Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Внутривузовская система управления формированием и развитием творческого потенциала студентов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Материалы диссертации использованы в качестве докладов на Международной научно-методической конференции «Инновационно-педагогические подходы в подготовке специалистов (менеджеров).» (г.Волгоград, март 2003 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные средства и технологии развития творческого потенциала студентов» (г.Самара, ноябрь 2004 г.), на 3-й Всероссийской… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов
    • 1. 1. Понятие, структура и содержание творческого потенциала студентов,
    • 1. 2. Эволюция подходов к управлению творческим потенциалом студентов.'
    • 1. 3. Методические основы исследования проблем управления формированием и развитием творческого потенциала студентов
  • Глава 2. Анализ практики формирования и развития творческого потенциала студентов
    • 2. 1. Анализ показателей и критериев оценки творческого потенциала студентов
    • 2. 2. Анализ практики формирования творческого потенциала студентов
    • 2. 3. Анализ методик и опыта развития творческого потенциала студентов
  • Глава 3. Моделирование системы управления формированием творческого потенциала студентов вуза н механизмы ее реализации как социальноэкономической системы
    • 3. 1. Модель внутривузовской системы формирования и развития творческого потенциала студентов
    • 3. 2. Принципы и механизмы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов
    • 3. 3. Экономическая эффективность механизмов системы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов

Внутривузовская система управления формированием и развитием творческого потенциала студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социально-экономические изменения в нашей стране, а также расширение и углубление межгосударственных контактов не только в сферах экономики, науки и техники, по и в гуманитарных областях, создают условия для формирования новых подходов к системе и качеству Российского образования.

В Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, утвержденной Правительством Российской Федерации, особое внимание уделяется повышению качества профессионального образования. Этот вопрос был подробно обсужден в марте этого года на встрече Президента России с представителями российского бизнеса. Наряду с основными факторами обновления профессионального образования, такими как развитие научных исследований и разработок, прогнозирование потребностей рынка, радикальное улучшение материалыю-технической базы учебных заведений, информатизация образования, оптимизация методов обучения и др., первостепенное значение уделяется повышению качества подготовки специалистов. Особо отмечено, что развивающемуся обществу нужны квалифицированные работники соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособные на рынке труда. Они должны быть компетентными, свободно владеющими своей профессией и ориентированными в смежных областях деятельности, проявлять инициативу, творчество и самостоятельность, уметь эффективно организовать работу по специальности на уровне мировых стандартов.

Чтобы добиться выполнения этих требований необходимо уделять особое внимание развитию творческого потенциала студентов, инициативы и профессиональной самостоятельности будущих специалистов.

В системе традиционного образования принято рассматривать творчество как часть познавательной активности, которая имеет лишь условное отношение к усвоению знаний или прямым обязанностям преподавателя. Считается, что преподаватель обязан дать обучаемому жестко фиксированный набор знаний и умений по определенным дисциплинам.

Однако без развития творческих способностей студента невозможно подготовить специалиста, отвечающего современным требованиям рыночной экономики.

Необходимость готовить к творчеству, развивать творческие способности молодого поколения, является объективной закономерностью развития любых общественно-экономических формаций. Без этого невозможно гармоничное развитие личности. Путь к успеху здесь проходит через творческий подход и труд, как основы любого учения и созидания. Во всех сферах образования, будь то ПТУ, колледж, техникум или ВУЗ, необходимо прививать обучающимся стремление к успеху и обучать их тому, как достичь этого успеха, как проявить творческий подход.

Подготовку к творчеству необходимо проводить, как работу по формированию опыта студентов в творческой деятельности. Его следует наращивать целенаправленно.

Это определяет острую необходимость профессионального управления системой формирования и развития творческого потенциала студентов, предполагающей создание условий для развития их творческой деятельности.

Степень разработанности проблемы.

Истоки концепций творчества мы можем найти у философов древности Гераклита, Демокрита, Сократа, Аристотеля, Сенеки, Конфуция, Платона и др. Идеи развития творческой личности мы встречаем в гуманистических взглядах Вольтера, Гёте, Руссо, трудах таких известных мировых ученых, как И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, Ф. Баррон, Дж. Гилфорд, А. Маслоу, К Родженрс, Р. Торренс и др., российских исследователей, таких как Я. А. Каменский, К. Д. Ушинский, Г. С. Батищев, С. Л. Рубинштейн и др. Проблема развития творческого потенциала личности в отечественной науке исследуется на междисциплинарном уровне. Её разработке посвящены труды крупнейших теоретиков и практиков (В.И.Андреев, Д. Б. Богоявленская, Т. В. Кудрявцев, Я. А. Пономарев и др.).

Исследованию проблем управления высшим учебным заведением как социально-экономической системой, а также различными внутривузовскими системами подготовки специалистов посвящены труды известных российских исследователей Н. И. Бабкина, Г. В. Балашова, В. В. Бойко, В. В. Бокова, Ю. С. Васильева, В. В. Глухова, С. Д. Резника, Н. Б. Татаринской и др. В истории общественной мысли существовало и существует немало исследований и трактовок, посвященных проблемам развития творчества.

Труды указанных ученых посвящены, в основном, исследованию сущности отдельных концепций, принципов и направлений развития творческого потенциала личности. Вместе с тем, ряд вопросов, касающихся системного подхода к управлению формированием и развитием творческого потенциала студентов вузов, показателей и критериев оценки творческой деятельности, экономической эффективности механизмов системы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов до настоящего времени остаются недостаточно изученными как в экономической науке, так и в практике работы вузов. Данные обстоятельства и предопределили потребность в углубленном изучении поставленной проблемы.

Методическая схема диссертационного исследования показана на рис. 1.

Цель исследования — выявление и обоснование ключевых подходов к разработке внутривузовской системы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов.

Достижение поставленной цели определило решение следующих задач:

1. Изучить и обобщить теоретические основы исследования проблем управления формированием и развитием творческого потенциала студентов вузов.

2. Уточнить и сформулировать понятие «творческий потенциал студента».

3. Выявить основные элементы структуры творческого потенциала студентов вузов, раскрыть их содержание.

4. Выполнить анализ практики управления формированием и развитием творческого потенциала студентов.

Задачи.

1 г 1 г.

Изучить и обобщить теоретические основы исследования проблем управления формированием и развитием творческого потенциала студентов Уточнить и сформулировать понятие «творческий потенциал студента» Выявить основные элементы структуры творческого потенциала студентов, раскрыть их содержание.

Г 1 V.

Выполнить анализ практики управления формированием и развитием творческого потенциала студентов Разработать и уточнить основные положения концепции внутривузовской системы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов Исследовать пути повышения эффективности управления формированием и развитием творческого потенциала студентов.

Рис. 1. Методическая схема диссертационного исследования.

5. Разработать и уточнить основные положения концепции внутривузовской системы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов.

6. Исследовать пути повышения эффективности управления формированием и развитием творческого потенциала студентов.

Предмет исследования — принципы и механизмы внутривузовской системы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов.

Объектом исследования выступает высшее учебное заведение как социально-экономическая система.

Методологическую, теоретическую и эмпирическую базу исследования составили фундаментальные и прикладные исследования в области управления в социальных и экономических системах, труды отечественных и зарубежных ученых в области управления в системе высшего образования, в частности, управления формированием и развитием творческого потенциала студента в процессе подготовки современного специалиста. В качестве нормативной базы использовались Законы РФ, Концепция модернизации образования в РФ на период до 2010 года, нормативные документы Министерства образования и науки РФ, материалы научных конференций по исследуемой проблеме. Эмпирической основой работы являются данные и выводы исследования, осуществленного автором в высших учебных заведениях Волгоградской области.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке и обосновании ключевых подходов внутривузовской системы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов:

1. Раскрыто и обосновано авторское содержание понятия творческий потенциал студента высшего учебного заведения, уточнена его структура.

2. Обоснована система показателей и критериев оценки творческого потенциала студентов.

3. Разработана модель внутривузовской системы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов высших учебных заведений.

4. Предложена апробированная автором концепция Школы профессионального творчества, как элемента внутривузовской системы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов, вскрыты резервы повышения эффективности ее работы и перспективы развития.

5. В рамках концепции разработанной системы выдвинуты и обоснованы принципы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов, предложены механизмы их реализации.

Практическая значимость исследования заключается в том, что внедрение его результатов позволит высшим учебным заведениям России решать практические задачи управления формированием и развитием творческого потенциала студентов, повышения эффективности и качества подготовки специалистов в различных отраслях рыночной экономики.

Специальность, которой соответствует диссертация.

Диссертация соответствует следующим пунктам области исследования 05.13.10 Управление в социальных и экономических системахп. 2 — «Разработка методов формализации и постановка задач управления в социальных и экономических системах" — п. 3 — «Разработка моделей описания и оценок эффективности решения задач управления и принятия решений в социальных и экономических системах" — п. 9 -«Разработка проблемно-ориентированных систем управления, принятия решений и оптимизации экономических и социальных систем».

Реализация и апробация результатов исследования.

Основные положения диссертации отражены в разработанных автором методических пособиях «Педагогическое общение, как фактор творческой активности студентов» (Быковский филиал СГУ, 1998.-44с.) — «Коллективно-позновательная деятельность студентов» (Быковский филиал СГУ, 2000.-30с.) — «Введение в специальность. Программа. Учебное пособие» (Михайловский филиал ВГПУ, 2005, — 196с.) — «Игроведение. Программа. Курс лекций» (Быковский филиал СГУ, 2000.-52с.) — «Школа Профессионального Творчества.

Устав. Программы. Учебно-методическое обеспечение." (СФ Вол. ГАСУ, 2005. 96с.) — «Обучение профессиональному творчеству» (СФ Вол. ГАСУ, 2005, 32с.) — Рабочая тетрадь к практикуму «Творчество в профессии специалиста менеджера» (СФ Вол. ГАСУ, 2006. 44с.) — Рабочая тетрадь к практикуму «Наука общения», (ВГПУ, Михайловский филиал, 2005. — 35 е.).

Материалы диссертации использованы в качестве докладов на Международной научно-методической конференции «Инновационно-педагогические подходы в подготовке специалистов (менеджеров).» (г.Волгоград, март 2003 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные средства и технологии развития творческого потенциала студентов» (г.Самара, ноябрь 2004 г.), на 3-й Всероссийской научно-практической конференции «Педагогические системы развития творчества» (г.Екатеринбург, декабрь 2004 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Креативная педагогика, как фактор развития творчества» (г.Тольятти, январь 2005 г.), на региональной конференции «Качество подготовки специалистов в ВУЗах» (г.Волгоград, октябрь 2005 г.), на научно-практической конференции «Управление качеством подготовки специалистов» (г.Волгоград, январь 2006), на IV Международной научно-практической конференции «Современные проблемы управления персоналом организации (г.Пенза, 2006 г.).

Выводы и предложения данного исследования были представлены на Втором Всероссийском конкурсе деловых идей и деловых проектов «Сотворение и созидание Будущей России!». Проект «Школа профессионального творчества» стал победителем в номинации «Проекты и идеи, направленные на развитие творчества и инноваций» (г. Москва, февраль 2006 г.).

Результаты исследования прошли апробацию в Школах профессионального творчества, созданных и успешно работающих в Современном гуманитарном университете (Быковский филиал Волгоградской обл., с 2002 г.), в Учебном научном педагогическом комплексе (г. Михайловка, с 2005 г) и в Волгоградском государственном архитектурно-строительном университете (с 2005 г.).

Публикации. Основное содержание и результаты исследования опубликованы в 9 работах общим объемом 5,3 п.л., лично автора — 2,0 п.л.

Научные результаты, выносимые на защиту:

1. Обоснование понятия творческого потенциала студентов.

2. Система показателей и критериев оценки творческого потенциала студентов вуза.

3. Количественная и качественная модель творческого потенциала выпускника вуза.

4. Концепция внутривузовской системы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов.

5. Принципы и механизмы внутривузовской системы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов.

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 189 наименований и 19 приложений. Содержит 147 страниц текста, включая 10 рисунков, 18 таблиц и 7 диаграмм.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ.

1.1. Понятие структура и содержание творческого потенциала студента.

Формирующаяся у человека внутренняя структура, в которой интегрируются его общие способности как индивида и специальные — как субъекта деятельности, составляют его потенциал. Он определяется через готовность к осуществлению разных видов деятельности и через возможность достижения прогнозируемых уровней личностного развития. В исследованиях Б. Г. Ананьева, А. Г. Ковалева, В. А. Крутецкого, А. Н. Леонтьева и др. показано, что деятельность, порождающая и организующая потенциал субъекта, имеет многоуровневый характер. Так Б. Г. Ананьев выделяет 4 уровня:

1) целостной деятельности как системы программ, операций и средств производства материальных и духовных ценностей. 2) отдельного акта действия, включающего в себя цель, мотивы и способы достижения. 3) макродвижений, на которых посредством опредмечивания и построения программ строятся действия. 4) микродвижений, из которых строятся макродвижения.

Первые 2 уровня, как утверждает Б. Г. Ананьев (7, с. 399), соответствуют рассмотрению деятельности человека как субъекта. Два последних уровня определяют деятельность человека, прежде всего, как индивида. Потенциалы субъекта деятельности, рассматриваемые на уровне индивида, представлены в общих способностях человека и выражаются в его сенсорных, перцептивных, мнемических, логических, моторных, аффективных функциях, которые И. П. Волков называет задатками. (39). Под способностями мы понимаем в данном случае трактовку C.JI. Рубинштейна: «. сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются». (138).

Тогда понятие творческого потенциала студента можно сформулировать как готовность студента к реализации своих субъективных возможностей, необходимых для создания новых, оригинальных результатов, соответствующих социальным и культурным требованиям определенного общества.

Творческой натуре свойственно разностороннее развитие: эмоциональное, интеллектуальное, физическое, нравственное, эстетическое, духовное и т. п. В настоящее время обращение к субъективному подходу в изучении психики позволяет вести продуктивный поиск факторов реализации творческого потенциала личности.

Потенциалы человека как субъекта деятельности, как целостной, самостоятельно развивающейся, самодеятельной личности, рассматриваемые на личностном уровне, выражаются в его способностях и таланте, который как высшее проявление одаренности человека, представляет собой сплав специальных способностей.

На основании проведенного теоретического исследования рассмотрим структуру творческого потенциала личности: (Рис. 2.).

Интеллектуальный компонент.

— Интеллектуально-логическиеИнтеллектуально-эвристические способности.

— «Тскучий» интеллект.

Мотиииционныи компонент.

Креативный компонент.

— Синектичсскис способности.

— Аналитические способности.

— Практически-контекстуальные способности.

— Стремление к лидерству, к высокой оценке.

— Любознательность.

Творческий потенциал студента rk’uii.

Коммуникативный компонент рганизаторские способности.

Способность к сотрудничеству.

Умение разрешать конфликты.

Мирово арен чески и компонент.

— Направленность личности.

— Понимание общественной значимости труда на благо страны.

Личностный компонент.

Моральные качества • Волевые качества.

Деловые качества.

Рис. 2. Структура творческого потенциала студента (ист.авт.).

1. Интеллектуальный компонент (интеллектуально-логический- -интеллектуально-эвристический- - текучий интеллект);

2. Креативный компонент (синектические, аналитические, практически-контекстуальные способности);

3. Мотивационный компонент (любознательность, увлеченность, стремление быть первым, в том числе в творчестве, устойчивая потребность в знаниях, стремление к признанию личных успехов окружающими);

4. Коммуникативный компонент (способность к сотрудничеству, умение организовать коллективную деятельность, способность воспринимать чужое мнение, убеждать и разрешать конфликты);

5. Мировоззренческий компонент (убежденность в правоте, способность отстаивать свою позицию, осознание ценностей и следование им, внутренняя зрелость).

6. Личностный компонент (Настойчивость, честность, прямота, открытость, непосредственность, решительность, смелость, мужество, независимость, способность к самооценке, трудолюбие и др.).

Все структурные компоненты творческого потенциала личности будущего специалиста находятся в органическом единстве, взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Рассмотрим более подробно основное содержание творческого потенциала студентов (таблица 1).

Основные интеллектуально-логические признаки: 1) умение сравнивать- 2) умение анализировать, расчленять объект познания на элементы- 3) умение выделять главное, отбрасывать второстепенное- 4) умение описывать явления, процессы, логически связно излагать свои мысли- 5) умение давать определения, устанавливать родовой признак и видовые отличия явления, предмета- 6) умение объяснять, т. е. выражать свои мысли, выделяя главное, существенное. 7) умение обосновывать.

Таблица 1.

Основное содержание компонентов творческого потенциала студентов (ист.авт.).

Компоненты творческого потенциала личности Элементы компонента Основное содержание.

1 2 Интеллектуальный Интеллектуально-логические умения: Умение сравнивать, анализировать, расчленять объект познания на элементывыделять главное, отбрасывать второстепенноеописывать явления, процессы, логически связно излагать свои мыслидавать определения, устанавливать родовой признак и видовые отличия явления, предметаобъяснять, т. е. выражать свои мысли, выделяя главное, существенное. умение обосновывать.

Интеллектуально-эвристические способности: способность генерировать идеиспособность к фантазииспособность отражать и устанавливать в сознании новые связи между компонентами творческой задачи (ассоциативное мышление) гибкость мышленияспособность к переносу знаний, умений в новые ситуации.

Текучий интеллект: lHULOOi tt) L trr,-Ь-ПОМОЩЬЮ-КОТОрЫХ-ЧгЛОвсК учится чуму-то новому. К ним относятся: скорость и результативность запоминания, индуктивное рассуждение, оперирование пространственными образами, восприятие новых связей и отношений.

Синектические способности Способность видеть проблему целиком, в новом свете, избегать привычных способов мышления и решения задач, склонность к саморегуляции и самоорганизации.

Креативный.

Умение использовать свои и чужие знания при решении проблемсклонность к анализу суждений и явлений окружающего мираумение сравнивать, сопоставлять факты делать выводы, прогнозировать результат.

Аналитические способности.

Практически-контекстуальные способности Умение передавать знания другимспособность выстроить логическую цепочку из различных знаний, создать, отобразить, спроектировать материал, «родить идею», убедить другихэмоциональность и выразительность речи, артистизм, владение мимикой, жестами, пластикой.

1 2 3 4.

3. Мотивации-оииын любознательность, интерес к творческой деятельности, пытливость ума, стремление глубже познать вновь наблюдаемое или анализируемое, способность к постановке вопросовчувство увлеченности, радости открытиястремление к творческим достижениям, стремление к лидерству, стремление к получению высокой оценки, признанию успеха в учебно-творческой деятельности.

4 Мировоззренческий общая направленность личности, наличие устойчивой идеиспособность отстаивать свою точку зрения- «прояснение ценностей"-осознание личностью своих мировоззренческих свойствотношение к избранной профессииустойчивость отношений к миру, труду, учебе, людям и к самому себе.

5 Коммуникативный умение личности устанавливать деловые отношения с окружающимиустанавливать контакты с интересными людьми с целью дополнительного обогащения и расширения знаний и кругозораорганизовать продуктивную деятельность коллектива, творческой группы с учетом индивидуальных способностей каждого члена коллективаприслушиваться к чужому мнениюумение убеждать и разрешать конфликты.

6 Личностный Моральные качества трудолюбие, принципиальность, честность, прямота, открытость, обязательность, верность слову, способность к самооценке, самокритичность.

Волевые качества энергичность, работоспособность, выдержанность, решительность, смелость, мужество, независимость, настойчивость в достижении поставленной цели.

Деловые качества инициативность, целеустремленность, самостоятельность в решении вопросов, умение и стремление взять на себя ответственность, умение беречь свое и чужое время, пунктуальность, точность, дисциплинированность, исполнительность.

Основные интеллектуально-эвристические способности: 1 Способность генерировать идеи- 2) способность к фантазии- 3) способность отражать и устанавливать в сознании новые связи между компонентами творческой задачи ассоциативное мышление) 4) гибкость мышления- 5) способность к переносу знаний, умений в новые ситуации.

Текучий интеллект — способности, с помощью которых человек учится чуму-то новому. К ним относятся: скорость и результативность запоминания, индуктивное рассуждение, оперирование пространственными образами, восприятие новых связей и отношений.

В состав креативного компонента входят: а) синектические способности видеть проблемы в новом свете и избегать привычного способа мышленияб) аналитическоие способности, позволяющей оценить, какие идеи стоят того, чтобы за них браться и их разрабатывать, а какие нети в) практически-контекстуальные способности убедить других в ценности идеи, другими словами, продать творческую идею другим. Аналитическая способность используемая при отсутствии двух других, приводит к сильно развитому критическому, но не творческому мышлению. Синектическая способность в отсутствии других двух приводит к появлению новых идей, которые не подвергаются требуемой тщательной проверке, чтобы, во-первых, оценить их потенциал и, во-вторых, заставить их работать. Развитая практически контекстуальная способность при отсутствии двух других может привести к ситуации купли-продажи определенных идей на основе не их реальной стоимости, а умения убедить кого-либо купить или продать что угодно.

Мотивационный компонент включает систему мотивов, которые выражают осознанные побуждения к деятельности, в том числе и к учебно-творческой, совокупность всех психических моментов, которыми определяется поведение человека в целом, то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершенствуется. Мотивационный компонент, обеспечивая направление на творческое усвоение знаний, включает в себя мотивы творческого усвоения и мотивы овладения умениями такого рода. Он предполагает наличие у обучаемого: 1) любознательности, интереса к творческой деятельности, которые характеризуют потребность личности в знаниях, в овладении новыми способами деятельности, проявляются в пытливости ума, в стремлении глубже познать вновь наблюдаемое или анализируемое, а также в постановке вопросов. 2) чувство увлеченности, радости открытия. 3) стремление к творческим достижениям. 4) стремление к лидерству. 5) стремление к получению высокой оценки, признанию успеха в учебно-творческой деятельности.

Формирование творческого потенциала студентов тесно связано с мотивацией. Поиски истины и способов ее достижения возможны только тогда, когда поставленная задача интересна, когда она вызывает достаточно активное побуждение к умственной деятельности. По мнению Д. Б. Богоявленской «творчество — это производное — интеллекта, преломленного через мотивационную структуру, которая тормозит (и тогда умственные способности могут дремать), либо стимулирует их проявление» (28, с. 25).

Мировоззренческий компонент определяет позицию личности в процессе деятельности и в оценке ее результатов. В качестве основных мировоззренческих свойств личности, способствующих успешности учебно-творческой деятельности, нами выделены: 1) Общая направленность личности- 2) Активность жизненной позиции- 3) Способность отстаивать свою творческую позицию основанную на знаниях и приобретенном опыте- 4) Осознание личностью своих мировоззренческих свойств («прояснение ценностей») — 5) Устойчивость отношений к миру, труду, учебе, людям и к самому себе и др.

Коммуникативный компонент включает в себя умение личности: 1) устанавливать деловые отношения с окружающими- 2) устанавливать контакты с интересными людьми с целью дополнительного обогащения и расширения знаний и кругозора- 3) организовать продуктивную деятельность коллектива, творческой группы с учетом индивидуальных способностей каждого члена коллектива- 4) прислушиваться к чужому мнению- 5) убеждать и разрешать конфликты.

Личностный компонент состоит из целого ряда личностных качеств. Это, прежде всего: 1) моральные качества (трудолюбие, принципиальность, честность, прямота, открытость, обязательность, верность слову, способность к самооценке, самокритичность) — 2) волевые качества (энергичность, работоспособность, выдержанность, решительность, смелость, мужество, независимость, настойчивость в достижении поставленной цели) — 3) деловые качества (инициативность, целеустремленность, самостоятельность в решении вопросов, умение и стремление взять на себя ответственность, самоорганизованность и умение беречь свое и чужое время, пунктуальность, точность, дисциплинированность, исполнительность и др.).

Относительно сочетания компонентов можно высказать гипотезу о том, что творчество — это нечто большее, чем просто совокупность личностных уровней, достигнутых при функционировании каждого компонента. Во-первых, для некоторых компонентов может существовать пороговый эффект (например, в знаниях) — этот порог является пределом определенного рода, поскольку, независимо от уровней, достигнутых другими компонентами, творчество в области, о которой говорящий знает очень мало или не знает ничего, просто невозможно. Во-вторых, среди компонентов возможна определенного рода компенсация, когда сила какого-то одного компонента (например, мотивация) компенсирует слабость другого (например, среды). В-третьих, компоненты могут начать взаимодействовать (например, интеллект и мотивация) — при этом подобного рода взаимодействие может привести к нелинейному увеличению эффекта.

Интерес к воспитанию творческой, активной личности привлекает многих ученых: педагогов, психологов, социологов, а с развитием рыночных отношений, и экономистов. Некоторые ученые рассматривают понятие творческой, инновационной личности как предпосылки усиления экономического роста (Э. Хаген, Д. Мак-Клеллапд) (90). Автор полагает, что творческая личность является источником не только экономического роста, но и социокультурного развития в целом. Творческая личность должна чем-то отличаться от других, и это что-то, по мнению автора, — умение взглянуть на вещи иначе, увидеть в них то, что недоступно другим: увидеть скрытый смысл в обычных явлениях, действовать, нарушая стереотипы, образцы. Такой тип личности особенно востребован в наши дни, когда в мире растет интерес именно к культурным факторам регуляции жизнедеятельности общества. Политиками, общественными деятелями, педагогами и воспитателями широко поддерживается тезис о том, что развитие человеческого потенциала, самореализация творческого начала человека — это то, что в конечном счете, детерминирует успех или крах экономического, социального или любого развития. Представляется, что способом оценки культурного потенциала личности в сложившихся условиях является именно ее способность к творчеству.

Хотя тип творческой личности кажется недостаточно распространенным в современном российском обществе, тем не менее, ряд исследователей считает, что способность творить новое свойственная большинству людей, и эта способность не является привилегией особо одаренных людей. Причем творчество трактуется не как отдельный вид деятельности, а как качество повседневной деятельности. Так, А. Моль полагает, что функции «творения» присуща всем, но у многих она со временем атрофируется.(99).

Очевидно, большую роль в сохранении творческих способностей у индивида играет среда, которая либо побуждает творить, либо убивает эти потребности. Следовательно, говоря о формировании творческого потенциала студента, надо говорить и о качествах среды, ее окружающей. Среда, окружение индивида, должна обладать толерантностью, т. е. терпимостью к чужим мнениям и убеждениям. Такая среда, постоянно пополняясь новыми ценностями, значениями и смыслами, становится открытой творчеству, только в такой среде творчество может стать закономерным повседневным явлением.

В последнее время все больше внимания в развитии личности отводится вузам: действительно, в обществе, где большая часть выпускников школ становятся студентами, резко возросла роль институтов высшего образования. В связи с этим возрастает внимание к качествам обучающей среды: какой должна быть среда, окружение индивида, атмосфера занятий, взаимодействия с преподавателем, студентами, чтобы способствовать развитию творческих способностей студента? Достаточно полной представляется модель Смирнова С. Д. Он выдвигает следующие условия: не подавлять интуицию учащегосяформировать уверенность в своих силахиспользовать положительные эмоции во время обучениястимулировать стремление учащегося к самостоятельному выбору задач, целей, средств выполнения задачпоощрять склонность к рискованному поведениюне допускать формирования конформного поведенияразвивать умение обнаруживать противоречия, формулировать ихиспользовать задачи открытого типаиспользовать проблемные методы обученияпрактиковать совместную с преподавателем исследовательскую деятельностьпоощрять стремление учащегося быть самим собой. (154).

Практика применения автором в процессе обучения студентов различных личностно-ориентированных технологий показала, что именно такие технологии наилучшим образом объединяют в себе названные условия развития творчества в обучении и создают среду, способствующую развитию творческого потенциала студентов.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Автором предложена новая трактовка понятия творческого потенциала как готовности студента к реализации своих субъективных возможностей, необходимых для создания новых, оригинальных результатов, соответствующих социальным и культурным требованиям определенного общества. Лейтмотивом этого понятия является осознанное стремление будущего специалиста-менеджера к производительному труду, творческое отношение к выполняемой работе.

2. Выработаны критерии оценки показателей творческого потенциала личности студента вуза. Предложенная формула оценки творческого потенциала позволяет полнее и качественнее судить о творческих и профессиональных перспективах будущего специалиста-менеджера.

3. На основе изучения содержания и проведенного анализа системы показателей творческого потенциала студента вуза, последующего их ранжирования по результатам экспертной оценки критериев творческого потенциала студентов разработана качественная и количественная модель творческого потенциала выпускника вуза.

4. Анализ практики управления формированием и развитием творческого потенциала студентов вуза свидетельствует о наличии значительных резервов повышения эффективности управления сложными социально-экономическими системами (экономические: связанные с наращиванием и совершенствованием учебно-методического комплекса специальности, связанные с созданием и развитием студенческих услуг и другиеорганизационные: в области создания новых развивающих структур, связанных с созданием структур студенческого самоуправления и эффективности их работы, связанных с вовлечением студентов к разработке бизнеспроектов и бизнес-планов и другиесоциальные: связанные с выполнением программы по трудоустройству выпускников, связанные с совершенствованием социальной защиты студентов и др.).

5. Предложена и обоснована модель внутривузовской системы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов, которая имеет своей целью повышение эффективности подготовки специалистов на основе максимально возможной унификации базовых общеобразовательных программ, за счет создания и развития новых технологий обучения, создания условий и возможностей для развития у обучаемых творческих способностей, формирования гармоничной личности будущего специалиста.

6. Разработаны и апробированы основные принципы и механизмы повышения эффективности внутривузовской системы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов. Как основной механизм повышения эффективности работы в этом направлении представлена Школа профессионального творчества студентов, а так же отдел мониторинга, нормативно-методическая база.

7. Разработана и реализована методика оценки экономической эффективности управления формированием и развитием творческого потенциала студентов. В рамках этих оценок обоснована необходимость развития факторов, обеспечивающих качественную подготовку специалистов-менеджеров.

8. С учетом выявленных резервов повышения эффективности управления формированием и развитием творческого потенциала студентов разработаны практические рекомендации.

9. Экспериментально на примере трех вузов подтверждена возможность интенсификации процесса развития творческого потенциала студентов, его нацеленность на достижение долгосрочной цели — подготовку конкурентоспособных специалистов.

Полученные в ходе диссертационного исследования результаты способствуют выявлению и реализации резервов в деятельности высших учебных заведений, а также позволяют более эффективно решать практические задачи формирования и развития творческого потенциала студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Системное познание мира. Методологические Проблемы//М.: Политиздат, 1985.
  2. Адаир Джон. Эффективный тайм-менеджмент. М.: Изд-во Эксмо, 2003.-256 с.
  3. Р. Планирование будущего корпорации. М., 1985
  4. JI.H. Технологии эффективного менеджмента: Учебно -практическое пособие. М.: «Издательство ПРИОР», 1998. — 288с.
  5. Алдер Гарри. Практика эффективного использования времени. -СПб.: Питер, 2002. 256 с.
  6. В.Г., Дохолян С. В. Организационное поведение: Учебное пособие. -М.: ИНФРА-М, 2004. 312 с.
  7. .Г. Человек как предмет познания. JI.: Изд-во Ленингр. Унта, 1968. 339 с.
  8. . Бизнес-процессы: инструменты совершенствования. -М.: РИА «Стандарты и качество», 2003.
  9. К. Организационное научение. М.: ИНФРА-М, 2004. -563 с.
  10. М. Стратегическое управление человеческими ресурсами: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2002. — 328 с.
  11. Г. А. Организация времени: от личной эффективности к развитию фирмы. СПб.: Питер, 2003. — 415 с.
  12. Архангельский Г. Программа «время» для руководителя.// Лидеры образования .- 2003, — № 5.
  13. К. Модернизация системы факторов экономического роста./Юбщество и экономика, — № 7−8, 2004
  14. Н.Г. Высшая школа сегодня и завтра, пути преодоления кризиса. -М.: Издательство «Экономика», 2003. -315с.
  15. Н.Г., Маливанов Н. Н., Новиков Д. С. Управление качеством в сфере образования. М.: РИА «Стандарты и качество», 2003.-256с. (с. 12−13)
  16. Н.Г. Инновационный потенциал высшей школы: анализ и оценка. М.: Экономика, 2002.
  17. А.П., Солнцева Н. В. Эффективность управления вузом и педагогический менеджмент// Высшее образование сегодня. 2002. -№ 10. — С.12−15
  18. А.П. Креативность: дорога к новым идеям / Батра (Кристофер) А.П.- Пер. с англ. А. Эмануэля // PR в России. № 3, -12−14. Советы для развития креативных навыков творческого мышления.
  19. А.А., Короткое Э. М. Системология организации: учебник / под ред. д.э.н., проф. Э. М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2000. — 182с.20
Заполнить форму текущей работой