Введение
Принятие решений представляет собой важную составную часть деятельности работника управления на любом уровне. Менеджеры не только по долгу службы обязаны принимать решения, но и организовывать их выполнение, привлекая для этого других людей.
На основе принимаемых решений формулируются цели деятельности организаций, обеспечивается их достижение.
Принятие решений — дело непростое и ответственное. Степень успешности деятельности организаций зависит от того, какие принимаются решения, каким образом они принимаются и как претворяются в жизнь.
С принятием решений люди часто сталкиваются в своей повседневной жизни. Они принимают решения, делая покупки, планируя свое время, строя отношения с близкими. Иногда они принимают особо ответственные решения, связанные с выбором места учебы, места жительства, спутника жизни и т. д.
В ходе принятия решений люди руководствуются разными соображениями и могут делать это более или менее эффективно. В основе их личных побуждений могут лежать экономический интерес, особенности психологии, какие-либо другие факторы. Принято считать, что процесс принятия решений подвержен влиянию множества факторов. Однако это вовсе не означает, что действуют они все одновременно или обязательно принимаются в расчет всеми, кто принимает решения.
1. Содержание, природа и типы управленческих решений Решение — это всегда осмысление проблем и выбор альтернативы, направления действия для разрешения проблемы.
Количество решений, принимаемых менеджерами, огромно, и они связаны с необходимостью воздействий на объект управления с тем, чтобы перевести его в желаемое состояние.
При осуществлении функций управления менеджер принимает решения о целях деятельности, необходимых ресурсах, способах достижения поставленных задач; о структуре производства и управления, создании новых или упразднении существующих подразделений, об организации производственного процесса, труда рабочих и специалистов; об организации и проведении контроля, деятельности исполнителей, оценке финансового состояния предприятия, оценке исполнения стратегической концепции предприятия и другие решения.
Управленческие решения делятся по ряду признаков. В зависимости от того, в какой руководящей инстанции принимается решение, оно бывает:
• высшего уровня;
• среднего уровня;
• низшего уровня.
Основой того, кто в организации какие решения принимает, становится простое соотношение: чем шире масштаб решения, тем выше уровень управления, отвечающий за его принятие.
Дифференциация по предмету выделяет:
• концептуальные решения;
• исполнительские решения.
Концептуальные решения определяют принципиальные аспекты развития предприятия. Они охватывают практически все предметные функции менеджмента: формирование целей, планирование, организацию и контроль. Концептуальные решения требуют особо тщательного обоснования и предусматривают чаще всего проведение специальных исследований. Исполнительские решения носят рутинный характер и направлены на обеспечение выполнения прежде всего отдельных позиций концептуальных решений. Если концептуальные решения относятся к деятельности высшего менеджмента на предприятии, то исполнительские решения подготавливаются и осуществляются многочисленным аппаратом среднего и нижнего менеджмента.