Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальная пассивность как философская проблема

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность теиы исследования. Динамика перемен, происходящих в обществе и мире, требует нового осмысления разных сторон нашего бытия. Из множества проблем, поставленных историческим временем, самой глубинной и наиболее острой стала проблема, связанная с преодолением застоя, инертности и безверия. Таковой, на наш взгляд, и является проблема социальной пассивности. Ее решение во многом… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЮРЕПЮ-МЕТОДОЛОГИЧЕХЖЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПАССИВНОСТИ
    • I. Пассивность как социальный феномен
    • 2. Детерминанты социальной пассивности
  • Глава II. СПЕЦИФИКА ФОРМ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПАССИВНОСТИ
    • I. Классификация форм социальной пассивности
    • 2. Особенности форм проявления социальной пассивности в сфере политических отношений
  • Глава III. СОЦИАЛЬНАЯ ПАССИВНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
    • I. Необходимость преодоления гипертрофированной пассивности в обществе
    • 2. Некоторые проблемы национальной политики по преодолению пассивности людей. III

Социальная пассивность как философская проблема (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность теиы исследования. Динамика перемен, происходящих в обществе и мире, требует нового осмысления разных сторон нашего бытия. Из множества проблем, поставленных историческим временем, самой глубинной и наиболее острой стала проблема, связанная с преодолением застоя, инертности и безверия. Таковой, на наш взгляд, и является проблема социальной пассивности. Ее решение во многом предполагает устранение всего того, что сегодня мы называем деформацией общественного развития. Острота проблемы усугубляется тем, что в годы застоя было напечатано довольно много работ именно о социальной активности*. Однако обилие таких работ не прояснило ни в теории, ни тем более, в практике вопроса, что же следует считать социальной активностью? Требования повышения активности масс не нашли реализации. Более того, шел процесс камуфляжа реального состояния дела. Свою определенную долю ответственности в этом деле несут ученые-обществоведы, которые вместо глубокого и всестороннего анализа данной проблемы, пропагандировали идеи «почти достигнутой высокой активности», «полного превращения труда в первую жизненную потребность», «гармоничного развития личности» и прочее. В действительности же понятия «активная жизненная позиция», «социальная активность личности», «активизация человеческого фактора», несмотря на многократность их применения, чаще всего,.

I. Перечень работ, посвященных проблемам социальной активности занял бы многие страницы. А между тем значительная часть населения страны таковым не обладает, несмотря на относительно лояльное отношение к существующее строю. не несли смысловой нагрузки, не отражали действительно существующих явлений и процессов, а представляли собой спекулятивный, пропагандистский смысл.

Такие трафаретные понятия, по словам К.А.Абульхановой-Славской, «перестали отражать реальное состояние личности, поскольку в действительности происходило падение активности, мотивации труда, наряду с ростом отнюдь не творческого, а потребительского образа жизни» Такое положение означая©неуважение к личности, ее человеческим и гражданским правам, гасило инициативу, энтузиазм трудящихся, веру в возможность каких-либо положительных изменений. Более того, у людей воспитывался цинизм, двуличие, привычка думать одно, а говорить другое. Пропаганда и агитация, официальная политика и партийная идеология таким образом, нередко давали, если можно так выразиться, обратный эффект.

В этой связи возникает сложная теоретическая задачакаким способом научно объяснить, реально осмыслить существующее многообраХзие личностей творческих и нетворческих, социально пассивных, инициативных и безынициативных, общественно и антиобщественно направленных. Потребности времени ставят задачу исследования и изучения менее «преуспевающего» в науке понятия-соцнальной пассивности. Но пока что феномен социальной пассивности обсуждается главным образом на уровне публицистики. И объяснения его причин и механизмов преодоления предлагаются, как правило, простые и односторонние.

I. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. -М.: Наука, 1969. — С. III.

Понятие «социальная пассивность» еще не вошло в научный обиход. Но то, что составляет содержание этого понятия, существует реально в жизни, имеется в сознании и действии части наших людей. Следовательно, оно требует специального научного исследования. Исследование сущности социальной пассивности, форм проявления и путей преодоления ее — это обращение к реальной практической задаче, вцдвинутой самой жизнью.

Сегодня сложилось явное противоречие между потребностью общества в активном участии всех трудящихся и каждого человека в социальных преобразованиях и пассивностью, равнодушием, мировоззренческим индифферентизмом, политическим инфантилизмом многих граждан. Народ, конечно, не безмолвствует, но в значительной массе гласной активности не проявляет в силу отсутствия таких социально-экономических перемен, которые бы соответствовали его социальным ожиданиям. Пока еще недостаточно используется, остается во многом невостребованной огромная социальная энергия умов, идей, умелых рук.

Исследователи отмечают большую нехватку «субъектов перемен», людей инициативных, изобретательных, имеющих вкус к самостоятельному свободному волеизъявлению, риску и т. п. Именно эти качества в прошлом вытравлялись, а людям прививалась социальная пассивность, неподвижность мысли, леность души, дефицит совести. Словом, главная причина социальной пассивности людей — атрофия за годы застоя творческого потенциала. Но было бы неверно, необоснованно, несправедливо и безнравственно обвинять весь свой народ в пассивности, в отсутствии высокой активности. Это не соответствовало бы объективной реальности. Однако наличие социальной пассивности является наглядным, эмпирическим фактом и он требует соответствующего анализа.

Являясь по существу специфическим элементом социальной коррозии, пассивность людей деформирует основы основ обновления страны, становится сильнейшим тормозом возрождения нации. Поэтому научный анализ феномена «социальной пассивности», выявление ее социальной базы, раскрытие подлинной сути интересов и потребностей ее носителей представляет собой насущную теоретическую задачу и практическую целесообразность.

Состояние научной разработанности темы. Сложность и многоаспектность объекта исследования обусловили его недостаточную научную разработанность. Проблема причин существования и путей преодоления социальной пассивности в трудах обществоведов не подвергалась специальному обстоятельному анализу. До недавних пор, по верному замечанию В. Н. Константинова, «по проблеме социальной пассивности не защищено ни одной диссертации, не опубликовано ни книг, ни статей» *, в которых бы пассивность людей рассматривалась как относительно самостоятельный феномен. Недооценка исследования данной проблемы мешала адекватному познанию активности и пассивности. Но нельзя преуменьшать, как и преувеличивать значение накопленного материала, позволяющего осмыслить сущность изучаемого феномена.

I. Константинов В. Н. Социальная пассивность. -1992. — С. 4.

Причины медлительности, нежелание многих ученых заняться этим феноменом, коренились отчасти и в собственной обеспокоенности за последствия своих теоретических исследований, которые могли получить неодобрение, негативную оценку со стороны ортодоксальных обществоведов, а также страх перед последствиями действий власти,.

В настоящее время нет серьезных поводов и причин для игнорирования невнимания к разработке, исследованию всего многообразного спектра проблем социальной пассивности. Следует отметить, что в последние годы в философской, политологической и социологической литературе интерес к этой проблеме значительно возрос. Проблема социальной пассивности все более исследуется в различных аспектах.

К разработке общих вопросов теории и методологии изучения социальной пассивности обращались Абульханова-Славс-кая К.А., Батурин Ф. А., Донченко Е. А., Кон И, С., Константинов В. Н., Буконков П. И., Лифанов В. К., Мордкович В"Г., Овчинт ников В.Ф., Согомонов Ю. В. и др.. В работах вышеуказанных ав.

I. См.: Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М: Мысль, 199IБатурин Ф. А. Социальная активность трудящихся: сущность и управление. — Новосибирск: Наука, 1984; Донченко Е. А. Социальная пассивность молодежи: зондаж проблемы // Философская и социологическая мысль. — Киев, 1969. — № ВДонченко Е.А., Шаповал С. И. Молодежь: истоки нигилизма и социальной апатии // Философская и социологическая мысль. — Киев, 1989. — № 9- Кон И. С. Психология социальной инерции // Комьфгнист. — 1986. — № IКонстантинов В. Н. Социальная активность и пассивность личности.- Владимир, 1990; он же. Социальная пассивность* - Владимир, 1992; Куконков П. И. Общественно-политическая пассивность: понятие, явление, распространенность // Факторы социальнойактивности городского населения. — М., 1986; Лифанов В. К. Социально-полит] ческая пассивность школьной молодежи: сущность, причины, пуп преодоления // Вопросы теории и практики идеологической работы. — М., 1990; мордкович В, Г. Социальная активность лич.

Продолжение сноски см. с. 8) торов сделана попытка разработать понятийный аппарат и методологические принципы познания данного негативного явления, выявить причины пассивности людей, раскрыть механизм ее возникновения и функционирования.

Несмотря на то, что общетеоретические аспекты социальной пассивности изучены еще слабо, психологические стороны были более подробно освещены в трудах ряда ученых. Следует выделить работы Генова Ф., Гримака Л. П., Ионина Л. Г., Китова А. И., Кона И. С., Магуна B.C., Оболонского А. В., Ольшанского Д. В., Узнадзе Н. Д., Ядова В. А. и др., где проанализированы психологические основы и особенности проявления социальной пассивности в поведении и характере людей, изучены мотивы и стимулы ее*. В ряде работ (Братасюк М.Г., Бойков В. Э., Кальной И. М., Мордкович В#Г., Наумова Н. Ф., Цриходько Д. Н., Щегорцов А.А.) социальная пассивность рассматривается как отчужденная, навязанная деятельность, псевдодеятельность, негативная, деформирующаяся активность, которая не носит продуктивно-цреобра-зующего характера. Среди исследований вызывает интерес рассмотрение социальной пассивности через соотношение с индифферентностью и инфантильностью. (Быстрова Л.И., Гуров Ю. С., Донченко Е.А.). Повышенное внимание данной проблеме стало уделяться в.

Продолжение сноски) ности // Социализм и личность. — М.: Мысль, 1979; Овчинников В. Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека. — М., 1964; Согомо-нов Ю.В., Левицкая А. Г. Социальная пассивность: сущность и формы // Повышение социальной и трудовой активности трудящихся. — Владимир, 1982; Согомонов Ю. В., Потапова Е.II. Пассивность как форма активного ненасильственного сопротивления // Социальная пассивность: истоки и пути преодоления. Тезисы к конференции. — Владимир, 1991.

I. Работы указанных здесь и далее авторов даны в списке литературы диссертации. последнее время и со стороны социологов (Головин А, П., Дили-гинский Г. Г., Заславская Т. И., Козлова Н*, Осипов Г. В., Попов В. Д., Ддов В.А.).

В Монголии публикаций по проблемам социальной пассивности практически нет. Изучение данной темы только еще разворачивается. Авторы чаще всего сосредотачивают свое внимание на причинах, кроющихся в пережитках прошлого, в недостаточной организации воспитательной работы. Перечень исследований по данной проблеме ограничивается лишь несколькими статьями, отдельными главами монографий*. За пределами внимания остается анализ форм проявления и путей преодоления пассивности людей с точки зрения специфики монгольского общества. В ряде диссертаций монгольских исследователей (Ганбат Ц., Вандангомбо Р., Долгоржав Я., Мархаахуу Д., Мягмар С., Сод-номдаргиа Т.) рассматриваемая проблема освещается применительно к отдельным аспектам. Различные аспекты проблемы рассматриваются «попутно» при изучении активности человека, сознательности и ответственности, системы воспитания и образо.

I, Багабанди Н. Монгол араншин // Унэн. — 1992. — 3.19- Бал-хаажав Ц. Хун таны монгол терх // Застийн газрын мэдээ. -1992. — № 23- Батменх С. 1%ухай монгол хун УБ. — 1991; БямбасурэнД. Эрдэнэжаргал П. Сэргэн мандлын узэл, хуний мес чанар // Ар. дын эрх. — 1992.4.22- Гундсамбуу X., Даш-даваа С. Ажилчин залуучуудын нийгмийн терх УБ. — 1990; Даш-Евдон Б. Хеделмерчдиин социалист ухамсарт чанар телевших диалектик УБ. — I960- Дашжамц Д. Хумуусийг хуучин нийгмийн ухамсрын улдэгдлээс ангижруулах асуудал УБ. — 1963; Дорж-готов Ц. монголчууд ер нь ямар хущус вэ? // Утга зохиол, урлаг. — 1990.1.5- Мягмаржав Г. монголчууд залхуу бегеед будуулэг уу? // Ардын эрх. — I99I.9.I4- Самбуу Б. бнгер-сен нийгмийн улдэгдэл, туунийг даван туулах арга зам УБ. — 1976; Темерхулэг Т. Манай монголчууд УБ. — 1986; ТУдэв JI. Хориотой бусэд нэвтэрсэн нь // Унэн. — 1989,10.3. вания. Неоднозначность подходов наблюдается и в оценке тенденций изменений, механизмов, обеспечивающих воспроизводство социальной пассивности.

В целом существующая в настоящее время научная литература не дает полной картины социальной пассивности, страдает концептуальной незавершенностью, противоречивостью подходов, отстает от реальной динамики происходящего. Специальные, обстоятельные исследования социальной пассивности как самостоятельного феномена отсутствуют. Обзор существующей литератур! свидетельствует о необходимости комплексного теоретического осмысления явлений социальной пассивности с объективных, де-политнзированных и деидеологизированных позиций, на базе учета национальных особенностей и современной ситуации общественных отношений в Монголии.

Отмеченные обстоятельства определяют объект, предмет, цель и задачи исследования.

Объект исследования — состояние социальной пассивности преимущественно в современных условиях Монголии.

Предмет исследования — пассивность людей, а также обуславливающие ее причины, условия и факторы.

Цель и задачи исследования

Основная цель диссертации состоит в выяснении сущности и содержания социальной пассивности, уточнении механизмов ее возникновения и функционирования, обосновании рекомендаций по коррекции и преодолению пассивности людей. Достижение поставленной цели предполагает поэтапное решение следующих задач:

— определить методологические подходы к анализу социальной пассивности;

— выявить сущность и своеобразие социальной пассивности и описать ее основные характеристики;

— исследовать условия и причины формирования социальной пассивности, факторы ее существования;

— проанализировать формы проявления социальной пассивности масс, динамику ее изменений;

— показать необходимость преодоления гипертрофированной пассивности в монгольском обществе, осветить основные проблемы национальной политики по коррекции социальной апатии и описать рамки возможного «вмешательства» со стороны государства.

Гипотезы исследования. I. Социальная пассивность есть обращенная, деформированная форма социальной активности. 2. Социальная пассивность — явление как национальное, так и наднациональное, требующее учета общего и особенного, единичного и массового. 3. Универсальных рецептов борьбы с социальной пассивностью не существуют, однако имеются общие принципы регулируемого общественного воздействия. 4. Преодоление социальной пассивности невозможно лишь принудительными, силовыми методами, требуется гибкий, культурологический подход.

Методологической основой исследования стали общие принципы и ф^аментальные положения научного анализа социально-политических явлений и процессов, цивилизационный подход, диалектика общечеловеческих ценностей и национальных особенностей, преемственности и новаторства. В основу диссертации положены труды классиков философской мысли, а также теоретические исследования современных авторов.

Эмпирическую базу исследования составили результаты социально-политических исследований, проводимых в Монголии, статистические данные, содержащиеся в работах ученых, фактологический материал периодической печати, а также личные наблюдения автора за процессами, происходящими в Монголии, встречи и беседы с представителями различных социальных групп и слоев населения в период с 1983;1993 гг.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в философской литературе осуществлен системный анализ социальной пассивности как самостоятельного феномена с учетом специфики ее проявления в Монголии.

Разработаны теоретические основы, методологические принципы и методические подходы к изучению пассивности как социального феномена. Сделана попытка нетрадиционной постановки проблемы, при которой социальная пассивность рассматривается не только как бездеятельность, безразличие, но и как форма активного ненасильственного сопротивления.

Рассмотрены причинно-следственные, структурно-функциональные связи социальной пассивности. Изучены факторы, обусловливающие ее формирование и существование в разных формах организации общественной жизни: экономических и социальных структурах, политико-государственном строе, общественном мнении, с учетом национальных особенностей монголов.

Важный элемент новизны состоит в выработке нетрадиционной классификации форм социальной пассивности, базирующейся на различных основаниях (по характеру и направленности, по временной характеристике, по способу и уровню проявления, по степени общности и т. д.), в отличие от общеизвестного подхода к вычленению форм пассивности людей по предметному содержанию, по их соответствию основным ведам человеческой деятельности.

Установлены специфические особенности проявления социальной пассивности в сфере политических отношений. В этой связи особое внимание уделено уточнению сущности явлений, охватываемых понятиями: «конформизм», «чувство страха», «молчаливое большинство», «подвижное меньшинство», «усредненность», «аполитичность», «политическая индифферентность» и т. д., их эмпирической интерпретации через общечеловеческие ценности.

Существенное отличие данного исследования заключается в новом подходе к разработке принципов и методов преодоления социальной пассивности. Автор считает, что не только невозможно, но и не правомочно ставить вопрос о полном преодолении социальной пассивности, поскольку она является неотъемлемой частью активности масс. Социальная активность и пассивность — две нерасторжимые стороны единого целого, характера и стиля деятельности человека и общества.

Практическая значимость исследования состоит в объективной оценке фактического состояния и перспективной динамики социальной пассивности при переходе к рыночным отношениям. Итоги исследования содержат широкий спектр целенаправленного воздействия государственных органов на коррекцию поведения индивида, группы, социального слоя. Они создают прецендент использования полученных результатов при выработке и осуществлении национальной политики преодоления социальной пассивности, развитии общественной активности масс. Идеи и положения исследования могут быть использованы в учебном процессе, научной работе, а также при дальнейшей разработке данной проблемы.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и получила одобрение на заседании проблемной группы и кафедры философии Гуманитарного центра Российской академии управления. Отдельные положения и выводы исследования представлены на методологических семинарах, научно-практических и теоретических конференциях, в выступлениях автора перед различной аудиторией. Некоторые аспекты диссертации обсуждались на встречах монгольских исследователей-обществоведов. По теме исследования опубликовано 20 работ общим объемом 12 печатных листов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Сложные и противоречивые процессы перехода монгольского общества от бюрократической, тоталитарной системы к демократическому, цивилизованному обществу характеризуются глубоким кризисом и сильным разломом во всех структурах жизни. В это непростое время социальная пассивность является объективной реальностью, которая оказывает свое противоречивое влияние на все сферы общества.

Результаты диссертационного исследования свидетельствуют о сложной природе, структуре и содержании проблемы «социальной пассивности». Как понятие многозначное, она характеризует определенные социальные отношения, характер людей и уклад жизни, специфическое мировоззрение, деформированную общественную психологию. Социальная пассивность — качественная характеристика позиции реально существующего, воспроизводящегося типа личности, характерными чертами которой являются: отсутствие стремления, потребности проявлять общественно значимые действия, нежелание реализовать знания и способности, застой, инертность, безразличие, безучастность, равнодушие, индифферентность, инфантильность.

Как показало исследование, опасность социальной пассивности и бездействия заключается в сковывании инициативы, активности и самостоятельности. Социальная пассивность, с одной стороны, деформирует личность и межличностные отношения, извращает ценности, подрывает у людей уверенность в своих силах, веру в идеалы, с другой стороны, накопившееся недовольство, пессимистические настроения в сочетании с отсутствием у части трудящихся опыта политической борьбы, ее этики, дисциплины и порядка ведут к возникновению антидемократических, популистских форм протеста. Особо отрицательное влияние социальная пассивность оказывает на политическую деятельность, способствуя вседозволенности и беззаконию власти.

Корнями социальной пассивности являются: дисгармония реального состояния дел с вопросами и потребностями, отчужденность человека от общества, несовершенство экономических отношений, нарушение социальной справедливости, ущемление личного интереса, отсутствие развитых политических институтов, слабость демократических традиций, бюрократизация управленческих структур, засилье ламаизма и многое другое, свойственное прошлой истории и современному состоянию монгольского общества. В духовно-практическом аспекте таковыми выступают низкий уровень обшей культуры, бездуховность, безответственность, умственная лень, догматизм теоретического мышления, эгоизм и индивидуализм. Способствуют сохранению устойчивости пассивности людей и такие негативные явления, как деформация образа жизни, вредные традиции, отсталые привычки, устаревшие обычаи, религиозность, иждивенчество, потребительская психология и другие отрицательные черты характера части населения.

Проведенный в рамках диссертации анализ показал, что диапазон проявления социальной пассивности весьма широк, сам феномен очень динамичен. Он затрагивает все сферы жизнедеятельности, все уровни общественных отношений монгольского общества, имеет «вертикальное» и «горизонтальное» расчленения. Выявлены различные проявления социальной пассивности в позиции и поведении отдельного человека, в межличностных коммуникациях, в социальных отношениях и функционировании государственных механизмов. Так, реализуя себя в конкретной форме, равнодушный, пассивный человек может обеспечить свой спокойный образ жизни и вялую психологию на уровне социальной группы, целостной системы.

Итоги изучения проблемы дали возможность заключить, что в появлении и существовании социальной пассивности наряду с объективными трудностями, обусловленными историческими условиями, существенную роль играют и серьезные просчеты, ошибки в политике правительства. Основными причинами деформаций и извращений активности масс являются: в экономической сферепренебрежение объективными закономерностями развития производственных отношенийв социальной — пренебрежение ценностью человека как индивида и личностив политической — ограничение демократии, разгул бюрократии и тоталитаризмав духовнойманипуляция общественным сознанием, мнимая свобода слова.

Современное состояние социальной пассивности во многом воспроизводит веками сложившиеся общественные отношения в Монголии, основанные на распыленности хозяйствования, кочевом образе жизни, авторитарности и деспотичности руководства, постоянного принуждения к покорности и послушанию. В то же время, как показало исследование, отсутствуют жесткая детерминированность исторических типов социальной пассивности, прямолинейность в воспроизводстве прежних характеристик.

Непримиримая борьба с социальной пассивностью — это борьба с определенной системой тормозящих факторов, устаревших идей, отживших стереотипов, старых представлений, застаревших привычек, аморальной нравственностью, алогичной политической деятельностью. В этой связи многие устоявшиеся подходы и взгляды на рассматриваемую проблему должны быть существенно пересмотрены с учетом национальных особенностей и общечеловеческих ценностей, а также динамично меняющейся социально-политической, экономической обстановки в Монголии и радикальных перемен во всем мире.

От правильной постановки цели преодоления гипертрофированной социальной пассивности во многом зависит формирование новой, цивилизованной, достойной и социально-значимой личности, свободной от равнодушия, индифферентной ограниченности. Гуманизация общественных отношений требует новых, нетрадиционных подходов по преодолению и коррекции гипертрофированной пассивности людей. Лечение этого социального недуга более продуктивно нравственностью, культурой, повсеместным утверждением культа честного и добросовестного труда, культа сознательности и ответственности, нежели силовым давлением, жестким принуждением, административно-командными методами.

Итоги диссертационного исследования позволяли утверждать, что преодоление социальной пассивности невозможно без обновления всего механизма функционирования монгольского социума. В этой связи представляется важным устранить ряд условий, поддерживающих существование гипертрофированной пассивности в обществе: экономический кризис, политическая нестабильность, психологическая усталость.

Разные уровни существования пассивности граждан требуют свои механизмы по ее преодолению. По мнению диссертанта, таковыми могли бы стать: на макроуровне — совершенствование обшест-венных отношений, субординация основных элементов правового го< сударства и гражданского обшества, объективная оценка происходящих процессов и реальный подход к делу со стороны государства, расковывание инициативы и самостоятельности массна микро уровне — готовность человека к переменам, правильная расстановка государственных служащих, поддержка самоуправленческих структур, опора на собственные силы, инициатива каждого человека, раскрепощение творческих сил индивида.

Представленный и описанный автором алгоритм продуктивного решения задач преодоления социальной пассивности дает солидный инструмент для оценки эффективности мер, принимаемых правительством в данном направлении.

Вполне очевидно, что наш подход к пониманию сущности социальной пассивности не всем покажется абсолютно бесспорным, не всех устроят высказанные соображения и полученные выводы. Однако большинство согласится, что любому исследователю следует служить науке, обществу, а не тем или иным политикам, как бывало в прошлом, когда обществоведы сплошь и рядом занимались не поиском истины, а идеологическим обслуживанием интересов одной партии.

Теоретические разработки диссертационной работы могут найти свое приложение как в профессиональной деятельности специалиста, реализующего свои функциональные обязанности, так и в научных исследованиях обществоведов.

Концептуальные положения диссертации позволяют осуществлять комплексную оценку состояния социальной пассивности масс, прогнозировать ее ближайшие и отдаленные перспективы. Материалы диссертационной работы могут быть использованы в процессе обучения государственных служащих, специалистов, руководителей предприятий и организаций. Реализация диссертационных разработок позволит оптимизировать процесс приобщения населения к активному участию в общественной жизни, будет способствовать дальнейшему раскрепощению личности, свободному развитию творческих способностей индивида.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. -М.: Наука, 1989.
  2. А.П. Риск и его роль в общественной жизни. -М.: Мысль, 1989, 192 с.
  3. В.А. Социальный страх: опыт философского анализа. Свердловск, 1991. — 168 с.
  4. Антология ненасилия. М.-Бостон, 1992. — 255 с.
  5. Ф.А. Социальная активность тралящихся: сущность и управление. Новосибирск: Наука, 1984. — 176 с.
  6. Н.А. Самопознание. (Опыт философской автобиографии). М.: Книга, 1991. — 433 е.
  7. В.К. Демократизация общества и преодоление бюрократизма. М.: Изд-во МГУ, — 118 с.
  8. Борисова Е. М, Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. М.: Знание, 1991. — 80 с.
  9. Щ 1йсфельд М. Слабость инициативы (Безволие). М.: Спб., 1928. — 103 с.
  10. Д.В. От застоя к развалу. М.: Наука, 1991. -560 с.
  11. Ф. Психология управления. М.: Прогресс, 1982. -407 с.
  12. А.П., Мостовая Е. Б. Почему перестройка буксует?-Новосибирск: Изд-во Новосибирс. ун-та, 1990. 192 с.
  13. Государев Н. А Треугольный человек. М.: Молодая гвардия, 1991. — 223 с.
  14. В.В. От кочевого образа жизни к оседлости (на опыте МНР). М.: Наука, 1979. — 179 с.
  15. Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1989. — 319 с.
  16. А.А., Овчаренко В.И.Человек и отчуждение. -Минск: Высшая школа, 1991. 128 с.
  17. B.C. Диалектика действия. М.: Знание, 1989. -60 с.
  18. В.А., Манахова И.А Факторы и механизмы торможения социальной активности // Культура и личность: проблема социальной активности. м.: Знание, 1990.1. С.33−37.
  19. В.А. Политическая культура: опыт формирования и проблемы. М.: Политиздат, 1990. — 142 с.
  20. А.В. Эффект горизонта (Руководитель и кадры). -М.: Моск. рабочий, 1989. 168 с.
  21. Н.А. Человек переходной эпохи. (Опыт типологии) // Человек мера всех вещей. — Горький- 1990. — С. I29-I3I.
  22. А.Б. Парламентская демократиями политическая традиция Востока. М.: Наука, 1990. — 392 с.
  23. И.М. Отчуждение: истоки и современность. Симферополь: Таврия, Т990. — 191 с.
  24. Э. Человек нашего столетия. М.: Прогресс, 1990.288 с.
  25. А.И. Личность и перестройка: Заметки психолога. -М.: Профиздат, 1990. 132 с.гш."."??
  26. Х.28. Константинов В. Н Социальная пассивность. Владимир: Знание, 1992. — 88 с.
  27. В.Н. Рынок и человек. М.: Знание, 1991. — 64 с.
  28. П.И. Общественно-политическая пассивность: понятие, явление, распространенность // Факторы социально! активности городского населения. Сб.науч.трудов. М.,
  29. Ляфарг П Труд и праздность /Пер. с фр. Спб.: Молот, 1905. — 39 с.
  30. В.И. Революционный авантюризм // Лолн.собр.соч. -Т. 6. С. 377−398.
  31. Великий почин // Полн.собр.соч. Т, 39.
  32. В.Н. Социальная активность и пассивность личности. Владимир: Изд-во ВГПИ, 1990. — 112 с.
  33. Ленин В И. К истории вопроса о диктатуре // Поли.собр. соч. Т. 41. — С. 369−391.
  34. В.К. Социально-политическая пассивность школьой молодежи: сущность, причины, пути преодоления // опросы теории и практики идеоиогической работы. М.: Мысль, 1990. — С. 120−134.
  35. Д. Тревоги совести // Обратного хода нет. М.: Политиздат, 1989. — С. 124−134.
  36. Магун В. С Потребности и психология социальной деятельности. Л.: Наука, 1983. — 176 с.
  37. И.А. Критический анализ буржуазных концепций формирования социально пассивной личности в неоконсерватизме ФРГ. Уссурийск- 1988. — 37 с.
  38. К. Политический индифферентизм// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т. 18. — С. 296−301.
  39. К. Ф.Энгельсу, 2 июля 1858 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — 1. <У. — О. ^лз-2/о.
  40. Механизм торможения: истоки, действия, пути преодоления/ Hgg общ.ред. В. В. Журавлева. 1.- Политиздат, 1988.
  41. В.Г. Социальная активность личности Ц Социализм и личность. М.: Мысль, 1979. — С. 152−172.
  42. Мудрик, А В, Социализация и «смутное время». М.: Знание, 1991. — 63 с.
  43. Назарбаев Н. А, Без правых и левых. М.: Мол. гвардия, 1991• — 256 с.
  44. Неформалы: кто они? куда зовут? /Под общ.ред. В.А.Пече-нева. М.: Политиздат, 1990. — 334 с.
  45. Д., Эбурдин П Что нас ждет в 90-е годы. Мега-тенденция: год 2000: Десять новых направлений на 90-е годы. М.: Республика, 1992. — 415 с.
  46. В.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактщ^творческого развития человека. М.: Высшая
  47. Г. Б. Социология и социализм, М,: Наука, 1990.
  48. .Д. Психологическая готовность в условиях ge|ggTgj|KH // Человек в системе наук. М.: паука, 1УоУ.
  49. Г. В. Идеология мещанина нашего времени // Избранные философские произведения в 5-ти т. М.: Политиздат, 1958. — Т.5.
  50. Л.Н. Общественная мысль Монголии в эпоху «пробуждения Азии». -м.: Наука, 1987. 157 с.
  51. Постперестройка: концептуальная модель развития нашего общества. М.: Наука, 1990. — 93 с.
  52. А.И. Перестройка: Переходные процессы и механизмы. М.: Наука, 1990. — 159 с.
  53. Д.Н. Образование и преодоление отчуждения личности. Томск: Издво. Томского ун-та, 1979. — 188 с.
  54. Ю.В., Потанова Е. Н. Пассивность как форма активного ненасильственного сопротивления у Социальная пассивность: истоки и пути преодоления: Тезисы к конфе-юеннии. Влалимию- 1991. — С.4−7.
  55. Согомонов Ю.В., Л ность и ности трудящихсяренции. Владимир- I.6I. Солог^перестройки / Под ред. В. А. Ядова. М.: Наука,
  56. Тойнби, А Дж. Постижение истории. Сборник. М.: Прогресс, 1991. — 736 с.
  57. Токвиль Алексис де. Демократия в Амреике. М.: Прогресс, 1992. — 554 с.
  58. Т0палов М «Формальная» и «неформальная» активность молодежи (состояние и тенденции развития) // Неформальная война. Сб. научных трудов. М., 1990. — С.152−163.
  59. Тоталитаризм как исторический феномен. Сб.статей. М.: Мысль, 1989. — 395 с.
  60. .Т. Идеология и жизнь. М.- Мысль, 1988. -288 с.
  61. Уот ермен Р. Фактор обновления. М.- Прогресс, 1988. -362 е.
  62. Р.И. Бюрократическое государство. М.- Русская энциклопедия, 1991. — 256 с.
  63. А.А. Политическое отчуждение молодежи и пути |§§ 9П^е°Й°Л|§ И?4 ол°Дежь на Рубеже 90-х годов. М.:
  64. Ф. Действительные причины относительно пассивности французских пролетариев в декабре прошлого года // MagKc К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т. 8. — С.234
  65. Ф. Роль насилия вжтории // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т. 21. — С. 419−479.
  66. Ф. Авгиту Eg б egj^/" Энгельс Ф. Соч.
  67. Этика ненасилия. М.- 1991. — 242 с. б) статьи в журналах и газетах
  68. Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность 9eM? S?f§ i Политические исследования. -.1992. № 4.
  69. А. Кризис сознания или осознание кризиса // Коммунист. 1990. — $ 15. — С. 3−12.
  70. Н. Судьба человека в современном мире // Новый мир. 1990. — № I. — С. 204−236.
  71. Jj?g|i:goB Отчуждение // Диалог.
  72. А.П. Историческая неудача или начало революции // Общественные науки и современность. 1992.4. С. 55−66.
  73. А. Чиновник // Социологические исследования. -1988. — № 6. — С. 115—129.
  74. Е.Я. Активность масс: реалии и взгляды сове-goggrgg // Политическое образование. 19Ш. — № 10.
  75. Вишневский А. Г Состояние общества. Социальные регуляторы. Человек // Коммунист. 1989. — № 4. — С. 13−24.
  76. К.С. Тоталитаризм как феномен XX века // Вопросы философии. 1992* - № 2. — С. 3−25.
  77. М.С. Социалистическая идея и революционная перестройка // Коммунист. 1989. — № 18. — С. 3−20.
  78. Л.Н. Ермолаев В.Ю Горе от иллюзий // Альма-матер. 1992. — $ 7−9. — С. 6−14.
  79. Дилигинский Г, Г. Перестройка и общественная психология // Рабочий класс и современный мир. 1988. — № 3. — С. 3−18,
  80. Г. Г. В защиту человеческой индивидуальности // Вопросы философии. 1990, — № 3. — С. 31−43.
  81. А. Догматизм идеология застоя // Правда. -1990. — I марта.
  82. Донченко Е. А Социальная пассивность молодежи: зондаж проблемы // Философская и социологическая мысль. -Киев. 1989. — № 8. — С. 32−34.
  83. Донченко Е. А, Шаповал С. И. Молодежь: истоки нигилизма и социальной апатии // Философия и социологическая мысль. Киев. — 1989. — № 9. — С. 13−26.
  84. А. Монгольский феномен// Азия и Африка. -1992. # 2. С. 64. ^ ^
  85. Т.И. Социализм. Перестройка и общественноенение // Социологические исследования. 1991. — № 3.
  86. Л.Г. Невидимая преграда // Новое время. 1987. -№ 39. — С. 69−80.
  87. Л.Г. Кон|е^ативны| син^ром^/^Социо логические ис
  88. Искащер Ф^ 4gij|eK идеологизированный // Огонек. 1990.197. йщенко Ю. А. Толерантность как философско-мировоззренчес-^^я^проблема /К0~с0ЦИологическая шслъ* ~ Киев.
  89. Клементьев Д. С, Человек в кризисное время // Вестник Моск. ун-та, серия 12. Социально-политические исследования. 1992. — I 2, — С, 10−15.
  90. Диссертационные исследованияа) диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук
  91. Гуров Ю. С. Преодоление мировоззренческого индифферентизма Baggg y^ggge активизации человеческого факто
  92. A.M. Мещанство как социальное явление: генезис, сущность, особенности проявления и преодоления.-М., 1990. 420 с. б) Диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
  93. Р. Религиозные пережитки в сознании и поведении людей и пути их преодоления (на материалах социологического исследования). УБ., 1988. — 149 с.
  94. Ц. Политическая культура монгольского общества в условиях обновления. М, 1991. — 147 с.
  95. ТД. Политизация массового сознания как фактор социальной напряженности. М., 1992. — 156 с.
  96. Я. Философско-методологические проблемы соотс.заблужения в социальном познании. 2.7,
  97. В.К. Социально-политическая пассивность школьной молодежи: пути преодоления. М., 1990. — 165 с. 2,8. Мархаахуу Д. Методологические проблемы исследования и юления бюрократизма в условиях социализма. 2.9.
  98. С. Динамика обыденного сознания в процессе перестройки социализма. М., 1990. — 154 с.
  99. Л.А. Феномен догматизма: сущность и проявление в социальной практике. М., 1991. — 174 с.
  100. Л.П. Тунеядство как социальное явление и пути егопреодоления. М., 1989, — 188 с.
  101. Содномдаргиа Т Эволюция ламаизма в условиях МНР. одно^гиа1. С.
  102. Х99?МШД15* монгол хун ^онголын залуучууд,
  103. Багабанди Н, Монгол араншин // Унэн, 1992.Ш.19.
  104. Н. Монгол суртал // Унэн, 1989.П.15.
  105. Ц. Хунеэ хегжуулэх ундэсний хетелберийн санд // Бодрол, бясалгал, 1991. | У,
  106. Балхаажав Ц, Хун таны монгол терх // Засгийн газрын мэдээ. 1992. — № 23.
  107. . Уунийг Маркс ажиглаагуй // Монголии дуу хоолой. 1992. — № б. fe ®-0РсДийгее судалъя // Утга зохил, урлаг.
  108. С. Муухай монгол хун. УБ, УХГ, 1991, 95 т.
  109. B^gagaH Ж. Муухай монгол хун // Монголын залуучууд,
  110. С. Дервен теерегдел // Улаан-Од, 1989.X.25,
  111. Д. Монголын сэргэн мандлын узэл, терт ёс // Засгийн газрьн мэдээ, 1992. № 31.
  112. Д., Эппэнэжаргал П. Сэргэн мандлын узэл, хуний мес чанар // Ардын эрх, 1992.1У.22.
  113. X. Эргэлзээ // Унэн, 1993.1.30.
  114. . Хариуцлага // Бодлын солбицол, 1992.П.22−28,
  115. Ганхуяг Д. Улс терийн ухамсрын хэв маягууд // Бодрол, бясалгал, 1991. № 8.
  116. Г^н^самбуу X. Оюуны хоосрол // Бодлын солбицол, 1991.
  117. Дашбалбаю 0. Амьдралын чинь явц вере©- нотолно // Унэн. 1992.У.16.
  118. Дашбалбаю 0. Монголчуудын ундэсний эв нэгдэл ба тев узэл // Ардын эрх, 1992.ХП.12.
  119. С. Та аерчден байгуулалтын уодйи хун // Намын амьдрал. 1989. — № II.
  120. Даш-Ёндон Б. Сэтгэлгээгээ шинэчдэх нь хямралаас гарч дэвжихийн ундэс // Унэн, 1993.П.II.
  121. Ц. Монголчууд ер,~нь ямар xy,.jyс вэ? // Утга зохиол, урлаг, I99U.I.5.
  122. Жаргалсайхан Я Яаж тогтворжуулах вэ? // Ардын эрх, 1992.ХП.22.
  123. Жугдэр Ч. XIX-XX зууны эааг дахь монголын нийгэм-улс тер, философийн сэтгэлгээний, хегжил. УБ, УХГ, 1972.
  124. С. Мунхагийн агоул //Ил товчоо, 1992.УП.20−31.
  125. . Хун // Бодлын солбицол, 1992.У.19.
  126. . Цеенх // Ардын эрх, 1993.П.25.
  127. Лочин Ц, Монголчууд бидэнд бахархах юм бий // Унэн, 1990.X.30.
  128. Г. Монголчууд залхуу бегеед будуулэг уу? // Ардын эрх, I99I.IX.I4.
  129. П. Хямдхан толгой. Юмны унэ тэнгэрт, оюуны унэ газарт // Ардын эрх, 1992. Г1.27.
  130. И. Ажил хийхгуй амар болж дээ // Ардын эрх, 1991Д.19.
  131. Т. Манай монголчууд. УБ, УХГ, 1986, 79 т.
  132. Л. Хориотой бусэд нэвтэрсэн нь // Унэн, 1989.X.10.
  133. Улс орны амьдрал олон нийтийн санаа бодолд // Ардын эрх, 1991.XI.5.
  134. Ц|н,^цоо Б. Ард тумэн г%. байдаг уу? // Ардын эрх,
  135. Ц. Эзэн хичээвал, заяа хичээнэ // Ардын эрх, I99I.X.23.
  136. Ц. Муугийн ёс биш, монголын ее оо. УБ, 1991.16т.
  137. Ш. Оедлехийн тулд еерийнхее гэмийг шинжихсэн// Унэн, 1990. У1.2.
  138. Шагдарсуу|^Ц^ Ул^монголоо нэрлуулэхийн учир // %
  139. Д. Сайхан монгол хун // Ил товчоо, 1991.1У.1Л0.
  140. G. Бидний араншин // Хеделмер, 1989.1.3.
Заполнить форму текущей работой