Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конструктивные особенности водолазного колокола и технология его использования в целях обеспечения безопасности спусков водолазов-глубоководников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ отечественного опыта по разработке судовых глубоководных водолазных комплексов показал, что такие комплексы разрабатывались в единичных экземплярах: для судна «Свияга» Миннефтегазпрома СССР (ГВК «Акванавт» на рабочую глубину 300 метров), а по заказу ВМФ разрабатывался ГВК — 500 для спасательного судна пр. 543 (окончание работ в 1993 г.). Работы по нему прекратились из-за отсутствия… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Анализ технических средств глубоководных водолазных комплексов, применяемых в ВМФ и народном хозяйстве
    • 1. 1. Опыт создания средств доставки водолазов при проведении глубоководных водолазных спусков
    • 1. 2. Анализ основных зарубежных и отечественных глубоководных водолазных комплексов
  • Концепция развития водолазной техники
  • Глава II. Вопросы совершенствования водолазных колоколов нового поколения
    • 2. 1. Устройства и конструкции некоторых образцов водолазных колоколов, используемые при производстве подводно-технических работ
    • 2. 2. Методика обоснования технических требований к конструкции судовых спускоподъемных устройств водолазных колоколов
    • 2. 3. Предложения по применению контрольно-измерительных приборов для обеспечения жизнедеятельности водолазов-глубоководников
    • 2. 4. Технические требования к водолазным колоколам в соответствии с международными требованиями с рабочей глубиной до 450 мет
  • Глава III. Разработка комплекса технологических мероприятий по безопасности спусков водолазов-глубоководников с использованием водолазного колокола
    • 3. L Методы работы водолазов глубоководников с использованием водолазного колокола
      • 3. 2. Разработка системы аварийного обеспечения в водолазном колоколе и действия водолазов глубоководников при возникновении аварийных с итуаци й
      • 3. 3. Методические положения по гигиеническим требованиям к составу и размещению оборудования водолазного колокола. ^ф!
      • 3. 4. Моделирование предлагаемой системы и внедрение полученных результатов

Конструктивные особенности водолазного колокола и технология его использования в целях обеспечения безопасности спусков водолазов-глубоководников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема изучения и освоения Мирового океана в настоящее время приобрела глобальный характер. Океанология, геология, изучение и освоение промыслов животного и растительного мира океана, разведка и разработка месторождений нефти и газа, других полезных ископаемых, контроль над загрязнением морей и океановаварийно-спасательные работы, поиск, классификация и подъем затонувших объектов и многое другое — далеко не полный перечень задач, которые в настоящее время решаются как для пополнения знаний человечества в теоретическом плане, так и в практическом использовании богатств морей и океанов, прибрежных и шельфовых зон.

Все это послужило принятию в нашей стране Национальной морской политики, изложенной в морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 г., которая утверждена президентом Российской Федерации от 27 июля 2001 г. Пр-1387.

Эффективность использования технических средств освоения и изучения Мирового океана во многом зависит от их возможностей, средств доставки в район использования, средств базирования, средств гидроакустической связи и др. Несмотря на получившее мощный толчок в последнее время, развитие и строительство обитаемых и необитаемых, автономных, буксируемых подводных аппаратов (ПА), использование водолазов-глубоководников для практических работ в море достаточно продуктивный экономичный способ решения задач по освоению континентального шельфа. Это обстоятельство позволяет занять глубоководному водолазному делу прочное место в комплексе работ по освоению океана, а также обеспечивает его непрерывное развитие и совершенствование в области достижения больших глубин и рационального ведения подводных работ. В связи с этим, в мире в последнее время было спроектировано и построено несколько сот глубоководных водолазных комплексов (ГВК), где водолазный колокол (ВК) и его спускоподъемное устройство (СПУ) занимает одно из ведущих мест. Проблемы, связанные с проектированием водолазных колоколов и их спускоподъемных устройств, в настоящее время в нашей стране еще не полностью решены, а конструктивные решения как отдельных элементов, так и всего ВК и СПУ в целом характеризуется значительной разнообразностью и сложностью. Методы расчета и проектирования элементов ВК и СПУ в целом отличаются комплексностью и необходимостью привлечения результатов теории корабля, гидродинамики, теории машин и механизмов, приборостроения, грузоподъемных сооружений и автоматики.

В Российской науке и практике в создании глубоководной техники видное место занимают труды ученых, водолазных специалистов, инженеров и врачей — специфизиологов. В их числе: В. М. Пашин, И. Д. Спасский, А. Ф. Маурер, С. Е. Буленков, А. Ф. Кобзарь, Н. А. Клименко, П. Н. Никольский, П. А. Максимихин, И. О. Цветайло, П. М. Грицай, В. А. Вишняков, А. И. Фигичев, ГБ. Березин, В. П. Журавлев, В. Н. Реммер, Ю. Е. Ильяш, Б. В. Капустин, Г. И. Беленицин, Л. В. Нежмаков, П. А. Боровиков, А. Г. Клепацкий, Л. М. Солодков, А. Г. Храмов, В. С. Сластен, Л. А. Орбели, Е. М. Крепс, К. А. Павловский, М. П. Бресткин, З. С. Гусинский, И. А. Александров, Н. Т. Коваль, В. В. Смолин, В. А. Гриневич, Г. М. Соколов, И. И. Афанасьев, В. В. Семко, А. ИЛисовский, В. И. Ремизов, Л. Г. Медведев, Б. А. Нессирио, В. И. Советов, Б. Н. Павлов, А. И. Дмитрук.

Актуальность работы. В последнее десятилетие в нашей стране резко сократились возможности проведения глубоководных водолазных работ, в связи с тем, что водолазная глубоководная техника к началу 90-х годов выработала свой эксплуатационный ресурс, а разработка и изготовление новых образцов прекратилась из-за отсутствия финансирования. Ключевой составляющей успешного проведения глубоководных водолазных спусков являются наличие специальных судов, оснащенных современной глубоководной водолазной техникой, и, что не менее важно наличие средств и методов обеспечения безопасности водолазных спусков.

Интенсивное развитие водолазной техники за рубежом с середины 70-х по середину 90-х годов прошлого века было вызвано широким размахом добычи полезных ископаемых (особенно газа и нефти) на морском континентальном шельфе, т. е. на глубинах до 400−500 м. В этот период усилия, главным образом, были направлены на увеличение глубины водолазных погружений и развития глубоководной техники в виде судовых водолазных комплексов и телеуправляемых или обитаемых подводных аппаратов.

Анализ отечественного опыта по разработке судовых глубоководных водолазных комплексов показал, что такие комплексы разрабатывались в единичных экземплярах: для судна «Свияга» Миннефтегазпрома СССР (ГВК «Акванавт» на рабочую глубину 300 метров), а по заказу ВМФ разрабатывался ГВК — 500 для спасательного судна пр. 543 (окончание работ в 1993 г.). Работы по нему прекратились из-за отсутствия источника финансирования. ГВК «Акванавт» спроектирован неудачно и с 1985 г. до настоящего времени не прошел приемочных испытаний. О работоспособности ГВК-500 говорить преждевременно. Однако общей отрицательной чертой его, по сравнению с «зарубежными аналогами, как и у ГВК «Акванавт», является громоздкость, большие массы (в 1,4−1,6 раза больше в сравнении с зарубежными образцами), габариты пультов управления, арматуры и приборов, более низкая точность поддержания заданных параметров дыхательной газовой среды, а также нерешенность вопроса о создании единой кабель-шланговой связки водолазного колокола, отсутствие системы возврата и очистки гелия, создания самоходного гипербарического спасательного катера и др.

События последнего времени, гибель АЛЛ «Курск» и отсутствие должного аварийно-спасательного обеспечения по оказанию помощи ее экипажу, подтвердили актуальность и высокую значимость исследований по созданию новой водолазной техники в нашей стране.

Новизна работы состоит в решении научной задачи, связанной с разработкой конструктивных особенностей водолазных колоколов, (приборов и технических устройств, размещаемых в ВК), СПУ как одной из основных частей ГВК, с созданием технологии безопасности проведения глубоководных водолазных спусковразработке конкретных предложений по улучшению существующих основных параметров ВК, что позволит обеспечить конкурентоспособность новой водолазной техники, проектируемой и изготавливаемой в России с рабочей глубиной до 450 метров.

Зарубежная специальная литература рассматривает проблему создания водолазной техники для проведения глубоководных подводно-технических работ по обеспечению добычи нефти на континентальном шельфе с позиции безопасности, эффективности и целесообразности проведения, а также технологии их выполнения, в основном, на коммерческой основе.

Российские разработки в области создания новой водолазной техники, используемой для глубоководных подводно-технических работ, в последние 10−12 лет из-за отсутствия финансирования, практически прекратились. Срок действия последнего нормативного документа (РД 39.121.92) для народного хозяйства, по проведению глубоководных водолазных спусков, истек в 1998 г.

Научно-исследовательские институты занимающиеся проблемами освоения океана, сузили тематику исследования по созданию глубоководных водолазных систем. В основном исследования проводятся в береговых условиях без испытаний в море, поэтому российская глубоководная водолазная техника стала значительно уступать зарубежным образцам. Исследования и публикации последних лет по данной проблеме сводятся к решению задач проведения водолазных работ на малых и средних глубинах и их технического обеспечения.

Анализируя отечественные и зарубежные литературные источники, нормативные и руководящие материалы, используя практические данные, автор полагает, что для аварийно-спасательного обеспечения подводных сил ВМФ в их повседневной деятельности, а также обслуживанию морских нефтепромыслов, необходимо дальнейшее совершенствование водолазной техники, создания на основе этих исследований новых образцов, не уступающих зарубежным аналогам, а по некоторым параметрам и превышающим зарубежные аналоги. Автор считает необходимым данное исследование.

Цель предлагаемого исследования заключается в решении задач по обеспечению безопасности проведения глубоководных водолазных работ с использованием ВК. Конечной целью исследования является:

• анализ отечественного и мирового опыта по созданию ВК (приборов и устройств, размещаемых в ВК), спускоподъемных устройств (СПУ);

• математическое моделирование для расчета нагрузок, обусловленных волнением моря, в упругих связях (канатах СПУ);

• выработка основных технических требований, предъявляемых к конструкции ВК, а также приборам и техническим устройствам, размещаемым в В К, в соответствии с международными стандартами;

• внедрение современных технологий в разработку технических средств обеспечения безопасности глубоководных спусков для проведения подводно-технических работ.

Объектом исследования является водолазный колокол, приборы и технические устройства, размещаемые в ВК, спускоподъемное устройство ВК, как основные части глубоководного водолазного комплекса.

Предметом исследования являются конструктивные особенности водолазного колокола и технология его использования в целях обеспечения безопасности и эффективности спусков водолазов-глубоководников с рабочей глубиной до 450 метров, в соответствии с требованиями. Регистра морского судоходства и Международных правил.

Методы исследования выбраны с учетом специфики решаемых задач, в области создания новой водолазной техники и совершенствования технологии производства глубоководных подводно-технических работ, на основе информационных технологий и системного анализа.

Предлагаемые автором исследования, методы и способы решения научно-технических задач, при оснащении ВК контрольно-измерительными приборами для поддержания заданных параметров газовой среды и микроклимата, могут быть отнесены к методологии решения задач по обеспечению жизнедеятельности водолазов-глубоководников, в технологии проведения глубоководных водолазных спусков.

При работе над диссертацией использованы проектно-конструкторская и эксплуатационная документация отечественных и зарубежных ГВК различных судов и плавсредств, требования Регистра СССР и Регистра морского судоходства Российской Федерации, Международной морской организации IMO, действующих в ВМФ и народном хозяйстве, руководящих и нормативных документов по проведению глубоководных спусков и их медицинскому обеспечению, а также материалы приемно-сдаточных испытаний и опытной эксплуатации отечественных и зарубежных ГВК.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка литературы, приложений.

Диссертация построена с учетом предлагаемого исследования на основе опыта создания водолазных колоколов, в т. ч. отечественных и зарубежных.

Предлагается концепция развития водолазных колоколов как основной части глубоководного водолазного комплекса (ГВК).

Далее предлагаются методы по обеспечению безопасности глубоководных водолазных спусков с использованием технических средств доставки водолазов-глубоководников.

Автором разработаны:

• основные технические требования, предъявляемые к конструкции ВК (приборам и техническим устройствам, размещаемым ВК), в соответствии с международными стандартами, с рабочей глубиной до 450 метров, соответствующих международному уровню;

• рекомендации по оснащению водолазных колоколов контрольно-измерительными приборами и техническими устройствами для поддержания заданных параметров газовой среды и микроклимата;

• технические требования к спускоподъемным устройствам водолазных колоколов;

• технология работы водолазов-глубоководников с использованием ВК;

• система аварийного обеспечения ВК и порядок действий водолазов-глубоководников;

• методика по обеспечению безопасности при проведении водолазных спусков методом КП и ДП;

В заключительной части исследования сформулированы выводы и результаты проведенного исследования. Результаты диссертационной работы нашли практическое применение, что подтверждается актами внедрения.

6. Результаты исследования нашли практическое применение в различных направлениях, что подтверждается актами внедрения.

Заключение

.

В процессе исследований по теме получены следующие научные результаты:

1. Дана комплексная оценка средствам доставки водолазов как составной части глубоководных водолазных комплексов и на основании этого определены направления совершенствования ВК.

2. Разработана математическая модель для расчета нагрузок под воздействием стационарного случайного возмущения, обусловленного волнением моря, в упругих связях (канатах) СПУ.

3. Разработаны технические требования к спускоподъемным устройствам ВК, что позволяет осуществлять подводный прием ВК, производить спуско-подъемные операции в экстремальных условиях при волнении моря до 7−8 баллов.

4. Исследованы устройства и конструкции отечественных и зарубежных образцов ВК, выработаны основные технические требования к ВК, в соответствии с международными стандартами, с рабочей глубиной до 450 метров, соответствующих международному уровню. Это позволит применять более экономичный метод длительного пребывания (ДП) для повышения эффективности подводно-технических работ.

5. Разработаны методические рекомендации по оснащению ГВК контрольно-измерительными приборами и техническими устройствами для поддержания заданных параметров газовой среды и микроклимата, что дает возможность на всем продолжении глубоководного спуска контролировать и поддерживать параметры газовой среды и микроклимата,.

6. Предложены высокие технологии по обеспечению безопасности глубоководных спусков с использованием ВК, для проведения подводно-технических и аварийно-спасательных работ, что значительно повышает защиту водолазов-глубоководников в экстремальных * условиях гипербарической среды и позволяет проводить подводные работы с высокой эффективностью.

7. Разработана система аварийного обеспечения в ВК и методика действий водолазов-глубоководников при возникновении аварийных ситуаций.

8. Предложена методика по конкретным действиям персонала в случае возникновения аварийных ситуаций при производстве глубоководных водолазных работ.

9. Определен состав внутреннего оборудования ВК и обоснованы требования к его размещению.

10. Предложена технология применения водяного обогрева ВК и водолазов, что позволяет осуществлять водолазные работы без переохлаждения, в комфортных условиях с температурой окружающей воды до —2°, в течении 4−5 часов и более.

11. Предложена конструкция ВК, которая обеспечивает самостоятельное аварийное всплытие (в 2-х вариантах) и нахождение водолазов в колоколе до 24″ часов, в случае возникновения аварий с невозможностью подъема ВК на поверхность.

12. Предложена система очистки газовой среды внутри ВК от диоксида углерода и дополнительной подачи кислорода на всем протяжении спуска.

13. Предложена технология системы дыхания водолазов, при нахождении их в воде, по замкнутой схеме, что обеспечивает экономию используемого дорогостоящего гелия до 90%.

14. Предложенная конструкция ВК дает возможность осуществлять спуски без давления внутри колокола в режиме наблюдательной камеры, что весьма важно для выбора технологии проведения подводно-технических работ.

Таким образом, выполненные в настоящей диссертационной работе теоретические исследования и практическое внедрение результатов, позволяют производить расчеты основных параметров при проектировании водолазных колоколов, приборов 4−5 поколения, технических устройств, размещаемых в ВК и спускоподъемных устройств ГВК, что соответствует п. 8 Инструкции ВАК.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Новый метод водолазных спусков //Спортсмен подводник: Сборник. Вып. 88/ сост. А. И. Крикуненко. М.: Патриот, 199. с. 9−12.
  2. Н.А., Караев Р. Н., Иприн Б. И. Правила технической эксплуатации глубоководных водолазных комплексов. Баку, ЭЛМ, 1999. 150 с.
  3. Т.Б., Рудаков С. С., Некрасов Б. Б. и др. Гидравлика, гидромашины и гидроприводы. М.: Машиностроение, 1982. 423 с.
  4. П.Б., Эллиотт Д. Г. Медицинские проблемы подводных погружений М.: Медицина, 1988. с. 3−118.
  5. А.И., Константинов Н. М. Примеры гидравлических расчетов. — М.: Автотрансиздат, 1962. 575 с.
  6. Бойно-Байчук О. В. Динамика спускоподъемных устройств с платформой для подводного приема плавсредств. Дис.Канд.техн.наук. Николаев, НКИ, 1983. 225 с.
  7. П.А., Боровко В. П. Человек живет под водой. Л.: Судостроение, 1974. 330 с.
  8. П.А., Самарский В. Н. Подводная техника морских нефтепромыслов. Л.: Судостроение, 1980. 176 с.
  9. .А. Определение динамических усилий в канатной проводке СПУ при подъеме плавучих грузов // Труды НКИ. Николаев, 1971 -№ 41.
  10. .А. Судовые спускоподъемные устройства. Конструкция и проектирование. Учебное пособие. Николаев: НКИ, 1979. с. 41 — 82.
  11. .А., Резчик Ю. И., Сорокин Б. Л., Хоногков Л. З. Судовые спуско-подъемные устройства. Л.: Судосроение, 1980. 173 с.
  12. Р. Глубоководные водолазные спуски и подводные работы: Пер. с англ. М.: Морской транспорт, 1940. 400 с.
  13. Дж.Кенни. Техника освоения морских глубин. Пер. с англ. А. Ф. Дашковича и Г. С. Дмитриева. Л.: Судостроение, 1977. 312 с.
  14. Н. Торз. Подъем затонувших кораблей. Пер. с англ. Дашкевич А. Ф., Дмитриева Г. С. Л.: 1985. 336 с.
  15. А.Н. Проектирование подводных аппаратов. Л.: Судостроение. 1978. 237 с.
  16. Д.Хекмен., Д.Коди. Подводный инструмент Пер. с англ. Л.: Судостроение, 1985. 128 с.
  17. В.Н., Тесленок Н. А., Панферов А. Б., Левандовский А. В. * Водолазное дело. СП.: КультИнформ Пресс. 1998. 39 с.
  18. Индифферентные газы в водолазной практике, медицине и биологии. Под общ.ред. В. М. Баранова М.: Фирма «Слово», 2000. 240 с.
  19. Исследование по оптимизации обитаемости водолазных комплексов и подводных аппаратов. Отчет по теме 87−13−224, раздел 5// Библ-ка ГНЦ РФ ИМ БП, отчет № 0−1739, 1988. 78 с.
  20. Итоги-М.:№ 41.2001. с. 14−15.
  21. Р.Н. Практикум по водолазному делу. Б.: Элм, 1999. 128 с.
  22. Каталог профессиональной техники — М.: инженерная фирма Тетис2002.156 с.
  23. Н.А., Кривошеенко Н. К., Шпакович Ф. А., Бобрицкий Т. И. Учебник водолаза. М.: Воениздат, 1956. 376 с.
  24. Клод Риффо. Будущее океан. Пер. с французского Чехотина П. С., Черняева Ж. А., Шабалина В. Н. — Л.: Гидрометеоиздат, 1978. 272 с.
  25. В.Д. Исследование и проектирование спуско-подъемных устройств с изменяемой жесткостью упругих (грузовых) связей для подъема подводных аппаратов. Дис.канд.техн.наук Николаев, НКИ, 1988. 216 с.
  26. В.Д. Экспериментальное определение вертикальных колебаний опускной платформы спуско-подъемного устройства// Совершенствование судовых устройств и гибких конструкций.: Сб.науч.тр. — Николаев НКИ, 1986. с.58−64.
  27. В.А., Левин B.C., Лукошков А. В., Серебреницкий П. П. Подводная технология. Л.: Судостроение, 1981. 240 с.
  28. А.А. Взаимодействие тел, движущихся в жидкости. Л.: Судостроение, 1972. 31 с.
  29. Е.М. К истории развития подводной физиологии в нашей стране// Физиология человека, 1975, № 6, с. 936−951.
  30. В.А. Справочник по технике освоения шельфа. Л.: Судостроение, 1983. 288 с.
  31. В.П., Нехорошее А. С., Суровкин В. Д. Водолазное дело. М.: ДОСААФ, 1971. 288 с.
  32. Материалы МВИ глубоководного водолазного комплекса «Акванавт- 300″ проект 10 470- I этап. Волгоград, 1986. 133 с.
  33. Материалы МВИ глубоководного водолазного комплекса „Акванавт- 300″ проект 10 470, II этап. Волгоград, 1986. 27 с. '
  34. Межотраслевые правила по охране труда при проведении водолазных работ. Часть 1. Правила водолазной службы Святенко А. В.,
  35. Ю.А., Головат JT.B. Ростов-на-Дону, 2001. 304 с.
  36. Межотраслевые правила по охране труда при проведении водолазных работ. Часть И. Медицинское обеспечение водолазов. Нессирио Б. А., Вишняков В. А., Медведев Л. Г., Логунов К. В., Ветош А. Н., Шишков А. Л. — СПб., 2001.202 с.
  37. И.В., Смирнов А. И., Смолин В. В. Водолазное дело- Терминологический словарь. Л.: Судостроение, 1989. 224 с.
  38. И.В., Смолин В. В. Справочник водолаза. — Л.: Судостроение, 1990.400 с.
  39. Д., Тарас А. Е. Подводный спецназ: история, операции, снаряжения, подготовка боевых плавцов. — Минск, Харвест 1999. 432 с.
  40. П. Подводные инженерные исследования. Пер. с англ. Л.:* Судостроение, 1984. 344 с.
  41. Мировой океан: Экономика и политика. Международные проблемы освоение. /Под ред. Е. М. Приманова. — М.: Мысль, 1986. 622 с.
  42. Национальная морская политика России. М.: 2001. 55 с.
  43. А.С. Меры безопасности при погружении под воду — М.: ДОСААФ, 1975.62 с.
  44. Р.А. Исследования и изыскания: Материалы к истории подводного труда с древнейших времен до наших дней. — М.: Л.: Речиздат, 1947. 284 с.
  45. Основные направления научных исследований в области медицинского обеспечения поисковых и аварийно-спасательных работ Дмитрук
  46. A.И., Донин А. П., Медведев Л. Г. СПб., 1999. 28 с.
  47. .Н., Смолин В. В., Соколов Г. М. Краткая история развития гипербарической физиологии и водолазной медицины. Справочное пособие. -М.: Фирма „Слово“, 1999. 68 с.
  48. Перечень оснащения врачебного здравпункта объекта глубоководных водолазных работ. Гарибджанов В. А., Евстропова Г. Н., Смолин
  49. B.В., Евсартия Д. Т., Берелавичус В. Ю., Соколов Г. М. М.: Минздрав СССР, 1987.24 с.
  50. Подводные дыхательные аппараты: Методические рекомендации. Окороков А. В. М.: НИИ культуры РСФСР, 1990. 90 с.
  51. Правила водолазные службы Военно-Морского флота. ПВС ВМФ — 85. Часть 1. Организация водолазного дела в ВМФ, спуски на малые и средние глубины. М.: Воёниздат, 1987. 160 с.
  52. Правила классификации и постройки обитаемых подводных аппаратов и глубоководных водолазных комплексов. СПб.: Регистр мор. судах. РФ, 1993,.269 с.
  53. Правила классификации и постройки обитаемых подводных аппаратов и глубоководных водолазных комплексов. Бюллетень изменений и дополнений № 1 СП б.: Российский морской регистр судоходства. 1996. 29 с.
  54. Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давление (ПБ10−115−96). М.: ПИО О БТ, 1996. 242 с.
  55. Прибор газового анализа вредных примесей (ПГА-ДУМ)
  56. Техническое описание и инструкция по эксплуатации 1 Д2.8040.025ТО. 1986. 25 с.
  57. Прибор газового анализа на двуокись углерода (ПГА-ДУМ) Техническое описание и инструкция по эксплуатации 1 Д2.840.032ТО — 35 с.
  58. Прибор газового анализа на кислород (ПГА-КМ) Техническое описание и инструкция по эксплуатации 1 Д2.840.031ТО Киевский завод аналитических приборов.: 1978. 17 с.
  59. Прибор газового анализа на кислород (ПГА-КМ) Технические условия ТУ 2.066−74-ЛУ. 1974. 35 с.
  60. Прибор (КГП-ДУ) Технические описания и инструкция по эксплуатации. Ра 2.084.086 ТО 1986. 195 с.
  61. Прибор (КГП-К) Технические условия ТУ 2.146−78. Киев.: 1989.'102 с.
  62. Прибор (КГС-К) Технические условия Ра 2.840.130 ФО Киев.: 1984. 39 с.
  63. Проблемы исследования и освоения мирового океана/ Под.ред. А. И. Вознесенского. -JL: Судостроение, 1979. 408 с.
  64. Профессиональное водолазное оборудование: Комплект проспектов. СПб.: Компания „АкВатекс“, 2000. 92 с.
  65. Руководство по проведению глубоководных водолазных спусков. РД 39.121.92. Соколов Г. М., Купершмид А. В., Смолин В. В. М.: Минтопэнерго России, 1992. 130 с.
  66. В.В., Ласточкин Г. И. Паваженко А.А., Бардышева О.Ф.
  67. Принципы нормирования кислорода в гипербарических искусственных газовых смесях при длительном пребывании акванавтов на глибинах до 500 м //Физиол.журн.им. И. М. Сеченова. — 1994. — Т.80, № 11. с.71−75.
  68. В .В., Ласточкин Г. И., Ремизов В. И. и др. Разработка технологии погружения водолазов на глубины до 500 метров методов длительного пребывания // Информ. Сб. Поисково-спасательной службы ВМФ. -1991.-Вып. 3(39). с. 154−159.
  69. О.М., Рыбников А. В. Водолазное дело: Справочник — СПб.: Игрек, 1996.306 с.
  70. В.В., Соколов Г. М., Павлов Б. Н. Водолазные спуски и их медицинское обеспечение. М.: фирма „Слово“, 2002.' 693 с.
  71. Г. М., Смирнов А. А. Отчет о командировке во Францию“ для обучения в фирме КОМЭКС Марсель, 1977. 130 с.
  72. А.С. О причинах дисквалификации водолазов по медицинским показателям // Обеспечение безопасности и повышение эффективности водолазных работ: Тез.докл.научн.конф. 27−28 марта 1973 г. — Л.: В мед. А им. С. М. Кирова, 1973. с. 100−102.
  73. В.П. Человек и автомат в гидросфере. Л.: Судостроение, 1974.193 с.
  74. Справочник водолаза Буленков С. Е., Маурер А. Ф., Самойлов Б. П., Тюрин В. И., Вишняков В.А./ Под ред. Е. П. Шиканова. М.: Воениздат, 1973. 473 с.
  75. Справочник Специалиста аварийно-спасательной службы ВМФ. Часть III. Водолазное дело и спецфизиология. Подводно-технические работы./ Буленков С. Е., Александров И. А., Гусинский З. С., Смолин В. В. и др./ Под ред. Н. П. Чикера. М.: Воениздат. 1968.*500 с.
  76. Е., Пепелеев В., Коробков В. Подводные аппараты: состояние и перспективы развития// Морской сборник. 1987. — № 3. с. 80−85.
  77. .Н. Исследование динамический явлений при подъеме грузов с больших глубин: Дис. Канд. Техн.наук. Николаев, НКИ, 1980. 161 с.
  78. Г. В. Организм в гелево-кисловодной среде. JL: Наука, 1989.157 с.
  79. Указание по тренировке водолазов-глубоководников. Дополнения к правилам подготовки специалистов АСС ВМФ (ППС — АСС) Соколов Г. М., Сорокин В. Г., Александров И. А. М.: Воениздат, 1977. 40 с.
  80. Физиология подводного плавания и аварийно-спасательного дела: Учебник Под.ред. И. А. Сапова JL: ВМ ед. А, 1986. 436 с.
  81. ЮО.Фигичев А. И., Васильев Ю. В., Крылов Г. К., Сытин А. В., Ястребов B.C. Аварийно-спасательные и судоподъемные средства. Л.: Судостроение,» 1979. 264 с.
  82. Ю.Н. Эффективность автономных источников энергии подводных технических средств с тепловым графитовым аккумулятором и термогенераторами Дис. канд.техн.наук.Николаев. НКИ, 1991. 183 с.
  83. Г. Подводная техника: Пер. с нем. — Л.: Судостроение, 1979.288 с.
  84. А.П., Сахаров Б. Д., Сытин Л. В. Аварии под водой. Л.: Судостроение, 1981. 144 с.
Заполнить форму текущей работой