Право человека на социальное обеспечение в международных актах, законодательстве зарубежных стран и России
Коренным образом изменилось положение большинства населения в постсоветской России. Подавляющее большинство пенсионеров и нетрудоспособных нуждается в социальной защите, на грани нищеты оказались, также безработные, вынужденные переселенцы, беженцы, военнослужащие, уволенные с военной службы, безнадзорные и другие категории граждан. СССР удалось реализовать главнейшую обязанность государства… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Право на социальное обеспечение в международных актах
- 1. Общая характеристика международных актов о правах человека и их классификация
- 2. Право на социальное обеспечение — одно из основных в системе социально-экономических прав человека
- 3. Круг субъектов права на социальное обеспечение и его содержание, закрепленные в международных актах
- Глава 2. Право на социальное, обеспечение в законодательстве зарубежных стран
- 1. Право на социальное обеспечение в законодательстве экономически развитых странах на примере Великобритании, Франции и Германии
- 2. Право на социальное обеспечение в законодательстве стран-участниц СНГ на примере Республики Казахстан, Украины, Республики Беларусь
- Глава 3. Реализация международных стандартов в российском законодательстве о социальном обеспечении
- 1. Субъекты права социального обеспечения в Российской-Федерации
- 2. Виды социального обеспечения в Российской Федерации
- 3. Уровень социального обеспечения граждане Российской Федерации
Право человека на социальное обеспечение в международных актах, законодательстве зарубежных стран и России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования обусловлена тем, что в условиях глобализации усиливается социальное неравенство. На первое место выходят конкуренция, рационализм, прагматизм, отодвигая на задний план идеи солидарности, коллективизма, сострадательности, взаимопомощи.1 Далеко не равны и возможности реализации прав и свобод в условиях рыночной экономики: чем состоятельней человек, тем эти возможности шире. Решающая роль, в обществе с рыночной экономикой принадлежит правящей элите и представителям бизнеса, которые подчас забывают, что помимо прав и свобод существуют ен^ соответствующие обязанности перед обществом. Это" характерно* и для России. Российское законодательство и особенное практика его применениякрайне медленно* приводятся в соответствие с международными стандартами. И хотя ст. 15 Конституции РФпризнает приоритет международно-правовых актов, а ст. 7 закрепляет, что Россиясоциальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, однако на современном этапе это не более чем декларация. На-практике представители власти еще* не осознали, что' соблюдение прав и свобод человека — это обязанность государства по отношению ко всем гражданам, а не только к тем, кто стал обладателем крупной собственности.
Проблема прав человека в той или иной форме сопутствует всей истории развития общества. Права человека представляют собой один из способов трактовки и практического решения вопроса взаимоотношений человека и той общности, в которой он проживает. Они утверждают в, этих взаимоотношениях свободу и достоинство личности, ее высший ценностный л статус. Современный мир невозможно представить без прав человека, которые основаны на принципах свободы, равенства, справедливости и носят универсальный характер
1 Права человека и процессы глобализации современного мира / Отв. ред. чл.-корр. РАН, д.ю.н. Е. А. Лукашева. — М.: Норма, 2005. Стр. 72.
2 См.: Права человека // Пугачев В. П., Соловьев А. И.
Введение
в политологию: учебник для вузов. — 3-е изд. -М&bdquo- 1997. Стр. 83.
Сам термин «права человека» появился в международной политической лексике после американской войны за независимость и Великой Французской революции. Вто время в документах этих стран говорилось о правах человека и гражданина. Сегодня права человека рассматриваются с разных точек зрения: с позиции международного права, конституционного права, с точки зрения политологической науки. Общим же является вывод о том, что права человека представляют собой принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав обычно называют свободами) или получать определенные блага, (это собственно права).
Международное правовыступает как форма выражения воли и интересов государств, так как основывается" на соглашениях государств и международных организаций. В России действует правило: договоры, которые расходятся с действующими законами и/или исполнение которых требует изменения, законов либо принятия* новых, в обязательном порядке требуют ратификации. В то же время особенностью общепризнанных принципов' и норм международного права является то, что они должны действовать и тогда, когда специальное соглашение по вышеназванным вопросам не заключалось (т.е. с государства не слагается обязанность гарантировать эти права на уровне международных стандартов даже в том случае, когда соблюдение прав" человека не стало предметом международного договора,).1 К сожалению, Россия пошла по такому пути: нет ратификации — нет обязательств. С другой стороны, Российская Федерация является участником Венской конвенции о праве международных договоров, — фиксирующей принцип, согласно которому обязательства по международным договорам, должны быть выполнены независимо от положений, внутреннего права, а в случае коллизии норм международного.
1 См.: Шаманаева И. И. Вопросы соотношения российского законодательства о социальном обеспечении с международными актами о правах человека. /Дисс.на соиск.канд.юр.наук. — Екатеринбург, 1999. С. 7. договора и норм внутреннего права применению подлежат правила, установленные международным договором (ст. 27).
В СССР проблема социально-правовой защиты населения не стояла так остро, как сегодня в России, поскольку внутренними характеристиками социалистической системы были полная занятость, бесплатные здравоохранение и образование, гарантированность государственных пенсий и т. д. Общепризнано, что советский человек был социально защищен сильнее всех в мире, поэтому социальная защита в тот период сводилась к вопросам социального обеспечения граждан (пенсионное обеспечение, государственное социальное страхование трудящихся, отдельные виды обеспечения по государственному социальному страхованию). Достаточно сказать, что социальное обеспечение в СССР осуществлялось в своем роде впервые в мире. Это было объединяющее понятие различных регулируемых законом форм распределения и перераспределения государством части национального дохода, а также предоставления услуг в основном для обеспечения старости и нетрудоспособности.
Коренным образом изменилось положение большинства населения в постсоветской России. Подавляющее большинство пенсионеров и нетрудоспособных нуждается в социальной защите, на грани нищеты оказались, также безработные, вынужденные переселенцы, беженцы, военнослужащие, уволенные с военной службы, безнадзорные и другие категории граждан. СССР удалось реализовать главнейшую обязанность государства — гарантировать право каждого «на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни» (ст. 11 Международного пакта о социальных, экономических и культурных правах). Являясь правопреемницей СССР1 и вливаясь в международное сообщество, Российская Федерация объявила себя социальным государством, однако формы и механизмы реализации идеи социального государства, место и роль структур гражданского общества в организации социального обеспечения населения не нашли своего концептуального и законодательного решения. Реализация^ социальных гарантий — одна из наиболее острых проблем в России. Конституция РФ, зафиксировав основные социальные права граждан, не определила механизмы их осуществления. В своем послании Федеральному Собранию РФ 5 ноября 2008 г. Президент РФ подчеркнул, что «Российская Федерация.— это социальное государство, которое обеспечивает свободное развитие человека и при этом устанавливает гарантии социальной-защиты. Следовательно, ущемление гражданских свобод и действия, ухудшающие материальное положение людей, — они не только аморальны, они ещё и незаконны».1.
Этим обусловлена необходимость во вновь принимаемых законах и иных нормативных правовых актах в' сфере социальной защиты* населения, учета отечественного и мирового опыта решения социальных проблем и восстановления реальных социальных гарантий на основе выработки конструктивной социально-экономической политики государства на долгосрочную перспективу.
Цели и задачи, исследования.
Целью данной> работы является: выявлениеместа и значения социально-экономических прав, в системе прав человекадоказательство того, что’право на социальное обеспечение является одним из важнейших социально-экономических прав человекаопределение уровня реализации международных стандартов в сфере социального обеспечения в Российской Федерации.
Достижение указанной цели осуществлялось посредством решения следующих основных задач:
— анализа международно-правовых актов, посвященных проблеме социально-экономических прав человека и определение параметров международного стандарта социального обеспечения;
1 Российская газета, б ноября 2008 г. № 230. исследование опыта функционирования систем социального обеспечения в зарубежных странах;
— изучения процесса сближения правового регулирования, отношений по социальному обеспечению в странах-членах СНГ;
— выявления взаимосвязи законодательства о социальном обеспечении Российской Федерации с международными правовыми актами;
— комплексного исследования современного состояния системы социального обеспечения в Российской Федерации.
Методологическая и теоретическая основы, исследования.
В основу диссертационного исследования положен общенаучный диалектический метод познания и его разновидности: исторический, метод логического анализа, сравнительно-правовой. В. работе также* применяются такие специальные методы исследования, как функциональный, системный, технико-юридический.
Научную базу исследования составили труды отечественных ученых-юристов, внесших значительный вклад в правовую науку: Азарова E.F., Андреева B.C., Антропова В. В., Благодир А. Л., Буяновой МЮ., Гордона* Л.А., Гусова К. Н., Зайкина А. Д., Захарова М. Л., Иваненко В. А., Иваненко B.C., Иванкиной Т. В., Ивановой Р. И., Истоминой Е. А., Кобзевой С. И., Кучмы М: И, Лушникова A.M., Лушниковой М. В., Мачульской Е. Е., Мироновой Т. К., Рогачева Д. И., Ройка В. Д., Федоровой М. Ю., Филипповой М: В., Тарасовой В. А., Тучковой Э. Г., Хижного Э. К., Челноковой Г. Б., а также ряда зарубежных ученых.
Проанализированы, труды ученых — специалистов по общей теории права, смежным отраслям права, работы по философии, экономике и другим общественным, наукам:
Эмпирическую базу исследованиясоставили: международные правовые акты, законодательство Российской Федерации, законодательство государств Западной Европы (Великобритании, Франции, ФРГ) и СНГ (Республики Беларусь, Республики Казахстан, Украины).
Научная новизна исследования состоит в том, что оно является первым в науке российского права социального обеспечения комплексным монографическим исследованием проблем прав человека в сфере социального обеспечения в международных актах, законодательстве зарубежных стран и России, а также определяется самой темой работы и подходом к ее исследованию, основными теоретическими выводами и предложениями по совершенствованию действующего законодательства.
Основные существенные выводы, характеризующие научную новизну исследования, отражаются в следующих положениях, выносимых на защиту:
1. Из числа закрепленных в международных актах основных прав человека главным признается право человека на жизнь, образующее первооснову всех других прав и свобод и представляющеесобой абсолютную ценность-мировой цивилизации. В последние десятилетия все большее развитие получает правовая доктрина неразрывности данного права с основными социально-экономическими правами человека, которые в конечном итоге выполняют роль егогарантийСреди социально-экономических прав основноеместо занимает право человека на социальное обеспечение, которое гарантирует право на жизнь всем тем членам общества, которые по причинам, признаваемым обществом социально уважительными, не могут самостоятельно себя обеспечить источником средств существования (дети, пожилые люди, лица, утратившие временно или постоянно способность трудиться, и др.).
2. Анализ международных актов, позволил выявить основные параметры стандарта социального обеспечения, который включает круг субъектов, виды и уровень социального обеспечения. Исследование содержанияосновных актов дает основание для вывода о том, что на международном уровне признано не только правочеловек на жизнь и право каждого как члена общества на социальное обеспечение, но и достаточно конкретно* определен круг субъектов данного права. К их числу международные акты относят, прежде всего, детей, семью, инвалидов, пожилых, безработных и некоторые иные категории членов общества, нуждающихся в социальной помощи по независящим от них причинам. Выявление на международном уровне указанного круга: субъектов, имеет принципиально важное значение длясравнительного сопоставленияего с темкоторый закреплен в национальном законодательстве того или иного государства, включая Россию:
3. Исследование, законодательства ряда западноевропейских стран дает основание для утверждения, что гарантированность, социального обеспечения? на уровне: международного стандарта является" в них нормой жизни людейПричем, в ряде: из них он существенно повышен:. Полагаем, что по мере увеличения" количества государств, предоставляющих своим гражданам: социальное: обеспечение: науровне, выше современного стандарта, международному законодателю следует его пересматривать.
4. Реформы социального законодательства в исследуемых странах СНГ проводились, на основе правопреемственности в основномс учетом действовавшего ранее союзного законодательства: В то же: времяв законодательстве о социальном обеспечении стран-членов? СНГ появились серьезные различия^ отражающие, конкретные: социально-экономические условия? идемографическую ситуациюОднако целью совершенствования, этого’законодательства в указанных странах, включая Россию, является не толькодостижение международных стандартов, но и сближение правовых норм, закрепляющих круг субъектов, виды социального обеспечения, условия^ его предоставления: и уровень обеспечения. Этот процесс объективнонеобходим, — поскольку формирование единого экономического пространства нуждаетсяв создании и единого правового поля, гарантирующего равные социальные права гражданам этих стран.
5'. Сравнительныйанализсоответствия^ российского стандарта социального обеспечениям международному позволил выявить целый ряд достаточно острых социальныхпроблем, требующих своего незамедлительного решения:. Оникасаются как. большей: правовой определенности в закреплении круга, субъектов, так и видов, и уровня социального обеспечения.
6. В целом круг субъектов социального обеспечения, закрепленный в российскомзаконодательстве, соответствует международному стандарту. Например, при определении такойкатегории, как дети, российское законодательство основывается на Конвенции ООН «О правах ребенка», в силу которой ребенком признается любой человек, не достигший 18 лет. Что касается семьи как субъекта права: на социального обеспечение, то в международных актах нет законодательно закрепленного понятия семьи. Легальное определение семьи отсутствует и в российском законодательстве. Это порождает различныйподход законодателязакрепляющего меры социальной поддержки семьив различных нормативных правовых актах., В диссертации, обосновываетсяпредложениео необходимости закрепления.- единого понятия семьи в правекоторое: использовалось бы независимо? от вида правоотношений и их отраслевой принадлежности.
Второй: не менее важной является! проблема понятия «инвалид». Декларация о правах инвалидов: 1975 г. и Конвенцияо? правах инвалидов: 2006″ г., целью которых заявлены, защита и обеспечение полного осуществленияшнвалидами нафавной основе всех прав человека, не в полной мере реализуются в России: Это объясняется тем, что российское: законодательство^ связывающее понятие «инвалид» с ограничением жизнедеятельности человека, формально5 соответствует международному, однако1 закрепляет при этом дляинвалидов < различный правовой^ статус. Объем прав инвалидов зависит от того, устанавливается человеку только группа инвалидности или группа, и степень инвалидности. При отсутствии степент инвалид лишается самого главного права — права на пенсию по инвалидности. Bf диссертации предлагается возвратить в пенсионное законодательстворанее действовавшее: понятие «инвалид» и использовать длядифференциации инвалидности. только группы.
На современномэтапе в* российском законодательстве отсутствует определение: и такого субъекта как «пожилой человек». Основным признаком данной категории субъектов изначально признается пенсионный возраст. Однако в нашей стране достаточно широкий перечень работ с неблагоприятными условиями труда, дающими право на досрочную пенсию по старости.
В целях однозначного определения данного субъекта в работе предлагается законодательно закрепить понятие «пожилые люди».
Самостоятельным субъектом отношений по социальному обеспечению на международном уровне являются безработные, за которыми признается право на защиту от безработицы. Очевидно, такое право должно предоставляться всем, кто не имеет работы или полной занятости.
По российскому законодательству человек не может официально получить статус безработного, если он относится к числу занятого населения. Однако законодатель закрепляет такое широкое понятие занятости и такой широкий перечень занятых, что лишает очень многих граждан, не имеющих работы и стабильного заработка, располагающих доходом на уровне даже ниже прожиточного минимума, права на защиту от безработицы. В' диссертации обосновывается предложение о закреплении более гуманного понятия безработного, не связанного с искусственно-расширенным понятием занятого населения.
7. Виды социального’обеспечения в России в целом соответствуют тем, о которых говорится в международных актах. Основным среди них признается' пенсионное обеспечение. Причем в силу ратифицированного еще СССР Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека оно предоставляется каждому как члену общества либо как лицу, подлежащему обязательному социальному страхованию. В первом случае уровень такого обеспечения устанавливается государством с учетом возможностей федерального бюджета, но не ниже прожиточного минимума в стране. Во втором случае механизм определения уровня пенсионного обеспечения-, должен гарантировать каждому застрахованному соизмерение размера пенсии с размером страхуемого заработка, то есть той его суммы, с учетом которой работодателем уплачивались страховые платежи в Пенсионный фонд. Поскольку пенсионные выплаты застрахованным, а в случае их смерти членам их семьи, — это возврат «отложенной» заработной платы, недополученной работником в период его трудовой деятельности, то в диссертации аргументируется предложение о внесении изменений в пенсионное законодательство, предусматривающее исчисление трудовых пенсий на основе среднего заработка, а не на основе пенсионного капитала".
Учитывая, что средства, пенсионного фонда формируются несколькими поколениями и в течение длительного периода, предлагается вернуться^ к ранее действовавшему правилу, предусматривавшему дифференциацию размера пенсии в зависимости от продолжительности страхового стажа.
Ныне действующая в Россиипенсионная1 система является индивидуально-накопительной, что не соответствует правовой природе обязательного пенсионного страхования, которое выполняет функцию коллективной* самозащитыпри наступлении* страховых случаев на основе солидарности застрахованных разных поколений. В* связи с* этим предлагается отказаться от принудительно характера пенсионных накоплений, придав им добровольный характер, и исключить их из системы обязательного социального < (пенсионного) страхования. Это необходимо сделать немедленно, поскольку отвлекаемые государством средства на накопления, с одной стороны, существенно ограничивают возможности, для увеличения размеров текущих выплат, а с другой — будущим пенсионерам не гарантирована их защита от инфляции, что убедительно доказал нынешний кризис.
8. Перечень социальных выплат в виде пособий при наступлении соответствующих оснований по российскому законодательству значительно шире рекомендованного международными актами. Однако данный факт сам по себе еще не может служить доказательством отнесения нашей страны к числу тех, в которых уровень социальной защищенности человека выше международного стандарта. Это объясняетсякрайне низким уровнем таких выплат, которые даже в. совокупности не гарантируют человеку право* на достойные условия жизни, и целом рядом ограничений, закрепленных в законодательстве.
Вся международная практика и опыт зарубежных стран свидетельствуют о том, что пособие по безработице тем, кто имел работу, но потерял ее, должно предоставляться в. порядке обязательного социального страхования. Первоначально в России так и было: в федеральном Законе от 16июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» безработица признавалась самостоятельным страховым случаем. Однако впоследствии, не внося в указанный Закон изменений, государство передает все средства, поступившие за счет страховых платежей работодателей в Фонд занятости, в федеральный бюджет и лишает данное пособие страховой природы, одновременно существенно ограничив ранее предоставленные права безработным из числа застрахованных (в части определения размера пособий по безработице, установления периодов его выплаты, и др.). В диссертации предлагается восстановить безработицу вкачестве самостоятельного страхового случая и гарантировать исчисление размера пособия по безработице на основе страхуемого заработка по данному виду обязательного социального страхования.
9. Одним из основных видов социального< обеспечения работающих являетсяпособие по временной нетрудоспособности и по беременности и родам. До недавнего времени правовое регулирование отношений по поводу данного вида пособия осуществлялось нормами, принятыми еще в советский период. С 1 января 2007 года вступил в силу новыйфедеральный закон, который незначительно улучшил обеспечение работающих данным пособием, в то же время существенно ограничив ряд ранее предоставленных застрахованным прав, чем нарушил ст. 55 Конституции РФ. В работе дается соответствующая правовая оценка умаления законодателем ранее предоставленных прав, связанных с ограничением размеров указанных пособий максимальным пределом, что на практике фактически приводит к отказу застрахованных от освобождения от работы и лечению заболевания до полного выздоровления. Это становится основной причиной роста хронических заболеваний, а в конечном итоге и роста инвалидности в стране. В диссертации аргументируется вывод о необходимости установления более справедливого соотношения размеров" указанных пособий со средним заработком работника.
Ограничение прав застрахованных, имеющих менее 61 месяцев страхового стажа (а это все молодое поколение, только начинающее трудовую деятельность), расценивается как дискриминация, в связи с чем обосновывается предложение о необходимости отказа от такого ограничения.
Исследование проблемы продолжительности выплаты пособия по временной нетрудоспособности дало основание для вывода о недопустимости ограничения срока, выплаты данного пособия в случае ухода за больным ребенком, поскольку это полностью противоречит основным направлениям демографической политики, проводимой' государством на современном этапе. Результат такого ограничения очевиден — стремительный рост хронических заболеваний у детей.
Теоретическая' значимость исследования заключается в том, что обоснованные в нем выводы и предложения" развивают и дополняют ряд положений, науки права социального' обеспечения? и могут быть использованы в учебном курсе по праву социального обеспечения России при чтении лекций, проведении практических занятий.
Практическая значимость работы заключается в том, что выводы и рекомендации, которые содержатся в диссертации, могут быть использованы в процессе совершенствования механизма правового регулирования сферы социального обеспечения, для оптимизации нормотворческой и правоприменительной деятельности.
Достоверность и обоснованность научных положений и выводов, содержащихся в диссертации обеспечена применением современных методов исследования, системным анализом источников материального права.
Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Работа подготовлена на кафедре трудового права и права социального обеспечения Московской государственной юридической академии, где проведено ее обсуждение и рецензирование. Основные положения исследования изложены в опубликованных работах.
Объем и структура работы определяются целью и задачами диссертационного исследования. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, списка нормативных правовых актов и специальной литературы.
1. Устав ООН 1945 года. Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., Норма, 1998.
2. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996.
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. Там же.
4. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. Там же.
5. Декларация прав* ребенка 1959 г. Международная, защита прав и свобод человека. Сборник документов.-MI: Юридическая литература, 1990.
6. Декларация о правах инвалидов 1975 г.
7. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 т.
8. Конвенция* ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» 1979 г. Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990.
9. Конвенция ООН «О правах ребенка» 1989 г. Там же. Ю:Конвенция*ООН «О правах инвалидов» 2006 г. Принята в г. Нью-Йорке1312.2006' Резолюцией 61/106 на 76-ом пленарном заседании 61-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН). Документ опубликован не был.
10. Международная" конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г.
11. Конвенция МОТ 1952 г. № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения». Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 1956. Т. I.
12. Конвенция МОТ (пересмотренная) 1952 г. № 103 и Рекомендация «Об охране материнства». Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990.
13. Конвенция МОТ 1962 г. № 117 «Об основных нормах и целях социальной политики». Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991.
14. Конвенция МОТ 1962 г. № 118 «Оравноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения». Там же.
15. Конвенция. МОТ 1967 г. № 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца». Там же.
16. Конвенция 1969 года № 130-«О'медицинской помощи и пособиях по болезни». Там же.
17. Конвенция" МОТ 1982 г. № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения». Там же.
18. Конвенция МОТ 1988 г. № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы». Там же.
19. Конвенция МОТ 2000 года № 183 «Об охране материнства». Справочно-правовая>система «Консультант плюс».
20. Рекомендация МОТ 1934 г. № 44 «О страховании на случай безработицы и о различных видах оказания помощи безработным». Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 -1956. Т. I.- Женева: Международное бюро труда, 1991.
21. Рекомендация МОТ 1983 г. № 167 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального страхования». Там же.
22. Рекомендации МОТ 1988;года № 176 «О содействии занятости и защите от безработицы». Там же.
23. Конвенцию ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г.
24. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.
25. Европейская. социальная хартия 1961 г. (пересмотренная в 1999 г.)29:Европейский кодекс социального обеспечения-1964 г.
26. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств 1991 г. Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. № 51.31. Устав СНГ 1993 г.
27. Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество», 1995, № 2.
28. Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств (СНГ) 1994 г.
29. Соглашение СНГ от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения». Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество», 1993, № 3.
30. Конституция РФ 1993 г. Российская газета. 1993. 23 декабря. № 237.
31. Декларация прав и свобод человека и гражданина РСФСР' 1991 г. Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 52.
32. Семейный кодекс РФ / СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16.
33. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 года / СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 3- 2008. № 30 (ч. 1). Ст. 3613.
34. Закон СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» / Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 23. Ст. 416.42.3акон РФ от 18.04.1991 г. № 1026−1 «О милиции» / Ведомости РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503- СЗ РФ. 2007. № 41. Ст. 4845.
35. Федеральный закон от 19.02.1993 г. № 4528−1 «О беженцах» (в ред. 23.07.2008 г.) / Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 12. Ст. 425- СЗ РФ: 2008. № 30 (ч. 2). Ст. 3616.
36. Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в ред. от 01.03.2008 г.) / СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1929; СЗ РФ. 2008. № 9. Ст. 817.
37. Федеральный закон от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (в ред. от 22.08.2004 г.) / СЗ РФ. 1995. № 32. Ст. 3198- 2004. № 35. Ст. 3607.
38. Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 28.04.2009т.) / СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563- 2009. № 18 (ч. 1). Ст. 2152.
39. Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (в ред. от 22.08.2004 г.) / СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4872- 2004. № 35. Ст. 3607.
40. Федеральным законом от 22.06.1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (в ред. от 18.12.2006 г.) / СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3006- 2006. № 52. Ч. 1. Ст. 5497.
41. Федеральный закон от 24.07.1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в ред. от 21.07.2007 г.) / СЗРФ. 1998. № 31. Ст. 3803- 2007. № 30. Ст. 3806.
42. Федеральный закон от 24.07.1998т. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 30.06.2007 г.) / СЗ РФ.1998. № 31. Ст. 3802- 2007. № 27. Ст. 3215.
43. Федеральный закон от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (в ред. от 14.07.2008 г.) / СЗ РФ.1999. № 29. Ст. 3686- 2008. № 29 (ч. 1). Ст. 3417.
44. Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в ред. от 28.04.2009 г.) / СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3699- 2009: № 18 (ч.Л). Ст. 2152.
45. Федеральный закон от 15.02.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» (в ред. от 19.07.2007 г.) / СЗ РФ: 2001. № 51. Ст. 4832.
46. Федеральный закон от 18.06.2001 г. № 77-ФЗ «Опредупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» (в ред. 23.07.08r.)>/ СЗ РФ: 2001. № 26. Ст. 2581- 2008. № 30 (ч. 2). Ст. 3616.
47. Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в ред. от 09.04.2007 г.) / СЗ РФ.^ 2001. № 51. Ст. 4831.
48. Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 17Э-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. от 01.12.2007) / СЗ РФ. 2001. № 52. Ч. 1. Ст. 4920- 2007. № 49. Ст. 6073.
49. Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ"(c)*дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" / СЗ РФ. 2007. № 1. Ч. 1. Ст. 19.
50. Постановление Правительства РФ' № 286 от 15.05.2007 г. «Об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи» / СЗ РФ. 2007. № 21. Ст. 2509.*.
51. Распоряжение Правительства РФ от 29.03:2007 г. № 376-р «Об утверждении Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств» / СЗ РФ. 2007. № 14. Ст. 1734.
52. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от. 10.10.2003 г. «О? применении судами общейюрисдикции общепризнанных принципов и норм международногоправа и международных договоров». Российской: Федерации" / Российская^ газета. 02.12.2003. № 244.
53. Конституция Республики Казахстан 1995 г.
54. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года № 409−1.
55. Законом Республики Казахстан от 28 июня 2005 г. №-63−111 ЗРК «О государственных пособиях семьям, имеющим детей». Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2005, № 12, ст. 173.
56. Конституция Республики Беларусь 1994 г. Национальный.- реестр правовых актов республики Беларусь. 1999. № 1.
57. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 1998 г. № 1655 «О направлении граждан Республики Беларусь на лечение или консультацию за пределы республики». Рэспублша. 1999. № 270.
58. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 мая 2000 г. № 771 «О мерах по созданию в республике системы адресной социальной помощи». Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 16.
59. Конституции Украины 1996 г.
60. Основы законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании от 14 января 1998 г. Ведомости Верховной Рады Украины, 1998. № 23. Ст. 121.
61. Концепция социального обеспечения населения Украины. Ведомости Верховной Рады Украины, 1994. № 6. Ст. 32.
62. Закону Украины от 19 декабря 1991 г. № 2001;XII «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы». Ведомости Верховной Рады Украины. 1991. № 16: .Ст. 200- 1992. № 13. Ст. 178- 1996. № 35. Ст. 162.
63. Закон Украины от 21 ноября 1992 года № 2811-XII «О государственной помощи семьям с детьми» (с изм. и доп.). Ведомости Верховой Рады Украины, 1993. № 5. Ст. 21- 2008. № 5−6, № 7−8. Ст. 78.
64. Закон Украины, от 15 сентября 1999 г. № 1045-XIV «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Ведомости Верховой Рады Украины, 1999. № 45. Ст. 397- 2002. № 11. Ст. 79.
65. Закон Украины от 11 января 2001 г. № 2211-III «О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социальногострахования». Ведомости Верховной Рады Украины, 2001. № 11. Ст. 47- 2002. № 17. Ст. 124. № 30. Ст. 210.
66. Закон Украины от 9 июля 2003 г. «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Ведомости Верховной Рады Украины, 2003, № 49−51, ст. 376.
67. Правила исчисления общего трудового стажа для назначения работникам пособия по временной нетрудоспособности, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 19 октября 1998 г. № 1658. Офщшний вюник Укра’ши, 1998. № 42. Ст. 1556:
68. Конституция Франции. Constitution of France.
69. Кодекс социального обеспечения Франции. Dalloz, 2002.
70. Закон Великобритании «О социальном обеспечении» 1975 г. Public General Acts, 1975, № 14, 18.
71. Закон Великобритании «О национальной службе здравоохранения» 1977 г. Public General Acts, 1977, № 49.Диссертации, авторефераты диссертаций'.
72. Астраханцева Е. В. Некоторые особенности правового регулирования труда и социального обеспечения работников здравоохранения. Дисс. канд. юрид. наук. М., 2008.
73. Беребина О. П. Уровень пенсионного обеспечения: современное состояние и перспективы. Дисс. канд. юрид. наук. М., 1999:
74. Благодир A.JI. Правовое регулирование социального обслуживания граждан. Дисс. канд. юрид. наук. М., 2002.119: Бондарева Э. С. Социальные стандарты по трудовому правуи праву социального обеспечения. Автореферат дисс.канд. юрид. наук. М., 2008.
75. Власенкова В. В. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации. Автореферат дисс. канд. юрид. наук. М., 2007.
76. Гречу к JI.A. Субъекты-получатели в праве социального обеспечения России. Дисс. канд. юрид. наук. Томск, 2002.
77. Дресвянкин Д. С. Социальная защита сотрудников правоохранительных органов: правовые вопросы. Автореферат дисс.канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2008.
78. Кобзева С. И. Источники права социального обеспечения России. Дисс. докт. юрид. наук. М., 2009.
79. Истомина Е. А. Пенсионная система Французской Республики (правовые вопросы). Дисс. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005.
80. Маслов С. С. Понятие и виды юридической ответственности субъектов правоотношений по социальному обеспечению. Автореферат дисс.канд. юрид. наук. М., 2008.
81. Мачульская Е. Е. Правовое регулирование социального обеспечения в Великобритании. Дисс. канд. юрид. наук. М., 1991.
82. Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения в условиях рыночной экономики (теория и практика правового регулирования). Дисс. докт. юрид. наук. М., 2000.
83. Миронова Т. К. Право социального обеспечения и современные тенденции правового регулирования отношений в сфере социальной защиты. Дисс. докт. юрид. наук. М., 2008.
84. Рогачев Д. И. Метод права социального обеспечения. Дисс.канд.юрид. наук. М., 2002.
85. Синьков С. Н. Возмещение вреда в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (правовой аспект). Дисс. канд. юрид. наук. М, 2006.
86. Тучкова Э. Г. Труд и социальное обеспечение пожилых граждан в СССР (правовые проблемы). Автореферат дисс. докт. юрид. наук. М., 1990.
87. Федорова М. Ю: Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования. Дисс. докт. юрид. наук. СПб., 2003. .
88. Фрик О. В. Накопительный механизм в обязательном пенсионном страховании: правовые вопросы. Дисс. канд. юрид. наук. Омск, 2006.
89. Шаманаева И. И. Вопросы соотношения российского-законодательства о социальном обеспечении с международными актами о правах-человека. Дисс.канд.юрид. наук. Екатеринбург, 1999.
90. Ясырева И. Н. Право социального обеспечения о комплексной реабилитации инвалидов. Автореферат дисс. канд. юрид. наук. Пермь, 2007. Монографии, учебная и специальная литература.
91. Андреев B.C. Право социального обеспечения в СССР: УчебникМ.: Юрид.лит., 1980.139: Антропов.В. В. Социальнаяч защита в странах Европейского союза. История, организация, финансирование, проблемы. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006.
92. Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. -М.: ИНФРА, 1998.
93. Буянова М. О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики. Теоретико-правовой аспект. Монография. -М.: ООО «Издательство Проспект», 2002.
94. Глотов С. А., Мазаев В. Д. Современная концепция прав человека в принципах и нормах Совета Европы. Путеводитель по специальному лекционному курсу для студентов / Институт Национальной Стратегии Реформ. М.: б/и, 2001.
95. Европейская социальная хартия: Справочник: Пер., с фр. — М.: Междунар. отношения, 2000.
96. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Пенсионная реформа в, России. М.: Р. Валент, 2002.
97. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г., Савостьянова В. Б. Пенсионный кодекс Российской Федерации. Проект. М.: Р. Валент, 2008.
98. Иваненко В: А.,. Иваненко B.C. Социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционные правовые аспекты. СПб: Изд-во «Юридический центр-Пресс», 2003.
99. Конституция Европейского Союза: Договор, устанавливающий Конституцию для Европы (с комментарием). М.:.ИНФРА-М, 2005:
100. Кудрявцев A.A., Плам Р: Г., Чернова. F.B. Страхование здоровья-(опыт Великобритании). М.: «Анкил», 2003.
101. Лукашук И. И. Глобализация, государство, право, XXI век. — М.:. Спарк, 2000.
102. Лушникова. М.В., Лушников A.M. Курс права социального обеспечения. -М.: ЗАО* Юстицинформ, 2008.
103. Маклаков В. В: Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. М.: Волтерс Клувер, 2006:
104. Международное* право: учебник / Отв. ред. Ю.М. КолосовЭ.С. Кривчикова. — 2-е изд, перераб. и доп. М: Междунар. отношения, 2005.
105. Международные права человека. Закон, политика и процесс: учебник / Д. Вэйсбродт,.Д:.Фитцпатрик, Ф. Ньюман: Пер: с англ. 3-е изд.- 2001.
106. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю: Толковый словарь русского языка / Российская АНРоссийский фонд культуры- 2-е изд., испр. и доп. М., АЗЪ- 1995.155: Парамонова C.B. Проблемы и перспективы пенсионной системы России: монография. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006.
107. Права человека // Пугачев В: П., Соловьев А. И.
Введение
в политологию: учебник для вузов. 3-е изд. -М., 1997.
108. Права-человека. Учебник для вузов,/ Отв. ред. Е. А. Лукашева.М., 1998:
109. Права человека и процессы глобализации современного мира / Отв. ред. чл.-корр. РАН, д.ю.н: Е. А. Лукашева. М.: Норма- 2005:159: Права человека. Гуманитарный курс: Учебное пособие. М.: Логос, 2002.
110. Право Европейского Союза в вопросах и ответах: учеб. пособие / C.KD. Кашкин (и др.) — отв. ред. С. Ю. Кашкин. M.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
111. Право социального обеспечения России: учеб. для студентов вузов / M.JI. Захаров, Э. Г. Тучкова — 4-е изд, перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2005.
112. Право социального обеспечения России: Учебник / М. О. Буянова, К. Н. Гусов (и др.) — отв. Ред. К. Н. Гусов. 4-е изд. перераб. и доп. — M.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
113. Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. М. В. Филипповой. М.: Юристъ, 2006.
114. Роик В. Д. Пенсионная система России: история, проблемы и пути совершенствования. -М.: МИК, 2007.
115. Роик В. Д. Превратить старость в радость: Основы жизнедеятельности населения в пожилом возрасте. — MI: МИК, 2008.
116. Саидов А. Х. Общепризнанные права человека: учебное пособие / Под ред. И. И. Лукашука. М.: МЗ ПРЕСС, 2004.
117. Сирота И. М. Все о пенсиях, пособиях, социальной защите граждан Украины: Научно-практический комментарий и сборник нормативных актов. 6-е изд. X.: Одиссей, 2006.
118. Социальное государство и защита прав человека / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 1994.
119. Тарасова В. А. Охрана прав граждан в пенсионном обеспечении. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978.
120. Теория государства и права: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1. / Под ред. М. Н. Марченко. М.: Изд-во «Юридических колледж МГУ», 1995.
121. Трудовое и социальное право зарубежных стран: основные институты. Сравнительно-правовое исследование / Под ред. Э. Б. Френкель. М.: Юристъ, 2002.
122. Хижный Э. Государственная система социальной защиты граждан в странах Западной Европы: монография РАН ИНИОНЦентр науч.информ. исслед. глобальных и региональных проблем. / Отв. ред. В .Г. Былов. -М., 2006.
123. Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. профессора В. Г. Стрекозова. М.: ИПП «Отечество», 1993.
124. Челнокова Г. Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России: научно-практическое пособие. — М.: Проспект, 2009.
125. Шумилов В. М. Международное право: учебник. M.: ТК Велби, 2007.
126. A basic guide to: Social Security Benefit Rates. Department for Work and Pensions, 2006.
127. Brown J. Child Benefit: Investing in the Future. Child Poverty Action Group, 1988.
128. Commission on Urban Priority. Faith in the City, a Call for Action by Church and Nation. Church House, 1985.
129. East R: Social Security Law. London: Macmillan Press Ltd., 1999.
130. Greciano P.-A. Les retraites en France. Quel avenir? Paris: La documentation Francaise, 2002.
131. Lister R. The Exclusive Society: Citizenship and the Poor. — Child Poverty Action Group, 1990.
132. Rodiere P. Droit social de l’Union1 Europeenne. — Paris: Libraire Generale de Droit et de Jurisprudence, E.J.A., 2002. :
133. Social Security Statistics. Department of Social Security, 1997. Статьи, доклады, материалы научных конференций^.
134. Абдыкаликова Г. Опыт реформирование пенсионной системы, в Республике Казахстан/ Правовая реформа в области социального обеспечения Республики Казахстан: перспективы развития: Материалы Международного круглого стола. Алматы: КазНУ, 2004.
135. Азарова Е. Г. Добровольные пенсионные накопления / Хозяйство и право. 2008, № 10.
136. Азарова Е. Г. О праве пожилых людей на достойную жизнь. Сборник материалов международной научно-практической конференции «Право человека на жизнь и его гарантии в сфере труда и социального обеспечения». М.: Проспект, 2008.
137. Антоненко Т. В. Социальное страхование в Украине: достижения и перспективы / http://cis.minsk.by.
138. Антропов В. В. Системы пенсионного обеспечения в странах ЕС / Труд за рубежом. 2006, № 3.
139. Антропов В. В. Системы медицинского страхования в государствах членах ЕС / Труд за рубежом. 2006, № 2.
140. Антропов В. В. Система социального обеспечения во Франции: опыт и перспективы / Труд за рубежом. 2005, № 2.
141. Артеменко И. Пенсионное страхование в ФРГ / Человек и Труд. 2007, — № 2.
142. Витте Л. Европейская социальная модель и социальная сплоченность: какую роль играет ЕС? / Аналитический вестник Совета Федерации Федерального собрания РФ. М., 2006: № 6;
143. Воронин Ю. В. Актуальные проблемы развития пенсионного законодательства / Сборник материалов международной научно-практической конференции «Право человека на жизнь» и его гарантии в, сфере труда и социального обеспечения". М.: Проспект, 2008.
144. Гонтмахер Е. Ушел на огород и не вернулся: Неформальная занятость может стать серьезной проблемой для рынка труда" / Российская газета. 20 апреля 2009 г.
145. Гордон Л. А. Социально-экономические права человека: содержание, особенности, значение для России / Общественные’науки и современность. М., 1997. № 3.
146. Грызлова А., Яненко Е. Обзор зарубежных пенсионных, систем / Отечественные записки. 2005, № 3.
147. Гутник В., Зимаков А. Пенсионная реформа в Германии. / Современная Европа: Вып. 2, апрель июнь 2001.
148. Демин А. Б. Обязательное социальное страхование в Республике Казахстан / Правовая реформа в области социального обеспечения Республики Казахстан: перспективы развития: Материалы Международного круглого стола. Алматы: КазНУ, 2004.
149. Дзгоева Ф. О. Лица с семейными обязанностями как субъекты права социального обеспечения. «Гражданин и право», N 8, август 2001 г.
150. Жила О. Пенсионная реформа: достиженияпроблемы, перспективы. / Социальный вестник пенсионных и социальных фондов стран СНГ и Балтии: Вестник пенсионного фонда Украины. 2006; № 1−2.
151. Захаров М. Л. Основные критерии дифференциации условий и норм • пенсионного обеспечения в Российской Федерации / Сборник материаловПятой Международной научно-практическойконференции. М.: Проспект, 2009.
152. Зорькин В: Д. Защита социальных прав и преодоление несправедливости: проблемы конституционного правосудия. Доклад нанаучной конференции «Социальные права и практика Конституционного Суда Российской Федерации» / Юридический факультет СПбГУ. 2007.
153. Каргалова М. ЕС: Политика общественного благоденствия / Современная Европа. 2006. № 1.
154. Королева В. В. Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь: состояние и перспективы / Официальный сайт Исполнительного комитета СНГ. 19.06.2007 / http://cis.minsk.by.
155. Лисицын Ю: П., Стаханов В. А., Оприщенко Д. С. Роль реабилитационных мероприятий в улучшении показателей здоровья лиц, больных туберкулезом / Главврач. 2006, № 9.
156. Лукьянова Г. И. Реформы в социальной сфере: опыт Франции / Труд за рубежом. 2006, № 3.
157. Лукьянова Г. И. Система социальной защиты во Франции (пути реформирования) / Современная Европа. 2001, № 4.
158. Нургалиева P.C. Изменения в пенсионном законодательстве / Труд в Казахстане: проблемы, факты, комментарии. 2005, № 8.
159. Нургалиева P.C. Изменения в правила исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды / Справочник кадровика. Казахстан. 2006, № 6.
160. Олшибаев Б. Х. Смягчение бедности и социальная помощь: основные проблемы и поиск путей решения / Правовая реформа в области социального обеспечения Республики Казахстан: перспективыразвития: Материалы Международного круглого стола. Алматы: КазНУ, 2004.
161. Островская Е. Реформирование социальной сферы во Франции / Современная Европа. 2006, № 4.
162. Отчет Фонда социального страхования Украины по безработице за 2004 год / Урядовий кур’ер, 2005. № 67.
163. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. 20.08.2007. www.gks.ru.
164. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 05 ноября 2008 г. / Российская газета. 6 ноября 2008 г. № 230.
165. Робинсон М. Лекция Верховного комиссара ООН по правам человека в Оксфордском университете 11 ноября 1997 года. Официальный сайт ООН. / http://www.un.org/russian/topics/humanrts/ annivers.htm.
166. Роик В. Д. Достойная заработная плата и пенсия: зарубежный и отечественный опыт: Материалы международной научно-практической конференции «Право человека на жизнь и его гарантии в сфере труда и социального обеспечения». М.: Проспект, 2008.
167. Роик В. Д. Зарубежный и отечественный опыт организации и совершенствования национальных систем социального страхования / Аналитический вестник Совета Федерации Федерального собрания РФ. М., 2006. № 13.
168. Роик В. Д. Социальная модель государства: опыт стран Европы и выбор современной России / Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ. М., 2006. № 6.
169. Романов A.A. Некоторые аспекты пенсионного обеспечения в странах СНГ / Пенсия. 2006, № 11.
170. Ромашевская Н. Экспертиза. Кто работает тот не ест / Гражданский диалог. 2003, № 4.
171. Титов С. Н. Национальные системы обязательного страхования от несчастных случаев на производстве в ФРГ, Австрии, Великобритании, Франции, Италии и Японии / Аналитический вестник Совета Федерации Федерального собрания РФ. М., 2006. № 13.
172. Тучкова Э. Г. Право человека на жизнь и его гарантии в сфере социального обеспечения / Материалы международной научно-практической конференции «Право человека на жизнь и его гарантии в сфере труда и социального обеспечения» М.: Проспект, 2008.
173. Федорова М. Ю. Жизнь как социальное благо и объект правовой защиты в системе социального обеспечения. Там же.
174. Федорова М. Ю. Проблемы законодательного обеспечения обязательного медицинского страхования в Российской Федерации / Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ. М., 2004, № 9.
175. Филиппова М. В! Защита от дискриминации в сфере социального обеспечения* / Обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. В 5-ти частях. Ч. 5. Тюмень, 2005.
176. Филиппова М. В., Хохлов Е. Б. О понятии социального права / Российский ежегодник трудового права. № 1.
177. Хакимова Е. Проблема крупным планом / Мир новостей. 2007,.
178. Челнокова Г. Б. Бедность самостоятельный вид социального риска. Сборник материалов1 Всероссийской научно-практической конференции в области трудового права и права социального обеспечения / Отв. ред. К.Н. ГусовМ.: Велби, 2003.
179. Челнокова Г. Б. Некоторые правовые аспекты борьбы с бедностью / Новый Трудовой кодекс Российской Федерации и проблемы его применения (материалы Всероссийской научно-практической конференции 16−18 января 2003 г.) / Отв. ред. К. Н. Гусов М.: Проспект.
180. Шевченко Ю. Минздрав ведомство болезней и здоровья? / Российская газета. 2003. 5 августа.
181. Шер Р. П. О положении детей в Республике Казахстан / Справочник руководителя образовательного учреждения. 2007, № 1.
182. Ясин Е. Пенсия с видом на жизнь. Российская газета. 28 марта 2008 г. № 63 (4326).
183. Castermans-Holleman М.С. The protection of economic, social and cultural rights within the UN framework / Netherlands International Law Review. 1995, V. 40, № 3.33.2004.