Место бюджетного права в системе права России
Общую часть бюджетного права образуют нормы, закрепляющие общие принципы и методы деятельности государственных органов РФ и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления в бюджетной сфере, основные полномочия субъектов бюджетных правоотношений. Нормы общей части бюджетного права конкретизируются в особенной части, где детально регламентируются полномочия всех субъектов бюджетных… Читать ещё >
Место бюджетного права в системе права России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Курсовая работа по финансовому праву
" Место бюджетного права в системе права России"
Иркутск 2015 г.
- Введение
- 1. Понятие бюджетного права России
- 1.1 Источники бюджетного права
- 1.2 Система бюджетного права
- 2. Бюджетное право в системе права Российской Федерации
- 2.1 Место бюджетного права в системе финансового права РФ
- 2.2 Субъекты бюджетного права
- Заключение
- Библиография
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики.
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм, финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.
Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Бюджет государства занимает важное место в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимают бюджет России и бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально-экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности.
Бюджетный кодекс РФ Бюджетный кодекс Российской Федерации N 145-ФЗ в редакции от 29. 11.2014/consultant.ru начинается с определения круга бюджетных правоотношений, т. е. отношений, возникающих между субъектами бюджетного права в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга.
Отношения, возникающие в бюджетной деятельности, разнообразны и сложны. Они возникают в процессе установления бюджетной системы РФ, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов государства и местными бюджетами, закрепления прав Российской Федерации, ее субъектов, административно-территориальных единиц в области бюджета, в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, в процессе составления и утверждения отчетов об их исполнении, а также при осуществлении государственного и муниципального финансового контроля. Указанные отношения регламентируются нормами бюджетного права.
Из этого следует, что бюджетное право важное и незаменимое звено, как в жизни общества, так и государства в целом.
Цель, поставленная написанием данной работы — исследование бюджетного права в системе финансового права РФ.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи данного исследовании: анализ общетеоретических вопросов правовых основ бюджетного права и системы бюджетного права, исследование понятия бюджетного права в системе права РФ, постановка актуальных вопросов места бюджетного права в системе финансового права РФ.
1. Понятие бюджетного права России
Для того, что бы нам разобраться какое место занимает бюджетное право в системе права России, нужно рассмотреть основные понятия бюджетного права, выделить его систему, рассмотреть источники.
Определение бюджета дается в статье 6 БК РФ. Бюджетный кодекс Российской Федерации N 145-ФЗ в редакции от 29. 11.2014/consultant.ru Это форма образования и расходования денежных средств, предназначенная для задач государства и местного самоуправления.
В юридической и экономической литературе понятие бюджет рассматривается в разных аспектах.
Бюджет определяется как экономическая категория, т. е. совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств.
Как правовая категория, бюджет — это основной финансовый план государства, роспись его доходов и расходов.
Рассматривается бюджет и в материальном смысле. По своему материальному содержанию бюджет — это государственный централизованный фонд денежных средств.
Существует множество вариантов понятия бюджетного права. Ряд компетентных в этом вопросе лиц высказывали свое мнение по этому поводу. Кучеров И. И. Бюджетное право России: Курс лекций. — М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2002.
Предметом бюджетного права являются общественные отношения, возникающие с установлением бюджетного устройства и бюджетной системы РФ, с установлением структуры доходов и расходов бюджетной системы РФ и распределением их между бюджетами разного уровня; с разграничением бюджетной компетенции между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления, с организацией бюджетного процесса, т. е. установления порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, составления, утверждения отчетов об использовании соответствующих бюджетов, с организацией контроля за исполнением бюджетов. Указанные группы общественных отношений, урегулированные нормами бюджетного права, являются бюджетными правоотношениями ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Карасева М. В. Бюджетное и налоговое право России. М., 2009.
Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования государственных и местных бюджетов, регламентируются нормами финансового права, которые в своей совокупности образуют бюджетное право России. Для этого государство на законодательном уровне регулирует отношения, складывающиеся в процессе поступления, обращения, перераспределения и использования денежных средств. Крохина Ю. А Финансовое право России: учебник для вузов / Ю. А. Крохина. — 2 изд., переработанное и дополненное. — М.: Норма, 2007. Эти отношения возникают в процессе установления бюджетной системы, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов государства и местными бюджетами, закрепления прав РФ, ее субъектов, административно территориальных единиц в области бюджетов, а также в процессе составления и утверждения отчетов об их исполнении.
Указанные отношения регламентируются нормами финансового права, которые в своей совокупности образуют бюджетное право.
Бюджетное право РФ можно определить как совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения. Они возникают в связи с образованием, распределением и использованием государственного и местных бюджетов на территории России.
Так же, бюджетное право — это подотрасль финансового права, представляющий собой совокупность установленных государством общеобязательных однородных правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные общественные отношения, складывающиеся в процессе бюджетной деятельности государства и муниципальных образований. Додонов В. Н. Большой юридический словарь. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
Ведущий институт бюджетного права — совокупность устанавливаемых государством общеобязательных норм, определяющих основы бюджетного устройства страны, составления, рассмотрения, утверждения и исполнения государственного бюджета и бюджетов субъектов РФ, входящих в бюджетную систему государства. Бюджетное право и процесс: Учебник / В. А. Парыгина, А. А. Тедеев. М.: Изд-во /" Эксмо" /, 2008.
Бюджетное право России также включает в себя перечень доходов и расходов бюджета, порядок распределения доходов и расходов между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц, регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных вне бюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.
Бюджетное право, как подотрасль, финансового права состоит из правовых норм. Норма бюджетного права, как и любая правовая норма, представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений.
Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные.
Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы РФ, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т. д. К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, а также порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.
Совокупность нормативных актов, содержащих нормы бюджетного права, образуют бюджетное законодательство.
Бюджетное право России разделяется на общую и особенную части.
Общую часть бюджетного права образуют нормы, закрепляющие общие принципы и методы деятельности государственных органов РФ и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления в бюджетной сфере, основные полномочия субъектов бюджетных правоотношений. Нормы общей части бюджетного права конкретизируются в особенной части, где детально регламентируются полномочия всех субъектов бюджетных правоотношений, порядок составления и принятия бюджетов всех уровней и т. д. Горбунова О. Н. Бюджетное право России: учебное пособие / О. Н. Горбунова, А. Д. Селюков. — М.: Инфра, 2005.
1.1 Источники бюджетного права
Источники бюджетного права — это внешние конкретные формы его выражения, т. е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, регулирующие общественные отношения в сфере бюджетной деятельности.
Среди источников бюджетного права РФ прежде всего следует назвать Конституцию РФ. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. Ряд ее статей непосредственно устанавливают исходные начала и принципы бюджетной деятельности в РФ. Это ст. 71 и 72, определяющие компетенцию РФ и сферу совместной деятельности в данной области РФ и субъектов Федерации, ст. 101, 104, 106, 114, устанавливающие основы порядка рассмотрения, утверждения бюджета и контроля за его исполнением, ст. 132 о бюджетных правах органов местного самоуправления и др. Помимо этого и конституционные нормы более общего значения определяют основные принципы и формы взаимоотношений в области бюджета, основы организации бюджетной деятельности государства, защиты прав и законных интересов участвующих в ней субъектов.
Важнейшее место в системе источников бюджетного права занимает федеральное бюджетное законодательство, состоящее из законов, принимаемых палатами Федерального Собрания РФ по вопросам регулирования бюджетных отношений в соответствии с бюджетной компетенцией Российской Федерации.
БК РФ устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Предметом регулирования БК РФ являются отношения, возникающие между: субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов, контроля за их исполнением.
Среди источников бюджетного права большое место занимают нормативные финансово-правовые акты субъектов РФ.
Наделение субъектов РФ правом осуществлять правотворчество в принятии бюджетных законодательных актов является новеллой Конституции РФ (ч.4 ст.76) и обусловлено их правовым статусом, а также разграничением бюджетной компетенции между Российской Федерацией и субъектами РФ.
Принципиальная специфика бюджетного правотворчества регионального уровня проявляется в объеме регулируемых бюджетных отношений, круге лиц, на которых распространяется действие нормативного акта, структуре и содержании актов, методах правового регулирования. Законодательные акты субъектов РФ должны соответствовать законодательству РФ и обеспечивать правовое регулирование бюджетных отношений как в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (основ бюджетной деятельности местного самоуправления), так и относительно собственных предметов ведения. Финансовое право. учеб. пособие. / под ред. И. В. Рукавишниковой. — М.: НОРМА, 2007.
В настоящее время нормы бюджетного права на уровне субъектов РФ развиваются весьма стремительно и получают свое закрепление, как в учредительных, так и специализированных законах по вопросам бюджетной компетенции субъектов РФ.
Установленные законодательными актами основы правового регулирования подлежат конкретизации в законодательстве субъектов Федерации и нормативных актах органов местного самоуправления, также относящихся к источникам бюджетного права в соответствующих территориальных пределах.
В сфере бюджетных отношений помимо законов действуют также указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, правовые акты Министерства финансов РФ, которым принадлежит важная роль в практической организации бюджетной деятельности государства.
1.2 Система бюджетного права
Бюджетное право представляет собой систему последовательно расположенных и взаимно увязанных правовых норм, объединенных внутренним единством целей, задач, предмета регулирования, принципов и методов такого регулирования. В качестве элементов системы бюджетного права выделяются: группы правовых норм, определяющие отношения бюджетного регулирования, бюджетной классификации, отношения, связанные с бюджетным федерализмом и др. Бюджетное право России разделяется на общую и особенную части.
Общую часть бюджетного права образуют нормы, закрепляющие общие принципы и методы деятельности государственных органов РФ и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления в бюджетной сфере, основные полномочия субъектов бюджетных правоотношений. Нормы общей части бюджетного права конкретизируются в особенной части, где детально регламентируются полномочия всех субъектов бюджетных правоотношений, порядок составления и принятия бюджетов всех уровней и т. д. Горбунова О. Н. Бюджетное право России: учебное пособие / О. Н. Горбунова, А. Д. Селюков. — М.: Инфра, 2005. В настоящее время вопрос о системе бюджетного права в науке не решен. Хотя в учебной литературе, обращается внимание на некоторые правовые институты, существующие в рамках этой подотрасли.
Представляется, что имеющая место в современных условиях систематизация бюджетного законодательства, выражающаяся в наличии Бюджетного кодекса РФ, уже позволяет ставить вопрос о системе бюджетного права.
Система бюджетного права — это совокупность достаточно обособленных, но взаимообусловленных групп бюджетно-правовых норм, существующих и развивающихся в рамках бюджетного права как подотрасли права финансового. Эти группы бюджетно-правовых норм объединены в бюджетно-правовые институты. Под бюджетно-правовым институтом следует понимать законодательно обособленную совокупность правовых норм, обеспечивающих комплексное регулирование определенной группы общественных отношений. Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. — М.: Юрайт, 2007.
Анализ бюджетного законодательства, и прежде всего Бюджетного кодекса РФ, позволяет выделить следующие бюджетно-правовые институты:
институт бюджетного законодательства,
институт бюджетных дефиниций,
институт бюджетных полномочий РФ, субъектов РФ и муниципальных образований,
институт бюджетной системы и ее принципов,
институт структуры бюджета и его сбалансированности,
институт нефтегазовых доходов федерального бюджета,
институт межбюджетных отношений,
институт расходов бюджета,
институт бюджетного процесса,
институт бюджетно-правовой ответственности,
институт бюджетного контроля.
Институт бюджетного законодательства включает в себя нормы ст. 1 — 5 БК РФ, устанавливающие структуру бюджетного законодательства РФ и иные нормативно-правовые акты, регулирующие бюджетные отношения.
Институт бюджетных дефиниций включает в себя нормы ст. 6 БК РФ, являющиеся по природе дефинитивными, т. е. максимально обобщенными.
Институт бюджетных полномочий РФ, субъектов РФ и муниципальных образований включает в себя нормы ст. 7 — 9 БК РФ, устанавливающие бюджетные полномочия названных субъектов.
Институт бюджетной системы и принципов ее построения включает в себя нормы ст. 10 — 15, а также ст. 28 — 38.2 БК РФ. Эти нормы определяют структуру бюджетной системы РФ, общие характеристики ее бюджетов, а также принципы бюджетной системы РФ.
Институт структуры бюджетов и их сбалансированности включает нормы глав 6, 7, 8, 9 БК РФ о доходах бюджетов, нормы главы 10 о расходах бюджетов, а также нормы главы 13 БК РФ, устанавливающие дефицит бюджета и источники его финансирования.
Институт нефтегазовых доходов федерального бюджета охватывает нормы главы 13.2 БК РФ, устанавливающие порядок использования нефтегазовых доходов федерального бюджета.
Институт межбюджетных отношений охватывает нормы главы 16 БК РФ, устанавливающие формы межбюджетных трансфертов и порядок их предоставления.
Институт расходов бюджета включает в себя нормы главы 11 БК РФ, устанавливающие расходные обязательства РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, а также нормы, содержащиеся в различных нормативных актах и регулирующие реализацию расходных обязательств.
Институт расходов бюджета в течение многих лет в системе финансового права выводился за границы бюджетного права. В настоящее время появилось несколько причин, требующих введения этого института в систему бюджетного права как подотрасли права финансового. Главная из них та, что институт расходов бюджета, являясь материально-правовым институтом, реализуется с помощью бюджетно-процессуальных норм, устанавливающих исполнение бюджета по расходам.
Как известно, бюджетно-процессуальные нормы составляют институт бюджетного процесса, который традиционно входит в систему бюджетного права. Эти нормы в современном бюджетном законодательстве получили развитие. В связи с этим разброс материальных и обеспечивающих их процессуальных норм по различным подразделениям системы финансового права не логичен, не обеспечивает как стройности самой системы финансового права, так и эффективности ее исследования. Цинделиани И. А. Система бюджетного права // Государство и право. — 2010.
Все субъекты Федерации и соответствующие местные органы власти на основе федерального законодательства самостоятельно осуществляют бюджетный процесс, исходя из государственного и административно-территориального устройства своей территории. Бюджетное право / Под ред.А. М. Никитина. — М.: Юнита-дана, 2008.
2. Бюджетное право в системе права Российской Федерации
Бюджетное право — это совокупность юридических норм, регулирующих бюджетное устройство РФ и бюджетный процесс, то есть порядок формирования и исполнения всех бюджетов, входящих в бюджетную систему нашего государства, а также компетенцию всех органов власти в бюджетной сфере. Бюджетная система Российской Федерации: учебник/под ред. Нешитой А. С. — Изд. 5-е, испр. и доп. — Москва: Дашков и К, 2006.
Нормы права, регулирующие отношения, связанные с бюджетом и внебюджетными фондами, занимают центральное место в системе финансового права нашей страны.
2.1 Место бюджетного права в системе финансового права РФ
Имеющие место в российском обществе социально-экономические проблемы, политические противоречия предопределяют черты нормативного регулирования государством разного рода финансовых отношений. Особое место среди финансовых правоотношений занимают бюджетные правоотношения.
Основной рычаг бюджетно-правового регулирования — БК РФ. Исходя из ст. 1 к бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Бюджетные правоотношения представляют собой отношения, служащие предметом регулирования совокупности правовых норм, получившей название бюджетное право.
Специфика содержания и функциональное предназначение бюджетного права и регулируемых им отношений, их значение для формирования экономической системы общества обусловлены тесной связью соответствующих отношений с бюджетом государства и муниципальных образований — своего рода основным финансовым планом, в то же время юридически значимым документом, определяющим распределение публичных финансов.
Бюджетное право, исходя из сложившегося построения российской системы права, входит в состав финансового права, является его подотраслью.
Ученые относят бюджетное право к особенной части финансового права. Поэтому прежде охарактеризуем, что представляет собой современное финансовое право в целом как более объемная по содержанию категория с целью обоснования особого места в его структуре бюджетного права.
Финансовое право — это самостоятельная отрасль права, которая регулирует экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов общественной значимости, развивающиеся в рамках различных участков публичной финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Финансовое право. учеб. для вузов. / О. Б. Быля [и др.]. — М.: Проспект, 2007.
Согласно общей теории права, каждая отрасль права представляет собой целостную совокупность обособленных юридических норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений.
В целях повышения эффективности и упорядочения регулирующего воздействия на общественные отношения в структуре каждой отрасли права выделяются более-менее самостоятельные правовые образования — подотрасли права, разделы, правовые институты, в свою очередь, состоящие из норм права.
Так, в составе финансового права принято выделять следующие правовые образования: подотрасль «бюджетное право», подотрасль «налоговое право», финансово-правовой институт государственного и муниципального финансового контроля, институт неналоговых доходов, институт расходов бюджета, институт финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий и некоторые другие.
Наиболее крупное правовое образование в составе любой отрасли права — подотрасль права. Такие правовые образования в целом подчиняются сущности «своей» отрасли права, но имеют и особые характеристики. Такие особые характеристики могут выражаться в различных моментах. Например, в специфике предмета регулируемых отношений, в сфере общественной жизни, являющейся участком формирования и развития соответствующих отношений, в особенностях метода регулирования, в формах и основаниях привлечения к ответственности правонарушителей и т. д.
Применительно к бюджетному праву в аспекте обоснования его понимания в качестве подотрасли финансового права следует отметить следующее.
Многие нормы бюджетного права имеют своей основой нормы общей части финансового права. В том числе нормы о финансовой системе в целом.
При этом нормы бюджетного права имеют конкретизирующее значение для многих финансово-правовых норм более общего содержания.
Так, например, глава 26 Бюджетного кодекса РФ так и называется: «Основы государственного и муниципального финансового контроля». При этом бюджетное законодательство регулирует конкретную разновидность финансового контроля, выделяющегося по содержанию и сфере действия, — бюджетный контроль.
Бюджетный контроль как вид финансового контроля представляет собой систему контрольных мероприятий по проверке законности отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием бюджетов бюджетной системы — централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований. Петрова Г. В. Финансовое право. учеб. — M.: Велби, 2008.
2.2 Субъекты бюджетного права
Субъекты бюджетных правоотношений — это участники конкретных общественных отношений по образованию, распределению и использованию средств бюджетов всех уровней, вступившие в них для реализации своих юридических обязанностей и прав, закрепленных бюджетным законодательством РФ. Эриашвили Н. Д. Финансовое право: учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. Субъекты бюджетного права подразделяются на три группы:
а) общественно-территориальные образования, т. е. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, б) органы государственной власти и местного самоуправления, а также БанкРоссии, в) юридические и физические лица.
Характерной чертой правосубъектности почти всех субъектов бюджетного права (кроме бюджетных учреждений) является то, что она выражается в их компетенции, т. е. определенной системе правомочий, где права субъектов являются одновременно и их обязанностями.
В бюджетном праве доминирующими субъектами являются Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Это связано с тем, что развитие отношений, составляющих предмет бюджетного права, осуществляется главным образом за счет реализации суверенных прав государства, а также прав, принадлежащих муниципальным образованиям. Так, к суверенным правам Российской Федерации (в целом) относятся право на собственный бюджет, право на зачисление доходов в бюджет, право на рассмотрение и утверждение бюджета и др. Соответственно развитие бюджетных отношений, к примеру, по поводу рассмотрения и утверждения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ осуществляется через реализацию бюджетной компетенции (правосубъектности) Российской Федерации и субъектов РФ, а не уполномоченных ими органов.
Органы государственной власти и местного самоуправления являются самостоятельными субъектами бюджетного права, ибо обладают бюджетной компетенцией. Они выступают в качестве уполномоченных государством органов. Будучи наделены государством компетенцией в сфере бюджета, они находятся в постоянно длящихся отношениях с государством, где уполномочены выражать государственную волю в установленных им пределах.
Юридические лица являются субъектами бюджетного права потому, что участвуют в бюджетном процессе (бюджетные учреждения), а так же получают финансовые ресурсы из бюджета. Физические лица так же относятся к субъектам бюджетного права, постольку они являются получателями бюджетных средств.
Характеристикой правосубъектности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований является их бюджетная компетенция.
Понятие «компетенция» применимо не только к общественно-территориальным образованиям как субъектам права, но в первую очередь к государственным органам и органам местного самоуправления. Под компетенцией государственного органа понимают «круг осуществляемых им управленческих функций (предмет ведения) и объем необходимых для их реализации полномочий (обязанностей и прав)». Трансформируя это определение применительно к общественно-территориальным образованиям как субъектам финансового права, можно утверждать, что бюджетная компетенция Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований складывается из двух составляющих: а) предметов ведения, т. е. круга управленческих функций, осуществляемых этими субъектами в области бюджета, и б) бюджетных полномочий (обязанностей и прав) этих субъектов.
Предметы ведения Российской Федерации в области бюджета определены в ст. 71 Конституции РФ. К ним относятся: федеральный бюджет, федеральные фонды регионального развития.
В рамках этих предметов ведения Российская Федерация обладает полномочиями, которые закреплены в Конституции РФ и БК РФ. Эти бюджетные полномочия выражены в названных актах через полномочия органов, выступающих в бюджетных правоотношениях от лица Российской Федерации.
Бюджетные полномочия Российской Федерации определяются ее суверенными правами в сфере бюджета, а также ее правом собственности на бюджетные средства. С учетом этого анализ Конституции РФ и БК РФ позволяет выделить следующие основные бюджетные полномочия Российской Федерации:
— право на собственный бюджет;
— право на рассмотрение и утверждение ежегодного закона о федеральном бюджете;
— право на получение в бюджет доходов;
— право на установление расходов и исполнение бюджетных обязательств РФ (ст. 6,50,51,65,84 БКРФ);
— право на выделение бюджетных трансфертов бюджетам других уровней бюджетной системы (ст. 129 БКРФ);
— право на формирование в бюджете целевых фондов (ст. 17 БК РФ);
— право на формирование в бюджете фондов регионального развития (фонда финансовой поддержки субъектов РФ, Федерального фонда софинансирования социальных расходов, Федерального фонда регионального развития) (ст. 131,132 БКРФ);
— право на формирование фондов в расходной части бюджета (резервный фонд, федеральный фонд компенсаций и др.);
— право на создание Стабилизационного фонда РФ.
Компетенция РФ в сфере бюджета реализуется главным образом Государственной Думой. В ст. 7 БК РФ, озаглавленной «Бюджетные полномочия федеральных органов исполнительной власти», закреплены в основном бюджетные полномочия Государственной Думы, которые она реализует от имени Российской Федерации.
Компетенция субъектов РФ в области бюджета подобна той, которую имеет Российская Федерация. Это объясняется тем, что субъекты РФ реализуют суверенные права Российской Федерации в области бюджета, а также, как и Российская Федерация, имеют право собственности на свой бюджет.
Исходя из анализа БК РФ, можно выделить следующие полномочия субъектов РФ в области бюджета:
— право на собственный бюджет (ст. 15 БКРФ);
— право на получение в бюджет доходов;
— право на установление расходов и исполнение бюджетных обязательств субъектов РФ (ст. 15,65,85 БКРФ);
— право на выделение бюджетных трансфертов местным бюджетам (ст. 135 БКРФ);
— право на установление нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в местный бюджет (ст. 58 БКРФ);
— право на формирование в бюджете целевых фондов (ст. 17 БК РФ);
— право на формирование в бюджете фондов муниципального развития (региональных фондов финансовой поддержки поселений и муниципальных районов, регионального фонда софинансирования социальных расходов, фонда муниципального развития субъектов РФ) (ст.137−139 БК РФ);
— право на рассмотрение и утверждение ежегодного закона о бюджете субъекта РФ;
— право на формирование фондов в расходной части бюджета.
Бюджетная компетенция субъектов РФ реализуется главным образом их законодательными органами власти. В ст. 8 БК РФ, озаглавленной «Бюджетные полномочия органов государственной власти субъектов РФ» закреплены в основном бюджетные полномочия законодательных органов власти субъектов РФ, которые они реализуют от имени субъектов РФ.
Компетенция муниципального образования как субъекта бюджетного права определена в БК РФ и Законе об общих принципах организации местного самоуправления в РФ.
В компетенцию муниципального образования входят:
— право на собственный бюджет (ст.14БКРФ);
— право на принятие нормативных актов, регулирующих бюджетные отношения;
— право на рассмотрение и утверждение местного бюджета;
— право на получение бюджетных доходов;
— право на установление расходов и исполнение бюджетных обязательств муниципальных образований (ст. 65,86БКРФ);
— право на создание в бюджете целевых фондов (ст.17БКРФ);
— право на формирование в бюджете муниципального района фонда финансовой поддержки поселений;
— право на выделение межбюджетных трансфертов из местных бюджетов (ст.142БКРФ).
Бюджетная компетенция муниципального образования реализуется представительными органами местного самоуправления. В ст. 9 БК РФ перечислены бюджетные полномочия органов местного самоуправления. В их числе главным образом те, которые реализуют представительные органы местного самоуправления.
Органы государственной власти и местного самоуправления являются самостоятельными субъектами бюджетного права, выступая в качестве уполномоченных государством органов. В бюджетных правоотношениях они участвуют от своего имени. К числу этих органов относится Правительство РФ, Минфин России, органы исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований, в компетенцию которых входит составление проектов бюджетов и проектов законов (решений) о бюджетах, Федеральное казначейство, осуществляющее кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, Счетная палата РФ, осуществляющая бюджетный контроль, Банк России, обслуживающий счета бюджетов, и другие органы.
Юридические лица являются субъектами бюджетного права в различных случаях.
Прежде всего бюджетные учреждения относятся к субъектам бюджетного права постольку, поскольку участвуют в бюджетном процессе на стадии исполнения бюджетов. Они обязаны в ходе исполнения бюджета составлять сметы доходов и расходов, а также вправе получать лимиты бюджетных обязательств, объемы финансирования, а также уведомления о бюджетных ассигнованиях (ст. 221, п. 1 ст.226, 251 БК РФ). Кроме того, они являются получателем бюджетных ассигнований на условиях финансирования.
Прочие юридические лица относятся к субъектам бюджетного права постольку, поскольку являются получателями бюджетных кредитов, субвенций и субсидий, а также иных бюджетных средств (ст. 69 БК РФ).
Физические лица относятся к субъектам бюджетного права постольку, поскольку являются получателями субвенций и субсидий из бюджетов (ст.69БКРФ).
Субъекты бюджетного права вступают в бюджетные правоотношения. Последние могут быть определены как общественные отношения, возникающие на основе реализации норм бюджетного права.
Бюджетные правоотношения — разновидность финансовых правоотношений. Вместе с тем бюджетные правоотношения характеризуются некоторыми особенностями, обусловленными предметом бюджетного права.
Во-первых, только для бюджетных правоотношений в ряде случаев характерен столь уникальный объект, как закон о бюджете на текущий год, проект бюджета и бюджет как плановый акт. Например, объектом бюджетно-правового отношения по рассмотрению и утверждению бюджета является проект соответствующего бюджета на следующий финансовый год, а объектом правоотношения по исполнению бюджета является бюджет как плановый акт и одновременно закон (постановление), которым он утвержден.
Во-вторых, в системе финансовых правоотношений только для бюджетных правоотношений в ряде случаев характерна цикличность. Это обусловлено цикличностью бюджетного процесса и ограниченностью срока действия бюджетного закона. Так, в частности, бюджетные правоотношения по поводу исполнения бюджета ограничены сроком действия закона о бюджете, который принимается на один финансовый год (ст. 5 БК РФ). После окончания финансового года и принятия нового закона о бюджете правоотношения по поводу исполнения бюджета возникают вновь.
При более тщательном научном анализе могут быть выявлены и многие другие особенности бюджетно-правовых отношений.
бюджетное право россия полномочие
Заключение
Итак, подведем итоги. Бюджетное право Российской Федерации занимает важное место в системе российского права и взаимодействует с конституционным, гражданским, муниципальным, административным и другими отраслями права.
Бюджетное право — это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих бюджетные отношения, т. е. отношения по поводу формирования, распределения и использования федерального, региональных и местных бюджетов, а также по поводу формирования и расходования средств государственных и муниципальных внебюджетных фондов.
Применительно к бюджетному праву в аспекте обоснования его понимания в качестве подотрасли финансового права следует отметить следующее.
В-первых, многие нормы бюджетного права имеют своей основой нормы общей части финансового права.
Во-вторых, бюджетное право имеет свои особые источники правового регулирования, которые объединяются понятием «бюджетное законодательство». Как мы уже отмечали ранее, основной источник бюджетного права — Бюджетный кодекс РФ.
Бюджетное законодательство РФ состоит из Бюджетного кодекса РФ, принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, законов субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов РФ и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения.
В-третьих, бюджетное право служит обеспечению общественного интереса. Как и финансовое право в целом, оно регулирует общественные отношения, касающиеся функционирования публичных денежных фондов, созданных с целью обеспечения финансовой основы деятельности государства и муниципальных образований.
В-четвертых, формирование бюджетов, вступление в бюджетные правоотношения являются прерогативой государства и муниципальных образований. Данные субъекты реализуют свои бюджетные полномочия в рамках бюджетной системы.
Таким образом, бюджетное право имеет свою специфику, обусловленную особой сферой формирования и развития бюджетных правоотношений, их значимостью для существования государства и общества.
Библиография
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. / Российская газета. 1993.25 декабря.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации N 145-ФЗ в редакции от 29.11.2014/consultant.ru
2. Специальная литература
3. Бюджетная система Российской Федерации: учебник/под ред. Нешитой А. С. — Изд.5-е, испр. и доп. — Москва: Дашков и К, 2006.
4. Бюджетное право / Под ред.А. М. Никитина. — М.: Юнита-дана, 2008.
5. Бюджетное право и процесс: Учебник / В. А. Парыгина, А. А. Тедеев. М.: Изд-во /" Эксмо" /, 2008.
6. Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. — М.: Юрайт, 2007
7. Горбунова О. Н., Грачева Е. Ю. и др. Финансовое право: Учебник / Отв. ред.Е. Ю. Грачева, Г. П. Толстопятенко. М.: ТК Велби, Изд-во/" Проспект" /, 2008.
8. Додонов В. Н. Большой юридический словарь. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
9. Карасева М. В. Бюджетное и налоговое право России. М., 2009.
10. Крохина Ю. А. Бюджетное право и российский федерализм / Под ред. проф.Н. И. Химичевой. М.: Норма, 2007.
11. Кучеров И. И. Бюджетное право России: Курс лекций. — М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2002.
12. Петрова Г. В. Финансовое право. учеб. — M.: Велби, 2008.
13. Финансовое право. учеб. для вузов. / О. Б. Быля [и др.]. — М.: Проспект, 2007.
14. Финансовое право. учеб. пособие. / под ред. И. В. Рукавишниковой. — М.: НОРМА, 2007.
15. Цинделиани И. А. Система бюджетного права // Государство и право. — 2010.
16. Эриашвили Н. Д. Финансовое право: учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.