Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Эволюция государственного регулирования банковской деятельности в условиях переходной экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ процесса формирования независимой банковской системы РА, позволил выделить пять существенных этапов преобразования, отражающих закономерности и особенности эволюции (т.е. становления и развития) национальной системы государственного регулирования: первый этап: с 1988 по 1991 годы — функция регулирования была в основном функцией собственника и реализовывалась наряду с иными общими функциями… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ: НЕОБХОДИМОСТЬ И 12 СОДЕРЖАНИЕ
    • 1. 1. Необходимость государственного регулирования ~ 12 банковской деятельности
    • 1. 2. Банковское регулирование и надзор как функции государственного управления банковской деятельностью
    • 1. 3. Надзор за выполнением банками установленных требований
    • 1. 4. Инспектирование и документарный надзор
    • 1. 5. Антикризисное управление и финансовое оздоровление банков
  • ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТЕВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ
    • 2. 1. Начальные этапы становления государственного регулирования банковской системы Республики Армения
    • 2. 2. Современное состояние государственного регулирования банковской системы Республики Армения

    ГЛАВА 3. ПОТЕНЦИАЛ СОВЕРШЕНСТВИВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ 86 РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ) 3.1. Государственное регулирование банковской деятельности, направленное на развитие банковского рынка

    3.2. Государственное регулирование банковской деятельности, направленное на совершенствование корпоративного управления

    3.3. Совершенствование обязательных экономических нормативов банковской деятельности РА ^^

Эволюция государственного регулирования банковской деятельности в условиях переходной экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Достижение долгосрочного устойчивого экономического роста и значительного повышения уровня инвестиционной привлекательности страны в условиях переходной экономики во многом зависит от уровня развития и совершенства национальной банковской системы, ее стабильности и надежности, способности к эффективной трансформации денежных потоков и сбережений в кредитные вложения в реальный сектор экономики, что, в конечном результате, приводит к увеличению доходов населения. Именно поэтому создание развитой и совершенной модели государственного регулирования национальной банковской системы занимает центральное место в комплексе задач по реформированию экономики в переходных экономических системах, к числу которых относится и Республика Армения.

Однако при реализации экономических реформ по становлению рыночной экономики далеко не все страны с переходной экономикой к проблеме формирования финансового сектора подошли достаточно осознанно. В результате, долгое время они испытывали значительные трудности в области формирования и рационального использования внутренних источников финансирования реального сектора экономики, а также привлечения прямых иностранных инвестиций. Неразвитые финансовые институты ограничивали возможность осуществления рациональной денежно-кредитной политики. И, наконец, без совершенных финансовых рынков невозможно было строить подлинно рыночную экономику и интегрироваться в мировую экономическую систему.

В Республике Армения до 1990;х годов не стояла проблема воздействия денежных властей на кредитно-финансовую активность, так как не существовало финансового рынка, все банки были государственными и входили в систему Государственного банка СССР, подчиняясь денежно-кредитной политике правительства. С началом формирования двухуровневой банковской системы деятельность кредитных организаций стала зависеть не только от политики денежных властей, но и от внутренней и внешней конъюнктуры финансового рынка. Как и другие страны с переходной экономикой, так и РА длительное время переживала сложный период, будучи фактически нацеленной на выживание. Это обусловливалось как экономическими причинами (неурегулированностью национального денежного обращения, гиперинфляцией, дефицитом бюджетного финансирования), так и политическими факторами (политической нестабильностью, военным конфликтом). Перевод национальной экономики на рыночные рельсы, развитие отношений собственности, создание адекватной системы государственного управления привели к построению двухуровневой банковской системы и необходимости совершенствовать его регулирование.

В результате для банковской системы возникли новые риски развития. Кризис, поразивший финансовые рынки и банковскую систему многих стран мира в 2008 г., включая РА, свидетельствуют о возникновении принципиально иной задачи в управлении банковской системой — необходимости разработки новых форм и методов государственного регулирования. В этой связи изучение эволюции и определение перспектив совершенствования государственного регулирования банковской деятельности в условиях переходной экономики является достаточно актуальной проблемой, решение которой и представляет предмет данного диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Обобщение имеющихся в научной литературе материалов о государственном регулировании банковской деятельности позволяют сделать вывод, о том, что наиболее значительный вклад в развитие этого направления внесли исследователи деятельности центрального банка, рынка банковских продуктов, банковского менеджмента и маркетинга и антикризисного управления.

Среди российских и зарубежных авторов, рассматривающих фундаментальные проблемы управления банковской системой, следует отметить оригинальные разработки Р. Я. Ахмадиева, Г. Н. Белоглазовой, С. А. Белозерова, М. К. Беляева, А. Г. Братко, Э. Н. Василишена, Д.Д. Ван-Хуза, Ю. Г. Вешкина, Д. В. Воронина, Ю. С. Голиковой, C.JI. Ермакова, О. И. Земцовой, В. В. Зражевского, В. В. Иванова, И. К. Ключникова, О. И. Лаврушина, О. С. Мариева, P.JI. Миллера, Ф. Мишкина, О. В. Мотовилова, H.A. Савинской, А. Ю. Симановского, Б. И. Соколова, Е. А. Сухановой, A.M. Тавасиева,.

A.C. Федюнина, Г. Г. Фетисова, М. А. Хохленковой, Е. В. Черниковой,.

B.Н. Шенаева и др.

Экономические аспекты государственного регулирования банковской деятельности были предметом исследования в диссертациях В. Г. Андреева, H.A. Кацашвили, М. А. Котлярова, Е. Ф. Лепиховой, М. А. Маякиной, О. В. Наумченко, О. В. Челомбицкой. Следует отметить разработки правовых проблем управления банковской системы А. Ф. Бадтиева, Я. А. Гейвандова,.

C.А. Голубева, Ю. В. Кучера, О. В. Савельева, М. А. Шаповалова.

Среди армянских авторов наибольший интерес для теоретических исследований в области управления банковской деятельностью представляют работы Г. Л. Авагяна, М. Г. Адилханяна, А. Ю. Джавадяна, P.O. Инджикян, Э. М. Самдояна, Т. С. Саргсяна, и др., опубликованные в Армении и за рубежом.

Однако вопросы, связанные с эволюций государственного регулирования банковской системы Республики Армения и необходимостью его совершенствования на современном этапе исследованы недостаточно.

Цель и задачи исследования

Цель настоящего диссертационного исследования состоит в том, чтобы раскрыть содержание процесса эволюции государственного регулирования банковской деятельности в условиях переходной экономики (на примере Республики Армении) и на этой основе разработать рекомендации по совершенствованию государственного регулирования на современном этапе.

Достижение цели связано с реализацией задач исследования, предусматривающих:

• рассмотрение теоретических положений, связанных с определением содержания процесса государственного регулирования банковской деятельности и выявлением необходимых компонентов национальной системы регулирования банковской деятельности (на примере Республики Армения);

• определение основных этапов эволюции системы государственного регулирования банковской деятельности в условиях переходной экономики;

• выявление факторов и закономерностей эволюции государственного регулирования банковской деятельности в условиях переходной экономики;

• обобщение основных проблем государственного регулирования банковской деятельности в условиях переходной экономики (на примере Республике Армении) на современном этапе и разработка рекомендаций по его совершенствованию.

Поставленные цель и задачи исследования предопределяют его границы и структуру, формируют критерии завершенности.

Область исследования соответствует п. 9.3 «Эволюция кредитных отношенийзакономерности и современные тенденции их развития, взаимодействие кредита с денежным оборотом, финансами, финансовым рынком, усиление влияния кредита на производство и реализацию общественного продукта» и п. 9.6. «Формирование банковской системы и ее инфраструктуры в условиях переходного периода» Паспорта специальности 08.00.10 — финансы, денежное обращение и кредит.

Объектом исследования является содержания процесса эволюции государственного регулирования банковской деятельности в условиях переходной экономики.

Предметом исследования выступают отношения и инструменты, формы и методы государственного регулирования банковской деятельности в условиях переходной экономики.

Содержательная характеристика основных результатов, полученных лично соискателем, связана с изложением научно обоснованных разработок, имеющих существенное значение для стран с переходной экономикой, а именно:

• предложена оригинальная периодизация эволюции государственного регулирования банковской деятельности в условиях переходной экономики (на примере Республики Армения), на основе: (а) выделения наиболее существенных форм и методов регулирования, а также их трансформации в историческом разрезе- (б) определения регулирующих органов, свойственных каждому этапу, а также особенностей их функций и полномочий- (в) раскрытия особенностей внедрения в национальную практику международно-признанных норм и риск-ориентированных подходов при осуществлении надзора;

• выявлены особенности банковской деятельности в условиях переходной экономики (на примере Республики Армения): чрезмерная концентрация регулирующих полномочий в Центральном Банке Республики Армениянедостаточный уровень развития финансового посредничестванеразвитость структуры кредитно-финансовых услуг;

• показана универсальность применения методов и инструментов государственного регулирования в банковских системах рыночного типа;

• определены основные направления совершенствования государственного регулирования банковского деятельности в условиях переходной экономики на современном этапе, связные с применением международно-признанных норм в Республики Армения.

Научная новизна исследования заключается в определении закономерностей и особенностей эволюции государственного регулирования в условиях переходной экономики и разработке на этой основе рекомендации по совершенствованию банковского регулирования.

Основные результаты исследования обладают следующими элементами научной новизны:

• определены общие закономерности эволюции государственного регулирования банковской деятельности в условиях переходной экономики: (а) создание института частной собственности- (б) трансформация экономики, связанная с переходом к рыночной системе- (в) финансовые и банковские кризисы- (г) развитие национальных системы государственного регулирования под определяющим воздействием международно-признанных норм регулирования;

• показана трансформация системы общих функций управления в условиях переходной экономики и возвышение роли государственного регулирования в банковской сфере под воздействием института частной собственности;

• выявлена закономерность развития банковской деятельности вследствие государственного регулирования в условиях переходной экономики и показана корреляция процесса совершенствования государственного регулирования с развитием банковского рынка;

• конкретизирована закономерность формирования двухуровневой банковской системы, а именно показана определяющая роль государственного управления банковской деятельностью в этом процессе;

• выявлены области совершенствования государственного регулирования банковской деятельности в условиях переходной экономики по следующим направлениям: (а) изменения требований к отдельным субъектам для улучшения эффективного функционирования банковского рынка- (б) внедрение риск-ориентированного подхода к развитию корпоративного управления- (в) совершенствование методики расчета основных экономических нормативов банковской деятельности в целях устойчивого развития банковской системы.

Теоретическая и методологическая база исследования связана с определением, как общих проблем банковской деятельности в переходных экономиках, так и частных, относящихся непосредственно к деятельности банковских организаций Республики Армения. При этом использовались сравнительно-исторический метод, метод научной абстракции, структурно-функциональный анализ, системный подход. Их применение позволило за счет фокусирования внимания на существенных особенностях исторической эволюции управления национальной банковской системой выявить и сформулировать представление об основных этапах эволюции государственного регулирования банковской деятельности в условиях переходной экономики.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют труды российских и зарубежных ученых в области денежного обращения, денежно-кредитной политики, финансов, в том числе корпоративных финансов, регулирования и надзора банковской деятельности, а также законодательно-нормативная база в области государственного регулирования банковской деятельности России и Армении.

Информационная база исследования включает официальные материалы и документы, статистическую информацию, отражающую развитие национальной экономики и банковской системы России и Республики Армении.

Практическая значимость и апробация исследования. Результаты выполненного исследования могут быть использовании для дальнейшего развития системы государственного регулирования банковского сектора в странах с переходной экономикой, как одного из факторов, способствующих обеспечению стабильности национальной банковской системы и повышению его защищенности от внешних и внутренних финансовых рисков, позволяют поставить на научную основу решение проблемы совершенствования государственного регулирования банковским сектором и призваны способствовать повышению эффективности работы независимой национальной банковской системы.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе при преподавания курсов по финансовым и управленческим дисциплинам, а именно, в курсах «Деньги, кредит, банки», «Банковское дело», спецкурсах по вопросам денежно-кредитной политики в условиях переходной экономики.

Основные положения исследования прошли апробацию на международных и региональных научных конференциях, в частности: Международной научной конференции «Мировой экономический кризис и Россия: причины, последствия, пути преодоления», 12−13 ноября 2009 г., (Санкт-Петербург) — Международной конференции «Предпринимательство и реформы в России», 26−27 ноября 2009 г. (Санкт-Петербург) — Конференции молодых ученых-экономистов «Экономическая безопасность: современные проблемы», 23 апреля 2010 г. (Санкт-Петербург).

По теме диссертации опубликовано 5 работ, в т. ч. 2 статьи в журналах, входящих в перечень ВАК РФ, общим объемом 1,6 п.л.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исходя и поставленных целей и задач диссертационного исследования, автором сделаны следующие выводы.

1. Анализ процесса формирования независимой банковской системы РА, позволил выделить пять существенных этапов преобразования, отражающих закономерности и особенности эволюции (т.е. становления и развития) национальной системы государственного регулирования: первый этап: с 1988 по 1991 годы — функция регулирования была в основном функцией собственника и реализовывалась наряду с иными общими функциями управления (планированием, организацией, учетом и контролем, стимулированием) — однако уже в этот период возникают негосударственные банки и функции управления модифицируютсявторой этап: с 1992 по 1994 годы — этап нерегулируемого развитиягосударство перестает выполнять часть функций управления (прежде всего, планирования, стимулирования) — третий этап: с 1994 по 1998 годы — этап регулирования отдельных аспектов функционирования независимой банковской системой РАвозникают отдельные элементы управления частными коммерческими банкамичетвертый этап: с 1998 по 2002 годы — этап посткризисного развития, произошло осознание необходимости создания целостной системы управления банковской системойпятый этап: с 2003 г. по настоящее время — тап эффективного регулирования банковской деятельности. Наблюдается тренд развития национальной банковской системы с параллельным совершенствованием государственного регулирования банковского рынка. По убеждению автора, банковская система Республики Армения вступила в новую стадию развития, на которой конкурентная борьба между банками с уровня «выживания» вышла на уровень «соревнования за клиента» по принципу «кто лучше и качественнее обслужит».

2. Изучение истории становления, причин банкротства и финансовой несостоятельности коммерческих банков страны, добившейся суверенитета, на протяжении последних 19 лет позволяет сделать вывод о том, что своевременное применение более эффективных инструментов и методов государственного регулирования над деятельностью банков в ряде случаев могло бы предотвратить неплатежеспособность банков, предотвратить структурные кредитные кризисы.

Нужно также отметить, что с этапа нерегулируемого развития до современного этапа развития количество коммерческих банков значительно сократилось (с 58 до 21), что свидетельствует о появлении относительно эффективного государственного регулирования банковской системы.

3. В процессе диссертационного исследования автором был проанализирован основные элементы и направления государственного регулирования банковской деятельности и сделан вывод о том, что они универсальны для банковских систем рыночного типа, в том числе для стран с переходной экономикой. Эти направления включают:

• Пруденциальное регулирование — разработка и распространение широкого спектра надзорных директив в кредитных организациях;

• Пруденциальный надзор — анализ финансового положения, соблюдения законодательства и выполнения кредитными организациями установленных надзорным органом нормативов и положений (лицензирование, инспектирование и документарный надзор);

• Антикризисное управление и финансовое оздоровление, мониторинг финансовой устойчивости — установление контроля и управления неплатежеспособными финансовыми организациями, их санирование или банкротство с минимальными потерями для клиентов и вкладчиков, разработка программы выхода из финансового кризиса, как фактического, так и предполагаемого, реализация мер по профилактике кризисных ситуаций.

4. На основании анализа современного состояния государственного регулирования банковской системы РА автор определил потенциал его совершенствования. Целыо совершенствования государственного регулирования банковской системы РА является улучшение его устойчивости и надежности, а также способствование эффективного развития.

Выделены три основных направлений совершенствования государственного регулирования банковской системы РА, которые способны значительно повысить эффективность банковской системы:

• Изменения, способствующие развитию банковского рынка;

• Совершенствование корпоративного управления;

• Обязательные экономические нормативы банковской системы.

Совершенствование банковской системы, способствующее развитию банковского рынка, может включать следующие моменты. Систему пруденциального банковского надзора необходимо заменить на новую, основанную на постоянном прослеживании способности банков выявлять, оценивать и управлять рисками, что предполагает мониторинг и надзор за внутрибанковскими технологиями управления рисками в динамике. Важно добиться изменения (совершенствования) банковского законодательства, в частности, банкам следует разрешить создавать специализированные обособленные операционные подразделения, что даст возможность регионального расширения сфер банковского обслуживания (путем открытия в различных, в том числе отдаленных, населенных пунктах операционных контор) без необходимости создания филиалов и осуществления значительных трансакционных издержек. Путем изменения (совершенствования) банковского законодательство, нужно установить, что в случае наличия следующих трех предусловий иностранный банк может открывать филиал в Армении без обособления капитала (нормативы пруденциального регулирования деятельности таких филиалов должны рассчитываться по отношению к регулятивному капиталу головного банка) с правом осуществления полноценной банковской деятельности по универсальной лицензии ЦБ: банк зарегистрирован и действует по лицензии страны, являющейся членом Базельского комитета по банковскому надзоруЦБ РА имеет соглашение с Органом регулирования и надзора страны банка относительно осуществления совместного надзора за деятельностью банка и имеется предварительное согласие последнего на учреждение в РА филиалабанк имеет высокий рейтинг (AAA, АА+) какого-либо признанного рейтингового агентства (Standard&Poor's, Moody’s и Fitch и др.), а также аудиторское заключение от первоклассных аудиторских компаний (PricewaterhouseCoopers, KPMG, Ernst & Young и др.). Если одно из вышеотмеченных требований не будет удовлетворено, нельзя лицензировать деятельность подобных филиалов.

Необходимо незамедлительно внедрить в РА национальные банковские операционные и технические стандарты по подобию европейской системы COBIT, а также перехода к системе ежедневной отчетности на базе ежедневных показателей. Кроме того, всю отчетность необходимо перевести в электронную форму. Необходимо на базе действовавшего ранее и отмененного несколько лет назад Свода правил по применению санкций за правонарушения со стороны банков после обновления и приведения в соответствие с действующим законодательством разработать закон с аналогичным содержанием или осуществить соответствующие законодательные поправки в Законе РА «О банках и банковской деятельности». В законодательстве необходимо предусмотреть административную и уголовную ответственность по отношению к работникам надзорного органа, которые при совершении инспекционных проверок преднамеренно не учли (сокрыли) и/или не обнаружили допущенные банками нарушения требований законодательства.

Банкам должны быть разрешены в качестве участников рынка ценных бумаг лишь операции с высоколиквидными государственными долговыми обязательствами, ипотечными облигациями и корпоративными ценными бумагами, которые котируются на высших площадках международных фондовых бирж (голубые фишки), а эмитенты имеют высочайшие рейтинги признанных рейтинговых агентств. При этом, такие вложения в корпоративные ценные бумаги должны разрешаться лишь в виде портфельных инвестиций и, ни в коем случае, не для участия в управлении предприятиями и лишь с предварительного согласия ЦБ.

Совершенствование банковской системы РА по корпоративному управлению может включать следующие моменты:

• в целях предотвращения инсайдерских операций система пруденциального регулирования и надзора за банковской деятельностью должна содержать жесткие формальные ограничения вплоть до запрета любых сделок с аффилированными с банком лицами, предполагающих применение льготных тарифов или процедур принятия решений. Более того, в качестве аффилированных лиц необходимо также рассматривать аутсайдеров, имеющих, по тем или иным причинам, возможность повлиять на принятие решений в банках. В Законе РА «О банках и банковской деятельности» установлено, что министры и прочие высокопоставленные государственные чиновники не могут быть членами совета банков, вплоть до истечения пятилетнего срока после их ухода с должности. Необходимо усилить эту норму, поскольку эти лица могут иметь влияние на банки и без членства в составе совета, особенно, если онидействующие, а не бывшие высокопоставленные государственные чиновники;

• в банковском законодательстве следует установить жесткие ограничения, предполагающие запрет на участие в капитале банков физических лиц, не имеющих официальной котировки, публичного признания или прозрачной отчетности относительно собственного состояния;

• нельзя позволять создание (учреждение или приобретение) дочерних банков и/или значительного участия в капиталах армянских банков со стороны иностранных организаций и лиц, действующих в странах, с надзорным органом которых ЦБ РА не подписал меморандум о совместном надзоре и/или не имеющих эффективных Органов регулирования и надзора, в том числе не соответствующих Базельским стандартам. Такое требование обосновывается особой опасностью значительного участия в банковских капиталах со стороны иностранных юридических и физических лиц, так как возникают дополнительные риски, связанные с неопределенностью или асимметрией информации об их собственности, источниках доходов и текущем состоянии бизнеса, когда невозможно прогнозировать возможное развитие событий. Необходимо также законодательно запретить право участия в капиталах путем финансирования из оффшорных источников;

• в связи с тем, что одной из нерешенных по настоящее время вопросов в области теории и практики банковского регулирования остается проблема сокрытия информации об инсайдерских сделках (искажения информации в процессе ее прохождения из банков в надзорные органы) предлагается осуществить законодательное закрепление принципа двойной подотчетности внутреннего аудита: Совету банка и Органу надзора (в АрменииЦентральному банку), который должен быть обязан при выявлении нарушений в течение одного дня информировать о них ЦБ и Совет банка. При дезинформации или невыявлении нарушений внутренний аудит будет нести первоочередную ответственность (в т.ч. административную и уголовную). Такой подход максимально исключает конфликт интересов внутри банка, минимизируя, тем самым, инсайдерские риски;

• с целью усиления системы корпоративного управления в банках предлагается установление законодательного требования относительно обязательного участия в Совете банков не только представителей мажоритарных, но и миноритарных акционеров, а также независимых членов Совета. При этом представители миноритарных акционеров и независимые члены Совета должны работать на контрактной (платной) основев Концепцию ЦБ РА по корпоративному управлению в банках, в соответствии с которым предполагается запретить мажоритарным акционерам банка занимать посты исполнительного руководства, следует ввести изменения, т.к. мажоритарий в роли исполнительного директора гораздо более предсказуемая и ответственная фигура, чем «подставной инсайдер»;

• необходимо запретить совмещение функций работников и руководителей тех подразделений, где должен действовать «принцип четырех глаз» (например, должно быть категорически запрещено совмещение функций бухгалтера и кассира, что допускается во многих банках, или кредитного работника и бухгалтера, или оператора и аудитора и т. д.). Такие совмещения содержат в себе большие риски, поскольку допускается осуществление сделки по полному циклу — от операционного обслуживания клиентов до учета и контроля в одном лице;

• предлагается законодательно закрепить требования к должности председателя Совета банка, предусматривающие обязательный минимум профессиональных знаний и опыт работы в финансовой сфере, а также четкую сферу ответственности за результаты деятельности банка. К должности председателя Совета должны применяться не менее жесткие процедуры согласования с Органом надзора, чем в случае с исполнительным директором.

Совершенствование обязательных экономических нормативов банковской системы РА может включать следующие моменты:

• предлагается изменить методику расчета норматива общей ликвидности (Н21), установленную Положением № 2 ЦБ РА, заменив показатель соотношения высоколиквидных и невысоколиквидных активов соотношением высоколиквидных и общих активов;

• предлагается дифференцированный подход к расчету норматива общей ликвидности (Н21) в зависимости от показателя «разрыва (GAP) в сроках погашения активов и обязательств и получаемых и выплачиваемых процентах», рассчитываемого по методике, установленной Положением № 3 ЦБ РА. Если в расчете на срок до 10 лет обнаруживается отрицательный разрыв на какую-либо дату, следует вплоть до ликвидация разрыва, но не менее чем на год, установить требование соблюдения предельного значения норматива Н21 в размере 15%. Если же GAP>0, то норматив Н2 должен равняться 0. Такой подход будет способствовать повышению уровня доходности активов для банков, имеющих высокий положительный уровень показателя GAP, которые смогут высвободить достаточно существенные объемы средств для их вложения в доходные работающие активы;

• следует признать ошибочным решение ЦБ РА относительно норматива текущей ликвидности (Н2) о пересмотре предельной величины норматива с 80% до 60%. Иными словами, банкам разрешили размещать до 40% средств из источников обязательств до востребования в срочные активы, что привнесет в банковскую систему дополнительные риски, связанные с возможностью «удлинения» активов, вне зависимости от срочности обязательств. Необходимо ужесточить требование норматива, доведя его предельный уровень до 100%, т. е. запретить банкам средства из бессрочных обязательств размещать в срочные активы;

• предлагается в систему банковского регулирования ввести нормативы риска на одного кредитора и риска на всех крупных кредиторов, так как банки под риском потерять значительные обязательства по причине закрытия счетов со стороны крупных кредиторов зачастую идут на необоснованные сделки, неся неоправданные потери;

• необходимо пересмотреть механизм определения рисков на одного заемщика (НЗ1) и всех крупных заемщиков (НЗ2), а именно: включение в знаменатель формул не номинальных, а взвешенных по риску показателей в соответствии с весами, установленными для измерения адекватности капитала в.

Положения № 2 ЦБ РА. Аналогичный подход предлагается использовать по.

1 2 отношению к инсайдерским нормативам (Н4, Н4);

Все нормативы носят обязательный характер и должны быть одинаковы для всех банков, действующих на территории РА, за исключением вновь создающихся банков. Во многих же европейских странах применяются различные режимы регулирования по отношению к отдельным банкам. Наша концепция банковского регулирования, представленная в настоящей работе, также предполагает применение дифференцированного подхода к выбору состава и предельных значений нормативов регулирования в зависимости от сложившегося состояния показателей и степени эффективности внутрибанковского менеджмента в каждом отдельном банке. Если банк, по обоснованному мнению ЦБ, не владеет эффективными технологиями риск-менеджмента, и/или операционные и технические риски не соответствуют национальным стандартам, и/или банк допустил существенное нарушение нормативов, то по отношению к нему необходимо применять особый режим мониторинга и более жесткие предельные значения нормативов регулирования.

Таким образом, по результатам исследования автор предполагает, что вышеупомянутые изменения приведут более эффективному процессу государственного регулирования банковской системы РА.

Проведенное исследование может быть полезно как для практических работников банковской сферы, так и для экономистов-исследователей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Республики Армения от 05.05.1998.
  2. О банках и банковской деятельности. Закон РА № 68 от 30.06.1996.
  3. О центральном банке Республики Армения. Закон РА № 69 от 30.06.1996.
  4. О банковской тайне. Закон РА № 80 от 07.10.1996.
  5. О банкротстве банков, кредитных организации и страховых компаний. Закон РА № 262 от 30.11.2001.
  6. О гарантировании возмещения банковских вкладов физических лиц. Закон РА№ 142 от 21.12.2004.
  7. О валютном регулировании и валютном контроле. Закон РА № 135 от 24.11.2004.
  8. О борьбе против легализации доходов, полученных преступным путем и финансирование терроризма. Закон РА.
  9. О регулирования рынка ценных бумаг. Закон РА.
  10. О привлечении банковских депозитов. Закон РА № от 17.06.2008.
  11. Положение № 1 ЦБ РА «О регистрации и лицензировании банков и филиалов иностранных банков, регистрации филиалов и представительств» № 145Н от 12.04. 2005.
  12. Положение № 2 ЦБ РА «О регулирования деятельности банков и основные экономические нормативы банковской деятельности» № 39Н от 09.02. 2007.
  13. Положение № 3 ЦБ РА «Отчеты банков их представление и публикация» № 50Н от 26.02. 2008.
  14. Положение № 4 ЦБ РА «Осуществление ревизии в банках».
  15. Положение ЦБ РА и МФЭ РА «О классификации вложений в инвестиционные ценные бумаги формировании и использовании резервов под возможные потери банков действующих на территории РА».
  16. Положение ЦБ РА и МФЭ РА «О классификации кредитов и дебиторских задолженностей и формировании резервов под возможные потери банков действующих на территории РА»
  17. Решение ЦБ РА № 148 Н от 12.04.2005 г. «Об утверждении списков тем экзамена по проверке профессионального соответствия кандидатов и претендентов управляющих банков». 1. Книги, брошюра, статьи.
  18. М. Г. Банковский менеджмент в коммерческих банках Республики Армения // Банковское дело. 2000. № 4.
  19. A.B. Банковский контроль и надзор в России: современное состояние и перспективы развития. Автореф. дис. канд. экон. наук. -СПб., 2010.
  20. В.Г. Регулирование банковской деятельности в России. Автореф. дисс. канд. экон. наук. М., 1998.
  21. С.А. Регулирование банковской деятельности как особый вид экономической деятельности. СПб.: изд-во СПбГУ ЭиФ, 2005.
  22. Р.Я. Центральный банк Российской Федерации и регулирование банковской системы. Казань: Таглимат, 2002.
  23. А.Ф. Финансово-правовое регулирование банковской деятельности. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2005.
  24. Базовые принципы эффективного надзора за банковской деятельностью. Базельский комитет по банковскому регулированию. Сентябрь 1997. http://www.innovbusiness.ru/pravo/DocumShow.
  25. Базель II: документы и комментарии / отв. ред. С. И. Корепанов. -М.: Бизнес и банки, 2007.
  26. Банковская система Армении. Транспарентность. Нейтральность. Ресурсный дефицит. Ереван, 2007.
  27. Банковская система СНГ: разные перспективы, но общие риски. Пер. с англ. М.: Standard&Poor's, 2004.
  28. Банковские системы стран СНГ // Эксперт. 2007.
  29. Банковский надзор: Европейский опыт и российская практика / пер. с англ.: пособие, подготовленное в рамках проекта «Обучение персонала Банка России. Этап III» / под ред. Микаэла Олсена. М.: Банк России, 2005.
  30. Банковский надзор: на пути к конфедерализму? (к XII международной конференции по банковскому надзору) // Оценка финансовых и банковских рисков. Сборник статей. Ч .1. — М., 2003.
  31. Банковский сектор России: реформа и модернизация. М.: Московский общественный научный фонд, 2003.
  32. Г. Н. Организация деятельности Центрального банка. -Спб., 2000.
  33. Г. Н., Кроливецкая Л. П. Банковское дело. М., 2003.
  34. С.А. Банковское дело (учебное пособие). СПб: изд-во Кобрина Л. М., 2008.
  35. М.К., Ермаков C.JI. Банковское регулирование в России: от прошлого к будущему. М., 2008.
  36. Ю.И. США: Центральный банк и экономика. М.: Наука, 1988.
  37. А.Г. Центральный банк в банковской системе России. М.: Спарк, 2002.
  38. Н.С. Банковский надзор и перспективы его развития в России. Автореф. дис. канд. экон. наук. Саратов, 2008.
  39. Н.И. Центральный банк и его роль в современной банковской системе Российской Федерации. СПб.: СПбГУ ЭиФ, 1999.
  40. Э.Н., Федюнин A.C. Вопросы банковского саморегулирования: от теории к практике. М., 1997.
  41. Ю.Г., Авагян Г. Л. Банковская система зарубежных стран. -М., 1996.
  42. Д.В. Регулирование деятельности коммерческих банков // Банковский надзор: зарубежный опыт и проблемы его применения в России. -М., 1996.
  43. Е.С. Налоговое регулирование банковской деятельности. -СПб.: изд-во СПбГУ ЭиФ, 1995.
  44. О.Ю. Совершенствование банковского надзора и его значение для финансовой системы Российской Федерации. Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 2009.
  45. Я. А. Центральный банк Российской Федерации: Юридический статус. Организация. Функции. Полномочия. М.: изд-во Моск. независимого ин-та междунар. права, 1997.
  46. Я. А. Государственное регулирование банковской деятельности в Российской Федерации: теоретический и организационно-правовой анализ. Автореф. дисс. докт. юрид. наук. СПб., 1997.
  47. В.В. Россия и деньги. Что нас ждет? М.: Олимп: Астрель, 2009.
  48. Ю.С., Хохленкова М. А. Банковский надзор как неотъемлемая функция Центрального банка // Бизнес и банки. 2007. № 11.
  49. С.А. Роль Центрального банка РФ в регулировании банковской системы страны. М.: Юстицинформ, 2000.
  50. С.А. Центральный банк Российской Федерации как орган государственного управления банковской системой страны. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 2000.
  51. Деньги. Кредит. Банки. Учебник. /Под ред. В. В. Иванова и Б. И. Соколова. 2-е изд. — М.: Изд-во Проспект, 2006.
  52. А.П. Банковский надзор как фактор стабильности банковской системы. Автореф. дис. канд. экон. наук. СПб., 2000.
  53. С.Е. Развитие банковского регулирования и надзора в Российской Федерации. Автореф. дис. докт. экон. наук. Иваново, 2006.
  54. О.И. Регулирование банковской деятельности. М.: изд-во ВАВТ, 2008.
  55. В. В. О стабильности банковской системы // Деньги и кредит. 2007. № 2.
  56. В. В., Канаев А. В., Соколов Б. И., Топровер И. В. Теории кредита. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007.
  57. P.O. Мировые тенденции развития электронной коммерции в сфере финансовых услуг // Деньги и кредит. 2001. № 1.
  58. A.A., Ильясов С. М. Организация денежно-кредитного регулирования. М.: Финансы и' статистика, 2001.
  59. А. В. Стратегическое управление коммерческим банком: концептуальные основы. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006.
  60. P.M. Денежно-кредитная политика и банковский надзор. -Ижевск: Изд-во Ин-та экономики и упр. УдГУ, 1999.
  61. H.A. Налоговое регулирование банковской деятельности. Автореф. дисс. канд. экон. наук. М., 2009.
  62. Д.С., Петерсон P.JL, Блэкуэлл Д. У. Финансовые институты, рынки и деньги / Пер. с англ. под общей редакцией В. В. Иванова, С. А. Белозерова. СПб.: изд-во «Питер», 2000.
  63. И.К., Молчанова O.A., Ключников О. И. Банки и биржи: опыт системного анализа. — СПб.: Изд-во СПбГУ ЭиФ, 2006.
  64. И. К., Молчанова О. А., Ключников О. И. Кредит и банки: вводный курс: учеб.-метод. пособие. М.: Финансы и статистика, 2007.
  65. Концепция корпоративного управления в банках. Ереван, ЦБ РА, 2007.
  66. М.В., Куракин A.B., Неретин М. С. Административный контроль и надзор в банковской системе. М.: ООО «НБ-Медиа», 2009.
  67. М.А. Центральный банк в экономике страны. -Екатеринбург: изд-во УрГУ, 2004.
  68. М.А. Управление национальной банковской системой России. Екатеринбург: изд-во УрГУ, 2006.
  69. М.А. Методологические принципы и приоритеты развития системы регулирования банковской деятельности. Автореф. дисс. докт. экон. наук. -М., 2008.
  70. Ю.В. Административно-правовое регулирование банковской деятельности в Российской Федерации. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. -Омск, 2000.
  71. О.И. Банковское дело. М., 1999.
  72. О.И. Деньги и кредит. М.: КНОРУС, 2004.
  73. О.И. Деньги. Кредит. Банки. М.: КНОРУС, 2005.
  74. И.В. Стабильность банковской системы в условиях переходной экономики. Автореф. дисс. доктора экономических наук. М., 2001.
  75. Е.Ф. Государственное регулирование банковской деятельности. Автореф. дисс. канд. экон. наук. М., 2001.
  76. A.C. Правовое регулирование банковской деятельности и банковский надзор в Европейском Союзе. М.: Статут, 2009.
  77. МакНотон Д., Карлос Д.ДЖ., Дитц К. Т. и др. Банки на развивающихся рынках. Укрепление руководства и повышение чувствительности к переменам. / Пер с англ. — М: Финансы и статистика, 2002.
  78. Р.Х. Совершенствование корпоративного управления и банковского надзора на основе стандартов качества деятельности кредитных организации // Деньги и кредит. 2005. № 4.
  79. О.С. Регулирование банковской деятельности: модели и методы. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2002.
  80. М.А. Международное регулирование банковской деятельности в условиях глобализации. Автореф. дисс. канд. экон. наук. М., 2006.
  81. Методология основных принципов эффективного банковского надзора // Вестник банка России. 19 апреля 2002. № 23 (601).
  82. Миллер PJL, Ван-Хуз Д. Д. Современные деньги и банковское дело. Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2000.
  83. Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков. М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1999.
  84. С.Р. Денежно-кредитная политика: теория практика. М.: Экономиста, 2005.
  85. Г. Организация системы управления финансовым сектором в Армении // Банковский вестник ЦБ РА. 2007. № 28.
  86. Е.Б. Подходы к пониманию внутреннего контроля и оценке его эффективности в кредитных организациях: российский и зарубежный опыт// Финансы и кредит. 2007. № 12.
  87. О. В. Банковское дело. Изд-е 3-е. СПб., 2007.
  88. A.B. Банковский надзор: каким ему быть?// Деньги и кредит. 2007. № 4.
  89. O.B. Центральный банк в процессе регулирования экономики. Автореф. дисс. канд. экон. наук. — М., 1993.
  90. Т.В. Банковский надзор в контексте глобализированных финансовых рынков. СПб.: изд-во СПбГУ ЭиФ, 2004.
  91. Обзор банковской системы Армении // Деловой экспресс. Ереван. 2007. № 4.
  92. H. Е. Проблема привлечения зарубежного капитала для реструктуризации банковской системы // Банковское дело. 2000. № 6.
  93. Г. С. Анализ финансового состояния коммерческого банка. -М.: Финансы и статистика, 1996.
  94. В.П., Московкина Л. А. Структура и функции центрального банка. Зарубежный опыт. -М.: ИНФРВ-М. 1996.
  95. O.K. Разработка системы банковского надзора в России. Автореф. дис. канд. экон. наук. СПб., 1996.
  96. A.B. Банковский надзор. Современное состояние и перспективы. Хабаровск: изд-во ТОГУ, 2007.
  97. К.В. Финансовые, денежные и кредитные системы зарубежных стран. М., 2004.
  98. C.B. Финансово-правовое регулирование банковской деятельности, денежного обращения и расчетов: учеб.-метод. пособие. -Тамбов: Изд-во ТГУ, 2004.
  99. О.В. Административно-правовое регулирование банковской деятельности. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2005.
  100. H.A. Координация в системе регулирования банковской деятельности. СПб.: СПбГУ ЭиФ, 2000.
  101. H.A. Системообразующая роль банковского надзора в обеспечении эффективной деятельности кредитных организаций. СПб.: СПбГУ ЭиФ, 2001
  102. М.М. Пути развития ипотечного кредитования в Республике Армения// Проблемы современной экономики. 2010. № 1 (33).
  103. М.М. Современные подходы регулирования банковской деятельности в Республики Армении // Проблемы современной экономики. 2010. № 2 (34).
  104. Э. М. Новое соглашение по Базельский комитет по банковскому надзору. Ереван. 2007.
  105. Э. М. Капитал будит стремиться в страны, подобные Армении // Деловой экспресс. Ереван. 2000. № 28.
  106. Э. М. Становление совершенного финансового сектора как важнейший фактор достижения устойчивого экономического роста//Сборник научных статей научной конференции РАУ. Ереван, 2007.
  107. Э. М. Становления финансового сектора как условия достижения долгосрочного роста //Деловой экспресс. Ереван. 2006. № 38.
  108. Э. М. Финансовый сектор Армении: опыт реформ и перспективы развития // Стратегия обеспечения конкурентоспособности экономики. Ростов-на-Дону. 2006.
  109. Э. М., Джрбашян Т. Э. Армения: устойчивый экономический рост и проблемы становления финансового сектора // Рынок капитала в Армении. Ереван. 2002. № 17.
  110. Э. М. Общий анализ и перспективы развития банковской системы Армении// Деловой экспресс. Ереван. 2003. № 19.
  111. Э.М. Проблемы модернизации системы банковского регулирования в Армении. Ереван: Изд. РАУ, 2007.
  112. Т.С. Проблемы финансового посредничества // Стратегия обеспечения конкурентоспособности экономики. Ростов-на-Дону. 2006.
  113. А.Ю. Базельские принципы эффективного банковского надзора // Деньги и кредит. 2007. № 1, 2, 3.
  114. А.Ю. Достаточность банковского капитала: новые подходы и перспективы реализации // Деньги и кредит. 2000. № 6.
  115. А.Ю. Текущий банковский надзор: международные тенденции развития и некоторые вопроси совершенствования российской практики.//Деньги и кредит. 2002. № 2.
  116. А.Ю. Финансово-банковский сектор российской экономики: вопросы формирования и функционирования. — М.: СОМИНТЭК, 1995.
  117. М.Н., Фадейкина Н. В. Банковский надзор и инспектирование. Новосибирск: Сиб. ин-т финансов и банк, дела, 2000.
  118. .И. Двухуровневая банковская система в России: история создания // Финансовый мир. Вып. 1 / под ред. В. В. Иванова и В. В. Ковалева. -М.: Проспект, 2002.
  119. .И. Экономика: учеб. пособие. — М.: Экономистъ, 2006.
  120. Ю.А., Дубова С. Е. Организация денежно-кредитного регулирования. -М.: Флинта, 2008.
  121. В.М. Центральный банк: проблемы правого статуса. -СПб.: Либус пресс, 2001.
  122. Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 г. // http://www.cbr.ru/today/publicationsreports/print.asp?flle=str2008.htm
  123. Е.А. Правовое регулирование банковской деятельности. -М., 1997.
  124. A.M. Банковское дело: управление и технологии. М., 2001.
  125. H.H. Организация деятельности центрального банка и основы денежно-кредитной политики. -М.: ИЭ РАН, 2008.
  126. Г. А. Банковского саморегулирования. — М., 2006.
  127. Г. А. Банковское дело и банковское законодательство В России: опыт, проблемы, перспективы. М. 1995.
  128. Г. А., Викулин А. Ю. К вопросу о статусе Центрального банка // Деньги и кредит. 1998. № 9.
  129. Г. А., Викулин А. Ю. Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций. М.: Дело, 2002.
  130. Г. А., Викулин А. Ю. Противодействие легализации (отмыванию) денежных средств в финансово-кредитной системе. Опыт, проблемы, перспективы. — М.: Дело, 2001.
  131. М.Е. Банковский надзор и контроль в стратегии развития банковского сектора. Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 2007.
  132. Т. Современные подходы к регулированию банковских рыночных рисков // Банковское дело. 2004. № 6.
  133. H.A. Перспективы и приоритеты развития банковского надзора в Российской Федерации с учетом современных международных стандартов. Автореф. дис. канд. экон. наук. -М., 2008.
  134. В. Базельские стандарты адекватности банковского капитала: эволюция подход // Деньги и кредит. 2000. № 3.
  135. Г. Г. Устойчивость банковской системы и методология ее оценки. -М.: Экономика, 2003.
  136. Г. Г., Лаврушин О. И., Мамонов И. Д. Организация деятельности Центрального Банка. М.: КНОРУС, 2006.
  137. Финансовая система РА. Развитие, надзор, регулирование.// ЦБ РА.2007.
  138. Финансовая система РА. Развитие, надзор, регулирование.// ЦБ РА.2008.
  139. Финансовая система РА. Развитие, надзор, регулирование.// ЦБ РА.2009.
  140. Финансовый мир. Вып. 1 / под ред. В. В. Иванова и В. В. Ковалева. -М.: Изд-во Проспект, 2002.
  141. Финансовый мир. Вып. 2 / под ред. В. В. Иванова и В. В. Ковалева. -М.: Изд-во Проспект, 2004.
  142. Финансовый мир. Вып. 3 / под ред. В. В. Иванова и В. В. Ковалева. -М.: Изд-во Проспект, 2006.
  143. К. Вопросы финансовой стабильности с точки зрения надзорных органов, включая Базель-2 в обеспечении финансовой стабильности // Семинар ТАС18 по финансовой стабильности. М., 2004.
  144. М. X. Теоретические и практические аспекты реструктуризации банковской системы Республики Татарстан. — Казань: изд-во «Медицина», 2000.
  145. М. X. Международные расчеты и валютное регулирование. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2000.
  146. М.Х. Институциональные аспекты реструктуризации банковской системы и ее специфика на региональном уровне. Автореф. дисс. докт. экон. наук. СПб, 2002.
  147. М.Х., Селюминов А. Г. Система риск-менеджмента в коммерческом банке: учеб. пособие. СПб.: Инфо-да, 2003.
  148. М.Х., Шепель Н. И. Организация системы управления рисками в коммерческом банке. СПб.: изд-во ОЦЭиМ, 2005.
  149. О.В. Государственное регулирование банковской и парабанковской деятельности в РФ и пути его совершенствования. Автореф. дисс. канд. экон. наук. Ростов-на-Дону, 2006.
  150. Е.В. Регулирование банковской деятельности в Российской Федерации: административный и организационный аспекты. М.: Новый индекс, 2009.
  151. М.А. Финансово-правовое регулирование банковской деятельности опыт России и Франции. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. -Саратов, 2009.
  152. В.Н., Науменко О. В. Центральный банк в процессе экономического регулирования: Зарубежный опыт и возможности его использования в России. — М.: Консалтбанкир, 1994.
  153. Г. В. Развития института профессионального суждения в практики банковского надзора // Финансы и кредит. 2007. № 23.
  154. Banking System of Armenia: Development, Regulation, Supervision// Central Bank of Armenia. Yerevan. 1999.
  155. Hovakimian Armen, Edward Kane. Effectiveness of Capital Regulation at US Commerical Banks 1985−1994 // Journal of Finance. 2000. № 55.
  156. Introduction of new corporate government principales in the RA Banking System// Central Bank of Armenia. 2003.
  157. Kaufman G.G. Capital in Banking: Past, Presents and Future// Journal of Financial Services Research. 1991. № 5.
  158. Keeley Michael. Deposit Insurance, Risk and Market Power in Вanking//American Economic Review. 1990. Vol. 80.
  159. Kim D., Santomero A.M. Risk in Banking and Capital Regulation// Journal of Finance. 1988. № 35.
  160. Lang W., L.J. Mester, T. Vermilyea Potential Competitive Effects of Basel 2 on Credit Card Lending// Working Paper. Federal Reserve Bank of Philadelphia. 2005.
  161. Sandoyan E., Melikyan N., Navasardyan A., Markosyan V. Armenian Investment Guide 2005// Authors publication. Yerevan. 2005.
  162. Sandoyan E., Suvaryan A., Sahakyan D. Rating System as a Banking Performance Regulator in the Conditions Transition Coutries.
  163. Http://www.cba.am/ Официальный сайт ЦБ PA
  164. Http://www.mfe.am/ Официальный сайт Министерства Финансов1. РА
  165. Http://www.parliament.am/ Официальный Сайт Парламента РА
  166. Http//www.armstat.am/ Официальный Сайт национальной статистической службы РА
  167. Http//www.worldbank.org/- Официальный Сайт МВФ
  168. Http//www.bis.org/ Официальный Сайт Базельский комитет по банковскому надзору
  169. Http//www.cisstat.org/- Официальный Сайт межгосударственного статистического комитета СНГ
  170. Http:// www.cbr.ru/ Официальный сайт ЦБ РФ
  171. Http://www. uba. am/ Официальный Сайт Союза банков Армении
  172. Http://www.banks.am/ Сайт Финансовая Армения
  173. Http://bankir.am/ Сайт армянский банковский портал
  174. Http://www.express.am/ Сайт экономического еженедельника Армении «Деловой экспресс».
  175. Http://www.raexpert.ru/ Сайт журнала «Эксперт»
  176. Http://www.sandp.ru/ Официальный Сайт Standard&Poor's в России
Заполнить форму текущей работой