Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование образа мира как иерархической системы смысловых образований взрослого человека в обучении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Интегрированное качество «смысла» социального уровня бытия есть цели и содержание организации развития, которое включает и интеграцию индивидов в социальное объединение, и интеграцию социального уровня бытия со средой жизни в единую систему. Следовательно, смысл раскрывается как объективное системное объединение качеств, их интеграция. При этом основополагающее качество «смыслов» — цель… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОБРАЗ МИРА КАК ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СМЫСЛОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ
    • 1. 1. Теоретический анализ исследований образа мира как основополагающего образования психики
    • 1. 2. Системность образа мира. (Системность как общее понятие и как категория интегрированной в психологию теории систем)
    • 1. 3. Современное состояние исследований смысловых образований личности
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ ЛОГИКО-ИНФОРМАЦИОННОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗА МИРА КАК ИЕРАРХИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СМЫСЛОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ
    • 2. 1. Системность образа мира как задача психолого-педагогических воздействий
    • 2. 2. Сущностная характеристика логико-информационного воздействия как части системно-деятельностного подхода к развитию личности
    • 2. 3. Смысловые образования личности как иерархическая система образа мира
    • 2. 4. Нарушение развития системности образа мира как причина психической неустойчивости взрослых людей. (Констатирующий эксперимент)
  • Выводы по главе 2
  • ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОГИКО-ИНФОРМАЦИОННОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РОСТ ОБРАЗА МИРА КАК ИЕРАРХИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СМЫСЛОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ
    • 3. 1. Методики формирования развития образа мира как иерархической системы смысловых образований личности взрослого человека
    • 3. 2. Анализ результатов логико-информационного психолого-педагогического формирования системности образа мира субъекта
    • 3. 3. Рекомендации по развитию системности образа мира как метода преодоления психической неустойчивости
    • 3. 4. Процедура интерпретаций по применяемым в формирующем эксперименте тест
  • Выводы по главе 3

Формирование образа мира как иерархической системы смысловых образований взрослого человека в обучении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В информационном обществе личность получает новые возможности для самореализации и развития. В качестве регулятора познания при этом выступает целостный образ человеческого бытия, который определяет возможности развития сущностных сил человека и сущностного личностного начала в человеке.

В психологии убедительно показано, что отдельные представления, образырегуляторы поведения и деятельности, в конечном счете, возникают в контексте целостного образа мира, сформировавшегося к данному моменту у данного человека. Они возникают как актуализированная часть «целостного образа мира» (С.Д.Смирнов. 1995., с. 144−145).

Е.А.Климов, рассматривая профессионализм как определенную системную организацию сознания, психики человека, выявил включение в число ее компонентов образа мира — свойства человека как целого (личности, субъекта деятельности), а также креативность, интеллектуальные черты индивидуальности и т. д. (137).

Целостный образ мира является интегральным конструктом познавательной сферы личности. Образ мира — многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, себе и своей деятельности. (Психология. 1990, с. 24).

В психологии известна деятельностная парадигма, согласно которой любой психический образ имеет подлинно активную, а не реактивную природу. Это значит, что построение образа начинается в определенных условиях в процессах вычерпывания информации из окружающего мира. К полученному таким образом чувственному образу, который уже приобрел отнесенность к внешнему миру, применяются различные приемы смысловой обработки информации. (С.Д. Смирнов).

Образ мира в интерпретациях С. Д. Смирнова возникает и эволюционирует как целостное интегральное образование, прежде всего, познавательной сферы личности. Результатом любого познавательного процесса выступает не некоторый новый единичный образ, а модифицированный образ мира, обогащенный новыми элементами. Любой образ, следовательно, не представляет из себя самостоятельной сущности и может быть только элементом образа мира.(274).

Образ мира имеет два основных уровня: поверхностный уровень, объединяющий перцептивные гипотезы, реализованные в тех или иных чувственных модальностях (зрительный, слуховой, и т. д.), и глубинный, где гипотезы формируются на языке значений и личностных смыслов. Необходимо отметить, что образ мира субъектом не осознается: образ мира как опорное условие психической жизни обычно не рефлексируется субъектом (В.В.Петухов 1984. С. 16). Образ мира связан с чувством внутренней определенности, самоочевидности чего-либо (в том числе и самого себя). Поэтому о том, что называют «образом мира» нельзя выспросить у человека, а нужно реконструировать этот образ по косвенным источникам (высказываниям).

С.Д.Смирнов отмечает, что образ мира в принципе амодален в том смысле, что в него входят наряду с той или иной чувственной модальностью, и сверхчувственные компоненты: значение и смысл.(274).

В.В. Петухов (246) отмечает, что образ мира не является рациональной конструкцией, но отражает практическую «вовлеченность» человека в мир и связан с реальными условиями его общественной и индивидуальной жизни. Образ мира открывается субъектом для себя преимущественно в форме специфических внутренних переживаний, чувств, можно сказать, что образов мира столько же сколько людей. Для моральной целостности и для душевного здоровья человека необходимы соответствующие переживаниянадо, чтобы для субъекта был внешний мир, где можно реализовать себя и осуществить некоторый смысл жизни (В.Франкл., 1990). Следовательно, образ мира является одним из факторов, определяющих как душевное, так и физическое здоровье человека.

В контексте описанного выше рассмотрения психических характеристик образа мира представляется актуальной проблема развития образа мира через информационное воздействие и, как следствие, изменение смысловых систем. Известно, что исходный образ мира является предметом учебной деятельности, в которой он уточняется, обогащается или корректируется в ходе познавательных действий. (273). Самая большая сложность при этом состоит в отборе учебной информации (содержательного материала), подлежащего усвоению. Для такого отбора необходим некоторый объем материала психологического и логико-методологического характера.

Информация выступает в психическом отражении в превосходящих, во все более усложняющихся совокупностях. Эти информационные совокупности или качественное содержание объектов бытия или их отношений — есть смыслы. Качественное разнообразие бытия предопределяется разнообразием интеграций информации, т. е. предопределяется разнообразием смыслов.

Интегрированное качество «смысла» социального уровня бытия есть цели и содержание организации развития, которое включает и интеграцию индивидов в социальное объединение, и интеграцию социального уровня бытия со средой жизни в единую систему. Следовательно, смысл раскрывается как объективное системное объединение качеств, их интеграция. При этом основополагающее качество «смыслов» — цель характеризует также и систему, как образование объединенное целью. Используя термины «система», «системность», целесообразно исходить из определений, сложившихся в теории систем (Людвиг фон Берталанфи, В. А. Острейковский, Ф. Е. Темников, А. И. Уемов и др.). Рассмотрение системности развития образа мира включает и вопрос о человеке как субъекте деятельности, по которому в психологии накоплен богатый материал (Б.Г.Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А. Н. Леонтьев,.

B.М.Мясищев, С.Л.Рубинштейн). Субъект в отличие от объекта характеризуется самопознанием, самоосознанием, самооценкой, самоконтролем в процессе деятельности (Е.Н.Волкова). Закономерности развития субъективного начала в человеке в онтогенезе показаны в работах Д. И. Фельдштейна, В. И. Слободчикова, Г. А. Цукерман и др.

Деятельность субъекта побуждается мотивом, на овладение которым она направлена. Благодаря наличию у мотива смыслообразующей функции предмет и побуждение осознаются субъектом и направляют процесс целеполагания. Поэтому в психологии как основу личности рассматривают иерархическую структуру ее мотивов. (А.Н.ЛеонтьевС.Д.Смирнов).

В нашей концепции основой изменения личности являются смысловые образования личности, которые выполняют смыслообразующую функцию в интеграции иерархической структурой мотивов и которые рассматриваются многими учеными в качестве определяющего личностного образования. (А.Н.Леонтьев, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь и др.). При этом важно, что смысловые образования личности детерминируют любые преобразования личности. Таким образом, нами реализуется подход, сформулированный.

C.Л.Рубинштейном: «Вся психология человека. является психологией личности». (Рубинштейн С.Л. т. 2 С. 95).

Несмотря на теоретическую и практическую актуальность взаимосвязи развития личности и ее деятельности с системностью образа мира, данная проблема в педагогической психологии не получила надлежащего исследования. При этом возникают противоречия:

— между определяющей ролью образа мира в развитии личности и отсутствием в психологии описания системного содержания психолого-педагогического логико-информационного воздействия на формирование системности образа мира;

— между смысловыми образованиями личности и не изученностью их взаимосвязи с системностью развития образа мира;

Разрешению этих противоречий будет способствовать изучение развивающих возможностей системного логико-информационного психолого-педагогического воздействия на формирование иерархической системы смысловых образований личности.

Целью диссертационного исследования является изучение развивающих возможностей логико-информационного воздействия на формирование образа мира как иерархической системы смысловых образований взрослого человека. Объект исследования: формирование образа мира как иерархической системы смысловых образований взрослого человека в обучении.

Предмет исследования: логико-информационное психолого-педагогическое воздействие на образ мира взрослого человека как иерархическую систему смысловых образований личности.

Гипотеза исследования:

— реализуемое в специальном обучении логико-информационное воздействие на системные свойства образа мира обеспечит продуктивную трансформацию смысловых образований взрослого человека и их саморегуляцию в достижении оптимального психологического функционирования.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутых гипотез были поставлены следующие задачи:

1. Систематизировать теоретические представления об образе мира как иерархической системе смысловых образований личности взрослого человека.

2. Определить сущность и механизмы логико-информационного воздействия на системные характеристики образа мира субъекта обучения.

3. Разработать психолого-педагогическую программу трансформации индивидуальной саморегуляции на основе анализа системности образа мира.

4. Оценить эффективность развивающих возможностей разработанной программы психолого-педагогического логико-информационного воздействия на систему смысловых образований личности взрослых людей по критериям позитивной трансформации индивидуальной саморегуляции и оптимизации психического функционирования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

Раскрыты понятия «системность», «образ мира», «смысловые образования личности», «логико-информационное психолого-педагогическое воздействие», разработаны соответствующие функциональные структуры уровней развития образа мира личности. Разработаны теоретические основы реализации системности образа мира как целостного смыслового отражения.

Рассмотрено развитие личности как становление формирования системы смысловых образований, которые имеют свойство порождать жизнедеятельность субъекта. Показаны свойства образа мира как целостной иерархической смысловой системы личности.

Обозначена психолого-педагогическая концепция преобразования информации в личностном отражении, учитывающая дифференциацию «поля значений» или смысловой интегрированной модели мира, смысловых динамических систем и системы личностных смыслов.

Впервые разработана и успешно апробирована программа развития смысловых образований личности в обучении через логико-информационное воздействие. Выявлено позитивное коррекционное влияние данной программы на саморегуляцию личности взрослого.

Теоретически и эмпирически обосновано рассмотрение формирования образа мира как взаимодействия уровней иерархической системы смысловых образований личности взрослого человека в обучении.

Выявлены особенности формирования образа мира как смысловой системы в контексте воспитания и самовоспитания личности взрослого человека в специальной (психолого-педагогической) организации обучения.

Практическая значимость исследования.

Анализ феноменов образа мира как системы смысловых образований и методов их познания позволяет выявить в психологической практике новые аспекты положительной коррекции личности в деятельности. Разработанный подход к изучению индивидуально-психологических особенностей развития системы образа мира как иерархической системы смысловых образований может быть использован в практике психологического консультирования. Результаты коррекционно-развивающей работы со взрослыми людьми могут быть использованы в сфере психологического образования, а также при повышении квалификации практических психологов образования и здравоохранения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Образ мира является иерархической многоуровневой системой отражения. На основе сознательного распознавания и управления системой информационных процессов в нем (ментальных, биотических, абиотических) возможно трансформирование и формирование новых качеств психики человека.

2. Интегрированная в психологию теория систем позволяет построить модель, отображающую диалектическое единство логико-информационного образа мира, динамических смысловых систем и системы личностных смыслов, как сложное смысловое образованиецелостную информационно-материальную пространственно-временную систему иерархического типа.

3. Психическую неустойчивость взрослого можно преодолеть логико-информационным воздействием на систему образа мира, качество и мера развития которой влияет на все психические процессы. Развитие системы образа мира предопределяется актуализацией информационного уровня системы, организованного в логике выживания организма, человека, личности, который может быть реализован с помощью специальной психолого-педагогической программы. 4. Критериями развития иерархии смыслов образа мира взрослого человека в русле целенаправленного психолого-педагогического воздействия на образ мира человека выступает позитивная трансформация индивидуальной саморегуляции и оптимизация психического функционирования.

Методологическая основа исследования определяется современными достижениями психологической мысли об объективных законах развития психики человека, о роли субъективного фактора в этом процессе. Были интегрированы в познание психики диалектика, теория систем, системный анализ, теория информации. Использовались логико-информационный подход как часть системно-детельностного подхода, а также исследовательские принципы психологии: принцип детерминизма, принцип системности, принцип развития, а также закономерности сознательного строительства психики, её интенсификации с целью роста адекватности, оптимальности, объективности отражательных процессов.

Методы исследования.

В работе использовался метод междисциплинарного теоретического анализа, системного моделирования, интеграция представлений, наблюдение взаимозависимостей, системный подход как инструмент психологического познания. Использовалась системность как принцип научного анализа, который определяет единство теории, эксперимента и практики. Использовался также метод научной беседы, лонгитюдные наблюдения, анкетирование, изучение продуктов деятельности взрослых, а также материалы их самонаблюдения. В процессе разработки методического инструментария в качестве испытуемых выступали взрослые — специалисты разных профессий, студенты вузов, а также соматические больные общей численностью 87 человек, в возрасте от 17 до 60 лет.

Достоверность и обоснованность данных обеспечивается исходными теоретическими и методологическими позициями, эмпирической проверкой теоретических положений, разработкой и использованием валидного и надежного психодиагностического инструментария, применением методов математической статистики.

Апробация работы. Материалы диссертации апробированы на конференциях и симпозиумах, в том числе: научная конференция по проблемам субъективного фактора развития организации управления судостроительной промышленностью. (Николаев, 1994 г.) — международный конгресс эссенциалистов (Женева, 1996 г.).

Разработанная в диссертации психолого-педагогическая программа реализована и апробирована в деятельности культурно-образовательного центра «Дар» (г.Херсон), в лаборатории «Психология интенсификации психофизиологических систем субъектов труда» центра практической психологии «Информклиника» г. Москва.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы, приложений. Объем диссертации 168 страниц. Диссертация содержит рисунки, схемы и таблицы.

Выводы по главе 3.

Эмпирические и математико-статические результаты показали, что из 87 человек прошедших реформирование образа мира, 85 достигли степени реформирования системности образа мира, которая позволила преодолеть психическую неустойчивость полностью. 62 из них в результате психолого-педагогического логико-информационного воздействия поставили перед собой цели дальнейшего самосовершенствования системности образа мира как способа изменения функционального состояния собственной психикиулучшения памяти, воли к дисциплинам различного уровня (профессионального, семейно-бытового, оздоровительноразвивающих типов). 57 человек, уяснив взаимосвязи психического и физического здоровья поставили перед собой цели самосовершенствования общего состояния психофизического организма. Двухгодичное лонгитюдное психологическое и врачебное терапевтическое наблюдение позволило выявить ряд существенных преобразований.

1. Психологическое лонгитюдное наблюдение позволило выявить, что системность образа мира личности развивалась по пути.

— а) дифференциации — интеграции уровневых подсистем СИММ в логике жизнеобеспечения,.

— б) функционально-структурные характеристики смысловых образований — смысловых динамических систем и личностных смыслов, стали претерпевать изменения по вектору контекстуальной актуальности смысла, вместо предваряющей детерминации типа организации системности образа мира (типа асимметрии), которое имеет место в начале комплексного развития системности образа мира. 2. Терапевтическое наблюдение позволило выявить, что интенсификация самосовершенствования образа мира личности, детерминировало улучшение системных состояний взрослых людей — снижение заболеваемости вирусными и пр. инфекциями, качественное изменения преодоления хронических заболеваний, изменения эндокринных и нервных процессов регуляции организма.

27 человек из 87 периодически (после двухлетнего постоянного контакта с психологом) обращаются за психологической консультацией по поводу повтора диагностики состояния системности образа мира, для того чтобы выяснить для себя результативность самостоятельной психологической работы над собой и получают полное (лишенное каких-либо исключений) подтверждение результативности собственной работы по дальнейшему совершенствованию системности образа мира как средству психического роста личности по методу, разработанному нами в этой исследовательской работе.

В качестве апробации метода, разработанного в этой исследовательской работе, было проведено значительное количество (несколько десятков) выездных сессий по контрактам. Результаты работы были зафиксированы документально как рецензии и благодарности за проделанную работу.

Заключение

.

1. Исходя из того, что формирование качеств системности образа мира может быть реализовано только в условиях специальном обучении как организованной деятельности, в исследовании разработаны методики преодоления психической неустойчивости взрослого человека.

2. Методики используют интеграцию специфических психологических методов анализа и воздействия на целостную систему отражения, а также педагогические методы, направленные на формирование системности образа мира.

3. Разработанный в исследовании метод формирующего логико-информационного психолого-педагогического воздействия на системность образа мира субъекта заключает два подраздела: диагностирующий и формирующий, состоящих из нескольких взаимосвязанных структурно-функциональных этапов.

4. Психолого-педагогические этапы психической диагностики состояния субъекта представляют собой интегрированный процесс, в котором совмещаются анализ, выявление мотивации необходимости реформирования образа мира и обучение субъекта формированию системности образа мира. Данная система рассчитана на применение со взрослыми.

5. Использование авторских методик психодиагностики позволяет после проведения и интерпретации психологом обсуждать их с испытуемым. Таким образом, достигается сочетание диагностирования с самоанализом испытуемым глубинным системным принятием им цели преобразования собственной системы образа мира. Это создает возможность коррекции испытуемым своих собственных представлений о себе, развивается самосознание как следствие интроверсии.

6. Авторские методики исследования по двум моделям (модель состояния системы смыслов образа мира субъекта как дифференциация личностных смыслов и смысловая интегрированная модель мира) выявляют диалектическую парность качеств иерархической смысловой системы образа мира, формируют качества самоанализа, самооценки и целеполагания.

7. Запечатленный в модели алгоритм деятельности ведет к осознанию испытуемым типа собственного решения предложенной психологом проблемной ситуации. При этом, используется проект решения проблемной ситуации с учетом психологического условия реализации интенсивных методов реформирования или развития системности Образа мира.

8. Проведенный формирующий эксперимент показал значительные изменения образа мира как иерархической смысловой системы и создал условия для разработки рекомендаций и психолого-педагогической программы по развитию системности образа мира и преодолению психической неустойчивости. Развитие системности образа мира как иерархической системы смысловых образований личности требует удовлетворения определенного числа условий для включения избранных метолов саморегуляции субъектов.

Полученные результаты позволили сделать следующие дополнительные выводы:

1. Задача развития системности образа мира во взаимосвязи с личностными образованиями является основным императивом времени, что обусловлено качественными изменениями в системе потребностей и ценностей современного общества.

2. Уточнено содержание понятий «системность», «образ мира», «смысловые образования личности». Каждое из этих понятий понимается нами как сложное интегрированное личностное образование, проявляющееся в психической саморегуляции в процессе жизнедеятельности человека. Они присущи всем людям, независимо от возраста, но имеют у каждого своеобразное проявление.

Естественным фактором, обеспечивающим каждому человеку условия для оптимального роста системности образа мира во взаимосвязи со смысловыми образованиями является неповторимое сочетание его индивидуально-психологических особенностей. Когнитивная и аффективная сферы личности взаимодействуют в них как органичное целое. И интеллектуальные, и аффективные проявления в образе мира и в смысловых образованиях личности и в их динамических системах имеют достаточно высокий (с учетом возраста) уровень развития.

Операциональный компонент развития системности образа мира составляют способы действия, посредством которых достигаются коррекционные результаты. В основе развития системности Образа мира и смысловых образований личности лежит психолого-педагогическое логико-информационное воздействие.

3. Рост системности образа мира является необходимым психологическим условием для предупреждения психологической неустойчивости личности взрослого человека. Развитие системности образа мира как иерархической системы смысловых образований личности осуществляется в специально организованной деятельности, построенной по разработанной в диссертационном исследовании модели и условиями его функционирования.

4. В психолого-педагогическом процессе, осуществляемом по модели, реализуется единая линия развития личности взрослого человека, синтезирующая влияние логико-информационного воздействия на всех уровнях его жизнедеятельности. Это обеспечивает поступательное развитие системности образа мира.

5. Обеспечение поступательного развития системности образа мира, выраженной в нашем исследовании в смысловой интегрированной модели мира (СИММ), достигается реализацией психолого-педагогической программы взаимодействия психолога и взрослого человека в процессе коррекции его психического состояния.

Выполненная работа не исчерпывает многоаспектную проблему целостного развития системы образа мира как иерархической системы смысловых образований личности взрослого человека. Разработанные нами подходы могут служить основанием для дальнейших исследований. Требует своего дальнейшего исследования такие направления, как обеспечение преемственности в развитии смысловых динамических систем личности, в разработке психологических приемов осознания системы образа мира и его составляющих.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Введение в практическую психологию. М., 1996. — 224 с.
  2. В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе//Вопросы психологии. 1987.- № 5.- С. 44−52.
  3. Абульханова-Славская К. А. Личностные типы мышления//Когнитивная психология: Материалы советско-финского симпозиума. М.: Наука. 1986.1. С. 98−130.
  4. . Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970. С. 27−28.
  5. Альманах психологических тестов (сост. и ред. РимскийР.Р. и Римский С.А.). М., 1996, 400 с.
  6. АльтшуллерГ.С. Найти идею: введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука. — 224 с.
  7. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. М.: «Педогогика», 1980.- Т.2.- 287 с.
  8. .Г. Психология и проблемы человекознания/Под ред. БодалеваА.А.- М., Воронеж, — 1996.- 384 с.
  9. .Г. Психология чувственного познания . М., 1960, — 486 с.
  10. .Г., Степанова Е. А. Развитие психофизиологических функций взрослых людей (средняя взрослость).- М.: Педагогика, 1977.
  11. .Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001. 263 с.
  12. АнастазиА. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982. -168с.
  13. Г. М. Социальная психология.— М., 1996, — 376 с.
  14. Г. М. Психология социального познания: Учебное пособие для высших учебных заведений. М ., 1997. — 288 с.
  15. Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: «Просвещение», 1989.- 223 с.
  16. П.К. Теория функциональной системы. В кн.: Общие вопросы физиологических механизмов. Анализ и моделирование биологических систем. М., 1970. — С. 6−41
  17. П.К. Принципы системной организации функций. М.: Наука, 1973, — 318с.
  18. П.К. В кн. Ленинская теория отражения и современна наука. М., 1966. С. 221
  19. A.B. Психология изобретательского творчества.- Киев: Выща школа, 1978.- 176с.
  20. Г. А. Социальное проектирование и управление общественным развитием. — Минск: Наука и техника, 1986.- 215 с.
  21. Л.И. Психология формирования и развития личности//Человек в системе наук. М.: 1989, — С. 426−434
  22. Р. Искусство и визуальное восприятие. — М., 1974. 124 с.
  23. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М., 1974. 196 с.
  24. А.Г. Деятельность и установка. М., 1979. — 150 с.
  25. А.Г. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002.- 479 с.
  26. Р., БауерГ., КротерсЭ. Введени в математическую теорию обучения. М., 1969. 216 с.
  27. В.А., МалковаТ.Н. Исследование восприятия эмоционального состояния человека по выражению лицаУ/Проблема общения в психологии. — М., 1981.— С. 121−132.
  28. В.А. Имидж личности как социально-психологическое явление//Магистр. 1994. № 2.- С. 2−9.
  29. К.В., ПахилькоВ.И. Многомерность сенсорного пространства простых акустических сигналов/УСистемный анализ сенсорно-перцептивных процессов. М.: Ин-т психологии АН СССР, 1988. — С.103−148.
  30. Ф.В. О «силе Я» и «психологической защите’У/Вопросы философии. 1969. № 2.- С. 11−18.
  31. В.Б. Невербальные средства общения. Коломна, 1996. — 42 с.
  32. Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. Пер. с англ./Общ. Ред. М. С. Мацковского. М.: Лист-Нью- Центр общечеловеческих ценностей, 1997 — 336 с.
  33. Л. Общая теория систем критический обзор//Исследования по общей теории систем. М.: Прогресс. 1969.— С. 23−82
  34. В.П. Программированное обучение.- М., 1974.- 67 с.
  35. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. — 195с.
  36. П.П. Избранные педагогические и психологические соч. в 2-х томах. М., — 1979 482 с.
  37. E.H. ЗазыкинВ.Г. Введение в акмеологию. Калуга: КГПУ им. К. Э. Циалковского. 2001.- 144 с.
  38. E.H. Формирование профессионально-нравственной культуры будущего учителя. М.: РАУ, 1995.- 280 с.
  39. A.A. Личность и общение. М., 1995, — 328 с.
  40. A.A. Об изучении общения с позиций В.Н.Мясищева//Вопр. психологии, 1983, № 3, — С. 131−135.
  41. A.A. Психология общения.- Москва-Воронеж, 1996.^ 256 с.
  42. A.A., ЗейгарникБ.В., ЛеонтьевД.А. Проблемы бессознательного движения к диалогу//Вопр. психологии, 1987, № 4.
  43. Л.И. Проблемы формирования личности. Москва-Воронеж, 1995. 352 с.
  44. В.А. Повышение экономической эффективности судостроительного производства на основе развития системности образа мира как психического отражения субъектов управления. Херсон, 1995 (0,45 п.л.).
  45. В. А. Формирование психологических механизмов эффективности развития судостроительного производства психолого-педагогическим логико-информационным воздействием. — Херсон, 1995 (0,35 п.л.).
  46. В.А. Производительность труда субъектов управления как следствие логико-информационного подхода к психологическому аспекту деятельности. Херсон, 1995 (0,7 п.л.).
  47. В.А. Логико-информационный подход к интенсификации системно-деятельностного процесса формирования психики человека как психологическая проблема//Мир психологии. М, 2003. (0,75 п.л.).
  48. В.А. Смысловые образования как категория психологической науки и системная реальность бытия//Учебное пособие. М., 2003 (3,4 п.л.).
  49. В.А. Психолого-педагогическое управление развитием образа мира как иерархической системой смысловых образований личности//Учебное пособие. М., 2003 (3,2 п.л.).
  50. Большая Советская Энциклопедия. М., 1976.- Т. 23.- С. 698.
  51. В.Ю. Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры. -СПб, 1996.- 379 с.
  52. В.П., БоровиковИ.П. STATISTICA ® — Статистический анализ и обработка данных в среде Windows ®. М., 1998, — 608 с.
  53. Э. Развитие мышления: три пятидневных курса. Минск: Попурри, 1997. 128 с.
  54. А. Роскошь человеческого общения, М., 1998.- 138 с.
  55. .С. Об одном механизме целеполагания //Вопросы психологии. 1977 а, № 2.
  56. .С. К изучению смысловой сферы личности//Вестник Московского ун-та, Серия 14, Психология. 1981. № 2.
  57. A.A. О проблеме коммуникации//Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.- С. 165−182.
  58. A.A., Сыдыкбекова Д. Т. Знак как средство коммуникативного воздействия//Психосемиотика познавательной деятельности и общения. -М., 1983, — С. 28−34.
  59. A.B. Принцип детерминизма в трудах С.Л.Рубинштейна//Вопр. психологии, 1989, № 4, — С. 66−101.
  60. A.B., ПоликарповВ.А. Мышление и общение. Самара, 1999. 124 с.
  61. Л.И. Проблема формирования личности//Под ред. Д.И.Фельдштейна). М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1995. 350 с.
  62. Е.А. Философские проблемы в советской психологии.- М, -1972.-326 с.
  63. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение.-М., — 1978.-214 с.
  64. Буш Г. Я. Рождение изобретательских идей.- Рига: Лисма.- 128 с.
  65. Я., Миккин X. Невербальная коммуникация в диадах //Учен, зап. Тартуского ун-та, 1974.- Вып. 335 (труды по психологии), кн. 3.— С. 110−126.
  66. Ван-Ганди А.Б. 108 путей к блестящей идее (Как развить свой творческий потенциал. Минск: Попурри, 1996.- 224 с.
  67. Ф.Е. Семиотика психотерапевтической ситуации и психотехника понимания//Моск. психотерапевтический журн., 1996, № 4,1. С.48−68.
  68. Ф.Е. Структура образа//Вопр.психол., 1993, № 5, С. 5−19.
  69. Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 1998.- 685 с.
  70. В.М. Содержание и организация воспитательной работы в семье и школе.— М., 1987.- 125 с.
  71. .М., Капица М. С. Психологические проблемы изучения интеллекта.- М.: Наука, 1987.- С. 120−141.
  72. Е.М., Костомаров В. Г. О своеобразии отражения мимики и жестов вербальными средствами//Вопросы языкознания. 1981. — № 1. -С. 36−47.
  73. В.К. Психология эмоциональных явлений. — М., 1976, — 142 с.
  74. Н.В. Эмоциональная регуляция речевого поведения//Вопр. психол., 1981, № 4.
  75. H.H. Восприятие предмета и рисунка. М.: АПН, 1950.- 508 с.
  76. С.М. Выразительный человек. Сценическое воспитание жеста (по Дельсартру). СПб.: «Аполлон», 1913.- 182 с.
  77. З.М., Николаева Т. М. и др. Жестовая коммуникация и ее место среди других систем человеческого общения //Симпозиум по структурному изучению знаковых систем: Тезисы докладов. — М., — 1962., С. 28−32.
  78. Воспитание и обучение в детском саду/Под ред. Запорожца A.B., Марковой Т. А. М., 1976.- 558 с.
  79. Л.С. Вопросы детской психологии. СПб., 1997. — 224 с.
  80. Л.С. История развития высших психических функций.- Собр. соч. М., 1983, т.3, — С. 6−328.
  81. Выготский J1.C. Мышление и речь. Психологические исследования. М., 1996. 416 с.
  82. Выготский J1.C. Проблемы общей психологии//Собрание сочинений: в 6 т. М., 1982, — Т. 2.- 504 с.
  83. Выготский J1.C. О психологических системах//Собр. Соч. Т.1 М.: Педагогика. — С. 109- 131.
  84. Выготский J1.C. Психология подростка // Собр. соч. Т.4. М.: Педагогика, 1984.- С. 5−242.
  85. Выготский J1.C. Педагогическая психология. М.: «Педагогика», 1991.480 с.
  86. П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка//Вопросы психологии. № 1.- С.15−25.
  87. П.Я. К проблеме внимания//Леонтьев А.Н. и др. (Ред.). Хрестоматия по вниманию. М.: Из-во Моск. ун-та, С. 220−228.
  88. П.Я. Лекции по психологии.— М.: Высшая школа, 2002. -399с.
  89. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. В кн. Исследование мышления в советской психологии.- М., 1966.
  90. Э.Г., Холодная М. А., Демидова Л. Н. Психологическая основа конструирования учебной информации (проблема интеллектуальных технологий преподавания)//Психологический журнал Т. 14. № 6. С. 3545.
  91. .С. Перспективы развития системы непрерывного образования. М.: Наука. 1990.- 222 с.
  92. Ю.Б. Движения человеческого глаза.- М., 1978.- 255 с.
  93. Г. А. Человек и знак: Семиотико-психологические аспекты онтогенеза человека. Свердловск., 1990. -253 с.
  94. Г. А. Проблемы психосемиотики. — Екатеринбург, 1994. 127с.
  95. Р. Глаз и мозг: Психология зрительного восприятия.- М., 1970. -192 с.
  96. K.M. Тесты интеллекта в психологии/УВопросы психологии. № 2.1. С. 53−64.
  97. К. Душевная жизнь ребенка. Киев, 1916. — 242 с.
  98. М.Д. Особенности интеллектуального развития студентов в процессе обучения//Человек и общество. Вып. 13.- Л.: Из-во Ленингрд ун-та, 1973- С. 97−105.
  99. A.A. Теоретические основы кибернетики.- Л.: Из-во ЛПИ, 1975.40 с.
  100. Дж. Ментальные пространства с функциональной точки зрения//Под ред. В. И Герасимова м В. П. Нерознака.- М.: Прогресс, 1996.1. С. 385−411.
  101. А.К., Мальцев П. А. Основы теории построения и контроля сложных систем.- Д.: Энергоатомиздат, 1988.— 192 с.
  102. А.Б. Общение: наука и искусство. М.: АОЗТ «Яуза», 1996.253 с .
  103. E.JI. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита.1. М., 1997.- 344 с.
  104. В. А., Лаврентьева Н. А., Мирошников М. П., Шарай В. Б. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния//Вопросы психологии. 1973, — № 6, — С. 141−145.
  105. В.Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное исследование формирующего влияния среды на креативность/УПсихологический журнал. Т. 15 № 4.- С. 83−93.
  106. В.Н. Интеллект и продуктивность деятельности: модель «интеллектуального диапазона"//Психологический журнал. Т. 19. № 2.— С. 61−70.
  107. В.Н. Когнитивные способности. Структура. Диагностика. Развитие. М- СПб: Иматон, 2001. — 174 с.
  108. О.М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста//Вопросы психологии. -1980. № 2.- С. 107−115.
  109. О.М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников. -М., 1984.- 125 с.
  110. О.М., Веракса Н. Е. Элементы «карнавальной культуры» в развитии ребенка дошкольника//Вопросы психологии. 1994, — № 2.- С. 77−86.
  111. Г. В. Психология первого впечатления о другом человеке: Автореф. дис... канд. психол. наук. М., 1979. — 18 с.
  112. Ю. М. Исторический подход к исследованию психических состояний//Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. Ч. 2. -М.: 1990.- С. 123−126.
  113. Л. Статистическое оценивание. М., 1976. — 598 с.
  114. A.B. Психическое развитие ребенка//Избранные психологические труды: В 2-х т. М., 1986. — Т. 1. — 316 с.
  115. И.А., Павлова Н. Д. Отражение в речи особенностей взаимодействия партнеров общения//Вопр. психол., 1990, № 1, С. 136−140.
  116. М. Развитие правого полушария (Углубленная программа высвобождения сил вашего воображения). Минск.: Попурри, 1997.— 320 с.
  117. .В. К вопросу о механизмах развития личности//Вестник Москов. У-та. Сер 14, Психология. 1979, № 1.
  118. .В., Николаева В. В. Психологические проблемы в медицине//Вестник Моск. у-та. Сер. 14. Психология, 1977. № 3.
  119. Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб., 2000. — 448 с.
  120. И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие. Ростов н/Д.: «Феникс», 1997.- 480 с.
  121. И.А. Психологическая характеристика слушания и говорения как видов речевой деятельности //Иностранные языки в школе, 1973, № 4, -С. 66−71.
  122. В.П. Движение глаз и формирование образа//Вопросы психологии. 1968. — № 5, — С. 41- 47.
  123. Е.Т. Общение как фактор развития личности. Киев: Наук, думка.- 1981.
  124. Н.И. Язык речь — творчество. — М., 1998. — 368 с
  125. Иванов Вяч.Вс. Чет и нечет: Асимметрия мозга и знаковых систем. М., 1978. 185 с.
  126. К.Е. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980. — 439 с.
  127. Е.П. Мотивация и мотивы, — СПб: Питер. 2002.- 508 с.
  128. Г. Л. Некоторые вопросы психологии общения//Вопросы психологии.- 1986.-№ 5, — С. 113−124.
  129. Информация и кибернетика. Сб. статей под редакцией А. И. Берга. М., 1967.
  130. В.Г. «Психологические барьеры» прошлого опыта//Экспериментальное исследование продуктивных (творческих) процессов мышления.- М., 1973.-С. 74−83.
  131. У .В. О креативности в области общения//Измерения в исследовании проблем воспитания. Тарту, — 1973.- С. 171−181.
  132. Н.Ф. Основы психотерапии: Семиотика в психотерапии. -М., 1997, — 272 с.
  133. Н.Ф., Варфоломеева О. В. Речевое общение в психотерапии. -Симферополь, 1996.- 62 с.
  134. Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения.-СПб.: Б.С.К., 1997. 143 с.
  135. М.И. Рефлексия невербального поведения в социальной перцепции: Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 1994. — 21 с.
  136. Е.А. Психология профессионала. — М. Воронеж, 1996. — 400 с.
  137. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Из-во МГУ, 1995. 224 с.
  138. Г. С. К классификации знаковых систем//Семиотика и139. восточные языки.- М., 1967.- С. 61−65.
  139. Н.В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер и коммуникабельность. Ярославль: «Академия развития», 1997. — 240 с.
  140. Г. А. Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воздействия//Вопр. психол., 1987, № 3, С .41−49
  141. Д. Взаимодействие в парных системах и проблема доминирования//Психологичесикий журнал.- 1982. Т. З, № 6, С. 45−49.
  142. Д. Проблема психической регуляции поведения. (Методология, теория, эксперимент)//Психологич. Журнал., 1980, № 3, С.47−57
  143. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Общение и возрастные особенности. Минск, 1976. — 350 с.
  144. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб. пособие.- Мн., 2000.- 432с.
  145. Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста, М.: «Просвещение», 1988. — 189 с.
  146. М.В. Онтогенез телесности и развития общения: на пути к разделению Я не Я//Телесность человека: междисциплинар. Исслед-я/Филос. О-во СССР. — М., — 1993. — С. 70−80
  147. Кон И. С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива. -М., 1988.-270 с.
  148. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978. — 367 с.
  149. C.B. Психолого-педагогические проблемы общения -Гродно, 1982. 66 с.
  150. А.Ф. Взаимоотношение «Я-Другой» и его значение для практической психологии//Моск. психотер. журн., 1999, № 2, С. 48−60.
  151. А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации//Вопр. психол., 1990, № 3, С.17−25.
  152. H.A., Петрова Е. А. Психофизика одежды: исследование порогов зрительного восприятия изменений конструктивных параметров.1. М., 1996.-30 с.
  153. Л. С. Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. М.: МГУ, 1989.- 184 с.
  154. Крайг Грэйс. Психология развития.— СПб: Питер. 988 с.
  155. A.A. Психология общения. Курск, 1993. — 128 с.
  156. Л.М., Михайлова Е. Л. К проблеме межличностного познания//Вопросы психологии межличностного познания и общения: сб. науч. тр. Краснодар, — 1985.- С. 90−100.
  157. В.И. Индивидный тест: «Словесный портрет». Владивосток: ДВГУ, 1988.- 16 с.
  158. В.Н. Восприятие и оценка человеческого лица//Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. -Краснодар, — 1975. С. 64−73.
  159. В.Н. Межличностное общение. Спб, 2001. — 253 с.
  160. В.В., Стовичек Г. В. Лицо человека: анатомия, мимика. М.: «Медицина», 1988. -268 с.
  161. Г. М. Диалог в процессе совместного решения мыслительных задач//проблемы общения в психологии. М., 1981, — С. 92−100.
  162. В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Рос. н /Д, 1986. — 135 с.
  163. В.А. Особенности развития способности к психологической интерпретации невербального поведения/УВопросы психологии. 1987. № 3.- С. 70−77.
  164. В.А. Психология экспрессивного поведения. М.: «Знание», 1989.-62 с.
  165. В.А. Интерпретация невербального поведения в межличностном общении: Автореф. дис... докт. психол. наук. М 1980. -54 с.
  166. В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное168. познание. Рост. н /Д, 1999. — 608 с.
  167. А.Ф. Психология общая и экспериментальная. Л., 1925. -290 с.
  168. . Функция и поле речи и языка в психоанализе. М., 1995. — 334 с.
  169. К. Топология и теория поля. — М., 1980. 236 с.
  170. Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека/ЛТринцип развития в психологии. М., 1978. — С. 108−121.
  171. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.- 304 с.
  172. А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте//Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М.- Л.,-1948. С. 4−15.
  173. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. М., 1983.-Т. 2.-С. 251−261.
  174. Леонтьев А. Н. Личность и деятельность//Вопросы философии. 1974, № 4,1. С. 97
  175. А.Н. Образ мира. Избранные психологические произведения: в 2-х т. — М., 1983. Т.2 — С. 254.
  176. А.Н. Смысл как психологическое понятие. — М.- 1969. 257с.
  177. А.Н. Проблема деятельности в психологии//Вопр .филос., 1972, № 9, С. 95−108.
  178. А.Н. Психология образа//Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология, 1979, № 2.
  179. Д.А. Тематический апперцептивный тест.— М., 1998.- 254 с.
  180. Э.Э. Психологические аспекты взаимопонимания: Прогнозирование в процессе общения.- Л.: «Знание», 1982. 36 с.
  181. М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: «Педагогика», 1986. -143 с.
  182. М.И., Капчеля Г. И. Общение с взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. Кишинев, 1987. — 383 с.
  183. .Ф. Сенсорные и сенсомоторные процессы. М.: «Педагогика», 1972.-312 с.
  184. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: «Наука», 1999. 349 с.
  185. .Ф. Психологические исследования общения. М.: «Наука», 1985.-344 с.
  186. .Ф. Теория, эксперимент и практика в психологии.//Психологич. Журнал.- 1980, т1, № 1, — С. 8−20
  187. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -M., — 1984.
  188. А.Ф. Знак, символ, миф: Труды по языкознанию. М.: МГУ, 1982. — 184 с.
  189. А. Язык тела /Пер. с англ. Н. Б. Буравиной. СПб.: «Академический проект», 1997.-381 с.
  190. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978.— 1238 с.
  191. А.Р. Язык и сознание.- М., 1979. 319 с.
  192. Мадди Сальваторе. Теории личности. Сравнительный анализ. — СПб.: Речь, 2002.- 539 с.
  193. A.C. Собр. соч., М.: Правда, 1971, т .4, — 574 с.
  194. Ю.Б., Бондаренко А. И. Диагностика эмоциональных и когнитивных компонентов в структуре психического образа//Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. Ч. 1, — М.: 1990. С. 54−57.
  195. В.Х. Успешность восприятия//Вопросы психологии. 1990.- № 1. С. 68−72.
  196. Мей Р. Чтение характера//Психология и психоанализ характера. -Самара, 1997.-С. 107−108.
  197. Г. Ф. Актуальная психология. М., 1991. — 367 с.
  198. М. Первое впечатление//АиФ. 1994. — № 30, — С. 18.
  199. В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М., 1998. 109 с.
  200. B.C. Психология индивидуальности.— Москва-Воронеж, 1996.448 с.
  201. М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. М., 1973. — 344 с.
  202. Х.Х. Роль коммуникативных движений в межличностном общении: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1977. — 17 с.
  203. А.К. Основы риторики: Мысль и слово: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1996.- 416 с.
  204. В.П. Невербальная коммуникация: экспериментально-теоретические и прикладные аспекты//Психологический журнал. 1993.1.- С.18−31.
  205. Мур Л. П. Вы умнее, чем вы думаете. Минск: Попурри, 1996. — 240 с.
  206. B.C. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. М.: «Академия», 1998. — 456 с.
  207. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1999, — 144 с.
  208. В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и отражения как проблем общей и социальной психологии//Социальная психология и личность.- Л., 1970.-С. 95−121
  209. В.Н. Психология отношений/Под ред. Бодалева A.A. М.- Воронеж: «МОДЕК», 1995.-362 с.
  210. В.Н. Личность и неврозы.— Л., i960. — 224 с.
  211. A.A. Некоторые психологические и философские214. проблемы интуитивного познания,-М., — 1972.-271 с.
  212. ЯЗ. Некоторые психологические особенности овладения дошкольниками нормами поведения в коллективе//Развитие волевых и познавательных процессов у дошкольников. М., — 1965. — С. 396−419.
  213. P.C. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. заведений: В Зкн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодоиагностика.- М., 1995.- 512 с.
  214. В.Г., Маркова Т. А. и др. Формирование коллективных218. взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. М.: «Просвещение», 1968. — 384 с.
  215. Д.И. Искусство творческого мышления. Минск: Попурри, 1996. 240 с.
  216. Д., Калеро Г. Как читать человека, словно книгу//Курс221. практической психологии или как научиться работать и добиваться успеха. Ижевск, — 1996.-С. 116−146.
  217. В.Г. Свойства личности и фиксированная установка//Вопр. психол., 1983, № 5, С.130−136.
  218. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника/Под ред. Лисиной М.И.- М., — 1974.-209 с.
  219. О 'Коннор Дж, Сеймор Дж. Введение в нейролингвистическое программирование. Челябинск, 1997. — 256 с.
  220. Особенности психического развития детей 6- 7 летнего возраста/Под ред. Эльконина Д. Б., Венгера А.Л.- М.: «Педагогика», — 1988. 135 с.
  221. В.А. теория систем— М.:Высшая школа.- 1997.- 240с.
  222. Отношения между сверстниками в группе детского сада/Под ред. Репиной Т.А.- М., 1978. — 186 с.
  223. И.П. Мозг и психика. Москва-Воронеж, 1996. — 320 с.
  224. В.Н. Восприятие и интерпретация внешности людей//Вопросы психологии. 1974. — № 2.- С. 59−64.
  225. В.Н. Психологическая структура познания человека человеком//Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Краснодар. — 1977.— С. 21−28.
  226. В.Н. Классификация функций человека как субъекта общения//Психол. журн ., 1987, № 4, С. 51−60.
  227. Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: Концепция развития индивидуальности в диалоге культур- Липецк, 1998, — 159 с.
  228. Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.1. М., 1991, — 223 с.
  229. Л.И. О мотивах человеческих поступков. СПб., 1905. -16 с.
  230. И.В. Инновация в подготовке учителя. Куйбышев. 1990. -115 с.
  231. И.В. Формирование культуры общения учителя на основе интегративного интенсивного курса//Человек в системе НТП. Горький. 1089. С. 215−216.
  232. В.Ф. Основы психосемантики: Учеб. пособие. М., 1997.— 400 с.
  233. Л.А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи//Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие. 2-е испр. изд. М.: Смысл, 1996.- 373 с.
  234. Л.А., Спиваковская A.C. Воспитание как общение-диалог//Вопр. психол., 1983, № 2, С. 85−89
  235. Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг.- М.: МГУ, 1989. 76 с.
  236. A.B., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. -М., 1998.-528 с.
  237. A.B. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. — М.: «Педагогика», 1984. 272 с.
  238. В.А. Личность в психологии. Рост, н / Д, 1996. — 258 с.
  239. Е.А. Жесты в педагогическом процессе. М.: МГПО, 1998. -222с.
  240. Е.А. Визуальная психосемиотика общения. — М., 1999. 176 с.
  241. В.В. Образ мира и психологическое исследование познания. -Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1984., № 4, С. 13−21.
  242. . Избранные психологические труды. Психология интеллекта/Пер. с франц. М.: «Просвещение», 1969. — 659 с.
  243. П.И., Портнов М. Л. Искусство преподавателя. М., 1999. -212 с.
  244. H.H. Мышление дошкольника. М.: «Педагогика», 1977. -271 с.
  245. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976, — 304 с.
  246. В.Я. Методика обеспечения воспитательной работы в учебной группе. М., 1990.- 111 с.
  247. О.О. Теоретические и методологические подходы к изучению интерпретации невербального поведения/УПсихологический вестник, РГУ, — Вып. 2, — ч. 1.- 1997. — С. 523−531.
  248. Т. А. О системе оценочных отношений на разных этапах254. дошкольного детства//Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе.- Тез. Всесоюзн. симп.- М., — 1976.- С. 148−151.
  249. Я. Экспериментальная психология эмоций/Пер. с польск. В. К. Вилюнаса.- М.,~ 1979.- 392 с.
  250. Т. Психология чувств: В 2-х Ч. — Киев, 1897. 97 с.
  251. K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М ., 1994.-480 с.
  252. К. Эмпатия//Психология эмоций: Тексты/Пер. с англ.- М., — 1984. С. 138−211.
  253. Рок И. Введение в зрительное восприятие/Пер. с англ. М.: «Педагогика», — 1980.- 311 с.
  254. C.JI. Психология и педагогика (о путях психологического исследования)// Советская педагогика, 1941, № 7—8.
  255. C.JI. Бытие и сознание. Человек и мир.: Питер, 2003. 508 с.
  256. C.JI. Основы общей психологии. М., 1946. — 704 с.
  257. X. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение. -М.: АО «Интерэксперт», 1996.- 280 с.
  258. СадовскийВ.Н., ЮдинЭ.Г. Исследования по общей теории систем//сб. переводов. М. 1969. — 520 с.
  259. Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества. — М.: Просвещение, 1990. 240 с.
  260. Н. Г. Концепция JI.C. Выготского и проблема развития символической функции//Вопросы психологии. 1994.- № 5.- С. 69−78.
  261. Дж., Дэр К., Холдер А. Пациент и психоаналитик: основы психоаналитического процесса. М.: Смысл, 1995.- 194 с.
  262. Н.И. Тренинг свободы и открытости//Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии.- М., 1997. 336 с.
  263. Семинар с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном (уроки гипноза).1. М., 1994.- 336с.
  264. Дж., Вандервекен Д. Основные понятия исчисления речевых актов//Новое в зарубежной лингвистике, вып. 18, 1986, С.242−263.
  265. И.А. Всеобщая психология с физиогномикой. Киев, 1904. -576 с.
  266. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М., 1995. — 188 с.
  267. С.Д. Мир образов и образ мира. Вестник Моск. ун-та., Сер. 14. Психология., 1981, № 2-
  268. С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. -М: Из-во Моск. уни-та, 1985-
  269. С.Д. Педагогика и психология высшего образования от деятельности к личности. Учебное пособие для слушателей факультетов и институтов повышения квалификации ВУЗов и аспирантов. — М.: Аспект-Пресс, 1995, — 271 с.
  270. Е.О. Влияние формы общения с взрослым на эффективность обучения дошкольников//Вопросы психологии. 1980. — № 5. — С. 105 112.
  271. Д.А. Психологические особенности связей между вербальными и невербальными характеристиками в коммуникативном процессе: Автореф. Дис. канд. психол. наук. М., 1999. — 23 с.
  272. Б.Я.Советов, С. А. Яковлев. Моделирование систем. М., 1975.- 271 с.
  273. Е.Т. К проблеме психотерапии пограничных личностных расстройств//Вопр. психол., 1995, № 2.
  274. Е.Т., Николаева В.В.Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М., 1995.- 360 с.
  275. Соколова-Бауш Е. А. Самопрезентация как фактор формирования впечатления о коммуникаторе и реципиенте: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1999.- 21 с.
  276. А.Г. Взаимодействие//Б.С.Э.- М., 1971, т. 5.- С. 7.
  277. Г. Л. О диалогической природе психотерапевтических изменений//Моск. психотер. журн., 1999, № 2, С.24−47.
  278. Г. Л. Развивающий учебный диалог в профессиональной подготовке учителя (психологический аспект). Автореферат. канд. психол. наук. — М., 1997. — 19 с.
  279. Г. Л., Станкевич Н. Г. Диалог как основа развития и коррекции личности в концепции коммуникативного обучения иноязычной культуре//в сб. ст. Коммуникативное обучение иноязычной культуре. -Липецк, 1994, С. 153−165.
  280. Н.Г. Психологический анализ взаимосвязи самоотношения учителя и его отношения к ученику. Автореферат. канд. психол. наук. М., 1997.- 18 с.
  281. А.П. Понятие «образ мира» и некоторые проблемы онтогенеза сознания. Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. № 3. С. 54−65
  282. В.В., Голосова Н. И. Факторная структура эмоционального отношения человека к человеку//Психологический журнал.- 1982.- №-С. 62−67.
  283. Е.В. Изучение у ребенка смысловых образований. -Вестник Моск. уни-та. Сер. 14, Психология. 1077,-№ 1.
  284. А.И. Системологические основы образовательных систем. 4.1. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки спенциалистов. 1994.- 324с.
  285. А.И. Системологические основы образовательных систем. Ч.2-М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки спенциалистов. — 1994.- 324 с.
  286. Е.В. Изучение у ребенка смысловых образований. -Вестник Московс. Уни-та. Сер. 14, Психология. 1977, № 2.
  287. Е.В. О пристрастии детского суждения. Вопросы психологии. — Вопросы психологии. 1978. № 2.
  288. Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. -Екатеринбург, 1998. — 528 с.
  289. О.С. Некоторые функции средств общения//Знак и общение. -Фрунзе, — 1974.- С. 44−46.
  290. А.И. Системы и системные исследования/УВ кн. Проблемы методологии системного исследования. — М.: Наука. 1970.- 311 с.
  291. А.И. Системный подход и общая теория систем. М., Мысль, 1978. 172 с.
  292. А.Д. Информация.-М., — 1971.
  293. К.Д. Собрание сочинений. Т.11 М.: Наука, 1952.- 350 с.
  294. К.Д. Собрание сочинений. Т 8.- М.: Наука.1950. 350 с.
  295. Ю.М. Сумма антропологии. Кн.1. Расширяющаяся вселенная абсолюта.- Новосибирск, 1995.- 400 с.
  296. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. -М., 1995.-368 с.
  297. Н.Л., Денисова М. П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года. — М., 1949.- 192 с.
  298. В. Доктор и душа. СПб., 1997. 345 с.
  299. Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам. М., 1987. — 236с.
  300. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений, М., 1990. — 448 с.
  301. И.А. Философские проблемы семиотики. М.: «Высшая школа», 1978. 159 с.
  302. Л.А. Психологический анализ способа решения коммуникативных задач взрослыми в разных условиях педагогического общения. Автореф. канд. дисс. психол. наук, Тбилиси, 1982. 19 с.
  303. А.У. Межличностный контакт как исходное понятие устной пропаганды. Вопросы психологии. — 1977 6. № 4.
  304. М. Пространственный фактор в межличностных отношениях//Человек, среда, пространство.- Тарту, — 1979. С. 120−135.
  305. М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. -СПб.: «Питер», 2002.- 272 с.
  306. Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб., 1997. — 608 с.
  307. В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта//Моск. психотер. журн., 1992, N2, С. 5−40.
  308. Т.И. Психолого-педагогический анализ обращений взрослого к ребенку// Вопр. психол., 1987, № 3.
  309. К.Д. Влияние объективных и субъективных факторов на оценку психического состояния человека по экспрессии//Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Краснодар, -1977. С. 57−82.
  310. А.Я. Введение в лингвистику. Учебное пособие. — М., 1995. — 304 с.
  311. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности.-М., 1998.- 512 с.
  312. Н.К., Дацюк Т. Н. О проявлении и развитии математического мышления младших школьников//Резервы познавательной деятельности учащихся и развивающее обучение. Межв. сб. трудов. М., 1990, С. 76−86.
  313. К.Э. Работы по теории информации и кибернетики. Пер. с англ., 1963. Информация и кибернетика. Сб. статей под редакцией А. И. Берга М, 1967.-297 с.
  314. ТТТепель В. М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния.- М.: ЮНИТИ, 1997. 382 с.
  315. Шиллер Школьник Х. М. Верное средство познать себя и других. -СПб., 1903.- 187 с.
  316. П.Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования//Психологические проблемы социального регулирования поведения. — М., — 1976.- С. 278−295.
  317. П.Н. Современная социальная психология. — М.: ИП РАН, 2000.448 с.
  318. A.B. Язык тела. Познание людей в профессиональной и обыденной жизни//Курс практической психологии или как научиться работать и добиваться успеха. Ижевск, — 1996. — С. 187−248.
  319. Д.Б. Детская психология: Развитие ребенка от рождения до семи лет. М.: «Учпедгиз», i960.- 328 с.
  320. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте//Вопросы психологии. 1971.- № 4.- С. 6- 21.
  321. Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. Москва-Воронеж, 1995.- 416 с.
  322. Д. Б., Эльконинова JI. Знаковое опосредование, волшебная сказка и субъективность действия//Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1993, № 2.
  323. Энциклопедия психологических тестов. М.: Тера. Т 2.1. 399 с.
  324. М. Гипноз. В 3-х томах. Харьков, 1994. — 483 с.
  325. У .Р. Конструкция мозга: происхождение адаптивного поведения. -М&bdquo- ИЛ. 1962, — 398 с.
  326. Э.Г. Связь//Б.С.Э.- М., 1976, т. 23, — С. 93.
  327. Т.И. Некоторые особенности общения со сверстниками у аффективных детей//Некоторые актуальные психолого-педагогические проблемы воспитания и воспитывающего обучения. М., — 1976. — С. 121−127.
  328. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения335. человека. М., 1969.- 315 с.
  329. Р. Язык и бессознательное. М., 1996.— 248 с.
  330. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.- М., 1996.-95 с.
  331. Я. Проблема общения в условиях совместной деятельности//Вопр. психол., 1982, № 6.
  332. A.B. К предыстории потребности общения у малого ребенкаУ/Учен. зап. ЛГУ. 1957. — № 244. — С. 154−167.
  333. М.Г. История психологии. От античности до середины XX века. М., 1996. 416 с.
  334. Friebel Н. Lernkapazitat des Individuums Lernmilieu der Gesellschaft: Konzepte und Theorien zur psych. Und sozialen Determination d. Lernens. Opladen: Westdeutscher Verlag. 1977. 236s.
  335. Klix F Information und Verhalten. Berlin: Deutscher Verlag der Wiss. 1971.
  336. Klix F. Erwachendes Denken. Eine Entwicklungsgeschichte der menschliechen Intelligenz. Berlin: VEB Dt. Verl. Wiss., 1982. 358s.
  337. Kommunikation in Schule und Hohschule: linquist. Und etnomethol. Analysen (Konrad Erlich, Tnrinen) — Narr, 1983. 413s.
  338. Loeser F. Hohere geistige Leistungen aber wie? Berlin: Verlag Neues Leben, 1978.- 172s.
  339. Murphy J. Die Macht Ihres Unterbewusstseins. Ariston Verlag. Genf/Munchen, 1989. 223s.
  340. Pickenhein L. Einordnung der psychischen Erscheinungen als hochste Integrationsebene der Umweltbeziehungen des Menschen. Psychiatr., Neural. Und med. Psych., 1975/ Bd. 27/ S. 660−667.
  341. Pickenhein L. Padagogisches Worterbuch Volk und Wissen, Volkseigener Verlag. Berlin, 1987. 534s.
  342. Psychologische Beitrage zur Analyse kognitiver Proxesse/Ed. F. Klix. Berlin: Deutscher Verlag der Wiss, 1976. 444s.
  343. A. (1956). The individual psychology of Alfred Adler: A systematic presentation of selections from his writings. New York: Basic Books. 341p.
  344. M. (1982). The myth of seif actualization. Journal of Humanistic Psychology, 28, P. 7−38.
  345. A., Brown R. (1966). Emerson and Thoreau: Personality Style in con cord// Simon M., Parsons. The legacy of trancendentalism. Ann Arbor: Univ. of Michigan, P. 87−122.
  346. H. (1977). The restoration of the self. New York: International University Press. P 24−77.
  347. Nelson Jones R. (1986). Toward a people centered language of counselling psychology. The Australian Counselling Psychologist, 2, P. 18−23.
Заполнить форму текущей работой