Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Территориальная структура мирового производства и транспортировки сжиженного природного газа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При благоприятной рыночной конъюнктуре и геополитической стабильности, интенсивное развития мировой индустрии СПГ, а именно территориальное расширение производственно-транспортной инфраструктуры сжиженного газа, увеличение дальности транспортировки, усиление тенденции диверсификации транспортных потоков на газовых рынках, снижение жесткости долгосрочных соглашений и большее вовлечение биржевых… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Общие подходы к географическому изучению мирового производства и транспортировки СПГ
    • 1. 1. Роль и место производства и транспортировки СПГ в мировом энергетическом хозяйстве
    • 1. 2. Понятие производственно-транспортной системы СПГ (ПТС СПГ)
    • 1. 3. Территориальная структура ПТС СПГ
    • 1. 4. Факторы размещения производства СПГ
  • Глава 2. Территориальная структура производства и потребления СПГ
    • 2. 1. Региональные особенности формирования и развития мирового производства СПГ
      • 2. 1. 1. Африка
      • 2. 1. 2. Юго-Восточная Азия и Австралия
      • 2. 1. 3. Ближний Восток
    • 2. 2. Региональные особенности мирового потребления СПГ
      • 2. 2. 1. Восточная Азия
      • 2. 2. 2. Западная Европа
      • 2. 2. 3. Северная Америка
    • 2. 3. Классификация стран-экспортеров и стран-импортеров по уровню развития индустрии СПГ
  • Глава 3. Географические особенности развития мировой производственно-транспортной системы СПГ
    • 3. 1. Классификация международных производственно-транспортных систем СПГ по уровню устойчивости
  • Региональная структура мировой ПТС СПГ
    • 3. 2. Развитие потоков СПГ как элемент глобализации международной торговли природным газом
    • 3. 3. Роль и место Российской Федерации в мировой ПТС СПГ
  • Выводы

Территориальная структура мирового производства и транспортировки сжиженного природного газа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одной из ключевых общецивилизационных проблем XXI в. становится проблема энергетической безопасности. В основе её эффективного решения в условиях усиливающегося «размежевания» географии добычи и потребления базовых энергоносителей (нефть, газ, уголь) лежит международное сотрудничество, диверсификация международной торговли.

В долгосрочной перспективе рост спроса на природный газ, опережающий темпы увеличения мирового энергопотребления, будет обусловлен как экономическими и экологическими преимуществами данного энергоносителя, так и более скромными возможностями наращивания добычи нефти, незначительным вкладом альтернативных углеводородным источников энергии, а также возможным частичным сворачиванием атомной энергетики, вследствие крупной катастрофы на АЭС в г. Фукусима (Япония). По итогам 2010 г. почти треть от мировой товарной добычи газа поступило в международную торговлю, в рамках которой соотношение объема поставок сжиженного природного газа (СПГ) на специализированных танкерах к трубопроводным составляет примерно ¼ к ¾. В последнее десятилетие темп роста международной торговли СПГ более чем в 1,5 раза опережает этот показатель для сетевого газа. Согласно оценкам большинства специалистов такая тенденция сохранится на достаточно длительную перспективу, что приведет к заметному увеличению доли СПГ в совокупной торговле природным газом в мире.

В Российской Федерации на настоящее время развитие индустрии СПГ рассматривается как одно из наиболее перспективных направлений диверсификации деятельности газовой промышленности.

Все это обусловливает актуальность разработки проблем интенсивно развивающейся системы мирового производства и транспортировки СПГ, а особенно — современных тенденций и особенностей развития её территориальной структуры.

Объектом исследования является система мирового производства и транспортировки СПГ.

Предмет исследования — территориальная структура системы мирового производства и транспортировки СПГ.

Цель исследования заключается в выявлении закономерностей и особенностей развития территориальной структуры мирового производства и транспортировки СПГ.

В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие основные задачи:

— определение особенностей производственно-транспортной системы СПГ как объекта экономико-географического исследования;

— выявление факторов, влияющих на размещение комплексов сжижения газа и регазификации СПГ в различных странах мира;

— анализ территориальной структуры производства и потребления СПГ по регионам мира и основным странам, вовлеченным в индустрию СПГ;

— оценка перспектив развития экспортного производства СПГ в Российской Федерации (в соответствии с мировым опытом индустрии СПГ);

— анализ географии международных производственно-транспортных систем СПГ;

— оценка влияния развития международных потоков СПГ на процесс образования интегрированной глобальной газоснабжающей системы.

Теоретическая и методологическая база. В разработке темы автор опирался на методику отраслевых географических исследований, посвященных вопросам развития территориальной и организационной структур промышленности, формирования пространственной структуры мирового хозяйства.

Научно-теоретическую базу работы составили, прежде всего, труды ведущих специалистов в области географии мировой промышленности (О.В. Витковского, А. П. Горкина, Б. Н. Зимина, В. П. Максаковского, И. А. Родионовой и др.), исследователей географических и экономических аспектов развития газовой промышленности (О.Б. Брагинского, Э. Б. Валева, Ю. А. Ершова, К. Н. Миловидова, А. Г. Коржубаева, H.A. Симонии и др.), а также подотрасли СПГ (B.C. Вовка, JI.B. Деточенко, Н. Ю. Гринченко, А. И. Глаголева, А. И. Новикова, Д. А. Удалова, Д. Дженсена, М. Куинланда и др.).

Для решения поставленных задач были использованы общенаучные и географические методы, в т. ч. сравнительно-географический, историко-географический, системный, математико-статистический, картографический, экспертный, методы группировки и классификации.

Информационной базой выступают статистические данные Международного Энергетического Агентства (МЭА), Администрации энергетической информации США, Европейской Ассоциации «Еврогаз» («Eurogas»), а также крупных компаний, таких как «Бритиш Петролуем» (British Petroleum), «ЭкссонМобил» (ExxonMobil), «ЭНИ» (ENI) ОАО «Газпром». Источником более детальных данных стали специализированные отраслевые зарубежные издания (Argus LNG, LNG Observer, LNG Journal, LNG Express и др.). Важным источником информации послужили периодические издания («Нефтегазовая вертикаль», «Газовая промышленность», Oil&Gas Journal и др.), а также материалы крупнейших международных тематических конференций (Международный форум по СПГ, СНГ и природному газу «Gastech», Международная конференция и выставка по сжиженному природному газу «LNG»).

Для точной геопространственной привязки данных в рамках создания геоинформационной системы (ГИС) «Мировая индустрия СПГ» были использованы аэрокосмические снимки высокого и сверхвысокого разрешения, а также интернет-сайты компаний-операторов проектов.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в представленном комплексном экономико-географическом анализе мировой производственно-транспортной системы СПГ, впервые осуществлено:

— выявление важнейших особенностей территориальной структуры отрасли и основ образования интегрированной глобальной газоснабжающей системы;

— реализация тематической ГИС, создание которой включало в себя разработку структуры и «наполнения» реляционной базы геоданных объектов индустрии СПГ, их точное геокодирование, а также составление серии карт;

— разработка классификаций стран-экспортеров и стран-импортеров по уровню развития индустрии СПГ;

— разработка классификации международных производственно-транспортных систем СПГ по степени их устойчивости и выделение макрорегионов торговли СПГ.

Практическая значимость. Исследование имеет значительную практическую ценность для субъектов принятия решений (государственных и частных энергетических компаний, транснациональных корпораций, органов государственной власти РФ и др.) как по размещению комплексов сжижения газа, так и выбора оптимальных вариантов формирования производственно-транспортных систем СПГ. Отдельные положения исследования могут быть использованы при формировании стратегии развития газовой промышленности России и реализации перспективных проектов СПГ на базе российских месторождений.

ГИС, реализованная в качестве инструмента изучения территориальной структуры производства и потребления СПГ, может иметь самостоятельную практическую значимость.

В соответствии с актуальностью темы исследования материалы работы могут применяться в системе подготовки спецкурсов по географии промышленности в целом и географии газовой промышленности в частности.

Апробация результатов исследования и публикации. Основные положения диссертации были доложены на ежегодном совместном семинаре кафедры географии мирового хозяйства географического факультета МГУ и лаборатории географии мирового развития Института географии РАН (Москва, Институт географии РАН, 2009), а также на Международных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2009» и «Ломоносов-2010» (Москва, МГУ, 2009, 2010). По теме диссертации опубликованы тезисы и научные статьи, одна в издании перечня ВАК РФ. Еще одна статья находится в печати в издании перечня ВАК РФ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения. Основное содержание работы изложено на 142 страницах, включает 21 рисунок и 23 таблицы.

Список использованных источников

включает 151 наименование на русском и английском языках.

выводы:

1. В качестве стержневого для всего исследования было введено понятие производственно-транспортной системы СПГ (ПТС СПГ). Мировая ПТС СПГ понимается как комплекс взаимосвязанных подсистем добычи природного газа, его сжижения, транспорта, хранения и регазификации, а также потребителей газа в какой-либо стране, регионе или мире. Территориальная структура мирового производства и транспортировки СПГ рассматривается как совокупность размещения основных элементов ПТС СПГ на определённой территории, их сочетаний и связей в рамках ПТС СПГ мира.

2. В рамках исследования территориальной структуры производства и потребления СПГ был осуществлен сбор, обработка и анализ первичной информации о существующих и перспективных предприятиях мировой индустрии СПГ, в результате чего была реализована тематическая ГИС. Созданная ГИС была широко использована для выявления факторов размещения предприятий индустрии СПГ, анализа территориальной структуры отрасли и оценки перспектив ее развития.

3. В ходе исследования была выявлена группа факторов (сырьевой, потребительский, технико-экономический, экономико-географического положения (ЭГП), инфраструктурный, экологический и безопасности населения, управленческий), влияние которых в разной степени распространяется на размещение предприятий как производственного, так и приемного «звеньев» ПТС СПГ. Сырьевой фактор предопределяет размещение комплексов по сжижению газа, а потребительский — комплексов регазификации в определенной стране или ее районе.

В сырьевом обеспечении международных ПТС СПГ — учитывая приморский тип размещения производства СПГ — важное место занимают крупные шельфовые месторождения. В перспективе ожидается усиление их роли в реализации газа посредством ПТС СПГ, что обусловлено общей тенденцией активного вовлечения в хозяйственное использование углеводородных ресурсов морского континентального шельфа, а, следовательно, внедрением новых оффшорных технологий — плавающих заводов по сжижению природного газа. К настоящему времени более половины мирового производства СПГ обеспечивает добыча газа морских месторождений.

Характерной особенностью размещения комплексов регазификации является их тяготение к крупным портово-промышленным комплексам (ППК), что обусловлено потребительским и инфраструктурным факторами. Значительное воздействие на современном этапе оказывают вопросы безопасности населения и экологии.

4. В. результате комплексного воздействия факторов, а также особенностей территориальной структуры хозяйства стран можно выделить два основных типа территориальной структуры распределения СПГ. Для стран, где важную роль в хозяйстве играют внутриконтинентальные районы и развита система магистральных газопроводов, структура распределения регазифицированного газа имеет линейную конфигурацию. А в тех районах, где хорошо развита газораспределительная сеть можно говорить о сетевой структуре. Для стран с приморским типом размещения хозяйства и слаборазвитой трубопроводной инфраструктурой характерна «точечная» структура распределения СПГ, т. е. почти весь регазифицированный газ потребляется локально в рамках ППК, где и размещен приемный терминал. С разной степенью интенсивности данная структура характерна для стран Восточной Азии, а также Испании, Португалии, Греции. Самое сильное проявление данной закономерности наблюдается в Японии, что обусловлено чрезмерной концентрацией производства и населения в крупнейших приморских агломерациях. Так, более 80% регазификационных мощностей страны сосредоточено в рамках мегалополиса Токайдо.

5. Динамичное развитие технико-экономического фактора, особенно в 1990;е годы, в период технического прогресса в отрасли, значительно повлияло на географию мирового производства и потребления СПГ. Снижение производственных и транспортных издержек сделало экономически оправданным увеличение дальности поставок СПГ, а, следовательно, включение в мировую ПТС СПГ новых стран и даже регионов, как со стороны экспортеров, так и импортеров газа. В результате интенсивного снижения себестоимости на всех звеньях производственной цепочки, в начале 2000;х годов СПГ получил возможность конкурировать по цене с трубопроводным газом даже в странах Северной Америки, континентальной Европы и Великобритании.

К настоящему времени развитие индустрии СПГ сдерживается влиянием нескольких факторов. Предшествующий рост ввода новых крупномасштабных производственных мощностей, вызванный инерционным воздействием технического прогресса отрасли и ориентированный на оптимистические прогнозы потребления СПГ (в первую очередь в США), на фоне резкого снижения спроса на газ в основных регионах его потребления в результате финансово-экономического кризиса, а также «сланцевой революции» в США спровоцировал значительный избыток предложения СПГ на рынке. Ряд производителей был вынужден продавать образовавшиеся излишки СПГ по демпинговым ценам, теряя тем самым значительную часть прибыли, что в перспективе вызовет временное снижение объема инвестиций в развитие новых технологий, а, следовательно, может затормозить процесс снижения производственно-транспортных издержек СПГ.

6. Комплексная оценка уровня развития индустрии СПГ, выполненная дифференцировано по странам-экспортерам и странам-импортерам мира на основе разработанных автором двух идентичных интегральных индексов, выявила существенные межстрановые различия.

Классификация стран-экспортеров, 2009 г.

Очень высокий уровень развития индустрии СПГ — Катар свыше 64).

Высокий уровень развития индустрии СПГ — Австралия, Тринидад и Тобаго, Нигерия, Малайзия, Египет, Индонезия, Алжир (НЕот 45 до 64).

Средний уровня развития индустрии СПГ — Оман, Экваториальная Гвинея, Россия, Йемен (ЯЕ1 от 30 до 44).

Низкий уровень развития индустрии СПГ — ОАЭ, Норвегия, Бруней (КЕот 15 до 29).

Очень низкий уровень развития индустрии СПГ-США, Ливия менее 15).

Классификация стран-импортеров, 2009 г.

Очень высокий уровень развития индустрии СПГ — Япония (/У, — свыше 64).

Высокий уровень развития индустрии СПГ — Республика Корея, США, Испания, Тайвань (.Шот 45 до 64).

Средний уровень развития индустрии СПГ — Индия, Китай, Франция, Великобритания (Л// от 30 до 44).

Низкий уровень развития индустрии СПГ — Бельгия, Португалия, Турция, Мексика, Пуэрто-Рико, Италия, Кувейт, Чили (&?)¦ от 15 до 29).

Очень низкий уровень развития индустрии СПГ — Греция, Доминиканская Республика, Канада, Аргентина, Бразилия (/?/, менее 15).

7. Классификация международных производственно-транспортных систем СПГ по степени их устойчивости выявила, что в последнее десятилетие наметилась тенденция трансформации сконцентрированной в двух регионах территориальной структуры мировой производственно-транспортной системы СПГ в диверсифицированную.

В целом до середины 1990;х годов развитие мировой производственно-транспортной системы СПГ происходило инерционно. Практически весь абсолютный прирост торговли был сконцентрирован в двух изначально сложившихся региональных ПТС СПГ: «Северная Африка — Западная Европа» и «Юго-Восточная Азия — Восточная Азия». Однако на рубеже веков с развитием новых центров экспорта СПГ (страны Ближнего Востока, Тропической Африки и Тринидад и Тобаго) концентрация мирового объема торговли СПГ в рамках сложившихся еще в 1980;х годах региональных ПТС СПГ уменьшилась с 80−90% в 1980;1993 гг. до примерно 40% в 2009 г. Остальной объем торгуемого по средне-/долгосрочным контрактам сжиженного газа циркулирует менее структурировано. Важно, что в 2009 г. средняя дальность транспортировки СПГ, по сравнению с предыдущим рассматриваемым периодом, увеличилась примерно на 40%- за последнее десятилетие почти вдвое увеличилось число импортеров и экспортеров СПГ.

8. На настоящее время объем торгуемого СПГ все еще циркулирует регионально, хотя и в рамках более географически расширенных «акваториальных» макрорегионов — Индийско-Тихоокеанского и Атлантического.

Основным фактором регионализации международной торговли СПГ, даже при эффективном применении экономии на масштабе производства СПГ, по-прежнему, остается достаточно высокая стоимость сжижения газа и его транспортировки.

9. Несмотря на выявленную устойчиво сохраняющуюся регионализацию поставок СНГ, влияние этих межконтинентальных газотранспортных системключевой фактор образования интегрированной глобальной газоснабжающей системы. На современном этапе в рыночную сферу СПГ постепенно проникают формы торговли, характерные для нефтяного рынка, что способствует ускорению динамики международной торговли сжиженным газом, а, следовательно, и формированию единого торгового пространства между региональными рынками природного газа.

При благоприятной рыночной конъюнктуре и геополитической стабильности, интенсивное развития мировой индустрии СПГ, а именно территориальное расширение производственно-транспортной инфраструктуры сжиженного газа, увеличение дальности транспортировки, усиление тенденции диверсификации транспортных потоков на газовых рынках, снижение жесткости долгосрочных соглашений и большее вовлечение биржевых механизмов в торговлю СПГ, приведут в долгосрочной перспективе к тесной интеграции региональных рынков природного газа. Реальность данных прогнозов подтверждают нередкие в последние годы заявления крупнейших государств-экспортеров углеводородного сырья о возможной организации газового картеляаналога ОПЕК.

10. В условиях интеграции региональных рынков природного газа за счет поставок СПГ перед Россией встает задача не только сохранения позиций главного поставщика на европейском континенте, но и завоевание новых рынков сбыта. Присутствие российского газа на азиатском рынке стало возможным после ввода в эксплуатацию в 2009 г. мощностей сахалинского комплекса сжижения. Дальнейшая экспансия России на международный рынок СПГ возможна после запуска проектов на базе труднодоступных месторождений полуострова Ямал и шельфа северных морей. Однако для успешной реализации этих технически сложных и капиталоемких проектов необходим их своевременный ввод на мировой рынок.

В ближайшие несколько лет среди поставщиков на рынке СПГ ожидается «жесткая» конкуренция, что остановит инвестиционные вливания в развитие перспективных проектов производства СПГ. В результате инерционного воздействия недофинансирования новых проектов на фоне посткризисного восстановления спроса на газ, в том числе и на СПГ, в перспективе может образоваться очередной цикл дефицита производственных мощностей. Именно в этот период более высоких цен наиболее целесообразно вводить на рынок штокмановский СПГ, издержки по производству и транспорту которого оцениваются выше, чем у многих конкурентных проектов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. АйкА., Фешараки Ш., Хосое Т., Чин Вонг С. Азиатский локомотив. Поддержат ли страны АТР спросна СПГ? // Oil & Gas Journal Russia. 2010. № 5. С. 32−36.
  2. Н.В. Экономическая и социальная география мира (общий обзор). М.: Гардарики, 2003.
  3. А.П. Актуальные проблемы географии океана // Труды XII съезда Русского географического общества. Т.5. Спб., 2005.
  4. Арктика: интересы России и международные условия их реализации / Берселов Ю. Г., Корзун В .А., Могилевкин И. М. и др. М.: Наука, 2002.
  5. Н.М., Безмелъницына Г. А., Гринкевич Р. Н. Перспективы развития мировой энергетики до 2030 г. // Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 5. С. 19−30.
  6. Бабаева М, Митрова Т., Те Н. Штокман: умение держать паузу // Газовый бизнес. 2007. Март-апрель. С. 56−60.
  7. Ю. Штокман будет // Нефтегазовая вертикаль. 2010. № 20. С. 8−10.
  8. Н.Н. Экономическая география. Экономическая картография. М.: Госгеографлит, 1956.
  9. КВ., Кунис И. Д. Сжиженный природный газ вчера, сегодня, завтра. М. 2009.
  10. А. Нет причин для «газовой паузы»? // Нефть России. 2008. № 3. С. 72−75.
  11. JJ.A. Экономико-географическая концепция континентально-океанической дихотомии // Общественно-географические проблемы освоения пространства и ресурсов Мирового океана: Сб. ст. / Под ред. Н. С. Мироненко. М.: Аспект Пресс, 2008. С. 22−53.
  12. О.Б. Коридоры роста СПГ //Нефть, газ и бизнес, 1997, № 5, с. 12.
  13. О.Б. Нефтегазовый комплекс мира. М.: Нефть и газ, 2006.
  14. О.Б., Гринченко Н. Ю. СПГ фактор глобализации газовых рынков // Нефть, газ и бизнес. 2005. № 9.
  15. Н.М. Рынок сжиженного природного газа Западной Европы // Газовая промышленность. 2007. № 7. С. 21−24.
  16. Э.Б. Глобальные тенденции развития пространственной структуры нефтегазового комплекса // На географическом посту. Смоленск: Универсум. 2004.
  17. Э.Б. Проблемы освоения нефтегазовых ресурсов недр Мирового океана // Общественно-географические проблемы освоения пространства и ресурсов Мирового океана: Сб. ст. / Под ред. Н. С. Мироненко. М.: Аспект Пресс, 2008. С. 68−109.
  18. О. Аншлаг на рынке СПГ // Нефтегазовая вертикаль.2004. № 1.
  19. О. Мировые итоги: газ' 2010. Нефтегазовая вертикаль. 2011. № 3. С.32−38.
  20. О. Рынок СПГ: кто не успел, тот опоздал // Нефтегазовая вертикаль. 2009. № 15−16. С. 30−35.
  21. О.В. География промышленности зарубежных стран. М.: Издательство МГУ, 1997.
  22. B.C., Новиков А. И., Глаголев А. И., Удалое Д. А., Хегай A.M. Перспективы развития производства СПГ в Австралии // Газовая промышленность. 2010 № 5. С.15−18.
  23. B.C., Новиков А. И., Глаголев А. И., Удалое Д. А., Хегай A.M. Интегрированный проект «Горгон» по производству СПГ: особенности проектирования и управления//Газовая промышленность. 2010. № 12. С. 17−20.
  24. B.C., Новиков А. И., Глаголев A.M. и др. Мировая индустрия и рынки сжиженного природного газа: прогнозное моделирование. М.: ООО «Газпром экспо», 2009.
  25. Кн. 1 / Под ред. B.C. Тикунова. М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  26. Н.Ю. Современные тенденции развития мирового рынка СПГ в условиях глобализации: Автореферат дис— канд. эконом, наук. М., 2006.
  27. М., Донской С. Арктическая сага // Нефтегазовая вертикаль. 2010. № 23−24. С.12−16.
  28. А.И.Громов Сланцевый газ: революция или эволюция? // Материалы семинара «Революция сланцевого газа: риски и возможности для России» ИМЭМО РАН, 2 декабря, 2010.
  29. JI.B. Сжиженный природный газ как новый фактор в географии мирового энергетического хозяйства: Дисканд. геогр. наук. М., 1995.
  30. О.М., МиловидовК.Н., Чугунов Л. С., В. В. Ремизов Стратегия развития нефтегазовых компаний. М.: Наука, 1998.
  31. Ю.А. Мировая энергетика в 2030-м и роль, которую будут играть в ней страны Азии // Азия и Африка сегодня. 2009. № 5. С. 14−21.
  32. H.A. «Сланцевый газ» / Материалы семинара «Революция сланцевого газа: риски и возможности для России» ИМЭМО РАН, 2 декабря, 2010.
  33. Н.В. Современные тенденции развития территориальной структуры международной торговли сжиженным природным газом // Вестник Московского Университета. Серия 5. Геогр. 2010. № 2. С. 33−38.
  34. Каныгин 77.С. Энергетическая безопасность Европы и интересы России // Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 5. С. 3−11.
  35. Р.Г. Система морской транспортировки сжиженного природного газа из Арктики. М.: Издательство ЛКИ, 2008.
  36. Д. Шельфовая сверхзадача // Нефтегазовая вертикаль. 2010. № 8. С.54−56.
  37. H.Y. Сланцевый газ: мифы и реальность // Газовая промышленность. 2010. № 11. С. 17−19.
  38. И.В. Рациональное использование природных ресурсов и ресурсные циклы. М.: Наука, 1975.
  39. А.Э., Коржубаев А. Г., Эдер JI.B. «Покорение» Азии // Нефть России. 2008. № 2. С. 24−28.
  40. А.Г. Газовый баланс США: состояние и перспективы // Нефтегазовая Вертикаль. 2005. № 12.
  41. А.Г., Хуршудов А. Сланцевый газ: бум или не бум? // Нефтегазовая вертикаль. 2010. № 8. С.42−44.43,44,45,46,47,48,49,50.51,52.53,54.
Заполнить форму текущей работой