Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Общественно-политическая роль кинематографа США во второй половине XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особое внимание автор диссертации уделял так называемым «низким» жанрам: фильмам ужасов, научно-фантастическим фильмам, триллерам, фильмам катастроф и т. п., чья роль, как правило, недооценивается исследователями. Между тем, их апеллирование к самым широким массам аудитории, а также использование аллюзий и метафор в качестве способов донести свои идеи до публики, делает эти презираемые… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Американская киноиндустрия во второй 29 половине XX века
    • 1. Общие тенденции развития американской 29 киноиндустрии во второй половине XX века
    • 2. Цензура и внутреннее регулирование киноиндустрии
  • Глава 2. Идейное содержание американской кинопродукции во 73 второй половине XX века
    • 1. Кинематограф США в переходный период (1945−1967)
    • 2. «Голливудский ренессанс»: кинематограф США в 1967- 126 1977 гг
    • 3. «Возвращение мифов»: кинематограф США в 1980-е гг
    • 4. Кинематограф США в современную эпоху
  • Глава 3. Документальное кино США

Общественно-политическая роль кинематографа США во второй половине XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования Соединенные Штаты Америки были и остаются крупнейшей кинодержавой мира, где ежегодно выпускается значительное количество фильмов, большинство из которых демонстрируется затем на экранах других государств, в том числе и России. Не является преувеличением распространенное утверждение, что основные представления об Америке и американском образе жизни у з зарубежного зрителя, не исключая российского, формируются по голливудским кинокартинам.

В современный век визуальной культуры люди, особенно молодого возраста, предпочитают получать знания из фильмов, нежели из книг и гораздо лучше воспринимают образы, сила которых значительно превосходит печатный текст. Если читатель книги имеет возможность остановиться, задуматься, вернуться к прочитанному, то зритель фильма, по крайней мере, в кинотеатре, подобной возможности лишен. Мелькающие со скоростью двадцать четыре кадра в секунду образы воздействуют на сознание зрителя гораздо сильнее, чем текст, даже если/потому что, сам зритель не отдает себе в этом отчет. Немаловажное значение при этом принимает содержание потребляемого кинопродукта, а именно его идеологическая составляющая.

Таким образом, то огромное воздействие, которое кинематограф США оказывает на миллионы зрителей в разных странах, распространяя среди них идеи социально-политического, культурного и нравственного содержания, требует подробного анализа.

Научная новизна исследования. В нашей стране специального исследования, посвященного функционированию кинематографа США в данный период фактически не существует. Несмотря на обилие литературы, попытки осмысления содержания кинопродукции и деятельности киноиндустрии Соединенных Штатов во второй половине XX века именно с исторической, а не искусствоведческой точки зрения предпринимались редко. В тех же случаях, когда это происходило многие требовавшие настоятельного разрешения вопросы не находили своего адекватного отражения.

Специфика исследования предполагает анализ кинопродукции США в контексте общего развития американской киноиндустрии, а также исторических событий, затрагивая, таким образом, основные тенденции в социально-политическом и экономическом развитии страны во второй половине XX — начале XXI веков.

Существует три общераспространенных подхода к анализу кинопродукции: жанровый (по основным жанрам — вестерн, политическая сатира, историческая драма, научная фантастика и т. д.), тематический (изображение в кино индейцев, представления о роли женщин, война во Вьетнаме и т. п.) и хронологический. Первый подход больше подходит для искусствоведческих исследований, поэтому сразу был исключен автором данной диссертационной работы. Несмотря на очевидные преимущества второго метода исследования, при его использовании возникают трудности с описанием общественно-политического фона, а также ускользают многие темы являвшиеся наиболее актуальными в тот или иной исторический отрезок (например, маккартистская «охота на ведьм», движение за гражданские права и т. п.). Тем не менее, несмотря на формальную приверженность хронологическому подходу к анализу кинопродукции, автор диссертационной работы старался по возможности сочетать оба последних метода.

Особое внимание автор диссертации уделял так называемым «низким» жанрам: фильмам ужасов, научно-фантастическим фильмам, триллерам, фильмам катастроф и т. п., чья роль, как правило, недооценивается исследователями. Между тем, их апеллирование к самым широким массам аудитории, а также использование аллюзий и метафор в качестве способов донести свои идеи до публики, делает эти презираемые большинством серьезных критиков жанры более эффективными, нежели фильмы, чей идеологический посыл очевиден и прямолинеен, а, кроме того, значительно более интересными для анализа и «раскодирования».

Еще одним сравнительным новшеством является то, что во всех случаях автор диссертационной работы указывал оригинальные названия картин, организаций и проч. В подавляющем большинстве исторических работ авторы пренебрегают английскими названиями, давая вместо них «авторский» перевод, зачастую грешащий серьезными неточностями, тем самым, вводя читателя в заблуждение и лишая его возможности самому судить о тех или иных языковых нюансах. Сказанное в особенности относится к названиям, зачастую аллюзивным и построенным на игре слов, кинопроизведений, большинство из которых, к тому же, никогда не бывали в отечественном прокате.

Исходя из стоявшей перед ним цели, автор диссертационной работы лишь в редких случаях выносил суждение о художественных достоинствах кинопроизведений и практически не затрагивал место того или иного фильма в истории кинематографа как искусства, рассматривая лишь его важность в контексте социально-политического развития США. Тем не менее, в первую очередь рассматривались именно высокохудожественные картины, ввиду их способности оказывать наиболее сильное воздействие на сознание аудитории, не ослабевающее даже после того, как затрагиваемые ими проблемы перестали являться актуальными.

Таким образом, кинофильмы анализируются не столько с точки зрения их художественных достоинств, сколько с позиции вкладывавшегося в них идейно-политического содержания, что позволяет оценить их значимость для общественно-политической жизни страны.

Такие подходы к исследованию проблемы позволяют создать объемную картину функционирования американского кинематографа во второй половине XX — начале XXI веков и понять его историческую роль в этот период.

Хронологические рамки исследования Диссертационная работа охватывает период с 1946 г., то есть с момента окончания второй мировой войны, давшей отсчет новому периоду в развитии американского кинематографа и жизни страны в целом, вплоть до конца XX века, то есть 2001 гг.

Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть сущность и характер общественно-политической роли кинематографа США во второй половине XX века, оценить степень его влияния на сознание людей и общество в целом.

Поставленная цель обеспечивает конкретные задачи исследования:

— рассмотреть особенности социально-политической ситуации в США в различные периоды развития страны;

— охарактеризовать взаимосвязь киноиндустрии с внутриполитическими процессами;

— проанализировать содержание кинопродукции, определить ее идейно-политическую роль;

— выявить задачи, стоявшие перед кинематографом и способы их реализации, проследить изменения в содержании экранных произведений на протяжении рассматриваемого периода;

— охарактеризовать состояние киноиндустрии на данный момент, выявить устойчивые тенденции и перспективы в ее развитии. Структура работы определяется целями и задачами исследования.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.

Выводы:

Документальное кино США с момента своего рождения пребывает — совершенно незаслуженно — в тени голливудской кинопродукции, которой достается основное внимание зрителей, критиков и исследователей. Между тем, именно документальное кино обладает особой ценностью для истории, поскольку фиксирует, пусть и не всегда беспристрастно, реальные события общественно-политической и культурной жизни. Кроме того, именно документальное кино первым обращает внимание общественности на актуальные проблемы современности, зачастую также выступая в роли первопроходца, разработчика и поисковика новых эстетических приемов и тем для игрового кинематографа. Благодаря телевидению, во второй половине XX века документальные фильмы получили выход на широкие слои аудитории, что, однако, не помогло превзойти им статус «бедного родственника» художественного кино. Кроме того, репутация неигрового кинематографа была в значительной степени подорвана тем, что его часто использовали в пропагандистских и манипулятивных целях. Тем не менее, перспективы данной разновидности киноискусства, в том числе и для исторических изысканий, очевидны. При правильном подходе документальные фильмы могут сообщить о своем времени больше, чем самые подробные описания (которые в не меньшей, если в не большей, степени носят субъективный характер). Информационный, просветительский и обучающий характер документалистики для современного общества также не подлежит сомнению.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Alloway, Lawrence. Violent America: The Movies, 1946−1964. New York, 1971 Atkins, Thomas R. ed., Sexuality in the Movies. Bloomington: Indiana University Press, 1975
  2. Balio, Tino, ed. The American Film Industry. Madison-London, 1985
  3. Balio, Tino (ed.). Hollywood in the Age of Television. London, Sidney,
  4. Wellington: Unwin Hyman, 1990
  5. Barnouw, Eric. Documentary: A History of the Non-fiction Film. New York, Oxford University Press, 1993
  6. Barsam, Richard Meran. Non-Fiction Film: A Critical History. New York, Dutton, 1973
  7. Bart, Peter. Who Killed Hollywood? Los Angeles: Renaissance Books, 1999. Baxter, John. Hollywood in the Sixties. New York: Macmillan, 1972 Belton, John (ed.). Movies and Mass Culture. New Brunswick: Rutgers UP, 1996.
  8. Bernardoni, James. The New Hollywood: What the Movies Did with the New
  9. Freedoms of the Seventies. Jefferson, N.C.: McFarland, 1991.
  10. Biskind, Peter. Easy Riders, Raging Bulls: How the Sex-Drugs-and-Rock-'n'
  11. Roll Generation Saved Hollywood. New York: Simon & Schuster, 1998.
  12. Biskind, Peter. Seeing is Believing: How Hollywood Taught Us to Stop
  13. Worrying and Love the Fifties. London: Pluto Press, 1983
  14. Bliss, Michael. Martin Scorsese and Michael Cimino. Metuchen, N.J.:1. Scarecrow, 1985
  15. Brode, Douglas. The Films of the Fifties. New York: Carol, 1992. Brode, Douglas. The Films of the Eighties. Secaucus: Carol, 1990.
  16. Brownstein R. The Power and the Glitter: the Hollywood-Washington Connection, New York, 1992
  17. Cagin, Seth and Philip Dray. Hollywood Films of the Seventies. New York: Harper & Row, 1984.
  18. Carmen, Ira H. Movies, Censorship, and the Law. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1966
  19. Ceplair, Larry, and Steven Englund. The Inquisition in Hollywood: Politics in the Film Community, 1930−1960. New-York, 1980
  20. Christensen, Terry. Reel Politics: American Political Movies from Birth of Nation to Platoon. New York, 1987
  21. Cook, David A. Lost Illusions: American Cinema in the Shadow of Watergate and Vietnam, 1970−1979. New York: Charles Scribner’s Sons, 2000. Corrigan, Timothy. A Cinema Without Walls: Movies and Culture After Vietnam. New Brunswick, 1991.
  22. Davies, P.J., Neve, B. Cinema, Politics, and Society in America. Manchester, 1981
  23. Dowdy, Andrew. The Films of the Fifties: The American State of Mind. New York: William Morrow, 1975
  24. Fadiman, William. Hollywood Now. New York: Liveright, 1972
  25. Farber, Stephen. The Movie Rating Game. Washington, D.C.: Public Affairs1. Press, 1972
  26. Farrell, Kirby. Post-Traumatic Culture: Injury and Interpretation in the Nineties. Baltimore: Johns Hopkins, 1998.
  27. Geist, Kenneth L. Pictures with Talk: The Life and Films of Joseph L. Mankiewicz. New York: Scribner’s, 1978
  28. Goodman, Ezra. The Fifty Year Decline and Fall of Hollywood. New York: Simon and Schuster, 1961
  29. Gow, Gordon. Hollywood in the Fifties. New York, 1971
  30. Grunzweig, Walter et al. Constructing the Eighties: Versions of an American Decade. Tubingen: G. Narr, 1992.
  31. Guback, Thomas H. The International Film Industry. Bloomington, Indiana University Press, 1969
  32. Harwood, Sarah. Family Fictions: Representations of the Family in 1980s Hollywood Cinema, London: Macmillan Press, 1997
  33. Higham, Charles. The Art of the American Film, 1900−1971. New York, 1973 Hollywood Genres: Formulas, Filmmaking and the Studio System. Philadelphia, 1981
  34. Hyams, J. War Movies. New York, 1984
  35. James, David. Allegories of Cinema: American Film in the Sixties. Princeton: Princeton University Press, 1989
  36. Kael, Pauline. I Lost in the Movies. New York: Bantam, 1969 Kael, Pauline. Kiss Kiss Bang Bang. Toronto, 1969 Kahn, Gordon. Holywood on Trial. New York: Boni & Gaer, 1948 Kanin, Garson. Hollywood. London, 1975
  37. McClure, Arthur. The Movies. An American Idiom. Rutherford, 1971 Madsen, Axel. New Hollywood. New York: Crowell, 1975 Man, Glenn. Radical Visions: American Film Renaissance, 1967−1976. Westport: Greenwood, 1994.
  38. Medved, Michael. Hollywood vs. America: Popular Culture and the War on Traditional Values, New York: Harper Perennial, 1992
  39. Mast, G, ed. The Movies in Our Midst: Documents in the Cultural History of Film in America. Chicago, 1982
  40. Miller, Mark Crispin. Seeing Through Movies. New York: Panthon, 1990. Monaco, James. American Films Now: The People, The Power, The Money, The Movies. New York: New American Library, 1984 Monaco, James. Media Culture. New-York, Delta, 1978
  41. Monaco, Paul. Ribbons in Time: Movies and Society Since 1945. Bloomington: Indiana, 1987.
  42. Monaco, Paul. The Sixties, 1960−1969. New York: Charles Scribner’s Sons, 2001.
  43. Mordden, Ethan. Medium Cool: The Movies of the Sixties. New York, 1990 Neale, Steve and Murray Smith. Contemporary Hollywood Cinema. London: Routledge, 1998.
  44. Nowlan, Robert A. The Films of the Eighties: A Complete, Qualitative Filmography. Jefferson, N.C.: McFarland, 1991.
  45. O’Brien, Tom. The Screening of America: Movies and Values from Rocky to Rain Man. New York: Continuum, 1990.
  46. Palmer, William J. Films of the Eighties: A Social History. Carbondale: Southern Illinois, 1993.
  47. Patterson, James T., Grand Expectations: Postwar America, 1945−1974, New-York, 1996
  48. Pollins, P. Hollywood as Historian: American film in a Cultural Context. Lexington, 1983
  49. Quart, Leonard, and Albert Auster. American Film and Society Since 1945. New York: Praeger, 1985
  50. Ray, Robert. A Certain Tendency of the Hollywood Cinema, 1930−1980. Princeton, New York, 1985
  51. Rogin, Michael Paul. Ronald Reagan, The Movies and Other Episodes in PoliticalDemonology. Berkeley, 1987
  52. Rosenstone, Robert A. Visions of the Past: The Challenge of Film to Our Idea of History. Cambridge: Harvard University Press, 1995.
  53. Ryan, Michael and Douglas Kellner. Camera Politica: The Politics and Ideology of Contemporary Hollywood. Bloomington: Indiana, 1988. Sayre, Nora. Running Time: Films of the Cold War. New York: Dial Press, 1982.
  54. Sklar, Robert B. Movie-Made America: A Social History of American movies. New York, 1975
  55. Slide, Anthony. The American Film Industry: A Historical Dictionary. New York, 1986
  56. Smith, Julian. Looking Away: Hollywood and Vietnam. New York: Scribner’s, 1975
  57. Spoto, Donald. Stanley Kramer: Film Maker. New York: Putnam, 1978 Squire, Jason E. The Movie Business Book. New York, London: Fireside, 1992 Staples, John, ed. The American Cinema. Washington, 1973
  58. Steiner, Gary. The People Look at Television. New York: Knopf, 1963 Sterritt, David. Mad to be Saved: The Beats, the '50s, and Film. Carbondale: Southern Illinois, 1998.
  59. Stokes, Jane C. On Screen Rivals: Cinema and Television in the United States and Britain. Basingstoke: Macmillan, 1999.
  60. Strada M, Troper H. Friend or Foe? Russians in American Film and Foreign Policy, 1933−199?.London, 1997
  61. Stuart, Frederic. The Effects of Television on the Motion Picture and Radio Industries. New York: Arno, 1975
  62. Traube, Elizabeth G. Dreaming Identities: Class, Gender, and Generation in 1980s Hollywood Movies. Boulder: Westview, 1992.
  63. Tuska, Jon. Dark Cinema: American Film Noir in Cultural Perspective. Westport, Conn.: Greenwood, 1984
  64. Tyler, Parker. Screening the Sexes: Homosexuality in the Movies. New York: Holt, Rinehart, 1972
  65. Vineberg, Steve. No Surprises, Please!: Movies in the Reagan Decade. New York: Schirmer Books, 1993.
  66. Vizzard, Jack. See No Evil: Life Inside a Hollywood Censor. New York: Simon & Schuster, 1970
  67. Vogel, Harold L. Entertainment Industry Economics: A Guide for Financial Analysis. Cambridge: Cambridge University Press, 1998
  68. Walker, Paul (ed.) Halliwell’s Film & Video Guide. London: HarperCollinsPublishers, 1998
  69. Walker, Paul (ed.) Halliwell’s Filmgoer’s Companion. London: HarperCollinsPublishers, 1998
  70. Warren, Bill. Keep Watching the Skies! American Science Fiction Movies of the Fifties. 2 vols. Jefferson, N.C.: McFarland, 1982, 1986
  71. Wasko, Janet. Hollywood in the Information Age: Beyond the Silver Screen. Cambridge: Polity Press, 1994
  72. Wood, Robin. Hollywood from Vietnam to Reagan. New York: Columbia University Press, 1986
  73. Wyatt, Justin. High Concept: Movies and Marketing in Hollywood. Austin: Texas, 1994.
Заполнить форму текущей работой