Учет основных средств и нематериальных активов
Или, например, ЗАО «ТехШвейКомплект» получило выручку от оказания услуг в сумме 1 180 000 руб. (в том числе НДС — 180 000 руб.). Себестоимость услуг составила 600 000 руб. Расходы — 170 000 руб. Готовая продукция на ЗАО «ТехШвейКомплект» учитывается по фактической производственной себестоимости и поступление ее на склад отражается следующим образом: Дебет 90, субсчет 2 «Себестоимость продаж… Читать ещё >
Содержание
- 1. Бухгалтерский учет
- 1. 1. Учет основных средств и нематериальных активов
- 1. 2. Учет производственных запасов
- 1. 3. Учет расчетов по оплате труда
- 1. 4. Учет затрат на производство продукции. Учет финансовых результатов, фондов и резервов
- 2. Экономика организации (предприятия)
- 2. 1. Имущество организации
- 2. 2. Персонал предприятия: организация и оплата труда
- 2. 3. Издержки предприятия и его финансовые результаты
- 3. Документационное обеспечение управления
- 3. 1. Документирование управленческой деятельности
- 3. 2. Организация работы с документами
- Приложения
- 1. 1. Бухгалтерский учет
- 1. 1. Учет основных средств и нематериальных активов
- Рассмотрим, как и какие первичные документы заполняются при учете некоторых, наиболее распространенных хозяйственных операций при учете основных средств на предприятии ЗАО «ТехШвейКомплект»
Движение основных средств (далее ОС) связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляются на предприятии ЗАО «ТехШвейКомплект» типовыми формами первичной учетной документации.
Прием-передача объектов между организациями для включения в состав основных средств оформляется на предприятии ЗАО «ТехШвейКомплект» следующими документами:
-по форме № ОС-1 — для объекта основных средств (кроме зданий, сооружений);
-по форме № ОС-1а — для зданий, сооружений;
-по форме № ОС-1б — для групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений).
Эти документы утверждаются и составляются в количестве не менее двух экземпляров. К акту прилагается и техническая документация, относящаяся к данным объектам.
Внутреннее перемещение основных средств на предприятии ЗАО «ТехШвейКомплект» оформляется накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма № ОС-2).
Для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации на предприятии ЗАО «ТехШвейКомплект» применяется акт о приеме-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (форма № ОС-3).
Основным регистром аналитического учета основных средств на предприятии ЗАО «ТехШвейКомплект» является инвентарная карточка учета основных средств (форма № ОС-6) и инвентарная карточка группового учета объектов основных средств (форма № ОС-6а). Для учета наличия объектов основных средств малых предприятий применяется инвентарная книга учета объектов основных средств (форма № ОС-6б).
Выбытие объекта или групп объектов основных средств, кроме автотранспортных, на предприятии ЗАО «ТехШвейКомплект» оформляется:
-актом о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) форма № ОС-4;
-актом о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных основных средств) форма № ОС-4б.
Списание грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа на предприятии ЗАО «ТехШвейКомплект» оформляется актом о списании автотранспортных средств (форма № ОС-4а).
Когда к учету принимается оборудование, не требующее монтажа, а также оборудование требующее монтажа, но предназначенное для запаса, то на предприятии ЗАО «ТехШвейКомплект» оформляется акт о приеме (поступлении) оборудования (форма № ОС-14).
При последующей передаче оборудования в монтаж заполняется акт о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма № ОС-15).
На дефекты оборудования, выявленные в процессе монтажа, наладки или испытания, а также по результатам контроля, составляется акт о выявленных дефектах оборудования (форма № ОС-16).
После приема оборудования и оформления акта о его приеме (поступлении) оборудования акт подписывается должностным лицом, осуществившем прием с расшифровкой должности, подписи, с указанием номера и даты доверенности на получение груза, Ф.И.О. лица, которое выдавало доверенность и которое получило ее.
Акт о приеме утверждается руководителем организации-грузополучателя, о чем свидетельствует его подпись с расшифровкой и указанием должности на лицевой стороне акта.
Основанием для ввода в эксплуатацию оборудования, бывшего ранее в запасе, служит качественно оформленный акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) по форме № ОС-1. При вводе в эксплуатацию объект основных средств передается на ответственное хранение материально ответственному лицу. В этот момент в акте приема (поступления) формы № ОС-14 оборудования делается отметка о передаче с указанием даты, должности МОЛ, его табельным номером, с подписью и ее расшифровкой.
Данные из формы № ОС-1 переносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств формы № ОС-6, а в форме № ОС-14 проставляется номер и дата составления инвентарной карточки.
Все сведения, перенесенные из форм №№ ОС-1, ОС-6 в форму № ОС-14, подтверждаются визой главного бухгалтера ЗАО «ТехШвейКомплект».
В учетной политики предприятия ЗАО «ТехШвейКомплект» закреплен линейный метод учета амортизации, это связано с попытками максимально сблизить бухгалтерский и налоговый учет.
Расчет амортизации и ее отражение в учете ЗАО «ТехШвейКомплект» рассмотрим на примере приобретенной в январе 2008 года швейной машины.
Учет амортизации по объектам ее начисления в ЗАО «ТехШвейКомплект» ведется в соответствии с действующим Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01, в котором определен порядок начисления амортизации основных средств.
ЗАО «ТехШвейКомплект» приобрело в январе 2008 г. швейную машину стоимостью 96 000 руб. В этом же месяце швейная машина была введена в эксплуатацию, а начисление амортизации начато с 01.02.2008. В этом же месяце в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, включена часть первоначальной стоимости в сумме 9600 руб. (10%). Эта сумма является временной налогооблагаемой разницей, которая формирует в бухгалтерском учете отложенное налоговое обязательство в сумме 2304 руб. (9600 руб. x 24%):
Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» — 2304 руб.
К-т сч. 77"Отложенные налоговые обязательства" - 2304 руб.
Срок полезного использования швейной машины был установлен ЗАО «ТехШвейКомплект» в размере 60 месяцев. В феврале в налоговом учете ЗАО «ТехШвейКомплект» была начислена амортизация в сумме 1440 руб. [(96 000 руб. — 9600 руб.): 60 мес.], а в бухгалтерском учете ежемесячная сумма амортизации составляет 1600 руб. (96 000 руб.: 60 мес.). На эту сумму разницы в бухгалтерском учете уменьшается сумма отложенного налогового обязательства в размере 38,4 руб. [(1600 руб. — 1440 руб.) x 24%].
1.2. Учет производственных запасов.
Все операции движения материалов на исследуемом предприятии осуществляет заведующий складом, являющийся материально ответственным лицом. Дисциплинарная, материальная и уголовная ответственность материально ответственных лиц определяется действующим законодательством.
Приказом по данному предприятию установлен
список должностных лиц, которым дано право затребовать материалы, разрешить их отпуск со склада. Распоряжения главного бухгалтера ЗАО «ТехШвейКомплект» в части учета материальных ценностей обязательны для заведующего складом, других материально ответственных лиц (прорабов, мастеров), должностных лиц и работников организации.
Для учета движения материалов внутри предприятия применяют однострочные или многострочные расходные накладные, которые выписываются в двух экземплярах, один из которых с распиской получателя остается на месте, а второй с распиской лица, отпускающего ценности, передается получателю ценностей. Каждый день, заведующий складом заносит данные первичных документов в программу бухгалтерского учета.
В установленные сроки заведующий складом передает все документы на поступившие и выбывшие материальные ценности в бухгалтерию организации. Сдачу приходных и расходных документов оформляют реестром в двух экземплярах.
При использовании материальных отчетов отпадает необходимость в составлении других документов на расход материалов и упрощает учет материалов в подотчете, поскольку в качестве регистров аналитического учета используются отчеты материально ответственных лиц.
На предприятии ЗАО «ТехШвейКомплект» большая часть материалов отправляется на объекты, на которых выполняются работы. За выполнение работ, и соответственно, за материалы на этом объекте отвечает мастер (материально ответственное лицо). Материально ответственные лица составляют материальные отчеты за месяц об остатках и движении материалов в подотчете и предоставляют их в двух экземплярах — в бухгалтерию и заведующему складу. В отчетах содержатся следующие сведения: наименование материала, единица измерения, остаток на начало месяца, количество материала, взятое со склада предприятия, фактически израсходованное количество материалов, остаток на конец месяца. После сдачи объекта бухгалтерия проверяет соответствие фактически израсходованного материала по материальному отчету прораба с данными акта выполненных работ на объекте.
По окончании месяца на основании данных о приобретении и заготовлении материалов бухгалтерия ЗАО «ТехШвейКомплект» должна определить:
остатки материалов в пути и материалов, не вывезенных со складов поставщиков;
данные о неотфактурованных поставках;
остатки задолженности поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам.
1.3. Учет расчетов по оплате труда
Учет расходов на оплату труда на предприятии ЗАО «ТехШвейКомплект» ведется с помощью счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», который предназначен для обобщения информации о расчетах с работниками организации по оплате труда (по всем видам оплаты труда, премиям, пособиям, пенсиям, работающим пенсионерам и другим выплатам), а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации.
По кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» отражаются суммы:
-оплаты труда, причитающиеся работникам, — в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) и других источников;
-оплаты труда, начисленные за счет образованного в установленном порядке резерва на оплату отпусков работникам и резерва вознаграждений за выслугу лет, выплачиваемого один раз в год, — в корреспонденции со счетом 96 «Резервы предстоящих расходов»;
-начисленных пособий по социальному страхованию пенсий и других аналогичных сумм — в корреспонденции со счетом 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
-начисленных доходов от участия в капитале организации и т. п. — в корреспонденции со счетом 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
По дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» отражаются выплаченные суммы оплаты труда, премий, пособий, пенсий и т. п., дходов от участия в капитале организации, а также суммы начисленных налогов, платежей по исполнительным документам и других удержаний.
Начисленные, но не выплаченные в установленный срок (из-за неявки получателей) суммы отражаются по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по депонированным суммам»).
Аналитический учет по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» ведется по каждому работнику организации ЗАО «ТехШвейКомплект».
В бухгалтерии ЗАО «ТехШвейКомплект» на основании первичных документов, табеля учета рабочего времени и других расчетов определяют сумму оплаты труда за отработанное время, а также за неотработанное, но подлежащее оплате, премии, пособия, после чего составляется расчетная ведомость (ф. № Т 51). В данном документе отдельно по каждому работнику указываются фамилия, инициалы, табельный номер, профессия, оклад, количество отработанных дней (часов), сумма начисленной оплаты раздельно по видам оплат (в т. ч. стоимость социальных и материальных благ), произведенные удержания и зачеты, сумма к выплате. Данный расчетной ведомости переносятся в платежную, по которой выдается зарплата.