Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Денежно-кредитная политика

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе перехода от тотального огосударствленного хозяйства к смешанной экономике существенные изменения претерпевают не только функции и направления государственного воздействия на экономику, но и методы такого воздействия. Как известно, существуют две группы методов государственного регулирования: прямые (административные) и косвенные (экономические). И хотя в ряде конкретных случаев такое… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы денежно-кредитной политики
    • 1. 1. Представления о денежно-кредитном регулировании экономики различными экономическими школами
      • 1. 1. 1. Неоклассическая школа
      • 1. 1. 2. Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования
      • 1. 1. 3. Монетаристская количественная теория денег
    • 1. 2. Механизм и инструменты воздействия Центрального банка на предложение денег в экономике
      • 1. 2. 1. Механизм кредитной эмиссии
      • 1. 2. 2. Формы и инструменты регулирования предложения денег
    • 1. 3. Цели и эффективность денежно-кредитной политики
      • 1. 3. 1. Система целей денежно-кредитной политики
      • 1. 3. 2. Промежуточные цели в различных концепциях денежно-кредитного регулирования
      • 1. 3. 3. Противоречивость денежно-кредитного регулирования
      • 1. 3. 4. Передаточный механизм денежно-кредитной политики и его роль
  • Глава 2. Денежно-кредитная политика в переходной экономике России
    • 2. 1. Факторы, влияющие на денежно-кредитную политику
    • 2. 2. Особенности российской банковской системы
    • 2. 3. Специфика целей денежно-кредитной политики
    • 2. 4. Противоречивость денежно-кредитной политики 90-х гг
    • 2. 5. Методы и инструменты
    • 2. 6. Особенности послекризисной денежно-кредитной политики
  • Глава 3. Единая государственная денежно-кредитная политика в XXI в
    • 3. 1. Цели и результаты денежно-кредитной политики в 2001 году
    • 3. 2. Цели денежно-кредитной политики на 2002 год
  • Заключение
  • Библиографический
  • список
  • Приложение 1

Денежно-кредитная политика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современной рыночной экономике существует немало социально-экономических проблем, неподвластных рынку и требующих государственного вмешательства. Строго говоря, понятия «рыночная экономика» или «рыночная система» абстрактны, они представляют упрощенную картину действительности, в которой многие ее стороны отсутствуют. Ни сейчас, ни когда-либо прежде нет и не было ни одной страны, экономика которой функционировала бы только при помощи рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас еще в большей степени механизм государственного регулирования экономики.

Рынок — это не экономическая система в целом, а лишь один из механизмов координации повеления экономических субъектов. Этот механизм никогда, даже во времена А. Смита, не был единственным. Во все времена он использовался вместе с механизмом государственного регулирования. Менялась и меняется только пропорция их использования. При этом оба механизма опираются на традиции, обычаи данного общества. И если уж использовать принятую сейчас терминологию, то никаких иных экономических систем, кроме смешанных, не существует.

В развитых странах со смешанной экономикой роль государства в функционировании экономики далеко не одинакова. Она различается по масштабам, формам и методам воздействия государства на экономику, по готовности общества принимать и поддерживать такое вмешательство государства в экономическую жизнь. Эти различия обусловлены многими факторами объективного материального порядка, а также влиянием традиций и представлений, характерных для данного общества, что сейчас определяется таким понятием, как менталитет.

Независимо от специфики экономического, культурного, национально-исторического развития разных стран, в которых более или менее успешно функционирует смешанная экономика, независимо от экономических теорий, которым отдается предпочтение в этих странах, экономическая роль государства в них может быть представлена следующими важнейшими экономическими функциями:

• разработка хозяйственного законодательства, обеспечение правовой основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики;

• поддержка конкуренции и обеспечение сохранности рыночного механизма;

• перераспределение доходов и материальных благ, направленное прежде всего на обеспечение социальных гарантии и защиту нуждающихся в ней различных общественных групп;

• регулирование распределения ресурсов для изменения структуры национального продукта;

• стабилизация экономики в условиях колебания экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста;

• предпринимательская деятельность.

Все эти функции, с одной стороны, направлены на поддержание и облегчение функционирования рыночной экономики, а с другой — на корректировку и модификацию действий рыночной системы, включая нейтрализацию ее негативных сторон.

Представленный перечень экономических функций государства свидетельствует, что его экономическая роль отнюдь не сводится к руководству государственным сектором экономики, т. е. к предпринимательской деятельности в рамках определенной группы предприятий, собственником которых оно является. Экономическая роль государства предполагает его деятельность по регулированию экономики в целом, всех его секторов как единой системы. Следовательно, разгосударствление и приватизация, как правило, означающие количественное сокращение государственного сектора экономики, может сопровождаться как ослаблением регулирующей роли государства, так и ее усилением и расширением выполняемых им экономических функций.

В процессе перехода от тотального огосударствленного хозяйства к смешанной экономике существенные изменения претерпевают не только функции и направления государственного воздействия на экономику, но и методы такого воздействия. Как известно, существуют две группы методов государственного регулирования: прямые (административные) и косвенные (экономические). И хотя в ряде конкретных случаев такое их деление оказывается в значительной мере условным, а иногда его просто бывает трудно провести, в целом же при анализе данной проблемы его использование полезно и целесообразно.

Финансовые и кредитные методы государственного регулирования экономики при их рассмотрении в комплексе образуют денежно кредитную политику государства; под ней понимается «совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивости экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические последствия» [20, c. 302]. Рассмотрению основополагающих аспектов данных методов регулирования экономики и посвящена предлагаемая работа.

Из приведенного определения следует, что денежно-кредитная политика не является чем-то самодостаточным, она теснейшим образом связана с прочими регулирующими функциями государства (регулированием инвестиционной деятельности, бюджетно-налоговой политикой, системой поддержки малого предпринимательства и т. д.). Однако комплексное решение указанных задач содержит в значительной степени и административные меры регулирования, поэтому детальное рассмотрение этих разделов в работе не предусматривается.

Актуальность рассматриваемой темы определяется следующим обстоятельством. Противоречивый, в значительной мере неудачный опыт реформирования отечественной экономики все чаще в последнее время (особенно после финансового кризиса 1998 г.) ставит на повестку дня вопрос о формах и методах проведения денежно-кредитной политики. Характерно, что серьезные разногласия в стане экономистов наблюдаются не только по поводу предлагаемых для реализации мер, но даже в оценке существующего положения дел. Так, наряду с мнением, что проводимая государством денежно-кредитная политика с 1995 г. была крайне жесткой, но эффективной, а причины падения рубля оказались чисто психологическими [22, c. 24], высказывалось убеждение, что именно проводимый Центральным Банком курс оказался в итоге провальным. В качестве подтверждения обычно приводится статистика, которую можно назвать вопиющей: кризису лета 1998 г. предшествовало громадное сокращение чистых валютных резервов на 14,6 млрд долл., причем на 7,9 млрд. — с мая по август 1998 г. [25, c. 24]. Такая политика денежных властей многими авторами напрямую называется безответственной.

Целью данной работы является комплексное изучение финансовых и кредитных методов государственного регулирования экономики. Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:

— изучения теоретического наследия, оставленного по данному вопросу представителями различных экономических школ;

— ознакомление с текущим состоянием дел в мировой практике, в частности — с отечественным опытом проведения кредитно-денежной политики последних лет;

— рассмотрение основных направлений реализации этой политики на ближайшую перспективу.

Постановка и последовательное решение данных задач определяет структуру работы. Рассмотрению каждой из них посвящена отдельная глава.

Стоит отметить, что финансовые и кредитные методы государственного регулирования экономики рассматриваются как в общих систематизированных курсах по экономической теории, так и в специальных изданиях и экономической периодике.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.А., Александрова Л. С. Финансы, денежное обращение и кредит. — М.: ИМПЭ, 1996. — 458 с.
  2. И.М., Емцов Р. Г., Холопов А. В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку. / Под ред. А. В. Сидоровича. — М.: Дело и сервис, 1998. — 264 с.
  3. А.Г. Экономика. Общий курс. — М.: Информационно-внедренч. центр «Маркетинг», 1999. — 492 с.
  4. Государственное регулирование рыночной экономики. / Под ред. проф. Кушлина В. И. и проф. Волгина Н. А. — М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000. — 735 с.
  5. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие. — М.: Дело, 2001. — 280 с.
  6. Государственное регулирование экономики в современных условиях. — М.: ИЭ РАН, 1997. — 132 с.
  7. В.Н. Финансы, денежное обращение и кредит. — М.: Финансы и статистика, 1997. — 362 с.
  8. Е.В. Экономика общественного сектора: Курс лекций. — М.: ТЕИС, 1998. — 334 с.
  9. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978.
  10. А.Ю. Экономика реформ в России и ее цена. — М.: Экономика, 1994. — 198 с.
  11. Макроэкономические аспекты становления социального хозяйства. / Под ред. В. И. Маевского. М.: ИЭ РАН, 1998. — 198 с.
  12. Мировая экономика. / Под ред. А. С. Булатова. М.: Юрист, 1999. — 537 с.
  13. Н.Г. Макроэкономика. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — 522 с.
  14. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. — М.: ИЭ РАН, 1997. — 147 с.
  15. М.А., Чибриков Г. Г. Основы экономической теории. — М.: ДИС, 1996. — 366 с.
  16. М.Н. Курс экономической теории. — Киров: АСА, 1999. — 624 с.
  17. Экономика: Учебник. / Под ред. Архипова А. И. — М.: Проспект, 1998. — 416 с.
  18. Экономика предпринимательства. / Под ред. Кушлина В. И. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 236 с.
  19. Экономическая теория. / Под ред. Камаева В. Д. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 640 с.
  20. Экономическая теория. / Под ред. Николаевой И. П. — М.: Финстатинформ, 1997. — 399 с.
  21. Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов: Учебник. — М.: Наука, 1995. — 462 с.
  22. С. Причины падения рубля — чисто психологические. // Эксперт. — 1999. — 14 сент. — С. 24.
  23. А. Условия совершенствования управления экономикой // Экономист. — 2001. — № 9. — С. 3−8.
  24. В.В. О денежно-кредитной политике и ходе реструктуризации банковской системы. // Деньги и кредит. — 2000. — № 6. — С. 5−13.
  25. А. Мифы и уроки августовского кризиса. // Вопросы экономики. — 1999. — № 11. — С. 24−48.
  26. А.М. Денежная эмиссия: сущность, свойства и оптимальность. // Деньги и кредит. — 2001. — № 5. — С. 34−45.
  27. Ш., Петросян Д., Шульга В. Государственное регулирование рыночной экономики. // Экономист. — 1999. — № 8. — С. 3−11.
  28. А. Проблемы регулирования деятельности небанковских кредитных организаций. // Финансовый бизнес. — 2001. — № 10. — С. 31−33.
  29. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2002 год. // Деньги и кредит. — 2001. — № 12. — С. 3−39.
  30. О. Макроустановки регулирования и реальность банковской деятельности // Бюллетень финансовой информации. — 1998. — № 1. — С. 32−34.
  31. С. и др. Денежно-кредитная политика в посткризисный период // http://www.iet.ru/usaid/denegpostcrisis/denegpostcrisis.html
  32. В. Роль государства в экономике: эволюция концепций. // Мировая экономика и международные отношения. -1998. — № 10. — С. 51−62.
  33. Н. Проблема валютного регулирования и контроля. // Экономист. — 2000. — № 11. — С. 48−54.
Заполнить форму текущей работой