Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теория власти и концепция разделения властей

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Игровая модель (Ф. Знанецкий) считает, что на политическом рынке субъекты различаются не только различными запасами власти, но и способностями, гибкостью стратегии, азартом. Борьба за власть может мотивироваться «игровым» характером, что доставляет удовольствие участникам. Политика — это поле игры, театр, где успех зависит от ловкости, актерства и способности субъекта к перевоплощению. Теория… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Эволюция концептуальных представлений о власти
    • 1. 1. Понятие и исторические особенности возникновения и становления власти
    • 1. 2. Разделение властей: юридические аспекты
  • Глава 2. Роль и назначение теории разделения властей
    • 2. 1. Принципы и сущность теории разделения властей
    • 2. 2. Основное назначение и определение функций законодательной, исполнительной и судебной властей
  • Глава 3. Пути оптимизации дальнейшего развития концепции властей
    • 3. 1. Власть и гражданское общество: механизм взаимодействия
    • 3. 2. Власть как признак демократизации современного общества и государства
  • Заключение
  • Список литературы

Теория власти и концепция разделения властей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Глава 1. Эволюция концептуальных представлений о власти

1.1. Понятие и исторические особенности возникновения и становления власти

Осью, вокруг которой вращается вся политическая жизнь, является власть. Она повсеместна и пронизывает все структуры общества, выступая его цементирующим элементом, поддерживая внутреннюю целостность, организованность и иерархичность общественных отношений. Общество, оставшееся без власти, пронизано хаосом. В политологической теории не сложилось единого определения власти. Наиболее часто приводятся следующие ее определения:

силовое, трактует власть как господство и принуждение к повиновению;

волевое, понимающее власть как способность проводить свою волю даже вопреки сопротивлению (М.Вебер);

власть как влияние. Суть влияния заключается в способности влиять на поведение других. Такое взаимодействие описывается формулой: власть, А над Б есть способность добиваться того, чтобы Б никогда не сделал бы без воздействия, А (Д. Даль);

телеологическое, согласно которому власть — это достижение определенной цели;

инструменталистское, трактует власть как способность к мобилизации ресурсов для достижения определенных целей;

конфликтное, сводящее власть к позиции господства, связанной со способностью отдельных групп и индивидов контролировать механизм распределения дефицитных общественных ценностей;

структуралистское, власть как особые отношения между руководителем и управляемым .

Приведенные определения не являются взаимоисключающими. Акцентируя внимание на различных аспектах власти, они взаимно дополняют друг друга. Признавая факт, что на сегодня в науке сложилась общая теория власти, отечественные политологи систематизировали многочисленные теории власти. Было выделено несколько концептуальных подходов в рассмотрении сущности власти.

Реляционистские теории (от англ. relation — отношение) понимают власть как взаимодействие индивидов, в которых один индивид меняет поведение другого.

Этот подход представлен несколькими вариантами:

теория сопротивления рассматривает власть как отношение, в котором субъект подавляет сопротивление объекта. Соответственно разрабатывается классификация разнообразных степеней и форм сопротивления, а также основ власти. Вводится понятие «сила власти», которое понимается, как максимальная потенциальная способность агента повлиять на другого;

теория обмена трактует власть как ситуацию обмена ресурсами. Ресурсы распределяются неравномерно: одни индивиды их лишены и нуждаются в них. В этом случае излишки ресурсов, которыми обладают другие, могут трансформироваться во власть. Излишки уступают тем, у кого их нет, в обмен на желаемое поведение. Это подчеркивает асимметричный характер отношений власти: тот, кто обладает избытком ресурсов, занимает более высокое социальное положение;

теория раздела сфер влияния (Д. Ронг) ставит под сомнение вопрос относительно асимметричности отношения власти. Власть — это взаимодействие, где участники периодически меняются ролями. Например, профсоюз контролирует наем рабочей силы, тот, кто нанимает, диктует время и место работы. Таким образом, в определенных ситуациях подчиненные имеют власть над руководителем.

Системные теории власти рассматривают власть как безличное свойство любой социальной системы.

В рамках этой концепции выделяют несколько направлений:

власть как атрибут макросоциальной системы. Так, для Т. Парсонса власть — это обобщенный посредник в политической системе. Он сравнивал ее с деньгами, которые выступают обобщенным посредником экономического процесса. Власть понимается, как реальная способность системы аккумулировать свои интересы, достигать поставленных целей;

мезоподход (М. Крозье) рассматривает власть на уровне подсистем (семья, организация). Указывается на непосредственную связь власти с организационной структурой;

микроподход трактует власть как взаимодействие индивидов, действующих в рамках специфической социальной среды. Власть определяется, как способность индивида влиять на других. Сама способность влиять вытекает из статуса исполняющих субъектом ролей;

коммуникативный подход (Х. Арендт, К. Дойч, Ю. Хабермас) понимает власть как средство многостороннего институционального общения. Действительное проявление власти заключается в способности прийти к определенному согласию и обеспечить интеграцию общества;

поструктуралистский подход, выраженный теориями М. Фуко и П. Бурдье. М. Фуко отказался от традиционного рассмотрения сущности власти через проблему насилия и соотношения ее субъекта и объекта. Власть бессубъектная, и ее нельзя присвоить. Она выступает не как отношения между субъектами, а как действие в ответ на действие. Это действие трансформирует поведение других. Соотношение сил будет постоянно видоизменяться. Бурдье, взяв из физики понятие «поле» и из экономики — «капитал», конструирует понятие «символической власти», которая является совокупностью капиталов (экономический, культурный капитал, репутация, престиж), которые распределяются между субъектами власти в соответствии с их позиций в «политическом поле». Сами позиции и капиталы субъектов могут меняться.

Бихевиоралистские концепции власти, как и реляционистские теории, рассматривают власть как отношение между людьми, при которых одни властвуют, а другие подчиняются. Сущность власти коренится в природе человека: его биологических или психологических особенностях .

Выделяется несколько вариантов трактовок:

силовая модель (Г. Лафсуелл) основывается на том, что первопричиной власти является психологический импульс — желание власти. Из столкновений и взаимодействий индивидуальных воль к власти строится вся политическая материя. Сама же власть проявляется в принятии решений и в контроле над ресурсами;

рыночная модель (Д. Кетлин) исходит из аналогии между политикой и экономикой. В политике действуют законы рыночной торговли: учет спроса и предложения, конкуренция, стремление к выгоде;

игровая модель (Ф. Знанецкий) считает, что на политическом рынке субъекты различаются не только различными запасами власти, но и способностями, гибкостью стратегии, азартом. Борьба за власть может мотивироваться «игровым» характером, что доставляет удовольствие участникам. Политика — это поле игры, театр, где успех зависит от ловкости, актерства и способности субъекта к перевоплощению.

Разнообразие научных подходов подтверждает многозначность проявлений власти. В приведенных выше подходах власть трактуется либо как характеристика индивидуума (персональная власть), либо как ресурс или товар. Структурными компонентами власти являются субъект и объект. Субъект — активная сторона, выступающая причиной изменения действий другого объекта.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ // Российская газета. — 2009. — № 7. — 21 января.
  2. Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М.: Издательская группа ИНФРА-М. — НОРМА, 1997. — С. 665−682.
  3. Конституция Германии: Конституционное право зарубежных стран: общая часть, особенная часть (150 государств): конспект лекций // А. В. Якушев. — М., 2007. — С. 88−97.
  4. Закон РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-I «О реабилитации жертв политических репрессий», с изменениями и дополнениями от 01 января 2006 года // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. — 1991. — № 44. — 31 октября. — Ст. 1428.
  5. Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации», с изменениями и дополнениями от 15 января 2011 года // Российская газета. — 1992. — 29 июля.
  6. Федеральный закон от 17 июня 1996 года № 74-ФЗ, в редакции от 09 февраля 2009 года «О национально-культурной автономии» (принят ГД ФС РФ 22.05.1996 г.), с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 24 февраля 2009 года // Российская газета. — 1996. — № 118. — 25 июля.
  7. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ, в редакции от 28 декабря 2010 года «О Правительстве Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997 г.) // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 51. — 22 декабря. — Ст. 5712.
  8. Монографические издания и периодическая печать
  9. С.А. Конституционное право России: Учебный курс. 2-е изд., перераб. и доп.: В 2-х томах. Т. 1. — М.: Юристъ, 2007. — 650 с.
  10. Г. Б. Концепция разделения властей: история и современность. Науч.-аналит. обзор. — М.: ЮНИОН, 1992. — 54 с.
  11. В.И. Конституционные принципы судебной власти: понятие сущность и система // Мировой судья. — 2006. — № 4. — С. 11−12.
  12. Л.С. Соотношение понятий гласности, открытости и транспарентности судопроизводства: конституционно-правовые аспекты // Конституционное и муниципальное право. — 2009. — № 21 — С. 5−9.
  13. Е.А. Законный состав суда как конституционная гарантия осуществления правосудия // Российская юстиция. — 2009. — № 9 — С. 18−24.
  14. Г. М. Права личности: исторические и теоретические аспекты обоснования и признания // Государство и право. — 2006. — № 8. — С. 22−26.
  15. И.Л. Факторы, влияющие на государственность // Государство и право. — 1993. — № 7. — С. 27−30.
  16. К.С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении (Политологические аспекты): Учеб. пособие. — М.: Всесоюз. юрид. заоч. ин-т, 1990. — 167 с.
  17. А. Конституционность закона или законность конституции // Сравнительное конституционное обозрение. — 2008. — № 3. — С. 69−77.
  18. Л.Ф. Российская Федерация и статус ее субъектов. — М, 1996. — 188 с.
  19. Н.В. Права человека как предмет юридической интерпретации // Государство и право. — 2009. — № 2. — С. 7−12.
  20. Гегель Г. В. Ф. Философская пропедевтика // Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет. Т. 2. — М., 1971. — 480 с.
  21. Ф. Политическая философия: о суверенитете / Ф. Гизо // Классический французский либерализм: Сборник: пер. с фр. — М., 2000. — 850 с.
  22. Л.И. Методологические аспекты развития теории прав человека // Государство и право. — 2006. — № 3. — С. 15−22.
  23. Т. Избранные сочинения. — М.: Мысль, 1965. — 410 с.
  24. И.В. О принципах формирования деятельности законодательной власти субъектов федерации // Журнал российского права. — 1998. — № 4, 5. — С. 7−22.
  25. Л.Ю. Политические партии, гражданское общество и государство // Законодательство и экономика. — 2007. — № 10. — С. 28−29.
  26. М. Введение в публичное право / Пер. с франц. — М.: Интратэк-Р, 1995. — 311 с.
  27. . Введение в науку управления. — М., 1969. — 290 с.
  28. Ю., Лазебная Н. Человек, общество, государство как юридические категории // Право и жизнь. — 2000. — № 25. — С. 11−19.
  29. Р.В. Конституционное развитие в современном мире. Основные тенденции. — М.: Норма, 2007. — 485 с.
  30. В.М. Судебная реформа: проблемы доступа к правосудию. — М., 2006. — 283 с.
  31. Законодательство Российской Федерации: теоретические вопросы, проблемы и перспективы // Государство и право. — 1992. — № 10. — С. 21−44.
  32. В.Д. Прецедентный характер решений Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал Российского права. — 2004. — № 12. — С. 75−80.
  33. В. Кризис доверия и государство. Конституционные нормы и законы не должны вступать в жесткое противоречие с реальностью // Российская газета. — 2009. — № 63 (4887). — 10 апреля.
  34. А. Система исполнительной власти // Отечественные записки. — 2004. — № 2. — С. 10−15.
  35. А.Е. Статус Российской Федерации и проблемы совершенствования механизма государственной власти. Конституционный строй России. Вып. 3. — М.: ИГП РАН, 1996. — 216 с.
  36. . Принципы политики, пригодные для всякого правления // Французский классический либерализм. — М.: РОССПЭН, 2000. — 592 с.
  37. А. И всякая правда погибает в судном томлении // Бизнес-адвокат. — 2000. — № 23. — С. 4−6.
  38. П. Определение понятия «централизации», или Децентрализация против централизации // Актуальные проблемы развития федеративных отношений в Российской Федерации. — М., 2006. — 392 с.
  39. И.В. Закон и подведомственный акт // Журнал российского права. — 2000. — № 10. — С. 10−18.
  40. .С. Проблемы защиты прав национальных меньшинств в РФ // Журнал российского права. — 2006. — № 8. — С. 11−17.
  41. .С. Разделение власти: система сдержек и противовесов // Журнал российского права. — 1998. — № 6. — С. 10−14.
  42. М.А. Некоторые аспекты гласности правосудия по гражданским делам в свете судебно-правовой реформы в России // Арбитражный и гражданский процесс. — 2007. — № 2. — С. 20−22.
  43. Е.Г. Гражданское общество и правовое государство: ценности и приоритеты в сфере борьбы с преступностью. Роль адвокатуры в их защите // Безопасность бизнеса. — 2009. — № 12. — С. 44−51.
  44. Ш. Л. Избранные произведения. — М., 1995. — 741 с.
  45. С.А. Суд и закон в гражданском праве // Вестник гражданского права. — 2009. — № 3. — С. 47−49.
  46. В.С. Философия права: Учеб. для вузов. — М., 2006. — 511 с.
  47. Л.А. Правительство и Президент (грани взаимодействия) // Журнал российского права. — 1998. — № 9. — С. 19−28.
  48. В.А. Историческое толкование права // История государства и права. — 2010. — № 1. — С. 40−48.
  49. И.А., Комарова В. В. Реализация принципа разделения властей в РФ // Государственная власть и местное самоуправление. — 2001. — № 1. — С. 28−33.
  50. Е.Г. Политические институты и политические отношения в современной России / Е. Г. Пономарева. — М.: РОССПЭН, МГИМО (У) МИД РФ, 2007. — 264 с.
  51. Т.А. Обеспечение прав человека в контексте судебной реформы в Российской Федерации: вопросы теории. дис.. канд. юрид. наук. Челябинск, 2006. — 215 с.
  52. В.Е., Фролова Н. Г. Теоретические и практические основы современного федерализма и его влияние на формирование судебных систем // Государственная власть и местное самоуправление. — 2009. — № 7. — С. 3−7.
  53. Система государственного управления: Учебник для студентов вузов. — 4-е изд., перераб. и доп. (Серия 'Золотой фонд российских учебников') Пикулькин А. В. — ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 639 c.
  54. В.Ф. Российский менталитет и особенности российской государственности // Государство и право. — 2007. — № 4. — С. 18−22.
  55. .А. Важная проблема теории права // Журнал российского права. — 2007. — № 10. — С. 17−23.
  56. З.А. История административного права и органов исполнительной власти России // Журнал «Юридические науки». — 2007. — № 2. — С. 15−19.
  57. Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. — М.: Юристъ, 2004. — 360 с.
  58. В.А. Закономерности правопонимания и проблема обеспечения содержания права доминирующим в обществе ценностям // Проблемы понимания права: Сб. науч. ст. Серия: Право России: новые подходы. — Саратов, 2007. — Выпуск 3. — С. 72−81.
  59. И.А. Как обеспечить единство законодательной и исполнительной власти в условиях федерации // Журнал российского права. — 1998. — № 4, 5. — С. 11−18.
  60. А. Ответственность в деятельности судьи // Мировой судья. — 2009. — № 6. — С. 12−15.
  61. Ю.Я. Права человека — приоритет Конституции Российской Федерации // Российская юстиция. — 2003. — № 12. — С. 27−33.
  62. К.В. Федеральные округа в Российской Федерации: состояние и тенденции развития // Законодательство и экономика. — 2009. — № 1. — С. 33−44.
  63. В.А. Современная либертарно-юридическая теория // Ежегодник либертарно-юридической теории, 2007. — Выпуск 1. — С. 6−7.
  64. Г. Ф. Общая теория права. Т. 2. — М.: Изд-во «Юрид. колледж МГУ», 1995. — 811 с.
  65. В.Ю. Естественное право и гражданское общество // Государственная власть и местное самоуправление. — 2009. — № 12. — С. 8−12.
Заполнить форму текущей работой