Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические условия правовой социализации старших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Реформирование российского общества обусловило изменение механизмов и эталонов социализации молодежи, а также практик усвоения и воспроизводства подрастающим поколением социальных и правовых норм, культурных ценностей. Утрачивается влияние на подрастающее поколение организованных и упорядоченных институтов социализации (учреждения образования, производственные… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические предпосылки исследования правовой социализации учащихся старших классов
    • 1. Общая характеристика понятия «правовая социализация»
    • 2. Психологическая характеристика правового сознания
    • 3. Психологические основы правового поведения
    • 4. Общепсихологические основы правового воспитания
  • Глава II. Эмпирическое исследование правовой социализации у учащихся старших классов
    • 1. Организация и методика исследования формирования правовой социализации учащихся старших классов
      • 1. 1. Анализ результатов первого этап исследования
      • 1. 2. Анализ результатов второго этапа исследования
      • 1. 3. Анализ результатов третьего этапа исследования
    • 2. Особенности организации обучения учащихся 10−11 классов по различным отраслям права
      • 2. 1. Преподавание уголовного права и процесса для подготовки учащихся к уголовным правоотношениям
      • 2. 2. Преподавание гражданского права и процесса для подготовки учащихся к гражданским правоотношениям
      • 2. 3. Преподавание трудового права для подготовки учащихся к трудовым правоотношениям
      • 2. 4. Преподавание семейного права для подготовки учащихся к семейным правоотношениям
    • 3. Реализация экспериментальной программы по обеспечению эффективности правовой социализации учащихся старших классов

Психологические условия правовой социализации старших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Реформирование российского общества обусловило изменение механизмов и эталонов социализации молодежи, а также практик усвоения и воспроизводства подрастающим поколением социальных и правовых норм, культурных ценностей. Утрачивается влияние на подрастающее поколение организованных и упорядоченных институтов социализации (учреждения образования, производственные коллективы, подростковые и молодежные организации) в сравнении со стихийными и случайными факторами (массовая культура, неформальная среда общения со сверстниками, бытующие в обществе взгляды и настроения), порождающими мораль вседозволенности, противоправное сознание и поведение. Меняется соотношение общественных и личных интересов в сторону расширения автономии формирующейся личности и пространства его самодеятельности, творчества и инициативы. Расширение пространства для самостоятельного выбора действий и поступков молодежи имеет как положительные, так и отрицательные стороны и может быть условием формирования отклоняющегося поведения.

Под социализацией в целом понимается процесс вхождения индивида в актуально данную социокультурную среду посредством усвоения культуры, передачи ценностей, образцов и норм поведения из поколения в поколение. Социализация индивида — это постоянный процесс, который происходит на протяжении всей его жизни. С одной стороны, социализация — процесс стихийный: человек интегрируется в сообществе в процессе взаимодействия с непосредственным социокультурным окружением. С другой стороны, социализация носит характер направленного воспитания: общество разрабатывает систему средств воздействия на человека с тем, чтобы сформировать его поведение и деятельность в соответствии с целями и интересами этого общества.

Указанные изменения существенно осложняют гражданскую, трудовую, правовую и другую социализацию подростков и молодежи. Серьезную тревогу вызывают такие тенденции, как рост подростковой проституциилегитимация (объяснение и оправдание) внебрачных отношений, случайных половых связей, гомосексуальных отношенийрост сверхранних и внебрачных рождений детей и др. (М.Б. Денисенко, И. В. Журавлева, Т. М. Резер и др.) [56, 133] Все это приводит к подрыву духовно-нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, разрушению традиций, нравственных ценностей, социокультурных и правовых норм общества.

По мнению специалистов, весьма острой является проблема формирования правового сознания и правового поведения учащихся средних школ, а также образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. Причины состоят в том, что период ученичества сопряжен с ослаблением контролирующей и регламентирующей функций родительской семьи, с недостатком жизненного опыта и неразвитостью самоконтроля учащихся, с несформированностью их мировоззрения и системы ценностей, с отсутствием правовых знаний и профессиональных обязанностей. Вместе со сменой и расширением социальной среды жизнедеятельности и социальных требований к подрастающей личности это нередко провоцирует различные поведенческие отклонения, в том числе в области правовых взаимоотношений.

Научная и практическая работа по оптимизации психолого-педагогических составляющих правовой социализации возможна на базе фундаментальных исследований в области правовой идеологии и правовой психологии, юридической психологии, усвоения правовых норм и ценностей, формирования социальных стереотипов поведения.

Правовая идеология отражает систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, различных групп и слоев населения (И.П. Башкатов, А. В. Димитров, А. Е. Жалинский и др.) [13, 43, 54]. Правовая психология охватывает совокупность правовых чувств, ценностных отношений, настроений, желаний и переживаний, самооценку личности (умение оценить свое поведение с точки зрения его соответствия нормам права). Юридическая психология является наиболее прямым отражением жизненных отношений членов общества, составляющих нации, народности, различные группы и слои населения (B.J1. Васильев, Н.И.

Еникеева, В. Е. Коновалова, В. М. Розин, В. В. Романов, Ю. В Чуфаровский и др.) [21,105,134,163,164].

Правовая социализация является одной из важнейших частей общей социализации индивида и отражает специфическое проявление ее общих законов в сфере формирования и развития индивидуального, политического, правового сознания и правовой культуры.

Степень изученности проблемы. В настоящее время ощущается дефицит исследований, посвященных изучению психологических проблем правовой социализации старшеклассников. В отдельных работах рассматривались вопросы формирования правосознания специалистов, работников правоохранительных органов (А.А. Абдумоминов, А. Е. Жалинский, М. И. Еникеев, Н. Ф. Кильмашкин, Э.А. Черных) [1, 50, 54, 65, 49] изучались вопросы правового воспитания учащихся и источники криминальной деформации правового сознания несовершеннолетних правонарушителей (А.В. Грошев, Р. И. Иманкулов, Е. В. Кучинская, С. М Самоделкин, СЛ. Сибиряков и др.) [36, 62, 75, 139]. Однако в одних случаях в качестве объекта исследования выступали взрослые, в других — предметом исследования выступало лишь правовое сознание несовершеннолетних, без учета его связи с проблемами правового воспитания, правомерного поведения, социализации в целом (Ю.В. Галинайтите, С.Н. Жевакин) [29, 53].

С учетом вышеизложенного была определена тема исследования: «Психологические условия правовой социализации старших школьников».

Цель исследования: выявить особенности правовой социализации старшеклассников и определить психолого-педагогические условия ее эффективности.

Предметом исследования являются психологические условия, обеспечивающие эффективность правовой социализации учащихся старших классов в учебно-воспитательной деятельности образовательных учреждений.

Объектом исследования является процесс правовой социализации учащихся старших классов в ходе учебно-воспитательной деятельности.

В работе решались следующие задачи: раскрыть сущность и определить основные особенности правовой социализации учащихся старших классовопределить механизмы правовой социализации старшеклассниковобосновать психолого-педагогические условия эффективности правовой социализации старшеклассниковразработать методические рекомендации для учителей, практических психологов и социальных педагогов по обеспечению эффективности правовой социализации учащихся старших классов.

В качестве гипотезы рассматривалось предположение о том, что правовая социализация старшеклассников будет эффективной при условии: развития основных структурных компонентов правовой социализации в учебно-воспитательном процессе: познавательного, ценностно-ориентационного и деятельностногоорганизации совместной деятельности по развитию у школьников мотивов правового поведения, потребностей в соблюдении правовых норм и законов, установленных обществом и государствоморганизации взаимодействия педагогов и учащихся, направленного на формирование правового сознания и поведения.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют философско-правовые и психологические идеи о ценностном подходе к человеку, психологические теории личности (А.Г. Ковалев, К. К. Платонов, В.Д. Шадриков) [130, 120, 166]- психолого-педагогические концепции о влиянии социальной среды на становление и развитие личности (В.Г. Бочарова, Л. П. Буева, М. А. Галагузова, И. С. Кон, А. А. Криулина, В. Д. Семенов и др.) [19, 20, 146, 69, 70], положения отечественных и зарубежных ученых, в которых анализируются различные аспекты процесса социализации личности (Гери С. Беккер, Э. Дюркгейм, И. С. Кон, JI. Н. Коган, В. В. Москаленко, А. В. Мудрик, Л. Филипс, и др.) [38, 47, 69, 68, 90, 136].

Некоторые вопросы диссертации исследовались как междисциплинарные проблемы, т. е. на стыке педагогики, юриспруденции и психологии, что соответствовало задачам комплексного анализа явлений.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, юридической, учебно-методической литературыобобщение опыта работы средних общеобразовательных учебных заведенийопытно-экспериментальная работа, наблюдение, анкетирование, опросы, изучение результатов деятельности учителей и учащихся общеобразовательных школ, статистические и графические методы обработки результатов.

База исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на базе Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6 города Курска» и Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8 города Железногорска». Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня сформированности правовой социализации школьников 10−11-х классов традиционной формы обучения.

В констатирующем эксперименте участвовали 221 школьник в возрасте 13−17 лет (8−9 и 10−11 классы). Из этой общей выборки для проведения исследования в последующем были отобраны 5 классов: два 11-х класса (контрольная и экспериментальная группа), два 10-х класса (контрольная и экспериментальная группа) и 9-й класс, всего 128 человек.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем определены психологические особенности, сущность и структура правовой социализации учащихся старших классоввыявлены условия и механизмы эффективной правовой социализации старшеклассников, определены критерии ее сформированности. Совокупность теоретических положений и практических рекомендаций, полученных в результате исследования позволят усовершенствовать систему правового воспитания старших школьников.

Теоретическая значимость исследования заключается:

— в уточнении и конкретизации понятия «правовая социализация учащегося старших классов»;

— в моделировании основных содержательных форм и методов учебно-воспитательного процесса, способствующих успешной правовой социализации старшеклассников;

— в анализе роли правового воспитания в процессе правовой социализации учащихся старших классов;

— в разработке психологических особенностей и педагогических условий правовой социализации учащихся старших классов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

— определены требования к повышению эффективности правовой социализации;

— отработана организационная модель, способствующая эффективному осуществлению правовой социализации;

— выявлены психологические основания организации образовательного процесса, ориентированные на реабилитацию старшеклассников, испытывающих затруднения в преодолении проблем правовой социализации;

— осуществлена разработка и опробация программы сопровождения старших школьников по вопросам организации правовой социализации.

Достоверность полученных результатов обеспечивается обоснованностью исходных методологических позиций, применением комплексной совокупности методов, соответствующих целям и задачам исследованиявозможностью повторения опытно-экспериментальной работы, сочетанием количественного и качественного анализа, репрезентативностью объема выборок, использованием методов математической обработки и статистической значимостью экспериментальных данных, непротиворечивостью и преемственностью результатов на различных этапах исследования.

На защиту выносятся следующие сформулированные и обоснованные в диссертации положения:

1. Правовая социализация учащихся старших классов рассматривается как процесс приобщения старших школьников к социально-правовой среде, реализуемый через познание и осмысление правовых принципов и норм, формирование эмоционально-оценочного отношения, овладение навыками правового поведения и общения, освоение прав и обязанностей, формирование правовых установок и ценностно-правовых ориентации, умение применять на практике полученные правовые знания, оценивать собственную и совместную деятельность.

2. Основными психологическими компонентами правовой социализации учащегося старших классов являются: познавательный (освоение правовых норм, приобретение знаний правовых отношений) — ценностно-ориентационный (регуляция поведения личности с позиции правовых норм, оценка собственной и совместной деятельности, понимание ее правовой значимости) — деятельностный (активность личности в правоприменительной деятельности, проявление ее индивидуальности).

3. Психологическим механизмом правовой социализации является взаимосвязь мотивов, целей, средств и результатов процесса овладения старшеклассниками ценностями и правовыми нормами, принятыми в обществе.

4. Психологическими условиями, обеспечивающими эффективную правовую социализацию учащихся старших классов являются:

— организация взаимодействия педагогов и учащихся, направленного на формирование правового сознания и правового поведения (сотрудничество, партнерство, лидерская позиция взрослого);

— интеграция теоретического и практического видов 'подготовки учащихся к правоприменительным действиям;

— учет динамики социальной ситуации развития старших школьников;

— психолого-педагогическое и информационное обеспечение процесса правовой социализации учащихся старших классов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи обсуждались и получили одобрение на Всероссийских и региональных научно-практических конференциях 2001;2003гг.

Материалы диссертации используются в учебном процессе Курского торгово-экономического колледжа при подготовке студентов по специальности 0201 «Правоведение" — АНО НССУЗ «Техникум РОСИ» при изучении «Основ права», «Гражданского права», «Уголовного права" — МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52 г. Курска, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Курска, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 32 г. Курска, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25 г. Курска при изучении курса «Основы права» в 10−11-м классе.

Результаты исследования нашли свое отражение в 5 публикациях (общим объемом 6.7 п.л.).

Структура диссертации обусловлена предметом, целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящее исследование посвящено изучению психологических и педагогических условий правовой социализации учащихся старших классов.

Как известно, социальный опыт передается человеку через систему социальных агентов, в число которых, в частности, входят: средства массовой коммуникацииинституты воспитаниягруппы и институты, участвующие в правовой социализации личности в зависимости от того, сколь активно они включены в эту систему агентов. Одна из специфических особенностей правовой социализации личности состоит в том, что среди юридически значимых агентов, способствующих вовлечению человека в систему ценностей и норм социума, все санкционированы государством. При этом наиболее эффективными формами усвоения информационных воздействий и научения, что характерно для социализации вообще, являются подражание, заражение, внушение, уподобление, адаптация, заимствование, руководство и т. д.

Процесс социализации в целом охватывает весь жизненный цикл человека. Усвоение ценностных аспектов окружающей среды, их переоценка происходят на протяжении всей жизни. При этом возрастные особенности налагают отпечаток на его ориентацию среди агентов социализации, а также на способы усвоения социальных ценностей и норм. Расчленение процесса правовой социализации на возрастные стадии позволяет выявить эту специфику. Так некоторые ученые выделяют стадию ранней социализации, стадию обучения, стадию социальной зрелости и стадию завершения жизненного цикла.

По мнению Я. И. Гилинского [32, с. 135] на стадии ранней социализации человек получает зачатки своих взглядов на мир. В игре он обретает первоначальные впечатления о социальных ролях и связанных с ними правовых статусах. А усвоенные им простейшие правила морали становятся критерием его последующей оценки юридических норм. Основным агентом социализации здесь выступает семья, и именно через семью вполне возможно косвенное воздействие на его сознание определенных норм правового поведения и пр. Известно, что огромную роль на этой стадии играют подражание, стремление уподобиться «значимым другим». А стандартами для человека в первую очередь оказываются, те правила, которыми руководствуются, члены его семьи: родители, старшие братья и сестры и др. Закладываются основы самой личности, как бы ее фундамент. По Е. Пиаже [117], именно в раннем возрасте начинается индивидуализация и децентрации внутреннего мира ребенка, он научается думать, а значит — управлять собой.

На стадии обучения в число основных агентов социализации кроме семьи включаются также школа и группы сверстников. Человек начинает принимать участие в жизни общества, испытывая определенное воздействие на свое сознание политико-правовых факторов. Им обретаются определенные навыки социально активного поведения. Изучение в школе юридических дисциплин может расширить его кругозор, дать ему знание о правовых принципах, некоторых основах законодательствасформировать у него представление о статусе гражданина, о правовом регулировании трудовых отношений, в которые ему предстоит вступить в будущем и т. п.

Со стадиями и уровнями определенным образом соотносятся этапы правовой социализации, выделяемые С. Наумовой и Н. Я. Соколовым. Если стадии фиксируют возрастной фактор механизма информационного взаимодействия ценностных аспектов сознания общества и индивида в ходе правовой социализации личности, уровни — степень усвоения соответствующих ценностей и норм, то этапы — последовательность приобщения человека к этим ценностям и нормам под влиянием юридически значимых мер и обстоятельств.

Этапы показывают, как человек постепенно научается поступать в соответствии с общепринятыми образцами и моделями поведения, (на первомпростейшем уровне), а затем — изменять, совершенствовать своей деятельностью усвоенные образцы и модели (на втором уровне).

Первоначально для формирования, личности основное значение имеет коммуникация в неформальных и формальных группах, накопление идущей по разным информационным каналам правовой информации (равно как и другой). Такое первоначальное накопление происходит без особой активности самого человека. В своих оценках и поступках он так или иначе ориентируется на стандарты социальной группы, в которую входит. Соответственно, здесь правовая информация трансформируется, сообразно присущим данной группе правилам, стереотипам, убеждениям и пр. И если усвоение ценностей данной группы приближает индивида к ценностям общества, можно говорить о прохождении им первого этапа социализации.

На втором этапе правовая информация, необходимая личности для исполнения социальных ролей, способы, пути и средства ее получения изыскиваются самостоятельно и осознанно. Человек уже меньше, чем на первом этапе придает значение тому, чтобы уподобиться, «значимому другому» — авторитетному члену эталонной группы, менее внушаем в оценках внешних воздействий, более автономен в принятии решений, в совершении юридически значимых поступков. При этом базой для восприятия, окружающего становится то, что было им ранее усвоена. Особое значение приобретает личный опыт, позволяющий быстро ориентироваться в возникающих ситуациях и избирать варианты поведения.

Отношение человека к социальным ценностям связано и с его местом в общественной иерархии. Это еще один важный фактор механизма правовой социализации личности, поскольку в зависимости от роли человека в структуре социальных связей могут различаться как его потребности, так и обращенные к нему общественные запросы.

На стадии обучения, как уже отмечалось выше, главными агентами социализации являются семья, группы сверстников, учебные заведения. Проведенное Л. П. Аувяэртом [6] исследование показало, что при общем’Для несовершеннолетних относительно низком уровне правовых знаний правонарушителя достаточно хорошо знают требования правовых норм, но, тем не менее, нарушают их. Разница же, как считает Л. И. Аувяэрт, в правовом сознании поступающих правомерно и правонарушителей состоит, прежде всего, в большей инфантильности последних. К тому же известно, что несовершеннолетние правонарушители нередко гораздо раньше своих *} сверстников выходят из-под контроля семьи, и доминирующими агентами социализации для них становятся группы учащихся старших' классов со свойственными тем ценностями и их собственными мерами принуждения. К самостоятельному общению с этими группами семья еще не успела их подготовить [6, с. 14−15], а неправовое по своему характеру принуждение, санкции, присущие правилам поведения таких групп, равно как и подражание антисоциальным образцам, внушение и др., могут играть и часто играют в этом случае роль десоциализирующего фактора. Несовершеннолетние правонарушители оценивают общение в малой группе как самостоятельную цель и возможность для самовыражения. Видимо с этим связано то, что почти 40% правонарушений учащихся старших классов носит групповой характер. Сказанное подтверждает, на наш взгляд, мысль о том, что для правовой социализации применительно к детям и старшеклассникам недостаточно ограничиваться мерами принуждениянужны различные формы организации их досуга, предоставляющие им возможность выражать себя, то есть нужно юридическое обеспечение существования таких форм. Надо заметить: существенно и то, сколь эффективны в их глазах те образцы для подражания, которые предлагают им официальные каналы пропаганды.

Таким образом, результаты теоретико-экспериментального исследования подтверждают гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:

1. Правовая социализация учащихся старших классов рассматривается как процесс приобщения старших школьников к социально-правовой среде, реализуемый через познание и осмысление правовых принципов и норм, формирование эмоционально-оценочного отношения, овладение навыками правового поведения и общения, освоение прав и обязанностей, формирование правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, умение применять на практике полученные правовые знания, оценивать собственную и совместную деятельность.

2. Основными психологическими компонентами правовой социализации учащегося старших классов являются: познавательный (освоение правовых норм, приобретение знаний правовых отношений) — ценностно-ориентационный (регуляция поведения личности с позиции правовых норм, оценка собственной и совместной деятельности, понимание ее правовой значимости) — деятельностный (активность личности в правоприменительной деятельности, проявление ее индивидуальности).

3. Психологическим механизмом правовой социализации является взаимосвязь мотивов, целей, средств и результатов процесса овладения старшеклассниками ценностями и правовыми нормами, принятыми в обществе.

4. Психологическими условиями, обеспечивающими эффективную правовую социализацию учащихся старших классов являются:

— организация взаимодействия педагогов и учащихся, направленного на формирование правового сознания и правового поведения (сотрудничество, партнерство, лидерская позиция взрослого);

— интеграция теоретического и практического видов подготовки учащихся к правоприменительным действиям;

— учет динамики социальной ситуации развития старших школьников;

— психолого-педагогическое и информационное обеспечение процесса правовой социализации учащихся старших классов.

Наше исследование не исчерпывает содержания рассматриваемой проблемы. Дальнейшее ее развитие может быть продолжено в следующих направлениях: разработка инновационных технологий по правовой социализации личности старшеклассникапоиск, определение и внедрение нового комплекса педагогических, условий эффективности процесса правовой социализации личности старшеклассника в учебно-воспитательном процессеразработка диагностических программ сформированности правовой осведомленности и правоприменительных качеств учащихся старших классов в деятельности детского общественного объединения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.А. Формирование правосознания работников органов внутренних дел: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1995. — 17с.
  2. В.В., Козловский А. Б. Правовое воспитание молодого поколения. М., 1985. — 214с.
  3. Г. М. Социальная психология:Учеб. для высш. шк./Ин-т «Открытое общество «.-М.: Аспект-пресс, 1996.-375 с.
  4. А.Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения.- М.: Изд-во «Ось-89», 1997.-221с.
  5. С. Правовое воспитание молодежи // Социалистическая законность, № 4. С. 17−20.
  6. Л. Введение в правовую психологию. Таллинн: Ээсти раамат, 1982.- 164 с.
  7. В.Г. Общество: системность, познание и управление .-М. :Политиздат, 1981. -432 с.
  8. B.C. Обеспечение социалистической законности в деятельности органов внутренних дел. Основы системного подхода. М., 1988.- 169с.
  9. Е.Г., Бусурин С. В. Правовая социализация несовершеннолетних: Лекция. М.: Изд-во Акад. МВД России, 1995. — 32с.
  10. С.А. Правовое сознание рабочей молодежи и основные факторы его формирования и воспитания: Дисс. канд. юрид. наук. М., 1989. — 197с.
  11. И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. -М., 1993.
  12. Всеобщая история государства и права: Учебник/Под ред. К. И. Батыра.-М.:Юрист, 1999.-455 с.
  13. А.Г. Образ права, как смысловой уровень правосознания и его особенности у преступников: Дис. канд. псих. наук. М., 1999. — 215с.
  14. К.Т. Социалистическое правосознание: Диалектика формирования и развития. — Ярославль: Верх. Волж. кн. Изд-во, 1979. — 384с.
  15. К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. М.: Высш. шк., 1982. — 183 с.
  16. А.Д. Проблемы государственно-правовой политики борьбы с преступностью // Преступность: стратегия борьбы.- М., 1997.- С.42−50.
  17. В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994.
  18. Л.П. Человек, деятельность общение. М., 1978.
  19. B.JI. Юридическая психология: Учебник для вузов.-4-е изд., доп. и перераб. Спб.: Изд-во «Питер», 2002.-640с.
  20. З.И. Воспитание убеждений у школьников в процессе обучения: Учеб. пособие к спецкурсу. -JL: ЛГПИ, 1981.-82с.
  21. З.И. Единство воспитания и обучения школьников. JL: Изд-во «Знание» РСФСР. Ленингр.орг., 1980.-35с.
  22. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов/В.В.Давыдов, Т. В. Драгу нова, Л. Б. Ительсон и др.- Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1979. — 462с.
  23. Т. Тема занятия: «Международное гуманитарное право» (2 урока). Урок-диалог. IX класс // Учитель. 2002. — № 4. — С.40−44.
  24. Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1999.-222 с.
  25. Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000,-1008с.
  26. М.М., Мураметс О. Ф. Правовое воспитание трудящихся и роль закона в его осуществлении. — Казань: Издательство Казанского университета, 1976.— 171с.
  27. Ю.В. Правовая социализация рабочей молодежи: проблемы и решения: Автореф. дис. д-ра юрид. наук М., 1988. — 33 с.
  28. П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: МГУ, 1978.-334с.
  29. А.Д. К вопросу о методе социально-психологических исследований/ Тезисы докладов на II съезде психологов. С.225−226.
  30. Я.И. Криминология: Курс лекций. — СПб.: Питер, 2002. — 384с.
  31. Н.А. Некоторые особенности формирования правосознания работников милиции // Проблемы совершенствования организации и деятельности советской милиции в условиях формирования правового государства: Сб. науч. трудов. Минск, 1991. — С.135−142.
  32. P.M. Конфликт и творчество в зеркале психологии.-М.:Генезис, 2002.-573с.
  33. Ю.И. Социология права. Курс лекций. — СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2001. 312 с.
  34. А.В. Криминологическое значение исследования правосознания молодежи: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Свердлова?, 1983. — 21 с.
  35. Н.П. Вопросы воспитания и обучения. М., 1949. — 200с.
  36. С. Беккер. Экономический анализ и человеческое поведение /Thesis. Зима 1993 г., том 1, вып.1. 240с.
  37. Даниленков А. А Педагогические условия формирования мотивации поведения у учащихся старших классов-правонарушителей: Дис. канд. i пед. наук. Калининград, 2000. — 170с.
  38. Е.Г. Аномальное развитие личности у учащихся старших классов и юношей с делинквентным и криминальным поведением: Дис. д-ра псих. наук. — Москва, 2000. — 457 с.
  39. А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М.: Юрид. лит., 1981. — 159 с.
  40. А.И. Правовое воспитание несовершеннолетних. — М.: Знание, 1977.-95с.
  41. А.В. Введение в юридическую психологию: Курс лекций. М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. — 160с.
  42. А.И. Эффективность правового воспитания и проблемы ее оценки// Вопросы борьбы с преступностью. М.: Юрид. лит., 1978. Вып. 28.- 168 с.
  43. Н. Могут ли быть права без обязанностей //Учитель. 2002. № 2. — С.51−52.
  44. С. Игры по праву в школе //Учитель. № 2001. № 5. — С.51−55.
  45. Э. Социология. Не предмет, метод, предназначение: (Сборник: пер. с фр.). М.: Канон, 1995. — 349 с.
  46. В.И. Ценностный аспект сравнительного изучения правосознания. Н.Новгород.: Изд-во НГУ, 1994, — 89с.
  47. М.И., Черных Э. А. История развития психологии. М.: Приор, 2001,-64 с.
  48. М.И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов. М.: Издательство «Норма» (Издательская группа ИНФРА-М), 2002. — 624 с. А
  49. Еремеева J1.A., Рыбальская В. Я. О влиянии группового «правосознания на формирование индивидуального правового сознания несовершеннолетних // Вопросы советского государства и права в свете решений XXIV Съезда КПСС. Вып. 1,2, — Иркутск, 1972. С. 152−157
  50. Г. Х., Ратинов А. Р. Правовая психология и преступность молодежи. М., 1976. — 134с.
  51. Жевакин • С. Н. Социальное управление и правовая социализацияличности: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1992. — 23с. г
  52. А.Е. Основы профессиональной деятельности юриста. СПб., 1995.
  53. Т., Караваев А. Урок-игра: кто станет магистром права? //Учитель. 2001. — № 4. — С.48−51.
  54. В. Свобода воли в преступном поведении // Законность. 1993. №.10. С.37−40.
  55. К. Правовое воспитание молодежи // Социалистическая законность, 1970. № 3. С.28−31.
  56. И.А. О сущности правосознания. М.: ТОО «Радог», 1993. — 234 с.
  57. Р.И. Психолого-педагогические аспекты правосознания: Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 1998. — 17с.
  58. В.И. Предмет и методика эмпирических исследований правосознания // Вопросы борьбы с преступностью.- М.: Юрид. лит., 1. W 1976.- Йш.25.- С.30−39.
  59. В.И., Ратинов А. Р. Правосознание как элемент правовой культуры. Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974.- 160с.
  60. Н.Ф. Формирование правосознания сотрудников полиции как элемент социально-психологического аспекта управления в органах внутренних дел (По материалам МВД Республики Казахстан): Автореф. дис. канд. юрид. наук, М., 1998. — 24с.
  61. А.В. Правовое сознание студенческой молодежи результаты криминологических исследований: Вестник Московского университета, 1998.- Серия 11. Право.- № 1.
  62. Т.В., Степанова O.K. Подростки смутного времени // Социс 1998. № 8. С.45−46
  63. JI.H. Человек и его судьба М.Мысль г. 1988
  64. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  65. А.А. Эргодизайн образовательного пространства: Размышления психолога. -М.: ПЕР СЭ, 2003. — 192 с.
  66. В.Н. Правовая наука и актуальные вопросы социалистической законности //Коммунист. 1976. С.85−89.
  67. В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М.: Наука, 1982.-287с.
  68. В.Н., Казимирчук В. П. Современная социология права. М.: «Юристъ», 1995.-303с.
  69. Курильски-Ожвен Ш. Образы права в России и Франции // Ш. Курильски-Ожвэн, М. Ю. Арутюнян, О. М. Здравомыслова. М.: Аспект-пресс, 1996. -215с.
  70. Е.В. Психологический анализ корыстной деформации личности несовершеннолетних правонарушителей: Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 1995. — 22с.
  71. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. — 304с. л
  72. А.И. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976.— 64с.
  73. В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России : Учеб. пособие для студентов вузов // В. Т. Лисовский.- СПб.: СПбГУП, 2000.- 508 с.
  74. Р. А. Социализация личности ребенка в деятельности детских общественных объединений // Литвак Р. А. — Челяб. гос. пед. ун-т. Дворец пионеров и школьников им. Н. К. Крупской.- Челябинск, 2000.- 167 с.
  75. А. Урок на тему: «Формы государства» //Учитель. —'2001. № 3. -С.40−45.
  76. М. Ориентир самостоятельной деятельности. Развитие контрольно-оценочных способностей учащихся: рекомендации психолога учителю //Учитель. — 2003. № 2. — С.26−32.
  77. М.В. Социально-психологические особенности профилактики девиантного поведения учащихся старших классов: Дис. канд. псих. наук. -Тверь, 2000−126 с.
  78. А.С. Сочинения. В 7-ми т./Ред. коллегия: И. А. Каиров (глав, ред) и др. .-2-е изд.-М.:АПН РСФСР. Т.2: Марш 30-го года. 1957 1957.-527С.
  79. Г. Д. Научные основы и организация правового воспитания молодежи. Киев: Вища школа, 1979. — 153 с.
  80. К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3-х т. Т.1.- М.: Политиздат, 1985 — IV, 635 с.
  81. Методы и методики социально-педагогического исследования: (Сборник) /Рос.акад. образования взрослых: Под ред. С. Г. Вершиловского. — СПб.: Тускарора, 1999. 122 с.
  82. С.А. Методика преподавания права в школе.- М.: Изд. дом ч, «Новый учебник», 2002.-224с.
  83. Л.Д. Правосознание в системе регуляции социалистического поведения: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1995. — 22с.
  84. Л., Шанаева Л. Психологические игры на уроках права //Учитель. 2003. № 3. С.46−51.
  85. А.В. Социальная педагогика. Учеб. для студ. пед. вузов /Под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 200с.
  86. Ё.В. Формирование развитого социалистического правосознания основная цель правового воспитания // 'Проблемы правоведения. Вып. 36, — Киев: Вища шк., 1977. — С.21−29
  87. О. Оценка качества правового образования будущих педагогов // Учитель. 2002. № 4. С.45−47.
  88. Нащиц Анит. Необходимость и свобода в соблюдении права. -Правоведение. 1962. № 4. С.31−35.
  89. В. С., Муромцев Г. И., Мальцев Г. И. Право и культура: Монография. М.: Изд-во РУДН, 2002. — 422 с.
  90. B.C. Философия права: Учебник для вузов.- М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФА*М), 2001.-652с.
  91. А., Суворова Н. Технология критического мышления //Учитель. 2002. № 2. С.42- 46.
  92. А.Ф. Воспитание школьников в духе прав человека//Педагогика. 1992. №.1−2.- С.6−10.
  93. А.Ф., Суворова Н. Г. Школьникам о праве: Учеб. пособие для 9 кл. сред. школы/Под ред. Н. А. Сыродоева.-М.:Просвещение, 1992.-96с.990 новом курсе «Основы правовой культуры» //Учитель. 2002. № 2. С.47−50.
  94. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. М., 1984. — 72с.
  95. Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева.- М.: Юрист, 2002. 520с.
  96. С.И. Словарь русского языка. Около 53 000 слов.-4-е изд., испр. и доп.-М.: Б. и, 2000.-768с.
  97. В.Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: Междисциплинарный словарь терминологии. СПб., Воронеж, 1995. — 232с.
  98. А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. — М.: Знание, 1986. 77с.
  99. Основы общей и юридической психологии: учебник для вузов // Под ред. Еникеевой Н.И.- М.: Юристь, 1996 г. 631с.
  100. А.С. Курс церковного права.-СПб.:"Лань», 2002.-384с.
  101. В.В., Долгова А. И. и др. Правосознание и правовое воспитание молодежи//Сборник научных трудов. М.: Знание, 1978. — 140с.
  102. Е. «Знаниевый» компонент правовой области // Учитель. 2002. № 6. — С.21−23.
  103. Е. Основные концепции правового образования //Учитель. 2001. № 4. — С.43 -47.
  104. Е. Правозащитные организации и развитие международного гуманитарного права //Учитель. 2001. № 2. — С.36−40.
  105. Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб.: Лань, 2000. — 608с.
  106. В. Учитель права: каким ему быть? //Учитель. 2003. № 1. — С.15−16.
  107. А.В., Ярошевский М. Г. Психология:. Учеб. для ст-ов высш. пед. учеб. заведений.-2-е изд.- М.: Изд. центр «Академия», 2001.-512с.
  108. Л.А. Взаимоотношения детей в процессе общения// Сб.: «Вопросы управления и руководства процессом воспитания школьников». С. 266−270.
  109. Д.П. Исследование социально-психологических стереотипов противоправного поведения молодежи: Автореф. дис. канд. псих. наук. Кострома, 1999. — 27с.
  110. . Избранные психологические труды. — М.: Просвещение, 1969.-580с.
  111. И.Ф. Формирование правосознания личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. — 194с. <
  112. Правовое воспитание и социальная активность населения /Н. И. Козюбра, В. П. Зенин, В. А. Чехович и др. Киев: Наук. думка, 1979. -327с.
  113. К.К. О системе психологии. М., 1972.
  114. Правовые знания школьнику /А. Ф. Черданцев, Ю. Г. Судницын,
  115. A.А. Югов и др.- Сост. В. Ф. Яковлев. М. гЗнание 1980. — 208 с.
  116. Проблемы общей теории государства и права. Учебник для вузов / Под общей ред. члена-корр. РАН, доктора юрид. наук, проф.
  117. B.С.Нерсесянца.- М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРАМ, 1999. — 832с.
  118. Проблемы повышения эффективности применения юридической психологии /Отв. ред. JI. Аувяэрт. Тарту: ТГУ, 1988, — 161 с.
  119. Проблемы предупреждения правонарушений учащихся общеобразовательных школ: Сборник научных трудов. М.: Всесоюзный институт, 1990. — 60с.
  120. Проект Концепции структуры и содержания правового образования в школе. Российский фонд правовых реформ //Учитель, № 6 2001, С.39−46
  121. Психологический словарь /(ред. Кол. В. В. Давыдов и» др.). — М.: Педагогика-Пресс, 1999. 438 с.
  122. Психология развития: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Психология» // Б. Д. Эльконин.- М.: Academia, 2001.- 141 с.
  123. Психологические основы исправления правонарушителя /Под ред. А. Г. Ковалева. М., 1968.• 131. Раднаева Э. Л. Правосознание несовершеннолетних правонарушителей и источники его криминальной деференции: Дис. Канд. юрид. наук. М., 1999. — 172с.
  124. А.Р., Ефремова Г. Х. Масс-медиа в России: Законы, конфликты, правонарушения: (по данным мониторинга Фонда защиты гласности): 1996−1997.-М. :Изд-во «Права человека», 1998.-232с.
  125. Т.М. Медико-социальные подходы к организации полового воспитания и сексуального образования // Социол. исслед. 2003. — N 1. -С.102−108.
  126. В.М. Психология для юриста. — М., 1997.
  127. C.JI. Основы общей психологии .-СПб.: Питер, 2002.-712с.
  128. К.В. Формы прохождения социализации личности //Психологическая наука и образование. № 2, 2002. — С.86−91
  129. И.Ф. Правосознание и правовое воспитание масс в советском обществе. Ростов-на-Дону. 1969.-С. 135.
  130. Н.В. Педагогика: учеб. Пособие. — М.: Просвещение, 1978. — 351с.
  131. С.М., Сибиряков СЛ. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение. Волгоград, 1992.
  132. Н. Урок «Права несовершеннолетних» //Учитель. 2001. № 2.-0.33−35.'
  133. Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: ООО «Речь», 2002. 350с.
  134. П. В. О природе неосознаваемого психического //Психологический журнал. 1986 № 12. С. 145.
  135. Словарь-справочник по криминологии и юридической психологии / Ананич В. А., Колченогова О. П., авт.-сост., Изд-во: «Амалфея», 2003, 272с.
  136. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов,/ Под ред. Васильковой Ю. В., Васильковой Т. А., Издательский Центр «Академия». 2000. С.52
  137. М.А. Социальная педагогика: Курс лекций. — М.: Владос, 2003.-416с.
  138. Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько.- 2-е изд., перераб и доп. М.: Юристъ, 2001. 776с.
  139. Теория права и государства: Учебник для студентов и аспирантов юрид. вузов и факультетов /Боботов С. В., Варламова Н. В., Лазарев В. В. и др.- Руководитель авт. коллектива и отв. ред. Г. Н. Манов. М.: Бек, 1995.-323 с
  140. В.В. Теоретические проблемы правового воспитания влразвитом социалистическом обществе: Автореф. дисс. доктора юрид. наук.-М., 1982.-С. 10.
  141. Ю. Авторский курс «Гражданин России» (из опыта работы) //Учитель. 2001. № 4. -С.52−54.
  142. Г. А. Человеческий фактор государственного управления // Советское государство и право. 1986. № 10. С.3−11.
  143. Л.И., Лутошкин А. Н. Психология и педагогика работы комсорга. -М., 1975. с
  144. И.С., Соломин П. В. Политическая и правовая социализация учащихся 10−11-х классов гимназий и лицеев //Герценовские чтения. Социологические науки. Теоретические доклады.
  145. Ю.М. Деятельность школьного психолога по профилактике детской и учащихся старших классовой преступности: Дис. канд. псих. наук. Тверь, 2000. — 143с.
  146. К.Д. Педагогические сочинения. В 6 т. / ред.кол.: М. И. Кондаков и др.- АПН СССР. м.: Педагогика, 1988. — 492 с.
  147. Формирование личности в переходный период от учащихся старших классового к юношескому возрасту. — М.: Педагогика, 1987. — 181с. !
  148. Формирование личности: психолого-педагогические проблемы. — М.: АПН СССР, 1989. 72 с.
  149. В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. В. Г. Стрекозова. М.: Интерстиль, 1997. — 377 с.
  150. Н., Красносельских В., Таизова О. Правовое образование учащихся в школах города Перми //Учитель. 2001. № 2. — С.30−32.
  151. А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. -М.: Юрайт, 1999.-432с.
  152. Программы социальной и психологической помощи молодёжи города Курска / Под ред. проф. А. С. Чернышева Курск, 1997.
  153. Ю. В. Юридическая психология: Теоретические аспекты, практическое применение. М.: Право и закон: Юнифир, 1996. -351 с. г
  154. Ю.В. Юридическая психология. Учебник для вузов. -М.: Новый юрист, 1998. 320с.
  155. Ю.В. Юридическая психология. Учебник для высших юридических учебных заведений. М., МЦУПЛ, 1999. — 464с.
  156. В.Д. Психологический анализ деятельности. — Ярославль, 1979.
  157. Д.Б. Избранные психологические труды / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
  158. Юридическая психология. Энциклопедия /М.И.Еникеев. — М.: Изд-во «Приор», 2001. 352 с.
  159. Юридическая психология: учебник для высших юридических учебных заведений / Под ред. Васильева В. Л. — Изд-во «Питер», СПб, 1999.-656с.
  160. A.M. Преступность и социальная психология. М.: Юрид. лит. 1971.-248 с.
  161. Л.В. Психологические проблемы ранней профилактики правонарушений среди несовершеннолетних: Автореф. дис. д-ра псих. наук/Академия управления МВД России. М., 1998. — 39с.
  162. EVAN W.M. Identification with the human species: A challenge for the twenty-first century//Human relations. -N.Y.- L., 1997. Vol.50, N 8 -P. 9 871 003
  163. SPINK P. Paths to solidarity: Some comments on «Identification with the human $pec/es"//Human relations. N.Y.- L., 1997. — Vol.50, N 8. — P. 1005−1014 •
Заполнить форму текущей работой