Задание 1.
Функции управления качеством
Под управлением качеством продукции понимаются действия, осуществляемые при ее создании, эксплуатации или потреблении, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества продукции.
Управление качеством осуществляется путем реализации управленческих функций. Ими являются, как правило: планирование, мотивация, организация, контроль, информация, разработка мероприятий, принятие решений и внедрение мероприятий.
В число основных функций управления качеством продукции входят, прежде всего, такие функции, как:
• прогнозирование потребностей рынка, технического уровня и качества продукции;
• планирование повышения качества продукции;
• нормирование требований к качеству продукции и стандартизация;
• разработка и постановка продукции на производство;
• технологическая подготовка производства;
• организация взаимоотношений по качеству продукции между поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий предприятиями-изготовителями и потребителями продукции;
• обеспечение стабильности запланированного уровня качества продукции на всех стадиях ее жизненного цикла;
• контроль качества и испытания продукции;
• профилактика брака в производстве;
• внутрипроизводственная аттестация продукции, технологических про-цессов, рабочих мест, исполнителей и др.;
• сертификация продукции, работ, услуг, систем качества и производств;
• стимулирование и ответственность за достигнутый уровень качества;
• внутрипроизводственный учет и отчетность по качеству продукции;
• технико-экономический анализ изменения качества продукции;
• обеспечение управления качеством продукции (правовое, информационное, материальное, материально-техническое, метрологическое, организационное, технологическое, финансовое);
• специальная подготовка и повышение квалификации кадров.
Под планированием процесса управления качеством понимают установ-ление обоснованных заданий всем службам и подразделениям предприятия, направленных на совершенствование качественных параметров их деятельности и взаимодействия. Современный подход в области качества в организациях и на предприятиях базируется на планировании повышения эффективности элементов и в целом системы менеджмента качества.
Под планированием качества продукции понимается установление обоснованных заданий по ее выпуску с требуемыми значениями показателей качества на заданный момент или в течение заданного интервала времени.
Планирование повышения качества должно опираться на научно обоснованное прогнозирование потребностей внутреннего и внешнего рынка. При этом большую роль в правильном обосновании планов повышения качества приобретают использование данных о результатах эксплуатации продукции, обобщение и анализ информации о фактическом уровне ее качества.
Действенность планирования повышения качества должна обеспе-чиваться тем, что оно осуществляется на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий, включая проектирование, производство и эксплуатацию. Планы повышения качества должны обеспечиваться необхо-димыми материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, а планируемые показатели и мероприятия по повышению качества тщательно обосновываться расчетами экономической эффективности.
В перечень главных задач планирования повышения качества продукции входят:
• обеспечение выпуска продукции с максимальным соответствием ее свойств существующим и перспективным потребностям рынка;
• достижение и превышение технического уровня и качества лучших оте-чественных и зарубежных образцов;
• установление экономически оптимальных заданий по повышению каче-ства продукции с точки зрения их ресурсного обеспечения и запросов потребителей;
• совершенствование структуры выпускаемой продукции путем оптимизации ее типоразмерного ряда;
• увеличение выпуска сертифицированной продукции;
• улучшение отдельных потребительских свойств уже выпускаемой про-дукции (надежности, долговечности, экономичности и др.);
• своевременная замена, сокращение производства или снятие с производства морально устаревшей и неконкурентоспособной продук-ции;
• обеспечение строгого соблюдения требований стандартов, технических условий и другой нормативной документации, своевременное внедрение вновь разработанных и пересмотр устаревших стандартов;
• разработка и реализация конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение заданного уровня качества;
• увеличение экономической эффективности производства и ис-пользование продукции улучшенного качества.
Предметами планирования качества продукции являются в конечном итоге различные мероприятия и показатели, отражающие как отдельные свойства продукции, так и разнообразные характеристики системы и про-цессов управления качеством. Эти показатели находят свое отражение в конкретных заданиях по улучшению качества продукции, в планах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стандартизации и метрологического обеспечения, внедрения систем управления качеством, технического развития предприятия, подготовки кадров и т. д.
За предварительным управлением, включающим в себя прогнозирование и планирование качества продукции и процессов ее создания, эксплуатации (потребления) и утилизации, следует этап оперативного управления, который согласно теории управления состоит из процессов организации, координации, регулирования и мотивации. Эти процессы применительно к управлению качеством основаны на создании условий для:
• эффективного проведения мероприятий по совершенствованию качества продукции и работ;
• стабилизации производства, сбыта и послепродажного обслуживания высококачественной продукции;
• оперативного воздействия на причины возникновения дефектов и устранения брака;
• использования механизма коллективной и индивидуальной ответственности и стимулирования выпуска продукции высокого качества.
Эти функции реализуются многими методами непосредственного руко-водства, присущими общему менеджменту, но вместе с тем в управлении качеством существуют и специфические, присущие именно этому виду деятельности, к которым прежде всего относятся стандартизация и сертифи-кация продукции.
В настоящее время существует множество международных организа-ций, которые осуществляют работу по управлению качеством и способству-ют динамичному развитию научно-технических, экономических, торговых и иных связей между государствами всего мира. Это, в первую очередь, Меж-дународная организация по стандартизации (ISO), Международная энергети-ческая комиссия (IEC), Европейская организация по качеству (ЕОQ), имею-щие отделения в подавляющем большинстве стран мира и решающие межна-циональные проблемы управления качеством и защиты прав потребителей.