Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Становление и развитие предпринимательства в легкой промышленности: На примере предприятий Сугдской области Республики Таджикистан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предложенная в диссертации классификация и возможные способы компенсации промышленных рисков основаны на структуре основных производственно-финансовых процессов предприятий, его взаимосвязях с окружающей социально-экономической, научно-технической и природной средой функционирования. 9. Предлагаемый в работе научно-обоснованный комплекс мер по стабилизации и сбалансированному развитию легкой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I.
    • 1. 1. 1.2.
  • Глава II. Рыночные механизмы управления предпринимательской деятельностью предприятий легкой промышленности
    • 2. 1. Легкая промышленность в промышленном комплексе Республики Таджикистан
    • 2. 2. Рыночная модель предприятия легкой промышленности
    • 2. 3. Издержки, как инструмент управления предпринимательской деятельностью предприятия легкой промышленности
    • 2. 4. Роль и содержание маркетинговых исследований в активизации предпринимательской деятельности предприятии легкой промышленности
  • Теоретические основы становления и развития предпринимательской деятельности в Республике Таджикистан
  • Экономическая природа и виды предпринимательской деятельности
  • Роль предпринимательства в формировании и развитии рыночных отношений
  • Проблемы и социально-экономические предпосылки становления и развития предпринимательства
  • Глава III. Основные направления повышения эффективности предприятий лёгкой промышленности в конкурентной среде
    • 3. 1. Методика снижения предпринимательских рисков на предприятиях лёгкой промышленности
    • 3. 2. Правовая база развития предпринимательской деятельности и её адекватность современным условиям
    • 3. 3. Основные направления стабилизации и сбалансированного развития лёгкой промышленности

Становление и развитие предпринимательства в легкой промышленности: На примере предприятий Сугдской области Республики Таджикистан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Переход Республики Таджикистан (РТ) к рыночной экономике требует безотлагательного и эффективного решения целого ряда теоретических и практических задач. Среди них ключевой является выработка промышленной политики, обеспечивающей сохранение и устойчивое развитие промышленного комплекса. Ориентация промышленной политики на сырьевую специализацию страны в долгосрочной перспективе эквивалентна консервации уровня жизни для подавляющего большинства населения, сохранению существующей проблемы занятости, ограничению возможностей оздоровления инвестиционного климата.

Стратегическими приоритетами промышленной политики в Таджикистане должен стать обрабатывающий сектор и прежде всего легкая промышленность, экономический механизм и источники ее развития. От состояния и уровня развития легкой промышленности зависит насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами, создание дополнительных рабочих мест, улучшение финансового состояния, развитие экспортных возможностей, увеличение доходной части бюджета страны.

Глубокий кризис отечественных предприятий легкой промышленности, не конкурентоспособность производимой ими продукции предопределяют необходимость разработки и реализации программы развития предпринимательства в этом секторе экономики. В переходный период предпринимательство выступает как особая инновационная форма производства, которая в соответствующих исторических и социально-экономических условиях обеспечивает производству необходимую динамику. В свою очередь тенденции развития предпринимательства в легкой промышленности зависят от социальноэкономической ситуации в стране и ее территориальных подразделениях, а также от адекватности правовой и законодательной базы современным условиям.

На сегодняшний день эти вопросы применительно к легкой промышленности РТ проработаны недостаточно. Слабо изученными остаются вопросы использования взаимодействия малых и средних предприятий с крупными компаниями в качестве механизма самоуправления экономики.

Актуальность отмеченных проблем, их недостаточная проработанность предопределили выбор темы исследования.

Степень изученности проблем. В связи с тем, что предпринимательство имеет значительный потенциал для решения экономических и социальных проблем, эта сфера является предметом научного интереса как отечественных ученых: Абдусамадова С. Г., Бобоева О. Б., Бойматова А. А., Каюмова Н. К., Комилова С. Д., Назарова А. А., Нурмахмадова М. Н., Рахимова Р. К., Хабибова С. Х, так и зарубежных: Абалкина Л. И., Ардеишвили А., Гранберга А. Г., Ковшова Г. Н., Койчуева Т. К., Лифшица В. Н., Персианова В. А., Петракова Н. Я., Улицкого М. П. и др.

Необходимость разработки научных основ становления и развития предпринимательства в легкой промышленности РТ определила цель и задачи исследования.

Целью исследования является: разработка организационно-экономического механизма становления и развития предпринимательства в легкой промышленности РТ в условиях переходного периода.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— определить роль предпринимательства в формировании и развитии рыночных отношений;

— проанализировать социально-экономические предпосылки и условия становления предпринимательства в легкой промышленности и выявить проблемы его развития;

— разработать организационно-экономический механизм активизации предпринимательской деятельности предприятий легкой промышленности;

— разработать рыночную модель предприятия легкой промышленности;

— обосновать рекомендации по снижению предпринимательских рисков на предприятиях легкой промышленности;

— дать оценку адекватности правовой базы предпринимательства современным условиям.

Особое географическое положение Северного Таджикистана (Сугд-ской области), его заметный удельный вес в объеме валового внутреннего продукта (ВВП) республики предопределили выбор объекта исследования. Объектом исследования являются предприятия легкой промышленности Су где кой области РТ.

Теоретической и методологической основой диссертации послужили фундаментальные труды по экономической теории, монографические и диссертационные исследования, научные публикации отечественных и зарубежных учёных, Программа экономических преобразований РТ на 1995;2000 годы, Конституция и Законодательные акты РТ, Постановления Маджлиси Оли (Парламента) и Правительства РТ по вопросам выхода из экономического кризиса, Соглашения об экономической интеграции Таджикистана с другими странами. В работе также использованы статистические сборники РТ за 1992;1999 годы.

Научная новизна исследования. Легкая промышленность относится к числу ведущих отраслей экономики республики. В новых условиях хозяйствования одним из условий ее эффективного функционирования является становление и развитие предпринимательства в этом секторе национальной экономики. В целом проблемы развития предпринимательства в РТ были рассмотрены ранее другими исследователями. Однако исследования отраслевого аспекта данной проблемы автору не знакомы. Научная новизна проведенных исследований состоит в следующем:

— изучены предпосылки и условия становления предпринимательства на предприятиях легкой промышленности, расположенных в Сугдской области РТ;

— определены роль и значение легкой промышленности в промышленном комплексе Республики Таджикистан;

— предложен организационно-экономический механизм управления предпринимательской деятельностью предприятий легкой промышленности;

— предложена методика оценки влияния издержек предприятий легкой промышленности на безубыточность производства;

— раскрыто значение маркетинговых исследований для активизации предпринимательской деятельности и определено их содержание;

— научно обоснованы рекомендации по снижению предпринимательских рисков на предприятиях легкой промышленности;

— обоснован комплекс мер по обеспечению устойчивого развития легкой промышленности.

Практическая значимость исследования состоит в следующем: -результаты исследования могут быть использованы при совершенствовании государственной политики в области предпринимательства;

— реализация разработанных в диссертации методик и рекомендаций позволит ускорить процесс адаптации предприятий легкой промышленности к рыночным условиям их функционирования, реализовать потенциальные возможности предпринимательства по обеспечению устойчивого экономического развития;

— предложенная в диссертации методика исследования рынка может быть использована в практике маркетинговых служб предприятий легкой промышленности;

— основные положения диссертационного исследования могут быть использованы при определении внешнеэкономической политики предприятий легкой промышленности, направленной на наращивание и реализацию их экспортного потенциала, формирование благоприятного инвестиционного климата и привлечение иностранного капитала, а также при совершенствовании законодательной базы;

— содержащиеся в диссертации теоретические обобщения и выводы могут быть использованы при чтении лекций по спецкурсам «Экономика легкой промышленности», «Экономика малого бизнеса», «Предпринимательство», «Основы бизнеса» в высших учебных заведениях, а также на курсах по подготовке специалистов для малого и среднего бизнеса.

Апробация предложенных в диссертации методических положений и предложений проводилась на международных и национальных научно-практических конференциях и семинарах. Отдельные методические положения и рекомендации автора по оценке и активизации предпринимательской деятельности одобрены научно-техническими советами совместных предприятий (СП) «Кабоол-Таджик-Текстайлз» и «Джавони» и используются в практике их деятельности, что подтверждено прилагаемыми к работе актами внедрения.

Результаты исследования рынка включают: исходную информацию, необходимую для проведения исследования рыночного спросаописание методов оценки спросаопределение объёмов рыночного спроса на товары и услуги, в том числе на величину и структуру текущего и перспективного спросавыявление способов продвижения товаров на рынокпрогнозные оценки объёмов продаж товаров и оказываемых услугоценку доходов от реализации товаров и услуг, и т. д.

Для сбора специальных данных о продукте должны быть определены необходимые масштабы и период исследования, а также перечень информационных, статистических и других источников.

Рис. 2.11 Основные направления и задачи исследования рынка.

Значительные объёмы информации можно было бы получить из официально публикуемых данных, статистических справочников, итогов различных переписей, результатов исследований, но до сих пор в республике такого рода информация не предоставляется правительственными и институциональными учреждениями. Таких данных невозможно найти для целей исследования рынка. Для нашей республики характерно наличие информации по общим экономическим показателям, но в то же время данных по действующим предприятиям легкой промышленности недостаточно или же они отсутствуют вовсе. В Таджикистане, такая информация, особенно связанная с конкретными предприятиями легкой промышленности, считается конфиденциальной.

В статистических учреждениях информация приводится в обобщённом виде, расчленить её трудно.

Что касается оценки текущего спроса по имеющимся на рынке товарам, обычно основывается на сведениях за предшествующие один-два года.

Основой составления оценки спроса служит фактическое потребление Со за этот период, которое определяется суммированием произведённой продукции и движения торгового баланса и текущих запасов: Со = П + (И — Э) + (Зо — Зс) (2.13).

П — продукция, произведённая за данный период;

И — импортЭ — экспорт;

Зо, Зс — запасы на начало и конец определённого периода.

При оценке спроса на какое-либо изделие необходимо учитывать факторы влияющие на спрос и предложение, а также ограничения отечественного производства, обусловленные монополистическим или олигопо-листическим характером рынка (таблица 2.12).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современных условиях экономический рост немыслим без активизации предпринимательской деятельности. Выполненный анализ экономического состояния предпринимательского сектора республики Таджикистан позволяет сделать следующие выводы и предложения.

1. Стратегическими приоритетами промышленной политики в Таджикистане должен стать обрабатывающий сектор и прежде всего легкая промышленность, экономический механизм и источники ее развития. Состояние и уровень развития легкой промышленности определяют насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами, сказываются на уровне безработицы, финансовом состоянии и возможностях наращивания и реализации экспортного потенциала, влияют на увеличение доходной части бюджета страны.

2. Экономическая реформа, проводимая в РТ в целом и на предприятиях легкой промышленности Согдийской области в частности, подтверждает то, что предпринимательство является стратегическим ресурсом, внутренним источником устойчивого экономического развития. В переходный период предпринимательство выступает как особая инновационная форма производства, которая в соответствующих условиях обеспечивает производству необходимую динамику.

3.Созданные за годы реформ рыночная инфраструктура, механизм рыночного саморегулирования, финансовая и банковская системы, многообразие форм собственности в легкой промышленности еще не стали высокоэффективным комплексом средств развития предпринимательства в этом секторе экономики.

4. Предложенная в работе методика оценки влияния издержек предприятий на безубыточность производства приемлема к производственно-хозяйственной деятельности предприятий легкой промышленности, расчеты сделанные для предприятий легкой промышленности Сугдской области позволили сделать конкретные рекомендации по повышению их рентабельности.

5. Эффективность хозяйственной реформы в целом и развитие предпринимательства в значительной мере зависят от наличия эффективной правовой базы. При этом особое внимание должно быть уделено созданию экономических условий само производства научно-технического потенциала, что требует разработки специального законодательства, в соответствии с которым министерствами и ведомствами осуществляется финансирование НИОКР малых фирм и субсидирование их исследовательских проектов различными ведомствами. На процесс становления и развития предпринимательства в легкой промышленности РТ оказывают негативное влияние однозначное распределение собственности между предприятиями государственного и частного сектора экономики, несовершенство системы налогообложения, слабая инфраструктура рынка потребительских товаров, отсутствие системы страхования малых предприятий.

6.Анализ статистических данных показал, что в 1992;1997 гг. произошел существенный спад в легкой промышленности. Только с 1998 г. вследствие активизации предпринимательской деятельности, освоения рыночных методов хозяйствования отмечаются положительные результаты по стабилизации производства.

7.Предложенная в работе методика исследования рынка позволяет предприятию выработать адекватную стратегию и тактику производства, учитывающих характер изменения спроса, методы торговли, эластичность доходов, цен и т. д.

8.Предложенная в диссертации классификация и возможные способы компенсации промышленных рисков основаны на структуре основных производственно-финансовых процессов предприятий, его взаимосвязях с окружающей социально-экономической, научно-технической и природной средой функционирования. 9. Предлагаемый в работе научно-обоснованный комплекс мер по стабилизации и сбалансированному развитию легкой промышленности на основе развития предпринимательства ориентирует предприятия этого сектора на глубокую переработку местного сырья и выпуск потребительских товаров, что позволит повысить эффективность использования производственных мощностей, снизить уровень безработицы, повысить доходную часть бюджета.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Н. Менеджмент, Банки и биржи, ЮНИТИ 1995г.
  2. David Н Hold, Enterpreneurship, Now venture criation? 1992 г.
  3. А. И. Предпринимательство : проблемы соответственности и культуры-М.: Прогресс, 1991 г.
  4. А.В. Предпринимательство: учебник для ВУЗов М.: Дело, 1999 г.
  5. Р., Питере МС. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха: Вып. I. Предприниматель и предпринимательство: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990 г.
  6. В.Е. Современное предпринимательство (экономические и организационные основы: проблемы формирования и регулирование) М.: Экономика, 1997 г.
  7. Энциклопедический словарь предпринимателя, «АЯКС», 1992 г.
  8. Say, A Treatise of Political Economy, New York: Kelley, 1827.
  9. Say, Catectism of Political Economy? London: Sherwood, 1816.
  10. R.Ely and X. Hess, Outlines of Economics, New York: MacMillan, Sixth Edition, 1937.11 .Lavington, Trade Cycle: An account cf the Causes Prodacting Rhythmical Changes in the Activaty cf business, Vol. III. Lcndcn: P. S. King, 1922.
  11. Schumpiter, Can Capitalizm Srvive?, New York: Harper and Row, 1950.
  12. Baty, Enterpreneurship for the Eighties, Virginia: Reston Pablishing, 1981.
  13. . Деловая стратегия. М.: Экономика, 1997 г.
  14. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. (Официальное издание). Душанбе, 2000 г.
  15. Вопросы экономики, № 1, 1993, № 2 1994г.
  16. Экономика Таджикистана: стратегия развития. № 1,2,3,4, 1998 г., 1999 г., 2000 г.
  17. Сборник трудов СГУ, 1999 г.
  18. В.Д. Грибов. Менеджмент в малом бизнесе, Москва. Финансы и статистика, 1999 г.
  19. Michael Е Porter. Competative Advantage N. V. London, 1985 г.
  20. В. А. Чернов. Анализ коммерческого риска, Москва, Финансы и статистика. 1998 г.
  21. М.Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство, Москва, 1996г.
  22. С.А. Стратегия и тактика ведения переговоров при торговле лицензиями и ноу-хау, Том 1, Москва, 1999г.
  23. С.Д., Экономика производственного опыта и ноу-хау, Таджикистан НИИНТИ, — Душанбе, 1993г.
  24. С.Д., Нурмахмадов М. Н., Стратегия движения крыночной экономике, вып. 1 Душанбе, 1995 г.
  25. С.Д., Каюмов Н. К., Нурмахмадов М. Н. Стратегия движения к рыночной экономике, вып. 2 Душанбе, 1998 г.
  26. А. А. Предпринимательство: Учебное пособие. Душанбе, 1997г
  27. А.А. Основы агробизнеса.: Учяебное пособие. Душанбе: ТАУ, 1997 г.
  28. М.Н., Комилов С. Д. Экономический кризис: оценка, стратегия преодоления, Душанбе, 1993 г.
  29. Закон Республики Таджикистан «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности», 1991 г.
  30. Закон республики Таджикистан «О предпринимательской деятельности в Республике Таджикистан», Народная газета, 1992 г.
  31. Закон Республики Таджикистан «Об ограничении монополистической деятельности и развитии конкуренции», 1994 г.
  32. Указ Президента Республики Таджикистан «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Таджикистан» от 8 апреля 1996 г.
  33. Постановление Правительства Республики Таджикистан «О программе приватизации государственной собственности в Республике Таджикистан на 1996−1997 гг.», 1996 г.
  34. Указ Президента Республики Таджикистан «О первоочередных мерах по углублению экономических преобразований и ускорению перехода к рыночным отношениям», 1997 г.
  35. Программа экономических преобразований Республики Таджикистан на 1995−2000 гг. Народная газета, 1995 г.
  36. Государственная программа поддержки развития малого предпринимательства в Республике Таджикистан, 1998 г.
  37. Сборник. Народное хозяйство Республики Таджикистан в 1995 г.
  38. Тенденции развития экономики Казахстана, Экспресс-выпуск. Центр экономических реформ, Алма-ата, 1997 г.
  39. Киргызстан в цифрах 1994 г. Нацстатком Киргызской Республики, Бишкек, 1995 г.
  40. Бизнес-справочник Ленинабадской области, Автор-составителъ А. А. Бойматов. Худжанд, 1998 г.
  41. А. Собственность, предпринимательство и пути перехода эконормики РТ к рыночному хозяйству, Худжанд: Издательство имени Рахима Джалила, 1997 г.
  42. А. Экономическая обособленность и самостоятельность предприятий в условиях перехода к рыночной экономике, Худжанд, 1993г.
  43. Г. С. Закономерности становления и развития рыночных отношений в Республике Таджикистан, Душанбе: Ирфон, 1995 г.
  44. Сборник законодательных и нормативных актов малой приватизации объектов государственной собственности, Душанбе, 1998 г.
  45. Сборник. Таджикистан на пути к правовому государству, Душанбе, ИФ и ПАН, 1996 г.
  46. Ш. М. Правовое регулирование предпринимательской и налоговой деятельности в РТ, Душанбе: Конуният, 1998 г.
  47. В.М. Власова, Д. М. Волков. Основы предпринимательской деятельности. Экономическая теория, Маркетинг, Финансовый менеджмент, М.: Финансы и статистика, 1997 г.
  48. И.В. Тихомирова, Инвестиционный климат в России: региональные риски: Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, -М.: Издатцентр, 1997 г.
  49. Г. С., Юсупов А. К. Развитие предпринимательства за рубежом, Худжанд, 1999г.
  50. М. Мессенгиссер. Экономические основы предпринимательства, ИНИЦ, Москва, 1999 г.
  51. И.И. Радионов Интернет. Предприниматель. Маркетинг. Москва, 1997 г.
  52. B.J1. Кураков. Информация как объект правовой защиты, Москва, Гелиос, 1998 г.
  53. Г. С. Таджикистан и рынок, Душанбе: Шарки озод, 1994 г.
  54. А. Малое предпринимательство, Организационные и правовые основы деятельности, М.: Ось-89, 1998 г.
  55. А. А. Приватизация государственной собственности основа развития предпринимательства, Материал областной научно-практической конференции, Худжанд, 1995г.
  56. Ф.Э. Современная социальная политики: между планом и рынком, Москва, Фирма Гардика, 1996 г.
  57. Г. Больше свободы предпринимательству, Бизнес УИК, 1998г.
  58. Д.Д., Радеба М. Х. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции, Москва: Дело ЛТД, 1994 г.
  59. Ф. Основы маркетинга, Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990 г.
  60. Ф., Анаркулова И. Иностранные инвестиции в экономике Узбекистана. Бизнес, Международный журнал менеджеров, 1998 г.
  61. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления, М.: Прогресс, 1986 г.
  62. Р.В. Между социализмом и рынком: судьба экономической культуры в России, М.: Наука, 1994 г.
  63. Рыночная экономика (основы бизнеса) М.: Соминтек. 1992 г.
  64. А. Исследования о природе и причинах богатство народов. 1991 г.
  65. Ш. М. Таджикистан на пути экономических преобразований: проблемы становления рыночной инфраструктуры, М., 1997 г.
  66. Х.М. Развитие внешнеэкономических связей как основа антикризисного управления промышленностью Таджикистана, НПНЦентр, Душанбе, 1998г.
  67. Ф.А. Общество свободных, М., 1990 г.
  68. Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение, М. Финансы и статистика, 1992 г.
  69. А. Предпринимательские сети форма сотрудничества малых фирм, Москва, 1990г.
  70. В.А. Внешнеэкономические связи Республики Таджикистан: анализ состояния и перспективы развития, М.: Экслибриспресс, 1996 г.
  71. Мировая экономика и международные отношения, № 2, 1997 г.
  72. С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи, Экономика, М.: Дело, 1993 г.
  73. . А. Основы экономики и предпринимательства, М.: Просвещение, 1995 г.
  74. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996 г.
  75. В.Г., Беллендир М. В. Финансовый анализ, М.: ЗАО. Финпресс, 1997 г.
  76. И. Т. Основы финансового менеджмента, М.: Финансы и статистика, 1997 г.
  77. B.C. Классические модели стратегического анализа и планирования. Менеджмент в России и за рубежом, 1997 г.
  78. В. Финансовый анализ, Изд. 2-е М.: Финансы и статистика, 1997 г.
  79. Я.В. Теория бухгалтерского учета: Финансы и статистика, 1996 г.
  80. Р., Карренбауэр М. Производственный учет. Снижение и контроль издержек: Пер. с нем. М. И. Корсакова. М.: Изд. — во ФБК, 1997 г.
  81. Мидцлтон. Бухгалтерский учет и принятие финансовых решений. Пер. с англ. Под ред. И. И. Елисеевой. М.: Юнит, 1997 г.
  82. Д.Хан. Планирование и контроль: Пер. с нем. Под. Ред. M. J1. Лукашевича. М.: Финансы и статистика, 1996 г.
  83. Экономика и менеджмент сборник трудов ТТУ, Душанбе, 1999 г.
  84. М.Т. Койчуева. Формирование рыночной экономики СНГ в переходный период, Бишкек, 1999 г.3 KlBOOL TADJIK TEXTILES1. КАБУЛ ТАДЖИК ТЕКСТАЙЛЗ
  85. ST. l. BNIN 238, 735 702 KHUUIANDCITY, TADJIKSTAN
  86. Г HI.: (.37 922) 657.14, Ш" 4322K, (.372) 5. (ХМ) TLX- 27−51−14 RANG SI
  87. Ул. Ленина 23X, 735 702 Г. -лжаи.1 Таджикистан lea- (37 922) <>5734, 66*77. 4U2K, (V k-.K'KC: 17−51−14 RANO SI
  88. ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА № 9 ОТ 13.08.00.
  89. Основные положения Диссертации Юсуповой Гульноры по теме: «Становление и развитие предпринимательства в легкой промышленности (на примере Согдийской области)» рассмотрены и одобрены на научно-техническом совете предприятия.
  90. Методы и рекомендации предложенные в работе приняты к внедрению на предприятии.1. АКТ ВНЕДРЕНИЯ)2209.20 001. Вице-президент1. Махмудов Г. З1. АКТ ВНЕДРЕНИЯ
  91. Рекомендации предлагаемые в работе приняты к внедрению на предприятии.1909.2000.1. Генеральный директор:
Заполнить форму текущей работой