Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экономическая стратегия полиграфических предприятий в рыночных условиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы и реализация результатов исследования. Основные положения настоящего исследования докладывались и обсуждались на 36, 37 и 38 научно-технических конференциях профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов (Москва, МГУП, 1996, 1997, 1998гг.). Материалы исследований используются в учебном процессе при чтении лекций по курсам «Стратегический менеджмент… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Понятие и сущность экономической стратегии предприятия
    • 1. 1. Дефиниция экономической стратегии
    • 1. 2. Технология стратегического процесса
    • 1. 3. Классификация экономических стратегий
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
  • ГЛАВА 2. Исследование стратегической деятельности полиграфических предприятий
    • 2. 1. Методические аспекты анализа стратегической среды предприятия
    • 2. 2. Исследование внешней среды полиграфических предприятий
    • 2. 3. Исследование стратегических позиций отдельных предприятий полиграфической промышленности
      • 2. 3. 1. Исследование стратегической позиции открытого акционерного общества «Молодая гвардия»
      • 2. 3. 2. Исследование стратегической позиции издательско-полиграфического комплекса «Московская правда»
      • 2. 3. 3. Исследование стратегической позиции государственного предприятия «Московская типография № 13»
      • 2. 3. 4. Исследование стратегической позиции акционерного общества «Политех-4»
      • 2. 3. 5. Исследование стратегической позиции полиграфической фирмы «Альба»
      • 2. 3. 6. Обобщение по исследованию стратегических позиций полиграфических предприятий
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
  • ГЛАВА 3. Основные направления совершенствования стратегической деятельности полиграфических предприятий
    • 3. 1. Экономическая прибыль как основной аналитический инструмент стратегического процесса
    • 3. 2. Алгоритм экономической оценки и ранжирования стратегий
    • 3. 3. Актуальные стратегические варианты, предлагаемые к реализации на полиграфических предприятиях
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3

Экономическая стратегия полиграфических предприятий в рыночных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Экономическая стратегия — относительно новое явление в экономической теории и практике отечественных предприятий. В условиях административно-командной экономики вопросы определения перспектив развития, целесообразности создания капитала и норматива дохода, приносимого капиталом, находились вне компетенции предприятий, и необходимость в экономической стратегии отсутствовала. Переход к рыночным отношениям кардинальным образом изменил условия функционирования предприятий, в первую очередь, предоставив им возможность самим определять приоритеты собственного развития. Кроме того, значительно возросла степень изменчивости среды функционирования предприятий. В результате большинство предприятий оказалось ориентировано, главным образом, на решение краткосрочных проблем, что влечет за собой частую слепую смену задач, приоритетных направлений деятельности, решений и, в конечном итоге, является причиной не только снижения конкурентоспособности, но и угасания деятельности предприятий.

Развитие рыночных отношений делает необходимым кардинальное изменение сложившихся стереотипов хозяйствования, характера управления. В первую очередь это относится к деятельности, определяющей перспективы развития предприятий. В современных условиях каждому предприятию особенно важно правильно оценить создавшуюся рыночную обстановку с тем, чтобы использовать эффективные средства функционирования, которые, с одной стороны, отвечали бы сложившейся рыночной ситуации и тенденциям ее развития, с другой — наиболее полно использовали возможности данного конкретного производства.

Многообразие состояний среды функционирования предприятия и его внутренних возможностей порождает многовариантность стратегических действий, осуществление которых позволит обеспечить предприятию высокий конкурентный статус в долгосрочной перспективе. Таким образом, возникает необходимость уточнения методологии диагностики среды функционирования предприятий с учетом их конкретной спецификиопределения методики формирования экономической стратегии предприятия и путей ее реализации в различных рыночных ситуацияхвыбора критериев оценки проводимой стратегической деятельности и сравнения различных перспективных альтернатив.

Сложность и многообразие проблем стратегического управления, недостаточная проработанность теоретических и практических вопросов анализа, разработки и реализации стратегий в условиях становления рыночной экономики в России, отсутствие исследований стратегической среды и перспективных возможностей полиграфических предприятий определяют актуальность настоящего исследования.

Целью диссертационной работы является разработка методологических и практических вопросов стратегического управления предприятием, выявление факторов, определяющих стратегическую деятельность предприятия в условиях становления рынка, определение направлений совершенствования стратегического процесса.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:

— на основе изучения основных теоретических положений о проблеме раскрыть содержание понятия «экономическая стратегия»;

— уточнить методику формирования экономической стратегии предприятия и путей ее реализации в различных рыночных условиях;

— разработать классификацию стратегий, позволяющую систематизировать стратегии по различным признакам, показать многообразие стратегий и их сложную соподчиненность;

— определить методологию диагностики стратегической среды и ее влияния на перспективные возможности предприятия;

— исследовать специфику стратегической среды полиграфических предприятий;

— изучить и обобщить практику стратегической деятельности, осуществляемой полиграфическими предприятиями;

— исследовать стратегические позиции отдельных полиграфических предприятий;

— сравнить стратегические возможности предприятий различных форм собственности, масштабов деятельности;

— сформировать критерий оценки проводимой стратегической деятельности;

— установить критерии определения приоритетности стратегий, их экономической значимости для предприятий;

— разработать возможные перспективные направления стратегической деятельности, актуальные для предприятий полиграфии.

Научная новизна диссертационной работы состоит в комплексном подходе к исследованию теории и практики стратегического управления, что позволило определить актуальность стратегической деятельностиобосновать необходимость рассмотрения любого вида деятельности предприятия в долгосрочной перспективе, подчиненность текущей деятельности предприятия его стратегическим целямопределить факторы, влияющие на эффективность функционирования полиграфических предприятий при переходе к рыночным условиямвыявить критерий эффективности стратегической деятельности предприятий.

Отдельные направления перспективной деятельности полиграфических предприятий рассматривались в научных трудах В. А. Богомоловой, Б. З. Зельдовича, М. Е. Исаковой, В. К. Кондрашовой, В. Б. Лукина, Э. В. Никольской, В. И. Перлова, И. В. Попова, И. В. Пырко, Н. М. Сперанской, Г. Н. Степановой, Р. А. Чванова и других.

Настоящая работа представляет собой попытку соединить разработки по отдельным направлениям стратегической деятельности и на основе целостного подхода к проблеме формирования экономической стратегии разработать варианты стратегической деятельности полиграфических предприятий.

Научная новизна диссертационной работы определяется также тем, что в ней:

— дано более точное определение понятия «экономическая стратегия»;

— разработана обобщающая классификация стратегий, уточнены состав классификационных признаков и видов стратегийописаны все включенные в классификацию стратегии, их суть, недостатки, преимущества, предложены рекомендации по их применению;

— уточнена технология стратегического процесса и методические аспекты каждого ее этапа;

— уточнена и адаптирована для условий полиграфии методология исследования стратегической среды предприятий;

— обоснован критерий оценки стратегической деятельности и эффективности функционирования предприятий в долгосрочном периоде;

— разработана блок-схема исследования приоритетности различных стратегических вариантов по критерию экономической прибыли;

— разработаны альтернативные стратегические варианты, применимые в практике полиграфических предприятий.

Объектом исследования являются полиграфические предприятия: ОАО «Молодая гвардия, ИПК «Московская правда», ГП «Московская типография № 13», АО «Политех-4», полиграфическая фирма «Альба». База исследования включает в себя два государственных предприятия, два акционерных общества, одно частное предприятиедве крупных типографии, две средних, одно малое предприятиегазетную типографию, типографию, специализирующуюся на производстве школьно-письменной и бумажно-беловой продукции, две книжно-журнальные типографии, предприятие оперативной полиграфии.

Выбор именно такой базы исследования обусловлен, с одной стороны, необходимостью сравнения стратегических возможностей предприятий различной формы собственности, разных масштабов деятельности, функционирующих на различных сегментах рынка полиграфической продукции полиграфических услуг. С другой стороны, для реализации задачи исследования стратегических возможностей каждого конкретного предприятия нецелесообразен выбор более обширной базы исследования.

Предмет исследования — стратегические позиции предприятий полиграфической промышленности и осуществляемая ими перспективная деятельность.

Источником фактических данных явились отчетные данные этих предприятий и Государственного Комитета РФ по печати за 1994;97гг.

В процессе исследования использовались труды как отечественных, так и зарубежных ученых.

Важное методологическое значение для разработки исследуемой темы имеют работы таких экономистов, как Г. Л. Азоев, М. М. Алексеева, М. П. Афанасьев, В. А. Винокуров, О. С. Виханский, А. П. Градов, В. Е. Демидов, П. С. Завьялов, Н. В. Зиньковская, А. Б. Крутик, В. Л. Лунев, О. Г. Маркушевич, А. Н. Мельник, А. Н. Петров, А. С. Чесноков и другие.

Различные аспекты рассматриваемой проблемы явились темой серьезных исследований в работах таких зарубежных ученых и практиков, как Р. Акофф, М. Альберт, И. Ансофф, У. Брэдцик, А. Вайсман, Э.Дж. Доллан, Б. Карлоф, Ф. Котлер, Р. Коуз, Д. Линдсей, А. Маршалл, М. Мескон, М. Портер, Б. Райан, Б. Твисс, Д. Н. Хайман, Ф. Хедоури и другие.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили основные положения экономической науки, труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, материалы научных конференций и совещаний, межотраслевые методические указания и инструктивные материалы, материалы периодической экономической печати, статистические справочники, данные первичного учета конкретных полиграфических предприятий.

Решение поставленных задач осуществлялось на основе системного и ситуационного подхода, принципов адаптивного управления, логического и экономического анализа, статистических, экономико-математических, графических методов.

Практическая значимость работы. Сформулированные в диссертации теоретические, методологические, практические положения и результаты исследования позволят активизировать стратегическое управление полиграфическими предприятиями, оценить реальный уровень использования имеющегося потенциала полиграфических предприятий, повысить эффективность их функционирования, облегчить процесс формирования реальных стратегических вариантов.

Апробация работы и реализация результатов исследования. Основные положения настоящего исследования докладывались и обсуждались на 36, 37 и 38 научно-технических конференциях профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов (Москва, МГУП, 1996, 1997, 1998гг.). Материалы исследований используются в учебном процессе при чтении лекций по курсам «Стратегический менеджмент», «Внутрифирменное планирование», «Экономика предприятия». Результаты исследований нашли практическое применение в работе ряда полиграфических предприятий. Отдельные положения диссертации внедрены на Государственном предприятии «Московская типография № 13».

Публикации: по теме диссертации опубликовано 8 научных работ (статьи, тезисы докладов на научные конференции).

Выводы по главе 3.

1.Стратегический процесс представляет собой процесс управления доходом с вложенного в предприятие капитала. Объективным критерием, отражающим доход с капитала, является экономическая прибыль, определяемая как разница между бухгалтерской прибылью и неявными издержками — издержками, отражающими упущенный доход. Под упущенным доходом понимается доход, который был бы получен в случае использования капитала, вложенного в предприятие, другим способом.

2.Объективность экономической прибыли как аналитического критерия оценки эффективности функционирования предприятия подтверждается тем, что в основу ее расчета заложено сравнение различных вариантов использования одного и того же капитала.

3.Сущность любой экономической стратегии сводится к определению таких путей функционирования предприятия, которые обеспечили бы ежегодные неубывающие темпы прироста положительной экономической прибыли.

4.Поскольку в качестве неявных издержек могут выступать любые упускаемые доходы, экономическая прибыль как критерий, отражающий альтернативные способы использования капитала, применима на всех стадиях стратегического процесса — этапе предварительного анализа, этапе формирования стратегических вариантов, их оценки, выбора и реализации.

5 Исследование текущего состояния полиграфических предприятий по критерию экономической прибыли выявило ежегодное уменьшение отдачи от вложенного в предприятия капитала, что свидетельствует о неэффективном их функционировании и позволяет сделать вывод о необходимости поиска путей более рационального использования ранее созданного основного капитала предприятий и вновь приобретаемых ресурсов.

6.Переход от тактического управления к стратегическому связан, в первую очередь, с изменением психологии предпринимательства и требует осознания того, что получение некоторой величины сиюминутной прибыли не может быть целью, ради которой функционируют гигантские предприятия, трудятся огромные коллективы. Стабильное, прочное, прибыльное, эффективное функционирование в долгосрочной перспективе — цель, которая должна обеспечить и сегодняшнюю, и завтрашнюю прибыль.

7.В качестве возможных стратегических вариантов, которые могут быть на практике реализованы полиграфическими предприятиями, предлагается:

— проведение реструктуризации предприятий с целью оптимизации их структурного состава через разукрупнение предприятий по видам продукции (услуг) — разумное уменьшение размеров основных фондов предприятий и изменение направленности арендодачипересмотр структуры социальной сферы;

— диверсификационный рост через выход на новые перспективные рынки продукции (услуг);

— интеграционно-диверсификационный рост через активизацию (или организацию) редакционно-издательской деятельности;

— интеграционный рост через создание собственной сбытовой сети;

— разработка и реализация функциональных стратегий: стратегии технического переоснащения, финансовой стратегии, стратегии снижения издержек.

8.Предлагаемые стратегические варианты не являются готовыми стратегическими проектами. Это лишь возможные стратегические направления, являющиеся, по нашему мнению, актуальными и перспективными для полиграфических предприятий в свете проведенного исследования. Для того, чтобы эти направления стали реальными стратегическими проектами, нужна конкретизированная адаптация возможных стратегических вариантов к условиям внутренней и внешней среды каждого предприятия и разработка более детальных прогнозов возможных изменений среды в перспективе.

194 Заключение.

Проведенное исследование теоретических и практических аспектов формирования экономической стратегии предприятий позволяет сделать следующие выводы.

1.Новая экономическая реальность, в которой оказались предприятия России и в частности полиграфии при переходе от плановой к рыночной экономике, вызывает к жизни принципиально новые подходы к организации всех видов деятельности.

В условиях плановой экономики долгосрочное управление предприятием осуществлялось в форме перспективного планирования, предполагающего изначально известные цели и условия функционирования.

Рыночные же условия предполагают значительную изменчивость и нестабильность среды, серьезные колебания спроса на производимую продукцию, динамичность соотношений конкурентных сил на рынке, изменения цен на ресурсы и условий их приобретения и т. д. Кардинальное изменение условий функционирования требует от предприятий кардинальной смены форм и методов управления. В новых условиях для достижения высоких результатов деятельности необходимо осуществлять выбор концепции стратегического развития предприятия, исследовать возможности предприятия в стратегической среде и формировать его экономическую стратегию, определяющую цели функционирования и пути их реализации.

2.Анализ формулировок понятия «экономическая стратегия» позволил определить экономическую стратегию как комплекс целенаправленных мер по поддержанию конкурентоспособности предприятия в долгосрочной перспективе.

Охватывая все виды деятельности предприятия, экономическая стратегия подчиняет их себе, придавая им стратегическую направленность. При этом новизна условий состоит в стратегичности текущей деятельности: поскольку стратегия реализуется через текущую деятельность, осуществляемую в рамках стратегической цели и для ее достижения, текущая деятельность предприятия приобретает стратегический характер.

Стратегичность любого вида деятельности предприятия — основное требование рыночных условий функционирования.

3.Как показало исследование, проводимая на данный момент большинством предприятий перспективная работа не осознается как стратегия. Отказавшись от долгосрочного планирования, предприятия в настоящий момент осуществляют перспективную деятельность в форме реакций на складывающиеся условия. Такое пассивное управление приводит к частой смене целей и невозможности эффективной реализации потенциала предприятия. Отказ от реактивной формы управления в пользу осознанной деятельности по разработке экономической стратегии на основе анализа стратегической среды и прогнозирования ее изменений — именно в этом состоит управленческая перспектива отечественных предприятий.

4.Процесс формирования экономической стратегии состоит из следующих этапов: исследование стратегической среды предприятияопределение стратегической цели и возможных путей ее достижениявыбор стратегического варианта, который следует реализоватьреализация выбранного стратегического варианта.

При этом на всех этапах стратегического процесса присутствует контроль адекватности действий, реализуемых предприятием, состоянию его стратегической среды. Несоответствие действий состоянию среды влечет за собой необходимость изменений, которые могут коснуться всех этапов стратегического процесса, начиная со смены способов реализации стратегии и заканчивая изменением самой стратегической цели. Это позволяет сделать вывод о значительной мобильности стратегии как процесса управления предприятием.

5.Стратегическую среду предприятия формирует множество факторов, это приводит к многообразию состояний стратегической среды, что в свою очередь, определяет существование множества стратегий, каждая из которых может быть реализована в тех или иных условиях. В теории стратегии могут быть классифицированы по различным признакам, их объединяющим. На практике же стратегия каждого предприятия уникальна, обладает своими особенностями и спецификой, поскольку ориентирована на реализацию потенциальных возможностей конкретного предприятия в конкретных условиях. Особенность экономической стратегии состоит в уникальности каждой практически реализуемой стратегии.

6.Проявление различных факторов стратегической среды предприятия достаточно разнообразно: в различных условиях действие одних и тех же факторов по-разному сказывается на функционировании предприятий, поэтому методический аппарат исследования стратегической среды требует адаптации к конкретным условиям. В настоящей работе проведено исследование стратегической среды предприятий полиграфии, что позволило выявить факторы, оказывающие наиболее сильное позитивное и негативное воздействие на предприятия отрасли.

Результатом исследования стратегической среды является выявление перспективных возможностей предприятия, определяемых его сильными и слабыми сторонами. Экономическая стратегия строится на максимально эффективном использовании сильных сторон предприятия и нейтрализации его слабостей.

7.Изучение стратегических позиций пяти полиграфических предприятий позволило выяснить, что несмотря на принадлежность к одной отрасли и относительную похожесть стратегической среды, каждому предприятию присущ свой набор сильных и слабых сторон. То есть стратегический потенциал каждого предприятия различен, а значит и стратегия, которую может реализовать одно предприятие, будет кардинально отличаться от стратегий других предприятий.

Однако исследование тенденций изменения стратегических сред полиграфических предприятий позволило выявить некоторые общие закономерности и определить перспективные стратегические направления, которые в случае адаптации их к условиям конкретного предприятия станут базовыми вариантами для формирования экономической стратегии. Это следующие направления:

— проведение реструктуризации предприятий с целью оптимизации их структурного состава через разукрупнение предприятий по видам продукции (услуг) — разумное уменьшение размеров основных фондов предприятий и изменение направленности арендодачипересмотр структуры социальной сферы;

— диверсификационный рост через выход на новые перспективные рынки продукции (услуг);

— интеграционно-диверсификационный рост через активизацию (или организацию) редакционно-издательской деятельности;

— интеграционный рост через создание собственной сбытовой сети;

— разработка и реализация функциональных стратегий: стратегии технического переоснащения, финансовой стратегии, стратегии снижения издержек.

8.Серьезной проблемой в процессе формирования экономической стратегии является оценка эффективности реализуемой стратегической деятельности и стратегических вариантов, которые предполагается реализовать.

В основе экономической стратегии предприятия лежит принцип экономически эффективного выбора. Экономически эффективным можно считать такой выбор, в результате реализации которого нельзя достичь той или иной цели или применить то или иное средство достижения этой цели без ущерба для других целей и средств соответственно. На практике осуществление одного стратегического варианта влечет за собой отказ от других вариантов. Поэтому в качестве оценочного критерия эффективности стратегии должен быть использован показатель, отражающий общую эффективность стратегии с учетом отказа от других альтернативных стратегических вариантов.

Таким критерием является экономическая прибыль, позволяющая учесть упускаемые доходы от альтернативных вариантов использования ресурсов предприятия.

9.Универсальность экономической прибыли как оценочного критерия позволяет применять ее на всех этапах стратегического процесса.

В данном исследовании рассмотрена возможность использования экономической прибыли в качестве критерия оценки текущего состояния предприятия и критерия отбора стратегических вариантов, определения их значимости для предприятия.

Исследование текущего состояния полиграфических предприятий по критерию экономической прибыли показало ежегодное сокращение практически на всех предприятиях дохода с капитала, вследствие чего можно заключить, что эффективность функционирования предприятий из года в год снижается. Связывая снижение эффективности функционирования с отсутствием у предприятий четкой проработанной программы действий на перспективу, можно сделать вывод о том, что формирование экономической стратегии предприятия является объективной необходимостью в современных условиях.

10.Поскольку экономическая стратегия — это опережение времени, возможность представить будущее состояние предприятия, его стратегической среды уже сегодня и определить пути и методы достижения этого состояния, осуществление перспективных действий в форме экономической стратегии позволит каждому предприятию эффективно адаптироваться к изменениям рыночной ситуации, что в конечном итоге определяет его конкурентоспособность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996
  2. Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1985
  3. Р. Планирование в больших экономических системах. М.: Советское радио, 1972
  4. М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 1997
  5. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989
  6. Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению /Под ред. Г. П. Иванова.М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1994
  7. В.М., Верховская О. Р. Стратегическое планирование в малом бизнесе: Учебное пособие. СПб, Изд-во СПб-го университета экономики и финансов, 1996
  8. М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. М.: Финстатинформ, 1995
  9. В.А., Рейгасс В. Я., Степанова Г. Н. Стратегический менеджмент и внутрифирменное планирование: Учебное пособие. М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1994
  10. У. Менеджмент в организации. М.: ИНФРА-М, 1997
  11. А. Стратегия маркетинга: десять шагов к успеху. Стратегия менеджмента: пять шагов к успеху. М.: АО «Интерэксперт», изд-во «Экономика», 1995
  12. В.А., Азоев Г. Л. Организация службы перспективного развития предприятия /Моск. институт управления им. С.Орджоникидзе. М.: МИУ, 1990
  13. В.А. Организация стратегического управления на предприятии. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996
  14. О.С. Стратегическое управление. М.: Изд-во МГУ, 1995
  15. Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы. Учеб./Пер. с датского А. Н. Чеканского, О. В. Рождественского. М.: Высшая школа, 1994
  16. А.П. Стратегия экономического управления предприятием: Учебное пособие. СПб.: СПбГТУ, 1993
  17. Гражданский кодекс РФ. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1997
  18. Ю.В. Стратегия развития предприятий. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992
  19. Э.Дж., Линдсей Д. Микроэкономика: Пер с англ. СПб.: Изд-во АО «Санкт-Петербург оркестр», 1994
  20. К. Введение в управленческий учет. М.: изд-во «Аудит», изд-ское объединение «ЮНИТИ», 1994
  21. B.C. Стратегия бизнеса: Учебное пособие. М. Изд-ская группа «Дело и сервис», 1998
  22. П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления (второе издание). М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1998
  23. П.С., Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг. М.: Международные отношения, 1991
  24. Н.Л. Экономика промышленного предприятия. М.: ИН-ФРА-М, 1998
  25. Я.В. и др. Моделирование стратегий развития предприятия в условиях рыночной экономики: Учебное пособие. М.: ГАУ, 1993
  26. Н.В. и др. Стратегическое планирование на предприятии: Учебное пособие. М.: ГАУ, 1993
  27. A.M. Рынок и стратегия развития предприятия. СПб.: Изд-во СПб-го университета экономики и финансов, 1993
  28. . Деловая стратегия (концепция, содержание, символы). М.: Экономика, 1991
  29. .Н., Алешина И. В. Основы стратегического управления: Учебное пособие /Гос. Академия управления им. С.Орджоникидзе. М.: ГАУ, 1993
  30. Г. Б., Тамбовцев B.JI., Качалов P.M. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М. Экономика, 1997
  31. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ./Общ. Ред. И вступ. Ст. Е. М. Пеньковой. М.: Прогресс, 1991
  32. Р. Фирма, рынок и право: Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1993
  33. А.Б., Маркушевич О. Г. Механизация управления предприятием в условиях свободной экономики. СПб.: Политехника, 1992
  34. В.Б. Ценообразование: Учебное пособие. М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1995
  35. В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой. М.: Издательская группа «Дело и сервис», 1998
  36. Д. Экономика для менеджеров. М.: Дело, 1996
  37. О.Г. Свободная экономика и управление предприятием. СПб.: Политехника, 1993
  38. А. Принципы экономической науки. В 3 т. Пер. с англ. М.: Прогресс, Универс, 1993
  39. А.Н. Стратегическое планирование деятельности фирмы на этапе перехода к рыночным отношениям. СПб, 1996
  40. К. Экономика организаций. М.: ИНФРА-М, 1996
  41. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1993
  42. Методика разработки бизнес-плана предприятия /Под общ. Ред. Б. П. Лосева, В. В. Полякова. М.: Информприбор, 1994
  43. Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия. «Экономика и жизнь» № 2, 1998
  44. Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. М.: Внешторгиздат, 1993
  45. Р. Маркетинг, ситуации и примеры /Пер. с англ. М.: Изд-во «Банки и биржи», изд-ское объединение «ЮНИТИ», 1994
  46. С.А. Учетная политика предприятия. М.: ИНФРА-М, 1995
  47. Э.В. Технико-экономический анализ хозяйственной деятельности полиграфических предприятий. М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1995
  48. Э.В., Лозинская В. Б. Финансовый анализ: Учебное пособие. М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1997
  49. В.И. Маркетинг: сущность и принципы: Учебное пособие. М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1995
  50. Перспективы развития отрасли. «Полиграфия» № 6, 1996
  51. Петров, А Н. Методология выработки стратегии развития предприятия. СПб.: Изд-во СПб-го университета экономики и финансов, 1992
  52. Петров, А Н. Стратегическое планирование развития предприятия: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПб-го университета экономики и финансов, 1993
  53. М. Международная конкуренция: Пер. с англ./Под ред. И с предисловием В. Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993
  54. Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях (в условиях рыночной экономики). М.: Международные отношения, 1993
  55. . Стратегический учет для руководителей: Пер. с англ. М.: изд-ское объединение «ЮНИТИ», 1997
  56. Сборник основных экономических показателей по отраслям деятельности. М.: Государственный комитет по печати, 1996, 1997, 1998
  57. С.Г., Азоев Г Л. Стратегия управления японских компаний. М.: НПО «Труд», 1990
  58. . Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика, 1989
  59. Теория и практика антикризисного управления. М. изд-ское объединение «ЮНИТИ», 1996
  60. Теория и практика управления в условиях становления и функционирования рыночных отношений: Под ред. В. В. Балашова. М.: ГАУ, 1993
  61. Теория фирмы: Под ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1995
  62. Типовая программа реформы предприятия. «Экономика и жизнь» № 32, 1997
  63. А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: Пер. с англ. М.: изд-ское объединение ЮНИТИ, 1997
  64. Финская аномалия. «Пресс-тайм» № 4, 1997
  65. Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. М.: .Финансы и статистика, 1992
  66. А.С. Инвестиционная стратегия, опционы и фьючерсы. М.: НИИУМЭ, 1993
  67. Экономика: Учебник /Под ред. А. С. Булатова. М.: БЕК, 1994
  68. Экономика предприятия: Учебник для вузов /В.Я.Горфинкель, Е. М. Купряков, В. П. Прасолова и др.- Под ред. Проф. В. Я. Горфинкеля, проф. Е. М. Купрякова. М.: изд-во «Банки и биржи», изд-ское объединение «ЮНИТИ», 1996
  69. Экономическое развитие России в 1997 году. «Вопросы экономики» № 3, 1998
  70. Яковлев А. Стратегическая оценка уровня монополизации производства, «Вестник статистики», № 4,1990
  71. Комитет Российской Федерации по печати Государственное предприятие
Заполнить форму текущей работой