1. Зарождение международного частного права В Западной Европе возникновение и развитие международного частного права связано с торговлей, которую вели в XIII—XV вв.еках города Северной и Средней Италии — Венеция, Генуя, Пиза и др. Каждый из этих городов имел свои кодификации местных обычаев, которые именовались статутами. Разница между статутами различных автономных городов-государств порождала коллизии. Решение коллизионных вопросов юристы того времени пытались находить путем толкования источников римского права, хотя последние коллизионных норм не содержали, что, в свою очередь, приводило к искусственному приспособлению их к нуждам оборота этих городов. Так возникли теории глоссаторов (XIII в.), которые делали на полях кодекса Юстиниана глоссы, то есть пометки на рукописи, а затем и постглоссаторов, или комментаторов (XIV в.), — Бартола (1314—1357гг.) и его ученика Бальда (1327—1400 гг.), которые считаются родоначальниками доктрины международного частного права. Постглоссаторы уже не ограничивались только глоссами они составляли более или менее обширные комментарии к текстам римского права. Согласно выдвинутой ими «теории статутов», все статуты (т. е., иными словами, законы) должны быть класси-фицированы по видам, а затем для каждого вида надо установить коллизионный принцип. Таким образом, суть теории постглоссаторов состоит в том, что коллизионные принципы следует устанавливать исходя из содержания соответствующих материальных норм гражданского права.
В дальнейшем, в XVI и XVII веках, учение постглоссаторов получило свое дальнейшее развитие во Франции и в Голландии.
Для Франции XVI века при наличии в провинциях (областях) различных обычаев (кутюмов) и отсутствии единого гражданского права основное значение имело решение не межгосударственных коллизий, а коллизий межобластного характера. Французский юрист XVI века Шарль Дюмулен (1500—1566 гг.), отражая запросы тогдашнего торгового оборота, выдвинул теорию «автономии воли» сторон, согласно которой стороны могли применить к договорам избранные ими кутюмы. Разрешение вопросов, которое не зависело от воли сторон, определялось, по его учению, в зависимости от того, к какой категории эти вопросы относятся: «реальные», или вещные, кутюмы (например, имеющие своим объектом недвижимости) обязательны для всех лиц, находящихся на данной территории, а «персональные», или личные (например, относящиеся к дееспособности лица), кутюмы как бы «следуют за лицом». По мнению другого известного французского юриста XVI века — Бертрана д’Аржантрэ (1519—1590 гг.), все кутюмы в принципе реальные, а личные представляют собой исключение и всегда должны пониматься ограничительно.