Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия развития познавательной активности старшеклассников средствами новых информационных технологий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что эффективность применения СНИТ в обучении обусловлена следующими факторами: быстротой и надежностью обработки любого вида информациирасширением возможности предъявления учебной информациивозможностью оптимально дифференцировать учебную деятельность школьников в зависимости от уровня подготовки, познавательных интересовСНИТ позволяют… Читать ещё >

Содержание

  • I глава. Новые информационные технологии на уроке как педагогическая проблема
    • 1. Основные направления применения средств новых информационных технологий в учебном процессе
    • 2. Анализ педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий на уроке
    • 3. Опыт применения средств новых информационных технологий в образовании
  • Выводы по главе 1
  • II глава. Условия развития познавательной активности старшеклассников в учебном процессе на основе применения средств новых информационных технологий
    • 1. Педагогические условия развития познавательной активности старшеклассников на основе применения средств новых информационных технологий
    • 2. Модель педагогического обеспечения развития познавательной активности старшеклассников на основе применения средств новых информационных технологий
    • 3. Характеристика содержания учебной деятельности старшеклассников при развитии их познавательной активности на основе использования средств новых информационных технологий
    • 4. Итоги опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по главе II

Педагогические условия развития познавательной активности старшеклассников средствами новых информационных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современном образовательном процессе проблема развития познавательной активности приобретает все большую значимость, так как современная жизнь требует от ученика ориентации в постоянно изменяющемся окружающем мире. Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года необходима «ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей"*. Как общемировая тенденция выделяется «. переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности."*. В числе стратегических направлений развития образования отмечается необходимость включения образовательных учреждений в глобальную сеть Интернет и локальные информационные сети. Важно, что «в современных условиях значительную и все возрастающую часть информации учащиеся получают самостоятельно и, в первую очередь, через средства массовой информации.. Будет увеличено число и повышено качество образовательных программ на государственных радиои телеканалах, расширены возможности свободного и оперативного получения информации, в частности через создание общедоступных электронных библиотек в рамках федеральных целевых программ «Электронная Россия» и «Развитие единой образовательной информационной среды» ."*.

Отмечается, что «содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний,.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.//Профессиональное образование. № 5 2002г. с. 17−20 важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умения вести поиск и отбор информации). В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования планируется. усилить роль дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихсяэкономики, истории, права, русского, родного и иностранных языков, улучшить профессиональную ориентацию и трудовое обучение, обеспечить всеобщую компьютерную грамотность."*.

В своей работе «Актуальные направления психолого-педагогических исследований» Д.И.Фельдштейн" говорит об актуальности научных исследований, связанных с проблемами «стремительных сдвигов в развитии общества, обусловленных „информационным взрывом“, ростом коммуникаций, что привело к кардинальным изменениям пространства жизни, в котором и формируется современный ребенок, и организуется образовательный процесс. В качестве первостепенных выдвигаются следующие задачи: выявление и учет влияния на растущих людей мощного информационного потока, включая не контролируемые системой образования воздействия массовой информации, видеорынка, Интернетпоиск психолого-педагогических оснований процесса обучения детей, подростков, юношества в современных условиях, требующих раскрытия путей, возможностей не только стимулирования интереса к познанию, формирования познавательных потребностей, но и выработки избирательного отношения к информации, умения ее ранжировать в процессе самостоятельного присвоения знаний».

В ряде исследований (Я.А.Ваграменко, Б. С. Гершунский, А. А. Кузнецов, Е. И. Машбиц, Е. С. Полат, И. В. Роберт, В.В.Рубцов) отмечается, что наиболее глубоко и полно система учебной работы по.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.//Профессиональное образование. № 5 2002г. с. 17−20.

Н.И.Загузов, С. А. Писарева, А. П. Тряпицина. Современные диссертационные исследования по педагогике: книга для эксперта. Монография. М.: ИРПО, 2003 г., 167.с. развитию самостоятельности и познавательной активности школьников реализуется, когда в процесс обучения включаются средства новых информационных технологий (СНИТ).

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что эффективность применения СНИТ в обучении обусловлена следующими факторами: быстротой и надежностью обработки любого вида информациирасширением возможности предъявления учебной информациивозможностью оптимально дифференцировать учебную деятельность школьников в зависимости от уровня подготовки, познавательных интересовСНИТ позволяют активизировать содержательную, операционную и мотивационную стороны процесса обучениясоздают условия для овладения школьниками способами организации собственной учебной деятельностипозволяют осуществлять учебную коммуникацию и т. д.

Анализ исследований по проблеме развития познавательной активности (Ю.К.Бабанский, Э. А. Базар, И. И. Баринова, М. Ф. Беляев, Т. С. Кулинич, В. Н. Липник, А. А. Остапец, Е. С. Полат, В. В. Сидельникова, Г. И.Щукина) показал, что этот вопрос изучался в различных предметных областях. Однако следует отметить, что аспект развития познавательной активности старшеклассников на основе применения СНИТ с точки зрения педагогических условий до сих пор не рассматривался.

В ходе анализа вопроса развития познавательной активности выявлено объективно существующее противоречие между потребностью ученика и учителя в расширении диапазона использования СНИТ (в т.ч. для развития познавательной активности школьников) и недостаточной разработанностью теоретических аспектов применения СНИТ как средства развития познавательной активности старшеклассников.

Проблема исследования заключается в обосновании педагогических условий развития познавательной активности старшеклассников в процессе применения СНИТ.

Цель исследования: определить педагогические условия развития познавательной активности старшеклассников на основе применения СНИТ.

Объект исследования: учебный процесс с применением СНИТ.

Предмет исследования: развитие познавательной активности старшеклассников на основе применения СНИТ в учебном процессе.

Все вышеизложенное позволило определить тему исследования: «Педагогические условия развития познавательной активности старшеклассников средствами новых информационных технологий».

Гипотеза исследования: развитие познавательной активности старшеклассников на основе применения СНИТ будет эффективным, если:

— будут выявлены и раскрыты основные направления применения СНИТ в учебном процессе;

— будет обоснована педагогическая целесообразность применения СНИТ для развития познавательной активности;

— будут определены условия (организационные, методические, личностные, содержательные, материально-технические) развития познавательной активности старшеклассников в учебном процессе на основе применения СНИТ;

— будет разработана модель педагогического обеспечения развития познавательной активности старшеклассников на основе применения СНИТ, раскрывающая его структуру, принципы и условия;

— будет разработана система дифференцированных заданий для диагностики развития познавательной активности старшеклассников на основе применения СНИТ.

Цель и гипотеза определили задачи исследования.

1. На основе анализа научной литературы выявить основные направления применения СНИТ в учебном процессе и обосновать педагогическую целесообразность применения СНИТ для развития познавательной активности.

2. Определить условия (организационные, дидактические (методические, личностные, содержательные), материально-технические) развития познавательной активности старшеклассников в учебном процессе на основе применения СНИТ.

3. Разработать модель педагогического обеспечения развития познавательной активности старшеклассников на основе применения СНИТ.

4. Разработать систему дифференцированных заданий для диагностики развития познавательной активности старшеклассников на основе применения СНИТ.

Методологическую основу исследования составляют концептуальные положения:

— активизации познавательного интереса (И.Н.Семёнов, Г. И.Щукина);

— применения средств новых информационных технологий в образовании (Я.А.Ваграменко, Б. С. Гершунский, А. А. Кузнецов, Е. И. Машбиц, Е. С. Полат, И. В. Роберт, В.В.Рубцов);

— оптимизации учебно-воспитательного процесса (И.А.Афонин, Ю. К. Бабанский, Э. А. Базар, Г. И.Щукина).

Методы исследования: теоретический анализ педагогической, психологической, философской и методической литературы по теме исследования;

— изучение и анализ документации;

— наблюдение;

— опрос (анкетирование, интервьюирование);

— констатирующий и формирующий эксперименты;

— методы статистической обработки результатов педагогического эксперимента.

Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждается внутренней непротиворечивостью выводов, выбором методов исследования, статистическим анализом данных, репрезентативностью выборки, воспроизводимостью результатов обучения.

Опытно-экспериментальная база исследования — гимназия № 44 г. Люберцы и ПУ-92 г. Москва.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (2001;2002гг.) — изучение и анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической и учебной литературы по темеисследование и обобщение педагогического опыта в аспекте рассматриваемой проблемыопределение цели, гипотезы и задач исследования.

Второй этап (2002;2003гг.) — изучение особенностей развития познавательной активности в процессе применения информационных технологийобработка полученной информациианализ методической литературы. Разработка инструментария для проведения экспериментальной работы. Проведение констатирующего эксперимента. Анализ результатов. Подготовка учителей к формирующему эксперименту. Проведение формирующего педагогического эксперимента, анализ, систематизация, обобщение полученных данных.

Третий этап (2003;2004гг.) — завершение педагогического эксперимента, оформление результатов исследования.

Научная новизна диссертационного исследования.

1. В ходе теоретического анализа обоснована целесообразность применения СНИТ для развития познавательной активности старшеклассников как комплексный критерий, учитывающий совокупность педагогических принципов (здоровьесбережения, научности, доступности, систематичности и последовательности, развития образовательной потребности).

2. Определены педагогические условия развития познавательной активности старшеклассников в учебном процессе на основе применения СНИТ: организационные (оптимальная наполняемость групп, профессиональная готовность учителя), дидактические (применение методов проблемного обучения, применение активных форм обученияактуальность содержания, целесообразный отбор содержаниясубъектно-субъектные отношения, учет индивидуально-возрастных особенностей), материально-технические (использование СНИТ, учет санитарно-гигиенических требований).

3. Разработана модель педагогического обеспечения развития познавательной активности старшеклассников средствами новых информационных технологий, в структуру которой входят: педагогические принципы (здоровьесбережения, научности, доступности, систематичности и последовательности, развития образовательной потребности) — педагогические условия (организационные, дидактические, материально-технические) развития познавательной активности старшеклассников в учебном процессе на основе применения СНИТ.

4. Разработана система дифференцированных заданий для диагностики развития познавательной активности старшеклассников на основе применения СНИТ (основанием для дифференциации являются уровни познавательной активности).

Практическая значимость исследования. На основе материалов педагогического эксперимента разработана и апробирована программа элективного курса «Азбука общения в компьютерных сетях» (см. Приложение № 1), которая позволяет развивать у старшеклассников познавательную активность. Данный курс может использоваться в образовательном процессе для проведения занятий факультатива, кружка или спецкурса по информационным технологиям или другому предмету. Разработанные автором методические рекомендации по развитию познавательной активности старшеклассников и система дифференцированных заданий для диагностики развития познавательной активности используются в учебном процессе в гимназии № 44 г. Люберцы и ПУ-92 г. Москва.

На защиту выносится.

1. Модель педагогического обеспечения развития познавательной активности старшеклассников на основе применения СНИТ.

2. Условия (организационные, дидактические, материально-технические) развития познавательной активности старшеклассников в учебном процессе на основе применения СНИТ.

3. Система дифференцированных заданий для диагностики развития познавательной активности старшеклассников на основе применения СНИТ.

Апробация основных положений исследования была проведена в гимназии № 44 г. Люберцы и ПУ-92 г. Москва на занятиях по информационным технологиям. Материалы исследования докладывались и обсуждались на XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании» в рамках «круглого стола» по секции «Новые технологии в учебном процессе, дистанционное образование и Интернет» (г.Троицк, июнь 2003 г.) — Международной научно-практической конференции МПГУ «Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования» (г.Москва, 2003 г.) и на заседаниях кафедры технологий и предпринимательства ИПК и ПРНО МО (20 012 004гг.).

Выводы по главе II.

Разработана модель педагогического обеспечения развития познавательной активности учащихся на основе применения компьютерных технологий для развития познавательной активности, раскрывающая структуру, содержание, условия, методы, формы, средства обучения.

Определены основные принципы, которые оказывают наибольшее влияние на процесс развития познавательной активности:

• принцип научности;

• принцип посильности в обучении;

• принцип здоровьесбережения;

• принцип систематичности и последовательности обучения;

• принцип развития образовательной потребности.

Выявлены условия (организационные, дидактические (методические, личностные, содержательные), материально-технические) реализации модели развития познавательной активности:

— оптимальная наполняемость групп;

— профессиональная готовность учителя;

— применение методов проблемного обучения;

— актуальность содержания;

— целесообразный отбор содержания;

— использование средств новых информационных технологий;

— учет эргономических требований;

— субъектно-субъектные отношения;

— учет индивидуально-возрастных особенностей.

Дана характеристика содержания учебной деятельности учащихся при использовании новых информационных технологий, способствующих развитию их познавательной активности.

Разработаны дифференцированные учебные задания для развития познавательной активности средствами новых информационных технологий.

Подведены итоги опытно-экспериментальной работы, согласно которым средства НИТ позволяют эффективно развивать познавательную активность старшеклассников.

Заключение

.

На основе анализа литературы по проблеме исследования и опыта применения средств новых информационных технологий в процессе обучения старшеклассников была выдвинута гипотеза о том, что развитие познавательной активности старшеклассников на основе применения СНИТ может быть эффективным.

Анализ теоретических основ активизации познавательного интереса, разработанных И. Н. Семеновым и Г. И. Щукиной позволил выявить уровни и пути развития познавательной активности школьников. Также в рамках исследования был проведен анализ научных трудов, посвященных вопросам применения средств новых информационных технологий в процессе обучения (Я.А.Ваграменко, Б. С. Гершунский Е.И.Машбиц, Е. С. Полат, И. В. Роберт, В.В.Рубцов).

На основе проведенного анализа были определены дидактические условия (организационные, методические, личностные, содержательные, материально-технические) применения новых информационных технологий как средства развития познавательной активности старшеклассников.

Обозначенные условия вошли в состав модели развития познавательной активности старшеклассников на основе применения средств новых информационных технологий, разработанной во второй главе.

Входе данного исследования:

На основе теоретического анализа выявлены позитивные (универсальностьглобальность и высокая скорость поиска и обмена информациейудобство хранения, передачи и обработки информации) и негативные (влияние на физическое и эмоционально-психологическое здоровьепотребность в специальной подготовке учителя и ученикавысокая стоимость приобретения и обслуживания оборудования) аспекты применения СНИТ в образовательном процессе.

— Разработаны анкеты с целью выявления востребованности средств новых информационных, технологий в подмосковных школах.

— Путем анкетирования учителей выявлены основные направления применения средств новых информационных технологий в процессе обучения.

Проанализировано и уточнено, применительно к данному исследованию, понятие «педагогическая целесообразность» в контексте применения средств новых информационных технологий на уроке.

— Определены условия (организационные, методические, личностные, содержательные, материально-технические) развития познавательной активности старшеклассников в учебном процессе на основе применения СНИТ.

Разработана модель педагогического обеспечения развития познавательной активности старшеклассников на основе применения СНИТ, раскрывающая структуру, условия и принципы.

— Дана характеристика содержания учебной деятельности учащихся при использовании новых информационных технологий, способствующих развитию их познавательной активности.

— Разработана система дифференцированных заданий для диагностики развития познавательной активности старшеклассников и критерии соответствия степени сложности задачи уровню познавательной активности школьников.

— Получены и проанализированы результаты экспериментальной работы, подтверждающие гипотезу диссертационного исследования. Экспериментальная работа показала, что применение средств новых информационных технологий позволяет эффективно развивать познавательную активность старшеклассников.

Основные положения диссертационного исследования были изложены на заседаниях кафедры технологий и предпринимательства ИПК и ПРНО МО.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Анализ исследований и разработок в области информатизации образования/ Ваграменко Я. А., Мороз В. К., Колыхалов П.И.и др.- Ин-т информатизации образования (ИНИНФО). — М.: Б.и., 1994. — 39с.
  2. Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя — Новосибирск: АПИ «Момент истины», 1994. — 143с.
  3. Н.В. Влияние информационных технологий на содержание и методы обучения в средней школе: Автореф.дис. д-ра пед. наук. — Рос. акад. образования, Ин-т общеобразоват. шк. — М., 1994. — 37с.
  4. В.Г. Моделирование как метод исследования социальных систем//Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1982 /Редкол.: Гвишиани Д. М. и др. — М.:Наука, 1982. — с.26−46.
  5. В.Г. Человек, компьютер, творчество//Педагогика -1991 — 5 с.50−56.
  6. И.А. Развитие познавательных интересов учащихся классов технологической подготовки в процессе преподавания обществоведческих дисциплин: Автореф. дис. канд. пед. наук: Брян. гос. пед. ун-т им. И. Г. Петровского. — Брянск, 1997. — 24с.
  7. Бабанский Ю К. Как оптимизировать процесс обучения — М.: Просвещение, 1979. -256с.
  8. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.-558с.
  9. Ю.К. Комплексный подход к воспитанию — М.: Просвещение, 1979. -232с.
  10. Ю.Базы и банки данных. Учебник для ВУЗов. — М.:Высшая шко ла, 1987. 507с.
  11. К.Б. Аналогии и модели в познании. — Новосибирск: Наука, 1981.-319с.
  12. В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.:Педагогика, 1989.- 190с.
  13. A.B. Психология мышления и проблемное обучение. — М.:3нание, 1983.-96с.
  14. М.Буслова М. К. Моделирование в процессе познания (на материалах химии). — М.: Наука и техника, 1975. — 160с.
  15. Я.А. Анализ исследований и разработок в области информатизации образования/Мороз В.К., Колыхалов П.И.и др.- Ин-т информатизации образования (ИНИНФО). — М.: Б.и., 1994. — 39с.
  16. Я.А. Информационные технологии и модернизация образования // Тенденции развития современных информационных технологий 2000. — № 2. — с.3−9.
  17. Е.П. Новая информационная технология в школе//Информатика и образование: 1986. — № 3 — с. 18−32.
  18. В.А. О моделировании. — М.:3нание, 1974. — с.64.
  19. A.A. Развивают ли деловые игры: к проблеме классификации игровых процедур// Проблемы психологии образования. М., 1994. — Вып.2. — с.12−26.
  20. Р. Маклин К. Компьютеры в школе/Под ред. Рубцова В. В. — М.:"Прогресс", 1988.-333с.
  21. Войскунский А.Е. О двусторонней коммуникации в системах «Человек
  22. ЭВМ» — Москва, «Искусственный интеллект и психология», 1976 г — с.198−314.
  23. JI.C. Избранные психологические исследования. — М.:Изд. АПН РСФСР, 1956. 520с.
  24. О.С. Госзаказ на воспитание: время определяться самим/Подгот. Зверев А.// Учит. газ. — 1998. — № 6. — с.8.
  25. П.Я., Запорожец A.B., Эльконин Д. Б. Проблемы формирования знаний и умений школьников и новые методы обучения//Вопр. психологии. — 1963. — № 4 — с.24−26.
  26. . С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры: (Прогностическая гипотеза образовательного триумфа) — М.: Моск. психол.-социал. ин-т, 1997. — 117с.
  27. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы — М.: Педагогика, 1987. — 263с.
  28. .С. Образование как религия третьего тысячелетия: гармония знания и веры — М.: Пед. о-во России, 2001. — 127с.
  29. .С. Философия образования: Учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений.— М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 1998 — 427, с. — (Библиотека педагога-практика).— Библиогр. в примеч.: с.395−426.
  30. .А., Грязнов Б. С. Моделирование как метод научного исследования. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965. — 200 с.
  31. .А., Грязнов Б. С., Дынин Б. С., Никитин Е. П. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ). М.: Изд-во МГУ, 1965. — 200с.
  32. С.И. Педагогические условия развития общеучебных умений учащихся в процессе их самообразовательной деятельности винформационном центре школы: Автореф. дис. кандидата пед. наук. -М., 2001.-20с.
  33. Гуманизация образования: концептуальные основы/ Беляев В. И., Мухин М.И.- Ин-т повышения квалификации переподгот. работников нар. образования, Целевая обл. программа развития образования Моск. обл. 2001−2005 гг. -М., 2003. 127с.
  34. В.В. Виды общения в обучении. — М.:Педагогика, 1972 422с.
  35. В.В. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения информатике /ИНФО 1989 — № 3 — с.8−20.
  36. В.В. Проблемы развивающего обучения. — М.:Педагогика, 1986.-239с.
  37. В.В., Рубцов В. В. и др. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения /ИНФО 1989 — № 3 — с.3−17.
  38. А.П. Концепция информатизации образования. — Новосибирск: Б.и., 1990. -46с.
  39. А.П. Концепция использования средств вычислительной техники в сфере образования: (Информатизация образования) — Новосибирск: ВЦ СО АН СССР, 1990. 58с.
  40. Информатизация образования-2003: Науч. тр. и материалы конф. АИО, Волгоград, 12−15 мая 2003 г./Информатизация образования-2003. — Волгоград: Перемена, 2003. 240с.
  41. Информационные технологии в народном образовании: Метод, разработки. Вып.5/Под.ред. Бобко И. М. Новосибирск: Б.и., 1991. — 186с.
  42. Информационные технологии в образовании. Вып. 2/ Под.ред. чл.-корр. АН РФ Бобко И. М. Новосибирск: Б.и., 1994. — 78с.
  43. В.А. Компьютерная техника в трудовом обучении//Сов. педагогика. 1987. — № 11 — с.69−74.
  44. В.А. Политехнический аспект применения электронно-вычислительной и микропроцессорной техники в трудовой подготовке школьников //Новые исследования в педагогических науках. — 1987. — № 2 — с.52−55.
  45. A.B., Келле В. В., Новик И. Б. Философско-гносеологические аспекты системного моделирования. — М.:Препринт ВНИИСИ, 1982. — 57с.
  46. Компьютерные телекоммуникации — школе: Пособие для учителя./Под ред. Е. С. Полат. М.:ИОСО РАО, 19&5 — 167с.51 .Концептуальные проблемы информатизации общего средне го образования/ Под.ред. Бобко И. М. — Новосибирск: Б.и., 1990. — 22с.
  47. Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся: (Вопросы теории и практики): Учеб. пособие. ЕкатеринбурпУрал. гос. пед. ун-т, 1995. — 83с.
  48. Коротаева Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников/Отв. ред. Ушакова М. А. — М.:Сентябрь, 2003. 174с.
  49. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. — М. Знание, 1997.-73с.
  50. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.:Мыслъ, 1971. — 304с.
  51. А.Н. Потребность, мотивы, эмоции. — М: Мысль, 1971. — 40с.
  52. И .Я. Дидактические основы методов обучения. — М.:Педагогика, 1981.- 186с.
  53. И.Я. Проблемное обучение. — М.:3нание, 1974 — 64с.
  54. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. — М.:3нание, 1980.-96с.
  55. Н.М. Моделирование и синтез знаний. Баку: ЭЛМ, 1979. — 97с.
  56. Е. И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. — М.:3нание, 1986.-80 с.
  57. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.:Педагогика, 1988. — 192 с.
  58. Ю.Г. Компьютер в школе: комплексность и многофункциональность применения. — Новосибирск: Б.и., 1991. — 36с.
  59. Ю.Г., Скибицкий Э. Г., Урванцева С. Е. Организационно-педагогические аспекты разработки и использования компьютерных обучающих программ. — Новосибирск: Б.и., 1993. — 47с.
  60. Монахов В. М Кузнецов A.A., Бешенков С. А. Изучение основ информатики и вычислительной техники в средней школе: опыт и перспективы. — М.:Просвещение, 1987. — 200с.
  61. В.М. Основные аспекты использования информационных технологий обучения в совершенствовании методологической системы обучения. — М.:Педагогика, 1987. — 190с.
  62. В.М. Проектирование и внедрение новых техноло гий обучения в школе //Сов.педагогика — 1990 — № 7 — с.17
  63. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса — Волгогр. гос. пед. ун-т: Волгоград Перемена, 1995. 152с. ил.
  64. В.М. Что такое новая информационная технология обучения? //Математика в школе. — 1990 — № 4 — с. 17−52.
  65. О.И. Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе: Автореф. дис. кандидата пед. наук. — М., 2001.-21с.
  66. И.Б. Новый тип модельного познания. Гносеологический анализ глобальных моделей//Вопросы философии. — 1980. — № 7 — с. 12−17.
  67. И.Б. О моделировании сложных систем. — М.:Мысль, 1965. — 35с.73 .Новиков Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М.: МЗ-Пресс. — 2004. — 67с.
  68. Основы информатики и вычислительной техники с применением к лингвистике: Учеб. пособие/ Под ред. Ваграменко Я. А., Блаунштейн
  69. Н.Ш., Сержан Л. С. — Моск. обл. пед. ин-т им. Н. К. Крупской: М. МОПИ, 1989.-72с.
  70. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. — 608с.
  71. Педагогика: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. вузов/ Харламов И. Ф. -2-е изд., перераб. и доп. М.:Высш. шк., 1990. — 575с.
  72. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. — М.: Педагогика, 1980. 240с.
  73. Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в школьной системе образования: проблемы, перспективы//Сборник докладов научно-практической конференции «Глобальные телекоммуникации в образовании» — М., 1996 — 15с.
  74. Е.С. Новые педагогические технологии. Пособие для учителей. — М.:Присвещение, 1997.— 143с.
  75. Проблемы психологии образования/Под ред. А. А. Вербицкого. — М.: Логос, 1994.- 121с.
  76. Н.А. Информационное моделирование как способ учебной деятельности учащихся 5−7 классов: Автореф. дис. кандидата пед. наук. М., 2004. — 20с.
  77. И.В. Информатизация образования в России: достижения, проблемы, перспективы: Основные направления науч. исслед.// Magister. 2000. — № 6. — с.31−37.
  78. И.В. О понятийном аппарате информатизации образования// Информатика и образование. — 2003. № 1 — с.2−9.
  79. И.В. О понятийном аппарате информатизации образования// Информатика и образование. — 2003. — № 2. — с.8−14.
  80. И.В. Перспективные направления исследований в области применения информационных и коммуникационных технологий в образовании: Ин-т информатизации образования Рос. акад. образования. // Сред. проф. образование.— 1998. № 3. — с.20−24.
  81. И.В. Подготовка преподавателей и студентов к использованию информационных и коммуникативных технологий в профессиональной дятельности // Сред. проф. образование.- 1998. — № 9. — с.35−41.
  82. И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах: Проблемы содерж. образования.// Информатика и образование. — 2001. -№ 5.-с.12−17.
  83. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования — М.: Школа-Пресс, 1994.-205с.
  84. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования — М.^Школа-Пресс", 1994. -198с.
  85. И.В. Теоретические основы создания и использования средств информатизации образования: Автореф. дис. д-ра пед. наук Рос. акад. образования, Ин-т средств обучения. — 1994. — 51с.
  86. C.JI. Основы общей психологии. Москва, 1940. — 285 с.
  87. B.B. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения //Информатика и образование 1989. — № 10 — с.24−27.
  88. В.А., Корниенко A.B., Демидович Д.В.// Тенденции развития современных информационных технологий 2000. — № 2. — с.71−74.
  89. И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. Учебное пособие. — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. 64с.
  90. М.Н. Актуальные проблемы развития познавательной самостоятельности учащихся М.:АПН СССР, 1969. — 70с.
  91. Сознание личности в кризисном обществе/Под ред. A.A. Абульхановой-Славской и др. — М: Ин-т психологии РАН, 1995. — 193с.
  92. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. — М.:Изд-во МГУ, 1969. — 133 с.
  93. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.:Изд-во МГУ, 1975.-344с.
  94. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. — М.:3нание, 1983. 36с.
  95. Я.С. Взаимодействие педагогической науки и практики: дидактический аспект /Пособие для студентов пед. ВУЗов и учителей/ — Москва, 1993. — 191с.
  96. Н.Д. Вопросы компьютеризации учебного процесса — М.:Просвещение, 1987.— 127с.
  97. А.И. Логические основы метода моделирования. — М.:Мысль, 1971.-311с.
  98. А.И., Портнов Я. Анализ систем и способы их задания. //Системные исследования. М.: Наука, 1982. — с. 12−18.
  99. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студентов вузов/Шамова Т.И., Третьяков П. И., Капустин Н. ПЛТод ред. Шамовой Т. И. М.:Владос, 2002. — 319с.
  100. Фигурнов В.И. IBM PC для пользователя. — М.:Финансы и статистика, 1996. 350с.
  101. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России/ Б.С. Гершунский- Рос. акад. образования, Ин-т теорет. педагогики и междунар. исслед. в образовании. —1. М. :ИТПиМИО, 1993. 160с.
  102. Формирование учебной деятельности школьников/Под ред. В. В. Давыдова и др. — М.: Педагогика, 1982. — 216с.
  103. A.B., Фролов Г. В. Локальные сети персональных компьютеров. Диалог. — М.:МИФИ, 1996. — 20с.
  104. Е.К. О школьной информатике //Информатика, 1998. — № 16. — с.12−13.
  105. М.С. Информационные технологии в обучении: Учеб. пособ. Тамбов: Тамбов.гос.ун-т, 1997. — 121с.
  106. М.А. Что такое педагогическая технология?// Школ, технологии. — 1996. — № 3. — с.8−12.
  107. С.Е. Государственные стандарты общего среднего образования: опыт, проблемы, перспективы. — Якутск: 000 «Лито граф», 1997.-215с.
  108. С. Е. Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе М.:Росс.пед. агентство, 1998. — 354с.
  109. С.Е. Образовательные стандарты и контроль качества II сб.выступлений и статей российских, голландских и датских экспертов. «Контроль качества в образовании». — Пермь, 1996. с.3−24.
  110. В.А. Моделирование и философия. Л.:Наука. 1966. -301с.
  111. В.А. Современные проблемы методологии научного познания. — М. ¡-Знание, 1975. — 40с.
  112. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.:Педагогика, 1988. — 208с.
  113. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.—М.: Знание, 1988. — 115с.
  114. Электронно-вычислительная техника в общеобразовательной школе: Метод. разработки/Под ред. И. М. Бобко. — Новосибирск: Б.и., 1989.-239с.
  115. Д.Б. Избранные психологические труды: Пробл. возраст, и пед. психологии/Под ред. Фельдштейна Д. И. — М.:Междунар. пед. акад., 1995. — 219с.
  116. Якунин В. А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. -СПб.:Полиус, 1998.-638с.
  117. JI.B. Формирование познавательного интереса к естественнонаучным дисциплинам учащихся 6−7-х классов: Автореф. дис. кандидата пед. наук. — М., 2002. — 20с.
  118. Е.А. Школа для всех. М.:Новая школа, 1996. — 352с.
  119. Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель: (Теоретические основы и практическая реализация). — М.: Новая школа, 1997.-346с.
Заполнить форму текущей работой