Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовой статус индивидуального предпринимателя в российской федерации

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Российская экономика, совершая переход к рынку, имела предельно монополизированную экономику. На протяжении многих десятилетий строились заводы-гиганты, создавались комбинаты, производственные, торговые и иные объединения. Закрывались или объединялись малые предприятия, свертывалась ремесленная деятельность. Господствовала экономическая теория, о якобы более высокой эффективности труда при… Читать ещё >

Содержание

  • 1. СУЩНОСТЬ СТАТУСА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
    • 1. 1. Понятие индивидуального предпринимателя в российском праве
    • 1. 2. Соотношение понятий: индивидуальный предприниматель и глава крестьянского (фермерского) хозяйства
    • 1. 3. Индивидуальный предприниматель как субъект малого предпринимательства
  • 2. ВОПРОСЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
    • 2. 1. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя как хозяйствующего субъекта и регистрация прекращения деятельности индивидуального предпринимателя
    • 2. 2. Постановка на учет в налоговых органах и внебюджетных фондах
    • 2. 3. Лицензирование деятельности индивидуального предпринимателя
  • 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
    • 3. 1. Налогообложение деятельности индивидуального предпринимателя
    • 3. 2. Использование индивидуальным предпринимателем контрольно кассовой техники
    • 3. 3. Индивидуальный предприниматель как работодатель
    • 3. 4. Правовая ответственность индивидуального предпринимателя
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Правовой статус индивидуального предпринимателя в российской федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Российская экономика, совершая переход к рынку, имела предельно монополизированную экономику. На протяжении многих десятилетий строились заводы-гиганты, создавались комбинаты, производственные, торговые и иные объединения. Закрывались или объединялись малые предприятия, свертывалась ремесленная деятельность. Господствовала экономическая теория, о якобы более высокой эффективности труда при концентрации производства и капитала. Выход монополистических предприятий на свободный рынок с отпущенными ценами привел к серьезным негативным последствиям. Скрытая инфляция, имевшая место в нашей стране в прошлом перешла непосредственно в денежную инфляцию, за которой последовало снижение объемов производства.

Предприятия монополисты, доставшиеся России после «развала» Советского Союза, оказались не способны конкурировать с вековой европейской рыночной экономикой сначала на международном рынке товаров, работ, услуг, а за тем и на собственном. В результате чего на Российский рынок в неограниченном количестве хлынула импортная продукция, окончательно погубив отечественного производителя.

Противовес крупным предприятиям монополистам может ставить лишь широкое развитие малого предпринимательства. Это давно поняли в странах с рыночной экономикой, где вокруг крупных и средних предприятий сложилась сеть малых предприятий с гибким быстро переналаживаемым производством. Именно малые предприятия могут весьма оперативно реагировать на изменения рыночной системы, полнее удовлетворять личные нужды заказчиков. Сеть малых предприятий, дополненная индивидуальным предпринимательством, и составляет систему малого предпринимательства, поддерживающую свободную конкуренцию на рынке товаров и услуг.

В последние годы значение малого предпринимательства усилилось и в России, хотя количество индивидуальных предпринимателей по сравнению с другими странами пока мало. В последнее время в России функционирует около одного с половиной миллиона малых предприятий.

Среди субъектов малого предпринимательства немалую долю составляют ИП (индивидуальные предприниматели), причем заметна тенденция к увеличению этой доли.

Помимо экономической функции малое предпринимательство играет в обществе значительную социальную роль, поглощая высвобождающиеся из других сфер трудовые резервы.

Учитывая необходимость дальнейшего развития и расширения данного сектора экономики для ускорения проводимых в стране экономических и социальных преобразований, Государственным советом Российской Федерации 19 декабря 2001 года была рассмотрена Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

Данная концепция предусматривает дальнейшее снижение налоговой нагрузки на субъекты малого предпринимательства, упрощение действующих систем налогообложения и процедуры предоставления налоговой отчетности, что позволит создать более благоприятные условия для ускоренного развития малого предпринимательства и повышения благосостояния, занятых в этой сфере деятельности граждан.

На базе данной концепции 6 июля 2007 года Государственной Думой Российской Федерации был принят Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Данный закон установил ряд целей стоящих перед государством в области развития малого и среднего предпринимательства в России. В соответствии со статьей 6 данного закона, основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

1) Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

2) Обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) Обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) Оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок РФ и рынки иностранных государств;

5) Увеличение субъектов малого и среднего предпринимательства;

6) Обеспечение занятости населения;

7) Увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

8) Увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Кризис стремительно и беспощадно обесценил нефтяные и иные сырьевые активы, поставив Россию перед новой суровой реальностью. Внезапный сбой в простеньком сырьевом устройстве экономики страны грозит дестабилизацией всего общества. Это заставило власти впервые всерьез озаботиться угнетенным состоянием, в котором привычно существует российский сектор малого предпринимательства. Большие надежды связываются теперь с тем, что именно сектор малого предпринимательства, которым до сих пор доставались лишь благие намерения, станут в нынешнее лихолетье спасительным генератором рабочих мест и ограничителем нарастающей бедности. Пока же на их предприятиях заняты 8,5 млн. человек — каждый седьмой трудоспособный. К этой цифре следует добавить 2,5−3 млн. индивидуальных предпринимателей. Для такой страны как Россия это весьма скромные показатели, а, значит, есть гигантский потенциал роста. По утверждению Президента Российской Федерации Д. А. Медведева, доля населения страны, занятого в малом бизнесе, к 2020 году должна составить 60−70 процентов. А министр экономического развития Эльвира Набиуллина полагает, что результатом первых антикризисных мер в сфере малого и среднего предпринимательства должно стать появление до конца 2009 года 500 тыс. новых рабочих мест.

Власти рассчитывают, что именно сектор малого предпринимательства станет спасительным генератором рабочих мест.

В текущем году на финансирование региональных программ поддержки малого предпринимательства из федерального бюджета уже выделено 10,5 млрд. рублей — не много по сравнению с крупномасштабными спасательными операциями в финансовой сфере, но все же втрое больше прошлого года. Увеличили объемы поддержки и сами регионы. Однако основная часть выделяемых средств по-прежнему уходит на субсидирование нереально высоких процентов по кредитам и займам — ведь базовая для них ставка рефинансирования ЦБ РФ за последние 12 месяцев поднималась семь раз, достигнув 13 процентов. По мнению председателя Совета Федерации и лидера «Справедливой России» Сергея Миронова, следует ввести верхнюю границу по кредитам для малого бизнеса, ограничив ее 3−5 процента от ставки рефинансирования.

В ходе Всероссийского форума по развитию малого и среднего предпринимательства Владимир Путин выступил с новыми важными инициативами в поддержку малого предпринимательства. В частности, премьер предложил вдвое увеличить порог расчета по упрощенной системе налогообложения для малых предприятий — до 60 млн. рублей их годового оборота.

Так, региональные гарантийные фонды, предназначенные для поддержки малого и среднего предпринимательства, будут пополнены 15 миллиардов рублей — дополнительно уже к выделенным 3,5 миллиардам.

По моему мнению, мировой экономический кризис существенно ударил по экономике России, не смотря на это в России, наблюдается качественное и жизненно необходимое изменение федерального законодательства в сфере предпринимательской деятельности. Возникший экономический кризис стал своего рода «мотиватором» в решении давних проблем связанных с несовершенством законодательства.

То, на сколько субъекты малого предпринимательства способны на данном этапе экономического и правового развития России существовать и развиваться в сфере рыночной экономики является одним из решающих факторов в обеспечении безопасности экономики в условиях мирового экономического кризиса.

Исходя из этого правовой статус малого предпринимательства и неотъемлемая его часть — институт индивидуального предпринимательства имеет существенное значение в сфере экономического развития России и обеспечения национальной безопасности.

При написании дипломной работы автор ставит перед собой следующие задачи: раскрыть сущность статуса индивидуального предпринимателя; осветить вопросы приобретения и прекращения деятельности индивидуального предпринимателя; рассмотреть правовое регулирование отдельных аспектов деятельности индивидуального предпринимателя; а также ответственности индивидуального предпринимателя за нарушение действующего законодательства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция РФ от 12.12.1993 [электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф.
  2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ [электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф.
  3. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ [электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф.
  4. О лицензировании отдельных видов деятельности: федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ [электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф.
  5. О гражданстве в Российской Федерации: федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ [электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф.
  6. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ [электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф.
  7. Об актах гражданского состояния: федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ [электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф.
  8. О крестьянском (фермерском) хозяйстве: федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ [электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф.
  9. О бухгалтерском учете: федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ [электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф.
  10. О несостоятельности (банкротстве): федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ [электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф.
  11. О банках и банковской деятельности: федеральный закон от 02.12.1990 № 395−1 [электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф.
  12. О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт: федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ [электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф.
  13. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ [электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф.
  14. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ [электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф.
  15. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ [электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф.
  16. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ [электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф.
  17. Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ [электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф.
  18. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ [электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф.
  19. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ [электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф.
  20. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ [электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф.
  21. Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей: постановление правительства РФ от 19.06.2002 № 439 [электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф.
  22. О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: постановление правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 556 [электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф.
  23. Об установлении коэффициента дефлятора К1 на 2009 год: приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.11.2008 № 392 [электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф.
  24. Об утверждении порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи: приказ министерства налогов и сборов России от 02.04.2002 № БГ-3−32/169 [электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф.
  25. Правила ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 16.10.2003 г. № 630 [электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф.
  26. Областная государственная целевая программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области на 2008−2010 годы» от 11 июня 2008 года № 156-па [электронный ресурс] // http://www.admin.irbp.ru.
  27. Постановление Мэра города Братска «об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг из бюджета города Братска» от 23.01.2008 № 152 [электронный ресурс] // http://www.bratsk-city.ru.
  28. В.Л. Трудовое право: учебник для вузов / В. Л. Гейхман, И. К. Дмитриева. — М.: Омега-Л, 2003. — 340 с.
  29. Е.П. Предпринимательское право Российской Федерации: учебник / Е. П. Губин, П. Г. Лахно. — М.: Юристъ, 2003. — 1001 с.
  30. Е.С. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей: Организация предпринимательской деятельности / Е. С. Гречихо. — М.: Эксмо, 2005. — 357 с.
  31. Т.А. Индивидуальный предприниматель: от регистрации до прекращения деятельности / Т. А. Гусева, Н. В. Ларина. — М.: Юстицинформ, 2005. — 496 с.
  32. И.В. Предпринимательское право: книга / И. В. Ершова. — М.: Юриспруденция, 2008. — 458 с.
  33. А.В. Настольная книга индивидуального предпринимателя: книга / А. В. Касьянов, Д. В. Кислов, О. А. Курбангалеева; под ред. А. В. Касьянова. 15-е изд., перераб. и доп. — М.: ГроссМедиа, 2007. — 360 с.
  34. О.М. Предпринимательское (хозяйственное) право: учебник / О. М. Олейник. — М.: Омега-Л, 2003. — 183 с.
  35. В.Ф. Коммерческое право зарубежных стран: учебное пособие / В. Ф. Попондопуло. — М.: Питер, 2004. — 288 с.
  36. А.П. Гражданское право: учебник / А. П. Сергеев. — М.: Проспект, 2003. — 285 с.
  37. М.Ю. Индивидуальный предприниматель: правовое положение и виды деятельности / М. Ю. Тихомиров. — М.: Тихомиров М. Ю., 2005. — 157 с.
  38. Е.В. Системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей: бухгалтерский учет и налогообложение / Е. В. Тереньтев. — М.: спект, 2009. — 185 с.
  39. О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 № 23 // Рос. Газ. 07.12.2004 [электронный ресурс] // http://rg.ru.
  40. Юридический словарь «AdverSEO» [электронный ресурс] // http:// www. jur-words.info.
  41. Википедия: свободная энциклопедия [электронный ресурс] // http:// ru.wikipedia.org.
Заполнить форму текущей работой