Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Внешняя торговля Украины в условиях формирования рыночной экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Это интересно как с точки зрения развития взаимоотношений внутри СНГ и дальнейшего развития интеграционных процессов между бывшими республиками СССР, так и с точки зрения ориентации Украины на внешний мир и ее способность успешно конкурировать. За семнадцатилетнюю историю страна сделала существенные шаги в налаживании контактов и с ведущими зарубежными интеграционными группировками по различным… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Роль внешней торговли в экономическом развитии Украины
    • 1. 1. Факторы, определяющие внешнеторговый потенциал Украины
    • 1. 2. Институциональные основы внешнеторговой деятельности Украины
  • Глава 2. Основные направления развития внешней торговли Украины
    • 2. 1. Развитие внешней торговли Украины после распада СССР
    • 2. 2. Внешняя торговля как фактор противодействия разрыву традиционных технологических связей
    • 2. 3. Расширение торговли со странами ЕС
    • 2. 4. Поиск новых торговых партнеров
  • Глава 3. Новые факторы расширения внешнеторговых связей Украины
    • 3. 1. Государственное стимулирование экспорта
    • 3. 2. Развитие транзитного потенциала Украины
    • 3. 3. Тенденции и возможные пути развития внешней торговли Украины при вступлении ВТО в контексте выбора биполярной стратегии

Внешняя торговля Украины в условиях формирования рыночной экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В условиях глобализации хозяйственной деятельности для многих стран актуальным с теоретической и практической точки зрения является исследование и научное обоснование перспективных направлений и форм их внешнеэкономических связей. Для государств, осуществляющих переход от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему миру, таких как Украина, такие исследования являются особенно актуальными.

Процесс становления Украины как независимого, экономически самостоятельного государства связан с проблемой утверждения Украины на мировой арене, и в первую очередьчерез ее признание как полноценного и полноправного субъекта внешнеэкономической деятельности. Ввиду существующей на Украине экономической ситуации, путь к такому признанию может быть довольно долгим (тем более, при отсутствии на старте на государственном уровне опыта в проведении собственной внешнеэкономической политики). Ускорение достижения признания возможно лишь через всестороннее содействие государства экспортно-импортной деятельности отечественных производителей и коммерческих структур на внешних рынках.

Это интересно как с точки зрения развития взаимоотношений внутри СНГ и дальнейшего развития интеграционных процессов между бывшими республиками СССР, так и с точки зрения ориентации Украины на внешний мир и ее способность успешно конкурировать. За семнадцатилетнюю историю страна сделала существенные шаги в налаживании контактов и с ведущими зарубежными интеграционными группировками по различным направлениям экономического сотрудничества. Следовательно, интересно выявить доминирующие тенденции в развитии внешнеторговых отношений Украины: как складывается это сотрудничество и на какой основе, какое место занимает Украина на мировой арене, насколько признаны украинские товары в мире, какова географическая структура экспортных и импортных потоков, а также их динамика.

Оптимизация и ускорение роста внешнеторгового оборота, обеспечение максимально возможных выгод от участия в системе международного разделения труда, повышение эффективности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности выдвигаются в число ключевых задач, стоящих перед страной. Поскольку Украина в последние годы активно проводила ревизию своего внешнеторгового законодательства на предмет соответствия правовым нормам ВТО, важен анализ ускоренного процесса вхождения страны в эту организацию, который не был скоординирован с торговыми партнерами ни в рамках ЕЭП, ни тем более СНГ.

Целью диссертационного исследования является выявление определяющих факторов и направлений развития внешнеторговых связей Украины и выработка предложений по совершенствованию этих связей.

Для достижения вышеуказанных целей в работе поставлены следующие задачи: выявление факторов, определяющих внешнеторговый потенциал Украиныt раскрытие институциональной основы современных внешнеторговых связей Украиныанализ развития внешней торговли Украины после распада СССРоценка роли, места и структуры внешней торговли в экономике Украины со странами Европейского Союза с учетом последствий его расширения для украинской внешней торговлиоценка возможности развития экспортного потенциала страны для увеличения экспорта товаров и услугопределение значения достигнутых договоренностей в ходе переговорного процесса по вступлению Украины в ВТО для перспектив развития внешнеторговых связей Украины и участия страны в сотрудничестве с интеграционными группировками.

Объектом диссертационного исследования является внешняя торговля Украины в условиях формирования рыночной экономики.

Предметом диссертационного исследования являются экономические отношения Украины с основными торговыми партнерами в процессе интеграции страны в мировую экономику.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют принятые в отечественной науке способы и формы научного познания. В качестве научно-познавательных инструментов и приемов использованы общенаучные методы, такие как системный, логический, исторический, сравнительный, прогностический, а также методы анализа и синтеза.

Теоретическую основу диссертационного исследования составляют научные труды российских специалистов в области внешней торговли, прежде всего Авдокушина Е. Ф., Глухарева JI. И., Гринберга Р. С., Давыдова О. Д., Дюмулена И. И., Жукова Е. Ф., Колесова В. П., Кулакова М. В., Ливенцева Н. Н., Максимовой М. М., Некипелова А. Н., Осьмовой М. Н., Оболенского В. П., Орешкина В. А., Полуэктова А. Б., Преснякова В. Ю., Рыбалкина В. Е., Сабельникова Л. В., Фаминского И. П., Шемятенкова В. Г., Шишкова Ю. В.

Среди трудов западных экономистов наиболее активно использовались работы Кругмана П., Портера М., Линдерта П., Обсфельда М., Сальваторе Д., а также украинских исследователей: Гальчинского А. С., Геец В. М., Жалило Я. А., Крючкова И. В., Плотникова О. В., Сиваченко И. Ю., Сиденко В.Р.

Эмпирическую основу диссертации составляют материалы российских, украинских и зарубежных авторов, изложенные в монографиях, научных журналах, сборниках международных экономических организаций, государственных учреждений, институтов, I исследовательских центров, в том числе Всемирного Банка, МВФ, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Мирового экономического форума в Давосе, Статистического комитета СНГ, Государственного статистического комитета Украины, Министерства финансов Украины, Министерства экономики Украины, материалы российских и украинских семинаров, конференций, результаты консультаций и дискуссий автора с российскими и украинскими учеными в этой области.

Научная новизна диссертации представлена следующими положениями и выводами:

— на основе методологического подхода к анализу конкурентных преимуществ, разработанного М. Портером, определен уровень экономического и внешнеторгового потенциала Украины. Установлено, что этот уровень соответствует переходу от стадии развития, основанного на базисных факторах, к стадии развития, основанного на активном инвестировании. При этом отмечается, что Украина располагает определенным инновационным потенциалом (все еще высокий уровень науки, образовании и мощные конструкторские и производственные комплексы высокотехнологичных отраслей авиации и ракетостроения) для повышения конкурентоспособности национальной экономики;

— установлены объективные причины сохранения и развития внешнеторговых связей Украины с бывшими республиками СССР (многолетние производственно-технологические связи, единые энергетическая система, транспортная инфраструктура, технологические стандарты, сертификаты качества товаров и услуг) и роль этих связей в экономической интеграции в рамках СНГ. Показан поэтапный, разноуровневый и разноскоростной характер интеграционного процесса на постсоветском пространстве с первоочерёдным развитием торговых отношений государств-членов на базе имеющихся двусторонних и многосторонних соглашений и сохранения национального суверенитета;

— уточнены позитивные и негативные последствия от расширения Европейского Союза на восток. Сформулированы рекомендации в целях смягчения для Украины возможных отрицательных последствий этого процесса (например, подготовка к соответствию нормам и процедурам технического, санитарного, фитосанитарного, ветеринарного, экологического характера, правилам защиты потребителей, принятым в ЕС, а также предусмотрение возможности инициации антидемпинговых расследований со стороны вступивших в ЕС стран), а также использования преимуществ вхождения соседних западных экономик в ЕС (привлечение инвестиций для обновления производственных мощностей металлургических и химических предприятий);

— определены возможности для расширения использования транзитного потенциала Украины путем реализации программ по развитию международных транспортных I коридоровраскрыты преимущества участия Украины в нескольких направлениях развития интеграции и первоочерёдности торгово-экономической интеграции на пространстве СНГ, которая способствует эффективному использованию уникального транзитного потенциала Украины;

— показано отсутствие синхронизации процесса присоединения Украины к ВТО с аналогичными действиями, совершаемыми Россией и другими странами-членами ЕЭПвыявлены различия в уровне защиты национальных производителей, которые могут играть негативную роль в развитии внешнеторгового сотрудничества между Украиной и Россией, стимулируя, в частности, реэкспорт на территорию РФ.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что анализ состояния украинской внешней торговли позволяет оценить реальность развития интеграционного сотрудничества Украины в рамках СНГ, в том числе в ЕЭП, и перспективы развития внешнеторговых связей страны с ЕС с учетом его расширения, а также раскрыть потери Украины от торговли на постсоветском пространстве, вызванные отказом страны от синхронизации вступления в ВТО с другими государствами СНГ.

Материалы диссертации могут быть использованы при чтении курсов «Международная экономика», «Экономика зарубежных стран» в вузах экономического профиля.

Апробация работы. Работа прошла апробацию на кафедре экономики зарубежных стран и внешнеэкономических связей экономического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Основные положения диссертации изложены в пяти научных публикациях общим объемом 3,35 п.л., в том числе в журналах «Вестник МГУ. Серия б. Экономика» и «Человек и труд», входящих в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, определенный ВАК.

Структура диссертации определена целями и задачами исследования.

Диссертация состоит их введения, трех глав, заключения, приложения и библиографического списка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Несмотря на значительные по качеству и количеству ресурсы: талантливое и образованное населениеширокий спектр полезных ископаемыхсозданная в советское время, пусть не самая совершенная, но достаточно развитая инфраструктура, Украина с удивительным постоянством занимает позицию аутсайдера, находясь в седьмом десятке в международных рейтингах конкурентоспособности .

Даже по сравнению со странами, имеющими сопоставимый уровень экономического развития и доходов населения, с точки зрения динамики развития выглядит удручающе.

Вместе с тем с учетом многолетнего мирового опыта открывать украинский внутренний рынок, на котором большинство производителей не выдерживает конкуренции с иностранными компаниями, можно только постепенно и поэтапно, поэтому государственное регулирование на таком этапе развития приобретает огромное значение. Главное найти оптимальное соотношение мер регулирования для решения данных задач, защитить стратегические интересы страны, что сегодня является одной из важнейших целей внешнеэкономической политики государства.

Среди других форм внешнеторговой деятельности важнейшая роль принадлежит регулированию экспорта не только как средству получения валютных доходов многими украинскими производителями, но и как инструменту отстаивания национальных интересов, укрепления тех позиций, которые должна занимать Украина в мировом хозяйстве. Причем в долгосрочном плане особенно важно создать такую систему государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, чтобы она стимулировала экспорт именно готовой продукции.

Основной ошибкой в ходе реформ в Украине было то, что преобладала трактовка открытости как ускоренной либерализации внешнеэкономической деятельности. Однако, такое толкование приводит к негативным последствиям — снижению отечественного промышленного потенциала с разрушением целых отраслей и отдельных предприятийконсервации диспропорций структуры народнохозяйственного комплекса, где преобладают добывающая промышленность и трудоемкие, экологически опасные производстваусилению финансовой и технологической зависимости от промышленно развитых стран и международных организацийухудшению структуры отечественного экспорта и импортапотере национальными производителями части внутреннего рынка.

Украине необходимо стремиться к свертыванию импорта в тех сферах экономики, где украинские производители при определенной поддержке могут удовлетворить спрос не хуже зарубежных, и расширению импорта, прежде всего, оборудования, необходимого для реализации совместных стратегических проектов и программ, ориентированных на постиндустриальные технологии. В Украине создание эффективных технологических комплексов на основе импорта современного оборудования позволит использовать имеющийся образовательный и природный потенциалы, что может стать наиболее приемлемой ориентацией в ее внешнеторговой стратегии.

Безусловно, изменения только в сфере импорта, без соответствующей коррекции экспортной стратегии, мало, что дадут для решения проблемы взаимовыгодной внешней торговли. Экспортная стратегия, направленная на взаимовыгодную интеграцию переходных экономик в мировую должна предусматривать постепенный отказ от преимущественного вывоза сырья, материалов и природных ресурсов, что предполагает повышенный контроль над экспортом. Речь идет об использовании значительной части валютных поступлений от экспорта для создания современной обрабатывающей промышленности, развития АПК, сферы услуг и информационных технологий, которые приобретают все большое значение в новом постиндустриальном обществе.

В целях повышения эффективности внешней торговли важно не только совершенствовать ее структуру, но и проводить активную политику по включению в мирохозяйственные связи, участию в интеграционных процессах.

Интеграционное сотрудничество в рамках ЕЭП и ЕС представляет для Украины два противоположных вектора развития. Каждый из них имеет как свои значительные преимущества, так и недостатки, хотя интеграция в рамках ЕЭП в краткои среднесрочной перспективе должна принести Украине больше выгод. Для Украины в ближайшие годы целесообразно развитие более глубокого сотрудничества в рамках ЕЭП, что позволит ей ускорить развитие экономики, в том числе высокотехнологичных производств за счет восстановления ранее разорванных кооперационных связей.

Современное состояние украинской экономики в целом и экономического сотрудничества Украины с ЕС, в частности, являются такими, что не предопределяют ни быстрого вступления Украины в Евросоюз, ни ее изоляцию при расширении последнего. Последствия расширения ЕС для экономики Украины будут неоднозначными, и во многом будут зависеть от динамики и масштабов процессов в сфере модернизации экономики самой Украины в широком понимании этого слова, состояния мирохозяйственной конъюнктуры и эффективности действий украинской экономической дипломатии.

Расширение ЕС на Восток сделает более реальным привлечение Украины к реализации общих европейских проектов развития транспортной инфраструктуры, в частности, развитие украинских участков панъевропейских транспортных коридоров, модернизация и эффективное управление газотранспортной системой Украины.

Транзит позволит эффективно использовать резервы национальной транспортной системы Украины, которая имеет необычайно благоприятные условия: компактную и хорошо освоенную территорию, промышленный и ресурсный потенциал, многовекторную внешнюю политику.

Исходя из объективной исторической взаимозависимости экономик стран СНГ и общих экономических интересов, целесообразно формирование согласованной транзитной политики, в соответствии с которой транспортные системы государств Содружества развивались бы не как конкурирующие, а взаимодополняющие. Первоочередное внимание должно быть отведено производственной и научно-технической кооперации и реализация интеграционной политики относительно вхождения Украины в общее транспортное пространство СНГ.

Для расширения использования транзитного потенциала Украины необходимо участие в программах перестройки Трансъевропейской транспортной системы ЕС и Причерноморского сотрудничества ОЧЭС в транспортной сфере по созданию международных транспортных коридоров.

Меры украинского государства, нацеленные на развитие экспортного потенциала важны также и в сфере агропромышленного комплекса, особенно в условиях обострения продовольственной ситуации. Они касаются материально технического обеспечения сельскохозяйственного производства, кредитного обслуживания села, льготного кредитования, субсидирования и страхования экспорта и налоговых льгот экспортерам, выделение из государственного бюджета средств на развитие сельскохозяйственной науки. Следует подчеркнуть, что в регулирующей деятельности украинского правительства отсутствует системный подход и потому принимаемые им меры зачастую оказываются мало эффективными и даже при условии присоединения Украины к соглашениям ВТО у нее остаются большие возможности для государственной поддержки сельского хозяйства.

Значительное различие в условиях присоединения к ВТО двух стран России и Украины, входящих в ЕЭП, создает серьезные трудности для гармонизации интересов государств. Сложившаяся ситуация противоречит Соглашению по формированию ЕЭП, оговаривающему согласованное странами-учредителями вступление в ВТО с унифицированной внешнеторговой политикой.

Отказ Украины от синхронизации сроков вступления в ВТО с Россией и вступление на вышеуказанных условиях в эту организацию раньше РФ означает не только отказ от участия в формировании ЕЭП, но и, вероятнее всего, повлечет за собой новый всплеск торговых войн. В этих условиях правительству РФ ничего не останется, как принять протекционистские меры, направленные на защиту отечественного производителя не только от реэкспорта с территории Украины товаров из третьих стран, но и импорта товаров украинского производства.

Нельзя забывать и о другом векторе интеграционной политики, которого Украина будет придерживаться после вступления в ВТО. Добившись принятия ее в 2008 году в ВТО, Украина стремится начать переговоры о создании зоны свободной торговли с ЕС.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законодательные н нормативные документы
  2. Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности» № 959-ХП от 16.04.1991 г.
  3. Указ Президента Украины «Об изменениях в структуре центральных органов исполнительной власти». № 1573 от 15.12.99 г.
  4. Закон Украины «О порядке установления ставок налогов и сборов, других компонентов налоговых баз, а также льгот по налогообложению» № 171-XIV от 14 октября 1998 г.
  5. Закон Украины «О Таможенном тарифе Украины» от 1 июля 2001
  6. Послание Президента Украины к Верховной Раде «Европейский выбор. Концептуальные принципы стратегии экономического и социального развития Украины на 2002−2011 года».
  7. Пояснительная записка к законопроекту «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно ввозной таможенной пошлины на сельскохозяйственную технику и налогообложения)» № 6286 от 27.10.2004 г.
  8. Закон «О системе инженерно-технического обеспечения агропромышленного комплекса Украины» от 23 февраля 2006 г.
  9. Закон Украины «О защите национального товаропроизводителя от демпингового импорта» N330-XIV от 22 декабря 1998 года.
  10. Закон Украины «О защите национального товаропроизводителя субсидируемого импорта» февраль 1999 г.
  11. Закон Украины «О применении специальных мероприятий по импорту» № 332-XIV от 22 декабря 1998 г.
  12. Закон Украины «О внесении изменений к Закону Украины «О Едином таможенном тарифе».
  13. Закон Украины «О внесении изменений к Закону Украины «О внешнеэкономической деятельности».
  14. Указ Президента Украины «Об изменениях в структуре центральных органов исполнительной власти» № 1573 от 15.12.99 г
  15. Пояснительной записка к законопроекту «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно ввозной таможенной пошлины на сельскохозяйственную технику и налогообложения)» № 6286 от 27.10.2004 г.
  16. Договор стран СНГ «О создании экономического союза» от 24.09.1993.
  17. Исполнительный комитет СНГ, Информация о прямых и косвенных барьерах во взаимной торговле стран СНГ. — М., 2003.
  18. Исполнительный комитет СНГ, Содружество Независимых Государств: десять лет спустя. — Минск, 2001.
  19. Исполнительный комитет СНГ, Перспективы развития взаимодействия государств-участников СНГ в экономической сфере. Материалы научно-практической конференции (Москва, ГК «Президент-Отель», 27.02.2003) — М., 2003.
  20. Комплекс основных мер по формированию ЕЭП (одобрен 19.12.2003.).
  21. Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров между государствами-участниками СНГ от 25.11.1998 г.
  22. Соглашение о создании Платёжного союза государств-участников СНГ от 21 октября 1994 г. Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП) Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины от 19.09.2003 г.
  23. Информация о создании условий для развития лизинга на территории государств-участников СНГ, 2003 г.
  24. Монографии, сборники и специальные издания
  25. Т.Е. Практикум по курсу Международная экономика М.: Финансы и статистика, 2001. С. 111.
  26. A.M. Проблемы использования инвестиционного потенциала в условиях развития экономической интеграции СНГ. М., 2003.
  27. М.Р. Воздействие глобализации на функционирование экономики стран СНГ. Уфа, 2002.
  28. В.П., Кулаков М. В. Международная экономика. М.: ИНФРА-М, 2004.
  29. JI. Производственное сотрудничество России в Украиной: тенденции и противоречия// Российский экономический журнал. 2002. № 2. С. 70.
  30. Ю.М., Педь И. В. Разначениеы во внешней торговле. — К.: Вестник фондового рынка, 2003. С. 335.
  31. Ю.В. Внешнеэкономическая деятельность: организация, управление, прогнозирование. Донецк: Альфа-Пресс, 2004. С. 344.
  32. Л.В. Противоречия регионализации экономики в условиях глобализации. М., 2002.
  33. Основы внешнеэкономических знаний: Учебник для экономического образовапия/ Под ред. ФаминскогоИ. П. М.: Междунар. отношения, 1990. С. 686.
  34. М. Конкуренция.: Пер. с анлг.: Учебное пособие. — М.: Издательский дом Вильяме, 2000. С 495.
  35. М. Международная конкуренция. М.: Междунар. отношения, 1993. С. 896.
  36. Россия: интеграция в мировую экономику/ Под ред. Зименкова Р. И. -М.: Финансы и статистика, 2003.
  37. Статистический ежегодник Украины 2007: Статистический сборник К: Консультант, 2008.
  38. Р. Внешнеэкономические связи Украины: тенденции и проблемы развития// Проблемы развития внешнеэкономических связей России на современном этапе. -М.: ЭПИКОН, 2002.
  39. Р.А. Конкурентоспособность: Россия и мир. 1992−2015. М.: ЗАО Экономика, 2005. С. 606.
  40. Конкурентоспроможшсчъ економгки Украши в умовах глобалгзацн/ Жалшо Я.А.БазилюкЯ.Б., БелшськаЯ.В. та ш. За ред. Я. А. Жалша. К.: ШСД, 2005. С. 388.
  41. Конкурентоспроможшсть нацюнальноТ економнеи/ За ред. Кваснюка Б. С. — К.: Фешкс, 2005.
  42. О. Економика Укра’ши та европейсысий виб1р// Свропейска штеграцш та УкраГна/ За ред.: Новицький B.C., Пахомова Т. М., ЧужиковА.1. К.: Товариство карала Дуйсберга, 2002.
  43. М1жнародш економ1чш вщносини/ За ред. Фшшенко А. С., БоринецьС. Я., Вергун В. А. та iH. К.: Либщь, 1992. С. 572.
  44. I. Державне регулюваиня економнеи в умовах глобал1заци. — Льв1в: Видавничий центр ЛНУ iMeHi 1вана Франка, 2000.
  45. B.C. Мшшародна економ! чна дшльшеть украши. — К.: КНЕУ, 2003. С. 948.
  46. CtaipcbKa С. 1нституцшне забезпечення процесу штеграцп УкраГни до Свропейського Союзу// Свропейска штегращя та Укра’ша/ Наук, ред.: Новицышй B.C., Пахомова Т. М., Чужиков A.I. К.: Товариство Карала Дуйсберга, 2002.
  47. С. Засади та особливосп антидемпшгового законодавства Укра’пш. Кшв, 2005.
  48. А. Стратепчний менеджмент конкурентоспроможносп нацюнальног економши в перспектив! евро штеграциУ/ Економ{ст. 2005. № 12. С. 59−61.
  49. О. 1нвестицшна полггика СС (укра'шський контекст)// Свропейска штегращя та Украша/ Под ред.: Новицький B.C., Пахомова Т. М., Чужиков A.I. К.: Товариство Карала Дуйсберга, 2002.
  50. Ю. М., Лук’яненко Д.Г., Гунський Б. В. Нацюнальш економши в глобальному конкурентному середовшщ. — К.: Украша, 1997. С. 237.
  51. Про сощально-економ1чне становище УкраУни. Госкомстат Украины. К.: TexHiKa, 2002. С. 41.
  52. Статистика.: Пщруч/ За ред. Герасименка С. С. 2-ге вид., перероб. i доп. — К.: КНЕУ, 2000. С. 467.
  53. Укра’ша у цифрах 2002: Короткий статистичний довщник. К.: Техшка, 2003. С. 67.
  54. Укра’ша у цифрах 2003: Короткий статистичний довщник. — К.: Техшка, 2004. С. 335.
  55. JI.A. Державне регулювання економши: навчальний поабник. К.: Знания, 2006.С. 440.
  56. О. Економ1чне сшвробггництво Укра’пш з Свропейським Союзом/ Укра’ша i св1тове господарство: взаемод1я на меж1 тисячол1ть/ Под ред. Фшшенко А. С., Будкш B.C., Гальчинський А. С. та ш. К.: Либщь, 2002.
  57. С. Структурна трансформац1я нац1онально1 економ! ки (теоретико-методолопчний аспект) К.: Свгг знань, 2002.
  58. Partnership and Co-operation Agreement between European Communities and their Member States and Ukraine. 16 June 1994. Kiev, 1998.
  59. Периодические издания. Журнальные и газетные статьи:
  60. Аграрии просят Тимошенко упростить экспорт зерна http://www.yarmarka.net/news/news.asp?id=53 674&type=news (29.01.2009).
  61. Т. Экономический потенциал Швейцарии и украинско-швейцарское сотрудничество // Экономика Украины. 2003. № 12.
  62. В.П. Модель оценки и прогноза международной политикоэкономической конкуренции// Финансовые рынки. 2005. № 2. С.76−82.
  63. Е. Рыночный статус для металлургов// Фондовый рынок. 2005. № 47.
  64. Г. Госбюджет-2009: приговор для аграриев http://biz.liga.net/interview/EI090003.html (19.02.2009).
  65. Ю. Вступит ли Украина в славянский союз?// МЭ И МО. 2001. № 4.
  66. Ю. Комплексное решение вопросов развития внешнеэкономической деятельности// Экономика Украины. 2003. № 7.
  67. А., Пашков М. Украина на мировых рынках: добро пожаловать// Зеркало недели. 2000. № 25. (298).
  68. . Европейский вектор интеграционной политики// Экономика Украины. 2003. № 5.
  69. С. Общая аграрная политика ЕС: сущность, тенденции и значение для Украины// Экономика Украины. 2003. № 3.
  70. Е. ВТО: pro и contra для ГМК Украины// Финансовая консультация. 2005. № 22. (308)
  71. Ю. ВТО: субсидии и дискуссии// Фондовий ринок. 2005. № 39
  72. Р. Европейские миражи// Бизнес. 2004. № 9 (580).
  73. Р. Расширение ЕС и Украина// Бизнес. 2003. № 52.
  74. Т. Открытие Европы// Профиль. 2004. № 7.
  75. Д. Земля обетованная/ Инвестгазета. 2008. № 24. С.28−36
  76. В. Ильичев Р. Голландская болезнь// Бизнес. 2004. № 18−19.
  77. Д. ВТО: вступают все!// Финансовая консультация. 2005. № 3(289).
  78. В. Вступление в ВТО: сказав «А», нужно говорить «Б"// Фондовый рынок. 2005. № 48.
  79. Конфронтация с Россией помешает интеграции Украины в Европу// KoppecnoimeHT.net. 18 октября 2003.
  80. А. Плюсы и минусы вступления Украины в ВТО// Вюник. 2005. № 2(3).
  81. С. Матюшенко А. День злуки Украины и России// Укринформбюро.
  82. Г. Расширение ЕС и Украина: мнение украинских бизнесменов// Бизнес. 2003. № 52.
  83. Ю., Майоров И., Медведкин Т. ГМК Украины на внешних рынках: состояние и перспективы// Экономика Украины. 2005. № 4
  84. В. Судьба открытой экономики// Фондовый рынок. 2005. № 47
  85. Т. Развитие отечественного рынка страховых услуг// Экономист. 1999. № 11. С. 85−90.
  86. А. Состояние и тенденции развития внешней торговли Украины// Вестник налоговой службы. 2002. № 42.
  87. А. Интеграция Украины в мировую экономику и взаимоотношения с Россией// Экономика Украины. 2003. № 4.
  88. В. Евросоюз признал Украину страной с рыночной экономикой. Возможные последствия// Фондовый рынок. 2000. № 41.
  89. В., Барановский А. Нелегкий путь к рынку Европейского союза// Зеркало недели 10 января 2004.
  90. Е. Деловой климат/ Эксперт. 2008. № 44 (149) http://www.expert.Ua/articles/9/0/4658/
  91. С., Лайт М., Лоуэнхардт Дж. Белоруссия, Молдавия и Украина: к востоку или к западу//МЭ и МО. 2001. № 7.
  92. И. К вопросу совершенствования тарифного регулирования импорта в Украине// Экономика Украины. 2005. № 10
  93. В.Е. Оценка конкурентоспособности стран мира// Бизнесс-информ. 2005. № 7−8. С. 10−20.
  94. Н. Интеграция стран СНГ: политический и экономико-теоретический аспект//МЭиМО. 2000. № 7.
  95. Ю.В. Регионализация ти глобализация мировой экономики: альтернатива или взаимопонимание?/ МЭиМО. 2008. № 8. С.3−20.
  96. Шнайдер-Детерс В. К конкретезации концепции «Большой Европы"// Полис. 2000. № 6.
  97. Л. Формування прюритепв економ1чного розвитку УкраТни//Актуальш проблеми економ1ки. 2003. № 2.
  98. I. Держава в умовах розгортання системних реформ// Пол1тичний менеджмент. 2004. № 3. С. 77−82.
  99. B.C. Сучасш тенденщ'1 регюнальних змш в м1жиароднш торпвл1// Актуальш проблеми економши. 2006. № 1.
  100. I. Економ1чш наслщки розширення СС для Укра’ши// Свропейска штегращя та Укра’ша/ За ред.: Новицький B.C., Пахомова Т. М., Чужиков A.I. К.: Товариство Карала Дуйсберга, 2002.
  101. Вщомосп Верховно'1 Ради Укра’ши, 2004 р., N 49, С. 527
  102. В1рван Л. А. Проблеми i перспективи Укра’ши у м! жнароднш торпвл1// Фшапси Укра’ши. 2003. № 5.
  103. B.G. Формування фшансово-кредитноУ системи в умовах св1тово1 глобашзацнУ/Фшанси УкраТни. 2005. № 12. С. 89−94.
  104. Глобальш трансформацн i стратег!!' м1жнародноГ економ! чно1 штеграцп// Глобал1зац1я i безпека розвитку: Монограф1я/ Бшорус О. Г., Лук’яненко Д.Г. та in. Кер1вник авт. колективу i наук. ред. О. Г. Бшорус, — К.: КНЕУ, 2001.
  105. А. Особливосп сучасно'1 конкуренцп// Конкуренщя. 2005. № 1.
  106. . В. 1нвестицшш процеси в глобальному середовигщ. К.: Наук, думка, 1997.
  107. JI.M. Мито i митна полггика в умовах глобшпзацп// Фшанси Укра’ши. 2004. № 1.
  108. О.В. Анал1з зовн1шньоеконом1чно1 д! яльносп Укра’ши у 2004 poni// Наук. BicH. Держ. акад. статистики, облжу та аудиту. 2005. № 1. С. 39−45.
  109. Економ1чна енциклопед1я. К.: Вид. центр Академш, 2000. С. 963.
  110. М.М. Роль митного оподаткування в регулюванн1 економ1чного i сощальних процесс! в у держав^/ Фшанси Укра’ши. 2004. № 3.
  111. Квартальш передбачення вщ 6 с1чня. 1999.
  112. С. Зовншня торпвля// Дшовийвюник. 2004. № 5 (120).
  113. Л.Л. Зовшшньоторговельш чинники розвитку Укра’ши// Актуальш проблеми економ1ки. 2003. № 6 (24).
  114. М. Село не готово к ВТО/ Час пик № 16(366) 20 апреля 2008 года -http ://www. chaspik.info/bodyne ws/3432.htm
  115. Шдвищення конкурентоспроможноси нацюнально'1 економгки Укра’ши як передумова и европейськог штеграцн/ Економжа промисловост! 2003. № 3(21). С.6−11.
  116. В. Членство у СОТ: плюси i мгнуси// Полггика i час. 2002. № 9.
  117. П’ятнницький В., Он1щук А. Вплив процессу розширення GC на Украшу: торговельш аспекти //В1сник законодавства Укра’ши. 2000. № 51.
  118. В.О. Ьшовацшна складова у формуваннг конкурентних перева’г нацюнальних економ1к// Проблеми науки. 2005. № 12. С.76−82.
  119. В. Антикризисный чернозем/ Эксперт 2009.№ 2 http ://www. expert.ua/articles/16/0/6508/
  120. М. Село не готово к ВТО/ Час пик № 16(366) 20 апреля 2008 года -http://www.chaspik.info/bodynews/3432.htm
  121. АПК-Информ, www. apk-inform.com
  122. Государственная налоговая администрация Украины // Украина и Всемирная организация торговли: пути сближения, http://www.sta.gov.ua/
  123. Державний Компот статистики Украши http://www.ukrstat.gov.ua/
  124. Информационное агентство Агро Перспектива, http://pro-consulting.com.ua/
  125. Информационно-аналитическое агентство «Эксперт»
  126. Отчет АКБ «Укрсоцбанк» (тенденции 1 квартал 2004), http://www.usb/com/ua
  127. Портал Украинской Зерновой Ассоциации http://uga-port.org.ua
  128. Урядовий портал (Правительственный портал) http://www.kmu.gov.ua
Заполнить форму текущей работой