Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психическое развитие детей раннего возраста, оперированных в период новорожденности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Согласно существующим в научной литературе данным, количество детей с врожденными нарушениями развития не уменьшается, а успехи лечения и выхаживания младенцев приводят к снижению летальности в этой группе детей и увеличению числа выживших, имеющих отдаленные неблагоприятные последствия для развития (С .Я. Долецкий, 1984; Н. П. Шабалов, 2004; Р. Ж. Мухамедрахимов, 1997; Т. К. Немилова, 1998; С… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Психическое развитие детей в младенческом и раннем возрасте
    • 1. 1. Теоретические основы изучения психического развития детей в раннем возрасте
    • 1. 2. Влияние перинатальных нарушений на последующее развитие детей
    • 1. 3. Особенности развития детей, перенесших оперативное лечение и/или реанимацию в период новорожденности
    • 1. 4. Психологическое состояние матерей детей младенческого и раннего возраста из групп риска
    • 1. 5. Особенности взаимодействия матерей и детей младенческого и раннего возраста из групп риска
  • ГЛАВА 2. Организация и методы исследования
    • 2. 1. Эмпирическая база исследования
    • 2. 2. Организация исследования
    • 2. 3. Методы психологического исследования
    • 2. 4. Методы статистической обработки данных
  • ГЛАВА 3. Психическое развитие детей раннего возраста, оперированных в период новорожденности, в системе взаимодействия с матерями
    • 3. 1. Социально-демографические и медицинские показатели оперированных и здоровых детей и их матерей
    • 3. 2. Различия в уровне и скорости развития оперированных и здоровых детей по разделам методики Баттелл
    • 3. 3. Характеристики психологического состояния матерей
    • 3. 4. Особенности взаимодействия матерей и детей, оперированных в период новорожденности, и здоровых
    • 3. 5. Структура взаимосвязей медицинских, социально-демографических и психологических показателей матерей и детей по данным факторного анализа
  • Обсуждение результатов

Психическое развитие детей раннего возраста, оперированных в период новорожденности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. К настоящему времени в психологической науке накоплено достаточно много данных, свидетельствующих об особенностях развития детей, имевших врожденные нарушения, в том числе пороки развития, которые потребовали проведения неотложного хирургического вмешательства и интенсивного лечения в период новорожденности. Изучены разные аспекты развития оперированного ребенка: соматический (Ю.В. Куличкин, 1997; Д. О. Иванов, В. А. Любименко, Н. П. Шабалов, 2003; А. Rasheed, S. Tindali et al., 2001 и др.), психомоторный (Ю.С. Александрович, 1994; М.Е. Ginn-Pease, D.R. Kin g et al., 1991; M.P. Griffin, P.K. Minifee et al., 1992; T. Kato, K. Kanto et al., 1993; C. Chen, S. Friedman et al., 2007 и др.), психосоциальный (L. Ludman, L. Spitz et al., 1995; Т.Н. Diseth, T. Egeland et al., 1998; M. Ojmyr-Joelsson, 2005, 2007 и др.), разработана концепция качества жизни оперированных детей (В .И. Гордеев, Ю. С. Александрович, 2001 и др.). Большая часть проведенных исследований была направлена на изучение детей дошкольного и школьного возраста, подростков и взрослых, пациентов смешанных возрастных групп.

Изучение развития детей раннего возраста после хирургического вмешательства в период новорожденности проводилось зарубежными исследователями (С. Даулинг, 2003; L. Ludman, L. Spitz et al., 1989, 1990, 1992, 1993; H. Dittrich, С. Buhrer et al., 2003; A. Faugli, R. Emblem et al., 2007; C. Chen, S. Friedman et al., 2007, 2008 и др.). В отечественной науке внимание в основном уделялось изучению развития в раннем возрасте недоношенных детей (A.C. Батуев, А. Г. Кощавцев, Н. М. Сафронова, 1998; З. В. Луковцева, Л. Л. Баз, 1999; Т. И. Павлова, А. Б. Павлов, 2004; Л. А. Рожкова, 2005; Ю. А. Бурдукова, Т. А. Строганова, 2007) — детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы (A.B. Поморцев, О. Ю. Кострикова, 1998; Е. А. Стребелева, 1998; Е. В. Устинова, 2005; Э. А. Соколова, 2008; С. Б. Лазуренко, 2008) — детей с сенсорными нарушениями, генетическими заболеваниями (Т.В. Красовский,.

С.Л. Шармина, 2005; Л. Ю. Панарина, 2006; О. И. Пальмов, 2006; Ю. А. Разенкова, Е. Б. Айвазян, 2008) — детей, воспитывающихся в социальных учреждениях (Р.Ж. Мухамедрахимов, 2006; М. К. Бардышевская, 2006; М. Ю. Конькова, 2006; Р. Ж. Мухамедрахимов, H.JI. Плешкова, 2008). Часть этих исследований проведена врачами и сосредоточена на имеющихся физиологических нарушениях, задержке формирования психомоторных навыков, вопросах медицинской реабилитации детей-инвалидов. Работы, выполненные психологами и педагогами-дефектологами, сосредоточены на особенностях формирования психических функций у детей с патологией перинатального периода и программах психокоррекционных занятий (З.В. Луковцева, Л. Л. Баз, 1999; Г. А. Мишина, 2000, 2001; Е. А. Стребелева, 2000, 2003; Ю. А. Бурдукова, Т. А. Строганова, 2007), предложенных исходя из применения теории деятельности к развитию детей раннего возраста (Е.О. Смирнова, 1987, 1994, 2004; H.H. Авдеева, 1996, 1997; М. И. Лисина, 2009). Исследование детей раннего возраста с особенностями развития с позиции системных представлений о развитии ребенка в процессе психологического взаимодействия с близким взрослым (Р.Ж. Мухамедрахимов, 1999; О. И. Пальмов, 2006) не затрагивало детей, оперированных в период новорожденности.

Согласно существующим в научной литературе данным, количество детей с врожденными нарушениями развития не уменьшается, а успехи лечения и выхаживания младенцев приводят к снижению летальности в этой группе детей и увеличению числа выживших, имеющих отдаленные неблагоприятные последствия для развития (С .Я. Долецкий, 1984; Н. П. Шабалов, 2004; Р. Ж. Мухамедрахимов, 1997; Т. К. Немилова, 1998; С. Б. Лазуренко, 2009 и др.). Таким образом, изучение психического развития детей раннего возраста, оперированных в период новорожденности, а также психологического взаимодействия детей и матерей, актуально как с теоретической, так и с организационно-практической точки зрения, поскольку позволяет понять особенности формирования и функционирования системы «мать — ребенок» после медицинского вмешательства, изменения состояния матери и ребенка и создать научно обоснованную программу раннего семейно-центрированного сопровождения (Р.Ж. Мухамедрахимов, 1999).

Целью настоящего исследования является изучение психического развития детей раннего возраста, оперированных в период новорожденное&trade-, психологического состояния их матерей и взаимодействия матерей и детей, в сравнении с группой матерей и детей раннего возраста, не имевших заболеваний в период новорожденности.

Объект исследования: психическое развитие детей раннего возраста в процессе взаимодействия с близким взрослым.

Предмет исследования: психическое развитие детей раннего возраста, оперированных в период новорожденности, и их психологическое взаимодействие с матерями.

Основная гипотеза исследования: характеристики психического развития детей и психологического взаимодействия матерей и детей раннего возраста, оперированных в период новорожденности, отличаются от характеристик развития здоровых сверстников и их взаимодействия с матерями снижением уровня развития, менее позитивным эмоциональным состоянием и меньшим уровнем адаптивного поведения.

Задачи исследования. В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить психическое развитие детей раннего возраста, оперированных в период новорожденности, в сравнении с развитием здоровых сверстников.

2. Определить особенности психологического состояния матерей детей раннего возраста, оперированных в период новорожденности, в отличие от матерей здоровых сверстников.

3. Оценить психологическое взаимодействие матерей и детей раннего возраста, оперированных в период новорожденности, а также взаимодействие матерей и здоровых детей раннего возраста и сравнить имеющиеся различия.

4. Провести сравнительное изучение эмоций на лицах, а также характеристик поведения у матерей и детей, оперированных в период новорожденности, и у матерей и здоровых детей.

5. Сравнить взаимосвязи уровня развития детей, психологического состояния матерей, характеристик психологического взаимодействия, социально-демографических и медицинских показателей в группе матерей и детей, оперированных в период новорожденности, и в группе матерей и здоровых детей. г.

Теоретическими основами данной работы являются представления о развитии ребенка раннего возраста в контексте отношений с матерью (А. Фрейд, 1999; Д. Винникотт, 2005; М. Кляйн, 1998, М. Малер, Дж. Б. Мак-Девитт, 2005), в системе «ребенок — близкий взрослый» (Дж. Боулби, 2003; Д. Н. Стерн, 2006; Р. Ж. Мухамедрахимов, 1999). Кроме того, в работе используются основные положения теории привязанности (М. Ап18А? ог1:11, 1969; М. АшбшогЛ, I. Во?1Ьу, 1991; П. Криттенден, 2002; Дж. Боулби, 2003; Н. Л. Плешкова, 2006, 2008), согласно которой ребенок в течение первого года жизни обобщает опыт отношений с матерью и формирует представления о себе, о матери и об отношениях с ней, содержание которых отражается в стратегиях поведения ребенка во взаимодействии с матерью.

Для решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы психологического исследования: инструментальное наблюдение с использованием видеосъемки и последующим анализом видеоматериалов, а также анкетирование, тестирование и методы математической обработки данных.

Исследование проводилось на базе Государственного Учреждения Здравоохранения «Детская городская больница № 1» г. Санкт-Петербурга в 2005 году в рамках совместного научно-практического проекта больницы и кафедры социальной адаптации и психологической коррекции личности факультета психологии СПбГУ «Особенности взаимодействия матерей и детей, оперированных в период новорожденное&trade-«, поддержанного грантом РГНФ № 05−06−6 539а.

Достоверность и обоснованность результатов исследования и сделанных на их основе выводов обеспечены исходными теоретическими позициямиизучением и анализом данных предыдущих исследований по изучаемой теме и последующим выделением научной проблемыадекватным подбором выборкииспользованием комплекса методов, соответствующих цели, задачам и предмету исследованияоптимальными условиями проведения обследования участников и получения первичных результатовприменением необходимых методов статистической обработки данных.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. У детей раннего возраста, оперированных в период новорожденности, по сравнению со здоровыми сверстниками наблюдается отставание психического развития, а также специфика изменения развития с возрастом в различных областях: повышение уровня развития в моторной и познавательной областях при отсутствии изменений в личностно-социальной, адаптационной и коммуникативной областях.

2. Параметры психологического взаимодействия матерей и детей раннего возраста, оперированных в период новорожденности, отличаются по характеру и степени проявлений эмоций и поведения от характеристик психологического взаимодействия матерей и детей раннего возраста, не имевших патологии в период новорожденности.

3. Развитие детей второго года жизни связано с широким кругом показателей, включая как перинатальные, в том числе оперативное вмешательство, так и социально-демографические.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые было проведено эмпирическое сравнение уровня и скорости психического развития детей раннего возраста, оперированных в период новорожденности, и их здоровых сверстников в системе взаимодействия с наиболее близким взрослым — матерью. Получена информация об отставании уровня психического развития детей на втором году жизни, как по общему показателю развития, так и в личностно-социальном, адаптивном, двигательном, речевом и познавательном развитии, а также о специфике изменения скорости развития в различных областях с возрастом. Также получены данные о снижении общих характеристик взаимодействия оперированных детей и описаны эмоциональные и поведенческие проявления детей и матерей в процессе их взаимодействия. Впервые в Российской Федерации был проведен сравнительный анализ влияния перинатальных, социально-демографических показателей и характеристик взаимодействия на развитие детей раннего возраста, оперированных в период новорожденности.

Теоретическая значимость исследования. Новые эмпирические данные способствуют расширению теоретических представлений о вкладе биологических, социальных и психологических факторов в психическое развитие детей раннего возраста, в том числе оперированных в период новорожденности в связи с врожденными пороками развития. Полученные результаты дают представление об особенностях уровня и темпа психического развития детей, имеющих опыт хирургического вмешательства и госпитальной депривации в первые дни и недели жизни, способствуют углублению представлений о формировании и функционировании системы «мать — ребенок». Результаты исследования имеют большое значение для понимания роли перинатального опыта в развитии детей раннего возраста в различных областях, расширяют теоретические представления о направлениях раннего междисциплинарного семейно-центрированного вмешательства.

Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть положены в основу концепции психологической службы в отделениях патологии новорожденных детских стационаров, программ обучения и психологического сопровождения системы «мать — ребенок», направленных на оптимизацию развития ребенка и взаимодействия матери и ребенка после выписки из стационара. При составлении таких программ необходимо сочетать решение задачи всестороннего развития детей с обеспечением их потребности во взаимодействии и формировании отношений с постоянными и отзывчивыми близкими взрослыми. Полученные результаты могут также использоваться в подготовке и чтении общих и специальных психологических курсов.

Апробация результатов. Центральные положения и результаты диссертации представлены и обсуждены на общебольничной конференции врачей и конференции врачей отделения патологии новорожденных детской городской больницы № 1 г. Санкт-Петербурга. По материалам исследования был сделан доклад на научно-практической конференции «Ананьевские чтения» (Санкт-Петербург, 2005), Зимней психологической школе (Санкт-Петербург, 2006), конференции Российской Ассоциации Перинатальной Психологии и Медицины (Санкт-Петербург, 2006), IV Междисциплинарной конференции по акушерству, перинатологии, неонатологии «Здоровая женщина — здоровый новорожденный» (Санкт-Петербург, 2009).

Внедрение. Материалы диссертационного исследования используются при разработке программы психологического сопровождения матерей и новорожденных детей во время лечения в детской городской больнице № 1 Санкт-Петербурга, а также включены в учебные дисциплины, преподаваемые по программе подготовки клинических психологов на специализации «Клиническая психология младенческого и раннего возраста» СПбГУ и клинических психологов на факультете психологии РГПУ им. А. И. Герцена.

Основное содержание работы отражено в 9 научных публикациях.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, обсуждения результатов, заключения, основных выводов. Основной текст изложен на 149 страницах, общий объем — 180 страниц. Диссертация содержит 27 таблиц, 25 рисунков, список литературы, включающий 285 источников, из них 113 на иностранных языках, и 6 приложений.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой