Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Рыночная экономика: необходимость, сущность, пути перехода

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Переход экономики России к рыночным отношениям обусловливал необходимость формирования рынка труда, который является следствием, производным продуктом становления рыночных отношений в основных сферах и отраслях экономики. Прежде чем в России станет возможным создание рынка труда современного типа, должны быть, как минимум, осуществлены определённые условия, в частности: Разгосударствление… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Особенности российской модели переходной экономики
  • 2. Экономическая реформа в России
  • 3. Недостатки и их преодоление в настоящее время
  • 4. Перспективы развития рыночной экономики в России
  • Заключение
  • Список использованных источников и литературы

Рыночная экономика: необходимость, сущность, пути перехода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рынок труда, представляющий собой систему социально-трудовых отношений по поводу использования рабочей силы, в любой стране находится под наиболее пристальным вниманием экономистов и политиков, так как сам товар на этом рынке непосредственно связан с человеком, его жизнью, благосостоянием, развитием и воспроизводством. В любом современном обществе всегда существует часть населения, которая желает работать, причем неважно, является ли эта часть населения занятой или ее можно отнести к безработным. Эти люди и составляют трудовые ресурсы страны. Также есть те, кто нанимает желающих работать для производства каких-нибудь товаров или услуг. И те, и другие, а также государство вступают в контакты друг с другом по поводу купли-продажи рабочей силы, обучения работников и использования их в процессе производства. Возникающая при этом совокупность отношений между ними носит название рынок труда. Главная особенность рынка труда состоит в том, что в качестве собственников рабочей силы и её потенциальных продавцов выступает значительная часть населения страны.

Проблемы рынка труда и занятости населения в России сложны и противоречивы. Здесь проявляются как общие закономерности, имеющие место в разных странах мира, так и специфические для нашего государства процессы и явления. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда.

Переход экономики России к рыночным отношениям обусловливал необходимость формирования рынка труда, который является следствием, производным продуктом становления рыночных отношений в основных сферах и отраслях экономики. Прежде чем в России станет возможным создание рынка труда современного типа, должны быть, как минимум, осуществлены определённые условия, в частности:

— разгосударствление и приватизация собственности, установление многообразия форм собственности и их юридического и экономического равноправия, утверждение частной собственности на средства производства как главной основы рыночных отношений в сфере труда и, в конечном счёте, формирования рынка труда;

— ликвидация монополизма в сфере экономики, развитие свободной, экономически и юридически равноправной конкуренции между ними из-за рабочей силы;

— ликвидация монополии государства на трудовые ресурсы, его монопольной собственности на рабочую силу, неограниченного права на её подготовку, распределение и использование, высвобождение работников из-под гнёта всевозможных государственных рестрикций, предоставление им права самостоятельно решать вопросы реализации своих способностей и возможностей трудовой деятельности, удовлетворения своих потребностей в труде;

— создание в масштабах национальной экономики единого рыночного экономического пространства, в рамках которого могла бы свободно развиваться и эффективно функционировать многомиллионная армия наёмных работников;

— решение принципиальных проблем взаимодействия национальной экономики с экономиками иных стран и современным мировым хозяйством, выбор модели национальной экономики в мирохозяйственных процессах.

Сформировать цивилизованный рынок труда можно, если механизм его регулирования будет органически связан с надёжно действующей системой социальной защиты населения.

Рынок труда занимает центральное место в рыночной экономике, поскольку труд — решающий фактор производства и жизни общества. Вследствие вышесказанного актуальность темы данной курсовой работы несомненна.

Цель данной работы — показать особенности рынка труда, его состояние и проблемы функционирования в сегодняшних условиях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:

1) Рассмотреть структуру и механизм регулирования рынка труда;

2) Рассмотреть состояние рынка труда в России;

3) Проанализировать проблемы и методы их решения в области рынка труда.

Задачи работы и составляют структуру работы: помимо введения, выводов и списка литературы, представлены две главы по проблемам трудового процесса, которые приобретая специфические черты, предстают перед нами в виде проблематики рынка труда.

Эта проблематика в определенной степени отражена в публикациях С. В. Петрова «Проблемы занятости в современной России», К. А. Феофанова «Ценностно-нормативный аспект безработицы в России», Г. Н. Сокловой «Структура занятости и безработицы: проблемы и тенденции». Кроме этого, в процессе исследования использовались труды И. Заславского, Б. А. Еремина, Н. Л. Антипиной, А. Г. Новицкого, А. З. Дадищева и других.

Глава 1. Рынок труда: понятие, структура и механизм регулирования

1.1. Понятие и структура рынка труда Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т. д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.

Сейчас рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством .

Организационной формой выражения таких интересов на рынке труда являются ассоциации предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзы — с другой. Государство же выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.

Структура рынка труда может быть раскрыта по разным признакам в зависимости от целей анализа.

Можно выделить следующие компоненты: 1. субъекты рынка труда; 2. экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами; 3. рыночный механизм; 4. безработица и социальные выплаты, связанные с ней; 5. рыночная инфраструктура.

Наличие таких компонентов, их взаимосвязь вполне достаточны для того, чтобы возник и начал функционировать рынок труда в современных условиях

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.В. Налоговая система: реформы и эффективность // Налоговый вестник. N 5. 2004. с. 6.
  2. К.Л. Новые тенденции в бюджетной и налоговой политике. // Финансы. 2005. № 10. с.19−23.
  3. Е. Налоговое обозрение // Финансовая газета. Региональный выпуск. N 14. 2003. с. 4.
  4. Ю. Приоритеты бюджетной политики. // Экономист. 2004. № 6. с.53−63.
  5. В., Подпорина И. Ориентиры бюджетной политики. // Экономист. 2004. № 5. с.53−60.
  6. В.Я. Экономическая теория: Учебник. М.: Юристъ, 2004. 861с.
  7. В. Д. Учебник по основам экономической теории. М.: 2003. 617 с.
  8. В. Совершенствование налоговой системы и подготовка кадров для налоговой службы. // Налоги. 2002. № 3. С. 12.
  9. Курс экономической теории // Под ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А., Киров, 2002 г. 247 с.
  10. Р. МАККОНЕЛ, Стенли Л. БРЮ, Экономикс (принципы, проблемы, и политика; часть 1). М.: Республика, 1995 г. 512 с.
  11. С.И. Государственные финансы в новых условиях. // Финансы. 2002. № 5. С. 18.
  12. Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы. 2002. № 6. С. 12.
  13. Налоговая политика не должна быть оторвана от практики // Российский налоговый курьер. N 21. 2004. с. 13.
  14. О федеральном бюджете на 2005 год: Федеральный закон от 24 декабря 2004 г. N 176-ФЗ // Российская газета. 2005. № 2. С. 3.
  15. . Условия восстановления государственного регулирования экономики // Экономист. 2003. № 6 с. 19.
  16. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. — М.: ИНФРА-М, 2004. 480 с.
  17. В. М. Финансы. — М.: ПРИОР, 2003. 412 с.
Заполнить форму текущей работой