Педагогические условия развития познавательной активности старшеклассников средствами новых информационных технологий
![Диссертация: Педагогические условия развития познавательной активности старшеклассников средствами новых информационных технологий](https://westud.ru/work/4838048/cover.png)
Диссертация
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что эффективность применения СНИТ в обучении обусловлена следующими факторами: быстротой и надежностью обработки любого вида информациирасширением возможности предъявления учебной информациивозможностью оптимально дифференцировать учебную деятельность школьников в зависимости от уровня подготовки, познавательных интересовСНИТ позволяют… Читать ещё >
Содержание
- I глава. Новые информационные технологии на уроке как педагогическая проблема
- 1. Основные направления применения средств новых информационных технологий в учебном процессе
- 2. Анализ педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий на уроке
- 3. Опыт применения средств новых информационных технологий в образовании
- Выводы по главе 1
- II глава. Условия развития познавательной активности старшеклассников в учебном процессе на основе применения средств новых информационных технологий
- 1. Педагогические условия развития познавательной активности старшеклассников на основе применения средств новых информационных технологий
- 2. Модель педагогического обеспечения развития познавательной активности старшеклассников на основе применения средств новых информационных технологий
- 3. Характеристика содержания учебной деятельности старшеклассников при развитии их познавательной активности на основе использования средств новых информационных технологий
- 4. Итоги опытно-экспериментальной работы
- Выводы по главе II
Список литературы
- Анализ исследований и разработок в области информатизации образования/ Ваграменко Я. А., Мороз В. К., Колыхалов П.И.и др.- Ин-т информатизации образования (ИНИНФО). — М.: Б.и., 1994. — 39с.
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя — Новосибирск: АПИ «Момент истины», 1994. — 143с.
- Апатова Н.В. Влияние информационных технологий на содержание и методы обучения в средней школе: Автореф.дис. д-ра пед. наук. — Рос. акад. образования, Ин-т общеобразоват. шк. — М., 1994. — 37с.
- Афанасьев В.Г. Моделирование как метод исследования социальных систем//Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1982 /Редкол.: Гвишиани Д. М. и др. — М.:Наука, 1982. — с.26−46.
- Афанасьев В.Г. Человек, компьютер, творчество//Педагогика -1991 — 5 с.50−56.
- Афонин И.А. Развитие познавательных интересов учащихся классов технологической подготовки в процессе преподавания обществоведческих дисциплин: Автореф. дис. канд. пед. наук: Брян. гос. пед. ун-т им. И. Г. Петровского. — Брянск, 1997. — 24с.
- Бабанский Ю К. Как оптимизировать процесс обучения — М.: Просвещение, 1979. -256с.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.-558с.
- Бабанский Ю.К. Комплексный подход к воспитанию — М.: Просвещение, 1979. -232с.
- Ю.Базы и банки данных. Учебник для ВУЗов. — М.:Высшая шко ла, 1987. 507с.
- Батороев К.Б. Аналогии и модели в познании. — Новосибирск: Наука, 1981.-319с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.:Педагогика, 1989.- 190с.
- Брушинский A.B. Психология мышления и проблемное обучение. — М.:3нание, 1983.-96с.
- М.Буслова М. К. Моделирование в процессе познания (на материалах химии). — М.: Наука и техника, 1975. — 160с.
- Ваграменко Я.А. Анализ исследований и разработок в области информатизации образования/Мороз В.К., Колыхалов П.И.и др.- Ин-т информатизации образования (ИНИНФО). — М.: Б.и., 1994. — 39с.
- Ваграменко Я.А. Информационные технологии и модернизация образования // Тенденции развития современных информационных технологий 2000. — № 2. — с.3−9.
- Велихов Е.П. Новая информационная технология в школе//Информатика и образование: 1986. — № 3 — с. 18−32.
- Веников В.А. О моделировании. — М.:3нание, 1974. — с.64.
- Вербицкий A.A. Развивают ли деловые игры: к проблеме классификации игровых процедур// Проблемы психологии образования. М., 1994. — Вып.2. — с.12−26.
- Вильямс Р. Маклин К. Компьютеры в школе/Под ред. Рубцова В. В. — М.:"Прогресс", 1988.-333с.
- Войскунский А.Е. О двусторонней коммуникации в системах «Человек
- ЭВМ» — Москва, «Искусственный интеллект и психология», 1976 г — с.198−314.
- Выготский JI.C. Избранные психологические исследования. — М.:Изд. АПН РСФСР, 1956. 520с.
- Газман О.С. Госзаказ на воспитание: время определяться самим/Подгот. Зверев А.// Учит. газ. — 1998. — № 6. — с.8.
- Гальперин П.Я., Запорожец A.B., Эльконин Д. Б. Проблемы формирования знаний и умений школьников и новые методы обучения//Вопр. психологии. — 1963. — № 4 — с.24−26.
- Гершунский Б. С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры: (Прогностическая гипотеза образовательного триумфа) — М.: Моск. психол.-социал. ин-т, 1997. — 117с.
- Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы — М.: Педагогика, 1987. — 263с.
- Гершунский Б.С. Образование как религия третьего тысячелетия: гармония знания и веры — М.: Пед. о-во России, 2001. — 127с.
- Гершунский Б.С. Философия образования: Учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений.— М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 1998 — 427, с. — (Библиотека педагога-практика).— Библиогр. в примеч.: с.395−426.
- Глинский Б.А., Грязнов Б. С. Моделирование как метод научного исследования. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965. — 200 с.
- Глинский Б.А., Грязнов Б. С., Дынин Б. С., Никитин Е. П. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ). М.: Изд-во МГУ, 1965. — 200с.
- Грандова С.И. Педагогические условия развития общеучебных умений учащихся в процессе их самообразовательной деятельности винформационном центре школы: Автореф. дис. кандидата пед. наук. -М., 2001.-20с.
- Гуманизация образования: концептуальные основы/ Беляев В. И., Мухин М.И.- Ин-т повышения квалификации переподгот. работников нар. образования, Целевая обл. программа развития образования Моск. обл. 2001−2005 гг. -М., 2003. 127с.
- Давыдов В.В. Виды общения в обучении. — М.:Педагогика, 1972 422с.
- Давыдов В.В. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения информатике /ИНФО 1989 — № 3 — с.8−20.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М.:Педагогика, 1986.-239с.
- Давыдов В.В., Рубцов В. В. и др. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения /ИНФО 1989 — № 3 — с.3−17.
- Ершов А.П. Концепция информатизации образования. — Новосибирск: Б.и., 1990. -46с.
- Ершов А.П. Концепция использования средств вычислительной техники в сфере образования: (Информатизация образования) — Новосибирск: ВЦ СО АН СССР, 1990. 58с.
- Информатизация образования-2003: Науч. тр. и материалы конф. АИО, Волгоград, 12−15 мая 2003 г./Информатизация образования-2003. — Волгоград: Перемена, 2003. 240с.
- Информационные технологии в народном образовании: Метод, разработки. Вып.5/Под.ред. Бобко И. М. Новосибирск: Б.и., 1991. — 186с.
- Информационные технологии в образовании. Вып. 2/ Под.ред. чл.-корр. АН РФ Бобко И. М. Новосибирск: Б.и., 1994. — 78с.
- Кальней В.А. Компьютерная техника в трудовом обучении//Сов. педагогика. 1987. — № 11 — с.69−74.
- Кальней В.А. Политехнический аспект применения электронно-вычислительной и микропроцессорной техники в трудовой подготовке школьников //Новые исследования в педагогических науках. — 1987. — № 2 — с.52−55.
- Кацура A.B., Келле В. В., Новик И. Б. Философско-гносеологические аспекты системного моделирования. — М.:Препринт ВНИИСИ, 1982. — 57с.
- Компьютерные телекоммуникации — школе: Пособие для учителя./Под ред. Е. С. Полат. М.:ИОСО РАО, 19&5 — 167с.51 .Концептуальные проблемы информатизации общего средне го образования/ Под.ред. Бобко И. М. — Новосибирск: Б.и., 1990. — 22с.
- Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся: (Вопросы теории и практики): Учеб. пособие. ЕкатеринбурпУрал. гос. пед. ун-т, 1995. — 83с.
- Коротаева Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников/Отв. ред. Ушакова М. А. — М.:Сентябрь, 2003. 174с.
- Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения. — М. Знание, 1997.-73с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.:Мыслъ, 1971. — 304с.
- Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы, эмоции. — М: Мысль, 1971. — 40с.
- Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения. — М.:Педагогика, 1981.- 186с.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. — М.:3нание, 1974 — 64с.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. — М.:3нание, 1980.-96с.
- Мамедов Н.М. Моделирование и синтез знаний. Баку: ЭЛМ, 1979. — 97с.
- Машбиц Е. И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. — М.:3нание, 1986.-80 с.
- Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.:Педагогика, 1988. — 192 с.
- Молоков Ю.Г. Компьютер в школе: комплексность и многофункциональность применения. — Новосибирск: Б.и., 1991. — 36с.
- Молоков Ю.Г., Скибицкий Э. Г., Урванцева С. Е. Организационно-педагогические аспекты разработки и использования компьютерных обучающих программ. — Новосибирск: Б.и., 1993. — 47с.
- Монахов В. М Кузнецов A.A., Бешенков С. А. Изучение основ информатики и вычислительной техники в средней школе: опыт и перспективы. — М.:Просвещение, 1987. — 200с.
- Монахов В.М. Основные аспекты использования информационных технологий обучения в совершенствовании методологической системы обучения. — М.:Педагогика, 1987. — 190с.
- Монахов В.М. Проектирование и внедрение новых техноло гий обучения в школе //Сов.педагогика — 1990 — № 7 — с.17
- Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса — Волгогр. гос. пед. ун-т: Волгоград Перемена, 1995. 152с. ил.
- Монахов В.М. Что такое новая информационная технология обучения? //Математика в школе. — 1990 — № 4 — с. 17−52.
- Нагель О.И. Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе: Автореф. дис. кандидата пед. наук. — М., 2001.-21с.
- Новик И.Б. Новый тип модельного познания. Гносеологический анализ глобальных моделей//Вопросы философии. — 1980. — № 7 — с. 12−17.
- Новик И.Б. О моделировании сложных систем. — М.:Мысль, 1965. — 35с.73 .Новиков Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М.: МЗ-Пресс. — 2004. — 67с.
- Основы информатики и вычислительной техники с применением к лингвистике: Учеб. пособие/ Под ред. Ваграменко Я. А., Блаунштейн
- Н.Ш., Сержан Л. С. — Моск. обл. пед. ин-т им. Н. К. Крупской: М. МОПИ, 1989.-72с.
- Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. — 608с.
- Педагогика: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. вузов/ Харламов И. Ф. -2-е изд., перераб. и доп. М.:Высш. шк., 1990. — 575с.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. — М.: Педагогика, 1980. 240с.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в школьной системе образования: проблемы, перспективы//Сборник докладов научно-практической конференции «Глобальные телекоммуникации в образовании» — М., 1996 — 15с.
- Полат Е.С. Новые педагогические технологии. Пособие для учителей. — М.:Присвещение, 1997.— 143с.
- Проблемы психологии образования/Под ред. А. А. Вербицкого. — М.: Логос, 1994.- 121с.
- Пронина Н.А. Информационное моделирование как способ учебной деятельности учащихся 5−7 классов: Автореф. дис. кандидата пед. наук. М., 2004. — 20с.
- Роберт И.В. Информатизация образования в России: достижения, проблемы, перспективы: Основные направления науч. исслед.// Magister. 2000. — № 6. — с.31−37.
- Роберт И.В. О понятийном аппарате информатизации образования// Информатика и образование. — 2003. № 1 — с.2−9.
- Роберт И.В. О понятийном аппарате информатизации образования// Информатика и образование. — 2003. — № 2. — с.8−14.
- Роберт И.В. Перспективные направления исследований в области применения информационных и коммуникационных технологий в образовании: Ин-т информатизации образования Рос. акад. образования. // Сред. проф. образование.— 1998. № 3. — с.20−24.
- Роберт И.В. Подготовка преподавателей и студентов к использованию информационных и коммуникативных технологий в профессиональной дятельности // Сред. проф. образование.- 1998. — № 9. — с.35−41.
- Роберт И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах: Проблемы содерж. образования.// Информатика и образование. — 2001. -№ 5.-с.12−17.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования — М.: Школа-Пресс, 1994.-205с.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования — М.^Школа-Пресс", 1994. -198с.
- Роберт И.В. Теоретические основы создания и использования средств информатизации образования: Автореф. дис. д-ра пед. наук Рос. акад. образования, Ин-т средств обучения. — 1994. — 51с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. Москва, 1940. — 285 с.
- Рубцов B.B. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения //Информатика и образование 1989. — № 10 — с.24−27.
- Рыжов В.А., Корниенко A.B., Демидович Д.В.// Тенденции развития современных информационных технологий 2000. — № 2. — с.71−74.
- Семенов И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. Учебное пособие. — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. 64с.
- Скаткин М.Н. Актуальные проблемы развития познавательной самостоятельности учащихся М.:АПН СССР, 1969. — 70с.
- Сознание личности в кризисном обществе/Под ред. A.A. Абульхановой-Славской и др. — М: Ин-т психологии РАН, 1995. — 193с.
- Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. — М.:Изд-во МГУ, 1969. — 133 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.:Изд-во МГУ, 1975.-344с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. — М.:3нание, 1983. 36с.
- Турбовской Я.С. Взаимодействие педагогической науки и практики: дидактический аспект /Пособие для студентов пед. ВУЗов и учителей/ — Москва, 1993. — 191с.
- Угринович Н.Д. Вопросы компьютеризации учебного процесса — М.:Просвещение, 1987.— 127с.
- Уемов А.И. Логические основы метода моделирования. — М.:Мысль, 1971.-311с.
- Уемов А.И., Портнов Я. Анализ систем и способы их задания. //Системные исследования. М.: Наука, 1982. — с. 12−18.
- Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студентов вузов/Шамова Т.И., Третьяков П. И., Капустин Н. ПЛТод ред. Шамовой Т. И. М.:Владос, 2002. — 319с.
- Фигурнов В.И. IBM PC для пользователя. — М.:Финансы и статистика, 1996. 350с.
- Философско-методологические основания стратегии развития образования в России/ Б.С. Гершунский- Рос. акад. образования, Ин-т теорет. педагогики и междунар. исслед. в образовании. —1. М. :ИТПиМИО, 1993. 160с.
- Формирование учебной деятельности школьников/Под ред. В. В. Давыдова и др. — М.: Педагогика, 1982. — 216с.
- Фролов A.B., Фролов Г. В. Локальные сети персональных компьютеров. Диалог. — М.:МИФИ, 1996. — 20с.
- Хеннер Е.К. О школьной информатике //Информатика, 1998. — № 16. — с.12−13.
- Иванова М.С. Информационные технологии в обучении: Учеб. пособ. Тамбов: Тамбов.гос.ун-т, 1997. — 121с.
- Чошанов М.А. Что такое педагогическая технология?// Школ, технологии. — 1996. — № 3. — с.8−12.
- Шишов С.Е. Государственные стандарты общего среднего образования: опыт, проблемы, перспективы. — Якутск: 000 «Лито граф», 1997.-215с.
- Шишов С. Е. Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе М.:Росс.пед. агентство, 1998. — 354с.
- Шишов С.Е. Образовательные стандарты и контроль качества II сб.выступлений и статей российских, голландских и датских экспертов. «Контроль качества в образовании». — Пермь, 1996. с.3−24.
- Штофф В.А. Моделирование и философия. Л.:Наука. 1966. -301с.
- Штофф В.А. Современные проблемы методологии научного познания. — М. ¡-Знание, 1975. — 40с.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.:Педагогика, 1988. — 208с.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.—М.: Знание, 1988. — 115с.
- Электронно-вычислительная техника в общеобразовательной школе: Метод. разработки/Под ред. И. М. Бобко. — Новосибирск: Б.и., 1989.-239с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: Пробл. возраст, и пед. психологии/Под ред. Фельдштейна Д. И. — М.:Междунар. пед. акад., 1995. — 219с.
- Якунин В. А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. -СПб.:Полиус, 1998.-638с.
- Ялышева JI.B. Формирование познавательного интереса к естественнонаучным дисциплинам учащихся 6−7-х классов: Автореф. дис. кандидата пед. наук. — М., 2002. — 20с.
- Ямбург Е.А. Школа для всех. М.:Новая школа, 1996. — 352с.
- Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель: (Теоретические основы и практическая реализация). — М.: Новая школа, 1997.-346с.