Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка методики выбора экономических инструментов поддержки развития возобновляемых источников энергии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Российские исследования сосредоточены в области технико-экономического обоснования проектов использования ВИЭ, оценки ресурсов ВИЭ в различных регионах и экономической обоснованности их использования, а также в области математического моделирования для исследований эффективности ВИЭ, оценки их конкурентоспособности с традиционными энергетическими системами и перспектив их внедрения. В работах… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ (НА ПРИМЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ СТРАН ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА)
    • 1. 1. Экономические инструменты поддержки развития ВИЭ в электроэнергетике
      • 1. 1. 1. Понятие и классификация инструментов экономических инструментов поддержки развития ВИЭ
      • 1. 1. 2. Анализ теоретических моделей поддержки развития ВИЭ
      • 1. 1. 3. Разработка модульной классификации элементов систем поддержки развития ВИЭ
      • 1. 2. 1. Система поддержки развития ВИЭ в Германии
      • 1. 2. 2. Система поддержки развития ВИЭ в Испании
      • 1. 2. 3. Система поддержки развития ВИЭ в Великобритании и Швеции
      • 1. 2. 4. Система поддержки развития ВИЭ в Дании (на примере морских ветропарков)
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ВЫБОРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ВИЭ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ
    • 2. 1. Методы оценки экономических инструментов поддержки развития ВИЭ
      • 2. 1. 1. Анализ проблемы выбора между ценовыми моделями и моделями квот
      • 2. 1. 2. Анализ метода оценки системы поддержки развития ВИЭ по результативности и привлекательности для инвестора
      • 2. 1. 3. Анализ метода оценки экономических инструментов поддержки развития ВИЭ по системе Гроссекеттлера-Реннингса в сочетании с институциональным подходом
    • 2. 2. Сравнительный анализ условий формирования критериев оценки системы поддержки развития ВИЭ в ЕС и РФ
    • 2. 3. Методика оценки систем поддержки развития ВИЭ на основе комплексного подхода
      • 2. 3. 1. Критериальная модель оценки функциональной работоспособности системы поддержки развития ВИЭ
      • 2. 3. 2. Критериальная модель оценки результативности и эффективности систем поддержки развития ВИЭ
        • 2. 3. 2. 1. Критерии целевой эффективности и системной совместимости (конформности) (Критерии № 1, 2)
        • 2. 3. 2. 2. Критерии для оценки статической экономической эффективности (критерии № 3 и № 4)
        • 2. 3. 2. 3. Критерии для оценки динамической экономической эффективности (критерии №№ 5, 6, 7, 8)
        • 2. 3. 2. 4. Качественный критерий институциональной управляемости (9)
      • 2. 3. 3. Критерии оценки эффективности инвестиций в ВИЭ с учетом интересов потребителей
        • 2. 3. 3. 1. Эффективность поддержки развития ВИЭ с точки зрения инвесторов
        • 2. 3. 3. 2. Влияния выбора экономических инструментов поддержки па затраты потребителей
  • Выводы по главе 2
  • ГЛАВА 3. ОЦЕНКА СИСТЕМ ПОДДЕРЖКИ ВИЭ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗРАБОТАННОЙ МЕТОДИКИ НА ПРИМЕРЕ СТРАН ЕВРОСОЮЗА
    • 3. 1. Оценка систем поддержки ВИЭ в странах Европейского союза на основе разработанной методики без введения повышающих коэффициентов
      • 3. 1. 1. Оценка систем поддержки развития ВИЭ в Швеции, Испании, ФРГ
      • 3. 1. 2. Оценка системы поддержки развития ВИЭ по критериям функциональности (на примере ФРГ)
      • 3. 1. 3. Оценка системы поддержки ВИЭ по критериям эффективности (на примере ФРГ)
    • 3. 2. Оценка альтернативных систем поддержки развития ВИЭ при наличии приоритетных целей на примере ФРГ
  • Выводы по главе 3
  • ГЛАВА 4. ПРИМЕНЕНИЕ РАЗРАБОТАННОЙ МЕТОДИКИ К РОССИЙСКИМ СИСТЕМАМ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ВИЭ
    • 4. 1. Системы поддержки развития ВИЭ в России, закрепленные в нормативно-правовых актах
    • 4. 2. Оценка функциональности и работоспособности систем поддержки на оптовых рынках электроэнергии и мощности
    • 4. 3. Выбор системы поддержки развития ВИЭ в России по разработанной методике
      • 4. 3. 1. Система поддержки развития ВИЭ, ориентированная на достижение целевых показателей
      • 4. 3. 2. Оценка системы поддержки развития ВИЭ по критериям функциональности
      • 4. 3. 3. Оценка системы поддержки развития ВИЭ по критериям результативности и эффективности
      • 4. 3. 4. Оценка системы поддержки развития ВИЭ по критериям эффективности инвестиций в ВИЭ с учетом интересов потребителей
  • Выводы по главе 4

Разработка методики выбора экономических инструментов поддержки развития возобновляемых источников энергии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Все вышесказанное определяет актуальность выбранной тематики научного исследования.

Состояние исследований в этой области. Теоретические основы поддержки развития ВИЭ описываются в мировой и отечественной научной литературе, однако приоритет принадлежит практическим исследованиям. Несмотря на то, что в мировой практике применяются различные экономические механизмы для стимулирования развития ВИЭ, мнения экспертов и ученых при обсуждении эффективности этих механизмов не согласованы, определенных выводов о целесообразности выбора того или иного механизма из существующих вариантов не сделано [34, с. 15].

Российские исследования сосредоточены в области технико-экономического обоснования проектов использования ВИЭ, оценки ресурсов ВИЭ в различных регионах и экономической обоснованности их использования, а также в области математического моделирования для исследований эффективности ВИЭ, оценки их конкурентоспособности с традиционными энергетическими системами и перспектив их внедрения. В работах российских ученых обоснована эффективность использования ВИЭ в изолированных от энергоснабжения регионах, ранжирование ВИЭ по степени эффективности их использования, влияние поддержки ВИЭ на рыночное равновесие, в том числе при иитериализации внешних издержек, произведен анализ проблем правового регулирования сферы ВИЭ. Среди отечественных исследований следует выделить работы Безруких П. П., Елистратова В. В., Сидоренко Г. И., Копылова А. Е., Марченко О. В., Попеля О. С., Федорова М. П., Окорокова В. Р., Окорокова Р.В.

В зарубежной литературе исследования экономической поддержки развития ВИЭ развились на основе изучения мероприятий по защите климата. Основные теоретические идеи в области государственного вмешательства в рынки при реализации природоохранных мероприятий, к которым первоначально относилось и использование ВИЭ, принадлежат Баумолю В. (Baumol W. J.), Оутсу В. (Oates W. Е.), Вейтцманну М. (Weitzmann М.), Хомайеру О. (Ilohmeyer О.), Каппу К. (Kapp К.), Менанто Ф. (Menanteau Р.). Непосредственно исследованиям государственной поддержки ВИЭ посвящены работы Кляйна А. (Klein А.), Шаллера М. (Schaller М.), Шварца Г. (Schwarz II.), Еспейя С. (Espey S.), Хедера М. (Hader М.). С середины 90-х годов XX века до настоящего времени большое влияние на политику Европейского Союза в области развития ВИЭ оказывают работы Дикманна Й. (Diekmann J.), Лангниса О. (Langni? О.), Рагвитца М. (Ragwitz М.), Бехбергера М. (Bechberger.

М.), Дрилишша И. (Drillisch J.), сочетающих теоретические разработки на стыке неоклассической экономической теории, новой политической экономии и новой институциональной экономической теории (Норт Д., Коуз Р., Уильямсон О.) с анализом практической реализации поддержки ВИЭ. Особую роль в диссертационном исследовании сыграли работы немецких ученых 90-х — 2000;х годов: Гроссекеттлера Г. (Grossekettler Н.), Реннигса К. (Rennings К.), Шпрингманна Й. (Springmann J.), Брауера В. (Brauer W.), выполненные в рамках ордо-либерализма («фрайбургской» экономической школы), послужившие теоретической основой для современной немецкой системы поддержки развития ВИЭ, заимствованной многими странами.

Область исследования. Диссертационное исследование проведено по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством», паспорта специальностей ВАК в рамках раздела 1 «Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами»: пункты 1.1.15. «Теоретические и методологические основы эффективности развития предприятий, отраслей и комплексов народного хозяйства» и 1.1.19. «Методологические и методические подходы к решению проблем в области экономики, организации управления отраслями и предприятиями топливно-энергетического комплекса».

Целыо исследования является разработка методики выбора экономических инструментов поддержки ВИЭ в электроэнергетике России.

Объект исследования — национальные экономические системы поддержки развития ВИЭ, сложившиеся и формирующиеся в результате институциональных преобразований по внедрению ВИЭ в юпливно-энергетический комплекс разных стран, методологические принципы и методы выбора этих систем.

Предмет исследования — управленческие отношения, возникающие в период формирования экономических систем поддержки развития ВИЭ при выборе экономических, финансовых, организационных и правовых механизмов, обеспечивающих развитие ВИЭ.

Теоретической и методологической основой исследования послужили научные концепции отечественных и зарубежных ученых, фундаментальные труды и публикации по исследуемой проблеме, материалы международных научно-практических конференций. В диссертации использованы теоретические основы экономики и управления, методы системного анализа, стратегического планирования, экономического анализа, дедукции, индукции, логики и метод «case study». Информационную основу работы составили нормативно-правовые акты, стратегии развития и статистические отчеты России, Евросоюза и стран, входящих в ЕС.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

1) Проанализировать существующие экономические инструменты поддержки развития ВИЭ, выявить причины различия между эффектами, прогнозируемыми при теоретической разработке и возникающими при практической реализации инструментов поддержки.

2) Создать универсальный способ описания систем поддержки развития ВИЭ, учитывающий не только основной принцип экономической поддержки, но и элементы, оказывающие существенное влияние на её функциональность и эффективность.

3) Разработать теоретически обоснованный и практически применимый метод выбора систем поддержки развития ВИЭ, учитывающий не только вопрос обеспечения эффективности инвестиций в ВИЭ, но и вопрос функциональной работоспособности системы поддержки и ее результативности.

4) Апробировать полученные теоретические и методологические результаты.

5) Проанализировать поставленные в России цели и задачи в области развития ВИЭ и применить разработанные способ описания системы поддержки и методику оценки к российским системам поддержки развития ВИЭ.

Научная новизна исследования состоит в развитии теоретических и методологических положений экономической поддержки развития ВИЭ, осуществляемой государством с учетом передового опыта других стран, и разработке методологической базы, позволяющей законодателям (государственным органам), ответственным за разработку системы поддержки развития ВИЭ, осуществить успешный выбор способа поддержки ВИЭ, оценить функциональность и эффективность альтернативных вариантов, а инвесторам — учитывать эффекты государственной поддержки при оценке инвестиционных проектов.

К числу результатов, обладающих научной новизной и выносимых на защиту, относятся:

1. Предложена классификация экономических инструментов как элементов системы поддержки развития ВИЭ по четырем группам, носящая, в отличие от существующих, модульный характер.

2. Разработана научно-обоснованная, трехэтапная методика выбора экономических инструментов поддержки развития ВИЭ в электроэнергетике, учитывающая разнонаправленные факторы, в том числе институциональные. Методика основана на комплексной оценке как системы поддержки в целом, так и ее отдельных элементовможет быть применена как на федеральном, так и региональном уровнепозволяет при заданных целевых установках осуществить выбор системы поддержки, в том числе путем изменения иерархии критериев для конкретной стратегии развития.

3. Предложен индикатор для оценки результативности системы поддержки развития ВИЭ в России как составной элемент механизма адаптации системы поддержки для достижения поставленных целевых установок.

4. Предложен вариант выбора системы поддержки развития ВИЭ для России, особенностью которого является механизм адаптации ценовой поддержки развития ВИЭ к изменениям рыночных цен для учета интересов потребителей.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения выработанной методики и модульной классификации систем поддержки развития ВИЭ и их элементов для выбора систем поддержки развития ВИЭ в РФ, как на федеральном, так и региональном уровне. Методика оценки функциональности и эффективности системы поддержки развития ВИЭ дополняет стандартные методы оценки эффективности инвестиций и позволяет провести предварительную оценку системы поддержки развития ВИЭ с учетом институциональной среды, а также выявить элементы, снижающие эффективность всей системы и тем самым осуществить выбор наиболее результативного сочетания экономических инструментов поддержки развития ВИЭ в России.

Апробация работы. Основные результаты обсуждались на 13-й Международной научно-практической конференции «Экономика, экология и общество России в 21-м столетии» (Санкт-Петербург, 2011) и всероссийских конференциях с международным участием «Современные методы обеспечения эффективности и надежности в энергетике» (Санкт-Петербург, 2011 и 2012).

Практическое внедрение. Результаты исследования использованы АНО «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства», ЗАО ПИИ ЭСТО, ООО «Инфраструктурные инвестиции РВК» (Российская венчурная компания), Федеральной антимонопольной службой, при чтении магистерской программы «Регулирование энергетических рынков в России и мире» в НИУ «Высшая школа экономики».

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 6 научных работ общим объемом 2,03 пл., в том числе 3 статьи в научных журналах, входящих в перечень ВАК.

Структура и объем диссертации

: Диссертация состоит из введения, четырех глав, списка использованных источников (189 наименований) и 12 приложений. Основной текст изложен на 189 страницах, содержит 28 таблиц, 24 рисунка.

Выводы по главе 4:

1. В четвертой главе разработанная методика применена к системам поддержки развития ВИЭ в России. В настоящее время на уровне нормативно-правовых актов закреплено три различных системы поддержки, но только одна из них функциональна при оценке на первом этапе — система поддержки через розничный рынок. Это соответствует и практике применения систем поддержки. При оценке на втором этапе выявляется низкая прогнозируемая результативность данной системы в связи с отсутствием ряда элементов и узким диапазоном применения.

2. Предложен вариант выбора функциональной системы поддержки развития ВИЭ в России, направленный на достижении целевых показателей, сформированный по модульному принципу. Система поддержки, основанная на введении надбавок к рыночной цене, имеет особенности:

— индикатор результативности системы поддержки развития ВИЭ выступает составным элементом механизма адаптации системы поддержки для достижения поставленных целевых установок.

— наличие механизм адаптации ценовой поддержки развития ВИЭ к изменениям рыночных цен для учета интересов потребителей, необходимость введения которого обоснована произведенными расчетами.

3. Был оценен эффект от выбора системы поддержки с введением надбавок к цене э/э для инвесторов и потребителей. Оценка в рамках третьего этапа показала, что установление необоснованно высоких надбавок может привести к сверхприбыли инвесторов и негативно сказаться на потребителях, в связи с чем, государству целесообразно определять предельно допустимый уровень затрат потребителей и тем самым общий уровень затрат на поддержку ВИЭ, и устанавливать надбавки исходя из этих затрат. Положительный эффект при этом имеет и введение механизма адаптации надбавок к изменению цен на э/э. Таким образом, методика позволяет обосновать выбор в пользу конкретного варианта системы поддержки (в данном случае основанной на введении надбавок с механизмом адаптации к изменению цен на электроэнергию) с учетом необходимости компромисса между интересами инвесторов и потребителей: обеспечения экономической эффективности инвестиционных проектов с одновременным предотвращением необоснованных затрат на поддержку развития ВИЭ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе диссертационного исследования были проанализированы экономические инструменты поддержки развития ВИЭ, определены понятия «моделей» и «систем поддержки». Объектом последующего анализа для разработки методики выбора экономических инструментов поддержки ВИЭ, выступили системы поддержки развития ВИЭ — совокупность экономических инструментов поддержки (мероприятий), осуществляемых конкретным государством и направленных на создание таких условий в экономике страны, при которых в процессе деятельности субъектов рынка электроэнергии и мощности стимулируется внедрение ВИЭ в заданном объеме к определенному сроку.

Для выбора экономических инструментов поддержки развития ВИЭ, являющегося управленческим решением, необходимо проведение комплексного анализа и оценки систем поддержки развития ВИЭ, выявление причин различия между эффектами, прогнозируемыми при теоретической разработке и возникающими при практической реализации, а также эффектов от выбора различных сочетаний экономических инструментов внутри системы.

С этой целью была разработана модульная классификация элементов систем поддержки, представляющая собой универсальный способ описания систем поддержки развития ВИЭ, учитывающий не только основной принцип экономической поддержки, но и элементы, оказывающие существенное влияние на её функциональность и эффективность (таблица 1.2). Данная классификация позволяет произвести полное описание систем поддержки развития ВИЭ, отличающихся большим различием характеристик, из небольшого количества элементов и создать детальный объект для последующего сравнительного анализа теоретических и существующих систем.

Проанализированный в исследовании и широко применяемый в ЕС метод оценки эффективности поддержки ВИЭ, базирующийся па оценке роста объемов использования ВИЭ и прибыли инвесторов, не позволяет выявить факторы успешного внедрения системы поддержки развития ВИЭ или причины неудачи, что является актуальным для России па современном этапе формирования системы поддержки развития ВИЭ.

Обосновано, что для создания результативной и эффективной системы поддержки развития ВИЭ важен не принципиальный выбор между основными моделями, а выбор правильной совокупности экономических инструментов. Разработанная для решения этой задачи методика выбора системы поддержки развития ВИЭ основывается па комплексном подходе, включающем в себя оценку системы поддержки с точки зрения инвесторов, потребителей, субъектов всей энергосистемы, а также государства. Методика базируется на системе оценки вмешательства государства в экономические процессы, предложенной Гроссекеттлером и Реннигсом, дополненной в начале 2000;х годов применительно к поддержке ВИЭ Шпрингманном и другими авторами. Она адаптирована к российским условиям с учетом современных достижений экономической науки, на основе сравнительного анализа факторов, влияющих на поддержку развития ВИЭ в Европейском союзе и России.

Методика позволяет оценить как систему в целом, так и ее отдельные элементыможет быть применена как на федеральном, так и региональном уровнепозволяет при заданных целевых установках осуществить выбор системы поддержки путем изменения иерархии критериев для конкретной стратегии развития. Она содержит оценку функциональности, результативности и эффективности системы поддержки развития ВИЭ и состоит из трех этапов.

Первые два этапа содержат критериальные модели, первая из которых (5 критериев) нацелена на оценку функциональной работоспособности системы, а вторая (9 критериев) — на оценку результативности и эффективности систем поддержки развития ВИЭ и обеспечение возможности их сравнения. На первом этапе элементы оцениваются с использованием шкалы «положительная/отрицательная оценка» («да/нет») в отношении возможных (или уже определенных) вариантов реализации элементов системы поддержки развития ВИЭ. Отрицательные оценки на этом этапе, при невозможности восполнения пробелов на нижестоящих уровнях регулирования, указывают на неработоспособность системы.

Целью второго этапа является сравнительная оценка систем поддержки. Для этого автором сформирована критериальная модель, состоящая из 9 критериев (таблица 2.2). При разработке второго этапа оценки использована идея оценки альтернативных систем способом балльной оценки, примененная в 1999;м году в ходе крупнейшего исследования возможных способов поддержки развития ВИЭ в ФРГ (руководители проекта — Нич (Nitsch) и Фишедик (Fischedick)). В диссертационном исследовании метод балльной оценки применен к отдельным элементам системы, а оценка производится по другим критериям, что существенно отличает ее от оригинальной методики. Одновременно применение критериальной модели с балльной шкалой устраняет теоретический характер системы оценки Гроссекеттлера-Реннингса, ранее применявшейся только для анализа теоретических моделей поддержки ВИЭ. Новизна предлагаемой методики состоит в том, что она позволяет провести комплексный качественный анализ планирующихся или внедренных систем поддержки развития ВИЭ, оценив влияние каждого элемента на эффективность поддержки ВИЭ и затраты потребителей. Свойства каждого элемента оцениваются по критериям с применением балльной шкалы с вариантами оценки «О — низкая», «1 — средняя», «2 — высокая». В случае, если критерий является отрицательным (например, элемент системы приводит к высоким трансакционным издержкам), баллы также приобретают отрицательное значение (0, -1, -2). Баллы по всем критериям суммируются, что позволяет получить легко воспринимаемую итоговую оценку.

Критерии оценивают результативность и системную совместимость (критерии 1 и 2), статическую (критерии 3 и 4) и динамическую (критерии 5,6,7 и 8) эффективность системы поддержки развития ВИЭ, а также институциональную управляемость (критерий 9).

Па третьем этапе оценивается эффект от выбора системы поддержки развития ВИЭ по критериям:

— Эффективности поддержки с точки зрения инвесторов (оценка по системе взаимосвязанных показателей: чистого дохода, чистого дисконтированного дохода, индекса доходности, срока окупаемости и внутренней нормы доходности);

— Влияния выбора экономического инструмента поддержки на затраты потребителей (оценивается эффект выбранных вариантов поддержки на затраты субъектов, на которых будет возложено финансирование поддержки).

Разработанная методика и классификация были апробированы в ходе исследования. Была обоснована невозможность создания идеальной модели поддержки ВИЭ, способной набрать максимальное количество баллов. В связи с этим, в рамках «case study» были проанализированы нормативные документы, научные исследования и статистические данные, связанные с внедрением и функционированием систем поддержки развития ВИЭ в ФРГ, Испании, Швеции: странах, являющихся лидерами по использованию ВИЭ в ЕС. Основные элементы систем поддержки в каждой стране классифицированы по модульной системе и выступили объектами оценки в рамках 1 и 2 этапа. В результате предложена средняя суммарная оценка в рамках второго этапа оценки, указывающая на результативность и эффективность системы поддержки-38 баллов.

Алгоритм выбора по разработанной методике следующий. Первоначально формируются объекты для выбора: системы экономических инструментов поддержки развития ВИЭ, сформированные в единую систему, описанную по модульной классификации. Затем выбираются варианты, обладающие положительными оценками на первом этапе, которые позволяют прогнозировать работоспособность системы. На следующем этапе оценивается результативность и эффективность этих вариантов с точки зрения государства. Системы поддержки, набирающие наибольшее количество баллов, имеют прогнозируемо высокую результативность.

Кроме того, методика оценки позволяет при наличии альтернативных вариантов поддержки, набирающих близкое количество баллов, осуществить выбор между ними в зависимости от иерархии целей. В этом случае оценку предлагается производить путем введения повышающего двукратного коэффициента по отношению к критериям, наиболее тесно связанным с достижением приоритетной цели. Так для оценки системы при приоритетности быстрого роста объемов использования ВИЭ повышающий коэффициент устанавливается для критериев «результативность» и «надежность инвестиций». При заданной государством приоритетной цели в виде интеграции производителей э/э от ВИЭ в систему энергоснабжения и минимизации издержек общества на развитие ВИЭ, повышающий коэффициент устанавливается для критериев «стимулирование инноваций и снижения издержек» и «интеграция в систему энергоснабжения». При этом изначально близкие или равные по оценкам системы поддержки получают различные итоговые суммы за счет различных стимулов, заложенных в их внутренней структуре. Разница обеспечивается за счет наличия критериев, оценивающих различные свойства одних и тех же элементов, и взаимосвязи оценок по этим критериям, в зависимости от теоретически известных свойств моделей поддержки.

Затем проводится оценка в рамках третьего этапа, которая позволяет определить общий эффект от введения системы поддержки, выбранной на втором этапе, а также эффекты от выбора экономических инструментов внутри системы поддержки ВИЭ, а также спрогнозировать дополнительные затраты для потребителей.

Для выбора системы поддержки развития ВИЭ в России были проанализированы российские нормативно-правовые акты и выделены три параллельно существующие системы:

— система надбавок к рыночной цене э/э на оптовом рынке;

— система платы за мощность на оптовом рынке,.

— система регулируемого тарифа на розничном рынке.

Установлено, что в нормативных актах отсутствует часть элементов систем поддержки развития ВИЭ, выделенных как необходимые для функционирования любой системы поддержки. При оценке по разработанной методике эти системы поддержки получили отрицательные оценки по третьему критерию первого этапа — полноте определения субъектов, ответственных за реализацию конкретных элементов поддерэ/ски. В первую очередь это связано с тем, что ни одна система поддержки не сформулирована полностью: не установлены цены (тарифы), не определена их длительность, не сформулирован механизм компенсации расходов на поддержку, а также не определено, кто будет их нести. Единственной системой поддержки развития ВИЭ, отрицательные оценки которой на первом этапе не критичны для ее функционирования, является система поддержки развития ВИЭ на розничном рынке электроэнергии. Это связано с тем, что отсутствие ряда элементов на федеральном уровне частично компенсируется делегированием полномочий поддержки ВИЭ на розничном рынке субъектам федерации и наличием в законе норм прямого действия. При оценке по критериям 2-го эгапа суммарная оценка системы поддержки развития ВИЭ на розничном рынке в РФ составляет 25 баллов. Таким образом, методика оценки устанавливает, что система поддержки развития ВИЭ для розничного рынка способна функционировать, но при этом прогнозирует невысокий уровень её результативности.

С учетом отрицательных оценок существующих систем в диссертации предложен выбор варианта реализации системы поддержки развития ВИЭ в России путем введения надбавок к цене э/э как на оптовом, так и на розничном рынках. Данная система нацелена на достижение целевых показателей и на втором этапе оценки набирает 36 баллов, что указывает на ее результативность. Система базируется на предложениях российских экспертов, из которых отобраны непротиворечащие элементы, содержащие высокие оценки по критерию «результативность». При этом индикатор результативности системы поддержки развития ВИЭ в России (Э" '°) выступает как составной элемент механизма адаптации системы поддержки для достижения поставленных целевых установок. Кроме того, особенностью выбранной системы поддержки развития ВИЭ является механизм адаптации надбавок к изменению цен на э/э. Эффект от него проявляется на завершающем этапе оценки: в исследовании были произведены расчеты, показавшие, что для проекта общей установленной мощностью 930 МВт при существенном росте тарифов на э/э, отличных от прогнозных, разница между вариантами с адаптирующимися и фиксированными надбавками к 2020 году составит 496,312 миллионов рублей дополнительных затрат для потребителей.

Таким образом, в диссертации логически обоснована необходимость формирования государственной поддержки развития ВИЭ в виде системы взаимосвязанных элементов, предложена универсальная классификация экономических инструментов поддержки развития ВИЭ. Разработана методика выбора экономических инструментов поддержки развития ВИЭ, основанная на принципе системного сочетания инструментов и комплексной оценке функциональности, результативности и эффективности этого сочетания для государства, инвесторов и потребителей. В части комплексной оценки методика применяется на практике (ЗАО «НИИ ЭСТО», ООО «Инфрафонд РВК», AHO «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства») для учета в инвестиционных проектах эффектов от принимаемых государством мер поддержки ВИЭ.

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ.

ВИЭ Возобновляемые источники энергии — энергия солнца, энергия ветра, энергия вод (в том числе энергия сточных вод), за исключением случаев использования такой энергии на гидроаккумулирующих электроэнергетических станциях, энергия приливов, энергия волн водных объектов, в том числе водоемов, рек, морей, океанов, геотермальная энергия с использованием природных подземных теплоносителей, низкопотенциальная тепловая энергия земли, воздуха, воды с использованием специальных теплоносителей, биомасса, включающая в себя специально выращенные для получения энергии растения, в том числе деревья, а также отходы производства и потребления, за исключением отходов, полученных в процессе использования углеводородного сырья и топлива, биогаз, газ, выделяемый отходами производства и потребления на свалках таких отходов, газ, образующийся на угольных разработках.

УстановкиГенерирующие объекты, функционирующие на основе.

ВИЭ использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

ВЭУ Ветроэнергетическая установка (генерирующий объект, функционирующий на основе использования энергии ветра) ЕС Европейский союз.

МГЭС Малые гидроэнергетические установки, установленная мощность которых не превышает 25 МВт РФ Российская Федерация.

ФЗ Федеральный закон э/э Электроэнергия.

IEA International Energy Agency (Международное энергетическое агентство).

ФТС Федеральная служба по тарифам.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Об электроэнергетике: федеральный закон от 26.03.2003 № 35-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. — № 13. — Ст. 1177.
  2. О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике: постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. № 1178 // Собрание законодательства Российской Федерации. -2012.-№ 4. -Ст. 504.
  3. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 № 1715-р. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. — № 48. — Ст. 5836.
  4. Vertrag uber die Grundung der Europaischan Gemainschaft: Konsolidierte Fassung // Das Amtsblatt der Europaischen Union. 2002. -24dezember. — P. 33−184.
  5. Richtlinie 2001/77/EG des Europaischen Parlaments und des Rates vom 27.09.20 012 zur Forderung der Stromerzeugung aus erneuerbaren Energiequellen im Elektrizitatsbinnenmarkt // Das Amtsblatt der Europaischen Union. 2001. — 27 oktober.-P. 22−40.
  6. Energiegesetz der Schweizerischen Eidgenossenschaft vom 26. Juni 1998 (EnG) Электронный ресурс. // Die Bundesbehorden der Schweizerischen Eidgenossenschaft. Режим доступа: www.admin.ch/ch/d/sr/c7300.html. — (Дата обращения: 02.04.2012).
  7. Gesetz uber Stromzertifikate vom 1. Marz 2003 (2003:113) Электронный ресурс. // RES LEGAL. Режим доступа: http://www.res-legal.de/fileadmin/translations/SchwedenGesetz2003-l 13.pdf. — (Дата обращения: 06.03.2012).
  8. , Е.В. Функциональные свойства институциональные ловушек Электронный ресурс. / Е. В. Балацкий // Капитал страны. Режим доступа: http://www.kapital-rus.ru/index.php/articles/article/182 086. — (Дата обращения: 23.04.2012).
  9. , Е.В. Функциональные свойства институциональных ловушек / Е. В Балацкий // Экономика и математические методы. 2002. — № 3 -С. 54−72.
  10. , П.П. О состоянии и перспективах развития возобновляемой энергетики мира и России / П. П. Безруких // Энергетическое право.-2011.-№ 1.-С. 10−18.
  11. , П. П. Экономика и возможные масштабы развития нетрадиционных возобновляемых источников энергии / Безруких П. П. М.: Изд-во ИНП РАН, 2002. — 78 с.
  12. , Ю.С. Оценки ресурсов возобновляемых источников энергии : справочник учеб. пособие / Ю. С. Васильев, П. П. Безруких, В. В. Елистратов, Г. И. Сидоренко. — СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2008. — 250 с.
  13. Внедрение возобновляемых источников энергии Электронный ресурс.: принципы эффективной политики // International Energy Agency. -Режим доступа: http://www.iea.org/textbase/nppdf/free/2008/deployingrenewablesrus.pdf. (Дата обращения: 15.06.2011).
  14. Возобновляемая энергия в России. От возможности к реальности Электронный ресурс. // International Energy Agency. Режим доступа: http://www.iea.org/russian/pdf/RenewRussian2003.pdf. — (Дата обращения: 15.06.2011).
  15. , Н.И. Эволюция институциональной теории: учеб. пособие / Н. И. Гульбина. М.: Новый учебник, 2004. — 104 с.
  16. , А. Государство заговорило о поддержке ВИЭ Электронный ресурс. / А. Давыдова // Bellona.Ru. Режим доступа: http://www.bellona.ru/articlesru/articles2012/1 334 053 980.94. — (Дата обращения: 04.06.2012).
  17. , В.H. Формирование энергетической политики Европейского союза / В. Н. Зуев // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2007. — № 1 — С. 53−63.
  18. Институциональная экономика: учебник / под общ. ред. А. Олейника. М.: ИНФРА-М, 2005. — 704 с.
  19. , А.Е. Поддержка возобновляемой энергетики в России: следующие шаги Электронный ресурс. / А. Е. Копылов // Российская Ассоциация Ветроиндустрии. Режим доступа: http://rawi.ru/media/Textfiles/Kopylovlegislation.pdf. — (Дата обращения: 12.01.2011).
  20. , А.Е. Новый подход к поддержке ВИЭ в России на основе оплаты мощности генерации / А. Е. Копылов // Энергетическое право. 2011.-№ 1. — С. 3612.
  21. , Т.В. Комплексный подход к оценке эффективности систем поддержки развития ВИЭ / Т. В. Малинина, М. С. Шклярук // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2012. — № 4. — С. 222−225.
  22. , О.В. Системные исследования эффективности возобновляемых источников энергии / О. В. Марченко, C.B. Соломин // Теплоэнергетика. 2010. — № 11. — С. 12−17.
  23. , Р. Поддержка возобновляемых источников энергии на либерализованных рынках: рыночный механизм или плановая экономика? / Р. Менгес // Экономика электроэнергетики: рыночная политика. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2001. — С. 39333.
  24. Минэнерго пойдет альтернативным путем. Возобновляемую энергетику поддержат точечно // Коммерсантъ. 2012. — № 23. — С. 7.
  25. , Д. Институты, институциональные изменения функционирования экономики / Д. Норт М.: Начала, 1997. — 240 с.
  26. , Д. Институциональные изменения и рамки анализа / Д. Норт // Вопросы экономики. 1997. — № 3. — С. 6−17.
  27. Понкратов // Bellona.Ru. Режим доступа: http://www.beIlona.rLi/filearchive/filRusHydroBELLONA.pdf. (Дата обращения: 11.01.2011).
  28. , О.С. Перспективные направления использования возобновляемых источников энергии в централизованной и автономной энергетике / О. С. Попель, Б. Ф. Реутов, А. П. Антропов // Теплоэнергетика. -2010.-№ 11.-С. 2−11.
  29. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: учебник / Б. Н. Кузык и др. 3-е изд., доп. — М.: Экономика, 2009. — 591 с.
  30. Программа по внедрению возобновляемых источников энергии срывается Электронный ресурс. // KONON.RU. Режим доступа: http://www.conon.ni/g/p/5975.php. — (Дата обращения: 04.06.2012).
  31. , Р. Г. Экономика и финансы общественного сектора (основы теории эффективного государства): учебник / Прокди Р. Г., Рикрофт. -М.: Инфра-М, 2007. 427 с.
  32. Разработка национального плана развития ВИЭ в России: аналитический отчет делегации Европейской комиссии в России. // ЭСКО: электронный журнал. Режим доступа: http://esco-ecosys.narod.ru/201 l8/art 188.pdf. — (Дата обращения: 15.05.2012).
  33. Сайт сетевой компании REE Данные о потреблении электроэнергии в реальном времени. Период 04.04.2012, время 00.00.-9.00
  34. Электронный ресурс. // Red Electrica de Espana. Режим доступа: https://dernanda.ree.es/generacionacumulada.html. — (Дата обращения: 04.04.2012).
  35. , Д. Л. Об энергосбережении и важности комплексного подхода / Сапрыкин Д. Л. // Ритм. 2011. — № 4. — С. 10−12.
  36. , Г. И. Экономика установок нетрадиционных и возобновляемых источников энергии : технико-экономический анализ: учеб. пособие для вузов / Г. И. Сидоренко, И. Г. Кудряшева, В. И. Пименов. — СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2008. — 248 с.
  37. , И.В. Экономика природопользования : учеб. пособие / И. В. Скворцова, В. П. Свитин, О. В. Федорец. СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2010.-234 с.
  38. У девелоперов нет стимула вкладывать деньги в альтернативную энергетику (возобновляемые источники энергии) // Евроэкспо. Режим доступа: http://www.vie-conf.ru/industry-news/45 075. — (Дата обращения: 29.04.2012).
  39. , О. И. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, «отношенческая контракция» / О. И. Уильямсон. СПб.: Лениздат- CEV Press, 1996.-702 с.
  40. , М.П. Энергетические технологии и мировое экономическое развитие: прошлое, настоящее и будущее / Федоров М. П., Окороков В. Р., Окороков Р.В.-СПб.: Наука, 2010.-412 с.
  41. , Ю. А. Формирование эколого-экономического механизма устойчивого развития энергетического сектора на основе критериев эко-эффективности Электронный ресурс. / Власенкова Ю. А., Сергиенко О.
  42. И. // Экономика и экологический менеджмент- Режим доступа: http://economics.open-mechanics.com/articles/78.pdf. (Дата обращения: 05.07.2011).
  43. , М.С. Финансовые инструменты компенсации затрат на развитие возобновляемой энергетики на примере Германии / Шклярук М. С.,
  44. Т.В. // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2011. — № 3 — С. 35−41.
  45. Экономика: учебник / А. И. Архипов и др.- под ред. А. И. Архипова, А. К. Большакова. 3 изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2009. -848 с.
  46. Annual report 2009 Электронный ресурс. // Energinet.dk. Режим доступа: http://www.energinet.dk/SiteCollectionDocuments/Engelske%20dokumenter/Om%2 0os/AnnualReport2009.pdf. (Дата обращения: 13.11.2011).
  47. Baumol, W. J. The theory of environmental policy / Baumol, W. J., Oates, W. E. Ed. 2. — Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988. — 299 p.
  48. Berg, H. Theorie der Wirtschaftspolitik / Berg II., Cassel D., Hartwig K.-H. // Vahlens Kompendium der Wirtschaftspolitik. 7. Auflage. — Munchen: Vahlen, 1999. — Band 2.-P. 171−298.
  49. Bleuel, М. Das Integrationsmodell fur Erneuerbare Energiequellen -vom Staat zum Markt. Untersuchung im Auftrag der VDEW. EEFA Analysen Energie und Umwelt / Bleuel M., Hillebrand, B. Berlin: Munster, 2005.
  50. Brauer, W. Ordnungspolitischer Vergleich von Instrumenten zur
  51. Forderung erneuerbarer Energien im deutschen Stromsektor / Brauer W. // Zeitschrift fur Umweltpolitik und Umweltrecht. 2002. — № 1. — P. 61−103.
  52. Brauer, W. Ordnungspolitische Bewertung von Quotenhandelsmodellen zur Forderung erneuerbarer Energien im Stromsektor / Brauer W., Bergmann H. // Zeitschrift fur Energiewirtschaft. 2001. — № 25. — P. 205−215.
  53. Deploying Renewables: Principles for Effective Policies Электронный ресурс. // OECD/IEA- Режим доступа: http://www.iea.org/textbase/nppdf/free/2008/deployingrenewables2008.pdf. (Дата обращения: 14.06.2011).
  54. Dietrich, V. Makrookonomische Wirkungen von Umweltschutz / Dietrich V. // DIW-Vierteljahresheft zur Wirtschaftsforschung. 1994. — № 4. — P. 341−353.
  55. Drillisch, J. Quotenmodell fur regenerative Stromerzeugung: Ein umweltpolitisches Instrument auf liberalisierten Elektrizitatsmarkten / Drillisch J. -Oldenburg, 2001.-417 p.
  56. Energy for a Changing World. Fact sheets by country. Energy Mix, Renewable energies, Internal energy market Электронный ресурс. // European Commission. Режим доступа: http://ec.europa.eu/energy/energypolicy/factsen.htm. — (Дата обращения 11.02.2011).
  57. Energy for the future: renewable sources of energy. White paper for a Community Strategy and Action plan Электронный ресурс. // europa.eu. Режим доступа: http://europa.eu/documents/comm/whitepapers/pdf/com97599en.pdf. -(Дата обращения: 15.08.2011).
  58. Energy strategy 2050 Электронный ресурс. // Klima-, Energi- og. Bygningsministeriet. — Режим доступа: http://www.kemin.dk/Documents/Klima— %20og%20Energipolitik/Energy%20Strategy%202 050%20web.pdf. (Дата обращения: 14.02.2012).
  59. E-ROC trackrecord On-line ROC auction Service Электронный ресурс. // e-ROC. Режим доступа: http://www.e-roc.co.uk/trackrecord.htm. -(Дата обращения: 04.04.2012).
  60. Espey, S. Internationaler Vergleich energiepolitischer Instrumente zur Forderung regenerativer Energien in ausgewahlten Industrielandern / Espey S. -Bremen, 2001. -364 p.
  61. Eucken, W. Grundsatze der Wirtschaftspolitik / Eucken W. 7. Aufl. -Tubingen: Mohr Siebeck, 2004. -417 p.
  62. Publications of ExternE: Vol. 1−6 Электронный ресурс. // ExternE -Externalities of Energy. Режим доступа: http://www.externe.info/externe2006/publications.html. — (Дата обращения: 01.08.2010).
  63. Publications of ExternE: Vol. 7−10 Электронный ресурс. // ExternE -Externalities of Energy. Режим доступа: http://www.externe.info/externe2006/publications.html. — (Дата обращения: 30.08.2010).
  64. Ewers, H.-J. Handlungsfelder und Ordnungsrahmen einer Politik der dauerhaft-nachhaltigen Entwicklung // Ordnungspolitische Grundfragen einer Politik der Nachhaltigkeit / Ewers H.-J., Hassel C. Baden-Baden: Nomos, 1996. -P. 11−31.
  65. Frey, В. S. Umweltokonomie / Frey B. S. 3 Auflage. — Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1992. — 170 p.
  66. Grossekettler, H. Die Wirtschaftsordnung als Gestaltungsaufgabe. Entstehungsgeschichte und Entwicklungsperspektiven des Ordoliberalismus nach 50 Jahren sozialer Marktwirtschaft / Grossekettler I I. Munster: LIT-Verlag, 1997. -161 p.
  67. Helby, P. The Devil is in the Detail / Helby P. // Windpower Monthly News Magazine. 1997. — № 32. — P. 11−13.
  68. Hohmeyer, О. Social Costs of Energy Consumption: Report Электронный ресурс. / Hohmeyer О. // World Climate & Energy Event Rio 02. -Режим доступа: http://www.rio02.com/proceedings/ppt/243Hohmeyer.pdf. -(Дата обращения: 13.09.2010).
  69. Hohmeyer, О. Soziale Kosten des Energieverbrauchs (Social Costs of Energy Consumption) / Hohmeyer О. Berlin: Spinger Verlag, 1988. — 144 p.
  70. Horns Rev 2 About the project Электронный ресурс. // DONG Energy. Режим доступа: http://www.dongenergy.com/hornsrev2/en/abouthornsrev2/abouttheproject/pa ges/abouttheproject.aspx. — (Дата обращения: 17.04.2011).
  71. Hvelplund, F. Rewenable Energy Governance Systems. A comparison of the «political price-/amount market» model with «political quota-/certificate price marke» system Электронный ресурс. / Hvelplund F. // New energy. 2001. -№ 5. — P. 18−23.
  72. Kapp, K.W. Soziale Kosten der Marktwirtschaft: Das klassische Werk der Umwelt-Okonomie / Kapp K.W. Frankfurt/M.: Fischer, 1979. — 263 p.
  73. Knuppel, II. Umweltpolitische Instrumente: Analyse der Bewertungskriterien und Aspekte einer Bewertung / Knuppel H. Baden-Baden: Nomos, 1989. — 170 p.
  74. Legislation development of the Spanish electric power act Электронный ресурс. // Comision Nacional de Energia. Режим доступа: http://www.cne.es/cne/doc/publicaciones/NE00406.pdf. — (Дата обращения: 18.04.2011).
  75. Lienert, M. Bewertung von Fordersystemen fur erneuerbare Energien: Eine kritische Analyse der aktuell gefuhrten Diskussion / Lienert M., Wissen R. // Zeitschrift fur Energiewirtschaf. 2006. — № 30. — P. 133−140.
  76. Menanteau, P. Prices versus quantities: environmental policies for promoting the development of renewable energy / Menanteau P., Finon D., Lamy M. L. // Energy Policy. 2003. — № 31. — P. 799−812.
  77. Menges, R. Elemente eines Fordermodells fur die erneuerbaren Energien in Deutschland Staatlich garantierte Preise oder Wettbewerb durch Quotenhandel / Menges R. // Energiewirtschaft! iche Tagesfragen. — 1998. — № 48. -P. 687−693.
  78. Midttun, A. Feed in or certificates, competition or complementarity? Combining a static efficiency and a dynamic innovation perspective on the greeningof the energy industry / Midttun A., Gautesen K. // Energy Policy. 2007. — № 35. -P.1419−1422.
  79. Nagel, Т. Umweltgerechte Gestaltung des deutschen Steuersystems / Nagel Т. Frankfurt, 1993 .-413 p.
  80. New Energy Externalities developmens for Sustainability. Project Reports. Электронный ресурс. // NEEDS. Режим доступа: http://www.needsproject.org/index.php?option=comcontent&task=:view&id=42&Itemid=66. (Дата обращения: 27.09.2010).
  81. Rechtsquellen ftir die Stromerzeugung aus Erneuerbaren Energien Электронный ресурс. // RES LEGAL Europe. Режим доступа: http://www.res-legal.eu/. — (Дата обращения: 10.03.2012).
  82. Reiche, D. Aufstieg, Bedeutungsverlust und Re-Politisierung erneuerbarer Energien // Zeitschrift fur Umweltpolitik und Umweltrecht. 2002. -№ 1 — P. 27−59.
  83. Renewable energy indicators Электронный ресурс. / Roubanis N. // Eurostat. Режим доступа: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/lTYOFFPUB/KS-QA-10−030/EN/KS-QA-10−030-EN.PDF. — (Дата обращения: 02.04.2011).
  84. Renewables 2011: Global status report Электронный ресурс. // Ren21. Режим доступа: http://www.ren21.net/Portals/97/documents/GSR/GSR201 lMasterl8.pdf. — (Дата обращения: 05.04.2012).
  85. Renewable 2012. Global status report Электронный ресурс. // Ren21- Режим доступа: http://www.map.ren21.net/GSR/GSR2012low.pdf. -(Дата обращения: 16.07.2012).
  86. Renewables Obligation: Annual report 2005−2006 Электронный ресурс. // OFGEM. Режим доступа: http://www.ofgem.gov.uk/Sustainability/Environment/RenewablObl/Archive/Docum ents 1/17 098−3607.pdf. — (Дата обращения: 16.04.2012).
  87. Renewables Obligation: Annual report 2006−2007 Электронный ресурс. // OFGEM. Режим доступа: http://www.ofgem.gov.Uk/Sustainability/Environment/RenewablObl/Documentsl/A nnual%20report%202 007−08Version%204.pdf. — (Дата обращения: 16.04.2012).
  88. Renewables Obligation: Annual report 2009−2010 Электронный ресурс. // OFGEM. Режим доступа: http://www.ofgem.gov.Uk/Sustainability/Environment/RenewablObl/Documentsl/R 0%20Annual%20Report%202 009-lO.pdf. — (Дата обращения: 16.04.2012).
  89. Rennings, К. Nachhaltigkeit, Ordnungspolitik und freiwillige Selbstverpflichtung / Rennings K. Heidelberg: Physica-Verlag, 1996. -292 p.
  90. R?dsand II Wind Farm, Denmark Электронный ресурс. // power-technology.com. Режим доступа: http://www.power-technology.com/projects/rodsand. — (Дата обращения: 20.05.2011).
  91. RWE Trading. Stromhandel und Strompreisbildung Электронный ресурс. // RWE Corporate Website- Режим доступа: http://www.rwe.eom/web/cms/mediablob/de/l 57 904/data/l 57 912/2/rwe-supply-trading/presse/weiter-/download01 .pdf. (Дата обращения: 24.02.2011).
  92. Spanien: Erneuerbare Energien liefern 45% des Stroms Электронный ресурс. // DailyGreen. Режим доступа: www.dailygreen.de/2010/04/02/spanien-erneuerbare-energien-liefern-45-des-stroms^!282.html. — (Дата обращения: 04.04.2012).
  93. Springmann, J.-P. Die Forderung erneuerbarer Energien in der Stromerzeugung auf dem ordnungspolitischen Prufstand / Springmann J.-P. // Zeitschrift fur Umweltpolitik und Umweltrecht. 2003. — № 3. — P. 313−347.
  94. Staiss, F. Jahrbuch Erneuerbare Energien 2000 / Staiss F. Radebeul: Bieberstein VERLAG & AGENTUR. — 2000. — 320 p.
  95. Stiassny, A. Grundkurs in Mikro- und Markookonomik Электронный ресурс. / Stiassny А. // Wirtschaftsuniversitat Wien. Режим доступа: http://www.wu.ac.at/iqv/mitarbeiter/stiassny/grundkursmima.pdf. — (Дата обращения: 10.10.2010).
  96. Stromversorgungsverordnung des Schweizerischen Bundesrates vom 14. Marz 2008 Электронный ресурс. // Die Bundesbehorden der Schweizerischen Eidgenossenschaft. Режим доступа: www.admin.ch/ch/d/sr/c73471 .html. -(Дата обращения: 02.04.2012).
  97. The renewable obligation buy-out fund (2010−2011) Электронный ресурс. // OFGEM. Режим доступа: Www.ofgem.gov.uk/Sustainability/Environment/Renewabl0bl/Documentsl/R0%20 buy-out%200ct%202 011 .pdf. — (Дата обращения: 04.04.2012).
  98. Vanberg, V. J. Rules and Choice in Economics / Vanberg V. J. -London: Routledge, 1994. 320 p.
  99. Weitzman, M.L. Prices vs quantities / Weitzman M. L // The Review of Economic Studies. 1974. — № 41. — P. 47791.
  100. Wietschel, M. Regenerative Energietrager. Der Beitrag und die Forderung regenerativer Energietrager im Rahmen einer Nachhaltigen Energieversorgung / Wietschel M., Fichtner W., Rentz O. Weinheim: WILEY-VCH Verlag, 2009. — 224 p.
  101. World economic outlook: a survey by the staff of the International Monetary Fund Электронный ресурс. // International Monetary Fund. Режим доступа: http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2007/02/pdf/text.pdf. — (Дата обращения: 09.04.2011).
  102. Wunsche, H. F. Marktwirtschaft als Aufgabe / Wunsche, H. F. -Stuttgart: Lucius & Lucius, 1994. 824 p.
  103. Рисунок 1.1. Объем инвестиций в ВИЭ (2004−2010 годы).17
  104. Рисунок 1.2. Ценовые модели и модели квот в статическом сравнении.28
  105. Рисунок 1.3. Изменение затрат па поддержку ВИЭ при изменении рыночнойцены (модель гарантированной цены).29
  106. Рисунок 1.4. Изменение затрат на поддержку ВИЭ при изменении рыночнойцены (модель надбавок).30
  107. Рисунок 1.5. Изменение затрат на поддержку ВИЭ при изменении рыночнойцены (модель квот с сертификатами).30
  108. Рисунок 1.6. Влияние рыночной цены на изменение затрат на поддержку ВИЭи общие затраты на покупку э/э.31
  109. Рисунок 1.7. Доход производителей (R) и объем предложения э/э от ВИЭ приснижении издержек в ценовых моделях (слева) и моделях квот (справа).32
  110. Рисунок 1.8. Принцип использования модульной классификации для описаниясистемы поддержки развития ВИЭ.44
  111. Рисунок 1.9. Целевые показатели ЕС.47
  112. Рисунок 1.10. Система поддержки ВИЭ в Германии (2011 год).53
  113. Рисунок 1.11. Принцип приспособления надбавки к изменению рыночнойцены в Испании.57
  114. Рисунок 2.1. Оценка систем поддержки развития ВИЭ по двум индикаторам напримере наземной ветроэнергетики (2003 год).81
  115. Рисунок 2.2. Оценка систем поддержки развития ВИЭ по двум индикаторам напримере наземной ветроэнергетики (2009 год).81
  116. Рисунок 2.3. Оценка по институциональным критериям и соотношениекритериев.99
  117. Рисунок 2.4.Улучшение оценки по критерию «результативность» при наличиимеханизма обеспечения достижения целевых показателей.104
  118. Рисунок 2.5. Эффект установления единой цены э/э от ВИЭ.111
  119. Рисунок 2.6. Критерии оценки экономической эффективности.114
  120. Рисунок 2.7. Зависимость надежности инвестиции и стимулов к интеграцииустановок ВИЭ в общую энергосистему.121
  121. Рисунок 4.1. Вариант механизма распределения затрат на поддержку ВИЭ. 165 Рисунок 4.2. Индикатор результативности как составной элемент механизма адаптации системы поддержки развития ВИЭ для достижения поставленныхцелей.166
  122. Рисунок 4.3. Эффект от выбора адаптирующейся надбавки при безошибочномпрогнозе цен.179
  123. Рисунок 4.4. Эффект выбора фиксированной надбавки при безошибочномпрогнозе цен.179
  124. Рисунок 4.5. Эффект от выбора адаптирующейся надбавки при ошибочномпрогнозе цен.180
  125. Рисунок 4.6. Эффект от выбора фиксированной надбавки при ошибочном прогнозе цен.180
Заполнить форму текущей работой