Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально ориентированное развитие традиционных промыслов северных регионов России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Севера ХМАО-Югры. Зарубежный опыт показывает, что очень важную роль в формировании правовой системы и системы административных отношений играет развитие местного самоуправления общин. Общинам делегируют все больше полномочий и, одновременно, формируют доходную базу, позволяющую общинам самостоятельно решать все основные проблемы своего существования. В современных условиях в округе общины КМНС… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научные основы социально ориентированного развития традиционных промыслов коренных малочисленных народов Севера
    • 1. 1. Особенности социально-экономического развития регионов циркумполярного Севера
    • 1. 2. Создание эффективных институтов самоорганизации коренных малочисленных народов Севера как движущий фактор социально ориентированного развития традиционных промыслов Севера
    • 1. 3. Развитие социальной инфраструктуры традиционного сектора экономики северного региона России
  • Глава 2. Современное состояние и проблемы социально-экономического развития традиционных промыслов коренных малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра
    • 2. 1. Государственная поддержка социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра
    • 2. 2. Анализ современного состояния экономики традиционных промыслов коренных малочисленных народов Севера
    • 2. 3. Анализ организационно-правового уровня социально-экономического развития традиционных промыслов коренных малочисленных народов РФ и ХМАО-Югра
  • Глава 3. Социально ориентированное развитие традиционных промыслов коренных малочисленных народов Севера (на примере ХМАО-Югры)
    • 3. 1. Система государственных, общественных и научных институтов содействия социально ориентированному развитию традиционных промыслов коренных малочисленных народов Севера округа
    • 3. 2. Создание системы управления социально ориентированным развитием традиционных промыслов
  • КМНС ХМАО-Югры
    • 3. 3. Развитие факторий как основного стабилизатора социально ориентированного развития традиционных промыслов коренных малочисленных народов Севера

Социально ориентированное развитие традиционных промыслов северных регионов России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В Российской Федерации живет сорок коренных малочисленных народов Севера, что составляет примерно 2% от численности населения северных регионов. Основой социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера является традиционное хозяйство. Доля традиционных отраслей в структуре валового регионального продукта северных субъектов колеблется от 0,2 до 1,5%.

Активное освоение ресурсного потенциала северных территорий остаётся одним из приоритетных направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны на период до 2020 года и Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до.

2020 года и дальнейшую перспективу. Интенсивное промышленное освоение природных ресурсов северных территорий Российской Федерации существенно сократило возможности традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера (далее КМНС), которое для многих из них остается основой социально-экономического развития и жизнеобеспечения. Из оборота изъяты значительные площади оленьих пастбищ и охотничьих угодий. Часть используемых прежде для традиционных промыслов рек и водоемов потеряли свое рыбохозяйственное значение. Отсутствует единая система переработки и сбыта продукции традиционного хозяйства, что значительно снижает ценовую конкурентоспособность последней. Данные факторы непосредственно влияют на уровень социального развития традиционной жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера. Уровень безработицы среди коренного населения в два-три раза превышает средний по этим субъектам и варьирует в пределах 10−15%. Источником их существования является в основном сезонная работа, социальные пособия, пенсии пожилых людей.

Около половины коренного населения имеют начальное и неполное среднее 4 образование. Социальная инфраструктура в территориях традиционного природопользования слабо развита. Остро стоят проблемы транспортной доступности мест компактного проживания КМНС.

В этой связи актуальным представляется исследование, требующее разработки подходов к эффективному социально ориентированному развитию традиционных промыслов коренных малочисленных народов Севера посредством взаимодействия государственных структур и субъектов предпринимательства.

Степень разработанности проблемы.

Теоретические и методологические вопросы социально-экономического развития традиционных промыслов Севера представлены в трудах В. М. Курикова, Н. Г. Хайрулиной, Т. Г. Харамзина, А. Н. Пилясова, О. А. Мурашко, К. Б. Клокова, В. А. Иванова, В. П. Пахомова, Е. Г. Егорова, В. И. Бойко, А. А. Максимова.

Методологические и теоретические аспекты малого предпринимательства нашли свое отражение в трудах А. Смита, Ж. Сэя, Т. Мальтуса, Д. Рикардо, А. Маршалла, А. А. Исаева, А. И. Чупрова и др.

Формирование научных представлений о проблемах инфраструктуры связано с трудами представителей англо-американской политэкономической школы: К. Викселя, Дж.М. Кларка, А. Пигу. Западные исследователи в конце XIX — первой половине XX века, изучая макроэкономические проблемы, пришли к выводу о необходимости более внимательного анализа внепроизводственных связей.

Автор в своей работе обращается к теоретическим разработкам развития социальной инфраструктуры Северного региона, раскрытых в трудах российских и зарубежных ученых — С. Г. Важенина, В. А. Жамина, С. С. Носовой, С. А. Хейнмана, Б. Н. Хомелянского, Р. Нурксе, П. Розенштейн-Родан, У. Ростоу, П. Самуэльсон, А. Хиршман.

Значительный опыт в области развития северных территорий накоплен зарубежными учеными и практиками, который раскрывается в трудах Л. Амлена, Т. Армстронга, И. Крупника, Ю. Слезкина, У. Хикла, О. Янга и др.

Опыт решения проблемы развития традиционных отраслей экономики накоплен в Финляндии, США, Канаде. Значителен опыт социально ориентированного развития традиционного хозяйства КМНС в Швеции.

Анализ публикации свидетельствует о том, что основным направлением исследований являлся вопрос сохранения традиционных промыслов Севера, развитие социальной инфраструктуры индустриально-развитых регионов, что имеет большое теоретическое и практическое значение. Однако данные аспекты рассматривались преимущественно обособленно друг от друга. Вопросы развития социальной инфраструктурыформ традиционного жизнеобеспечения, которые могли бы в полной мере выполнять природоохранные, экономические и социальные функцииформ развития государственно-частного партнерства в решении вопросов социально ориентированного развития традиционных промысловэффективные способы реализации и продвижения товаров традиционных промыслов на региональный рынок не получили в них соответствующего развития.

Сложность решения вышеуказанных проблем обусловили выбор темы, объекта, цели и задачи исследования.

Цель и задачи диссертационной работы.

Целью диссертационной работы является научное обоснование подходов к эффективному социально ориентированному развитию традиционных промыслов коренных малочисленных народов севера Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (далее ХМАО-Югра).

Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач:

1. Изучение особенностей социально — экономического развития традиционного хозяйства регионов циркумполярного Севера;

2. Выявление эффективных институтов самоорганизации КМНС;

3. Определение роли социальной инфраструктуры в системе жизнеобеспечения КМНС;

4. Оценка современного социального и экономического состояния традиционной жизнедеятельности КМНС округа;

5. Анализ организационно-правового уровня социально-экономического развития традиционных промыслов коренных малочисленных народов Севера;

6. Определение система государственных, общественных и научных институтов содействия социально ориентированному развитию традиционных промыслов коренных малочисленных народов Севера ХМАО-Югры;

7. Разработка системы управления социально ориентированным развитием традицинных промыслов КМНС ХМАО-Югры;

8. Разработка и научное обоснование организационно-экономических механизмов социально ориентированного развития традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов ХМАО-Югры. Объект исследования — традиционные промыслы коренных малочисленных народов Севера.

Предмет исследования — социально-экономические отношения, определяющие уровень жизни КМНС, и предпосылки социально ориентированного развития традиционных промыслов малочисленных народов Севера.

Научная новизна диссертационного исследования представлена в следующих положениях:

• предложено авторское определение понятия «устойчивое социально-ориентированное развитие традиционной жизнедеятельности ЬСМНС». В авторской интерпретации устойчивое социально ориентированное развитие традиционной жизнедеятельности — это комплекс мер, направленный на сбалансированное взаимодействие государственных органов власти, координирующих социально-экономическое развитие традиционных промыслов КМНС, и частного бизнеса, занятого в традиционноми промыслами Севера, с целью повышения качества жизни КМНС посредством развития социальной инфраструктуры в местах традиционного проживания малочисленных народов Севера на принципах рационального природопользования;

• на основе комплексного анализа социально-экономического развития КМНС округа и правовой системы, регламентирующей традиционное хозяйство, выявлены приоритетные направления развития традиционных промыслов КМНС;

• для обеспечения устойчивого социально ориентированного развития традиционных промыслов КМНС предложена система, координирующая наиболее приоритетные направления социально ориентированного развития КМНС;

• сформирован комплексный подход к социально ориентированному развитию традиционных промыслов КМНС на основе развития государственно-частного партнёрства органов государственной власти, координирующих социально-экономическое развитие традиционных промыслов КМНС, и частного бизнеса, занятого в традиционном секторе экономики ХМАО-Югры (факторий);

• определена возможность адаптации элементов рыночной экономики, в частности структуры вертикально-интегрированных компаний, в области социально ориентированного развития традиционных промыслов КМНС.

Теоретической и методологической базой исследования являются труды зарубежных и отечественных экономистов по проблемам социальноэкономического развития северных территорий, территорий традиционного природопользования, а также законодательные и нормативные акты, регулирующие традиционное природопользование в Российской Федерации, в Ханты-мансийском автономном округе-Югра, документы Департамента по вопросам малочисленных народов Севера округа, Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего 8.

Востока Российской Федерации от 4 февраля 2009 года № 132-р, Закон ХМАО — Югры от 30.10.2007 № 151-оз «О Программе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры „Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округеЮгре“ на 2008 — 2012 годы» .

В работе были использованы методы системного и сравнительного анализа, статистического анализа, а также табличный и графический методы.

Информационную базу исследования составляют сведения Госкомстата Российской Федерации, Департамента по вопросам малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа, материалы периодической печати, аналитические материалы Совета Федерации Российской Федерации, Арктического Совета.

Практическая значимость диссертационной работы.

Результаты работы могут быть использованы при принятии решений по совершенствованию социально-экономического развития традиционного хозяйства округа, программ комплексного социально-экономического развития Северных регионов.

Теоретические положения работы использованы в преподавании учебных курсов: «Региональная экономика», «Экономика природопользования».

Авторские научно-практические разработки включены в методические работы кафедры экономики ФГОУ ВПО «Югорский государственный университет».

Работа проведена в рамках пунктов паспорта специальности 08.00.05 -«Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика» пункта 3.17 — Управление экономикой регионов. Формы и механизмы взаимодействия федеральной, региональной, муниципальной власти, бизнес-структур и структур гражданского общества. Функции и механизмы управления. Методическое обоснование и разработка организационных схем и механизмов управления экономикой регионовоценка их эффективности- 9 пункта 3.22 -Эффективность использования материальных и нематериальных факторов развития региональной экономики. Закономерности и особенности организации и управления экономическими структурами в регионах. Абсолютные и относительные преимущества региональных экономических кластеров. Исследование проблем производственной, транспортной, энергетической, социальной и рыночной инфраструктуры в регионах.

Апробация работы.

Теоретические положения и выводы диссертации были представлены автором на научно-практических конференциях разного уровня, в частности на конференции молодых учёных Института экономики и финансов Югорского государственного университета (2008;2010гг.), на международной научно-практической конференции «Экономика и управление: проблемы развития» в г. Волгоград (2009 г.), во всероссийской научно-практической конференции «Инновационная экономика: проблемы и перспективы развития в северо-западном федеральном округе РФ» Института проблем региональной экономики РАН, г. Санкт-Петербург (2010 г.).

Работа обсуждалась на кафедре экономики ФГОУ ВПО «Югорский государственный университет».

Основные положения и результаты диссертационного исследования опубликованы автором в 13 научных работах, общий объем — 3,9 п.л.

Структура диссертационного исследования определяется целью и задачами и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Заключение

.

Диссертационное исследование проведено на основе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Ханты-Мансийский автономный округ-Югра является наиболее благоприятным северным регионом с экономической и социальной точки зрения, в котором проживают коренные малочисленные народы ханты, манси, ненцы, занимающиеся традиционными промыслами. Округ имеет богатые сырьевые ресурсы, обеспечивающую хозяйственную деятельность. Однако социально-экономическое развитие традиционных промыслов КМНС характеризуется более низкими темпами роста по сравнению с динамикой развития округа.

В ходе диссертационного исследования нами были выдвинуты следующие выводы и предложения:

1. В настоящее время в 28 субъектах Российской Федерации компактно проживают 40 национальностей малочисленных народов Севера. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2002 года общая численность малочисленных народов Севера (включая также вновь выделенных переписью камчадалов, теленгитов, тубаларов, челканцев и чулымцев) составила 244 тыс. человек. За последние десятилетия возникли общественные объединения, учебные центры, ассоциации и профессиональные союзы (оленеводов, морских зверобоев и др.) малочисленных народов Севера, деятельности которых оказывается государственная поддержка.

В Российской Федерации в целом создана правовая база в сфере защиты прав и традиционного образа жизни малочисленных народов Севера. Россия является участницей международных договоров в этой сфере. За последние 15 лет сформированы финансовые инструменты государственной поддержки социально-экономического развития малочисленных народов Севера: реализованы 3 федеральные целевые программы, а также многочисленные региональные целевые программы и подпрограммы по социально-экономическому развитию малочисленных народов Севера.

За последние годы в рамках развития государственно-частного партнерства сформировалась практика заключения крупными промышленными компаниями договоров с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общинами малочисленных народов Севера, районными и поселковыми объединениями малочисленных народов, отдельными национальными домохозяйствами, что позволило создать внебюджетные фонды кредитной поддержки предприятий малочисленных народов Севера.

В основе федеральной политики социально-экономического развития северных территорий, сложившейся за последнее десятилетие сформировалось 6 основных приоритетных направлений, одной из которых является создание эффективной системы социальной поддержки коренных малочисленных народов Севера.

Основные позиции зарубежной «северной» политики включают: цели, дифференциацию территории, характер, уровни, субъекты, источники и механизмы.

В экономике зарубежных стран взаимодействие между центральными государственными органами и регионами основано не на политике вмешательства, основанного на принципах государственного патернализма, а на политике экономической координации, что отражает принципы партнерства между субъектами экономики. Вместо российских терминов «государственное регулирование» и «государственная поддержка» используются термины «государственная (общественная) политика» и «экономическая координация». Не во всех странах есть специальные правительственные структуры, отвечающие за разработку и проведение региональной социально-экономической политики.

При территориальной дифференциации страны циркумполярного Севера разрабатывают специальные сетки районов, которые позволяют им наиболее адекватно оценивать существующие территориальные диспропорции.

В арктических государствах, как и остальных странах мира, отсутствует понятие «малочисленные народы» и политика направлена на «коренные народы» в целом, независимо от их численности.

Понятие «община» трактуется на западе несколько иначе, чем в России. Там это, в первую очередь, орган местного самоуправления. Общинам делегируют все больше полномочий и одновременно формируют доходную базу, позволяющую им самостоятельно решать все основные проблемы своего существования.

Таким образом, определены основные особенности социально-экономического развития ведущих стран циркумполярного Севера в отношении КМНС.

2. В современных условиях наиболее развитые институты самоорганизации КМНС наблюдаются в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра.

Основными институтами самоорганизации малочисленных народов Севера в традиционном секторе экономики Севера Сибири, в соответствии с Законом «Об общинах коренных малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе» являются общины (семейные, родовые и территориально-соседские), в РФ также имеют место этноприродные парки, фактории, кооперации.

Основа для жизнедеятельности — развитие частного и общинного оленеводства, добыча рыбы, пушнины, заготовка дикоросов, изготовление сувенирной продукции. В традиционных отраслях действуют как монопрофильные, так и комплексные предприятия. Большинство предприятий занимаются добычей рыбы. Пойманную рыбу общинники сдают рыбоперерабатывающим предприятиям и торговым организациям. В межсезонье члены общины обычно выполняют подрядные работы по.

172 строительству жилья, занимаются заготовкой и переработкой леса, содержат в порядке зимники.

Таким образом, рассмотренные институты самоорганизации представляют собой движущий фактор социально-ориентированного развития традиционных промыслов Севера.

3. Социально-ориентированное развитие традиционных промыслов КМНС во многом взаимосвязано с уровнем развития социальной инфраструктуры в регионах компактного проживания МНС.

Роль и значимость социальной инфраструктуры, заключаются в том, что она направлена на важнейшую часть производственного потенциала — трудовые ресурсы, создавая условия для жизнеобеспечения населения и его воспроизводства, а также способствует формированию и развитию других элементов региональной инфраструктуры в целом (производственной, рыночной).

Существующая материальная база инфраструктуры традиционного сектора экономики Северных регионов России преимущественно была создана как составная часть предприятий, совхозов, созданных в годы Советского союза. Они представляли единые социально-производственные комплексы, имеющие общее управление при финансовой поддержке государства.

В современных условиях на содержание и развитие государственных и муниципальных объектов социальной сферы финансовые ресурсы направляются из нескольких источников: бюджета, внебюджетных фондов, средств предприятий, населения. В отношении коренных малочисленных народов Севера создаются специальные структуры, которые, в частности, способствуют развитию системы социальных льгот в регионе, например, заместитель губернатора по вопросам коренных малочисленных народов Севера ХМАО-Югра, департамент социального развития ХМАО-Югры, Ассамблея коренных малочисленных народов Севера округа.

Уровень развития социальной инфраструктуры способствует сближению условий жизни в городе и территориях компактного проживания КМНС, что,.

173 в свою очередь, дает возможность привлечь в традиционный сектор экономики высоко квалифицированных специалистов с высшим образованием.

4. В ходе оценки современного социального и экономического состояния традиционной жизнедеятельности КМНС округа выявлены следующие положения:

• реализовывалась государственная поддержка организаций, осуществляющих деятельность, основанную на традиционном хозяйствовании и промыслах коренных малочисленных народов;

• наметилась положительная динамика развития территорий компактного проживания и традиционных видов деятельности коренных малочисленных народов;

• достигнута положительная динамика базовых демографических показателей и показателей состояния здоровья коренного населения;

• Осуществилась активизация предпринимательской деятельности, укрепление торговых и хозяйственных связей, интеграция в региональную экономику;

5. Анализ современного состояния экономики традиционных промыслов коренных малочисленных народов Севера позволил сформировать следующие выводы:

• Рыболовство имеет перспективы и резервы расширения своей деятельности в округе, но в настоящее время данная отрасль переживает нелегкие времена;

• Тенденция добычи охотничьих животных имеет скачкообразный характер. Политика рационального природопользования на основе опыта КМНС позволяет сгладить резкие колебания численности животных;

• Оленеводство в настоящее время не отвечает условиям расширенного воспроизводства, что связано с отсутствием достаточных площадей пастбищ;

• Состояние ресурсов дикорастущих растений и грибов в автономном округе довольно стабильно. При соблюдении сроков и технологии уборки урожая, сбор на одних и тех же площадях можно организовывать практически ежегодно и длительное время;

• Определены резервы роста традиционного сектора экономики ХМАО-Югры.

6. Изучена деятельность учреждений, способствующих социально ориентированному развитию традиционных промыслов КМНС.

Создание и развитие государственных институтов социально ориентированного развития традиционных промыслов КМНС является важным условием устойчивого социально-экономического развития традиционного сектора экономию! ХМАО-Югры. В современных условиях округе отсутствует единая структура, которая занималась бы всеми аспектами социально-экономического развития традиционных промыслов.

Севера ХМАО-Югры. Зарубежный опыт показывает, что очень важную роль в формировании правовой системы и системы административных отношений играет развитие местного самоуправления общин. Общинам делегируют все больше полномочий и, одновременно, формируют доходную базу, позволяющую общинам самостоятельно решать все основные проблемы своего существования. В современных условиях в округе общины КМНС слаборазвиты для целей самостоятельного и устойчивого социальноориентированного развития. Как было отмечено выше, все сферы жизнедеятельности КМНС округа курируются отдельными специализированными ведомствами. Данная система затрудняет принятие эффективных управленческих решений, направленных на комплексное и сбалансированное развитие традиционных промыслов. В связи с этим предложена структура, которой делегированы полномочия соответствующих структур в области социального и экономического развития традиционных промыслов КМНС. Данная структура направлена не только на анализ и решение проблем традиционной экономики ХМАО-Югра, но и на.

175 поступательное развитие традиционных промыслов в совокупности с научной и социальной составляющей традиционной жизнедеятельности КМНС округа.

Таким образом, взаимодействие структурных единиц, курирующих свои направления развития традиционных промыслов КМНС, будет более эффективным и сбалансированным в рамках единой системы. Предлагаемая структура включает основные направления социально-экономического развития.

7. Цель образования факторий предполагает повышение качества жизни населения, проживающего в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов на территории Ханты-Мансийского автономного округа, путем:

• развития системы заготовки, хранения, переработки, транспортировки и сбыта продукции, произведенной коренными малочисленными народами, при осуществлении ими традиционных видов хозяйственной деятельности;

• содействия занятости лиц, относящихся к коренным малочисленным народам;

• обеспечения лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, товарами первой необходимости, в том числе продуктами питания, а также социально-бытовыми услугами в соответствии с рекомендуемым минимальным перечнем товаров и услуг первой необходимости, утвержденным Правительством Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, а также материально-техническими средствами, необходимыми для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности;

• повышения экономической эффективности традиционных видов хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, в том числе путем внедрения современных технологий по переработке продукции традиционных видов хозяйственной деятельности;

• повышения эффективности государственной поддержки хозяйственной деятельности традиционных промыслов малочисленных народов. Модель социально-ориентированного развития традиционных промыслов коренных малочисленных народов ХМАО-Югры предполагает взаимодействие вертикально-интегрированной компании с традиционными промыслами КМНС посредством функционирования факторий и структурой, координирующей социально-экономическое развитие традиционных промыслов КМНС округа. Данная модель предполагает государственно-частное партнёрство в устойчивом социально-ориентированном развитии традиционных промыслов КМНС округа. В результате государственно-частного партнёрства на базе факторий формируется социальная инфраструктура традиционного хозяйства округа, как основа социально-ориентированного развития традиционных промыслов КМНС.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всеобщее Заключительное Соглашение Коренных народов Юкона (Канада) (UFA).
  2. Закон ХМАО Югры от 19.03.04 № 6-оз «О поддержке инвестиционной деятельности органами государственной власти автономного округа на территории Ханты-Мансийского автономного округа» // СЗ ХМАО-Югры от 19.03.04 г. № 2 ст. 116.
  3. Закон о Самоуправлении Коренных Народов Юкона (Канада).
  4. Закон об Удовлетворении Земельных Притязаний Коренных Народов Юкона (Канада).
  5. Закон ХМАО от 03.05.00 № 26-оз «Об изъятии и предоставлении земельных участков на территории Ханты-Мансийского автономного округа» /ред. от 15.10.02. № 51-оз // СЗ ХМАО от 25.05.00 № 4, часть 1, ст. 217.
  6. Закон ХМАО от 03.05.00 № 27-оз «О государственной поддержке малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе» / в ред. от 31.12.04 № 109-оз // СЗ ХМАО от 25.05.00 г. № 4 част 1, ст. 218.
  7. Закон ХМАО от 04.12.01 № 87-оз «О программе государственной поддержки малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе на 2002 2003 годы» // СЗ ХМАО от 17.12.01 г. № 11 ст. 1358.
  8. Закон ХМАО от 07.05.02 № 27-оз «О программе социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа на период с 2002 по 2006 годы».
  9. Закон ХМАО от 08.06.98 № 43-оз «О земле» / ред. от 27.05.04 № 23-оз // СЗ ХМАО май 1998 г. № 5 ст. 457.
  10. Закон ХМАО от 18.04.96 № 15-оз «О недропользовании» / ред. от 31.12.04 № 94-оз // «Новости Югры» № 3 от 15.01.05.
  11. Закон ХМАО от 19.11.01 № 73-оз «Об общинах коренных малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе» // «Новости Югры», спецвыпуск от 04.12.01.
  12. Закон ХМАО от 29.11.02 № 73-оз «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» / ред. от 30.11.04 № 64-оз // СЗ ХМАО от 18.12.02 № 11 ст. 1415.
  13. Земельный кодекс РФ от 25.10.01 г. № 136-Ф3 // СЗ Российской Федерации 2001 г. № 44. ст. 4147.
  14. Инструкция № 62 от 15.06.2000 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций».
  15. Канадско-Российской соглашение о сотрудничестве в Арктике и на Севере // Канада, 1992 г.
  16. Конституция Канады 1982 г.
  17. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утверждённая Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 // СЗ Российской Федерации 1996 г. № 15. ст. 1572.
  18. Концепция региональной политики социально-экономического развития малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе (на международное десятилетие коренных народов Мира)// Екатеринбург, Ханты-Мансийск: 1996 г.
  19. Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ от 4 февраля 2009 г., № 132-р.
  20. Положение о статусе родовых угодий в Ханты-Мансийском автономном округе"// «Новости Югры» № 44 от 03.03.92 г.
  21. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа № 7-п от 1 марта 2000, приложение 5 // СЗ ХМАО от 19.04.00 № 3 ст. 205.
  22. Постановление Правительства ХМАО от 28.04.2000 г. № 45-пп «О межведомственной комиссии по лицензированию недр и водных объектов» // СЗ ХМАО от 14.06.00 № 5 ст.ЗЗЗ.
  23. Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000 2001 г. г." / одобрена Постановлением Правительства РФ от 14.02.2000 г. № 121 // СЗ Российской Федерации 2000 г. № 8. ст. 959.
  24. Резолюция съезда представителей малого и среднего бизнеса Югры «10 лет малому предпринимательству // Итоги и перспективы развития на Севере России». Ханты-Мансийск, 2004 г.
  25. Соглашения о Самоуправлении Коренных народов Юкона (Канада) от 14 февраля 1995 года.
  26. Указ Президента РФ от 22.04.92 г. № 397 «О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера» // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного
  27. Совета РФ 1992 г. № 18. ст. 1009.
  28. Указ Президента РФ от 4.04.1996г. № 491 «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации» / с изм. 14.11.97, 06.01.99 // СЗ Российской Федерации 1996 № 15. ст1583.
  29. Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 26.04.95 № 4-оз / ред. От 30.12.03 № 77-оз // СЗ ХМАО — Югры от 16.11.00 № 10 ст. 722.
  30. Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1996 — 1997 г. г. / утв. Постановлением Правительства РФ от 18.12.1995 г. № 1256 // СЗ Российской Федерации 1996 г. № 2. ст. 100.
  31. Федеральный закон РФ от 07.05.01 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока Российской Федерации» // СЗ Российской Федерации 2001 г. № 20. Ст. 1972.
  32. Федеральный закон РФ от 11.10.91 г. № 1738−1 «О плате за землю» // Российская газета 1991 г. 30 октября.
  33. Федеральный закон РФ от 14.06.95 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» /в ред. Федерального закона РФ от 22.08.04 № 31-ФЗ // СЗ Российской Федерации 1995 г. № 25. ст. 2343.
  34. Федеральный закон РФ от 19.06.96 г. № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации» // СЗ Российской Федерации 1996 г. № 26. ст. 3030.
  35. Федеральный закон РФ от 20.07.00 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири,
  36. Дальнего Востока РФ» // СЗ Российской Федерации 2000 г. № 30.181ст. 3122.
  37. Федеральный закон РФ от 24.07.02 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // СЗ Российской Федерации 2002 г. № 30. ст. 3018.
  38. Федеральный закон РФ от 30.04.99 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» // СЗ Российской Федерации 1999 г. № 18. ст. 2208.
  39. Е. Проблемы занятости населения: этнический аспект / Е. Агитов // Журнал ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации «Мир коренных народов» № 2, 2000 г.
  40. Дж. Американские индейцы: земля, природные ресурсы и самоопределение / Дж. Аттер // Выдержки из книги «Американские индейцы ответы на вопросы сегодняшнего дня». США, 1994 г.
  41. JI.B., Лапина Г. П. Малый бизнес в России в эпоху экономических реформ / Л. В. Бабаева, Г. П. Лапина // Российская академия наук, Институт социологии. Москва, 1997 г.
  42. В.О. Развитие малого предпринимательства в регионе / В. О. Бетин // Дисс. к.э.н. Тамбов, 2004 г. 164 с.
  43. С.Г. Региональные особенности развития социальной инфраструктуры. Свердловск: УНЦ АН СССР, 1982 г. 77 с.
  44. В. А., Котырло Е. С. Социально-экономическое развитие Российского и зарубежного Севера / Витязева В. И. // Сыктывкар, 2007 г.
  45. B.C., Дудкина М. П. Пути повышения уровня жизни корюнных малочисленных народов арктических улусов Республики Саха (Якутия) / РАСХН. Сиб. отд-ние. Якут. НИИСХ. Якутск, 2001 г. — 84 с.
  46. H.A., Карпухин Д. Н. и др. Социально-экономическое положение трудящихся- перемены в условиях радикальных реформ // Социально трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы. М., 1996 г.-С. 133−137.
  47. Дж.К. Новое индустриальное общество / Дж.К.Гэлбрейт // Москва, 1969 г.
  48. Защита интересов и совершенствование организации хозяйственной деятельности коренного населения Севера / К. Клоков, В. Дмитриев // Рекомендации. Пушкин. Ленинград, 1990 г.
  49. В.А. Формирование предпринимательства в России / В.А.Золотухин// дисс. к.э.н. Москва, 1994 г.
  50. Н.Г. Государство и малый бизнес в США. / Н. Г. Золотухин // Наука. Москва, 1987. 175с.
  51. Н.В. Организационно-экономические инструменты развития малого бизнеса в регионах / Н. В. Киселева // Автореферат дис. к.э.н. Тамбов, 2003 г.
  52. В.М. Российский Север: проблемы, вопросы, решения / В. М. Куриков // ООО «Алфавит». СПб, 1996 г.
  53. В.М. Социально-экономические проблемы сохранения и развития коренных малочисленных народов Севера / В. М. Куриков // ООО «Алфавит». СПб, 1999 г.
  54. В.М. Стратегия развития северных этносов / В. М. Куриков // Екатеринбург, Ханты-Мансийск, 1999 г.
  55. В.М. Ханты-Мансийский автономный округ: с верой и надеждой в третье тысячелетие / В. М. Куриков // Издательский дом «Зевс». Екатеринбург, 2000 г.
  56. В.М. Экономка северных этносов: базис и независимость / В. М. Куриков // Издательство Томского университета. Томск, 1999 г.
  57. В.М. Югра энергетическое сердце России / В. М. Куриков //183
  58. ООО «Алфавит». СПб, 2001 г.
  59. Лиз Д. Как мы добились Соглашения по управлению природными ресурсами Юкона / Д. Лиз // Сборник материалов Российско-Канадского семинара «Территории традиционного природопользования коренных народов Севера: опыт Канады и России». Москва, 2002 г. с.31−34.
  60. Н.Л. Мелкое производство и социализм / Н. Л. Лушина // Наука. Москва, 1988 г.- 127с.
  61. А. А. Реализация интересов народов Севера в условиях промышленного развития: от зарубежного опыта к российской модели / А. А. Максимов // автореферат дисс. к.э.н. Сыктывкар, 2007 г.
  62. К. Капитал / К. Маркс // Т.1. М., 1978.
  63. В.В., Удалова И. В. Традиционное хозяйство народов Севера и нефтегазовый комплекс / В. В. Мархинин, И. В .Удалова // Социологическое исследование в ХМАО. Наука. Новосибирск, 2002 г.
  64. Мархинин В. В. Северные этносы во взаимодействии национальных культур / В. В .Мархинин // Наука. Новосибирск, 1990 г.
  65. Материальное накопление в условиях рыночной экономики // Наука. Москва, 1991 г.
  66. Дж. Основы экономической теории / Дж. Миль // Соч. в 3-х т. М. 1981 г.
  67. От патернализма к партнерству, строительство новых отношений народов Севера и государства / А. Н. Пилясов // Магадан, 1998 г.
  68. М.Н. Основы экономики и предпринимательства / М. Н. Петров // Издательский дом Герда. СПб, 2001. 320 с.
  69. А. Экономическая теория благосостояния. — М.: Прогресс, 1985. —512 с.
  70. Предпринимательство России: очерки прошлого, настоящего, будущего. (Монография) / В. М. Юрьев, И. В. Грошев, В. Д. Мамонтов, Смагина В. В. // Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина. Тамбов, 2002 г. 355с.
  71. Пути выживания народов ханты и манси / И. В. Лукина, З. С. Рябчикова, O.P. Кузьмина // Материалы международной научно-практической конференции. Ханты-Мансийск, 1993 г.
  72. А.И. Примеры образования территорий традиционногоприродопользования в Российской Федерации / А. И. Райшев // Сборникметериалов семинара АКМНСС и ДВ (Канада). Приложение к альманаху185
  73. Мир коренных народов Живая Арктика". Москва, 2002 г. — с.56.
  74. Рекомендации круглого стола «Проблемы и пути совершенствования охраны здоровья сельского и аборигенного населения Севера» Москва, 11 апреля 2005 г.
  75. Д. Начало политической экономии и налогового обложения / Д. Риккардо// Соч. в 3-х т., Т.1. Госполитиздат. Москва, 1955 г. 360 с.
  76. Северные народы России на пути в новое тысячелетие // Сборник документов, статей, воспоминаний и размышлений. Москва, 2000 г.
  77. А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит //Москва, 1967 г.- 805 с.
  78. П.В. Современные проблемы коренных народов России / П. В. Суляндзига // Сборник материалов Российско-Канадского семинара «Территории традиционного природопользования коренных народов Севера: опыт Канады и России». Москва, 2002 г. 8−10 с.
  79. Сэй Ж. Б. Трактат политической экономии / Ж. Б. Сэй // Москва, 1986 г.
  80. В. Н. Социально-экономический потенциал инфраструктуры: со держание, оценка и анализ развития. — Ульяновск: УлПТУ, 2000 г. 195 с.
  81. Т.Г. Пути перехода к рынку аборигенов Югры // Сборник тезисов докладов международной конференции «Коренные народы. Нефть. Закон». Ханты-Мансийск, 1998 г.
  82. Т.Г. Экономика традиционного природопользования коренных малочисленных нардов Севера / Т. Г. Харамзин // Издательство ИКАР. Москва, 2001 г.
  83. Т.Г., Хайрулина Н. Г. Социально-экономическое развитие обских угров на этапе перехода к рыночным отношениям / Т. Г. Харамзин, Н. Г. Хайрулина // По материалам социологических исследований. ГУИПП «Полиграфист». Ханты-Мансийск, 1998 г.
  84. И. Теория экономического развития / И. Шумпетер // Москва, 1982 г.
  85. J. М. Studies in the Economics of Overhead Costs. Chicago, 1923.
  86. Rosentein-Rodan P. N. The Notes of the Theory of the «Big Push» in «Economic Development for Latin America». London New York, 1961.
  87. Rostow W. The Stages of Economic Growt. Cambridge, 1960.
  88. Wicksell K. Value, Capital and Rent/ L., 1954.
  89. П. Рынок: как выйти в лидеры / П. Друкер // Практика и принципы. Москва, 1992 г.
  90. Д., Мурашко О. Коренные народы Севера: итоги переписи 2002 г. И политическая ситуация / Д. Богоявленский, О. Мурашко // «Живая Арктика» № 15, 2004 г. с. 16−22.
  91. В. Принципы политики сохранения устойчивого биоразнообразия / В. Бочарников // «Живая Арктика» № 15, 2004 г. с. 4853.
  92. Т. Проблемы и перспективы развития традиционного хозяйства коренных малочисленных народов Севера / Т. Бочарникова // Вестник РИТЦ № 3 (9), 2003 г.
  93. ЮО.Брагина Е. Малый бизнес в развивающихся странах на фоне глобализации / Е. Брагина // Мировая экономика и международные отношения № 6, 1998 г. с. 127−132.
  94. В.А. Инфраструктура при социализме // Вопросы экономики. -1977. -№ 2.-С.45.
  95. А.Н. Связи монополистического капитала с мелким и средним бизнесом / А. Н. Ткаченко // Мировая экономика и международные отношения № 8, 1982 г. с.56−64.
  96. М. Перспективы проекта «Адаптация канадского опыта образования традиционных территорий коренных народов к условиям России / М. Тодышев // „Живая Арктика“ № 15, 2004 г. с. 38−43.
  97. С.А. Научно-техническая революция и структурные изменения в экономике СССР // „Коммунист“. 1969 г. — № 14. — С. 74.
  98. .Н. Современные тенденции развития социально-экономической инфраструктуры // Известия АН СССР. Экономическая серия. 1977 г. -№ 1.-С.43−51.
  99. О. Политика РФ в отношении прав коренных малочисленных народов в России в условиях реформы федерального законодательства / О. Мурашко//http://www.raipon.org/mssiansite/legislation/stateduma/./reformlegislatio n2004.htm.
  100. Информационный центр Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации http://win.mail.ru/cgi-bin/readmsg?id=l 1 151 092 000 000 029 184−00:2−2.
  101. Справочная служба Gramota.ru113."ИНФО МБФ» № 4, 13.04.05 http://win.mail.ru/cgi-bin/readmsg?id=11 134 458 550 000 023 552−00−2-0
  102. Белка шт. 38,75 38,75 77,50
  103. Горностай шт. 46,50 46,50 93,00
  104. Ондатра шт. 46,50 46,50 93,00
  105. Колонок шт. 77,50 93,00 170,50
  106. Норка шт. 620,00 340,00 960,00
  107. Куница, кидус шт. 930,00 525,00 1455,00
  108. Песец белый шт. 930,00 465,00 1395,00
  109. Лисица красная шт. 1085,00 545,00 1630,00
  110. Росомаха шт. 1085,00 995,00 2080,00
  111. Соболь шт. 1085,00 665,00 1750,00
  112. Волк взрослый (самец) шт. 475,00 2375,00 2850,00
  113. Волчица взрослая (самка) шт. 635,00 3175,00 3810,00
  114. Волчонок шт. 238,00 1192,00 1430,00
  115. шт. 2325,00 935,00 3260,002. Боровая дичь
  116. Глухарь шт. 80,00 180,00 260,00
  117. Тетерев шт. 47,50 67,50 115,00
  118. Рябчик шт. 16,00 16,00 32,00
  119. шт. 16,00 16,00 32,003. Мясо
  120. Мясо копытных (лось) кг 35,00 80,00 115,004. Дикорастущие
  121. Клюква кг 20,50 20,50 41,00
  122. Брусника кг 20,50 20,50 41,00
  123. Смородина, морошка кг 23,50 23,50 47,00
  124. Голубика, черника кг 30,00 30,00 60,00
  125. Орех кедровый кг 43,50 43,50 87,005. Грибы
  126. Грибы сырые (белый) кг 9,50 9,50 19,00
  127. Грибы сырые (подосиновик, подберезовик) кг 8,50 8,50 17,00
  128. Грибы сырые (груздь и прочие) кг 8,00 8,00 16,00
  129. Грибы сухие (белый) кг 122,00 122,00 244,00
  130. Грибы сухие (подосиновик) кг 90,00 90,00 180,00
  131. Грибы солено-маринованные (белый) кг 48,00 48,00 96,00
  132. Грибы солено-маринованные (подосиновик, подберезовик) кг 43,50 43,50 87,00
  133. Грибы солено-маринованные (груздь и прочие) кг 39,00 39,00 78,00
  134. Лекарственно-техническое сырье
  135. Лист брусники кг 60,00 110,00 170,00
  136. Сушеные ягоды (черемуха, шиповник, рябина) кг 50,00 85,00 135,00
  137. Чага кг 25,00 45,00 70,00
  138. Примечание. Ставка субсидии и рекомендуемая цена устанавливаются за продукцию высшего качества, не имеющую дефектов, без снижения сортности и размерности.190
  139. Места компактного проживания коренных малочисленных народов на территории Ханты-Мансийского автономного округа Югры1. Белоярский район.
  140. Березовский район (за исключением населенных пунктов поселков Приполярный, Светлый, деревни Хулимсунт).
  141. Кондинский район (населенные пункты поселок городского типа Кондинское, поселки Дальний, Ягодный, села Алтай, Болчары, Леуши, Шаим, деревни Кама, Шугур).
  142. Нефтеюганский район (населенные пункты поселок Салым, село Лемпино).
  143. Нижневартовский район (за исключением населенных пунктов поселков городского типа Излучинск, Новоаганск, поселков Ваховск, Зайцева Речка, сел Болыпетархово, Ларьяк, Охтеурье, Покур, деревни Вата).
  144. Октябрьский район (населенные пункты села Большой Атлым, Шеркалы, деревни Верхние Нарыкары, Нижние Нарыкары, Язовка).
  145. Сургутский район (населенные пункты город Лянтор, поселки Нижнесортымский, Тром-Аган, деревни Каюкова, Русскинская, Тайлакова, Таурова).
  146. Ханты-Мансийский район (населенные пункты село Кышик, деревня Согом).
Заполнить форму текущей работой