Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические механизмы влияния и взаимовлияние в процессе общения руководителя и подчиненного

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Данная работа концентрирует внимание на проблемах власти и влияния, чтобы заложить основу для более широкой дискуссии по концепции лидерства и руководства. В той же степени, в какой делегированные полномочия определяют компетенцию руководителя в формальной организации, так и диапазон власти какого-то лица определяет его или ее возможности в неформальных и формальных взаимоотношениях. Многие… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Руководство — это способность руководителя оказывать влияние
    • 1. 1. Руководство, полномочия и власть
    • 1. 2. Лидерство как способность влияния на личность и группу
    • 1. 3. Влияние и власть
  • Глава 2. Способы и механизмы психологического воздействия
    • 2. 1. Методы воздействия
    • 2. 2. Психологические механизмы воздействия
    • 2. 3. Разновидности влияния
    • 2. 4. Взаимодействие и взаимовлияние в процессе общения
  • Глава 3. Влияние и взаимовлияние в процессе общения руководителя и подчиненного (на базе вагонного депо г. Уссурийска)
    • 3. 1. Общая характеристика вагонного депо г. Уссурийска
    • 3. 2. Организационная структура управления и влияния на предприятии
  • Заключение
  • Список используемой литературы
  • Приложения

Психологические механизмы влияния и взаимовлияние в процессе общения руководителя и подчиненного (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Формальные организации могут оказывать сильное влияние на поведение отдельного человека и на эффективность организации. Руководитель должен направлять усилия группы и личности на выполнение общих задач, даже когда существующие при этом взаимоотношения не вписываются в рекомендованные начальством рамки. Основной механизм осуществления этой задачи — это руководство, а также самостоятельные, но тесно связанные концепции власти и личного влияния.

Достижение целей любой организации определяет деятельность руководителя. Руководство — это способность руководителя оказывать влияние на отдельных лиц и группы, побуждая их работать на достижение целей организации. Наряду с понятием руководство, рассматривается понятие лидерство — это способность влиять на личности и группы, направляя их деятельность на достижение цели. Руководитель может быть и лидером, но в то же время лидер может не являться руководителем всей организации либо вообще не занимать руководящей должности. Руководитель и лидер имеют общие характеристики: между ними и другими членами организации устанавливаются и поддерживаются отношения доминирования и подчинения. И руководитель и лидер используют различные средства влияния. В идеале либо лидера должны назначить руководителем, либо руководитель должен стать лидером. Руководитель может использовать различные формы влияния и власти, в том числе и имеющие организационную основу. Лидер, особенно не занимающий руководящей должности, сравнительно ограничен в применении, например, принуждения. В большей мере он должен полагаться на власть эксперта, использовать свои харизматические данные.

Основной целью исследования является освоение таких процессов, как влияние, воздействие, взаимовлияние и взаимоотношения на предприятии вагонное депо ст. Уссурийск.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

— изучить психологические механизмы влияния и взаимовлияния в процессе общения руководителя и подчиненного (на базе вагонного депо г. Уссурийска);

— исследовать методы воздействия руководителя на подчиненных (на базе вагонного депо г. Уссурийска);

— выделить основные мотивы оказывающие влияние на трудовое поведение сотрудников вагонного депо ст. Уссурийск.

В данной работе предпринята попытка определить социально-психологический климат коллектива вагонного депо г. Уссурийска на основе анкетного опроса, а также исследовать механизмы, методы и мотивы влияния руководителя на подчиненных.

Работа имеет особую актуальность в данный момент, так как сейчасособое внимание стало уделяться вопросам наиболее эффективноговзаимодействия руководителя с подчиненными.

Всем известно, что субъектами влияния в любой организации являются: по вертикали — руководители и подчиненные; по горизонтали — коллеги; вне организации — потребители и поставщики, конкуренты, государственные и общественные органы и т. д.

Формы и инструменты влияния различны: от «слезной мольбы до бомбы». Например, руководитель влияет на подчиненных через установление заданий и вознаграждения, делегирование полномочий и предоставление ресурсов. Подчиненные оказывают влияние на руководителя через неформальные контакты, предоставляемую информацию, предложения по совершенствованию организации.

Способы психологического воздействия являются важнейшими составляющими методами управления. Наиболее распространенные из них — внушение, убеждение, подражание, вовлечение, побуждение, принуждение, осуждение, требование, командование, намек, комплимент, похвала, просьба, совет и т. д. Некоторые способы воздействия необходимо использовать с особой осторожностью. Например, требование имеет силу распоряжения и может быть эффективным только в том случае, если руководитель обладает большой полнотой власти или пользуется непререкаемым авторитетом. Командование стоит применить тогда, когда требуется точное и быстрое исполнение поручений без обсуждений и критических замечаний. Запрещение обеспечивает общее тормозящее воздействие на личность.

Доказано, что влиять на сотрудников значительно проще, когда между ними достигнут определенный уровень доверия. Его можно установить с помощью использования метода «обмена доверительной информацией». Человек, предоставляющий ее, как правило, формирует изначально положительное отношение к себе и порождает ответную «доверительную реакцию». Например, упоминание о своем прошлом опыте работы раскрепостит собеседника и может вывести его на рассказ о своей предыдущей деятельности. Условно эту формулу можно представить так: «хотите узнать что-либо о детях сотрудника, расскажите ему немного о своих собственных». Каждый такой «обмен информацией» способствует переходу на более высокую ступень доверия. Залогом успеха применения этого метода является пошаговость и естественная плавность в развитии «диалога». Часто уровень доверительности обусловливается традициями, воспитанием, социальными нормами и национально-психологическими факторами. Для одних людей разговор о семье, религии, личных доходах допустим среди коллег, другие же эти темы затрагивают только в кругу близких друзей. Наличие доверительных отношений позитивно и для подчиненного, так как он приобретает уверенность в том, что начальник в нем заинтересован, и для руководителя, который получает гарантию того, что подчиненный постоянно будет оправдывать эту профессиональную заинтересованность.

Данная работа концентрирует внимание на проблемах власти и влияния, чтобы заложить основу для более широкой дискуссии по концепции лидерства и руководства. В той же степени, в какой делегированные полномочия определяют компетенцию руководителя в формальной организации, так и диапазон власти какого-то лица определяет его или ее возможности в неформальных и формальных взаимоотношениях. Многие воспринимают власть как нечто, имеющее отрицательную окраску, но, как мы скоро узнаем, для успеха организации власть и влияние необходимы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Директорский хлеб: занимательно об управлении. — Л., 1991.
  2. Л.К., Залесов Г. М. Психология управления: Курс лекций. — M.: Инфра-М, 1997.
  3. В.И. Саморазвитие менеджера. — М., 1995.
  4. А.А. Личность и общение. — М., 1995.
  5. В.Р. Основы менеджмента. — М., 1996.
  6. И.Н. Менеджмент. — М., 1995.
  7. В.В. В поисках совершенства управления. Руководство для высшего управленческого персонала. — М., 1993.
  8. М.В. Подбор руководителя для конкретного коллектива // Управление персоналом. — М., 1997. № 8.
  9. П. Эффективный управляющий. — М.: Инфра-М, 1994.
  10. В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. — М.: Знание, 1990.
  11. Н. Ты — босс. — М.: Руководитель, 1995.
  12. Т.С. Психология управления. — М., 2000.
  13. К. Вопросы управления. — М.: Инфра-М, 1981.
  14. Р.Л. Руководитель. — М.: Инфра-М, 1993.
  15. Г., Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ. Т. 1−2. — М.: ДОРА, 1982.
  16. Менеджмент организаций / Под ред. Румянцева З. П., Соломатин И. А. — М., 1995.
  17. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М., 1995.
  18. А.В. Деловая психология: Курс лекций. — СПб.: Союз, 2000.
  19. В.И. Психология и управление — М.: ВО Агропромиздат, 1990.
  20. С. Искусство управления. — М., 1990.
  21. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. — М., 1986.
  22. Психология управления / Под ред. М. В. Удальцова. — М.: Стиль, 2000.
  23. А.А. Основы менеджмента. — М., 1997.
  24. Л. Классификация видов управления. // Вопросы теории и практики управления. — СПБ., 1994. № 4.
  25. В.А. Психологические основы предпринимательской деятельности руководителей. // Управление персоналом. — М., 1998. № 11.
  26. В.А. Психология управления: Учебно-практическое пособие. — М., 1997.
  27. Т. и др. Управление по результатам. — М.: Печать, 1993.
  28. С.И., Столяренко Л. Д. Психология управления. — Ростов-на-Дону, 1997.
  29. Р. Стили поведения менеджеров в конфликтных ситуациях. // Вопросы теории и практики управления. — М., 1994. № 3.
  30. К.Д., Кутасова Т. Л. Еще раз о качествах руководителя. // Управление персоналом. — М., 1997. № 8.
  31. А.А. Психология управления: учебное пособие. — М.: Харвест, 2003.
  32. В.И. Управленческая психология. — М.: Финансы и статистика, 1993.
  33. Л.Л. Как преуспеть в малом бизнесе. — М.: Русская тройка, 1992.
  34. Г., Ритчи Дж., Моди К. Организация производства и управления в американских корпорациях / Пер. с англ. — М.: Экономика, 1991.
  35. И. Стратегическое управление / Пер. с англ. — М.: Экономика, 1986.
  36. И.Ю., Голубович И. Д., Иванов М. М. США: условия для бизнеса, рекомендации предпринимателя. — М.: АО «Менатеп-Информ-МО», 1992.
  37. С.В., Ярещенко В. Н. Эффективность информационного обеспечения управления. — М.: Экономика, 1987.
  38. Т. и др. Стиль работы и образ жизни руководителя. — М.: Экономика, 1985.
  39. Бизнес и менеджер / Под ред. И. С. Дараховский и др. — М.: Азимут-Центр, 1992.
  40. П. Искусство менеджмента: новые идеи мира хаотичных перемен. — М.: Новости, 1993.
  41. В.И. О деловой этике и этикете. — М.: Фонд «Правовая культура», 1994.
  42. Современный менеджмент: принципы и правила / Под ред В.И. Данилова-Данильяна. М. — Нижний-Новгород: Компьют. центр пользователей, 1992.
  43. Н.А. Кейсы как эффективная форма обучения экономистов и менеджеров: феномен, методика составления и использования. — М.: РАУ, 1994.
  44. Глобальная стратегия международных монополий США (экономический аспект) / Под ред. М. И. Захматова, С. Ю. Медведкова. — М.: Наука, 1988.
  45. В.П. Краткий курс менеджмента. — Самара., 1992.
  46. М.В. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. — М.: Дело, 1993.
  47. Грейсон Дж.К.(мл.), О ' Делл К. Американский менеджмент на пороге ХХI века / Пер. с англ.; Предисл. Б. З. Мильнер. — М.: Экономика, 1991.
  48. П.М., Мак-Кинли Р.У. Поведение человека в организации / Пер. с англ. — М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1993.
  49. П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. — М.: Бук Чембер Интернешнл, 1992.
  50. В.И. Менеджмент: Теоретический курс (авториз. излож.). — М.: Изд-во Моск. экстер. гуманит. ун-та, 1992.
  51. В., Лонг Л. Руководить без конфликтов / Пер. с англ. — М.: Экономика, 1990.
  52. Имитационные системы принятия экономических решений / Под ред. К. А. Багриновского, В. С. Проколова, — М.: Наука, 1989.
  53. Инновационный процесс в странах развитого капитализма (методы, формы, механизм) / Под ред. И. Е. Рудаковой. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
  54. Инвестиционное проектирование: практическое руководство по экономическому обоснованию инвестиционных проектов / Науч. ред. С. И. Шумилин. — М.: Финстатинформ, 1995.
  55. В.С., Порховник Ю. М., Зубов И. П. Менеджмент: проблемы — программа — решение. — Л., 1990.
  56. . Деловая стратегия / Пер. с англ.; Науч. ред. и авт. послесловия В. А. Приписнов. — М.: Экономика, 1991.
  57. Т. Стратегия и структура японских предприятий / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1987.
  58. Е.В., Киянова М. К. Технология успеха: Книга для каждого, кто ставит перед собой цели и стремится к их достижению, взаимодействуя с другими людьми. — М.: Дело, 1993.
  59. И.А. Психотехнологии и эффективный менеджмент. — М.: Технологическая школа бизнеса, 1994.
  60. Курс для высшего управленческого персонала. — М.: Экономика, 1971.
  61. И.Д. Практический менеджмент. Ч. 2. Менеджерское искусство. Секреты современного бизнеса. — М.: Ника, 1992.
  62. С.Ф. Менеджер за работой. — М.: Молодая гвардия, 1989.
  63. Х. Как уцелеть среди акул. — М.: Экономика, 1991.
  64. Менеджмент в малом бизнесе / Пер. с англ. — М.: ИКК Дека, 1993.
  65. Можно ли управлять предприятием вместе? / Под ред. И. П. Фаминского и А. И. Наумова. — М.: Внешторгиздат, 1990.
  66. Новая технология и организационные структуры / Пер. с англ.; Под ред. И. М. Пиннингса. — М.: Экономика, 1991.
  67. В.С., Садовский В. Н. Сборник тестов для оценки деловых психологических качеств специалистов и руководителей. — М.: ИНЭ, 1991.
  68. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес / Под ред. Ю. М. Осипова. — М.: Ассоциация «Гумманитарное знание», 1992.
  69. С. и др. Искусство управления / Пер. с англ. — Спб.: Лениздат, 1992.
  70. Л., Хейх Т. Выработка и принятие управленческих решений: опережающее управление. — М.: Экономика, 1984.
  71. А.И., Филанд К. Перестройка рыночных структур на Западе и на Востоке. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1993.
  72. Г., Голдстайн Б. Информационная технология — миллионные прибыли / Пер. с англ. — М.: Экономика, 1990.
  73. Принципы хозяйственной самоорганизации / Под ред. Ю. М. Осипова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.
  74. Психологические тесты (для деловых людей) / Сост. Н. А. Литвинцева, — М.: АО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1994.
  75. А.И. Управление производством: теория и практика графического моделирования. — Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1992.
  76. В.Н. Принятие решений: ситуации и советы. — Киев: Политиздат Украины, 1990.
  77. Т. и др. Управление по результатам. — М.: Прогресс Универс, 1993.
  78. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач: Метод. пособие для организаторов и преподавателей производственно-экономиче-ского обучения кадров / Ред. В. И. Матирко. — М.: Высшая школа, 1991.
  79. Дж., Мэрс У. Как стать собственником. Американский опыт участия работников в собственности и управлении / Пер. с англ. — М.: Аргументы и факты, 1993.
  80. Современный менеджмент: принципы и правила: Дайджест мировой лит-ры / Сост. Б. Э. Верпаховский; Под ред. В.И. Данилова-Данильяна. М.; Н.-Новгород: Нижегородский компьютерный центр пользователей, 1992.
  81. Э.Е. Основы менеджмента на коммерческой фирме. — М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 1994.
  82. А.Р., Тулин И. В. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США: опыт развития и новые явления. — М.: Наука, 1990.
  83. Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1988.
  84. Управление нововведениями и стратегия корпораций: Сб. Обзоров / Под ред. И. Т. Минервина. — М.: ИНИОН, 1990.
  85. Управление — это наука и искусство. — М.: Республика, 1992.
  86. Э.А. Профессия — менеджер. — М.: Экономика, 1992.
  87. Финансово-промышленные группы (Зарубежный опыт. Реалии и перспективы в России). — М.: Наука и техника, 1994.
  88. Финансовые решения. Ч.1. Финансы и бухгалтерский учет: Учеб. пособие / Пер. с англ. — М.: Инжиниринго-консалтинговая компания «ДеКА», 1993.
  89. В.М. и др. Экономическое регулирование: формы и методы (финансово-кредитный аспект). — Спб.: СПГУЭиФ, 1992.
  90. В. Как делать бизнес в Европе. — М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1991.
  91. А. Курс предпринимательства: Практическое пособие / Пер. с англ. — М.: Международные отношения, 1993.
  92. Ф.И. Американский менеджмент. Теория и практика. — М.: Наука, 1993.
  93. ., Швальбе Х. Личность, карьера, успех / Пер. с нем. — М.: Прогресс, 1993.
  94. Р. Искусство общения: Практикум делового человека / Пер. с нем. — М.: Интерэксперт, 1992.
  95. Дж. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса. — М.: Джон Уайли энд Санз, 1994.
Заполнить форму текущей работой