Без сомнения, государственный долг и проблема его финансирования — это одна из важных проблем страны на уровне макроэкономики. От уровня обслуживания государственного долга зависит очень многое, в общем смысле стабильность страны, в частном — дееспособность бюджета, валютные резервы, устойчивость и стабильность национальной валюты, инвестиционная среда, финансовый рынок и пр.
Так уж сложилось веками, что весь мир живет в долг. И наше последующее поколение, еще не родившись, является потенциальным должником для кого-то. Большинство стрна явно ощущают нехватку имеющихся ресурсов для того, чтобы осуществлять вложения внутри страны, покрыть дефицит бюджета, провести социально-экономические преобразования и выполнить вовремя долговые обязательства по внешним заимствованиям. Некоторые из стран в большей мере являются кредиторами, чем должниками, иные — наоборот. Но факт — вещь неумолимая. Почти во всех этих странах сложившаясь экономическая система носит характер долговой. Причем зависимость национальных хозяйств от внешних подпиток будет укрепляться и дальше по ходу либерализации и глобализации финансовых рынков, несмотря на все-таки еще ощутимое сохранение их изолированности.
Неустойчивость в финансовом плане, наверное, одна из явных характеристик современной глобальной экономики с системным характером.
Поэтому тема государственного долга всегда была и будет актуальной.
Целью данной работы является исследование экономической сущности государственного долга, а также анализ государственного долга страны и сложившуюся систему управления.
Для достижения цели поставлено и решено следующие задачи:
— рассмотрены теоретические основы государственного долга, причины его возникновения, виды;
— проанализирована система управления государственным долгом страны, выявлены проблемы финансирования государственного долга;
— прослежена динамика внешнего и внутреннего государственного долга страны и управление государственным долгом конкретно на примере России.
Объектом исследования является финансовая система страны, предметом иследования выступает непосредственно государственный долг и его разновидности.
В процессе написания использованы методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, экономико-математические методы и пр. В качестве информационной базы были изучены труды отечественных и зарубежных авторов, использованы официальные сайты РФ.
1. Теория государственного долга. Понятие и виды.
1.1 Сущность государственного долга, определение разницы между долгом и задолженностью
Неизбежным и закономерным следствием применения государственного кредита является государственный долг. Исследование организации и экономической природы государственного долга имеет важное теоретическое и практическое значение. Еще недавно понятие «государственный долг» в отечественной финансовой науке трактовалось однозначно как «негативное явление», присущее лишь капиталистической экономике, с негативными последствиями для стран, принимавших в долг.
Убедительный опыт многих стран мира свидетельствует о том, что бюджетный дефицит, государственный кредит и государственный долг в определенных допустимых пределах не продуцируют негативных последствий для экономики. Вместе с тем, чрезмерный государственный долг может привести к серьезным нежелательным последствиям, сопровождающиеся выплатой значительных сумм процентов, а соответственно, сокращением сбережений, вытеснением частных инвестиций государственными заимствованиями, что замедляет экономический рост и приводит к уменьшению доходов населения. Именно поэтому, несмотря на длительную историю, государственный кредит и государственный долг и ныне интерпретируют в категориях добра и зла, то как залог процветания, то как угрозу национальным интересам, а отношение ученых к долгам государства было и остается неоднозначным.
В современном научном лексиконе государственный долг — такая же общепризнанная экономическая категория, как финансы, бюджет, налоги; играет не менее важную роль в экономической жизни общества и требует четкой концептуальной, законодательной и организационно-правовой регламентации, прежде всего, с позиций необходимости обеспечения эффективного управления им [4].
Государственный долг — сумма прямых договорных обязательств органов государственного управления перед экономическими субъектами других секторов экономики (резидентами) и зарубежными кредиторами.
Государственный долг возникает в результате заимствований в денежной форме, выпуска долговых обязательств, принятие долгов других экономических субъектов, безналичного выпуска долговых обязательств. Иными словами, государственный долг — сумма всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства перед внутренними и внешними кредиторами, а также процентов по ним (включая гарантии по кредитам, предоставляемым иностранными заемщиками государственным предприятиям) [2].
С научной точки зрения, важно осознать семантическую разницу между терминами «долг» и «задолженность». Прежде этимологически долг (debt) — денежная сумма, взятая взаймы на срок на определенных условиях и подлежит возврату. Стоит отметить, что долг — понятие статическое, фиксированный параметр, определяющий запасы денежных средств на определенную дату (последний день месяца или финансового года). Задолженность (indebtedness) — сумма приростов чистой задолженности за прошлые периоды плюс исходное состояние задолженности.
В отличие от долга, задолженность определяет не запасы денежных средств, а потоки, имеющие склонность к постоянному изменению во времени. Динамика задолженности зависит от величины чистых потоков (net flows), которая является разницей между полученным новым кредитам (disbursements) и платежами по обслуживанию долга (debt service payments), которые в свою очередь является суммой выплаты основной части долга (principal) и процентов (interest), а также от запасов, т. е. величины существующего долга.