Деревообрабатывающая промышленность — одна из важнейших отраслей страны. Эффективность ее функционирования зависит от многих факторов, в том числе и от эффективного анализа хозяйственной деятельности отдельных предприятий. В данной курсовой работе рассмотрен анализ отгрузки и реализации продукции на примере ОПУП (областное производственное унитарное предприятие) «Мебельщик». Сбыт продукции во многом определяет всю остальную деятельность предприятия, т.к. реализованная продукция — это средства для нового производственного цикла, на развитие предприятия и т. д., то есть без сбыта реализованной продукции вся остальная деятельность производителя бессмысленна. Анализ помогает выявить резервы предприятия по увеличению выпуска и реализации продукции, разработать мероприятия по освоению данных резервов, помогает правильно и эффективно планировать деятельность предприятия на будущие периоды и, следовательно, увеличить прибыль предприятия.
ОПУП «Мебельщик» — предприятие небольшого размера (по штатному расписанию 47 человек), ориентированное в основном на выпуск недорогой мебели и строительных материалов из древесины для населения и организаций Сморгонского района. Часть продукции, (в основном дверные полотна) идут на экспорт в Россию. Так как размеры предприятия небольшие, персонал специалистов и служащих составляет всего 12 человек. Персонал экономического отдела: гл. бухгалтер, бухгалтер, экономист, зам. директора по коммерции и маркетингу. Непосредственно анализ хозяйственной деятельности предприятия является обязанностью экономиста (Томашевской Т.Л.). Анализ отгрузки и реализации продукции на предприятии включает в себя оценку выполнения договоров по объему и ритмичности поставки, анализ динамики и выполнения плана по отгрузке и реализации, анализ реализации продукции по факторной модели.
1.Отдел сбыта и его роль в реализации продукции Процесс сбыта продукции — процесс обеспечения своевременной ее поставки в номенклатуре, количестве и в сроки, установленные планом реализации (продаж) или договорами. Это две стороны единого процесса, связанные с приобретением или реализацией, доставкой и хранением материальных ресурсов. Рациональная организация сбыта продукции способствует ускорению оборачиваемости оборотных средств, снижению издержек обращения и повышению эффективности производства.
Служба сбыта ведет ежедневный учет отгруженной продукции, выполнения плановых заданий и договорных обязательств, оформляет отгрузочные документы, необходимые для составления счетов и платежных требований. Служба сбыта предприятия, его сбытовая деятельность может быть организована по следующим направлениям:
По функциям, предусматривающим создание функциональных отделов, включающих рыночные исследования в области планирования производства и маркетинга, формирования спроса и стимулирования сбыта;
По видам товаров, требующих специфических условий производства, сбыта и обслуживания, когда создаются группы, каждая из которых занимается своим товаром (продукцией, изделием);
По рынкам, требующим выделение работников, занимающихся данной («своей») группой потребителей;