковных отношений, ставших одним из важнейших элементов политической системы общества, нашло свое специфическое выражение в кооперационной модели.

Свое институциональное выражение государственно-церковные отношения получили в эпоху Просвещения и сначала были обозначены как церковно-государственное право. Модель государственной церкви понесла ощутимый урон в связи с решениями Франкфуртского национального собрания в 1848 году о признании права церкви на самоопределение, что привело к разграничению сфер деятельности государства и религиозных организаций.

Решающий поворот к отделению церкви от государства произошел с падением монархии в Германии в 1918 году. Веймарская Конституция 1919 года провозгласила запрет на государственную религию, что является правовой нормой светского государства.

Ныне действующий Основной закон ФРГ (Конституция 1949 года) практически повторяет статьи Веймарской Конституции в области государственно-церковных отношений.

Степень научной разработанности проблемы. Значительный вклад в разработку государственно-церковных отношений внесли немецкие ученые В. Бокенфорде, К. Линк, Й. Листл, П. Микат, К. Шлайх, У. Шойнер и др.

В их исследованиях, являющихся важной частью двухтомного издания настольной книги немецкого государственно-церковного права, 1 содержится анализ исторических, социально-политических и i.

Handbuch des s t aa t s k i r c h e n r e c h t s der Bundesrepublik Deutschland. 1,2Bd .-Hrsg. von Ernst Frisenhahn und Ulrich Scheuner in Verbindung mit Joseph Lis11-Duncker Humblot-Ber.

1 in, 1975.-2.Auf 1. , neu bearbeitete, Bd. l (1994), Bd. 2 (1995). правовых основ государственно-церковных отношенийпроблем членства и выхода из церквисоциально-значимой деятельности церквиамбивалентного характера принципа нейтралитета. Прежде всего они защищают ныне действующую в ФРГ модель государственно-церковных отношений, которая считает основополагающей организационной правовой формой отделение церкви от государства, но допускает определенную кооперацию, гарантированную Конституцией ФРГ и подробно отображенную в церковных договорах.

Диссертант обращает внимание на неоднородность подходов к обозначенным проблемам в современном немецком религиоведении. Так, например, Х. Кварич, К. Обермайер, Е. Фишер выступают с требованиями полного отделения церкви от государства, за дальнейшую секуляризацию общества. Они последовательно и радикально ставят вопрос о легитимности современных государственно-церковных отношений в ФРГ, критикуя привилегированный статус церквей как органов публичного права, взимание церковного налога, обязательность религиозного занятия в школе, теологические факультеты в государственных университетах, деятельность религиозных организаций в армии и т. п.

В отечественной религиоведческой литературе проблеме государственно-церковных отношений также отводится значительное место. В специальном разделе издания «Вопросы научного атеизма» нашли свое отражение различные аспекты взаимоотношений государства и церкви за рубежом, в том числе в ГДР и ФРГ. В настоящее время В. И. Гараджа, А. И. Ионова, И. Я. Кантеров, Л. Н. Митрохин, С. Б. Филатов, Э. Г. Филимонов, Д. Е. Фурман, 0.В.Чернышова прослеживают эволюцию государственно-церковных отношений, рассматривают роль религиозного фактора в жизни современного зарубежного общества, анализируют количественные и качественные изменения религиозности населения.

Проблему государственно-церковных отношений в современном российском обществе в последние годы достаточно активно и плодотворно исследуют В. А. Алексеев, Ю. П. Зуев, М. П. Мчедлов, М. И. Одинцов, Ф. Г. Овсиенко, 3. А. Тажуризина, В. Д. Тимофеев, Н. А. Трофимчук, А. Б. Юнусова, Г. Г. Черемных.

Работы перечисленных авторов дают в своей совокупности объективное и разностороннее представление о сущности и основных направлениях государственно-церковных отношенийих эволюции в различные исторические эпохираскрывают содержание конституционных положений, касающихся этой сферы жизни общества, и, конечно, практики осуществления их в современных условиях.

Необходимо также отметить, что проблемам государственно-церковных отношений посвящен информационно-аналитический бюллетень «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», ежеквартально выпускаемый кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Бюллетень прослеживает основные тенденции развития государственно-церковных отношений в современном мире.

Таким образом, хотя в отечественной и зарубежной литературе нашли отражение отдельные тенденции современной государственно-церковной политики ФРГ в вопросах свободы совести и деятельности религиозных объединений, однако анализ государственно-церковных отношений ФРГ как системы и модели еще не стал предметом социального исследования, только этой проблеме посвященного.

Цель и задачи исследования

Цель данного исследованияраскрыть сущность государственно-церковных отношений в современной ФРГвыявить специфические особенности, позволяющие реализовать правовую норму отделения церкви от государства, и проанализировать данный международный опыт в контексте его конвергент-ности для России.

Для реализации поставленной цели автор счел необходимым решить следующие задачи:

1) исследовать концептуально-методологические основы государственной политики ФРГ в сфере свободы совести;

2) определить характер государственно-церковных отношений в.

ФРГ;

3) проанализировать категориальный аппарат, являющийся ядром государственно-церковных отношений, чтобы понять теоретическую основу взаимоотношений государства, религиозных организаций, личности;

4) проанализировать конституционно-правовую базу государственно-церковных отношений в ФРГ;

5) выявить специфические особенности регулирования государственно-церковных отношений в ФРГ;

6) показать, как реагирует система государственно-церковного права на изменения в обществе в контексте углубляющегося процесса секуляризации. Анализ данного вопроса необходим для выработки эффективной политики в области школьного образования, альтернативной службы и особенно в отношении к новым религиозным движениям.

Все это вместе взятое позволяет сделать необходимые выводы о значимости анализируемого зарубежного опыта для государственно-церковных отношений в России.

Методологической основой исследования является диалектический метод познания, включающий в себя принципы историзма, объективности, системности, используемые при исследовании проблем общественного развития. Это позволяет вписать историю государственно-церковных отношений в общий процесс политического развития ФРГ. В качестве дополнительных методов были использованы сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, реконструктивный, позволяющие вычленить применительно к определенным социально-экономическим этапам устойчивую сумму качеств и характеристик политики государства в отношении религиозных организаций. Она определяется в отечественной религиоведческой литературе как «модель государственно-церковных отношений» 1 и включает в себя три основных аспекта: концептуально-методологические основы политики государства в области свободы совестиконституционно-правовая база государственно-церковных отношенийорганизационно-правовые структуры, на практике реализующие первые два аспекта.

Источники исследования. Большое влияние на состояние современных государственно-церковных отношений оказало наследие мыслителей эпохи Просвещения, но особенно представителей немецкой классической философии И. Канта («Религия в пределах только разума», «Метафизика нравов»), Г. В. Ф. Гегеля («Философия религии», 1.

Одинцов м.И. Государственно-церковные отношения в России (на материалах отечественной истории XX века): Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора исторических наук.-М., 1996.-С.12.

Философия права"). Существенная роль принадлежит положениям и выводам в работах К. Маркса и Ф. Энгельса («К критике гегелевской философии права.

Введение

"). Несмотря на различие мировоззренческих ориентации, для нас важны глубина анализа и степень обобщения, используемые в трудах этих мыслителей при рассмотрении процесса взаимоотношений религии и общества, дихотомии «приоритет прав государства — приоритет прав личности» в контексте свободы совести и убеждений. Большое значение имеют труды М. Хайдег-гера, К. Ясперса, а также работы современных немецких философов.

Важную роль в исследовании сыграли труды Э. Трельча и его соотечественника-социолога, философа, историка М. Вебера, посвященные проблемам социальной философии и социологии религии. Особенно значимы данные ими типологии религиозных групп и анализ эволюции христианства в связи с общим развитием европейской культуры на фоне ее углубляющейся рациональности, вступающей в противоречие с традиционным и харизматическим способами выражения религиозности.

Несомненно важное значение имеет изучение современных проявлений «веберовского ренессанса»: положения немецкого социолога К. Мангейма о последствиях утраты христианством прежней роли основной интегрирующей силы в общественной жизнивыводы американского социолога Дж.М.Йингера о роли религии в социальных конфликтах и социальных измененияххарактеристика американским социологом Р. Белла этапов эволюции религии, особенно этапа религиозного плюрализма.

Значительную роль в процессе выявления на определенных социально-экономических этапах устойчивой суммы качество и характеристик политики государства по отношению к религиозным органи.

— и зациям сыграли работы отечественных ученых, анализирующих роль религиозного фактора в жизни современного общества, различные аспекты взаимоотношения церкви и государства как в России, так и за рубежом.

Существенное значение диссертант придает официальным государственно-правовым документам: Конституции (Основному Закону) ФРГ и конституциям отдельных земельрезолюциям государственных органов федерального и регионального уровней, решениям судебных органов ФРГ. Материалы помогают прояснить ряд существенных тенденций в характере и дальнейшем развитии официальной позиции по вопросам государственно-церковных отношений.

Солидным источником при подготовке данного исследования стал авторский перевод и анализ современных исследований в области государственно-церковных отношений в ФРГ, результатов социологических исследований (например, одной из наиболее авторитетных служб по изучению общественного мнения АЫЖЗ), документы различных политических партий, касающихся проблем свободы совестиматериалы религиозных организаций, статистические данные и публикации в средствах массовой информации о соотношении традиционного и нового в способах религиозного самовыражения, о специфических особенностях реализации правовой нормы отделения церкви от государства.

Основная часть зарубежных источников впервые введена в научный оборот.

Основные научные результаты, полученные соискателем, и научная новизна исследования заключаются в том, что в нем дан целостный анализ государственной политики в области свободы совести в ФРГ, в результате чего:

1) выявлены теоретико-методологические основы государственной политики ФРГ в вопросах свободы совести;

2) исследованы историко-философские аспекты принципа свободы совести и государственно-церковных отношений, прежде всего на основе наследия представителей эпохи Просвещения, немецкой классической философии, марксизма и других мыслителей;

3) установлены основные подходы к анализу государственно-церковных отношений представителей современной философской, социологической мысли;

4) показаны роль и место государственно-церковных отношений в системе конституционного права ФРГ;

5) проанализирован категориально-понятийный аппарат государственно-церковного права ФРГисследованы сущностная идентичность и отличие, логико-философский и общесоциальный смысл основных понятий: отделение, свобода совести, религиозная свобода, свобода вероисповеданий, свобода убеждений, религиозное объединениенейтралитет и др.;

6) выявлено постепенное наполнение политико-этическим смыслом первоначально нейтрального содержания вышеназванных понятий, их диалектическое движение в процессе социально-исторического развития общества;

7) раскрыты специфические особенности реализации отделения церкви от государства в ФРГ как правовой нормы;

8) дан анализ теории координации и принципа нейтралитета в рамках концептуального действия правовой нормы отделения. Тем самым выявлены противоречивые мнения о действующей системе государственно-церковных отношений;

9) показан механизм реагирования системы государственно-церковных отношений на социально-политические изменения в обществе;

10) рассмотрены решения Конституционного суда ФРГ по проблемам свободы убеждений, в частности, по признанию религиозным того или иного обьединения, по приданию ему статуса органа публичного правапо отказу от воинской службы по религиозным убеждениямобязательности религиозного занятия в школьном образовании;

И) предпринят критический анализ теории и практики государственно-церковных отношений в современной ФРГ.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что анализ современной модели государственно-церковных отношений в ФРГ позволил выявить теоретико-методологические основы государственной политики ФРГ в области свободы совестиконституционно-правовую базу этой политики, а также специфические особенности реализации государственно-церковных отношений через деятельность государственных органов власти.

Выводы и основные положения диссертации могут найти применение:

— в формировании и развитии концепции государственно-церковных отношений в России;

— в практическом осуществлении принципа отделения церкви от государства в нашей стране;

— в предотвращении возможных и прекращении реально существующих конфликтов в сфере межконфессиональных и этноконфессио-нальных отношений;

— в процессе преподавания курса «Мировой опыт государственно-церковных отношений» ;

— во внеучебной и научно-исследовательской работе студентов философских, исторических, юридических, политологических специальностей.

Апробация материалов диссертации. Основные положения диссертационного исследования изложены соискателем в научных публикациях, на конференциях и семинарах, проводящихся кафедрой религиоведения РАГС в 1996;1998 годах и посвященных проблемам истории, современного состояния и перспективам развития государственно-церковных отношений в России и за рубежом.

Результаты исследования были представлены в форме реферата «Das Staatskirchenrecht In der Bundesrepublik. Philosophische und rechtliche Aspekte. Grundthesen» на кафедре политических наук факультета истории и общественно-политических дисциплин католического университета в Айхштетте (ФРГ) и освещены в докладе перед сотрудниками института Центральной и Восточной Европы (ноябрь 1997 года).

Диссертация обсуждена на кафедре религиоведения РАГС и рекомендована к защите.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, 3 разделов, заключения, библиографии и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Происходящая в настоящее время в России острая дискуссия о концепции государственно-церковных отношений и о содержании конституционно-правовых гарантий свободы совести убедительно доказывает необходимость изучения международного опыта в этой области.

Однако, на наш взгляд, мы должны взвешенно относиться к этому опыту, оберегая себя от опасности впасть в ту или другую крайность, а именно: или идеализировать этот опыт, или его отвергать.

Государственно-церковные отношения в ФРГ не сводятся к единичным, обособленным действиям, а представляют собой отлаженную систему, основы которой были заложены еще в эпоху Просвещения.

За этот исторический период в контексте концепций «христианского» и «светского» государства имели место 3 модели государственной политики в отношении религии и церкви, соответствовавшие формам правления: монархии, буржуазной республике и социалистическому государству (в бывшей ГДР). Идеологической основой этих моделей являлись евангелическое и католическое вероисповедание (так называемые «большие» церкви) — религиозный плюрализматеистическое мировоззрение.

Большое значение, с точки зрения теоретико-методологической базы, имело философское наследие Г. В. Ф. Гегеля, И. Канта, К.Маркса.

В настоящее время в результате значительных исторических событий как в самой ФРГ, так и в мире, в этом государстве действует кооперационная модель (модель нейтралитета).

Суть ее состоит в том, что на основе правовой нормы отделения (запрета на государственную религию) Конституция ФРГ гарантирует содействие государства религиозным организациям в различных сферах общественной жизни.

Основными направлениями системы государственно-церковных отношений в ФРГ являются: а) регулирование государственно-церковных отношений на основе положений конституционного и публичного праваб) гарантии и осуществление религиозной свободыв) право религиозных организаций на самоопределение.

Данные направления реализуются на базе основных принципов: нейтралитета, толерантности и паритета, обеспечивающих независимость прав и обязанностей государства от религиозных убеждений.

Современный этап государственно-церковных отношений характеризуется на официальном уровне как этап их нормализации. Однако практика показывает наличие очень серьезных проблем внутри этой системы. Прежде всего речь идет о спорном характере таких форм государственно-церковных отношений, как: церковный налог, статус органа публичного права, обязательность религиозного занятия в школе, теологические факультеты в государственных университетах, правовой статус новых религиозных движений.

Критики ныне действующей модели в ФРГ выступают за полное отделение церкви от государства в духе кантовского пониманияоб атеистическом векторе как идеологической основе таких призывов речи не идет.

Изучение содержания, направленности, особенностей и практики современных государственно-церковных отношений в ФРГ дают возможность диссертанту сформулировать ряд предложений по конструктивному развитию политики государства по отношению к церкви в нашей стране.

1. Было бы целесообразно, с точки зрения развития конституционно-правовой базы государственно-церковных отношений, в развитие принятого Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» ввести в оборот такие понятия, как: религиозная свобода" (как элемент понятия «свобода совести») — «религиозное совершеннолетие» — «мировоззренческая организация» и «государственно-церковное право», обозначив его как «религиозно-конституционное право» .

2. В целях предупреждения и разрешения возможных межэтнических и межконфессиональных конфликтов ввести в практику заключение договоров между государственными органами власти и конкретными религиозными объединениями, регламентирующих государственно-церковные отношения на федеральном и региональном уровнях.

3. Однако, по мнению автора, стоит критически отнестись к таким особенностям государственно-церковных отношений в ФРГ, как:

— взимание церковного налога (но введение налога на культуру, который бы предусматривал на добровольной основе право выбора для гражданина объектов налогообложения, представляется целесообразным) ;

— статус органа публичного права, а именно соответствующий ему объем привилегий для религиозных организаций;

— обязательный характер религиозного занятия.

Диссертант считает, что школьное образование должно быть светским. Однако включение предмета религиоведческого, неконфессионального характера должно быть обязательным в государственных школах.

Для конституционно-правового регулирования государственно-церковных отношений в России необходим специальный орган, непосредственно осуществляющий и координирующий политику государства в отношении церкви, хотя такового в современной ФРГ нет. Но сказать, что никто не занимается этой сферой — неверно.

Опыт ФРГ наглядно демонстрирует отлаженный механизм трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Помимо этого действуют специальные комиссии при бундестаге. Практика применения принципа «правовой верности» особенно в отношении новых религиозных движений показывает, что государство имеет право защитить правопорядок и, следовательно, граждан. Однако здесь нужно отметить важность отрегулированной судебной практики в разрешении проблем государственно-церковных отношений, что в свою очередь, предполагает острую необходимость в подготовке соответствующих кадров на федеральном и региональном уровнях.

Итак, в целом кооперационная модель ФРГ заслуживает особого внимания, поскольку представляет собой компромисс, позволяющий учитывать и права личности, и права религиозно-церковных институтов. К тому же в истории России имела место буржуазная модель государственно-церковных отношений, основанная на вероисповедном плюрализме.

Таковы краткие выводы и практические рекомендации данного диссертационного исследования. Автор надеется, что они окажут помощь в деле совершенствования государственно-церковных отношений в России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Иллюзии и догмы,— М.: Политиздат, 1991.400с.
  2. С.С. Теория государства и права.- М.: Изд-во БЕК, 1994.-224 С.
  3. К.Г. Апории теории и тоталитаризма//Вопросы философии.-1992.-И 5, — С.16−28.
  4. Р. Социология религии//Американская социология. Перспективы, проблемы, методы.-М.:Прогресс, 1972.-С.265−281.
  5. Д. Сопротивление и покорность.-М.: Прогресс, 1994.- 344 с.
  6. М. Избранные произведения.- М.: Прогресс, 1990.-804 с.
  7. А. Германия и кризис европейской культуры//Культу-рология. XX век: Антология.-М.: 1995. -С.281−296.
  8. К.С. Эпоха демократии?//Вопросы философии. -1996, — N 9.-С.3−21.
  9. В.И. Социология религии. М.: Наука, 1995.-С.
  10. Гегель Г. В. Ф. Философия религии. В 2-х томах, — М.: Мысль, 1975.- Т.1.- 530 е., Т. 2. 573 с.
  11. И. Гегель Г. В. Ф. Философия права.-М.: Мысль, 1990.-524 с.
  12. Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории.-Санкт-Петер-бург: Наука, 1993.-477 с.
  13. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук.-Философия духа. -М.: Мысль, 1977.-471 с.
  14. Гейне Генрих. К истории религии и философии в Германии// Гейне Генрих. Собр. соч. в десяти томах.-Т.6.-Л.: Гослитиздат, 1958, — 469 с.
  15. И.В. Избранные философские произведения.-М.:Наука, 1964.-520 с.
  16. Т. Левиафан//Гоббс Т.-Соч. в 2-х томах.-М.:Мысль, 1991.-Т. 2, — 731 с.
  17. Государственно-церковные отношения в России: Курс лекций, — Ч.1−2, — М.: Изд-во РАГС, 1995.-257с.
  18. Грюнвальд Л.0 Всемирном союзе свободомыслящих//Вопросы научного атеизма. -Вып.N3.-М.: Мысль, 1967.-С.349−358.
  19. В. Язык и философия культуры.-М.:Прогресс, 1985.- 451 с.
  20. А.Ф. Избранные педагогические сочинения.- М.: Учпедгиз, 1956.-374 с.
  21. В.И. Современный протестантский теологический модернизм в США: его замыслы и результаты.- М: Изд-во Московского университета, 1980.-248 с.
  22. Ю.П. Светское правовое государство: трудности становления// Государственно-церковные отношения в России.- М.: Луч, 1993. С. 8−12.
  23. Ю.П., Трусенева Н. В. Религиозно-конфессиональные отношения в современной России// Государственно-церковные отношения в России.- Курс лекций.-Ч.1. М.: РАГС, 1995. -С.151−166.
  24. А.И. Социально-политическая проблематика в современном христианстве. М., 1990.-137с.
  25. Иностранное конституционное право/ Под ред. В.В.Макла-кова.-М.: Юрист, 1996, — 509с.
  26. А.Н. Этноконфессионадьные отношения и государство // Государственно-церковные отношения в России.- М.: Луч, 1993. С.41−45.
  27. И. Религия в пределах только разума//Кант И. Собрание сочинений в 8-ми томах.-Т.6.-М.: Чоро, 1994.-С. 5−223.
  28. И. Метафизика нравов// Кант И. Собрание сочинений в 8 -ми томах.-Т.6.-М.: Чоро, 1994.-С.224−568.
  29. Кант И. К вечному миру. Философский проект//Кант И. Собрание сочинений в 8-ми томах.-Т.7.-М.: Чоро, 1994.- С.5−56.
  30. И. О педагогике // Кант И. Трактаты и письма.-М.: Наука, 1980. -С. 446−454.
  31. Кантеров И. Я. Идеология духовного насилия.-М.:Педагогика, 1986.-189 с.
  32. . Юридическая социология/Пер. с франц.- М.: Прогресс, 1986.-352 с.
  33. Клор 0. Современные тенденции религии, церкви и атеизма в ГДР //Вопросы научного атеизма.-Вып. N 18.-М.: Мысль, 1975.-С. 297−304.
  34. Клор 0. Политическая дифференциация в западно-германском католицизме//Вопросы научного атеизма.-Вып.N 33.-М.: Мысль, 1985.- С. 159−177.
  35. Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право России.- М.: Юрист, 1995.- 480с.
  36. Л.Ф., Малышев Е. А. Межконфессиональные противоречия на Украине и в России //Украина: вектор перемен. М., 1997. — С.133−145.
  37. Конституционное право/ Под ред. А. Е. Козлова.-М.:БЭК, 1996, — 464 с.
  38. В.И. «Невидимые» парадоксы религии и культуры. -М.:Знание, 1991. 63с.
  39. Кудрина Т. А. Школа в системе средств оптимизации межнациональных и межконфессиональных отношений//Религия, церковь в России и за рубежом: Информационный бюллетень.-1996.-N7. С. 12−18.
  40. Г. В. Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла// Лейбниц Г. В. Соч.в 4-х томах.-Т.4.-М.: Мысль, 1989.-С.467−494.
  41. Локк Джон. Избранные философские произведения.- В 2-х томах. -М.:Соцэкгиз, 1960.-734 с.
  42. Люттер Г. Современная протестантская теология в ФРГ//Вопросы научного атеизма. Вып. N 26.-М.: Мысль, 1980. -С.223−237.
  43. P.A. Легитимизация религиозного сознания // Государственно-церковные отношения в России. М.: Луч, 1993.-С.102−110.
  44. P.A. Социологическое изучение религиозной ситуации и государственно-церковных отношений // Государственно-церковные отношения в России. Курс лекций.-Ч.I. — М.: РАГС, 1994. — С.220−257.
  45. А.Ф. Философия, мифология, культура.- М.: Политиздат, 1991.-525 с.
  46. К. К критике гегелевской философии права. Введение, — Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т.1.- С. 414−429.
  47. К. К еврейскому вопросу.-Маркс К и Энгельс Ф.Соч.- 2-е изд.-Т.1.-С.382−413.
  48. К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология.-Маркс К.и Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд.-Т. 3.-С. 7−544.
  49. Л.Н. Религии «Нового века». М.: Советская Россия, 1985.- 157 с.
  50. К. Диагноз нашего времени: Очерки военного времени, написанные социологом: Пер. Карпушиной C.B. / ИНИОН РАН. М., 1992. — С.153−178.
  51. Л.Н. Философия религии: (опыт истолкования Марксова наследия) М.: Республика, 1993.- 416с.
  52. Монтескье Ш.-Л.О духе законов // Избранные произведения. -М.:Соцэкгиз, 1955.-С. 530−560.
  53. Моран Г. Роль церкви и государства в установлении межконфессиональных отношений: история и современность//Межконфес-сиональный мир и консолидация общества.-М.: РАГС, 1997.-С.21−38.
  54. М.П. Взаимосвязь религиозного и национального // Национальное и религиозное. М., 1996.- С.4−22.
  55. В.С. Философия права. -М.: ИНФРА-НОР-МА, 1997.-652 С.
  56. Ницше Фридрих. Антихристианин. Опыт критики христианства //Сумерки богов.- М.: Политиздат, 1989.-С.17−93.
  57. A.A. Религиозный фактор в национальных процессах // Государственно-церковные отношения в России: Курс лекций. -Ч. 1.-М.: РАГС, 1995. С. 99−127.
  58. Ф.Г., Трофимчук H.A. Место и роль государственно-церковных отношений в политике российского государства//
  59. Государственно-церковные отношения в России: Курс лекций. -Ч.1.- М.: РАГС, 1995, — С. 5−25.
  60. М.И. Государственно-церковные отношения в России (на материалах отечественной истории XX века): Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора исторических наук. М.:РАГС, 1996.- С. 51.
  61. М. И. Государство и церковь в России.XX век.-М.: Луч, 1994.-171 с.
  62. Папюс.Первоначальные сведения по оккультизму.-Киев: Ваклер, 1993.-335 с.
  63. Религия и закон. -М. :Паллада, 1996. 112 с.
  64. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии: в 2-х частях./Сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич.- М.: Наука, 1994.-300 с.
  65. Религия и политика в посткоммунистической России. М.: Ин-т философии РАН, 1994. — 252с.
  66. Религия, национальное согласие и возрождение России./ Трофимчук Н. А. и др. М.: Луч, 1993. — 162с.
  67. П. Система социологии.- СПб.: Колос, 1920. Т.1−2. -360 с.
  68. Сорокин П. Г. Человек.Цивилизация. Общество.-М.: Поли-тиздат, 1992. -542 с.
  69. Тажуризина 3.А.Идеи свободомыслия в истории культуры. -М.: Изд-во МГУ, 1987.-222 с.
  70. Тимофеев В. Д. Свобода совести в социалистическом обществе. -М.: АОН, 1979.-151 с.
  71. Фейербах Л. Сущность христианства.-М.: Мысль, 1965.-414 с.
  72. Феномен человека: Антология. М.: Высшая школа, 1993.349 с.
  73. С.Б. Католицизм в США. М.: Наука, 1993, — 141 с.
  74. Фромм Э. Иметь или быть? -М.:Прогресс, 1986.-238 с.
  75. Ф. Конец истории? // Философия истории: Антология.- М.: Аспект Пресс, 1994.-С.290−310.
  76. Д.Е. Религия и социальные конфликты в США. М.:1. Наука, 1981. 256 с.
  77. Хайдеггер Мартин. Время и бытие, — М.: Республика, 1993.- 446 с.
  78. М. О сущности истины// Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге.-М.: Высшая школа, 1991.-190 с.
  79. Хайдеггер М.Феноменология. Герменевтика. Философия языка.- М.: Логос, 1993. -333 с.
  80. Г. Г. Свобода совести в Российской Федерации. -М.: Манускрипт, 1996. 184 с.
  81. О.В., Комаров Ю. Д. Церковь в Скандинавских странах.- М.: Наука, 1988. 176 с.
  82. Что такое саентология?- М.: Гуманитарный Центр Хаббар-да, 1994.- 36 с.
  83. А. Благоговение перед жизнью.-М.: Прогресс, 1992. -572 с.
  84. А. Мир как воля и представление,— М.: Наука, 1993, — Т. 1.-670 с.- Т.2.-669 с.
  85. А. Свобода воли и нравственность.-М.: Республика, 1992. -447 с.
  86. Шпенглер 0. Закат Европы. М.: Наука, 1993. — 592 с.
  87. И.Н. Социология религии. М.: Мысль, 1979. -182 с.
  88. К. Смысл и назначение истории. -М.: Республика, 1991.-528 с.
  89. Ясперс К. Куда движется ФРГ? Факты. Опасности. Шансы.-М.: Международные отношения, 1969.-224 с.
  90. Ястребов И. Б. Критика католической интерпретации прав человека и свободы совести//Вопросы научного атеизма. -Вып.28.-М.:Мысль, 1981. С.59−70.
  91. Albrecht А. Koordination von Staat und Kirche In der Demokratie. Eine Juristische Untersuchung uber die allgemeinen Rechtsprobleme der Konkordate zwischen der katolischen Kirche und einem freiheitlich demokratischen Staat.- Freiburg, 1965.-309 s.
  92. Allensbacher Jahrbuch der Demoskopie 1984−1992. Munchen, 1993.-179 s.
  93. Anschutz G.Religionsfreiheit. Handbuch des deutschen Staatsrechts. -2. Band. Tubingen, 1932.-S.675−689.
  94. Badura P. Der Schutz von Religion und Weltanschauung durch das Grundgesetz. Verfassungsfragen zur Existenz und Tatigkeit der neuen Jugendreligionen.-Tubingen, 1989.-348 s.
  95. Ballestrem Karl-Graf/ Ottmann Hennig (Hrsg.) Politische Philosophie des 20. Jahrhunderts.-Munchen, 1990.-325 s.
  96. Barz H. Postmoderne Religion. Die junge Generation in den alten Bundeslandern. Jugend und Religion.-1,2,3 Teile.- Opladen, 1992−1993. -267 s.
  97. Bayern fordert Verbot der Scientology Sekte//-Suddeuts-che Zeitung vom 18. Okt. 1995, — S. 1.
  98. Bellah R.- N. Religion und gesellschaftliche Entwicklung. Frankfurt a.M., 1973.- S. 267−302.
  99. Bericht der Bundesregierung uber Jugendsekten. Informationsamt der Bundesregierung. -Reihe: Berichte und Dokumentation.-21.- Bonn, 1980, — 58 s.
  100. BockenfOrde E.-W. Schritten zu Staat. Gesellschaft-Kirche. -Band 3.-Religionsfreiheit.-Die Kirche in der modernen Welt.-Freiburg-Basel-Wien: Herder, 1990.- 221 s.
  101. Campenhausen Axel von/ Erhardt.: Kirche-Staat-Diako-nie.-Hannover, 1982.-232 s.
  102. Christentum und politische Kultur. Uber das Verhaltnis des demokratischen Rechtsstaates zum Christentum.-EKD Texte.-Hannover:Kirchenamt der EKD, 1997.-37 s.
  103. Daiber K.-F. Religion unter den Bewegungen der Moderne. Die Situation in der Bundesrepublik Deutschland.- Marburg: Diagonal Verlag, 1995.-197 s.
  104. Dame R. Das Verhaltniss der Grundrechte zu den besonderen Gewaltverhaltnissen nach dem deutschen und franzosischen Sta-ats-und Verwaltungsrecht.: Koln, 1965.-247 s.
  105. Deutscher Allgemeine Sonntagsblatt.- N 43.- Hamburg: 1994. Hanseatisches Druck-und Verlaghaus, 1994.-153 s.
  106. Eiben J. Kirche und Religion-Sakularisierung als sozialistisches Erbe?//Jugend'92. Band 2.- Opladen, 1992, S. 94−104.
  107. Eiben J. Von Luter zu Kant der deutsche Sonderweg in die Moderne.- Wiesbaden, 1989.-276 s.
  108. Eine Gefahr fur Rechtsstaat und Demokratie//Suddeutsche Zeitung vom 9. Okt. 1995.- S.5.
  109. Enzyklopedie: Philosophie und Wissenschaftstheorie.-Weimar: Verlag J.B.Metzler, 1995.- 4 Bande.-1.Band.-835 s., 2.Band.-1105 s., 3.Band.-866 s., 4.Band.-872 s.
  110. Erler A. Kirchenrecht.-5. Auflage.- Munchen, 1983.-231 s.
  111. Evangelii nuntiandi // 0 ewangelisacji w swlece wspotc-zesnum Adhortacja apostolska ja pieza Pawla VI.-In Zycie imysl.: Warszawa 1976, — N 10, — S.74−110.
  112. Fischer E., Hardle G. Trennung von Staat und Kirche. Die Gefahrdung der Religions-und Weltanschauungsfreiheit in der Bundesrepublik.- 3. neu bearbeitete Auflage.- Frankfurt a. M., 1984, — 351 s.
  113. Flexible Kontinuitat.-Herdrer Korrespondenz.-N 3,-1997.-S.136−141.
  114. Freiheit.Theoretische und praktische Aspekte des Problems. Beitrage von Helmut Farenbach.:Munchen, Freiburg: Al-ter, 1977.-390 s.
  115. Geiger W. Kirchen und staatliches Schulsystem// Handbuch des Staatskirchenrechts der Bundesrepublik.-Band 2.-Berlin: Duncker Humblot, 1975.-S. 483−502.
  116. Gesetz zum Vertrag zwischen den Heiligen Stuhl und dem Freistaat Sachsen.-Vom 24. Januar 1997// Sachsisches Gesetz- und Verordnungsblatt.-Dresden: Hg. von Sachsischen Staatskanzlei, 1997.-N 3.-72 S.
  117. Giacometti Z. Quellen zur Geschichte der Trennung von Staat und Kirche. -Nachdruck Aalen, 1961, — 736 s.
  118. Gebauer Klaus. Islamische Unterweisung und Moglichkeiten interreligiosen Unterrichts in den Schulen von Nordrhein West-falen//Jurgen Lott (Hg.) Religion — warum und wozu in der Schule?- Weinheim, 1992, — S. 103−130.
  119. Gross Werner (Hg). Psychomarkt- Sekten -Destruktive Kulte.-Bonn: Deutscher Psychologische Verlag, 1994.-175 s.
  120. Handbuch: Religiose Gemeinschaften.-4.Auf1.-Gutersloh: hg. von Horst Reiler, 1993.-999 s.
  121. Hayek Friedrich August von. Die Verfassung der Freiheit von F.-A. von Hayek.-3. Aufl.-Tubingen: Mohr, 1991.-530 s.
  122. Heckel. Staat, Kirche, Kunst. Rechtsfragen kirchlicher Kulturdenkmaler.-Freiburg: Herder, 1968.-277 s.
  123. Heckel Martin. Staat und Kirchen in der Bundesrepublik// Kirche und Staat in der neueren Entwicklung.-Darmstadt: Wisens-chaftliche Buchengesellschaft, 1980.- S. 21−66.
  124. Herzog. Die Kommentierungen des Art.4GG in Maunz-Du-rig-Herzog Grundgesetz.-Munchen:Beck Verlag, 1971.-82 s.
  125. Helsper W. Okkultismus-die neue Jugendreligion? Opladen, 1992. -169 s.
  126. Herrmann H. Johannes Paul II. Beim Wort Genommen. Eine Kritische Antwort auf den Papst.- Munchen: Goldmann Verlag, 1995.-254 s.
  127. Herrmann H. Die Kirche und unser Geld. Hamburg, 1990. -272 s.
  128. Hesse K. Grundzuge des Verfassungsrechts der BRD.-19. Auflage.-Heidelberg, 1993. -319 s.
  129. Hieber A., Lukatis I. Zwischen Engagement und Enttauschung.- Hannover, 1994.-303 s.
  130. Hollerbach Alexander. Die vertragsrechtlichen Grundlagen des Staatskirchenrechts // Kirchen in der neueren Entwicklung.-Darmstadt: Wissenschaftliche Buchengesellschaft, 1980.- S. 267−296.
  131. Honecker Martin. Der Beitrag der Religion zur Konsensstiftung in unserer Gesellschaft // Christlicher Glaube, Religion und moderne Gesellschaft.-Freiburg: Herder, 1988.- S.27−47.
  132. Huber Ernst Rudolf, Huber Wolfgang. Staat und Kirche im 19. und 20. Jahrhundert: Dokumente zur Geschichte des deutschen Staatskirchenrechts.-Bd. 1−5.-Berlin, 1973−1995.-1.Band.-705 s., 2.Band.-1036 s., 3.Band.-873 s., 4.Band.-884 s., 5.Band.-193 s.
  133. Hynareck Hubertus. Religion-Moglichkeit oder Grenze der Freiheit ?:Koln, Wissenschaft und Politik, 1977.-336 s.
  134. Hutter M. Die Baha’i Geschichte und Lehre einer nachislamischen Weltreligion. — Marburg: Diagonal Verlag, 1994.-50 s.
  135. Jugend und Religion in Europa.- Frankfurt a.M., 1987.-380 s.
  136. Jugend'92. 4 Bande. — Opladen, 1992, — I.Band. — 306., 2 Band. — 408., 3.Band.- 344 s., 4. Band.-288 s.
  137. Juristische Probleme im Zusammenhang mit den sogenannten neuen Jugendreligionen.-Munchen: Verlag C.H. Beck, 1982.-154 s.
  138. Katechismus der katolischen Kirche.- Munchen, Freiburg, Schweiz: Paulusverl- Linz: Veritas, 1993.-816 s.
  139. Katholische Kirche in freier Tragerschaft// Zeitschrift fur die Praxis des Religionsunterrichtes.-Jh. 21.- N 3.-1991.-S. 118−126.
  140. Keim. Schule und Religion. Die religions-weltanschauun-liche Neutralitat des Staates und die Verbreitung religiosen Gedankengutes mit Hilfe des Schulwesens in den Vereinigten Staaten von Amerika und in Deutschland.: Frankfurt /Main, 1969.-261 s.
  141. Kehrer G. Einfuhrung in die Religionssoziologie.- Darmstadt, 1986.-191 s.
  142. Kirche und Staat in der neueren Entwicklung.- Hrsg. von Paul MHkat.-Darmstadt: Wissenschaftliche Buchengesellschaft, 1980.- 552 s.
  143. Kirche im demokratischen Staat.-Zeitansagen 9.-Munchen: Landeskomitee der Katoliken in Bayern, 1997.-27 s.
  144. Kirche-Staat-Gesellschaft.Die Christliche Soziallehre als Thema des Ost-West-Dialogs.-Sankt Augustin: Arbeitsbereich Interna tionale Zusammenarbeit, 1996.-79 s.
  145. Kirchen unter dem Grundgesetz. Fuhrung und Organisation der Streitkrafte im demokratisch-parlamentarischen Staat.- Berlin, 1968.-322 s.
  146. Kirchensteuer .Notwendigkeit und Problematik.-Regens-burg: Verlag Friedrich Pustet, 1996.- 151 s.
  147. Kittsteiner Heinz D. Die Entstehung des modernen Gewissens. -Frankfurt am Main, Leipzig: Insel Verlag, 1991.-543 s.
  148. Klare Warnung von Scientology. Gefahrliche Sekte: Hamburg will nach Senatsbericht gegen die Organisation vorgehen// Nurnberger Nachrichten vom 27. September 1995, — S.4.
  149. Klocker M., Tworuschka U. Religionen in Deutschland: Kirchen, Glaubensgemeinschaften, Sekten.- Munchen: Olzog, 1994.-202 s.
  150. Lexikon der Sekten, Sondergruppen und Weltanschauungen. Fakten, Hintergrunde, Klarungen.-3.Aufl.-Freiburg-Basel- Wien: Herder, 1991.-916 s.
  151. Link Christoph. Religionsunterricht // Handbuch des Staatskirchenrechts der Bundesrepublik Deutschland.-Band 2.- Berlin: Duncker Humblot, 1975.-S.503−546.
  152. Listl J. Die Religionsfreiheit als Individual und Verbandsgrundrecht in der neueren deutschen Rechtsprechung der Gerichte der Bundesrepublik Deutschland.- Freiburg: Herder, 1971.-552 s.
  153. Lubbe Hermann. Religion nach der Aufklarung.-Graz-Wien-Koln, 1986.-336 s.
  154. Lubbe Hermann. Staat und Zivilreligion // Heinz Kle-ger/Muller Alois. Religion des Burgers.-Munchen, 1986.- S. 195−220.
  155. Luhmann Niklas. Funktion der Religion.-Frankfurt a.M., 1977.-323 s.
  156. Luhmann N. Soziologische Aufklarung.-3. Aufl.-Opladen, 1986.-221 s.
  157. Luther und Kant. Ein geistesgeschitlicher Vergleich im Anschluss an den Gewissenbegriff. Giesen: Toppelmann, 1930.-130 s.
  158. Maunz DUrig — Herzog. Grundgesetz.-Munchen:Beck Verlag, 1973.-673 s.
  159. Meyer Klaus C.- Teschendorf. Staat und Kirche im politischen Gemeinwesen.- Tubingen, 1979.-225 s.
  160. Mikat Paul. Zur Ortsbestimmung des deutschen Staatskirchenrechts // Kirche und Staat in der neueren Entwicklung.- Darmstadt: Wissenschaf tliche Buchenhandlung, 1980.-S. 1−20.
  161. Mikat Paul. Religionsrechtliche Schriften. Abhandlungen zum Staatskirchenrecht und Eherecht.- Hrsg. von J.Listl.-1974.-607 s.
  162. Mikat Paul. Geschichte, Rechte, Religion, Politik. Beitrage von Paul Mikat.-Bd., 1,2. MUnchen-Wien-Zurich: Paderborn, 1984. 1013 s.
  163. Marenholz E.G. Die Kirchen unter dem Grundgezetz.- 2 Aufl.-Hannover, 1972.-191 s.
  164. Neue Juristische Wochenschrift (NJW). 1983.- Heft 45.-S.2596.
  165. Nientiedt K. Sie stagnieren, aber ein Ende ist nicht in Sicht Zur Situation bei den sog. «Jugendreligionen"//Herder Korrespondenz.- 1986.-N 40, — S. 83−87.
  166. Notz K. J. Der Buddismus in Dentschland in Selbstdarstellungen.- Frankfurt a.M.-Bern-New Jork, 1984.-368 s.
  167. Nowak K. Geschichte des Christentums in Deutschland. Religion, Politik und Gesellschaft vom Ende der Aufklarung bis zur Mitte des 20. Jahrhunderts.- Munchen: Beck, 1995.-390 s.
  168. Obermayer Klaus. Eine juristische Analyse zum Themenkreis: Schulorganisation, Gewissensfreiheit, Bekenntnisschule.-Munchen: Bayerischer Lehrer-und Lehrerinnenverband e.V., 1967.-46 s.
  169. Religion in Bildung in Europa. Herausforderungen Chancen — Erfahrungen.-Freiburg: Ohlemacher Jorg, 1991.- 270 s.
  170. Quaritsch. Kirchen und Staat.-Bad Hamburg vor der Hohe: Gehlen Verlag, 1967.-535 s.
  171. Religionsorganisationen als Korperschaften des offentlichen Rechts//-Frankfurter Allgemeine, 27 Juni., 1997.-S.3.
  172. RuUmarm H. Vielfalt der Religionen. Marburg: REMID, 1995.-188 s.
  173. Ruttmann H. Religionen Kirchen — Konfessionen, — Marburg: REMID, 1993.-212 s.
  174. Sala Giovanni B. Gewissensentscheidung. Philisop-hisch-Theologische Analyse von Gewissen und sittlichen Wissen. -Innsbruck- Wien: Tyrolia, 1993.-136 s.
  175. Scheuner Ulrich. Das System der Beziehungen von Staat und Kirchen im Grundgesetz// Handbuch des Staatskirchenrechts der Bundesrepublik Deutschland.-1. Band. Berlin: Duncker Humblot, 1975.- S. 1−86.
  176. Scheuner U. Schriften zum Staatskirchenrecht. Hrsg. von J. Listl.-Berlin: Herder, Duncker Humblot, 1973.-608 s.
  177. Schleich K. Neutralitat als Verfassungsrechtliches Prinzip, vornehmlich im Kulturverfassungs und Staatskirchenrecht.-Tubingen: J.C.B. Mohr-Paul Siebeck, 1972. -298 s.
  178. Schiaich Klaus. Radikale Trennung ind Pluralismus zwei Modelle der weltanschaulichen Neutralitat des Staates// Kirche in der neueren Entwicklung.-Darmstadt: Wissenschaftliche Buchengesellschaft, 1980. — S.427−452.
  179. Schiaich Klaus. Der Offentlichkeitsauftrag der Kirchen// Handbuch des Staatskirchenrechts der Bundesrepublik Deutschland. -2.Band .- Berlin: Duncker Humblot, 1975, — S.238−264.
  180. Schmidtchen Gerhard. Sekten und Psychokultur.- Freiburg, 1987.-124 s.
  181. Schmidtchen G. Ostdeutschland: im Kontext der soziologisch-psychologischen Analyse //Herder Korrespondenz .- 1997.-N5, — Jh. 51.-S.226−229.
  182. Schwan A. Wahrheit -Pluralitat-Freiheit.Studien zur phi-lisophischen und theologischen Grundlegung freitheitlicher Politik. -Hamburg, 1976. -287 s.
  183. Smend R. Staatsrechtliche Abhandlungen.-3.Aufl.- Berlin, 1994.-615 s.
  184. Sonns Stefan. Das Gewissen in der Philisophie Nitz-sches.-Winterhur: Keller, 1955.-130 s.
  185. Staatskirchenrecht BRD: Die Rechtstellung der Kirchen im geteilten Deutschland.-Koln- Berlin, 1989.-222 s.
  186. Statische Informationen des Diakonischen Werkes der Evangelischen Kirche in Deutschland.- Nr 1/1993, — Juni 1993.461 s.
  187. Statistisches Jahrbuch fur die Bundesrepublik Deutschland.- Bonn, 1992.-764 s.
  188. Statistisches Bundesamt VII B-46/4.
  189. Stricker Gerd. In der Schwebe //Herder Korrespondenz. -1997. -N 9.- 51. Jh.-S. 446−451.
  190. Sutor B. Kleine politische Ethik.- Schriftenreihe Band 341. -Bonn:Bundeszentrale fur politische Bildung, 1997.- 128 s.
  191. Troeltsch E. Die Soziallehren der christlichen Kirchen und Gruppen. Gesammelte Schriften.- 1. Band.- Tubingen, 1912.-S. 360−377.
  192. Uertz Rudolf. FundamentalIsmus: Theologisierung der Politik oder Politisierung der Theologie? // Die verdrangte Freiheit. Fundamentalismus in den Kirchen.-Freiburg-Basel- Wien:1. Herder, 1991.-S.53−71.
  193. Urteil des Bundesverwaltungsgerichts.-Vom 14.11.1980.-Band 61.-Berlin.-21 s.
  194. Urteil des Bundesverwaltungsgerichtes.-Vom 26. Juni 1997.- BVerwG 7 C 11.96.-0VG 5 B 20. 94.-Nopel.-18 s.
  195. Urteil des Oberverwaltungsgerichtes Berlin. Abschrift. Aktenzeichen: OV g 5B 20.94- Vg 27A 214,93.-28 s.
  196. Verfassung des Landes Hessen und Grundgesetz der Bundesrepublik Deutschland.-Wiesbaden: Hessisches Kultusministerium, 1993.- 294 s.
  197. Weber M. Die protestantische Ethik und der «Geist» des Kapitalismus.- 2.Aufl.- Weinheim: Beltz Athenaum Verlag, 1996.203 s.
  198. Weber H. Die Religionsgemeinschaften als Korperschaften des offentlichen Rechts im System des Grundgesetzes.-Freiburg: Herder, 1966.- 243 s.
  199. Werner H. Ritter «Religionsunterricht huben und dru-ben"//Theologische Literaturzeitung 118/1993, — Sp. 3−18 (Teil I) und Sp. 107−126 (Teil 2).
  200. Wilson B. Religiose Sekten.- Munchen, 1970, — S. 25−27.
  201. Yinger Y. M. The Scientific Study of Religion. New York, 1970.- S. 251−281.
  202. Zippelius. Bonner Kommentar.- Bonn, 1966.-473 s.
  203. Zur wirtschaftlichen und sozialen Lage in Deutschland. Diskussionsgrundlage fur den Konsultationsprozess uber ein Geme-insameswort der Kirchen. Gemeinsame Texte 3. — Hannover-Bonn, 1994.- 53 s.
  204. Zur Geschichte evangelischer Theologinnen in Deutschland. -Vlyn: Neukirchen, 1994.-146 s.
  205. Zeitschrift fur evangelisches Kirchenrecht.-42. Band.-2.Heft.- GottIngen: Mohr Verlag, 1997.
Заполнить форму текущей работой