Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Метод системной оценки эффективности использования предпринимательского потенциала вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исходя из цели и задач исследования в работе проводился анализ научной литературы, посвященный проблемам управления’и экономике образования. Среди зарубежных ученых значительное внимание данным проблемам уделяют известные экономисты — Р. Акофф, Г. Беккер, С. Бирс, Я. Карнан, Б. Р. Кларк, П. Мюрелл, Р. Маккинтон, Т. Шульц и др: В нашей стране становление экономики образования как науки связывается… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы оценки предпринимательского потенциала вуза
    • 1. 1. Специфика системы высшего профессионального образования России в современных условиях
    • 1. 2. Предпринимательский потенциал вуза как объект исследования
    • 1. 3. Оценка эффективности использования предпринимательского потенциала как инструмент управления деятельностью вуза
  • 2. Методические аспекты проблемы оценки эффективности использования предпринимательского потенциала вуза
    • 2. 1. Становление современной методологии проблемы оценки предпринимательского потенциала
    • 2. 2. Анализ динамики развития рынка образовательных услуг России и Приморского края
    • 2. 3. Классификация факторов и формирование системы принципов оценки эффективности использования предпринимательского потенциала вуза
  • 3. Направления совершенствования предпринимательской деятельности вуза на основе метода системной оценки эффективности использования его предпринимательского потенциала
    • 3. 1. Общая характеристика метода системной оценки эффективности использования предпринимательского потенциала вуза
    • 3. 2. Методические основы оценки эффективности использования предпринимательского потенциала вуза
    • 3. 3. Повышение эффективности использования предпринимательского потенциала вуза на основе его системной оценки
  • Заключение
  • Список используемых источников
  • Приложения

Метод системной оценки эффективности использования предпринимательского потенциала вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Модернизация системы высшего профессионального образования (ВПО), направленная на реализацию важнейших задач повышения конкурентоспособности образовательных учреждений, способствовала развитию в России предпринимательских университетов. Их появление определяется постепенным решением проблем, связанных с поиском новых источников развития, а также с преодолением ограничений, сопряженных с дефицитом основных видов ресурсов. Ограниченность ресурсов лимитирует возможности решения основных задач вуза. Без разрешения проблемы ресурсов предпринимательская деятельность вуза невозможна, поэтому в этом процессе актуализируется деятельность менеджмента высшей школы, ориентированная на выявление и эффективное использование ее предпринимательского потенциала.

Сегодня положение вуза во многом определяется его способностями адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды, а также возможностями осуществлять активную предпринимательскую деятельность. Этим объясняется поток управленческой литературы последних 10 лет по вопросам управления инновационным развитием и оценкой потенциала высших учебных заведений.

Рыночные условия функционирования вузов позволяют рассматривать последних в качестве элементов внешней среды. Чтобы развиваться и быть конкурентоспособным, вузу необходимо учитывать изменяющиеся требования внешней среды, факторы которой находятся в диалектическом противоречии.

Исследователи предпринимательского потенциала при его оценке исходят из внутренних возможностей объекта. Однако эффективность реализации предпринимательского потенциала как системы детерминируется и ограничивается его внешней средой, а не только наличием внутренних ресурсов и возможностей.

Данное обстоятельство обусловливает необходимость разработки инструментария, позволяющего производить оценку по двум критериям: с одной стороныоценка внутренних возможностей вуза, а с другой — оценка эффективности использования его предпринимательского потенциала. В усложнившихся условиях функционирования проведение оценки предпринимательского потенциала вуза отдельно от оценки эффективности его использования не приносит ожидаемого эффекта.

Мы исходим из того, что величина потенциала объективна, то есть не зависит от метода оценки, а сам метод — субъективен и строится на определенных принципах. Повышение объективности оценки предпринимательского потенциала вуза дает возможность более эффективного использования ресурсов и повышения обоснованности принимаемых решений. Модель оценки предпринимательского потенциала вуза удовлетворяет требованиям объективности в том случае, если она более адекватно отражает реальные результаты использования ресурсов и возможностей.

Важность решения проблемы учета совокупности как внутренних, так и внешних факторов, связанной с необходимостью повышения объективности оценки предпринимательского потенциала вуза, определяет актуальность выбранной темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Фундаментальные исследо-, вания в области управления социально-экономическими объектами отражены в трудах И. Ансоффа, Ст. Бира, П. Друкера, Я. Корнай, Р. Коуза, Г Минцберга, М. Портера, А Файоля, М. Хаммера, Дж. Чампи. Среди отечественных исследователей этих вопросов существенная роль отводится трудам С. Ю. Глазьева, Н. И. Дорогова, В. Н. Егорова, Е. Е. Иродовой, А. Е. Карлика, Г. Б. Клейнера, В. И. Куликова, Д. С. Львова, A.JI. Немирова, B.JI. Тамбовцева, С. Янга и др.

Значительный вклад в исследования теории потенциала внесли работы В. Н. Авдеенко, Б. Д. Бабаева, В. Е. Кантора, В. А. Котлова, A.C. Лившица, Б. М. Мочалова, Е. В. Попова, А. Г. Пшеничникова, Л. Д. Ревуцкого, В.М. Самоуки-на, А .Я Степанова, М. Н. Титовой, Э. И. Фигурнова, А. Г. Фонотова, Д. К. Шевченко, В. Н. Щукова и др.

Подход к оценке потенциала предприятия, основывающийся на элементах и инструментарии анализа финансово-хозяйственной деятельности, отражен в работах М. Ф. Тестиной А.И. Ковалева, В. П. Привалова, В. Н. Авдеенко В.А. Котлова, П. И. Разинькова и др. Стоимостному подходу к оценке потенциала предприятия посвящены работы И. Г. Цыганова, М. Ф. Тестиной, И. П. Дежкиной, В. Н. Авдеенко, В. А. Котлова, Н. В. Никитиной и др. Ресурсный подход к оценке потенциала представлен работами B.C. Лосева, Д. К. Шевченко, А. И. Гладышевского, И. П. Дежкиной, И. А. Сергеевой и др. Сравнительный подход к оценке потенциала предприятия широко освещен в трудах И. Г. Цыганова, П. И. Разинькова, А .Я. Фа-тима, И. В. Брячак и др. Результативный подход к оценке потенциала предприятия отражен в работах О. В. Лайчук, B.C. Лосева, Л. Д. Ревуцкого и др.

Системный подход к управлению социально-экономическими объектами глубоко и всесторонне освещен в публикациях таких авторов как П. К. Анохин,.

A.Т. Зуб, Г. Б. Клейнер, М. В. Локтионов, В. А. Осипов, Н. Пласкова, В. Г. Сазонов,.

B.А. Созинов, F.B. Федоришин и др.

Исходя из цели и задач исследования в работе проводился анализ научной литературы, посвященный проблемам управления’и экономике образования. Среди зарубежных ученых значительное внимание данным проблемам уделяют известные экономисты — Р. Акофф, Г. Беккер, С. Бирс, Я. Карнан, Б. Р. Кларк, П. Мюрелл, Р. Маккинтон, Т. Шульц и др: В нашей стране становление экономики образования как науки связывается с трудами А. Б. Дайновского, Г. А. Егизаря-на, В. А. Жамина, E.H. Жильцова, С. Л. Костаняна, С. Г. Струмилина и др. Проблемам высшего образования в период транзитивной экономики посвящены работы многих отечественных ученых: H.A. Александровой, М. Б. Алексеевой, И. В. Андреевой, Г. В Балашова, С. А. Белякова, E.H. Богачева, С. А. Дятлова, У.Г. Зинну-рова, И. В. Кичевой, А. Я. Лившица, А. И. Михайлушкина и др. Вопросы стратегического управления предпринимательскими университетами и различные проблемы их развития в центре внимания таких исследователей как: А. Е. Балабанов, Е. М. Белый, А. О. Грудзинский, А. К. Клюев, Е. А. Князев, Г. И. Лазарев, А.П. Лат-кин, Г. И. Мальцева, Л. А. Малышева, Г. Л. Овсянникова, Ю. В. Рожков, К.С. Соло-духин, Н. В. Фадейкина, И. П. Черная и др. Оценке потенциала вуза посвящены работы И. В. Барановой, Т. К. Екшикеева, C.B. Кортова, М. С. Рахмановой, М. В. Черепановой, Ю. Ю. Чмырь и др.

Проблемы управления предпринимательской деятельностью, привлечения внебюджетных ресурсов и оценки конкурентоспособности высших учебных заведений исследовались в работах О. Н. Арзяковой, В. М. Бугакова, В. Н. Владимирова, Т. М. Волковой, И. В. Кичевой, O.A. Макарчевой, М. В. Ниязовой, А.П. Панкру-хина, Н. Р. Патлис, Н. И. Пащенко, И. Б. Романовой и др.

В целом, работы вышеперечисленных авторов характеризуются проработкой методологии управления, а также теоретических и методических аспектов оценки потенциала социально-экономических объектов, в том числе вузов. При этом в существующих подходах к оценке предпринимательского потенциала вуза недостаточно учтено влияние факторов внешней среды, формирующих результаты деятельности вузов, значительный удельный вес при оценке приходится на внутренние возможности объекта, а не на влияние факторов внешней среды на эффективность использования потенциала. Это не позволяет в полной мере оценивать диапазон предпринимательской активности вуза, определяемой нами как результат динамического проявления всего спектра предпринимательской деятельности вуза: от генерирования инноваций до реализации предпринимательских услуг, и соответственно оказывать управляющее воздействие на эффективность деятельности вузов с целью обеспечения необходимых условий для повышения качества образовательных услуг.

Актуальность проблемы, обусловленная недостаточной научной разработан- '2 ностью ее отдельных аспектов, предопределила выбор темы, цели и задач, объекта и предмета диссертационного исследования.

Цель исследования состоит в разработке метода системной оценки предпринимательского потенциала вуза и эффективности его использования.

Реализация указанной цели предполагает постановку и решение следующих основных задач: исследовать специфику системы ВПО в России, а также выявить роль и особенности развития предпринимательской деятельности высшей школыуточнить понятийный аппарат и идентифицировать сущность категории «предпринимательский потенциал вуза" — сформулировать принципы оценки предпринимательского потенциала вуза и классифицировать факторы, влияющие на эффективность его использования;

— обобщить существующие в научной литературе методические подходы к оценке предпринимательского потенциала вуза и разработать метод системной оценки эффективности его использованияпредложить варианты управления предпринимательским потенциалом вуза.

Объектом исследования является предпринимательский потенциал вуза.

Предмет исследования — управленческие отношения, возникающие в результате совершенствования процесса формирования, развития и оценки эффективности использования предпринимательского потенциала вуза.

Область исследования соответствует пункту 8.19. паспорта специальности 08.00.05. «Экономика и управление народным хозяйством» — «Многокритериальные оценки эффективности предпринимательской деятельности».

Теоретической и методической основой диссертационной работы явились положения экономической теории, исследования отечественных и зарубежных ученых, представленные в виде научных статей, научно-исследовательских работ, монографий, учебных изданий по вопросам оценки и управления потенциалом организации, формирования систем показателей, управления и оценки эффективности деятельности социально-экономических объектов, а также федеральные законы Российской Федерации в области высшего профессионального образования, нормативные и иные правовые акты Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ.

При проведении данного исследования применен комплексный метод, включающий научное обобщение и системный анализ. Для обработки и анализа данных применялся метод экспертных оценок и метод сравнительного анализа.

Информационной базой исследования явились данные периодических изданий, материалов научно-практических конференций, семинаровстатистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ о развитии рынка образовательных услуг Приморского краяУправления государственной службы занятости населения Приморского краяФедеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФинформационные ресурсы сети Интернет.

Наиболее существенные результаты исследования:

— на основании исследования специфики системы ВГТО России в современных условиях предложена классификация сфер деятельности вуза, определяющая их принадлежность к рыночному и нерыночному производству вуза и уточнено понятие «предпринимательская деятельность вуза»;

— определены структурные элементы предпринимательского потенциала вуза, а также особенности его управленческой, маркетинговой и ресурсной составляющей и их взаимосвязь, позволяющая управлять эффективностью использования предпринимательского потенциала вуза;

— систематизированы методы оценки потенциала организации и доказано, что для оценки предпринимательского потенциала вуза целесообразно использовать системный подход к определению не только его величины, но и эффективности использования, объединяющий в себе преимущества ресурсно-потенциального и результативного подходов;

— выявлены и классифицированы факторы внешней среды вуза, выступающие детерминантами его предпринимательских способностей, и предложена авторская структурно-логическая схема взаимосвязи факторов внутренней и внешней среды вуза, определяющая особенности формирования и использования его предпринимательского потенциала;

— сформулированы принципы оценки предпринимательского потенциала вуза и разработана процессная схема системной оценки эффективности его использования, апробация и внедрение которой осуществлено в НОУ ВПО «Институт технологии и бизнеса» г. Находка, Приморского края.

Научная новизна диссертационного исследования:

— уточнено и обосновано понятие «предпринимательский потенциал вуза», отличительной особенностью которого от ранее известных является отражение свойств динамичности и эмерждентности, являющихся результатом возникновения синергетических связей между элементами предпринимательского потенциала вузаразработан метод системной оценки предпринимательского потенциала вуза, с помощью которого, в отличие от существующих методов, возможно более полно выявить потенциальные возможности отдельных видов ресурсов вуза, что позволит более обосновано оценивать результаты деятельности вуза в зависимости от степени использования возможностей его предпринимательского потенциалапредложены варианты управления предпринимательским потенциалом вуза в зависимости от структуры полученных показателей, а также разработан алгоритм выбора варианта управления предпринимательским потенциалом, описывающий процесс формирования и развития предпринимательского потенциала вуза, в результате выполнения которого возможно принятие обоснованного решения, направленного на повышение эффективности деятельности вуз.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что: оценка эффективности использования предпринимательского потенциала вуза на основе метода системной оценки приведет к росту обоснованности принимаемых управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности вузасформулированные предложения по повышению эффективности управления процессом трансформации предпринимательского потенциала вуза в предпринимательскую активность на основе учета разбалансированности элементов потенциала позволят перераспределить ресурсы в соответствии с выявленным уровнем отклонения, повысить качество и эффективность управления деятельностью вузапредложенные организационно-управленческие решения по применению рыночных механизмов управления устойчивым развитием вуза на основе динамики его предпринимательского потенциала обеспечат системный взгляд на управление вузом, позволяя по новому подойти к проблеме развития его рыночных возможностей.

Апробация результатов исследования. Результаты работы представлены автором в выступлениях и докладах на: VI всероссийской научно-практической конференции «Социально-экономическое развитие России в XXI веке» (Пенза,.

ПГУАС, 2007 г.) — международной научно-практической конференции «Проблемы развития предприятий: теория и практика» (Пенза, ПГУАС, 2008 г.) — межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы туризма и управления в социально-бытовой сфере в исследованиях студентов и преподавателей» (Владивосток, ДВГУ, 2009 г.) — региональной научно-практической конференции молодых ученых «Проблемы бизнеса и технологий в дальневосточном регионе» (Находка, НОУ ВПО «ИТиБ», 2009 г.) — международной научно-практической конференции «Экономика, социология, философия, право: пути созидания и развития» (Саратов, 2010 г.).

Внедрение основных результатов исследованияосуществлено в НОУ ВПО «Институт технологии и бизнеса» г. Находка.

По теме диссертации опубликовано 11 статей общим объемом 3,45 п.л. (из них авторских 3,0 п.л.), в том числе 2 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа изложена на 173 страницах машинописного текста и включает 21 рисунок, 30 таблиц, 10 приложений.

Список литературы

насчитывает 179 наименований.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой