Психологические условия правовой социализации старших школьников
![Диссертация: Психологические условия правовой социализации старших школьников](https://westud.ru/work/3754892/cover.png)
Диссертация
Актуальность исследования. Реформирование российского общества обусловило изменение механизмов и эталонов социализации молодежи, а также практик усвоения и воспроизводства подрастающим поколением социальных и правовых норм, культурных ценностей. Утрачивается влияние на подрастающее поколение организованных и упорядоченных институтов социализации (учреждения образования, производственные… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические предпосылки исследования правовой социализации учащихся старших классов
- 1. Общая характеристика понятия «правовая социализация»
- 2. Психологическая характеристика правового сознания
- 3. Психологические основы правового поведения
- 4. Общепсихологические основы правового воспитания
- Глава II. Эмпирическое исследование правовой социализации у учащихся старших классов
- 1. Организация и методика исследования формирования правовой социализации учащихся старших классов
- 1. 1. Анализ результатов первого этап исследования
- 1. 2. Анализ результатов второго этапа исследования
- 1. 3. Анализ результатов третьего этапа исследования
- 2. Особенности организации обучения учащихся 10−11 классов по различным отраслям права
- 2. 1. Преподавание уголовного права и процесса для подготовки учащихся к уголовным правоотношениям
- 2. 2. Преподавание гражданского права и процесса для подготовки учащихся к гражданским правоотношениям
- 2. 3. Преподавание трудового права для подготовки учащихся к трудовым правоотношениям
- 2. 4. Преподавание семейного права для подготовки учащихся к семейным правоотношениям
- 3. Реализация экспериментальной программы по обеспечению эффективности правовой социализации учащихся старших классов
- 1. Организация и методика исследования формирования правовой социализации учащихся старших классов
Список литературы
- Абдумоминов А.А. Формирование правосознания работников органов внутренних дел: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1995. — 17с.
- Альхименко В.В., Козловский А. Б. Правовое воспитание молодого поколения. М., 1985. — 214с.
- Андреева Г. М. Социальная психология:Учеб. для высш. шк./Ин-т «Открытое общество «.-М.: Аспект-пресс, 1996.-375 с.
- Ануфриев А.Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения.- М.: Изд-во «Ось-89», 1997.-221с.
- Арутюнян С. Правовое воспитание молодежи // Социалистическая законность, № 4. С. 17−20.
- Аувяэрт Л. Введение в правовую психологию. Таллинн: Ээсти раамат, 1982.- 164 с.
- Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление .-М. :Политиздат, 1981. -432 с.
- Афанасьев B.C. Обеспечение социалистической законности в деятельности органов внутренних дел. Основы системного подхода. М., 1988.- 169с.
- Бааль Е.Г., Бусурин С. В. Правовая социализация несовершеннолетних: Лекция. М.: Изд-во Акад. МВД России, 1995. — 32с.
- Батова С.А. Правовое сознание рабочей молодежи и основные факторы его формирования и воспитания: Дисс. канд. юрид. наук. М., 1989. — 197с.
- Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. -М., 1993.
- Всеобщая история государства и права: Учебник/Под ред. К. И. Батыра.-М.:Юрист, 1999.-455 с.
- Белобородов А.Г. Образ права, как смысловой уровень правосознания и его особенности у преступников: Дис. канд. псих. наук. М., 1999. — 215с.
- Бельский К.Т. Социалистическое правосознание: Диалектика формирования и развития. — Ярославль: Верх. Волж. кн. Изд-во, 1979. — 384с.
- Вельский К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. М.: Высш. шк., 1982. — 183 с.
- Бойков А.Д. Проблемы государственно-правовой политики борьбы с преступностью // Преступность: стратегия борьбы.- М., 1997.- С.42−50.
- Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994.
- Буева Л.П. Человек, деятельность общение. М., 1978.
- Васильев B.JI. Юридическая психология: Учебник для вузов.-4-е изд., доп. и перераб. Спб.: Изд-во «Питер», 2002.-640с.
- Васильева З.И. Воспитание убеждений у школьников в процессе обучения: Учеб. пособие к спецкурсу. -JL: ЛГПИ, 1981.-82с.
- Васильева З.И. Единство воспитания и обучения школьников. JL: Изд-во «Знание» РСФСР. Ленингр.орг., 1980.-35с.
- Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов/В.В.Давыдов, Т. В. Драгу нова, Л. Б. Ительсон и др.- Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1979. — 462с.
- Волкова Т. Тема занятия: «Международное гуманитарное право» (2 урока). Урок-диалог. IX класс // Учитель. 2002. — № 4. — С.40−44.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1999.-222 с.
- Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000,-1008с.
- Галимов М.М., Мураметс О. Ф. Правовое воспитание трудящихся и роль закона в его осуществлении. — Казань: Издательство Казанского университета, 1976.— 171с.
- Гапинайтите Ю.В. Правовая социализация рабочей молодежи: проблемы и решения: Автореф. дис. д-ра юрид. наук М., 1988. — 33 с.
- Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: МГУ, 1978.-334с.
- Глоточкин А.Д. К вопросу о методе социально-психологических исследований/ Тезисы докладов на II съезде психологов. С.225−226.
- Гилинский Я.И. Криминология: Курс лекций. — СПб.: Питер, 2002. — 384с.
- Горбатко Н.А. Некоторые особенности формирования правосознания работников милиции // Проблемы совершенствования организации и деятельности советской милиции в условиях формирования правового государства: Сб. науч. трудов. Минск, 1991. — С.135−142.
- Грановская P.M. Конфликт и творчество в зеркале психологии.-М.:Генезис, 2002.-573с.
- Гревцов Ю.И. Социология права. Курс лекций. — СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2001. 312 с.
- Грошев А.В. Криминологическое значение исследования правосознания молодежи: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Свердлова?, 1983. — 21 с.
- Груздев Н.П. Вопросы воспитания и обучения. М., 1949. — 200с.
- Гэри С. Беккер. Экономический анализ и человеческое поведение /Thesis. Зима 1993 г., том 1, вып.1. 240с.
- Даниленков А. А Педагогические условия формирования мотивации поведения у учащихся старших классов-правонарушителей: Дис. канд. i пед. наук. Калининград, 2000. — 170с.
- Дозорцева Е.Г. Аномальное развитие личности у учащихся старших классов и юношей с делинквентным и криминальным поведением: Дис. д-ра псих. наук. — Москва, 2000. — 457 с.
- Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М.: Юрид. лит., 1981. — 159 с.
- Долгова А.И. Правовое воспитание несовершеннолетних. — М.: Знание, 1977.-95с.
- Димитров А.В. Введение в юридическую психологию: Курс лекций. М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. — 160с.
- Долгова А.И. Эффективность правового воспитания и проблемы ее оценки// Вопросы борьбы с преступностью. М.: Юрид. лит., 1978. Вып. 28.- 168 с.
- Дружкина Н. Могут ли быть права без обязанностей //Учитель. 2002. № 2. — С.51−52.
- Дьячкова С. Игры по праву в школе //Учитель. № 2001. № 5. — С.51−55.
- Дюркгейм Э. Социология. Не предмет, метод, предназначение: (Сборник: пер. с фр.). М.: Канон, 1995. — 349 с.
- Егоров В.И. Ценностный аспект сравнительного изучения правосознания. Н.Новгород.: Изд-во НГУ, 1994, — 89с.
- Еникеев М.И., Черных Э. А. История развития психологии. М.: Приор, 2001,-64 с.
- Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов. М.: Издательство «Норма» (Издательская группа ИНФРА-М), 2002. — 624 с. А
- Еремеева J1.A., Рыбальская В. Я. О влиянии группового «правосознания на формирование индивидуального правового сознания несовершеннолетних // Вопросы советского государства и права в свете решений XXIV Съезда КПСС. Вып. 1,2, — Иркутск, 1972. С. 152−157
- Ефремова Г. Х., Ратинов А. Р. Правовая психология и преступность молодежи. М., 1976. — 134с.
- Жевакин • С. Н. Социальное управление и правовая социализацияличности: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1992. — 23с. г
- Жалинский А.Е. Основы профессиональной деятельности юриста. СПб., 1995.
- Жиркова Т., Караваев А. Урок-игра: кто станет магистром права? //Учитель. 2001. — № 4. — С.48−51.
- Иванов В. Свобода воли в преступном поведении // Законность. 1993. №.10. С.37−40.
- Игошев К. Правовое воспитание молодежи // Социалистическая законность, 1970. № 3. С.28−31.
- Ильин И.А. О сущности правосознания. М.: ТОО «Радог», 1993. — 234 с.
- Иманкулов Р.И. Психолого-педагогические аспекты правосознания: Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 1998. — 17с.
- Каминская В.И. Предмет и методика эмпирических исследований правосознания // Вопросы борьбы с преступностью.- М.: Юрид. лит., 1. W 1976.- Йш.25.- С.30−39.
- Каминская В.И., Ратинов А. Р. Правосознание как элемент правовой культуры. Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974.- 160с.
- Кильмашкин Н.Ф. Формирование правосознания сотрудников полиции как элемент социально-психологического аспекта управления в органах внутренних дел (По материалам МВД Республики Казахстан): Автореф. дис. канд. юрид. наук, М., 1998. — 24с.
- Клочкова А.В. Правовое сознание студенческой молодежи результаты криминологических исследований: Вестник Московского университета, 1998.- Серия 11. Право.- № 1.
- Ковалева Т.В., Степанова O.K. Подростки смутного времени // Социс 1998. № 8. С.45−46
- Коган JI.H. Человек и его судьба М.Мысль г. 1988
- Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
- Криулина А.А. Эргодизайн образовательного пространства: Размышления психолога. -М.: ПЕР СЭ, 2003. — 192 с.
- Кудрявцев В.Н. Правовая наука и актуальные вопросы социалистической законности //Коммунист. 1976. С.85−89.
- Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М.: Наука, 1982.-287с.
- Кудрявцев В.Н., Казимирчук В. П. Современная социология права. М.: «Юристъ», 1995.-303с.
- Курильски-Ожвен Ш. Образы права в России и Франции // Ш. Курильски-Ожвэн, М. Ю. Арутюнян, О. М. Здравомыслова. М.: Аспект-пресс, 1996. -215с.
- Кучинская Е.В. Психологический анализ корыстной деформации личности несовершеннолетних правонарушителей: Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 1995. — 22с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. — 304с. л
- Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976.— 64с.
- Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России : Учеб. пособие для студентов вузов // В. Т. Лисовский.- СПб.: СПбГУП, 2000.- 508 с.
- Литвак Р. А. Социализация личности ребенка в деятельности детских общественных объединений // Литвак Р. А. — Челяб. гос. пед. ун-т. Дворец пионеров и школьников им. Н. К. Крупской.- Челябинск, 2000.- 167 с.
- Лукутин А. Урок на тему: «Формы государства» //Учитель. —'2001. № 3. -С.40−45.
- Лукьянова М. Ориентир самостоятельной деятельности. Развитие контрольно-оценочных способностей учащихся: рекомендации психолога учителю //Учитель. — 2003. № 2. — С.26−32.
- Львова М.В. Социально-психологические особенности профилактики девиантного поведения учащихся старших классов: Дис. канд. псих. наук. -Тверь, 2000−126 с.
- Макаренко А.С. Сочинения. В 7-ми т./Ред. коллегия: И. А. Каиров (глав, ред) и др. .-2-е изд.-М.:АПН РСФСР. Т.2: Марш 30-го года. 1957 1957.-527С.
- Маркова Г. Д. Научные основы и организация правового воспитания молодежи. Киев: Вища школа, 1979. — 153 с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3-х т. Т.1.- М.: Политиздат, 1985 — IV, 635 с.
- Методы и методики социально-педагогического исследования: (Сборник) /Рос.акад. образования взрослых: Под ред. С. Г. Вершиловского. — СПб.: Тускарора, 1999. 122 с.
- Морозова С.А. Методика преподавания права в школе.- М.: Изд. дом ч, «Новый учебник», 2002.-224с.
- Мостовщиков Л.Д. Правосознание в системе регуляции социалистического поведения: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1995. — 22с.
- Мостяева Л., Шанаева Л. Психологические игры на уроках права //Учитель. 2003. № 3. С.46−51.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика. Учеб. для студ. пед. вузов /Под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 200с.
- Назаренко Ё.В. Формирование развитого социалистического правосознания основная цель правового воспитания // 'Проблемы правоведения. Вып. 36, — Киев: Вища шк., 1977. — С.21−29
- Назарова О. Оценка качества правового образования будущих педагогов // Учитель. 2002. № 4. С.45−47.
- Нащиц Анит. Необходимость и свобода в соблюдении права. -Правоведение. 1962. № 4. С.31−35.
- Нерсесянц В. С., Муромцев Г. И., Мальцев Г. И. Право и культура: Монография. М.: Изд-во РУДН, 2002. — 422 с.
- Нерсесянц B.C. Философия права: Учебник для вузов.- М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФА*М), 2001.-652с.
- Никитин А., Суворова Н. Технология критического мышления //Учитель. 2002. № 2. С.42- 46.
- Никитин А.Ф. Воспитание школьников в духе прав человека//Педагогика. 1992. №.1−2.- С.6−10.
- Никитин А.Ф., Суворова Н. Г. Школьникам о праве: Учеб. пособие для 9 кл. сред. школы/Под ред. Н. А. Сыродоева.-М.:Просвещение, 1992.-96с.990 новом курсе «Основы правовой культуры» //Учитель. 2002. № 2. С.47−50.
- О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. М., 1984. — 72с.
- Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева.- М.: Юрист, 2002. 520с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 53 000 слов.-4-е изд., испр. и доп.-М.: Б. и, 2000.-768с.
- Онушкин В.Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: Междисциплинарный словарь терминологии. СПб., Воронеж, 1995. — 232с.
- Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. — М.: Знание, 1986. 77с.
- Основы общей и юридической психологии: учебник для вузов // Под ред. Еникеевой Н.И.- М.: Юристь, 1996 г. 631с.
- Павлов А.С. Курс церковного права.-СПб.:"Лань», 2002.-384с.
- Панкратов В.В., Долгова А. И. и др. Правосознание и правовое воспитание молодежи//Сборник научных трудов. М.: Знание, 1978. — 140с.
- Певцова Е. «Знаниевый» компонент правовой области // Учитель. 2002. № 6. — С.21−23.
- Певцова Е. Основные концепции правового образования //Учитель. 2001. № 4. — С.43 -47.
- Певцова Е. Правозащитные организации и развитие международного гуманитарного права //Учитель. 2001. № 2. — С.36−40.
- Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб.: Лань, 2000. — 608с.
- Петрова В. Учитель права: каким ему быть? //Учитель. 2003. № 1. — С.15−16.
- Петровский А.В., Ярошевский М. Г. Психология:. Учеб. для ст-ов высш. пед. учеб. заведений.-2-е изд.- М.: Изд. центр «Академия», 2001.-512с.
- Пикова Л.А. Взаимоотношения детей в процессе общения// Сб.: «Вопросы управления и руководства процессом воспитания школьников». С. 266−270.
- Пискарев Д.П. Исследование социально-психологических стереотипов противоправного поведения молодежи: Автореф. дис. канд. псих. наук. Кострома, 1999. — 27с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М.: Просвещение, 1969.-580с.
- Покровский И.Ф. Формирование правосознания личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. — 194с. <
- Правовое воспитание и социальная активность населения /Н. И. Козюбра, В. П. Зенин, В. А. Чехович и др. Киев: Наук. думка, 1979. -327с.
- Платонов К.К. О системе психологии. М., 1972.
- Правовые знания школьнику /А. Ф. Черданцев, Ю. Г. Судницын,
- A.А. Югов и др.- Сост. В. Ф. Яковлев. М. гЗнание 1980. — 208 с.
- Проблемы общей теории государства и права. Учебник для вузов / Под общей ред. члена-корр. РАН, доктора юрид. наук, проф.
- B.С.Нерсесянца.- М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРАМ, 1999. — 832с.
- Проблемы повышения эффективности применения юридической психологии /Отв. ред. JI. Аувяэрт. Тарту: ТГУ, 1988, — 161 с.
- Проблемы предупреждения правонарушений учащихся общеобразовательных школ: Сборник научных трудов. М.: Всесоюзный институт, 1990. — 60с.
- Проект Концепции структуры и содержания правового образования в школе. Российский фонд правовых реформ //Учитель, № 6 2001, С.39−46
- Психологический словарь /(ред. Кол. В. В. Давыдов и» др.). — М.: Педагогика-Пресс, 1999. 438 с.
- Психология развития: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Психология» // Б. Д. Эльконин.- М.: Academia, 2001.- 141 с.
- Психологические основы исправления правонарушителя /Под ред. А. Г. Ковалева. М., 1968.• 131. Раднаева Э. Л. Правосознание несовершеннолетних правонарушителей и источники его криминальной деференции: Дис. Канд. юрид. наук. М., 1999. — 172с.
- Ратинов А.Р., Ефремова Г. Х. Масс-медиа в России: Законы, конфликты, правонарушения: (по данным мониторинга Фонда защиты гласности): 1996−1997.-М. :Изд-во «Права человека», 1998.-232с.
- Резер Т.М. Медико-социальные подходы к организации полового воспитания и сексуального образования // Социол. исслед. 2003. — N 1. -С.102−108.
- Розин В.М. Психология для юриста. — М., 1997.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии .-СПб.: Питер, 2002.-712с.
- Рубчевский К.В. Формы прохождения социализации личности //Психологическая наука и образование. № 2, 2002. — С.86−91
- Рябко И.Ф. Правосознание и правовое воспитание масс в советском обществе. Ростов-на-Дону. 1969.-С. 135.
- Савин Н.В. Педагогика: учеб. Пособие. — М.: Просвещение, 1978. — 351с.
- Самоделкин С.М., Сибиряков СЛ. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение. Волгоград, 1992.
- Семенихина Н. Урок «Права несовершеннолетних» //Учитель. 2001. № 2.-0.33−35.'
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: ООО «Речь», 2002. 350с.
- Симонов П. В. О природе неосознаваемого психического //Психологический журнал. 1986 № 12. С. 145.
- Словарь-справочник по криминологии и юридической психологии / Ананич В. А., Колченогова О. П., авт.-сост., Изд-во: «Амалфея», 2003, 272с.
- Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов,/ Под ред. Васильковой Ю. В., Васильковой Т. А., Издательский Центр «Академия». 2000. С.52
- Галагузова М.А. Социальная педагогика: Курс лекций. — М.: Владос, 2003.-416с.
- Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько.- 2-е изд., перераб и доп. М.: Юристъ, 2001. 776с.
- Теория права и государства: Учебник для студентов и аспирантов юрид. вузов и факультетов /Боботов С. В., Варламова Н. В., Лазарев В. В. и др.- Руководитель авт. коллектива и отв. ред. Г. Н. Манов. М.: Бек, 1995.-323 с
- Тишенко В.В. Теоретические проблемы правового воспитания влразвитом социалистическом обществе: Автореф. дисс. доктора юрид. наук.-М., 1982.-С. 10.
- Тишков Ю. Авторский курс «Гражданин России» (из опыта работы) //Учитель. 2001. № 4. -С.52−54.
- Туманов Г. А. Человеческий фактор государственного управления // Советское государство и право. 1986. № 10. С.3−11.
- Уманский Л.И., Лутошкин А. Н. Психология и педагогика работы комсорга. -М., 1975. с
- Урсу И.С., Соломин П. В. Политическая и правовая социализация учащихся 10−11-х классов гимназий и лицеев //Герценовские чтения. Социологические науки. Теоретические доклады.
- Успенская Ю.М. Деятельность школьного психолога по профилактике детской и учащихся старших классовой преступности: Дис. канд. псих. наук. Тверь, 2000. — 143с.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6 т. / ред.кол.: М. И. Кондаков и др.- АПН СССР. м.: Педагогика, 1988. — 492 с.
- Формирование личности в переходный период от учащихся старших классового к юношескому возрасту. — М.: Педагогика, 1987. — 181с. !
- Формирование личности: психолого-педагогические проблемы. — М.: АПН СССР, 1989. 72 с.
- Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. В. Г. Стрекозова. М.: Интерстиль, 1997. — 377 с.
- Чарная Н., Красносельских В., Таизова О. Правовое образование учащихся в школах города Перми //Учитель. 2001. № 2. — С.30−32.
- Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. -М.: Юрайт, 1999.-432с.
- Программы социальной и психологической помощи молодёжи города Курска / Под ред. проф. А. С. Чернышева Курск, 1997.
- Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология: Теоретические аспекты, практическое применение. М.: Право и закон: Юнифир, 1996. -351 с. г
- Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебник для вузов. -М.: Новый юрист, 1998. 320с.
- Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебник для высших юридических учебных заведений. М., МЦУПЛ, 1999. — 464с.
- Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности. — Ярославль, 1979.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
- Юридическая психология. Энциклопедия /М.И.Еникеев. — М.: Изд-во «Приор», 2001. 352 с.
- Юридическая психология: учебник для высших юридических учебных заведений / Под ред. Васильева В. Л. — Изд-во «Питер», СПб, 1999.-656с.
- Яковлев A.M. Преступность и социальная психология. М.: Юрид. лит. 1971.-248 с.
- Яссман Л.В. Психологические проблемы ранней профилактики правонарушений среди несовершеннолетних: Автореф. дис. д-ра псих. наук/Академия управления МВД России. М., 1998. — 39с.
- EVAN W.M. Identification with the human species: A challenge for the twenty-first century//Human relations. -N.Y.- L., 1997. Vol.50, N 8 -P. 9 871 003
- SPINK P. Paths to solidarity: Some comments on «Identification with the human $pec/es"//Human relations. N.Y.- L., 1997. — Vol.50, N 8. — P. 1005−1014 •