Правовой режим мирового океана
Помимо правил, применяемых ко всем иностранным судам, Конвенция содержит дополнительные правила, применяемые к военным кораблям и другим государственным судам, эксплуатируемым в некоммерческих целях, которые пользуются в соответствии с международным правом иммунитетом от иностранной юрисдикции. Прибрежное государство в случае нарушения его законов и правил, касающихся мирного прохода, может… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Источники правового регулирования морского права
- 2. Правовой статус и режим Мирового океана
- Заключение
- Литература
Освоение Мирового океана входит в число приоритетных глобальных проблем современности. Наряду с континентальной и атмосферной частью планетарной оболочки, Мировой океан представляет собой основную часть глобальной биосферы и играет определяющую роль в поддержании жизни на Земле. Его природный потенциал служит важнейшим источником продовольственных и энергетических ресурсов, не только находящихся в сфере юрисдикции прибрежных государств, но и являющихся общим достоянием человечества за этими пределами. Это составляет одну из основ взаимозависимости государств, использующих его пространства и ресурсы.
Мировое сообщество ищет пути согласованного решения глобальной проблемы сотрудничества в использовании Мирового океана. Во-первых, растет осознание роли океана и его экосистем как стабилизатора биосферы. Во-вторых, укрепляются представления о необходимости сформировать глобальную систему предотвращения негативных воздействий на океаническую среду как взаимосвязанную экосистему. В-третьих, освоение Мирового океана рассматривается в русле глобальной стратегии устойчивого развития и сбалансированной экономической, экологической и социальной практической деятельности. В-четвертых, нормой становится развитие процессов сотрудничества в освоении Мирового океана на уровне отдельных стран, регионов и мирового сообщества в целом. В-пятых, формируется архитектура так называемого океанического соуправления (ocean governance). Последнее обозначает взаимодействие в интересах использования и сохранения океанических пространств и ресурсов в условиях, когда увеличиваются масштабы океанической деятельности и взаимозависимости государств в процессе осуществления данного вида деятельности.
Эти тенденции прибретают особое значение, поскольку растет число субъектов, активно воздействующих на формирование океанической политики не только на национальном, но и на международном уровне. Наряду с правительствами государств, в этот круг включаются представители гражданского общества, международные и национальные неправительственные организации, региональные и локальные сообщества, природоохранные и научные организации, а также бизнес. Океаническое соуправление превращается в полигон для отработки международной (а не только межгосударственной!) системы решения основных проблем современности, включая проблему соуправления глобализацией.
1. Источники правового регулирования морского права
Долгое время международное морское право регулировалось исключительно международными обычаями, складывавшимися на протяжении веков. Однако невиданная интенсификация морской деятельности государств в условиях непрестанно развивающейся научно-технической революции потребовала кодификации и прогрессивного развития международного морского права с учетом объективных потребностей в такой кодификации.
С этой целью в 1958 г. в Женеве состоялась первая Конференция ООН по морскому праву, в основу работы которой были положены проекты универсальных конвенций, разработанные в 19 491 957 гг. Комиссией международного права ООН. В конференции участвовали 86 государств, т. е. подавляющее их число в тот момент.
Конференция разработала и приняла четыре Женевские конвенции по морскому праву 1958 г., а именно: Конвенцию об открытом море; Конвенцию о территориальном море и прилежащей зоне; Конвенцию о континентальном шельфе и Конвенцию о рыболовстве и охране живых ресурсов моря.
Конвенции получили широкое признание государств, ставших их участниками, положили начало кодификации и прогрессивному развитию современного морского права.
Однако первая Женевская конференция не смогла достичь сколько-нибудь заметного единодушия по весьма важному вопросу о предельной ширине территориального моря (иное наименование территориальные воды). Одни государства выступали за трехмильный, другие за шестимильный, третьи за двенадцатимильный лимит. Иначе говоря, речь шла о переделе территории государств, имеющих морское побережье.
Специально для обсуждения этого вопроса в 1960 г. в Женеве была созвана вторая Конференция ООН по морскому праву. Но и она окончилась безрезультатно. В итоге некоторые государства, особенно возникшие в результате деколонизации новые независимые государства, стали расширять свои территориальные воды вплоть до 200 морских миль или же устанавливать прибрежные экономические и рыболовные зоны, подчиненные их исключительной юрисдикции, шириной до 200 300 миль. Возникла сложная и опасная ситуация в деле исследования и использования Мирового океана на равноправной основе всеми государствами с должным учетом их географического положения и интересов применительно к Мировому океану.
С целью решения этой острой и глобальной проблемы по решению Генеральной Ассамблеи ООН в 1973 г. была созвана III Конференция ООН по морскому праву.
Конференция состоялась в 19 731 982 гг., было проведено 11 ее сессий. Специальная сессия для подписания Конвенции состоялась в декабре 1982 г. на Ямайке.
В конечном счете, конференция завершилась выдающимся успехом: был разработан и принят текст Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву, регулирующей все основные виды деятельности государств по исследованию и использованию пространств и ресурсов Мирового океана .
В преамбуле Конвенции подчеркивается «тесная взаимосвязь проблем морского пространства и необходимость рассматривать их как единое целое». Весьма существенное значение приобретает, естественно, и вопрос о всеобщем участии в ней государств, по крайней мере, ведущих морских держав.
Конвенция ООН по морскому праву вступила в силу 16 ноября 1994 г. после того, как ее ратифицировали и стали ее участниками 60 государств. Как гласит ее преамбула, целью Конвенции является установление «правового режима для морей и океанов, который способствовал бы международным сообщениям и содействовал бы использованию морей и океанов в мирных целях, справедливому и эффективному использованию их ресурсов, сохранению их живых ресурсов, изучению, защите и сохранению морской среды».
Список литературы
- Конвенция ООН по морскому праву и международное судоходство./ Под ред. А. Л. Колодкина М.: Транспорт, 1986.
- Иванов Г. Г. Международная морская организация. М., 1994.
- Киселв В.А. Права и обязанности прибрежного государства. — В кн.: Мировой океан и международное право. Защита и сохранение морской среды. / Под ред. Мовчана А. П., Янкова А. М.: Наука, 1990.
- Колодкин А.Л. Мировой океан: международно-правовой режим. Основные проблемы. М., 1973.
- Коломбос Д. Международное морское право / Пер. с англ. М., 1973.
- Мировой океан и международное право / Отв ред. А. П. Мовчан, А. Янков. Правовой режим морских прибрежных пространств. М., 1987.
- Мировой океан и международное право / Отв. ред. А. П. Мовчан, А Янков. Открытое море. Международные проливы. Архипелажные воды М, 1988.
- Мировой океан и международное право / Отв. ред. А. П. Мовчан, А. Янков. Основы современного правопорядка в Мировом океане. М., 1986.
- Мировой океан и международное право / Отв. ред. А. П. Мовчан, А. Янков. Защита и сохранение морской среды. М., 1990.
- Мировой океан и международное право / Отв. ред. А. П. Мовчан, А. Янков. Правовой режим морских научных исследований и передача технологий. М., 1992.
- Молодцов С.В. Международное морское право. М., 1987.
- Современное международное морское право / Отв. ред. М. И. Лазарев. Режим вод и дна мирового океана. М., 1974.
- Современное международное морское право / Отв. ред. М. И. Лазарев. Сотрудничество социалистических стран. Экономическая зона. Международные морские организации. Разрешение споров. Проблема ограничения морских вооружений. М., 1984.
- Хакапаа К. Загрязнение морской среды и международное право. М.: Прогресс, 1986.