1. Основные этапы организационных изменений
Организационные изменения обусловлены реакцией организации на развитие окружающей среды (связи, требования и возможности). Организации вынуждены постоянно приспосабливаться к среде, в которой существуют. Сами они также генерируют изменения во внешней среде, разрабатывая и выпуская на рынок новые товары и технологии, которые становятся доминирующими и находят широкое распространение.
К организационным изменениям относятся :
• в основной структуре — характер и уровень деловой активности, правовая структура, собственность, источники финансирования, международные операции и их воздействие, диверсификация, слияние, совместные предприятия;
• в задачах и деятельности — ассортимент продукции и набор оказываемых услуг, новые рынки, клиенты и поставщики;
• в применяемой технологии — оборудование, орудия труда, материалы и энергия, технологические процессы, канцелярская техника;
• в управленческих структурах и процессах — внутренняя организация, трудовые процессы, процессы принятия решений и управления, информационные системы;
• в организационной культуре — ценности, традиции, неформальные отношения, мотивы и процессы, стиль руководства;
• в людях — руководство и служебный персонал, их компетентность, мотивация, поведение и эффективность в работе;
• в эффективности работы организации — финансовые, экономические, со-циальные и другие показатели для оценки связи организации с окружающей средой, выполнения своих задач и использования новых возможностей;
• престиж организации в деловых кругах и в обществе.
Для эффективного управления организационными изменениями разработаны определенные правила, регламентирующие деятельность руководителей:
• необходимо согласовать методы и процессы изменений обычной дея-тельностью и управленческими процессами в организации;
• руководство должно определить, в каких конкретных мероприятиях, в какой степени и в какой форме оно должно принимать прямое участие; основной критерий — сложность выполняемых действий и их важность для организации;
• необходимо согласовать процессы перестройки организации в различных отделах;
• управление изменениями включает различные аспекты — технологиче-ские, структурные, методические, человеческие, психологические, поли-тические, финансовые и др., что вызывает необходимость руководства специалистами, которые имеют свой ограниченный взгляд на сложную и многостороннюю проблему;
• управление изменениями включает решения о применении различных подходов и способов вмешательства, которые помогают правильно на-чать перестройку, систематически вести работу, справляться с сопротивлением, добиваться поддержки и осуществлять необходимые перемены.
Выделяют несколько этапов организационных изменений .
1. На первом этапе руководство организации должно осознать необходимость изменений и быть готовым к их проведению.
2. На втором — руководство проводит четкий анализ проблем организации, для этого часто привлекаются внешние консультанты. Здесь очень важно тес-ное сотрудничество руководства и консультантов.
3. На третьем этапе происходит детализация и углубление понимания стоящих перед организацией проблем.