Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Научное обоснование мероприятий по совершенствованию доступности качества лабораторных исследований в Республике Тыва

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты исследования и основные положения диссертационной работы были доложены: в материалах краевой научно-практической конференции «Актуальные вопросы организации первичной медико-социальной помощи населению» (Красноярск, 2005) — в материалах краевой научно-практической конференции «Актуальные вопросы организации первичной медико-социальной помощи населению» (Красноярск, 2007) — в тезисах… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛАБОРАТОРНОЙ СЛУЖБЫ И ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ (обзор литературы)
    • 1. 1. Современное состояние лабораторной службы
    • 1. 2. Предпосылки к совершенствованию организации лабораторной службы
    • 1. 3. Организация контроля качества лабораторных исследований
    • 1. 4. Совершенствование доступности и качества лабораторных 27 исследований
  • ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗЫ, ОБЪЕКТА И МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Характеристика базы исследования
    • 2. 2. Характеристика объекта и методов исследования
    • 2. 3. Этапы проведения исследования
  • ГЛАВА III. СОСТОЯНИЕ ЛАБОРАТОРНОЙ СЛУЖБЫ РЕСПУБЛИКИ
    • 3. 1. Структура и техническое оснащение лабораторной службы 43 республики
      • 3. 1. 1. Распределение лечебно-профилактических учреждений в
  • Республике Тыва
    • 3. 1. 2. Распределение и структура клинико-диагностических лабораторий по лечебно-профилактическим учреждениям Республики Тыва
    • 3. 2. Техническое оснащение лабораторной службы Республики
  • ГЛАВА IV. КАДРОВЫЙ СОСТАВ ЛАБОРАТОРНОЙ СЛУЖБЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
    • 4. 1. Обеспеченность кадрами
    • 4. 2. Квалификационная характеристика кадрового состава системы лабораторной службы
  • ГЛАВА V. АНАЛИЗ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРОВОДИМЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
    • 5. 1. Анализ и динамика проводимых лабораторных исследований в ЛПУ Республики Тыва
    • 5. 2. Современное состояние системы контроля качества лабораторных исследований в лечебно-профилактических учреждениях Республики Тыва
      • 5. 2. 1. Анализ состояния и обеспечения качества на преаналитическом этапе лабораторной диагностики
      • 5. 2. 2. Анализ организации и обеспечения качества на аналитическом этапе лабораторной диагностики
      • 5. 2. 3. Организация и обеспечение качества на постаналитическом этапе
      • 5. 2. 4. Состояние организации межлабораторного контроля качества лабораторных исследований
  • ГЛАВА VI. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ И ОБОСНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО
  • СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА 6.1.Предпосылки к разработке мероприятий по совершенствованию доступности и качества лабораторных исследований
    • 6. 1. 1. Работа клинико-диагностических лабораторий лечебных учреждений и мнение пациентов об их работе
    • 6. 1. 2. Оснащение лабораторий и мнение лабораторных работников о соответствии оснащения современным требованиям
    • 6. 1. 3. Номенклатура исследований и мнение врачей-клиницистов о качестве и сроках получения результатов исследований
    • 6. 2. Мероприятия по совершенствованию доступности и качества лабораторных исследований на территориальном уровне
    • 6. 2. 1. Мероприятия по совершенствованию работы КДЛ
    • 6. 2. 2. Предложения по улучшению оснащенности КДЛ
    • 6. 2. 3. Предложения по расширению номенклатуры лабораторных исследований 13 О
    • 6. 3. Эффективность внедрения рекомендаций
  • Выводы

Научное обоснование мероприятий по совершенствованию доступности качества лабораторных исследований в Республике Тыва (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Лабораторные данные являются ведущей составляющей диагностической информации, как по объему полученных сведений, так и по значимости в распознавании патологического процесса, проведении мониторинга и оценке эффективности лечебных мероприятий [69].

Своевременно поставленный диагноз ускоряет лечение, улучшает прогноз заболевания, позволяет сократить экономический ущерб, иными словами, позволяет повысить медицинскую, социальную и экономическую эффективность в процессе оказания медицинской помощи пациентам в ЛПУ [116, 128].

Правильность и быстрота постановки диагноза, контроль результатов лечения, прогнозирования течения заболевания зависят не только от опыта и суммы знания клинициста, но и во многом от степени эффективности работы лабораторной службы [27, 46, 99, 165].

Рост потребности в лабораторных исследованиях, исходно слабая технологическая база, низкий уровень качества исследований, дефицит специалистов, ограниченная доступность ЛПУ районов к современным лабораторным технологиям создает потребность создания комплексной системы лабораторного обеспечения [26]. Построение такой системы включает в себя как взаимосвязанные фрагменты, централизованные лаборатории и лаборатории различного уровня отдельных ЛПУ. Создание централизованной службы должно строиться с обязательным учетом многих факторов, в частности транспортной сети региона. При этом ожидается резкое до 30−35% снижение числа повторных назначений. Широкий спектр лабораторных тестов, проводимых в минимальные сроки преимущественно на амбулаторном этапе, сократит сроки пребывания больных в стационаре [21,88, 114, 175].

По мнению многих исследователей, дальнейшая организация системы лабораторной службы должна осуществляться на принципах централизации, внедрения однотипных стандартов для лабораторий одного уровня, использования существующих и разработки новых унифицированных методов исследований, современных технологий, постоянного мониторинга контроля качества, повышения профессионализма персонала и совершенствования клинико-экспертной и организационно-методической деятельности [121, 122, 129].

Работ посвященных организации контроля качества, различным методам лабораторных исследований опубликовано достаточно [67, 85], в то же время организация многоуровневой системы лабораторной службы на территориальном уровне не нашла в них должного отражения. Это касается и Республики Тыва, где система лабораторной диагностики имеет свои особенности и нуждается в коррекции.

Цель исследования: Разработка мероприятий по совершенствованию доступности и качества лабораторных исследований в Республике Тыва на основе комплексного анализа работы клинико-диагностических лабораторий. Задачи исследования:

1. Провести анализ кадрового и материально-технического обеспечения лабораторной службы.

2. Изучить характеристики лабораторных исследований по объему и качеству на различных уровнях лабораторной службы.

3. Изучить мнение клиницистов, лабораторных работников и пациентов об эффективности работы лабораторной службы на различных уровнях.

4. Разработать мероприятия по совершенствованию доступности и качества лабораторных исследований.

Научная новизна:

Впервые с позиций общественного здоровья и здравоохранения проведена оценка доступности и качества проводимых исследований в многоуровневой службе лабораторной диагностики.

Углубленный анализ деятельности всех уровней лабораторной службы с оценкой мнений врачей-клиницистов, лабораторных работников и пациентов позволил научно обосновать мероприятия по совершенствованию доступности и качества лабораторных исследований.

Практическая значимость.

Материалы исследования использованы в качестве основы для реализации территориальных программ по совершенствованию системы контроля качества лабораторных исследований.

Материалы и результаты исследования использованы при разработке мероприятий по совершенствованию контроля качества лабораторных исследований в лечебно-профилактических учреждениях разного уровня.

Гипотеза исследования:

Разработка и внедрение мероприятий по совершенствованию доступности и качества лабораторных исследований позволяют повысить эффективность деятельности лабораторной службы на различных уровнях.

Положения, выносимые на защиту: 1. Дифференцированное ресурсное обеспечение всех уровней лабораторной службы оказывает влияние на качество и доступность лабораторных исследований.

2,Основу для разработки мероприятий по коррекции методической базы, организации проведения лабораторных исследований на различных уровнях лабораторной службы составляют результаты исследований и мнение пациентов, лабораторных работников, врачей-клиницистов. 3. Мероприятия по совершенствованию доступности и качества лабораторных исследований позволяют повысить эффективность работы лабораторной службы.

Апробация работы.

Результаты исследования и основные положения диссертационной работы были доложены: в материалах краевой научно-практической конференции «Актуальные вопросы организации первичной медико-социальной помощи населению» (Красноярск, 2005) — в материалах краевой научно-практической конференции «Актуальные вопросы организации первичной медико-социальной помощи населению» (Красноярск, 2007) — в тезисах научно-практического симпозиума «Объем, организация и экономика лабораторного обеспечения медицинской помощи в условиях модернизации здравоохранения», проводимого в рамках Национальных дней лабораторной медицины — 2006 (Москва, 2006) — межрегионального научно-практической конференции «Этносы развивающейся России: проблемы и перспективы» (Абакан, 2007) — республиканской научно-практической конференции «Актуальные проблемы здоровья населения Республики Тыва» (Кызыл, 2007) — Межрегиональной научно-практической конференции «Вопросы сохранения и развития здоровья населения Республики Тыва» в рамках ежегодной итоговой научно-практической конференции «Вопросы сохранения и развития здоровья населения Севера и Сибири» (Кызыл, 2008) — XII Межрегиональной научно-практической конференции «Вопросы сохранения и развития здоровья населения Республики Хакасия» в рамках ежегодной итоговой научно-практической конференции «Вопросы сохранения и развития здоровья населения Севера и Сибири» (Абакан, 2009) — постерной секции IV Всероссийского диабетологического конгресса (Москва, 2008), на проблемной комиссии по общественному здоровью и здравоохранению Красноярского государственного медицинского университета (сентябрь, 2009).

Публикации.

По материалам исследования опубликовано 20 печатных работ, в том числе 2 в журналах, рекомендованных ВАК РФ, и 8 методических рекомендаций.

Личный вклад соискателя.

Автором лично составлена программа и план исследования, проведен патентно-информационный поиск и обзор отечественной и зарубежной литературы, разработаны специальные анкеты для проведения социально-гигиенического исследования.

Соискатель непосредственно опросил 865 респондентов (202 лабораторных работников и 663 пациентов) в лечебно-профилактических учреждениях Республики Тыва, осуществлял руководство по сбору информации (контроль за полнотой и качеством заполнения анкет). Самостоятельно обработал и проанализировал полученные статистические данные.

Диссертационное исследование выполнено в рамках разработки проекта программы модернизации системы здравоохранения Республики Тыва на период до 2012 года в целях совершенствования деятельности лабораторной службы системы здравоохранения Республики Тыва.

ВЫВОДЫ.

1. Лабораторная служба Республики Тыва характеризуется недостаточным уровнем обеспечения лабораторным оборудованием республиканских ЛПУ, 47,2% которого имеет высокий процент износа и требует замены.

В лабораторной службе Республики Тыва отмечается низкая укомплектованность врачами клинической лабораторной диагностики и лаборантами 58,4% и 84,9% соответственно. В республиканских и городских ЛПУ полностью отсутствуют врачи клинической лабораторной диагностики в возрасте до 30 лет, а 33,3% находится в предпенсионном и пенсионном возрасте.

2. За счет рационального использования современного оборудования, поступившего по национальному проекту «Здоровье», распределения потока пациентов, организации пунктов забора биоматериала в сельских ЛПУ количество лабораторных исследований за период с 2004 по 2008 год увеличилось на 27,1%) на 1 больного в 1,3 раза, а на 100 поликлинических посещений — в 1,2 раза.

За 5 лет работы ЛПУ с ФСВОК доля результатов неудовлетворяющих критериям приемлемости систематической ошибки по основным показателям клинической биохимии составляет 11,1%, что связано с погрешностями, допускаемыми преимущественно на преаналитическом этапе лабораторной диагностики, удельный вес которых от всех лабораторных погрешностей составляет в разных ЛПУ от 65,0 до 76,0%.

3. Удельный вес пациентов, ждущих очередь на сдачу анализа более 30 минут, составляет 31,5%, при этом доля пациентов сдающих анализы в день направления в городских лабораториях составляет всего 38,7%, сельских 40,4%. проведенным пациентом в очереди на сдачу анализа, и получением его результата.

Несмотря на то, что, по мнению лабораторных работников, обеспеченность реактивами, тест-системами и расходными материалами в лабораториях ЦКБ в 1,5 раза выше, чем городских ЛИ У, она обеспечивает всего 82,6% годовой потребности лабораторий ЦКБ. Удельный вес врачей-клиницистов неудовлетворенных сроками получения анализа, в целом по республике составляет 14,6%, соответствием результатов лабораторных исследований с клиническими данными — 15,8% и номенклатурой лабораторных исследований — 26,9%.

4. Разработаны мероприятия по совершенствованию доступности и качества лабораторных исследований, которые включают предложения по совершенствованию работы КДЛ, по улучшению технической оснащенности, по расширению номенклатуры лабораторных исследований, по улучшению качества и доступности проводимых исследований. Разработанные мероприятия позволили увеличить долю пациентов, сдающих анализы в день направления, в городских лабораториях до 54,2%, сельских до 62,1%, при этом отмечено отсутствие пациентов ждущих очередь на сдачу анализа более 30 минут, как в городских, так и в сельских лабораториях.

Доля устаревшего оборудования снизилась в городских лабораториях до 4,8%, в сельских — до 2,9%, что повлияло на удовлетворенность лабораторных работников оснащением лабораторий. Удельный вес врачей-клиницистов, неудовлетворенных номенклатурой лабораторных исследований, в целом по республике снизился до 12,3%, сроками получения анализа — до 4,9%, а доля соответствия результатов лабораторных исследований с клиническими данными увеличилась до 92,3%. За счет исключения дублирования ряда исследований и только по анализируемым учреждениям сэкономлено 5 677 779 рублей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аналитические характеристики оборудования, определяющие качествоисследований / A.A. Кишкун, О. Л. Кольченко, В. П. Миколаускас, М. А. Климкова // Справочник заведующего КДЛ. 2006. — № 29−36.
  2. Антонова, Н. Л. Качество медицинского обслуживания в оценкахпациентов / Н. Л. Антонова // Социология медицины. 2007. — № 1. — С.39−41.
  3. , И.А. Можно ли использовать аттестованные контрольныематериалы для оценки правильности клинических лабораторных исследований? / И. А. Арефьева, Е. А. Кондрашева, A.B. Мошкин // Клинич. лаб. диагностика. 2005. — № 5. — С. 55−56.
  4. , И. С. Клиническая оценка воспроизводимости результатовклинических лабораторных анализов изо дня в день / И. С. Балаховский // Клинич. лаб. диагностика. 2003. — № 3. — С. 50−54.
  5. И.С. Лабораторная модель / И. С. Балаховский // Клинич. лаб.диагностика. 2002. — № 2. — С.53−55.
  6. , A.B. Лабораторная диагностика: Куда идём? / A.B. Барон, М.Ю.
  7. , И.И. Барон // Бюл. лаб. службы. 2001. — № 9. — С.41−42.
  8. , Л.В. Правила допуска на врачебные и другие должности вклинико-диагностических лабораториях / Л. В .Баулина // Справочник заведующего КДЛ. 2006. — № 1. — С. 5 -10.
  9. Биохимические исследования в клинико-диагностических лабораториях
  10. ЛПУ первичного звена./ Долгов, В.В., Селиванова A.B. СПб.: Витал Диагностике СПБ, 2006.-С.231.
  11. , О.В. Контроль качества лабораторной диагностики вучреждениях здравоохранения / О. В. Верховодова // Вопр. экспертизы и качества мед. помощи. 2007.- № 6. — С.26−31.
  12. , М.А. Оптимизация источников финансирования лабораторнойслужбы / М. А. Годков // Клинич. лаб. диагностика. 2005. — № 7. — С.53−55.
  13. , И.И. Особенности организации работы и оснащениялаборатории экспресс-диагностики в центре хирургии / И. И. Дементьева // Справочник заведующего КДЛ. 2006. — № 2. — С. 12−16.
  14. , Л.А. Организация работы клинико-диагностическойлаборатории / Л. А. Державец // Мир медицины. 2005. — № 3. — С. 13−16.
  15. Дистанционное обеспечение высоких лабораторных технологий
  16. В.Л. Эмануэль, И. Г. Божков, Ю. Н. Федотов и др. // Клинич. лаб. диагностика. 2005. — № 10. — С. 34.
  17. Доказательная лабораторная медицина, стандартизация и современнаяклиническая практика / А. А. Кишкун, А. В. Ильин, О. Л. Кольченко и др. // Справочник заведующего КДЛ 2006. — № 6. — С.8−14.
  18. , В.В. Характеристика лабораторной службы России / В.В. Долгов
  19. Лаборатория. 1999. — № 2. — С. 5−7.
  20. , В.В. Переоснащение КДЛ амбулаторно-поликлинического звенав рамках национального проекта «Здоровье» / В. В. Долгов // Лаборатория.-2006. № 2. — С. 15−18.
  21. , Р.Н. Новые возможности анализа по месту лечения. / Р.Н. Иванов
  22. Лаборатория. 2005. — № 1. — С.8−9.
  23. Информационная поддержка решений врача клинико-диагностическойлаборатории / Е. П. Попечителев, О. Н. Старцева, В. Л. Эмануэль, Л. А. Хоровская // Клинич. лаб. диагностика. 1999. — № 10. — С. 10.
  24. , O.A. Современные возможности микобактериологическойлаборатории / O.A. Иртуганова // Клинич. лаб. диагностика. 2006. — № 1. — С.21−29.
  25. , B.C. О чем говорят медицинские анализы: Справ, пособие.- Минск.: Беларус. навука, 2000. 189 с.
  26. , B.C. К вопросу кадровой политики в службе клиническойлабораторной диагностики / B.C. Камышников // Медицина. 2003. -№ 1. — С. 17.
  27. Качество исследований в клинико-диагностических лабораторияхучастковых больниц и врачебных амбулаторий: анализ, пути совершенствования, контроль / Ю. В. Первушин, Н. И. Ковалевич, Л. А. Марченко и др. // Справочник заведующего КДЛ. 2006. — № 7. -С. 15−28.
  28. , A.A. Доказательная лабораторная медицина / A.A. Кишкун, С.Л.
  29. , О.Л. Кольченко // Клинич. лаб. диагностика. 2005. — № 5. — С.25−32.
  30. , A.A. Методология экономической оценки эффективностилабораторных технологий / A.A. Кишкун, В. П. Миколаускас,
  31. С.Л. Арсенин, О. Л. Кольченко // Клинич. лаб. диагностика- 2005. -№ 10.-С.29.
  32. , A.A. Современные технологии повышения качестваклинической лабораторной диагностики. М.: РАМЛД, 2005. 171 с.
  33. , A.A. Организация контроля качества гематологическихисследований / A.A. Кишкун, О. Л. Кольченко, В. П. Миколаускас // Справочник заведующего КДЛ. 2006. — № 4. — С. 12−19.
  34. , A.A. Достоинства и недостатки Федеральной системы внешнейоценки лабораторных исследований / A.A. Кишкун, В. П. Миколаускас // Справочник заведующего КДЛ. 2006. — № 9. — С. 7−12.
  35. , A.B. Стандартизация преаналитического этапа как осознаннаянеобходимость / A.B. Козлов // Лаборатория. — 2002. № 2. — С.22.
  36. Коленкин, • С. М. Автоматизация и организация технологическогопроцесса исследования мочи / С. М. Коленкин, A.A. Кишкун, О. Л. Кольченко // Клинич. лаб. диагностика. 2000. — № 12.- С.49−51.
  37. , Д.Е. Размышления о лабораторной службе / Д. Е. Колодкин //
  38. Лаб. медицина.- 2003. № 6. — С.78−81.
  39. , Е.А. Организация эффективной системы контроля качествав клинико-диагностических лабораториях / Е. А. Кондрашева // Лаборатория. 1999. — № 3. -С.15−16. /
  40. Концепция развития службы клинической лабораторной диагностики в
  41. РФ // Вопросы экономики и управления для руководителей здравоохранения 2004. — № 2. — С.53−66.
  42. , О. Н. К вопросу планирования клинико-лабораторныхисследований в учреждении здравоохранения региона / О. Н. Костин // Вестн. С.-Петерб. мед. акад. им. И. И. Мечникова. 2006. — № 1. — С. 219−221.
  43. , В.Ф. Организация статистического анализа деятельности службыклинической лабораторной диагностики и ее подразделений / В. Ф. Кузин // Справочник заведующего КДЛ 2009. — № 2. — С.3−9.
  44. Лабораторное обеспечение первичного звена медицинской помощи.
  45. Реализация национального проекта «Здоровье»: национальные дни лабораторной медицины России 2006 // Клинич. лаб. диагностика. -2006. — № 9. — С.5−7.
  46. Лабораторная медицина: от студенческой скамьи до клиническойпрактики / Н. В. Рязанцева, И. В. Кулагина, Т. Т. Радзивил, Н. П. Ковалева // Бюл. Сиб. медицины. 2003. — № 4.- С.46−49.
  47. Лабораторная диагностика в ожидании перемен / Редакционный совет
  48. Глав. врач. 2004. — № 1. — С. 12−17.
  49. A.A. Оценка экономической эффективности использованиязакрытых систем для взятия биоматериала в многопрофильной лаборатории / A.A. Липагина, Е. П. Гитель // Клинич. лаб. диагностика. -№ 8. 2004. — С.48−50.
  50. , В.М. Медицинские лабораторные анализы / В. М. Лифшиц. М.: Триада — К, 2000. -310 с.
  51. Методы клинических лабораторных исследований / А. Я. Любина,
  52. Л.П. Ильичева, Т. В. Каталсова, С. А. Петросова. М.: Медицина, 1984. — 288 с.
  53. Л.М. Консультативно- диагностическая помощь взросломунаселению Москвы / Л. М. Манукян, Д. И. Кича // Здравоохранение Рос. Федерации.- 1997. -№ 6. С.27−30.
  54. , В.Д. Клиническая биохимия / В. Д. Маршал. М.-СПб.: БИНОМ- Невский диалект, 2002. 368 с.
  55. , О.И. Объективизация достоверности при планировании и оценкерезультатов клинических исследований / О. И. Махов // Качественная клинич. практика. 2001. — № 2. — С. 19 — 25.
  56. , В.В. Клинический диагноз лабораторные основы / под ред.
  57. B.В. Меньшикова. -М.: Лабинформ, 1997. 320 с.
  58. , В.В. Система обеспечения качества клинико-лабораторныхисследований / В. В. Меньшиков, О. Г. Кадашева, Л. М. Пименова //Клинич. лаб. диагностика. 1998. — № 12. — С.9 — 15.
  59. , В.В. Экономика клинико-диагностической лаборатории:закономерности, проблемы, возможные решения / В. В. Меньшиков // Клинич. лаб. диагностика. 2000. — № 4. — С. 47−50.
  60. , В.В. Качество лабораторных исследований и современныеподходы к его оценке / В. В. Меньшиков, О. Г. Кадашева // Клинич. лаб. диагностика. 2000. — № 6. — С.25−32.
  61. , В.В. Лабораторный центр здравоохранения страны: историятрети века в контексте современности // Российские клинические лаборатории: вчера, сегодня, завтра. М.: Лабпресс, 2001. 109 с.
  62. , В.В. В центре проблем лабораторной службы (историкоаналитический очерк) / В. В. Меньшиков // Лаб. медицина. 2001. — № 4. 1. C.7−18.
  63. , В.В. Современные возможности клинической лабораторнойаналитики / В. В. Меньшиков // Клинич. лаб. диагностика. 2002. — № 4. -С.23−34.
  64. В.В. Менеджмент в лабораторной клинико-диагностическойслужбе /В.В. Меньшиков, Л.М. Пименова- под ред. В. В. Меньшикова. -М.: Академия, 2002.- 208 с.
  65. , В. В. Размышления о путях развития лабораторной службы /
  66. В.В. Меньшиков // Клинич. лаб. диагностика. 2003. — № 1. — С.47−55.
  67. , В. В. Стандартизация в системе управления качествомклинических лабораторных исследований / В. В. Меньшиков // Лаборатория. 2003. — № 2. — С.3−6.
  68. , В. В. Принципы и практика менеджмента в лабораторнойклинико-диагностической службе / В. В. Меньшиков, Л. М. Пименова // Клинич. лаб. диагностика. 2003. — № 6. — С. 23−33.
  69. , В.В. Анализ по месту лечения. Обеспечение и контролькачества АМЛ-М.: ЮНИМЕД-пресс, 2003. 160с.
  70. , В.В. Способы быстрых лабораторных исследований вклинической практике / В. В. Меньшиков // Врач. 2004. — № 2. — С. 57−62.
  71. , В.В. Биологическая вариация как объективная мерааналитической точности и клинической информативности лабораторных исследований / В. В. Меньшиков, Т. И. Лукичева, Л. М. Пименова // Клинич. лаб. диагностика. 2004. — № 5. — С.21−32.
  72. Меньшиков, В. В. Лабораторный анализ в арсенале лечащего врача
  73. В.В. Меньшиков // Лечащий врач. 2004. — № 6. — С.52−55.
  74. , В.В. Экономическое обоснование затрат на проведениевнутрилабораторного контроля качества / В. В. Меньшиков, И. М. Прудник, О. Г. Кадашева // Клинич. лаб. диагностика. 2004. — № 10.-С. 49−51.
  75. , В.В. Стандартизация в клинической • лабораторнойдиагностике. Организационные и метрологические аспекты. М.: Наука, 2005.-217 с.
  76. , В.В. Метрология в клинической лабораторной медицине:трудности и пути их преодоления / В. В. Меньшиков // Клинич. лаб. диагностика. 2005. — № 4. — С. 21−36.
  77. , В.В. Обеспечение и контроль качества лабораторныхисследований в первичном звене медицинской помощи / В. В. Меньшиков, Т. И. Лукичева, О. Г. Кадашева // Клинич. лаб. диагностика. 2007. — № 3. — С. 9−14.
  78. Меньшиков, B.B. Лабораторная профессия в современных условиях
  79. В.В. Меньшиков // Клинич. лаб. диагностика. 2007. — № 4. -С.41−43.
  80. Методы совершенствования взаимодействия персонала клиникодиагностических лабораторий с клиницистами / Л. А. Хоровская, Н. Г. Петрова, В. Л. Эмануэль и др. // Клинич. лаб. диагностика. — 2007. -№ 9. С. 14−15.
  81. Методики клинических лабораторных исследований. Справочное пособиепод ред. В. В. Меньшикова. М.: Лабора, 2008. — Т.1. — 448 с.
  82. Модернизация здравоохранения и проблемы образования в областилабораторной медицины: национальные дни лабораторной медицины России 2006 // Клинич. лаб. диагностика. — 2006. — № 9. — С. 11−13.
  83. , A.B. Перспективы гармонизации контроля качества влабораторной медицине проект «от океана к океану» / A.B. Мошкин, А. Лапин, А. Г. Сурков // Лаборатория. — 1999. — № 4. — С.4−6.
  84. , А.П. «Патология гемостаза». Принципы и алгоритмы клинико —лабораторной диагностики. / А. П. Момот. СПб.: Формат Т, 2006. — 208 с.
  85. , A.B. Обеспечение качества в клинической лабораторнойдиагностике: Руководство для специалистов клинической лабораторной диагностики / A.B. Мошкин, В. В. Долгов М., 2004. — 214 с.
  86. Миколаускас, В. П. Практические подходы к расчету лабораторных затрат
  87. В.П. Миколаускас, A.A. Кишкун // Клинич. лаб. диагностика. 2006. -№ 9. — С.23.
  88. , Г. И. Управление качеством лабораторных исследований. /
  89. Г. И. Назаренко, A.A. Кишкун.- М.: Медицина, 2001.- 360 с.
  90. Обеспечение качества лабораторных исследований. Преаналитическийэтап / под ред. В. В. Меньшикова. М.: Медицина, 1999. — 155 с.
  91. Обеспечение безопасности пациентов в клинической лабораторнойдиагностике / Г. И. Назаренко, A.A. Кишкун, В. В. Миколаускас и др. // Клинич. лаб. диагностика. 2003. — № 9. — С. 35−36.
  92. Обеспечение качества в лабораторной медицине. / Долгов В. В.,
  93. A.B., Малахов В.Н. и др. М.: РМАПО, 1997, С.3−5.
  94. Опыт применения процессного подхода в деятельности клиникодиагностической лаборатории на преаналитическом этапе / И. С. Кицул, Н. Ф. Князюк, Р. Г. Скворцова, O.A. Замоева // Справочник заведующего КДЛ. 2007. — № 6. — С. 5−10.
  95. Основные принципы создания критических путей в клиническойлабораторной диагностике / Г. И. Назаренко, Е. И. Полубенцева, A.A. Кишкун // Клинич. лаб. диагностика. 2001. — № 9. — С. 40−41.
  96. Особенности информатизации клинико-диагностических лабораторий насовременном этапе / A.A. Кишкун, О. Л. Кольченко, Р. Г. Руднев и др. // Клинич. лаб. диагностика 2005. — № 10. — С.22.
  97. , E.H. Фотометрические измерения при биохимическихлабораторных исследованиях / E.H. Ованесов // Клинич. лаб. диагностика 2006. — № 11. — С. 23−33.
  98. Оптимизация результатов лабораторных измерений в клиническойлабораторной диагностике / Л. А. Хоровская, А. Каллнер, В. Л. Эмануэль и др. // Клинич. лаб. диагностика. 2001. — № 9. — С. 21.
  99. Оптимизация системы управления качеством лабораторных исследований
  100. Л.А. Хоровская, Н. Г. Петрова, Н. И. Вишняков и др. // Клинич. лаб. диагностика. 2006. — № 9. — С. 7.
  101. Организационно-экономические аспекты оптимизации работыцентрализованной лаборатории / И. В. Ушаков, И. С. Кицул, Р. Г. Скворцова, В. А. Гурьева // Справочник заведующего КДЛ. 2006. -№ 6.-С. 15−21.
  102. , О.В. Качественные и количественные аспекты клиническойдиагностики в медицинской практике, основанной на доказательствах / О. В. Островский, В. Е. Веровский, Т. С. Дьяченко // Вестн. Волгоград, гос. мед. ун-та. 2006. — № 4. — С. 11−14.
  103. Оценка качества выполнения лабораторных исследований в клиникодиагностических лабораториях участковых больниц и врачебных амбулаторий / Ю. В. Первушин, Н. И. Ковалевич, Л. А. Марченко и др. // Клинич. лаб. диагностика. 2007. — № 3. — С. 15−20.
  104. , H.A. Оценка информативности лабораторных тестов и ихкомплексов в профпатологии / H.A. Павловская, Н. И. Данилова // Клинич. лаб. диагностика. 2001. — № 12. — С.49−51.
  105. И.Н. Оценка использования стандартов диагностическихисследований в клинической практике / И. Н. Панова // Экономика здравоохранения. 2004. — № 2. — С.47−50.
  106. , Ю.В. Повышение качества ведения документации в клиникодиагностических лабораториях / Ю. В. Первушин, Н. И. Ковалевич // Справочник заведующего КДЛ. 2006. — № 11. — С. 9−16.
  107. , JI.M. Организация трудового процесса в клиникодиагностической лаборатории в свете общей теории менеджмента / JI. М. Пименова, В. В. Меньшиков // Клинич. лаб. диагностика. 2003. — № 9. -С. 7−8.
  108. , И.В. Организационные подходы к управлению качествомлабораторных исследований / И. В. Поляков, О. Н. Костин, Т. М. Зеленская // Пробл. соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2009. — № 1. — С.38−42.
  109. Практический опыт применения технологических карт для повышенияэффективности использования возможностей лаборатории / Г. И. Назаренко, Е. И. Полубенцева, A.A. Кишкун и др. // Клинич. лаб. диагностика. 2003. — № 9. — С. 8−10.
  110. Предпосылки формирования лабораторной медицины в России / Ю. В. Первушин, JI.A. Марченко, В. Н. Иванова, B.JI. Эмануэль // Справочник заведующего КДЛ. 2007. — № 1. — С. 6−9.
  111. Применение компьютерной программы по внутреннему контролю качества гормональных исследований / Л. А. Хоровская, А. Каллнер, В. Л. Эмануэль, В. Л. Бондаренко // Клинич. лаб. диагностика. 2001. — № 9. — С. 44−45.
  112. , М.И. Внутрилабораторный контроль качества: цели, характеристики, автоматизация / М. И. Прищепа // Клинич. лаб. диагностика. 1997. -№ 6. — С. 42−46.
  113. , М.И. Особенности национального обеспечения единства измерений в КДЛ / М. И. Прищепа // Лаб. медицина. 2003. — № 6. -С. 71−74.
  114. Проведение преаналитического этапа лабораторных исследований / Т. В. Вавилова, И. Б. Бондаренко, Н. С. Катышева и др. / под ред. B.JI. Эмануэля. СПб.: Изд-во СПбГМУ, 2005. — 42 с.
  115. Проведение гармонизации лабораторных исследований в Северозападном регионе / JI.A. Хоровская, B.JI. Эмануэль, О. Н. Осипова и др. // Клинич. лаб. диагностика. 2005. — № 10. — С. 11.
  116. Юб.Проценко, В. Н. Основы обеспечения качества клинических лабораторных исследований / В. Н. Проценко. — Харьков: Б.4., 2002. -120 с.
  117. , Т.Л. Значение формирования навыков взятия и доставки биоматериала в лабораторию в системе профессиональной подготовки медицинских сестер / T.JI. Пуляевская // Сестринское дело. 2007. — № 3. — С.40−42.
  118. Руководство по клинической лабораторной диагностике / под ред.
  119. B.В. Меньшикова. М.: Медицина, 1982. — 576 с.
  120. Руководство по качеству системы менеджмента качества медицинской лаборатории / под ред. B.JI. Эмануэля, М. Домейки. СПб.- Тверь.: Триада, 2008. — 88 с.
  121. , К.И. Клиническая микробиология: предмет, задачи, проблемы, перспективы / К. И. Савицкая // Лаборатория. — 1996. № 4. —1. C.18−19.
  122. Ш. Сапрыгин, Д. Б. Специалисты современной клинической лаборатории: менеджеры, технологи, патологи / Д. Б. Сапрыгин // Российские клинические лаборатории: вчера, сегодня, завтра. М.: Лабпресс, 2001. -С. 124−127.
  123. , М.Л. К вопросу об адекватности назначений лабораторных тестов / М. Л. Свещинский, И. И. Свещинская, В. В. Хлыстов // Лаборатория. 2001. — № 4. — С.21.
  124. , М.Л. О принципах организации деятельности централизованных диагностических служб / М.Л. Свещинский
  125. Пробл.соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2003. -№ 1. — С.30−33.
  126. , M.JI. С чего начинается организация региональной централизованной клинико-диагностической лаборатории? / M.JI. Свещинский, A.B. Мошкин // Менеджер здравоохранения. 2006. — № 6. — С.20−27.
  127. M.JI. Эффективная лаборатория: принципы организации / M.JI. Свещинский // Клинич. лаб. диагностика 2006. — № 9. — С. 19−20.
  128. Семейная медицина / И. П. Артюхов, В. Ф. Капитонов, A.A. Модестов, О. М. Новиков. Новосибирск: Наука, 2005. — 264 с.
  129. , В.А. Анализ потоков потребителей медицинских услуг диагностического центра / В. А. Серебренников, JI.K. Расова // Пробл. соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2000. — № 4 — С. 20−23.
  130. , Ж. Важность качества в клинических лабораториях / Ж. Сиест // Клинич. лаб. диагностика. 1997. — № 11. — С.49.
  131. Современная клиническая лаборатория: мера прогресса и традиционализма (рационализма) / Клинич. лаб. диагностика. 2002. -№ 2. — С.45−52.
  132. , А.Т. Стандарты лабораторных исследований и лабораторный диагноз / А. Т. Сокольникова // Качество мед. помощи.—х 2004.-№ 1. С.52−58.
  133. , C.B. Опыт организации работы лаборатории экспресс-диагностики в многопрофильном лечебном учреждении / C.B. Скворцов, В. О. Карпов, A.A. Кишкун // Справочник заведующего КДЛ. 2006. -№ 1.-С. 11−17.
  134. , Д.О. Международные стандарты в практике работы научных и клинико-диагностических лабораторий / Д. О. Скобелев, E.H. Мурашева, Т. Е. Болонкина // Мир стандартов. 2006. — № 10. — С.54−55.
  135. Стандартные операционные процедуры ведения преаналитического этапа деятельности клинико-диагностических лабораторий / O.A. Тарасенко, О. Н. Осипова, Ю. Ф. Тарасенко, М. В. Еремина // Справочник заведующего КДЛ. 2007. — № 4. — С. 13−19.
  136. , В. А. Клиническое значение уровня лактата крови в лабораторной экспресс-диагностике / В. А. Торшин // Справочник заведующего КДЛ. 2006. — № 11. — С. 43−49.
  137. , А. В. Правильность взятия крови предопределяет точность анализов / A.B. Травкин // Поликлиника. 2008. — № 2. — С. 14−16.
  138. , Д.В. Роль преаналитического этапа в стандартизации лабораторных исследований / Д. В. Фадин // Лаб. медицина- 2003. — № 6. С.75−77.
  139. , H.A. Автоматизированное рабочее место врача биохимического отдела КДЛ / H.A. Федичева, Е. П. Тархова, Л. В. Горбов // Клинич. лаб. диагностика. 2005. — № 1. — С.22−23.
  140. , Г. В. Диагностическая служба в лечебно-профилактических учреждениях Омска / Г. В. Федорова, A.B. Редькин // Пробл. соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2009. — № 1. — С.51−53.
  141. , Р.У. Системы добровольной сертификации услуг как элементы системы обеспечения качества медицинской помощи / Р. У. Хабриев, A.C. Юрьев, Е. Л. Никонов // Клинич. лаб. диагностика- 2006. № 7. -С.52−53.
  142. , Л.А. Научное обоснование региональной системы управления качеством клинических лабораторных исследований: автореф. дис. д-ра мед. наук / Л. А. Хоровская. СПб., 2007. — 37 с.
  143. Л.А. Гармонизация как инструмент гарантии качества в клинической лабораторной диагностике / Л. А. Хоровская // Проблемы городского здравоохранения: сб.науч.тр. СПб., 2007. — Вып. 12. -С. 144−147.
  144. , JI.А. Внутренний контроль качества и процедуры рекалибровки с использованием биоматериала пациента / Л. А. Хоровская СПб.: Изд-во СПбГМУ, 2007. — 67 с.
  145. , Л.А. Корректность представления лабораторного измерения или «неопределенность» в клинической практике / Л. А. Хоровская // Клин.-лаб. журн. «Консилиум». -2007. № 13. — С. 77−81.
  146. , C.B. К проблеме рационального оснащения лабораторной службы здравоохранения области / C.B. Цвиренко, Е. П. Амон, В. А. Серебренников // Клинич. лаб. диагностика. 2002. — № 2. — С.51 -53.
  147. , Г. В. Аналитический этап: методы выявления и коррекции преаналитических ошибок / Г. В. Чиликина // Клинич. лаб. диагностика. -2005. -№ 6. -С. 21−34.
  148. , А.Н. Системный подход в оснащении клинико-диагностической лаборатории / А. Н. Шибанов // Лаб. медицина. 2001.- № 4. С. 85−92.
  149. , А.Н. Концепция аналитического рабочего места в организации КДЛ / А. Н. Шибанов // Справочник заведующего КДЛ. 2007. — № 7. — С. 33−38
  150. , А.Н. Актуальные вопросы внутрилабораторного контроля качества / А. Н. Шибанов // Справочник заведующего КДЛ. 2008. — № 5.- С. 37−45.
  151. Ф.Д. Патофизиология крови: пер. с англ. М.- СПб.: БИНОМ- Невский диалект, 2000. — 448 с.
  152. Экономическое обоснование использования одноразовых приспособлений для взятия крови на лабораторные анализы / A.A. Кишкун, В. П. Миколаускас, С. Л. Арсенин и др. // Клинич. лаб. диагностика-2005. -№ 10. С. 32.
  153. , В. JI. Метрологическое обеспечение лабораторных исследований / В. Л. Эмануэль, А. А. Опалев // Лаборатория. 1999. — № 4. -С.10−11.
  154. , В.Л. Концепция конструктивна консенсусом (или размышления у парадного подъезда) / В. Л. Эмануэль // Лаб. медицина.2001. № 4. — С.21−25.
  155. , В.Л. Лабораторные тесты в клинических исследованиях / В. Л. Эмануэль, П. В. Мирошенков // Качественная клинич. практика. 2002. -№ 4. — С.11−17.
  156. , В. Л. Принципы совершенствования организации лабораторной службы / В. Л. Эмануэль // Клинич. лаб. диагностика. -2003.-№ 9.-С. 4.
  157. , В.Л. Проблемы лабораторной службы и пути их решения / В. Л. Эмануэль // Справочник заведующего КДЛ. 2006. — № 2. — С. 5−11.
  158. , Л.С. Состояние здоровья и демографические процессы населения Республики Тыва. / под ред. И. В. Лебедевой. Томск: STT, 2003.-158 с.
  159. A randomized controlled trial of patient self management of oral anticoagulation treatment compared with primary care management / D.A. Fitzmaurice, E.T. Murray, K.M. Gee, T.F. Allan // J. Clin. Pathol.2002.-V.55.-P. 849−849.
  160. Bauer, S. Total laboratory automation: system design / S. Bauer, C. Teplitz // Med. Lab. Observ. 1995. — V.7. — P.44−50.
  161. Errors in laboratory medicine / P. Bonini, M. Plebani, F. Ceriotti, et al. // Clin. Chem. 2001. — V.48. — P.691−676.
  162. Campanelli, M. AD VIA LabCell provides a modular system to manage the workflow of samples in clinical laboratories / JAMA. 1998. — V.3. — P. 4648.
  163. Chesher, D. Equivalence of critical error calculations and process capability index Cpk. / D. Chesher, L. Burnett // Clin. Chem. 1997. — V.43. — P. l 1 001 101.
  164. Creatinine measurement: state of the art in accuracy and interlaboratory harmonization / W.G. Miller, G.L. Myers, E.R. Ashwood et al. // Arch. Pathol. Lab. Med. -2005. V. 129. -P.297−304.
  165. Downer, K. Five years after «To Err is Human.» / K. Downer // Clin. Lab. News. 2005. — V.31. — P. l, 6, 7.
  166. Ehrmeyer, S.S. Quality revolution — guidelines and practical implementation of quality management / S.S. Ehrmeyer, R.H. Laessing // Perspective. 1996. -V.l. -P.171−175.
  167. Evaluating laboratory performance on quality indicators with the Six Sigma scale / D. Nevalainen, L. Berte, С. Kraft et al. // Arch. Pathol. Lab. Med. -2000. V.124. -P.516−519.
  168. Felder, R.A. Robotics and automated workstations for rapid response testing /R.A. Felder//Am. J. Clin. Pathol. 1995. — V.104. -P.26−32.
  169. Felder, R.A. Clinical laboratory automation comes of age / R.A. Felder // Lab. Automation News. 1996. — V.l. — P.3−4.
  170. Felder, R.A. TLA has arrived / RA. Felder // Lab. Automation News. 1997. — V.2. -P.30−31.
  171. Guder W.G. Narayanan, S. / Samples: From the Patient to the Laboratory. -Heidelberg, 2001, 105 pp.
  172. Guidelines and recommendations for laboratory analysis in the diagnosis and management of diabetes mellitus / D.B. Sacks, D.E. Bruns, D.E. Goldstein et al. // Clin. Chem. 2002. — V.48. — P.436−472.
  173. Hilton, S. Near patient testing in general practice: a review / S. Hilton // Br. J. Gen. Pract. 1990. — V.40. — P.32−36.
  174. Hobbs, S. Near patient testing in primary care / S. Hobbs // Br. Med. J. -1996.-V.312.-P. 263−264.
  175. Kendall, J. Point- of- care testing: Randomized controlled trial of clinical outcome / J. Kendall. // Br. Med. J. 1998. — V.316. — P. 1052−1057.
  176. Lamb, D.A. Total laboratory automation the planning process / D.A. Lamb // Lab. Automtion News. — 1997. — V.2. — P.57−60.
  177. Larsen, M.L. A comparison of analytical goals for haemoglobin A assays derived using different strategies / M.L. Larsen, C.G. Fraser, P.H. Petersen //Ann Clin. Biochem. 1991. — V.28 (pt. 3). -P.72−278.
  178. Martin, D.D. Point- of- care testing of HbAlc and blood glucose in a temote Aboriginal Australian community / D.D.Martin, M.D.S. Shephard, T.W. Jones et al. // Med. J. Aust. 2005. — V.182. — P. 524−527.
  179. Miller, W.G. Specimen materials, target values and commutability for external quality assessment (proficiency testing) schemes / W.G. Miller // Clin. Chim. Acta. 2003. — V.327. — P.25−37.
  180. Narayana, S. The preanalytic phase. An important component of laboratorymedicine / S. Narayana / Am. J. Clin. Pathol. 2000. — V.113. -P. 429−452.
  181. National Cholesterol Education Program Laboratory Standardization Panel. Current status of blood cholesterol measurement in clinical laboratories in the United States // Clin. Chem. 1988. — V.34. — P. 193−201.
  182. Proposed guidelines for the internal quality control of analytical results in the medical laboratory / P.H. Petersen, C. Ricos, D. Stockl et al. // Eur. J. Clin. Chem. Clin. Biochem. 1996. — V.34. — P.983−999.
  183. Plebani, M. Mistakes in a state laboratory: types and frequency / M. Plebani, P. Carraro // Clin. Chem. 1997. — V.43. — P. 1348−1351.
  184. Stein, E.A. National Cholesterol Education Program recommendations for triglyceride measurement: executive summary / E.A. Stein, G.L. Myers // Clin. Chem. 1995. — V.41. — P. 1421−1426.
  185. Thomae, R. The use of cardiac markers in point-of-care-testing / R. Thomae, A. Weber // Eur. Clin. Laboratory. 2003. — V.22. — P.26−27.
  186. Warnick, G.R. National Cholesterol Education Program recommendations for measurement of high-density lipoprotein cholesterol: executive summary /G.R. Warnick, P.D. Wood//Clin. Chem. 1995. — V.41.-P. 1427−1433.
  187. Westgard, J.O. Criteria for judging precision and accuracy in method development and evaluation / J.O. Westgard, R.N. Carey, S. Wold // Clinical Chemistry. 1974. — V.20. — P.825−833.
  188. Westgard, J.O. A multi-rule Shewhart chart for quality control in clinical chemistry / J.O. Westgard // Clin. Chem. 1981. — V. 27. — P.493−501.
  189. Westgard, J.O. Precision requirements for cost-effective operation of analytical processes / J.O. Westgard, R.W. Burnett // Clin. Chem. 1990. -V.36. — P.1629−1632.
  190. Westgard, J.O. Charts of operasional process specifications (OPSpecs chart) for assessing the precission, accuracy, and quality control heed and to satisfy proficiency testing criteria / J.O. Westgard // Clin. Chem. 1992. -V.38. -P.1226−3321.
  191. Westgard, J.O. An automatic process for selecting statistical QC procedures to. assure clinical or analytical quality requirements / J.O. Westgard, B. Stein //
  192. Clin. Chem. 1997. -V.43. -P.400−403.
  193. Westgard, J.O. Internal quality control: planning and implementation strategies / J.O. Westgard // Ann. Clin. Biochem. 2003. — V.40. — P.593−611.
  194. Westgard, J.O. Clinical quality vs. analytical performance: what are the right targets and target values? / J.O. Westgard // Accreditation and Quality Assurance. 2004. — V.10. — P.10−14.
  195. Westgard, J.O. The truth about quality: Medical usefulness and analytical reliability of laboratory tests. / J.O. Westgard, P.T.Darcy // Clin. Chim. Acta. -2004.-V.346.-P.3−11.
  196. Westgard, J.O. Equivalent quality testing versus equivalent QC procedures / J.O. Westgard, S.A. Westgard // Lab. Med. 2005. — V.36. — P.726−729.
  197. Westgard, J.O. Six Sigma Quality Design and Control: Desirable precision and requisite QC for laboratory measurements processes. Madison: Westgard QC. Inc., 2006. — 338 p.
  198. ЛПУ лечебно-профилактическое учреждение
  199. ЦКБ центральная кожуунная больница1. ВА врачебная амбулатория
  200. ФАЛ фельдшерско-акушерский пункт1. УБ участковая больница
  201. ОВП общеврачебная практика1. ОАК общий анализ крови1. ОАМ общий анализ мочи
  202. ФСВОК Федеральная система внешней оценки качества
  203. ИФА иммуноферментный анализ
  204. ПЦР полимеразно-цепная реакция
  205. ДПО допустимый предел ошибки
  206. ИКТ информационно-компьютерная технология
  207. АРМ автоматизированное рабочее место
Заполнить форму текущей работой