Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовой режим мирового океана

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Помимо правил, применяемых ко всем иностранным судам, Конвенция содержит дополнительные правила, применяемые к военным кораблям и другим государственным судам, эксплуатируемым в некоммерческих целях, которые пользуются в соответствии с международным правом иммунитетом от иностранной юрисдикции. Прибрежное государство в случае нарушения его законов и правил, касающихся мирного прохода, может… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Источники правового регулирования морского права
  • 2. Правовой статус и режим Мирового океана
  • Заключение
  • Литература

Освоение Мирового океана входит в число приоритетных глобальных проблем современности. Наряду с континентальной и атмосферной частью планетарной оболочки, Мировой океан представляет собой основную часть глобальной биосферы и играет определяющую роль в поддержании жизни на Земле. Его природный потенциал служит важнейшим источником продовольственных и энергетических ресурсов, не только находящихся в сфере юрисдикции прибрежных государств, но и являющихся общим достоянием человечества за этими пределами. Это составляет одну из основ взаимозависимости государств, использующих его пространства и ресурсы.

Мировое сообщество ищет пути согласованного решения глобальной проблемы сотрудничества в использовании Мирового океана. Во-первых, растет осознание роли океана и его экосистем как стабилизатора биосферы. Во-вторых, укрепляются представления о необходимости сформировать глобальную систему предотвращения негативных воздействий на океаническую среду как взаимосвязанную экосистему. В-третьих, освоение Мирового океана рассматривается в русле глобальной стратегии устойчивого развития и сбалансированной экономической, экологической и социальной практической деятельности. В-четвертых, нормой становится развитие процессов сотрудничества в освоении Мирового океана на уровне отдельных стран, регионов и мирового сообщества в целом. В-пятых, формируется архитектура так называемого океанического соуправления (ocean governance). Последнее обозначает взаимодействие в интересах использования и сохранения океанических пространств и ресурсов в условиях, когда увеличиваются масштабы океанической деятельности и взаимозависимости государств в процессе осуществления данного вида деятельности.

Эти тенденции прибретают особое значение, поскольку растет число субъектов, активно воздействующих на формирование океанической политики не только на национальном, но и на международном уровне. Наряду с правительствами государств, в этот круг включаются представители гражданского общества, международные и национальные неправительственные организации, региональные и локальные сообщества, природоохранные и научные организации, а также бизнес. Океаническое соуправление превращается в полигон для отработки международной (а не только межгосударственной!) системы решения основных проблем современности, включая проблему соуправления глобализацией.

1. Источники правового регулирования морского права

Долгое время международное морское право регулировалось исключительно международными обычаями, складывавшимися на протяжении веков. Однако невиданная интенсификация морской деятельности государств в условиях непрестанно развивающейся научно-технической революции потребовала кодификации и прогрессивного развития международного морского права с учетом объективных потребностей в такой кодификации.

С этой целью в 1958 г. в Женеве состоялась первая Конференция ООН по морскому праву, в основу работы которой были положены проекты универсальных конвенций, разработанные в 19 491 957 гг. Комиссией международного права ООН. В конференции участвовали 86 государств, т. е. подавляющее их число в тот момент.

Конференция разработала и приняла четыре Женевские конвенции по морскому праву 1958 г., а именно: Конвенцию об открытом море; Конвенцию о территориальном море и прилежащей зоне; Конвенцию о континентальном шельфе и Конвенцию о рыболовстве и охране живых ресурсов моря.

Конвенции получили широкое признание государств, ставших их участниками, положили начало кодификации и прогрессивному развитию современного морского права.

Однако первая Женевская конференция не смогла достичь сколько-нибудь заметного единодушия по весьма важному вопросу о предельной ширине территориального моря (иное наименование территориальные воды). Одни государства выступали за трехмильный, другие за шестимильный, третьи за двенадцатимильный лимит. Иначе говоря, речь шла о переделе территории государств, имеющих морское побережье.

Специально для обсуждения этого вопроса в 1960 г. в Женеве была созвана вторая Конференция ООН по морскому праву. Но и она окончилась безрезультатно. В итоге некоторые государства, особенно возникшие в результате деколонизации новые независимые государства, стали расширять свои территориальные воды вплоть до 200 морских миль или же устанавливать прибрежные экономические и рыболовные зоны, подчиненные их исключительной юрисдикции, шириной до 200 300 миль. Возникла сложная и опасная ситуация в деле исследования и использования Мирового океана на равноправной основе всеми государствами с должным учетом их географического положения и интересов применительно к Мировому океану.

С целью решения этой острой и глобальной проблемы по решению Генеральной Ассамблеи ООН в 1973 г. была созвана III Конференция ООН по морскому праву.

Конференция состоялась в 19 731 982 гг., было проведено 11 ее сессий. Специальная сессия для подписания Конвенции состоялась в декабре 1982 г. на Ямайке.

В конечном счете, конференция завершилась выдающимся успехом: был разработан и принят текст Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву, регулирующей все основные виды деятельности государств по исследованию и использованию пространств и ресурсов Мирового океана .

В преамбуле Конвенции подчеркивается «тесная взаимосвязь проблем морского пространства и необходимость рассматривать их как единое целое». Весьма существенное значение приобретает, естественно, и вопрос о всеобщем участии в ней государств, по крайней мере, ведущих морских держав.

Конвенция ООН по морскому праву вступила в силу 16 ноября 1994 г. после того, как ее ратифицировали и стали ее участниками 60 государств. Как гласит ее преамбула, целью Конвенции является установление «правового режима для морей и океанов, который способствовал бы международным сообщениям и содействовал бы использованию морей и океанов в мирных целях, справедливому и эффективному использованию их ресурсов, сохранению их живых ресурсов, изучению, защите и сохранению морской среды».

Правовой режим мирового океана (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Прибрежное государство определяет также порядок доступа в свои порты иностранных судов и устанавливает правила, которым они должны следовать во время пребывания там. В частности, государство устанавливает, какие именно порты открыты для захода иностранных судов. Оно вправе в необходимых случаях отменить соответствующее разрешение или ограничить доступ в тот или иной порт определенным категориям судов, в частности по причине обеспечения экономической безопасности или безопасности мореплавания.

В итоге для захода во внутренние воды и порты, иностранные суда и их судоводители должны иметь исчерпывающие данные о соответствующем законодательстве прибрежного государства и строго ему следовать.

Территориальное море. Конвенция ООН по морскому праву (ст. 2) предусматривает, что суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод, а в случае государства-архипелага его архипелажных вод, на примыкающий морской пояс, называемый территориальным морем (равнозначный термин «территориальные воды»). Он распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, равно как на его дно и недра, и осуществляется с соблюдением Конвенции и других норм международного права.

В соответствии с Конвенцией ООН 1982 г. каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, определенных указанной Конвенцией .

Исходя из этого, юридический статус территориального моря установлен как интегральной части территории прибрежного государства, находящейся под его суверенитетом, в отношении которой государство осуществляет свою юрисдикцию с учетом обязательств по настоящей Конвенции и других норм международного морского права.

В общем виде границы территориального моря обозначены в ст. 2 Конвенции 1982 г., озаглавленной «Правовой статус территориального моря, воздушного пространства над территориальным морем, а также его дна и недр». Оно простирается за пределы сухопутной территории прибрежного государства и его внутренних вод на расстояние, не превышающее 12 морских миль, а для государств-архипелагов на то же расстояние, отсчитываемое от их архипелажных вод. В недра дна граница территориального моря теоретически продолжается до центра Земли, практически на технически доступную глубину. Воздушное пространство над территориальным морем простирается до границы воздушного пространства с космическим.

Иначе обстоит дело с сухопутной территорией прибрежных государств. В этом случае ширина территориального моря отмеряется от «исходных линий», определенных в соответствии с Конвенцией. И проведение таких исходных линий весьма подробно регламентируется Конвенцией.

Прежде всего, ее ст. 5 гласит, что такой «нормальной исходной линией» является линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным государством морских картах крупного масштаба.

Согласно ст. 121 Конвенции, приналежащие прибрежному государству острова, имеют собственное территориальное море. Для островов, расположенных на атоллах, или островов с окаймляющими рифами исходной линией для измерения ширины территориального моря служит обращенная к морю линия рифа при наибольшем отливе (ст. 6).

Соответственно внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря.

При этом рейды, которыми обычно пользуются для погрузки, разгрузки и якорной стоянки судов и которые иначе были бы расположены целиком или частично за границей территориального моря, включаются в территориальное море.

Когда берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, то пределом территориального моря каждого из них должна служить соответствующая срединная линия, если между ними не заключено соглашения об ином (ст. 15) .

Правовой режим территориальных вод, находящихся под суверенитетом и исключительной юрисдикцией прибрежного государства, устанавливается им при соблюдении положений Конвенции и издревле существующих обычноправовых норм, касающихся права мирного прохода судов всех иностранных государств как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, — через территориальное море данного государства.

Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства. Такой проход должен совершаться в соответствии с Конвенцией и другими нормами международного права (п. 1 ст. 18).

Помимо правил, применяемых ко всем иностранным судам, Конвенция содержит дополнительные правила, применяемые к военным кораблям и другим государственным судам, эксплуатируемым в некоммерческих целях, которые пользуются в соответствии с международным правом иммунитетом от иностранной юрисдикции. Прибрежное государство в случае нарушения его законов и правил, касающихся мирного прохода, может потребовать от таких кораблей и судов немедленно покинуть его территориальное море. Государство флага такого корабля или судна несет международную ответственность за любой ущерб или убытки, причиненные прибрежному государству в силу несоблюдения предписаний, касающихся мирного прохода через территориальное море.

Прилежащая зона. Конвенция устанавливает (ст. 33), что прибрежное государство в зоне, прилежащей к его территориальному морю (т.е. за пределами своей территории, в открытом море) и называемой прилежащей зоной может осуществлять контроль, необходимый:

a) для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря;

b) для наказания за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря .

Прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 морских миль от исходных линий, от которых отмеривается ширина территориального моря.

Таким образом, прибрежное государство в прилежащей зоне пользуется двоякого рода строго ограниченными правомочиями или строго ограниченной юрисдикцией: правом контроля судна, направляющегося в его территориальные воды, с целью предотвращения возможных нарушений установленных им законов и правил, касающихся иностранных судов, и правом преследования покинувших территориальное море иностранных судов, нарушивших такие законы и правила, поскольку это касается судов, не пользующихся иммунитетом от иностранной юрисдикции.

Открытое море. Открытое море это часть пространств Мирового океана, не составляющая территории прибрежного государства. Иначе говоря, речь идет о морских пространствах, включая воздушное пространство над ними, имеющих юридический статус негосударственной (международной) территории, правовой режим которой регулируется исключительно международным правом.

Соответственно, Конвенция об открытом море 1958 г. гласит, что слова «открытое море» означают все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства. Открытое море, провозгласила Конвенция, открыто для всех наций, и никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части его своему суверенитету. Это основополагающее положение содержит и Конвенция ООН по морскому праву (ст. 89).

Однако настоятельные потребности исследования и использования пространств и ресурсов Мирового океана в мирных целях и на благо всего человеества привели к выделению в открытом моде частей или зон, имеющих специальный юридический статус и соответствующий ему правовой режим, учитывающий, в частности, особые потребности и интересы прибрежных государств, а также соответствующие потребности и интересы всех других государств.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конвенция ООН по морскому праву и международное судоходство./ Под ред. А. Л. Колодкина М.: Транспорт, 1986.
  2. Г. Г. Международная морская организация. М., 1994.
  3. В.А. Права и обязанности прибрежного государства. — В кн.: Мировой океан и международное право. Защита и сохранение морской среды. / Под ред. Мовчана А. П., Янкова А. М.: Наука, 1990.
  4. А.Л. Мировой океан: международно-правовой режим. Основные проблемы. М., 1973.
  5. Д. Международное морское право / Пер. с англ. М., 1973.
  6. Мировой океан и международное право / Отв ред. А. П. Мовчан, А. Янков. Правовой режим морских прибрежных пространств. М., 1987.
  7. Мировой океан и международное право / Отв. ред. А. П. Мовчан, А Янков. Открытое море. Международные проливы. Архипелажные воды М, 1988.
  8. Мировой океан и международное право / Отв. ред. А. П. Мовчан, А. Янков. Основы современного правопорядка в Мировом океане. М., 1986.
  9. Мировой океан и международное право / Отв. ред. А. П. Мовчан, А. Янков. Защита и сохранение морской среды. М., 1990.
  10. Мировой океан и международное право / Отв. ред. А. П. Мовчан, А. Янков. Правовой режим морских научных исследований и передача технологий. М., 1992.
  11. С.В. Международное морское право. М., 1987.
  12. Современное международное морское право / Отв. ред. М. И. Лазарев. Режим вод и дна мирового океана. М., 1974.
  13. Современное международное морское право / Отв. ред. М. И. Лазарев. Сотрудничество социалистических стран. Экономическая зона. Международные морские организации. Разрешение споров. Проблема ограничения морских вооружений. М., 1984.
  14. К. Загрязнение морской среды и международное право. М.: Прогресс, 1986.
Заполнить форму текущей работой