Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Средства логической и эмоционально-образной выразительности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выразительное чтение — это искусство художественного чтения, которое предполагает соблюдение определенных законов. Основой искусства чтения является техника речи. Занятия техникой речи состоят из упражнений по тренировке и развитию дыхательного аппарата (обеспечивающего полноценное звучание голоса), по работе над дикцией (четкое и правильное произношение звуков и звукосочетаний), по постановке… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Средства выразительного чтения
    • 1. 1. Интонация как основное выразительное средство речи
    • 1. 2. Паузы и их роль в выразительном чтении. Виды пауз
    • 1. 3. Логические ударения
    • 1. 4. Темп речи, высота и сила голоса как средства выразительности чтения
  • 2. Взаимосвязь средств логической и эмоционально-образной выразительности
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Средства логической и эмоционально-образной выразительности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Значение выразительной речи в жизни человека неоспоримо: только яркая, убедительная, эмоционально окрашенная речь помогает человеку в решении личных и профессиональных проблем. Выразительная речь особенно необходима учителю, так как именно такая речь помогает устанавливать контакт с учениками и служит основным средством качественного обучения и средством педагогического воздействия.

Под выразительностью речи понимаются такие особенности ее структуры, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на разум, но и на чувства, воображение .

Выразительное чтение — это искусство художественного чтения, которое предполагает соблюдение определенных законов. Основой искусства чтения является техника речи. Занятия техникой речи состоят из упражнений по тренировке и развитию дыхательного аппарата (обеспечивающего полноценное звучание голоса), по работе над дикцией (четкое и правильное произношение звуков и звукосочетаний), по постановке голоса (сила, благозвучность, диапазон, полетность, выносливость, суггестивность) .

Только после выработки умений и навыков, связанных с технической стороной речи, исполнитель сможет выполнять более сложные творческие, художественные задачи.

1. Средства выразительного чтения

1.1 Интонация как основное выразительное средство речи

Понятие интонация (от лат. Intono — громко произношу) в широком смысле означает воплощение художественного образа в музыкальных звуках .

Ее образуют: повышение и понижение тона, речевые повторы, степень слитности или расчлененности фразы, степень громкости, тембр речи, подчеркнутость звукового строя. По эмоциональному содержанию интонация может быть торжественной, гневной, грустной, иронической и т. д., по установке — вопросительной, побудительной, повествовательной. Интонация ритмически организована.

Интонационная структура произведения является сферой непосредственного выражения авторского эмоционально-эстетического отношения к изображаемому. Буквально все в произведении является объектом интонирования: и события, и пейзажные зарисовки, и образы героев, их речь. Кроме того, эмоциональная оценка изображаемого может быть выражена и в «лирических отступлениях», лирическом монологе автора.

Значение интонации в выразительной речи очень велико. Она фонетически организует речь, расчленяя ее на предложения и фразы (синтагмы); выражает смысловые отношения между частями предложения, придает произносимому предложению значение сообщения, вопроса, приказания и т. д., выражает чувства, мысли, состояния говорящего.

Элементы интонации по их совокупной роли в устной речи должны рассматриваться как нераздельное целое. Однако для удобства освещения приходится, несколько искусственно выделяя основные компоненты интонации, говорить о каждом из них отдельно.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. В. Художественное чтение. — М., 1998.
  2. Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М.: Наука, 2007- 320 с.
  3. А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10−11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова — 9-е изд. — М.: Просвещение, 2003.
  4. И.Б. Основы культуры речи. СПб.: Слово, 2006 — 380 с.
  5. О.В. Как помочь ребенку стать читателем. — М., 2004.
  6. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/ А. И. Дунев, М. Я. Дымарский, А. Ю. Кожевников и др./ Под ред. В. Д. Черняк — М.:Высш. шк.; С-Пб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. — 509 с.
  7. Л.Г. Учимся говорить правильно. М.: Мир, 2002 — 320 с.
  8. Е.В. Выразительное чтение как средство эстетического восприятия. — М., 1993.
Заполнить форму текущей работой