Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государственное регулирование потребительского рынка

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В модели кругооборота участвует и государство, которое предоставляет домохозяйствам и фирмам свои услуги через систему национальной обороны страны, систему образования и медицинского обслуживания и т. д. Для обеспечения производства этих услуг государство с домохозяйств и фирм собирает денежные средства в виде налогов. У них же государство покупает необходимые для своей деловой активности… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. Потребительский рынок как объект государственного регулирования
    • 1. 1. Место и роль потребительского рынка в современной экономической системе
    • 1. 2. Сущность, формы и методы государственного регулирования потребительского рынка
    • 1. 3. Состояние нормативно-правовой базы в сфере потребительского рынка
  • 2. Органы государственной власти, оказывающие влияние на потребительский рынок
    • 2. 1. Общая характеристика системы контроля и надзора в сфере потребительского рынка
    • 2. 2. Правовой статус и методы воздействия государственных органов контроля и надзора на потребительский рынок
  • 3. Государственное регулирование потребительского рынка на примере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции в Нижегородской области
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Государственное регулирование потребительского рынка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Потребительский рынок как объект государственного регулирования

1.1. Место и роль потребительского рынка в современной экономической системе

В ходе исторического процесса развития товарного производства формируется рынок, который прошел путь от древних базаров до современных организованных рынков с компьютерным оснащением и электронными технологиями.

Первоначально рынок рассматривался как базар, место осуществления торговых операций. Такое понимание рынка сложилось давно, еще в период разложения первобытнообщинного строя, когда обмен продуктами труда производился в определенном месте и в определенное время. В дальнейшем, по мере развития ремесла и торговли, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. В этом значении термин «рынок» часто используется и сегодня.

В широком смысле слова рынок есть всеобщая форма взаимосвязи субъектов экономической деятельности, посредством которой реализуются переливы товаров, рабочей силы и капиталов в различных точках экономического пространства. С функциональной точки зрения рынок можно определить как совокупность экономических отношений, охватывающих стадии производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, функционирующих на основе законов стоимости, спроса и предложения.

Таким образом, рынок предполагает существование определенных взаимосвязей, отношений между участниками экономической системы (ее субъектами), которые наиболее полно выражают сущность категории «рынок» [1, с. 46].

В современной экономической литературе нередко параллельно используются два понятия «товарное хозяйство» и «рыночное хозяйство». В принципе, здесь нет особого противоречия, поскольку рынок — неотъемлемый компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, равно как без рынка нет товарного производства, т. е. в данном случае одно предполагает другое.

Потребительский рынок — это общественные отношения, урегулированные нормами права, возникающие между государством, изготовителем, исполнителем, продавцом и потребителем в процессе изготовления, исполнения, реализации, эксплуатации, утилизации и иных стадий жизненного цикла товаров, работ и услуг.

Возникновение рынка во многом определяется теми же условиями, которые обеспечили формирование товарного производства, а именно:

• Общественное разделение труда.

• Экономическая обособленность товаропроизводителей.

• Самостоятельность производителя, свобода предпринимательства.

• При рассмотрении состава рынка как системы экономических отношений логично выделить объекты и субъектов рынка (экономических агентов)[2, с. 34].

Объектами рынка являются товары и деньги. В условиях развитых рыночных отношений в качестве товаров выступает не только производимая продукция (товары и услуги), но и факторы производства (земля, труд, капитал). В качестве денег при этом обычно рассматриваются все финансовые активы, важнейшими из которых являются сами деньги.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство).

Домашние хозяйства (в составе одного или нескольких лиц), с одной стороны, являются покупателями товаров и услуг, с другой — имеют в своем распоряжении факторы производства (труд, землю, которую они могут продать или сдать в аренду). Они могут владеть акциями, благодаря чему они становятся и владельцами средств производства (капитала). Кроме того, домохозяйства выступают как покупатели на рынке товаров и услуг, предоставляемых фирмами и государственными предприятиями. В то же время сами являются продавцами на рынке ресурсов. Полученные от реализации факторов производства (прежде всего, рабочей силы) доходы используются для удовлетворения личных потребностей[2, с. 38].

Фирмы, имея в своем распоряжении денежный капитал, приобретают у домохозяйств необходимые им факторы производства на рынке ресурсов и используют их для производства товаров и услуг. Их основная цель — получение прибыли. Произведенные ими товары и услуги фирмы продают домохозяйствам на рынке товаров и услуг, используя полученные доходы для расширения производственной деятельности.

В модели кругооборота участвует и государство, которое предоставляет домохозяйствам и фирмам свои услуги через систему национальной обороны страны, систему образования и медицинского обслуживания и т. д. Для обеспечения производства этих услуг государство с домохозяйств и фирм собирает денежные средства в виде налогов. У них же государство покупает необходимые для своей деловой активности ресурсы, товары и услуги.

Учасники кругооборота заинтересованы друг в друге, благополучие одного участника рынка зависит от благополучия других. Даже один и тот же субъект рынка может быть и в составе домашнего хозяйства, и государственного учреждения, и участником бизнеса. Например, работая по найму государственным служащим, он является представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, он является членом домашнего хозяйства.

Все участники рыночных отношений являются реальными собственниками и имеют свои экономические интересы, которые могут совпадать или противоречить интересам других субъектов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. Искусство результативного управления. М: Добрая книга, 2004
  2. И. Государственное и муниципальное управление. М.: Гардарики, 2007
  3. Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление. М.: ИД ПРОСПЕКТ, 2006
  4. Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: Правовые проблемы. Ростов-на-Дону: Юристъ, 2006
  5. Н.Б. Государственные и муниципальные финансы. М.: Экзамен, 2007
  6. С. Г. Макроэкономика. Учебное пособие. М.: Кнорус, 2006
  7. Кушлин В. И Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. 3 -е изд. М.: РАГС, 2007
  8. Р.В. Государственное регулирование национальной экономики. М.: Приор-Издат, 2007
  9. В.С. Государственное и муниципальное управление: Реализация реформ. М.: Кнорус, 2006
  10. Е.В. Государственное управление в современной России. М.: МГИМО МИД России, 2007
  11. Организация и управление торговым предприятием. Учебник. М, ИНФРА-М, 2005, с. 303.
  12. Ф. Друкер. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Издательский дом Вильямс, 2000
  13. Переходный период: анализ и уроки первого десятилетия для стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза. Пер. с англ. — М.: «Весь Мир»; 2002
  14. П. Ф. Друкер Эффективное управление. М: Аст, 2006
  15. Рой О. М. Система государственного и муниципального управления. СПб: Питер, 2007
  16. З.П. — Общее управление организацией. Теория и практика". М., ИНФРА-М. 2006. с. 304.
  17. Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики. М.: Экономистъ, 2007
  18. Шишкин С. Н. Государственное регулирование экономики: предпринимательско-правовой аспект. М.: Волтерс Клувер, 2008
  19. http://www.unescap.org/huset/gg/governance.htm// Официальный сайт «United Nations Escap»
  20. http://www.bkg.ru// Интернет ресурс «практичные решения для эффективного управления»
Заполнить форму текущей работой