Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Характеристики распространения пламени в метановодородовоздушной смеси и концентрация несгоревших углеводородов в отработавших газах газопоршневых двигателей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты исследования были представлены на научно-технических семинарах кафедры «Энергетические машины и системы управления» Тольяттинского государственного университета в 2010 — 2013 годах и доложены в следующих конференциях: IV Международная научно-техническая конференция «Проблемы электротехники, электроэнергетики и электротехнологии» Тольяттинский государственный университет, Тольятти… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Влияние характеристик пламени на механизм образования несгоревших углеводородов в двигателе с искровым зажиганием
    • 1. 1. Анализ основных характеристик распространения пламени в двигателе с искровым зажиганием
    • 1. 2. Современное представление о механизме образования несгоревших углеводородов в цилиндре поршневого ДВС с искровым зажиганием
      • 1. 2. 1. Механизм гашения пламени на стенках и в щелях КС
      • 1. 2. 2. Процесс погасания пламени в объеме КС
    • 1. 3. Методы исследования механизма образования несгоревших углеводородов и определения их концентраций в цилиндре двигателя
      • 1. 3. 1. Методы математического моделирования концентрации несгоревших углеводородов
      • 1. 3. 2. Эмпирические методы исследования механизма образования несгоревших углеводородов и определения их концентраций в цилиндре двигателя
    • 1. 4. Анализ методов снижения несгоревших углеводородов в поршневых двигателях с искровым зажиганием
      • 1. 4. 1. Перспективы использования водорода в качестве топлива для автомобильных двигателей
      • 1. 4. 2. Перспективы использования СПГ в качестве топлива для автомобильных двигателей
      • 1. 4. 3. Перспективы использования смеси природного газа с водородом в качестве топлива для автомобильных двигателей
  • Выводы к главе 1
  • Глава 2. Экспериментальное оборудование и методика проведения экспериментов
    • 2. 1. Экспериментальная установка
    • 2. 2. Методика проведения эксперимента
    • 2. 3. Статистическая обработка результатов испытаний
  • Глава 3. Обработка результатов испытаний
    • 3. 1. Зависимость интервала времени от начала зажигания до появления ионного тока от состава топливовоздушной смеси, величины добавляемого в нее водорода и скоростного режима двигателя
    • 3. 2. Зависимость длительности сигнала импульса ионного тока от состава топливовоздушной смеси и величины добавляемого в нее водорода
    • 3. 3. Зависимость времени возникновения в цилиндре двигателя максимума давления от состава топливовоздушной смеси и величины добавляемого в нее водорода
    • 3. 4. Зависимость ионного тока от состава топливовоздушной смеси, величины добавляемого в нее водорода и скоростного режима двигателя
    • 3. 5. Зависимость концентрации несгоревших углеводородов в отработавших газах от состава топливовоздушной смеси и величины добавляемого в нее водорода
  • Глава 4. Анализ и обобщение результатов экспериментального исследования
    • 4. 1. Средняя скорость распространения пламени в первой и основной фазах сгорания и ее зависимость от состава топливовоздушной смеси, величины добавляемого в нее водорода и скоростного режима двигателя
    • 4. 2. Электропроводность фронта пламени, как параметр процесса сгорания в цилиндре поршневого ДВС
  • Глава 5. Связь эмиссии несгоревших углеводородов с характеристиками распространения пламени
    • 5. 1. Влияние скорости распространения и ионизации пламени на концентрацию несгоревших углеводородов
    • 5. 2. Прогнозирование концентрации несгоревших углеводородов с использованием скорости распространения пламени
    • 5. 3. Оценка и расчет концентрации несгоревших углеводородов в отработавших газах двигателя с использованием характеристик распространения фронта пламени

Характеристики распространения пламени в метановодородовоздушной смеси и концентрация несгоревших углеводородов в отработавших газах газопоршневых двигателей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Устойчивый, интенсивный рост автотранспорта способствует усилению техногенного прессинга на природу и человека [26, 32, 52, 126, 201]. В настоящее время на долю автомобилей приходится больше половины всех вредных выбросов в окружающую среду, которые являются главными источниками загрязнения атмосферы в крупных городах. Выявлено, что именно несгоревшие углеводороды (СН), являющиеся канцерогенами, способствуют возникновению у человека респираторных и онкологических заболеваний [29, 53, 56, 62, 68, 147]. В связи с этим, каждый год, законодательно ужесточаются требования к концентрации СН в отработавших газах (ОГ) автомобилей. Данные меры стимулируют производителей автомобильных двигателей совершенствовать технические характеристики двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Поскольку бензиновые ДВС достигли предела своего экологического совершенства, то все больше производителей обращают внимание на двигатели, использующие в качестве топлива сжатый природный газ (СПГ) и его смесь с водородом [9, 24, 59, 109, 152−155, 166, 174−179, 183, 184]. Несмотря на большое количество исследований в данной области, до сих пор нет данных о связи эмиссии СН с характеристиками распространения пламени и с его электропроводностью. Это является необходимым условием для дальнейшего улучшения энергетических и экологических показателей газопоршневых ДВС, а также разработки (совершенствования) методов контроля СН, основанных на мониторинге ионного тока. Кроме этого, анализ современных методов расчета СН в ОГ газопоршневых двигателей, в которых не учитываются характеристики распространения пламени, выявил сильное несоответствие (более 50%) между расчетными и экспериментальными значениями. Поэтому методы расчета концентрации СН требуют серьезной доработки. Таким образом, выбранная тема исследований актуальна, как в теоретическом, так и в практическом плане.

Цель работы: снижение выбросов несгоревших углеводородов в отработавших газах газопоршневых двигателей за счет изменения характеристик распространения пламени в метановоздушной смеси.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

1. Выявить зависимость между скоростью распространения метановодоро-довоздушного пламени и концентрацией СН.

2. Определить связь между электропроводностью фронта пламени и концентрацией СН при добавлении водорода в природный газ;

3. Разработать метод оценки и расчета концентрации СН в газопоршневом двигателе, учитывающий влияние характеристик распространения пламени на эмиссию СН.

Объектом исследования является процесс сгорания углеводородного топлива с добавкой водорода в поршневом двигателе с искровым зажиганием.

Научная новизна работы заключается в следующем:

1. Впервые установлены на основе измерений скорости распространения пламени и ионного тока закономерности влияния состава топливовоздушной смеси (TBC) и доли в ней водорода на выделение СН в ДВС, работающем на природном газе. .

2. Выявлено взаимное влияние концентрации углерода в TBC и скорости распространения пламени на величину ионного тока.

3. Предложен новый метод оценки и расчета СН в ОГ газопоршневого ДВС. Показано, что предлагаемый метод позволяет определить химический состав TBC и значения характеристик распространения пламени, обеспечивающие снижение выбросов СН.

Теоретическое значение работы.

1. Показано сильное влияние процессов, происходящих в первой фазе сгорания на процессы во второй фазе сгорания топлива.

2. Установлена зависимость ионного тока от доли углерода в TBC и скорости распространения пламени.

3. Раскрыт механизм влияния химико-физических свойств TBC и характеристик распространения пламени на эмиссию СН в газопоршневом ДВС.

Практическое значение работы.

Результаты исследований могут быть использованы при проектировании и доводке ДВС, использующих в качестве топлива природный газ и его смесь с водородом (в разных соотношениях).

Методы исследования. При проведении исследований применялись экспериментальные методы, включающие стендовые испытания, методы эмпирического анализа, статистическая обработка данных и компьютерное моделирование.

Положения, выносимые на защиту.

1. Зависимость концентрации СН от средней скорости распространения пламени.

2. Результаты экспериментального исследования связи электропроводности фронта пламени с выделениями СН.

3. Метод оценки и расчета СН в ОГ двигателя, использующего в качестве топлива СПГ и его смесь с водородом (в разных соотношениях).

Достоверность полученных результатов исследования обусловлена большим объемом экспериментов, применением методов статистической обработки данных, а также сходимостью результатов экспериментов с данными других авторов.

Реализация результатов работы.

Работа выполнялась в рамках реализации ФЦП «Научные и педагогические кадры инновационной России» на 2009 — 2013 годы ГК № 14.В37.21.0152 и ГК № 14.В37.21.0308. Расчетные зависимости рекомендованы к внедрению НТЦ ОАО «АВТОВАЗ». Материалы работы применяются в учебном процессе при подготовке бакалавров и магистров по направлению 141 100 «Энергетическое машиностроение».

Апробация работы.

Результаты исследования были представлены на научно-технических семинарах кафедры «Энергетические машины и системы управления» Тольяттинского государственного университета в 2010 — 2013 годах и доложены в следующих конференциях: IV Международная научно-техническая конференция «Проблемы электротехники, электроэнергетики и электротехнологии» Тольяттинский государственный университет, Тольятти — 2012; II Международная научно-техническая конференция студентов, магистрантов, аспирантов «Энергоэффективность и энергобезопасность производственных процессов» Тольяттинский государственный университет, Тольятти — 2012; Международный научно-технический форум, посвященный 100-летию ОАО «КУЗНЕЦОВ» и 70-летию СГАУ, Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королева (национальный исследовательский университет), Самара -2012; VIII Всероссийская научно-техническая конференция «Процессы горения, теплообмена и экология тепловых двигателей», Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королева (национальный исследовательский университет), Самара — 2012; XLI научно-практическая конференция с международным участием «Неделя науки СПбГПУ», Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург — 2012; Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием «Энергои ресурсосбережение. Энергообеспечение. Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии», Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург — 2012; III Международная научно-техническая конференция «Эффективность и качество в машиностроении и приборостроении», Ка-рачевский филиал государственного университета «Госуниверситет-УНПК», Ка-рачев — 2012; IV международная научно-практическая конференция «Достижения молодых учёных в развитии инновационных процессов в экономике, науке, образовании», Брянский государственный технический университет, Брянск — 2012; Международная, научная конференция «Наука, образование, производство в решении экологических проблем», Уфимский государственный авиационный технический университет, Уфа — 2012.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 12 печатных работ, из них 1 в издании, рекомендованном ВАК.

Структура и объем диссертации

.

Диссертации состоит из введения, 5 глав, заключения, списка литературы из 227 наименований и 2 приложений. Работа изложена на 146 страницах машинописного текста, иллюстрированного 4 таблицами и 83 рисунками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Таким образом, результаты экспериментального определения характеристик распространения пламени в первой и второй фазах сгорания и степени ионизации, определяемой по величине ионного тока во фронте пламени и анализа их воздействия на концентрацию несгоревших углеводородов в отработавших газах позволяют сделать следующие выводы:

1. Определено значительное влияние скорости распространения пламени на образование несгоревших углеводородов при работе газового двигателя на бедных топливовоздушных смесях.

2. Выявлено взаимное влияние концентрации углерода в топливовоздушной смеси и скорости распространения пламени на величину ионного тока в метанои бензовоздушных смесях.

3. Выявлена динамика снижения концентрации несгоревших углеводородов с ростом ионизации пламени, определяемой по ионному току, при обеднении топливовоздушной смеси относительно стехиометрического состава. При этом, чем сильнее происходит увеличение ионного тока, тем интенсивнее снижается эмиссия несгоревших углеводородов.

4. Показана возможность использования модернизированного параметра К, пропорционального отношению нормальной скорости распространения пламени к турбулентной, для оценки влияния скоростей распространения пламени на выделение несгоревших углеводородов в бензиновых и газовых двигателях.

5. Предложен метод оценки и расчета концентрации несгоревших углеводородов, основанный на использовании характеристик распространения пламени. Показано, что предлагаемый метод позволяет определить химико-физические свойства топливовоздушной смеси и значения характеристик распространения пламени, обеспечивающие снижение выбросов несгоревших углеводородов в отработавших газах двигателя, использующего в качестве топлива природный газ и его смесь с водородом (в разных соотношениях).

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ.

БВВС — бензоводородовоздушная смесь.

ВМТ — верхняя мертвая точка.

ДВС — двигатель внутреннего сгорания.

ЗХР — зона химических реакций.

ИД — ионизационный датчик.

ИЗ — ионизационный зонд.

КС — камера сгорания.

КВД — коленчатый вал двигателя.

МВВС — метановодородовоздушная смесь.

Н/СПГ — смесь природного газа и водорода.

ОГ — отработавшие газы.

ПКВ — поворот коленчатого вала.

ПС — продукты сгорания.

СПГ — сжатый природный газ.

TBC — топливовоздушная смесь.

УОЗ — угол опережения зажигания.

СО — оксид углерода.

СН — несгоревшие углеводороды.

NMHC — неметановые углеводороды.

NOx — оксиды азота 1 1.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Ф. И. Влияние добавки водорода к природному газу на свойства смесевого топлива / Ф. И. Абрамчук, А. Н. Кабанов, Г. В. Майстренко // Сборн. труд. ХНТУ. Харьков, 2009.
  2. Автомобильные двигатели / под ред. М. С. Ховаха. М.: Машиностроение, 1977. — 591 с.
  3. , Г. С. Ионизация пламенных газов в условиях бомбы и двигателя : дис.. канд. тех. наук /Аравин Гавриил Степанович. М., 1952.
  4. , Г. С. О связи между скоростями химической ионизации и реакции горения в ламинарном пламени / Г. С. Аравин, Е. С. Семенов // Физика горения и взрыва. 1979. — № 5.
  5. , Л. Н. Некоторые особенности горения бензоводородовоз-душной смеси в цилиндре ДВС / Л. Н. Бортников // Физика горения и взрыва. -2007. № 4.
  6. , Л. Н., Оценка экономических и экологических показателей поршневых две с искровым зажиганием при их работе на смеси «бензин-водород» / Л. Н. Бортников, М. М. Русаков // Автомобильная промышленность. 2008. -№ 3. — С.11.
  7. , Д. Д. Сгорание в поршневых двигателях / Д. Д. Брозе. М.: Машиностроение, 1969. — 248 с.
  8. , А. А. Добавка водорода в метановоздушную смесь газового двигателя / А. А. Брызгалов, А. П. Шайкин. Тольятти, 2010.
  9. , С. И. Электропроводность пламени и скорость сгорания топ-ливно-воздушной смеси в двигателе с искровым зажиганием / С. И. Будаев, П. В.
  10. , В. В. Смоленский, А. П. Шайкин // Автотракторное оборудование. -2004. -№ 3. С. 42.
  11. , А. Л. Сгорание в поршневых двигателях : учебное пособие / А. Л. Буров. М.: МГИУ, 2006. — 76 с.
  12. , Г. А. Детонационные ограничения при использовании альтернативных топлив в двигателях с искровым зажиганием / Г. А. Быков // Экотехно-логии и ресурсосбережение. 1995. -№ 3. — С. 3.
  13. , В. А. Альтернативные топлива в дизелях и их влияние на рабочий процесс и экологические параметры : дис. .д-ра тех. наук / Вагнер В. А. -М., 1994.-365 с.
  14. , Ю. Горение. Физические и химические аспекты, моделирование, эксперименты, образование загрязняющих веществ / Ю. Варнатц, У. Маас, Р. Диббл- пер. с англ. Г. Л. Агафонова под ред. П. А. Власова. М.: ФИЗМАТ-ЛИТ, 2003.-352 с.
  15. , И. Л. Снижение токсичности ОГ бензинового двигателя применением добавок водорода / И. Л. Варшавский, А. И. Мищенко, А. И. Талда // Тезисы докладов на ВНПК «Защита Воздушного бассейна от загрязнения токсичными выбросами ТС». 1977.
  16. , И. И. Новое о рабочем цикле двигателей. Скорость сгорания и рабочий цикл двигателя / И. И. Вибе. Свердловск: Машгиз, 1962. — 271 с.
  17. , П. А. Методы исследования кинетики ионизации в ударных волнах / П. А. Власов, Ю. К. Карасевич, В. А. Полянский // Физико-химическая кинетика в газовой динамике. 2008. — № 2.
  18. , А. Н. Сгорание в быстроходных поршневых двигателях / А. Н. Воинов. М.: Машиностроение, 1977. — 277 с.
  19. , Ф. Г. Природный газ как моторное топливо на транспорте / Ф. Г. Гайнуллин, А. И. Гриценко. М.: Недра, 1986. — 255 с.
  20. , Ю. В. Анализ перспективы создания водородных двигателей / Ю. В. Галышев //Альтернативная энергетика и экология. 2005. — № 2. — С. 19−23.
  21. , Ю. В. Конвертирование рабочего процесса транспортных ДВС на природный газ и водород : автореф. дис.. д-ра тех. наук: 05.04.02 / Галышев Юрий Виталиевич. СПб., 2010. — 32 с.
  22. , Ю. В. Проблемы конвертирования ДВС на водородное топливо / Ю. В. Галышев, А. В. Лебедев // Тезисы докладов и сообщений. ХХХП неделя науки СПбГПУ. 2004. — С. 61−62.
  23. , У. Химия горения / У. Гардинер. М.: Мир, 1988. — 464 с.
  24. , В. 3. Влияние микродобавок водорода на токсичность бензиновых ДВС / В. 3. Гибидулин // Вестник МАНЭБК. 1998. — № 1.
  25. , В. В. Токсичность двигателей внутреннего сгорания / В. В. Горбунов, Н. Н. Патрахальцев. М.: РУДН, 1998. — 214 с.
  26. , Н. В. Повышение экологичности автомобиля путем использования малого количества водорода / Н. В. Горшков, A.C. Денисов // International scientific journal for alternative energy and ecology. 2010. — № 7.
  27. ГОСТ 8.207 76 Прямые измерения с многократными наблюдениями. Методы обработки результатов наблюдений. Основные положения. — М.: Изд-во Стандартов, 1986. — 8 с.
  28. , Ю. Ф. Снижение вредных выбросов автомобиля в эксплуатационных условиях / Ю. Ф. Гутаревич. Киев: Выща шк., 1991. — 179 с.
  29. , Н. Ф. Справочник по углеводородным топ л ивам и их продуктам сгорания / Н. Ф. Дубовкин. М.: Госэнергоиздат, 1962. — 288 с.
  30. , А. П. Метод электрических зондов Ленгмюра / А. П. Ершов. -М.: Физический факультет МГУ, 2007. 26 с.
  31. Защита атмосферы от промышленных загрязнений: пер. с англ.- под ред. С. Калверта, Г. М. Инглунда- М.: Металлургия, 1988. 760 с.
  32. , В. А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания / В. А. Звонов. М.: Машиностроение, 1981. — 154 с.
  33. , Я. Б. Математическая теория горения и взрыва / Я. Б. Зельдович, Г. И. Баренблатт, В. Б. Либрович, Г. М. Махвиладзе. М.: Наука, 1980.-478 с.
  34. , П. В. Зависимость концентрации несгоревших углеводородов в отработавших газах бензиновых ДВС от скорости распространения пламени и ионного тока : автореф. дис.. канд. тех. наук: 05.04.02 / Ивашин Павел Валентинович. Тольятти, 2004. — 17 с.
  35. , П. В. Использование ионизационного датчика, установленного в удалённой от свечи зажигания зоне камеры сгорания ДВС, для контроля сгорания / П. В. Ивашин, П. В. Коломиец // Вектор науки ТГУ. 2010. — № 3(13). — С. 82−86.
  36. , П. В. Контроль и регулирование процесса сгорания по ионному току в заключительной фазе сгорания / П. В. Ивашин, П. В. Коломиец, В. В. Смоленский, А. П. Шайкин // Известия Самарского научного центра РАН. 2005. -С. 299−305.
  37. , П. В. Электропроводность пламени и средняя скорость сгорания в заключительной фазе / П. В. Ивашин, Т. А. Прокопович, А. П. Шайкин, В. И. Строганов // Наука производству. 2004. — № 4. — С. 5−7.
  38. , П. В. Влияние добавки водорода на токсичность и экономичность ДВС с искровым зажиганием / П. В. Ивашин, В. В. Семченок, А. П. Шайкин // Инженер. Технолог. Рабочий. 2001. — № 3. — С. 22−23.
  39. , Н. Н. Ионизация в ламинарных пламенах, в кн. «Стабилизация пламени и развитие процесса сгорания в турбулентном потоке" — под ред. Г. Н. Горбунова. Оборонгиз, 1961.
  40. , Н. В. Процессы сгорания в двигателях / Н. В. Иноземцев, В. К. Кошкин. М.: Машгиз, 1949. — 344 с.
  41. Р. 3. Теория поршневых двигателей. Специальные главы: учебник для вузов / Р. 3. Кавтарадзе. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2008. — 720 с.
  42. , П. М. Перспективы становления водородной энергетики и транспорта / П. М. Канило, К. В. Костенко // Автомобильный транспорт. 2008. -№ 23.-С. 107−113.
  43. , Н. О Применении водорода в карбюраторных и дизельных двигателях / Н. О. Каштанов // Сборник научных трудов «Проблемы экономии топлива на автомобильном транспорте». 1983.
  44. , О. В. Электрический зонд в плазме / О. В. Козлов. М.: Атомиздат, 1969. — 292 с.
  45. , П. В. Влияние скорости распространения пламени на выделения оксидов азота при добавке водорода в бензиновые двигатели : автореф. дисс.. канд. тех. наук: 05.04.02 / Коломиец Павел Валерьевич. Тольятти, 2007. — 19 с.
  46. , А. Я. Процессы горения и взрыва / А. Я. Корольченко. -М.: Пожнаука, 2007. 266 с.
  47. , В. Р. Турбулентность и горение / В. Р. Кузнецов, В. А. Сабельников. -М.: Наука, 1986.
  48. , А. Р. Токсичность автомобильных и тракторных двигателей : учебное пособие / А. Р. Кульчицкий. Владимир, 2000.
  49. , А. Р. Токсичность поршневых ДВС. Образование вредных веществ при горении топлив: учебное пособие / А. Р. Кульчицкий. Владимир, 2010.-80 с.
  50. , Д. Электрические аспекты горения / Д. Лаутон, Ф. Вайберг. -М.: Энергия, 1976. 296 с.
  51. , Ю. А. Электрические зонды в плазме пониженного давления / Ю. А. Лебедев. М.: Институт нефтехимического синтеза им А. В. Топчиева РАН, 2001.-26 с.
  52. , В. Н. Экологическое воздействие автомобильных двигателей на окружающую среду / В. Н. Луканин, Ю. В. Трофименко // Итоги науки и техники. 1993. — С. 11−36.
  53. , В. Применение альтернативных топлив в двигателях внутреннего сгорания / В. Льотко, В. Н. Луканин, А. С. Хачиян. М.: МАДИ (ТУ), 2000. -311 с.
  54. , Б. Горение. Пламя и детонация в газах / Б. Льюис, Г. Эльбе- пер. с англ. под ред. К. И. Щелкина, А. А. Борисова. М.: МИР, 1968. — 592 с.
  55. , Р. Ш. Влияние добавок водорода на технико-экономические и экологические показатели газовых и дизельных двигателей: ав-тореф. дис.. канд. тех. наук: 05.04.02 / Мисбахов Ринат Шаукатович. Казань, 2010.-20 с.
  56. , А. И. Применение водорода для автомобильных двигателей / А. И. Мищенко. Киев: Наукова думка, 1984. — 143 с.
  57. , А. И. Состояние работ по исследованию водорода в качестве дополнительного топлива для автомобильных двигателей / А. И. Мищенко // Проблемы экономии топлива на автомобильном транспорте. 1983. — С. 17−27.
  58. , К. А. Токсичность автомобильных двигателей / К. А. Морозов. М.: Легион-Автодата, 2001. — 80 с.
  59. Образование и разложение загрязняющих веществ в пламени: Пер. с англ. / Ред. Н. А. Чигир. М.: Машиностроение, 1981.
  60. Одноцилиндровая универсальная установка УИТ-85 для определения октановых чисел топлив / Техническое описание и инструкция по эксплуатации.
  61. Основы практической теории горения: учебное пособие / В. В. Померанцев, К. М. Арефьев, Д. Б. Ахмедов и др.- под ред. В. В. Поиеранцева. Л.: Энергоатомиздат, 1986. — 312 с.
  62. , Д. А. Снижение выбросов углеводородов на режимах пуска и прогрева бензинового двигателя добавкой водорода в топливно-воздушную смесь : автореф. дис.. канд. тех. наук: 05.04.02 / Павлов Денис Александрович. -Тольятти, 2005. 18 с.
  63. , В. Ф. Цепно-тепловой взрыв и степень ионизации водо-родовоздушного пламени / В. Ф. Проскудин, П. Г. Бережко, В. Н. Беляев // Альтернативная энергетика и экология. 2004. — № 2. — С. 21−27.
  64. , Б. Б. Экология человека / Б. Б. Прохоров. М.: Академия, 2011.-360 с.
  65. , Ю. П. Физика газового разряда / Ю. П. Райзер. М.: Интеллект, 2009. — 736 с.
  66. , А. Ю. Исследование рабочих процессов автомобильного двигателя на бензиноводородных топливных композициях: дис.. канд. тех. наук: 05.04.02 / Раменский А. Ю. М., 1982.
  67. , А. Ю. Применение водорода на автомобильном транспорте: перспективы на российском рынке / А. Ю. Раменский, П. Б. Шелищ, С. И. Не-федкин, А. А. Рычаков, М. В. Старостин // Международный симпозиум по водородной энергетике. 2005. — С. 169−174.
  68. , М. М. Пределы стабильного сгорания обедненных бензовоз-душных смесей в ДВС при различных способах интенсификации / М. М. Русаков,
  69. О. А. Ахремочкин, В. Н. Пелипенко // Материалы XI симпозиума по горению и взрыву «Химическая физика процессов горения и взрыва. 1996.
  70. , М. М. Водород и токсичность ДВС / М. М. Русаков, Л. Н. Бортников, В. Н. Пелипенко // Международный научный семинар «Водородные технологии 21 века». СПб. — 1997.
  71. , Е. С. Исследование турбулентности в цилиндре поршневого двигателя / Е. С. Семенов, А. С. Соколик // Известия АН СССР. 1958.
  72. , В. В. Особенности процесса сгорания в бензиновых двигателях при добавке водорода в топливно-воздушную смесь : автореф. дис.. канд. тех. наук: 05.04.02 / Смоленский Виктор Владимирович. Тольятти, 2007. -20 с.
  73. , А. С. Основы теории процесса нормального сгорания в двигателях с искровым зажиганием / А. С. Соколик. М.: АН СССР, 1951.
  74. , А. С. Самовоспламенение, пламя и детонация в газах / А. С. Соколик. М.: АН СССР, 1960. — 427 с.
  75. , Е. М. Ионизация в пламени и электрическом поле / Е. М. Степанов, Б. Г. Дьячков. М.: Металлургия, 1968. — 312 с.
  76. , А. В. Основы теории горения / А. В. Талантов. М.: Машиностроение, 1975. — 251 с.
  77. , Г. Б. Повышение топливной экономичности и снижение токсичности бензиновых двигателей добавкой водорода к бензину : дис.. канд. тех. наук: 05.04.02 / Талда Геннадий Борисович. Харьков, 1984. — 213 с.
  78. , Ю. А. Исследование особенностей работы ДВС с искровым зажиганием при добавке водорода в топливовоздушную смесь : автореф. дис.. канд. тех. наук: 05.04.02 / Трелин Юрий Александрович. Волгоград, 1981.
  79. , Н. Возможность использования ионизационных датчиков в системах управления рабочим процессом ДВС : автореф. дис.. канд. тех. наук: 05.04.02 / Хайк Надим. Волгоград, 1991. — 16 с.
  80. , А. С. Использование природного газа в качестве топлива для автомобильного транспорта / А. С. Хачиян // Двигателестроение. 2002. — № 1. -С. 34−36.
  81. , Л. Н. Физика горения и взрыва / Л. Н. Хитрин. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1957. — 443 с.
  82. , В. И. Водородный двигатель / В. И. Хмыров, Б. Е. Лавров. -Алма-Ата: Наука КазССР, 1981 111 с.
  83. Чен, Ф. Электрические зонды. Диагностика плазмы / Ф. Чен- под ред. Р. Хаддлстоуна, С. М. Леонарда. М.: Мир, 1967.
  84. , А. П. Сгорание топливно-воздушной смеси вблизи стенки цилиндра двигателя с искровым зажиганием / А. П. Шайкин, И. Н. Бобровский, П. В. Ивашин, Н. А. Дурманова, Н. А. Понизов // Вектор науки ТГУ. 2010. — № 2(12). — С.52−56.
  85. , А. П. Механизм снижения несгоревших углеводородов и повышение эффективности работы при добавке водорода в топливно-воздушную смесь ДВС / А. П. Шайкин, П. В. Ивашин, В. В. Семченок // Наука производству. -2001.-№ 9.
  86. , А. П. Влияние добавки водорода на токсичность и экономичность ДВС с искровым зажиганием / А. П. Шайкин, П. В. Ивашин, В. В. Семченок // Инженер, технолог, рабочий. 2001. — № 3. — С. 22−24.
  87. , А. П. Водород и ДВС / А. П. Шайкин, М. М. Русаков, Л. Н. Бортников, А. Н. Афанасьев // Материалы международной научной конференции «Актуальные проблемы теории и практики современного двигателестроения». -2003.-С. 62−63.
  88. , А. П. Водород и автомобиль сегодня / А. П. Шайкин, М. М. Русаков, Л. Н. Бортников // Материалы международной научной конференции «Автомобиль и техносфера». 1999. — С. 33−34.
  89. , А. П. Пределы стабильного горения бензовоздушных смесей с добавками в ДВС / А. П. Шайкин, М. М. Русаков, В. Н. Пелипенко, О. А. Ахре-мочкин // Вестник Самарского аэрокосмического университета. 1999. — С. 144 148.
  90. , А. П. Взаимосвязь ионного тока, средней скорости распространения пламени в заключительной фазе сгорания и несгоревших СН / А. П. Шайкин, Н. А. Шайкина, П. В. Ивашин // Наука производству. 2004. — № 8. — С. 5−6.
  91. , Е. В. Альтернативные топлива для двигателей / Е. В. Шатров // Автомобильная промышленность. 1982. — № 2.
  92. , К. И. Газодинамика горения / К. И. Щелкин, Я. К. Трошин. -М.: АН СССР, 1963.
  93. , JI. Электрические зонды. Методы исследования плазмы / Л. Шотт- под ред. В. Лохте-Хольтгревена. М.: Мир, 1971.
  94. Abdel-Gayed, R. G. Lewis number effects on turbulent burning velocity / R. G. Abdel-Gayed, D. Bradley, N. M. Hamid, M. Lawes // 20th Symp. Comb., The Combustion Institute. 1984. — P. 505.
  95. Acharya, G. K. Alternate Fuels / G. K. Acharya // 12th Energy Summit Indian Oil & Gas Sector. 2010.
  96. Akansu, S. O. Internal combustion engines fueled by natural gas-hydrogen mixtures / S. O. Akansu, Z. Dulger, N. Kahranman, N. T. Veziroglu // International Journal of Hydrogen Energy. 2004. — № 29. — P. 1527−1539.
  97. Alkidas, A. Combustion chamber crevices: the major source of engine-out hydrocarbon emissions under fully warmed conditions / A. Alkidas // Prog. In Energy and Comb. Sci. 1999. — P. 253−273, 1999.
  98. Alliat, I. Hydrogen refuelling stations example of a safety study for a hydrogen natural gas refuelling station /1. Alliat, S. Chelhaoui, I. Perrette // WHEC 16.-2006.
  99. Andersson, I. Cylinder Pressure and ionization current modeling for spark ignited engines /1. Andersson // Doctoral thesis. 2002.
  100. Annual energy outlook 2011 with projections to 2030 11 Independent statistics & analysis. 2011.
  101. Arsie, I. Models for the prediction of performance and emission in a spark ignition engine a sequentially structured approach /1. Arsie, C. Pianese, G. Rizzo // SAE paper. — 1988. — № 980 779.
  102. Ben, L. Influence of air/fuel ratio on cyclic variation and exhaust emission in natural gas SI engine / L. Ben, N. R. Dacros, R. Truquet, G. Charnay // SAE paper. -1999.-№ 992 901.
  103. Bradley, D. How fast can we burn? / D. Bradley // 24th Symp. Comb., The Combustion Institute. 1993. — P. 247.
  104. Bruce, M. Estimation of the EGR rate in a GDI engine working in stratified mode using the ionization current / M. Bruce // Doctoral thesis. 2000.
  105. Byron, T. S. Modelling and control of automotive coldstart hydrocarbon emissions / T. S. Byron // Doctoral thesis. 2002.
  106. Bysveen, M. Engine Characteristics of Emissions and Performance Using Mixtures Natural Gas and Hydrogen / M. Bysveen // Energy. 2007. — № 32. — P. 482 489.
  107. Calcote, H. F. Studies of ionization in flames by means of langmuir probes / H. F. Calcote, I. King // Technical report. 1955.
  108. Calvert, I. Pre-chamber charge stratification of a spark ignited internal combustion engine /1. Calvert // Master of engineering. 1994.
  109. Cassidy, J. F. Emissions and total energy consumption of a multicylinder piston engine running on gasoline and a hydrogen-gasoline mixture / J. F. Cassidy // NASA technical note. 1977.
  110. Chen, Z. Effects of hydrogen addition on the propagation of spherical methane/air flames / Z. Chen // International journal of hydrogen energy. 2009. — № 34.-P. 6558−6567.
  111. Cheng, W. K. An Overview of Hydrocarbon Emissions Mechanisms in Spark-Ignition Engines / W. K. Cheng, D. Hamrin, J. B. Heywood, S. Hochgreb // SAE paper.- 1993.-№ 932 708.
  112. Cummins Westport engines run on hydrogen blended natural gas // Cummins Westport inc. 2007.
  113. Dake, A. R. Modeling and control of cold start hydrocarbon emissions / A. R. Dake // Master thesis. 2005.
  114. Degobert, P. Automobiles and pollution / P. Degobert // SAE and Editions Tech. 1995.
  115. Deltoro, A. Development and demonstration of hydrogen and compressed natural gas (H/CNG) blend transit buses / A. Deltoro, M. Frailey, F. Lynch // Technical Report NREL/TP-540−38 707. 2005.
  116. Doosje, E. Limits of mixture dilution in gas engines / E. Doosje // Doctoral thesis.-2010.
  117. El-Mahallawy, F. Fundamentals and technology of combustion / F. El-Mahallawy, S. E-Din Habik. London: Elsevier, 2002. — 862 p.
  118. Eriksson, L. Spark Advance Modeling and Control / L. Eriksson // Doctoral thesis. 1999.
  119. Eudy, L. SunLine transit agency advanced technology fuel cell bus evaluation: first results report / L. Eudy, K. Chandler // Technical Report NREL/TP-5600−50 500.-2011.
  120. Franke, A. Characterization of an electrical sensor for combustion diagnostics / A. Franke // Doctoral Thesis. 2002.
  121. Gao, Z. The relationship between ion current and temperature at the electrode gap / Z. Gao, X. Wu, C. Man, X. Meng // Applied thermal engineering. -2012.-№ 33.
  122. Gatellier, B. Hydrocarbon emissions of SI engines as influenced by fuel absorption-desorption in oil films / B. Gatellier, J. Trapy, D. Herrier, J. M. Quelin // SAE Paper. 1992. — № 920 095.
  123. Girkar, U. Hydrogen fuel cells as an alternative energy carrier / U. Girkar. 2011. — Режим доступа: http://cosmos.ucdavis.edu/archives/201 l/cluster2/Girkar Uma. pdf
  124. Graffari, A. Fuzzy control of spark advance by ion current sensing / A. Graffari, A. Shamekhi // Iranian journal of mechanical engineering. 2005. — № 2.
  125. Gzar, H. A. Pollutants emission and dispersion from flares / H. A. Gzar, K. M. Kseer // Journal of al-nahrain university. 2009. — № 12. — P. 38−57.
  126. Hafseld, U. Industrial opportunities for hydrogen and hydrogen technologies in the fuel market / U. Hafseld // Stavanger. 2009.
  127. Haidar, H. A. Combustion chamber deposit effects on hydrocarbon emissions from a spark-ignition engine / H. A. Haidar // Doctoral thesis. 1997.
  128. Hallgren, В. E. Impact of retarded spark timing on engine combustion, hydrocarbon emissions and fast catalyst light-off / В. E. Hallgren // Doctoral thesis. -2005.
  129. Hellring, M. Combustion analysis using ionization current / M. Hellring // AutoTronixs. 2007.
  130. Hellring, M. An Ion current based peak-finding algorithm for pressure peak position estimation / M. Hellring, U. Holmberg // SAE Inc. 1998. — № 00FL-587.
  131. Henein, N. Characteristics of ion current signals in compression ignition and spark ignition engines / N. Henein, W. Bryzik, A. Gupta // SAE Int. 2010. — № 3(1).-P. 260−281.
  132. Hey wood, J. B. Combustion and its modelling in spark-ignition engine / J. B. Heywood // International symposium COMODIA. 1994.
  133. Heywood, J. B. Internal combustion engine fundamentals / J. B. Heywood. New York: McGraw-Hill, 1988. — 931 p.
  134. Heywood, J. B. Hydrocarbon formation and oxidation in spark-ignition engines / J. B. Heywood, C. K. James, M. R. Joe // Final report on a research program funded by General Motors research laboratories. 1980.
  135. Hobbs, R. Hydrogen power park business opportunities concept project / R. Hobbs // Progress Report. 2005.
  136. Hodgson, J. W. Emissions and performance evaluation of a dedicated compressed natural gas saturn / J. W. Hodgson, J. D. Taylor // Technical report national renewable energy lab. 1997. — № SR-540−22 626. — P. 52.
  137. Hossein, A. Ion current simulation during the post flame period in SI engines / A. Hossein, A. Graffari // Iranian journal of chemistry & chemical engineering. 2005. — № 2.
  138. Hu, E. J. Experimental and numerical study on lean premixed methane-hydrogen-air flames at elevated pressures and temperatures / E. J. Hu, Z. H. Huang, J. He, H. Miao // International journal of hydrogen energy. 2009. — № 34. — P. 69 516 960.
  139. Hu, E. J. Experimental investigation on performance and emissions of a spark-ignition engine fuelled with natural gas-hydrogen blends combined with EGR / E. J. Hu, Z. H. Huang, B. Liu, J. J. Zheng // Hydrogen Energy. 2009. — № 34(1). — P. 528−539.
  140. Hu, E. J. Experimental study on combustion characteristics of a spark-ignition engine fueled with natural gas-hydrogen blends combining with EGR / E. J. Hu, Z. H. Huang, B. Liu, J. J. Zheng // Hydrogen Energy. 2009. — № 34(2). — P. 1035−1044.
  141. Huang, Z. H. Measurements of laminar burning velocities for natural gas-hydrogen-air mixtures / Z. H. Huang, Y. Zhang, K. Zeng, B. Liu // Combustion and Flame. 2006. — № 146. — P. 302−311.
  142. HyNor the hydrogen road of Norway / Technical report. -2011.
  143. Iacobazzi, A. Use of blends of hydrogen and natural gas in urban vehicles in the transition towards an hydrogen economy / A. Iacobazzi // WIH. 2007.
  144. Industrial opportunities for hydrogen and hydrogen technologies in the fuel market // Stavanger. 2009.
  145. Kaiadi, M. Diluted operation of a heavy-duty natural gas engine / M. Kaiadi // Master thesis. 2008.
  146. Kaiadi, M. Diluted Operation of a Heavy-duty Natural Gas Engine / M. Kaiadi // Doctoral Thesis. 2011.
  147. Kaiadi, M. Using hythane as a fuel in a 6 cylinder stoichiometric natural-gas engine / M. Kaiadi, P. Tunestal, B. Johansson // SAE Paper. 2009. — № 2(1). — P. 932−939.
  148. Kaiser, E. W. The effect of oil layers on the hydrocarbon emissions generated during closed vessel combustion / E. W. Kaiser, A. A. Adamczyk, G. A. Lavoie // Eighteenth symposium on combustion. 1981. — P. 1881−1892.
  149. Kaiser, E. W. The effect of oil layers on the hydrocarbon emissions from spark-ignited engines / E. W. Kaiser, J. A. Lorusso, G. A. Lavoie, A. A. Adamczyk // Combustion science and technology. 1982. — P. 69−73.
  150. Kahraman, N. Investigation of combustion characteristics and emissions in a spark ignition engine fuelled with natural gas-hydrogen blends / N. Kahraman // International journal of hydrogen energy. 2009. — № 34. — P. 1026−1034.
  151. Kansuwan, P. Performance and emission of a small engine operated with LPG and E20 fuels / P. Kansuwan, S. Kwankaomeng // The first TSME international conference on mechanical engineering. 2010.
  152. Karner, D. High-percentage hydrogen/CNG blend Ford F-150 operating summary / D. Karner, J. Francfort // Technical report Idaho national engineering and environmental laboratory. 2003.
  153. Keck, J. C. Turbulent flame structure and speed in spark-ignition engines / J. C. Keck // Nineteenth symposium on combustion. 1982. — P. 1451−1466.
  154. Keller, J. CNG, H2, CNG-H2 blends critical fuel properties and behaviour / J. Keller // Technical report Sandia national laboratories. 2009.
  155. Law, C. K. Combustion physics / C. K. Law. Cambridge: Cambridge university press, 2006. — 722 p.
  156. Lezanski, T. Research of flame propagation in combustion system with semi-open combustion chamber for gasoline SI engines / T. Lezanski, J. Seczyk, P. Wolansky // Journal of KONES powertrain and transport. 2011. — № 2.
  157. Linna, J. R. Contribution of oil layer mechanism to the hydrocarbon emissions from spark-ignition engines / J. R. Linna // Doctoral thesis. 1997.
  158. Literature review to examine the effect of selected fuel quality parameters on vechicle emissions // Environ EC inc. 2010.
  159. Liu, H. The influence of post-flame fuel oxidation rates on hydrocarbon emissions in SI engines / H. Liu // Doctoral thesis. 2001.
  160. Ma, F. Hydrogen-enriched compressed natural gas as a fuel for engines // F. Ma, N. Naeve, M. Wang, L. Jiang // Natural Gas. 2010. — P. 606.
  161. Ma, F. Twenty percent hydrogen-enriched natural gas transient performance research / F. Ma, Y. Wang, S. Ding, L. Jiang // Hydrogen energy. 2009. -№ 34.-P. 6523−6531.
  162. Ma, F. Experimental study on thermal efficiency and emission characteristics of a lean burn hydrogen enriched natural gas engine / F. Ma, Y. Wang, H. Q. Liu, Y. Li // Hydrogen Energy. 2007. — № 32. — P. 5067−5075.
  163. Ma, F. Study on the extension of lean operation limit through hydrogen enrichment in a natural gas spark ignition engine / F. Ma, Y. Wang // Hydrogen energy. 2008. — № 33. — P. 1416−1424.
  164. Ma, F. Influence of different volume percent hydrogen/natural gas mixtures on idle performance of a CNG engine / F. Ma, J. Wang, Y. Wang, Y. Li // Energy & Fuels.-2008.-№ 22.-P. 1880−1887.
  165. Mao, Z. HCNG in China / Z. Mao // 3rd international H fuel Forum. -2010.
  166. Merker, G. P. Combustion engines development. Mixture formation, combustion, emissions and simulation / G. P. Merker, C. Schwarz, R. Teichmann. -London: Springer, 2012. 642 p.
  167. Milton, B. E. Thermodynamics, combustion and engine / B. E. Milton. -Australia: School of mechanical and manufacturing enginering, 2005. 277 p.
  168. Monthly energy review. 2012. — № 3.
  169. Morrone, B. Numerical investigation on the effects of natural gas and hydrogen blends on engine combustion / B. Morrone, A. Unich // Hydrogen energy. -2009. № 34. — P. 4626−4634.
  170. Nanthagopal, K. Hydrogen enriched compressed natural gas a futuristic fuel for internal combustion engines / K. Nanthagopal, R. Subbarao, T. Elango, P. K. Baskar // Thermal science. — 2011. — № 4. — P. 1145−1154.
  171. Ortenzi, F. Experimental tests of blends of hydrogen and natural gas in light duty vehicles / F. Ortenzi, M. Chesisa, F. Conigli // HYSYDAYS 2nd World congress of young scientists on hydrogen energy systems. — 2007. — P. 1−11.
  172. Pal, K. Successful adoption of CNG and emerging CNG-H2 program in India / K. Pal // Technical report. 2009.
  173. Panousakis, D. Analysis of SI combustion diagnostics methodsusing ion-current sensing techniques / D. Panousakis, A. Gazis, J. Patterson, R. Chen // SAE Paper. 2006. — № 2006−01−1345.
  174. Park, C. The influences of hydrogen on the performance and emission characteristics of a heavy duty natural gas engine / C. Park // Hydrogen energy. 2011. -№ 36.-P. 3739−3745.
  175. Paul, H. Annual energy outlook 2012 / H. Paul // Independent statistics & analysis. 2012.
  176. Pearce, S. M. Hydrogen enhanced combustion / S. M. Pearce // Doctoral thesis. 2000. — 263 p.
  177. Pede, G. Test of blends of hydrogen and natural gas in a light duty vehicle / G. Pede, E. Rossi, M. Chiesa, F. Ortenzi // SAE technical paper. 2007. — № 2007−12 045.
  178. Peters, N. Turbulent combustion / N. Peters. Cambridge: Cambridge university press. — 2000. — 304 p.
  179. Radovanovic, M. S. Assessing the hydrocarbon emissions in a homogeneous direct injection spark ignited engine / M. S. Radovanovic // Master thesis. 2006.
  180. Rousseau, S. Combustion characteristics of natural gas in a lean burn spark-ignition engine / S. Rousseau, B. Lemoult, M. Tazerout // Journal of Automobile Engineering. 1999.
  181. Saanum, I. Lean burn versus stoichiometric operation with EGR and 3-way catalyst of an engine fueled with natural gas and hydrogen enriched natural gas / I. Saanum, M. Bysveen, P. Tunestal, B. Johansson // SAE Technical Paper. 2007. — № 2007−01−0015.
  182. Salazar, V. M. Unburned hydrocarbon emission mechanisms in small engines / V. M. Salazar // Doctoral thesis. 2008.
  183. Seitzman, J. Flame thickness and flame speed / J. Seitzman // Technical report. 2012.
  184. Sher, E. Handbook of air pollution from internal combustion engine. Pollutant formation and control / E. Sher. New York: Academic press, 1998. — 665 p.
  185. Sierens, R. Variable composition hydrogen/natural gas mixtures for increased engine efficiency and decreased emissions / R. Sierens, E. Rosseel // Journal of engineering for gas turbines and power. 2000.
  186. Sperling, D. Two billion cars / D. Sperling, D. Gordon. London: Oxford university press, 2009. — 320 p.
  187. Strandh, P. Ion current sensing for hcci combustion feedback / P. Strandh, M. Christensen, A. Vressner // SAE Paper. 2003. — № 2003−01−3216.
  188. State activities that promote fuel cells and hydrogen infrastructure development, Washington, DC, 2006.
  189. Subbarao, P. M. Formation and control of HC in IC engines / P. M. Subbarao // Technical report. 2004.
  190. Swain, M. R. The effects of hydrogen addition on natural gas engine operation / M. R. Swain, M. Yusuf, Z. Dulger, M. N. Swain // SAE Paper. 2003. — № 932 775.
  191. Tanaka, T. On current measurement in a homogeneous charge compression ignition engine / T. Tanaka, K. Narahara, M. Tabata, S. Yoshiyama, E. Tomita // International Journal of Engine Research. 2005. — № 6.
  192. Tharp, R. Hydrocarbon emission in homogeneous direct-injection spark engine: gasoline and gasohol / R. Tharp // Master thesis. 2008.
  193. The Norwegian hydrogen guide // Norwegian hydrogen forum. 2010.
  194. Unich, A. The impact of natural gas hydrogen blends on internal combustion engines performances and emissions / A. Unich, B. Morrone, A. Mariani // SAE paper. — 2009. — № 2009−24−0102.
  195. Vressner A. Fuel effects on ion current in an HCCI engine / A. Vressner, A. Hultqvist, P. Tunestal, B. Johansson // SAE Paper. 2005. — № 2005−01−2093.
  196. Vressner A. Studies on the load range of an HCCI engine using in-cylinder pressure, ion current and optical diagnostics / A. Vressner // Doctoral thesis. 2007.
  197. Wall, J. Effect of hydrogen enriched hydrocarbon combustion on emissions and performance / J. Wall // Technical report. 2009.
  198. Wallington, T. J. Automotive fuels and internal combustion engines: a chemical perspective / T. J. Wallington, E. W. Kaiser, J. T. Farrell // The royal society of chemistry. 2006. — № 35. — P. 335−347.
  199. Wang, S. Effect of hydrogen addition on combustion and emissions performance of a spark-ignition gasoline engine at 800 rpm and lean conditions / S. Wang // 18th World hydrogen energy conference 2010. 2010. — P. 175 — 180.
  200. Wentworth, J. T. Piston and ring variables affect exhaust hydrocarbon emissions / J. T. Wentworth // SAE paper. 1971. — № 710 587.
  201. Winkler, L. Emission measurements in natural gas flames / L. Winkler, B. Gyarmati, Z. Dobo, A. Palotas // European combustion meeting. 2009.
  202. Winkler, L. Ion current measurements in natural gas flames / L. Winkler, N. Hegman, C. Raffay, A. Palotas // European combustion meeting. 2007.
  203. Wolfrum, J. Lasers in combustion: prom basic theory to real devices / J. Wolfrum // 27th International symposium on combustion. 1998.
  204. Wolfrum, J. Investigation of extinction in unsteady flames in turbulent combustion by 2D-LIF of OH radicals and flame let analysis / J. Wolfrum, H. Becker, P. B. Monkhouse, R. S. Cant // 23rd International symposium on combustion. 1991. -P. 817.
  205. Wu, X. Experimental investigation of the effect of electrodes on the ionization current during combustion / X. Wu, Z. Gao, D. Jiang, Z. Huang // Energy & Fuels. 2008. — № 22. — P. 2941−2947.
  206. Yang, W. The chemistry controlling post combustion hydrocarbon oxidation and homogeneous charge compression ignition / W. Yang // Doctoral thesis. -2002.
  207. Yu, G. Laminar flame speeds of hydrocarbon air mixtures with hydrogen addition / G. Yu, C. K. Law, C. K. Wu // Combustion and Flame. 1986. — № 63(3). -P. 339−47.
  208. Zavala, J. C. Simplified models of engine HC emissions, exhaust temperature and catalyst temperature for automotive coldstart / J. C. Zavala, P. R. Sanketi, M. Wilcutts, T. Kaga // Fifth symposium for advances in automotive control. -2007.
  209. Zavier, C. C. Charge stratification for an internal combustion engine / C. C. Zavier // Master thesis. 1991.
  210. Zervas, E. Influence of fuel and air/fuel equivalence ratio on the emission of hydrocarbons from a SI engine / E. Zervas, X. Montagne, J. Lahaye // Fuel. 2004. -P. 2313−2321.
  211. Zhao, F. Automotive spark-ignited direct-injection gasoline engines / F. Zhao, M. C. Lai, D. L. Harrington // Progress in energy and combustion science. -1999.-№ 25.-P. 437−562.
  212. Zollinger, W. T. Cleaning up diesel and automotive exhaust with hydrogen / W. T. Zollinger // Technical report Idaho national engineering and environmental laboratory. 2007.
Заполнить форму текущей работой