Эстетика — одна из основных философских дисциплин, наука об эстетическом измерении человеческого существования, о видении человеком мира в ракурсе прекрасного и трагического, возвышенного и комического, удивляющего и шокирующего и т. п.
Эстетика всегда слагалась из множества конкурирующих между собой концепций, различающихся не только ответами на вопросы об основных эстетических понятиях и природе искусства, но и самим кругом таких вопросов. Современная эстетика в этом смысле не является исключением. В ней существуют многочисленные направления и школы, по-разному определяющие предмет эстетики, сущность искусства, его основные задачи и этапы развития, движущие силы этого развития, характер связей искусства с культурой и т. д.
«Эстетическое чувство», «эстетическая данность» — это двойная данность: данность самого чувства и вместе с этой данностью данность в нем чего-то чувствуемого, отличного от чувства (и чувствуемого) и вместе с тем неотделимого от него. Эстетическое — это особенное чувство, чувство, выделенное данностью в нем чувствуемого, оно есть событие индивидуализации чувствуемого .
Такое понимание эстетического не порывает с традицией, но, удерживая с ней прочную связь, позволяет радикально трансформировать понимание эстетики как философской дисциплины, переосмыслить ее важнейшие категории и существенно расширить ее проблематику.
1. Эстетика бытия.
Сегодня в самом общем виде эстетику определяют как философскую науку об эстетическом отношении человека к миру. Разные авторы отдают предпочтение разным понятиям: эстетическое познание, эстетическое освоение, эстетическая деятельность, эстетическое отражение, эстетическая культура. Общим остается определение предмета эстетики с помощью категории эстетическое. Оно превращается в субстантивированное прилагательное, потерявшее свое существительное.
Предмет эстетики объединяет исторически сложившиеся и логически связанные проблемы четырех сфер философско-эстетического знания:
• онтологическая,
• гносеологическая,
• социально-практическая,
• художественная (искусство) .
Эта целостность эстетических проблем имеет философское основание, поскольку обусловливает многообразные эстетические формы отношений материального и духовного. Отсюда вытекают проблемы:
• сущностного бытия, или онтологии эстетики;
• идеального бытия, или гносеологии эстетики;
• социально-практического бытия, или социологии эстетики .
Ядром, своего рода квинтэссенцией эстетического знания, выступает философия искусства, художественного творчества и художественного восприятия.
Онтологическая сфера эстетической науки первоначально формировалась в рамках философии. Именно философия стремилась постигнуть мир в целом, открыть законы его бытия и познания. А мир, или, как говорили древние греки, космос, представлялся им прекрасным. Важнейшее его свойство виделось грекам в красоте. В греческом языке слово