Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Управление оказанием медицинских услуг на основе методов многокритериальной экспертной оценки их качества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Соответствие темы диссертации паспорту специальности ВАК. Исследование выполнено в соответствии с п. 1.6.115. «Социально-экономическая эффективность и качество обслуживания населения в отраслях сферы услуг», п. 1.6.116 «Механизм повышения эффективности и качества услуг» паспорта специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ОКАЗАНИЕМ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ ИХ КАЧЕСТВА
    • 1. 1. Методологические особенности отраслевой сферы медицинских услуг
    • 1. 2. Эволюция подходов к исследованию и управлению качеством оказания медицинских услуг
    • 1. 3. Методы, технологии и алгоритмы многокритериальной оценки качества оказываемой медицинской услуги
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ НА УРОВНЕ РЕГИОНА
    • 2. 1. Обоснование системы региональных показателей оценки качества оказания медицинских услуг
    • 2. 2. Анализ динамики показателей качества оказания медицинских услуг (на примере Волгоградской области)
    • 2. 3. Применение метода факторного анализа для оценки качества оказания медицинских услуг
    • 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ НА ОСНОВЕ МНОГОКРИТЕРИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ МЕТОДОМ АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ
      • 3. 1. Управление качеством оказания медицинских услуг методом анализа иерархий
      • 3. 2. Разработка информационной системы экспертной оценки качества медицинских услуг методом анализа иерархий
    • 4. ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИКИ УПРАВЛЕНИЯ ОКАЗАНИЕМ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ ИХ КАЧЕСТВА
      • 4. 1. Обоснование алгоритма методики экспертных оценок качества оказания медицинских услуг
      • 4. 2. Результаты многокритериальной экспертной оценки качества оказания медицинских услуг на примере ЛПУ г. Волгограда
      • 4. 3. Эффективность управления оказанием медицинских услуг с использованием многокритериальной оценки их качества
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения

Управление оказанием медицинских услуг на основе методов многокритериальной экспертной оценки их качества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Управление функционированием лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) с точки зрения качества оказания медицинских услуг и повышения качества жизни является важной народно-хозяйственной задачей, как в экономическом, так и социальном плане. Оценка функционирования ЛПУ на сегодняшний день осуществляется, прежде всего, в рамках стоимостного анализа, когда качество медицинской помощи в ЛПУ оценивается с помощью применения ряда показателей, учитывающих количество вылеченных больных за определенный период, оборот койко-мест, трудоемкость, рентабельность и т. д. Уровень качества оказания услуг определяется формирующими его условиями. На сегодняшний день в теории управления выявлены основные факторы, влияющие на качество. Однако, при анализе функционирования сложной системы в сфере оказания услуг, в т. ч. медицинских, существенным становится исследование влияния субъективных факторов.

При выработке стратегий управления качеством оказания медицинских услуг возникает необходимость в использовании методик структуризации знаний, направленных на выявление степени влияния новых эндогенных и экзогенных факторов. Эффективным методом для их выявления и структуризации степени влияния на удовлетворенность потребителей медицинских услуг является БМЮТ-анализ. В определении принадлежности условий качества к одной из групп факторов ЭАУОТ-анализа и степени их влияния традиционно используется методы экспертных оценок.

В то же время, разработка методики экспертного оценивания качества оказания медицинской помощи, основанной на результатах применения методов многокритериальной ранжированной оценки, позволит внедрить новые организационные формы, позволяющие повысить эффективность, что является одной из актуальных задач, как для специалистов по экономике и управлению, работающих в сфере охраны здоровья, так и потребителей медицинских услуг, что и определяет актуальность выбранного направления исследований.

Степень научной разработанности проблемы.

В отечественной науке общими проблемами оказания услуг здравоохранения, вопросами рыночной эффективности использования ресурсов, ценообразования на медицинские услуги занимаются О. Александрова, В. Бульчевский, Г. Лопатенков, Р. Тлепцеришев, О. Мамедов, Д. Шипунов, В. Семенов, А. Дудов, С. Курдюков, В. Баранов, Ф. Кадыров, В. Кузьменко, Д. Венедиктов, В. Глущенко, В. Криворучко и др.

Среди зарубежных исследований для данного исследования особый интерес представляют работы Д. Бультмана, А. Буссиа, Д. Гранда, М. Фотаки, Ф Шута, М. Гайнора, А. Майнарда, П. Смита.

Важную роль экспертизы и экспертных оценок в системных исследованиях по организации здравоохранения и оценки качества оказания медицинских услуг рассматривается в работах Б. Онькин, В. Кант, С. Бешелев, В. Кучеренко, В. Денисов, А. Бабенко, В. Филатов, Е. Финченко и др.

Теоретической базой диссертационного исследования послужили работы отечественных ученых, посвященные определению сущности медицинской услуги С. Шишкина, А. Юрина, А. Бабича, Т. Большаковой, А. Соловьева, Д. Рейхарта, Е. Потапчика, Н. Мелешкина, В. Калиниченко.

В последнее время большое внимание в управлении здравоохранением уделяется такому виду получения информации, как «экспертная оценка», в котором респондентами являются «специалисты по оценкам» (лица, которые компетентны высказать свое мнение по изучаемому вопросу).

Многие научные и практические задачи менеджмента здравоохранения относятся к классу сложных неформализуемых проблем, анализ которых эффективнее проводить с применением методов экспертных оценок (В. Кант,.

С. Бешелев, Е. Шиган, В. Кучеренко, В. Денисов, А. Бабенко, В. Филатов, Е. Финчент, и др.).

Несмотря на высокую степень разработанности проблемы, наблюдается необходимость адаптации известных методик экспертной оценки по набору критериев в условиях неполноты информации, позволяющей получать комплексную оценку деятельности ЛПУ для принятия управленческих решений, что возможно используя метод анализа иерархий (Т. Саати, Р. Басакер, П. Терелянский, А. Абакаров, Ю. Сушков, А. Гагарин) и факторный анализ (Е. Ширковец, А. Титлов, Т. Шиляева, И. Ищенко, Г. Кулик, Э. Пономарев, О. Клочко).

Цель исследования — совершенствование управления оказанием медицинских услуг на основе методов многокритериальной экспертной оценки их качества.

Задачи: дополнить сущностные характеристики экономических категорий в сфере управления качеством медицинских услугпроанализировать существующие подходы к оценке качества оказания медицинских услугпроанализировать фактическое состояние качества медицинских услуг по региону Волгоградской областивыявить целесообразность применения различных методов многокритериальной оценки для определения показателей качества медицинских услугразработать информационную технологию экспертной оценки качества медицинских услуг методом анализа иерархийосуществить многокритериальную экспертную оценку качества оказания медицинских услуг на примере ЛПУ г. Волгограда.

Объект исследования — организации здравоохранения, оказывающие медицинские услуги.

Предмет исследования — социально-экономические отношения между субъектами рынка, возникающие в процессе оказания медицинских услуг.

Гипотеза исследования — предполагается, что управление оказанием медицинских услуг должно базироваться на многокритериальной экспертной оценке, определяющей степень созависимости уровня качества медицинских услуг и различных внешних и внутренних факторов, с построением 8ЮТ-модели, которая позволит сформировать стратегические прогнозы развития системы качества оказания медицинских услуг.

Соответствие темы диссертации паспорту специальности ВАК. Исследование выполнено в соответствии с п. 1.6.115. «Социально-экономическая эффективность и качество обслуживания населения в отраслях сферы услуг», п. 1.6.116 «Механизм повышения эффективности и качества услуг» паспорта специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами — сфера услуг), и п. 2.3 «Разработка систем поддержки принятия решений для рационализации организационных структур и оптимизации управления экономикой на всех уровнях» специальности 08.00.13 — Математические и инструментальные методы экономики.

Теоретической и эмпирической базой исследования являются результаты научных работ зарубежных и отечественных специалистов в области государственного управления медицинскими услугами. Кроме того, в диссертационной работе широко использовались статистические данные, представленные в официальных публикациях Министерства здравоохранения и социального развития, интернет ресурсах Федеральной службы государственной статистики.

Информационной базой исследования послужили законодательные и другие нормативно-правовые акты, регламентирующие процесс оказания медицинских услуг.

Методы исследования. Методологическую основу диссертационной работы составляют методы теоретических и эмпирических обобщений, анализ и синтез, компаративный анализ, функционально-структурный анализ, статистический и кластерный анализ, контент-анализ, корреляционный анализ. В ходе исследования автором применялись метод экспертных оценок, метод анализа иерархий, SWOT и факторный анализ.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке методологии управления качеством оказания медицинских услуг с использованием методов многокритериальной экспертной оценки.

Конкретный вклад в приращение научныхзнаний состоит в следующем:

По специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (сфера услуг):

1. Уточнена экономическая сущность категории медицинской услуги, характеризующаяся не только стоимостными и количественными показателями, а также существенной неопределенностью, связанной со случайным характером возникновения потребности в конкретной услуге, и риском не достижения положительных результатов, но и такими качественными показателями, как доступность, клиническая результативность и удовлетворенность потребителей качеством оказанных услуг, что позволило выявить экономическую, социальную и технологическую многокомпонентность структуры оказания медицинских услуг для комплексной оценки их эффективности.

2. Выделены, на основе структурно-функционального подхода, специфические особенности качества оказания медицинской услуги как социально-экономической категории (высокая социальная значимость, неопределенность в возникновении потребности в медицинской услуге, субъективность оценки), определяемые системными элементами: свойства ресурсов, процесс, результат, анализ которых позволяет обосновать структуру модели управления качеством медицинской услуги.

3. Разработана, на основе кластерного анализа основных показателей оказания медицинских услуг (количество амбулаторно-поликлинических учреждений, число стационарных учреждений, ресурсное обеспечение фонда обязательного медицинского страхования) комплексная оценка эффективности структурных преобразований системы здравоохранения Волгоградской области, что позволяет обосновать главный вектор реформирования здравоохранения, переход от стационарной медицинской помощи к менее затратной амбулаторно-поликлинической помощи и способствуют повышению эффективности распределения ресурсов в процессе оказания услуг в сфере здравоохранения.

4. Выявлены, с использованием метода главных компонент с нормализованным варимакс-вращением, агрегированные факторы, непосредственно влияющие на комплексную оценку потребителями медицинских услуг (эфективность взаимоотношений врача и пациента, соблюдение «принципа бесплатности»), в то время как санитарно-бытовые условия оказывают опосредованное влияние, что позволяет определить наличие внутренних ресурсов, связанных с квалификацией персонала, не требующих дополнительных финансовых затрат, а обусловленных изменением взаимоотношений врачей и пациентов, что обеспечит повышение эффективности управления качеством медицинских услуг.

По специальности 08.00.13 — Математические и инструментальные методы экономики:

5. Осуществлена адаптация математического аппарата метода анализа иерархий к процессу выявления предпочтительных альтернатив и локальных приоритетов путем линейной свертки нечетких суждений антагонистических групп акторов, что позволило систематизировать факторы, оказывающие непосредственное влияние на степень удовлетворенности потребителей услуг здравоохранения, в иерархическую модель, позволяющую выявить иерархию критериев качества оказанных медицинских услуг, определить степень зависимости категорий респондентов (медперсонал, пациенты) и оценочных критериев.

6. Реализован, на основе свободного программного обеспечения Lazarus и MySQL, программный модуль, позволяющий оценить важность критериев качества оказания медицинских услуг методом анализа иерархий, и автоматизировать процесс ранжирования исследуемых критериев процедуры экспертной оценки качества медицинских услуг с использованием материалов анкетирования различных групп акторов, что позволяет применять разработанную систему в локальных и глобальных сетях с доступом к базе данных через клиентскую программу или web-сайт.

Теоретическая значимость работы заключается в разработке методических основ совершенствования управления оказанием медицинских услуг на основе многокритериальной оценки их качества. Полученные теоретические результаты могут быть использованы для разработки методик многокритериального экспертного оценивания в научных исследованиях в области оценки и управления уровнем качества оказания медицинских услуг.

Практическая значимость результатов работы. Разработанная модель многокритериальной оценки уровня качества медицинских услуг в зависимости от влияния эндогенных и экзогенных факторов, может быть использована при разработке программ модернизации здравоохранения на муниципальном и региональном уровнях. Кроме того, внедрение предложенных механизмов позволит повысить социально-экономическую эффективность предоставляемых медицинских услуг.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы нашли отражение в докладах, выступлениях автора и получили положительную оценку на Международной научно-практической конференции молодых исследователей «Наука и молодёжь: новые идеи и решения (Волгоград, 2009;2011), I Всероссийской научно-практической (заочной) конференции (Санкт-Петербург, 2010), XVI Региональной конференция молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, 2011). Международной научно-практической конференции «Интеграционные процессы в науке, образовании и аграрном производстве — залог успешного развития АПК» (Волгоград, 2011), Международной научно-практической конференции «Аграрная наука — основа успешного развития АПК и сохранения экосистем» (Волгоград, 2012), Международной научно-практической конференции «Тенденции развития экономической науки и менеджмента» (Новосибирск, 2012), а также представлены в материалах периодической печати.

Основные положения диссертационной работы использованы лечебно-профилактическими учреждениями г. Волгограда, что подтверждается актами о внедрении.

Публикации. По теме диссертации автором опубликовано 17 работ общим объемом 4,85 п.л. (в том числе 4 — в ведущих рецензируемых журналах, определенных ВАК).

Объем и структура работы. Диссертация изложена на 170 страницах и состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы из 151 наименования и приложений. Диссертация содержит 24 таблицы, 20 рисунков.

Выводы по главе:

1. Применение разработанной методики многокритериальной экспертной оценки позволило выявить значимые критерии, в частности кадровые ресурсы, финансовое обеспечение, материально-техническое оснащение, технология работы, определить их принадлежность к факторам 8\ЮТ-анализа, выявить меры их связи и основные критерии, лежащие в основе изменений качества медицинской помощи.

2. Результаты проведения морфологического анализа взаимодействия факторов 8\ЮТ-модели экспертной оценки оказания медицинских услуг обнаружили возможность оптимизации негативных факторов без привлечения дополнительных ресурсов, что обеспечит повышение эффективности управления в сфере здравоохранения.

Заключение

.

Оказание медицинских услуг является неотемлемым компонентом обеспечения качества жизни населения. Реализация управленческой деятельности в системе здравоохранения, с точки зрения контроля качества оказания медицинских услуг и повышения социально-экономической эффективности в плане формирования нового качества жизни, предполагает выявление антагонистических групп факторов, характеризующих экономическую, социальную и технологическую многокомпонентность её структуры и, опирающихся на обоснованные стандарты и нормативы. В диссертационной работе автором дополнено классическое определение медицинской услуги, которая представляет собой трудовую, целесообразную деятельность медицинского характера, результаты которой выражаются в полезном эффекте повышения качества жизни на основе предупреждения болезней, лечения, сохранения и укрепления здоровья, формирования удовлетворенности пациента от экономически доступного взаимодействия с системой здравоохранения и представляющая затраты конкретного труда, не принимающего предметную форму.

На основе кластерного анализа социально-экономических показателей системы здравоохранения Волгоградской области (количество амбулаторно-поликлинических учреждений, число стационарных учреждений, ресурсное обеспечение фонда обязательного медицинского страхования), разработана методика комплексной оценки эффективности структурных преобразований системы здравоохранения, позволяющая определить главный вектор реформирования отрасли, переход от стационарной медицинской помощи к менее затратной амбулаторно-поликлинической помощи и способствуют повышению эффективности распределения ресурсов в процессе оказания услуг в сфере здравоохранения.

Показатели материальной обеспеченности здравоохранения отражают процесс реструктуризации системы оказания медицинских услуг объединение государственных больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений), что выражается в увеличение числа амбулаторно-поликлинических учреждений и показателей их мощности при сокращении числа стационарных учреждений.

В сфере здравоохранения взаимодействует несколько групп акторов (медперсонал и пациенты), удовлетворенность которых от взаимодействия с медицинской подсистемой обуславливается комплексом субъективных и объективных причин. Для выявления агрегированных факторов, формирующих субъективную оценку пациентом и врачом качества оказания медицинской помощи, использовался метод главных компонент с нормализованным варимакс-вращением, реализованный в ИС статистического анализа данных 8ТАТ18Т1КА 6.0.

Основными факторами, влияющими на оценку услуг, получаемых пациентами, являются бесплатность обслуживания, а также качество взаимоотношений «врач / пациент», что позволяет определить наличие скрытых резервов, не требующих дополнительных финансовых затрат, а связанных лишь с изменением характера взаимоотношений между субъектами.

Детальная классификации критериев и более обоснованное ранжирование альтернатив, выявило необходимость применения метода анализа иерархий, позволяющего систематизировать элементы исследуемой системы (субъектов оценки, глобальные факторы, критерии и альтернативы) в иерархическую модель оценки критериев качества оказания медицинских услуг. Для автоматизации процедуры экспертной оценки качества медицинских услуг методом анализа иерархий с использованием материалов анкетирования антагонистических экспертных групп разработана информационная технология, включающая компьютерную программу «Экспертная оценка качества медицинских услуг методом анализа иерархий» и реляционную БД, предназначенную для хранения, обработки, редактирования, ввода / вывода объектов программы. Разработка программного модуля позволила оценить важность критериев качества оказания медицинских услуг на основе математического аппарата МАИ, и автоматизировать процесс ранжирования исследуемых критериев процедуры экспертной оценки качества медицинских услуг с использованием материалов анкетирования различных групп акторов. Реализация ПС, на основе свободного программного обеспечения Lazarus и MySQL, позволяет применять разработанную систему в локальных и глобальных сетях с доступом к базе данных через клиентскую программу или web-сайт.

Степень влияния эндогенной и экзогенной среды ЛПУ на уровень качества оказания медицинской помощи определяется путем построения SWOT-модели, реализующейся в несколько этапов: формирование перечня базисных факторов => проведение экспертного опроса => расчет весовых коэффициентов локальных приоритетов критериев => определение принадлежности критериев факторам S, W,0,T => проведение морфологического анализа взаимодействия факторов исследуемой модели.

Методику модифицированного SWOT-анализ целесообразно применять не только для диагностики актуального состояния ЛПУ, но и для стратегического планирования деятельности учреждения здравоохранения с целью совершенствования системы оказания медицинской помощи.

В ходе реализации концепции диссертационного исследования была разработана и апробирована комплексная методика многокритериальной экспертной оценки качества оказания медицинских услуг методом анализа иерархий, с использованием морфологического анализа факторов S, W,0,T, внедрение которой обеспечивает повышение уровня социально-экономической эффективности здравоохранения на муниципальном и региональном уровнях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. Г. Проблема согласования оценок и ее возможное решение // Вопросы оценки, 1999, № 4.
  2. H.A. Роль многопрофильных больниц в системе оказания медицинской помощи населению крупного города // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2002. — № 5. -С. 41−44.
  3. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Бальжинов A.B., Михеева Е.В.- учебное пособие Улан-Удэ, 2003 г.
  4. О., Тэгай Н. Контроль качества медицинской помощи // Мед. вестник. 2002. — № 32. — С. 4−5.
  5. О.В. Показатели эффективности и качества медицинского обслуживания населения // Здравоохранение РФ. 2002. — № 5. -С. 24−25.
  6. О.В. Экономические методы управления и их влияние на качество медицинской помощи в ЛПУ // Экономика здравоохранения. -2002. № 7.-С. 13−14.
  7. О.В., Линденбратен А. Л., Дубоделова Н. К., Соловьева Н. Б. Экономическое стимулирование как фактор повышения эффективности медицинской помощи // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2002. — № 4. — С. 25−29.
  8. H.A., Ханжина В. Л., Попов Е. В. // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. — № 2
  9. С.А. Математические модели и методы в экономике. -М.: Наука, 2009.
  10. К.А., Матюшок В. М. Экономико-математические методы и модели. М.: ИРУНД, 2007.
  11. , И. Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта / И. Т. Балабанов. 2-е изд., доп. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 208 с.
  12. В. А., Харченко В. Л. Стратегический менеджмент: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2006.
  13. Е.В., Бережной В. И. Математические методы моделирования экономических систем. М.: Финансы и статистика, 2007.
  14. Е. В. 8ЮТ-анализ и управление торговой прибылью: диссертация. канд. экон. наук: 08.00.12 Москва, 2007.
  15. В соответствии с Указом Президента РФ от 28 июня 2007 года «Об оценке эффективности деятельности органов.
  16. В.Н. Садовский «Системный подход и общая теория систем: статус, основные проблемы и перспективы развития» Москва: Наука, 1980 г.
  17. С. Л. Управление качеством лечебно-диагностического процесса в многопрофильном лечебно-профилактическом учреждении // Экономика здравоохранения. 2002. — № 11. — С. 5−6.
  18. Д. Д. К вопросу повышения эффективности управления в системе здравоохранения // Советское здравоохранение. 1972. -№ 6. — С. 3−11.
  19. В.Р. Стратегическое управление: Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
  20. О.С. Стратегическое управление: Учебник для вузов. -М.: Гардарика, 2000.
  21. С.А. Экспертиза качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования // Качество медицинской помощи. 2001.-№ 3,-С. 75−80.
  22. А.И. О необходимости внедрения новых экономических моделей в здравоохранении // Экономика здравоохранения. 2001. -1421. — С. 5−11.
  23. А.И. Стандартизация как основа созданиягосударственной программы обеспечения качества медицинской помощи // Вестник ОМС. 2001. — № 3. — С. 3−8.
  24. Г. И. Методологические основы системы обеспечения качества медицинской помощи населению. Дис.. д-ра мед. наук. М., 2000. -268 с.
  25. Гапоненко A. JL, Панкрухин А. П. Стратегическое управление: Учебник. М.: Омега-JT, 2004.
  26. В.В., Медников М. Д., Коробко С. Б. Математические методы и модели для менеджмента. Учебник. СПб.: Лань, 2007.
  27. А.Я., Тришин В. М. Изучение мнения пациентов об организации стационарной помощи в крупной агропромышленной области // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины.2003.-№ 3.-С. 51−52.
  28. В. Н. Управление инновациями. М.: Инфра-М, 2007.
  29. Ю.В. Понятие и правовая природа медицинских услуг // Медицинское право, 2008, N 4 С. 18
  30. Дой Д. Стратегический маркетинг. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.
  31. Н.Б., Соломка C.B., Кучеренко Е. В., Солянина В. А., Литвинова Т. М., Жучкова Н. Г. Методические подходы к маркетинговым исследованиям медицинских услуг // Здравоохранение. 2001. — № 8. — С. 164.
  32. Н.К. Правовые проблемы оказания медицинских услуг: диссертация. кандидата юридических наук: Волгоград, 2006.
  33. С.А., Морозов П. Н. Историко-социологический анализ публикаций, посвященных медико-социологическим исследованиям в здравоохранении // Социология медицины. 2004. — № 1. — С. 26−31.
  34. С.А. Математические модели и методы в управлении. -М.: Дело и Сервис, 2008.
  35. H.B. Договор по оказанию медицинских услуг. Дис.. канд. юрид. наук: Волгоград, 2004.
  36. С.А. Маркетинг в здравоохранении // Здравоохранение Российской Федерации. 2001. — № 1. — С. 23−27.
  37. О.О., Толстопятенко A.B. Математические методы в экономике. М.: ДИС, 2007.
  38. К. Факторный анализ. М.: «Статистика», 1980.
  39. Г. Р. Современные технологии в стационаре // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. -2001.-№ 3.-С. 40−41.
  40. В.И. Экспертиза лечебно-диагностического процесса в оценке качества медицинской помощи // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1999. — № 6. — С. 30−31.
  41. В. И. Управление медицинской помощью с использованием интегрированных систем: Монография. Краснодар: КубГУ, 2001.-376 с.
  42. В.И. Модели основа системы повышения качества оказания медицинской помощи // Управление качеством медицинской помощи в Российской Федерации: Материалы ежегодной 4-й Рос. науч,-практ. конф.-М., 1997.-С. 137−139.
  43. Всерос. науч.-практ. конф. / Под ред. В. И. Калиниченко. Краснодар, 2000. -С. 66−68.
  44. Е.П., Тен Г.У. Подходы к созданию информационной системы здравоохранения России // Проблемы социальной гигиены здравоохранения и истории медицины. 2003. — № 2. — С. 18−20.
  45. В.Н., Ходакова О. В., Лучкина В. В. Качество медицинской помощи по данным опросов пациентов // Качество медицинской помощи. -2002.-№ 3,-С. 86−89.
  46. Ким Дж.-О., Мьюллер Ч. У. «Факторный анализ: статистические методы и практические вопросы» / сборник работ «Факторный, дискриминантный и кластерный анализ»: пер. с англ.- Под. ред. И. С. Енюкова. — М.: «Финансы и статистика», 1989. 215 с.
  47. Д.И., Фомина A.B., Ликстанов М. И. Роль медико-социального маркетинга в оптимизации деятельности многопрофильного стационара // Проблемы социальной гигиены здравоохранения и истории медицины. 2003. — № 6. С. 20−23.
  48. В.Л., Бедный В. Г., Проданчук Н. Г., Корецкий И. В. Оптимизация коечного фонда большого города // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2002. — № 6. — С. 29−31.
  49. Г. Н., Нечаев E.H., Гучек П. А., Карасева JT.H. Социологическая оценка качества медицинской помощи // Здравоохранение Российской Федерации. 2001. — № 4. — С. 22−26.
  50. П.С., Петров A.A. Принципы построения моделей. -М.: Фазис, 2007.
  51. Круглый стол «ЭКО» Стратегический менеджмент: повторение забытого и открытие нового. // ЭКО. 2001. — № 11.
  52. B.C., Лейзерман В. Г. Оценка производственной деятельности и мотивация труда в здравоохранении // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2002. — № 1. — С. 18−21.
  53. B.C. О стратегической альтернативности. // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. — № 2.
  54. М.М. Состояние и развитие больничной помощи населению (по материалам медико-организационного исследования многопрофильной больницы г. Москвы). Дис.. канд. мед. наук. М., 2002. — 209 с.
  55. Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. -Киров «Аса», 2007.
  56. М. Б. Наглядная математическая статистика:Учебное пособие.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.-472с.
  57. О.И., Мошкович Е. М. Качественные методы принятия решений. М.: ФМЛ. 2007.
  58. , А.Г. Проблемы развития системы качества медицинской помощи/ А.Г. Ластовецкий//Главврач. 2003. — № 1. — С.25−27.
  59. А.Н. Моделирование в научно-технических исследованиях. М.: Радио и связь, 2008.
  60. В.В., Лисовец Ю. П. Основы методов оптимизации. М.: Изд-во МАИ, 2008.
  61. С.А. Некоторые механизмы повышения эффективности функционирования лечебного учреждения в современных условиях // Экономика здравоохранения. 2004. — № 2. — С. 23−26.
  62. А. Л., Гололобова Т. В., Рагозный А. Д. Экономические методы управления деятельности ЛПУ: планирование ресурсов и мотивация персонала // Проблемы социальной гигиены здравоохранения и истории медицины. 2003. — № 2. — С. 21−22.
  63. Ю.П. Медицинское страхование. М. Медицина, 1995.142с.
  64. А.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для Вузов. — М., Юнити-дата, 2001.
  65. И.В. Математическое моделирование больших систем. Минск: Вышэйшая школа, 2007.
  66. И.Н. Опыт дифференцированной оплаты труда в многопрофильном стационаре // Менеджер здравоохранения. 2004. — № 7. -С. 23−29.
  67. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 2002.
  68. H.H. Элементы теории оптимальных систем. М.: Наука, 2007.
  69. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 1 июля 2011 г.)
  70. С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 ООО слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. -М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
  71. , А.И. Экспертные оценки-М.: ИВСТЭ, 2002.
  72. A.C., Терехов JI.JI.,. Терехова JI. A Экономико-математические методы и модели управления производством. Ростов-на-Дону. Феникс. 2009.
  73. A.A. Математические модели в управлении производством. 2007.
  74. Приказ Комитета здравоохранения Правительства Москвы от 4 декабря 2001 г. № 533 «Об обеспечении стационарных лечебно-профилактических учреждений лекарственными препаратами».
  75. Примерная программа модернизации здравоохранения субъекта Российской Федерации на 2011−2012 годы, разработанная в соответствии с Федеральный закон РФ от 29 ноября 2010 г. N 326-ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
  76. Т.Н. О роли планирования в деятельности системы здравоохранения // Бюллетень НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н. А. Семашко. 2003. — Выпуск 7. — С. 95−97.
  77. А.Д., Гололобова Т. В., Дубоделова Н. К. Вопросы совершенствования управления деятельности стационара // Бюллетень НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. H.A. Семашко. 2003. — Выпуск 14. — С. 94−98.
  78. A.B. Медико-социологический мониторинг: Руководство. М.: Медицина, 2003. — 1048 с.
  79. A.B. Методология исследований в социологии медицины. М.: ММА им. И. М. Сеченова, 2000. — 238 с.
  80. A.B. Социология медицины (введение в научную дисциплину): Руководство. -М.: Медицина, 2002. 976 с.
  81. A.B. Технология медико-социологического исследования в социальной сфере. М.: ММА им. Сеченова, 2000. — 210 с.
  82. A.B. Эволюция и проблемы современной социологии медицины // Экономика здравоохранения. 2000. — № 5/6. — С. 64−66.
  83. A.B., Алексеева В. А., Ефименко С. А. и др. Экономика здравоохранения: Учебное пособие. М.: Издательский дом «ГЕОТАР-МЕД», 2004. — 272 с.
  84. A.B., Шамшурин В. И., Шамшурина Н. Г. Социология управления здравоохранением // Проблемы управления здравоохранением. -2002. -№ 1.- С. 50−53.
  85. Т.Л. Принятие решений. Метод анализа иерархий. — М.: Радио и связь, 1989. — 316 с.
  86. A.A., Михайлов А. П. Математическое моделирование: Идеи, методы, примеры. М.: Физматлит, 2008.
  87. А.Г. Стратегическое развитие здравоохранения // Экономика здравоохранения. 2001. — № 7−8. — С. 30−33.
  88. В.А. Итерационные методы решения задач оптимального управления. М.: ФМЛ. 2009.
  89. В.И. // Экономическая эффективность и развитие регионального здравоохранения. М., 2002. — С. 5−11.
  90. С.С. Математика, измерение и психофизика // Экспериментальная психология / Под ред. С. С. Стивенса: В 2 т. М., 1960.
  91. Стратегическое планирование: Учебное пособие / Под ред. проф. А. Н. Петрова. СПб.: Знание, ГУЭФ, 2003.
  92. М.А. Реформы здравоохранения глазами медицинских работников // Социология медицины. 2002. — № 1. — С. 48−50.
  93. М.А. Роль социологических исследований в условиях реформирования здравоохранения // Вопросы экономики и управления для руководителей здравоохранения (обзор печати). 2002. — № 4. — С. 69−74.
  94. Ф.У. Принципы научного менеджмента. М.: Контроллинг, 1991. — 104 с.
  95. , П. В. Информационные технологии прогнозирования технических решений на основе нечетких и иерархических моделей: монография / П. В. Терелянский, А. В. Андрейчиков: ВолгГТУ. -Волгоград: РПК «Политехник», 2007. 204 с.
  96. JI.JI. Психофизический анализ //Проблемы и методы психофизики. М.: Изд. Моск. ун., 1974.
  97. Терстоун, JI. JL Векторы психологии / Л. Л. Терстоун. М., 1935.
  98. И. М., Шнейдер Ю. Р. Практика аналогового моделирования динамических систем. Справочное пособие. М.: Энергоатомиздат, 2007.
  99. A.A., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2000.
  100. Федорова О.В. SWOT-анализ как инструмент стратегического менеджмента промышленных предприятий: Автореф. дисс. канд. экон. наук / О. В. Федорова. М, 2007.
  101. ФЗ Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 28.09.2010 N 243-Ф3.
  102. A.A., Васильцова Л. И. Организация здравоохранения: проблемы и решения. Екатеринбург- Челябинск- Тюмень, 2002. — С. 85−92.
  103. A.A., Чернова Т. З., Васильцова Л. И. Оценка эффективности медицинской и экономической деятельности крупнойбольницы // Проблемы социальной гигиены здравоохранения и истории медицины. 2002. — № 3. — С. 41−44.
  104. , Д.Н. Теоретические основы обеспечения единства экспертных измерений. / Д. Н. Хамханова. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006. -170 с.
  105. Г. Современный факторный анализ. М.: Статистика, 1972 г. 489 с.
  106. В.Ф., Колабутин В. М., Карачевцева М. А., Михайлов С. М. Единая система управления качеством медицинской помощи. Опыт Санкт-Петербурга. // Заместитель главного врача.- 2009.- № 9.- С. 62−71.
  107. Т.В., Колетова М. В., Бадаев Ф. И., Блохин А. Б., Ползик Е. В. Комплексная оценка эффективности в управлении многопрофильной больницей // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2003. — № 4. — С. 30−33.
  108. И.М. Реформа управления и финансирования здравоохранения. М.: Издатцентр, 2008, С 153.
  109. Е.В., Чхартишвили А. Г. Математические методы и модели в управлении -М.: Дело 2009.
  110. Г. Тенденции и перспективы развития стратегического менеджмента. // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 5.
  111. М., Стэнсфилд Р. Методы принятия решений. М.: Аудит, ЮНИТИ, 2007.
  112. Экономика здравоохранения: учебн. Пособие. 2-е изд./ Под ред. A.B. Решетникова. М.: ГОЭТАР-Медиа, 2007. -272с.
  113. Экономика здравоохранения: Учебн. Пособие. 2-е изд./Под ред. A.B. Решетникова. М.:ГЭОТАР-Мдиа, 2007. — 272с.
  114. Aaron Н. Economic aspects of the role of the government in the Health Care // Health, economics and Health economics / Eds. Van der J. Gaag & M. Periman. Amsterdam: North-Holland, 1981.
  115. Adler N.E., Boyce T., Chesney M.A., Cohen S., Folkman S., Kahn R.L., Syme S.L. Socioeconomic status and health: the challenge of the gradient // American psychologist. 1994. — № 49. — P. 15−24.
  116. Beiz Ch., Bieger T. Customer Value Kundenvorteile schaffen Unternehmensvorteile. 2. Aufl. — St. Gallen, 2006. — 340 P.
  117. Cooper M. and Culyer A. J. Health Economics. Harmondsworth: Penguin Books, 1973.
  118. Core Health Indicators, WHOSIS, 2007.
  119. Cullis J., West P. The economics of Health: an introduction. N. Y.: N. Y. Univ. Press, 1979.
  120. Culyer A.J. A health economist on medical sociology: reflections by an unreconstructed reductionist // Soc. Sei. Med. 1985c. — Vol. 20, № 10. — P. 1013−1021.
  121. Donabedian A. Explorations in Quality Assessment and Monitoring. Vol. 2. The Criteria and Standards of Quality. Ann Arbor. Mich: Health Administration Press. 1982.
  122. Evans C., Tavakoli M., Crawford B. Use of quality adjusted life years and life years gained as benchmarks in economic evaluations: a critical appraisal/Health Care Management Science. 2004. № 7(1).- P.43−49.
  123. Feldstein P. Health Care Economics. 6 ed. Thomson Delmar Learning Text., 2004.
  124. Folland S., Goodman A.C. Stano M. The economics of Plealth and Health care/ Pearson. Prentice Hall 2004.
  125. Freidson E. Dilemmas in the doctor-patient relationship. In C. Cox and A. Mead (eds.) A Sociology of Medical Practice. London: Collier Macmillan, 1974.
  126. Freidson E. Patient’s Views of Medical Practice. N. Y.: Russell Sage Foundation, 1961.
  127. Gabe J., Calnan M., Bury M. Sociology of the Health Service. -London: Routledge, 1991.
  128. Gorgen F. Versicherungsmarketing: Strategien, Instrumente und Controlling. 2. uberarb. u. erw. Auflage. Stuttgart: Verlag W. Kohlhammer, 2007. — 338 S.
  129. Homburg Ch. Kundenzufriedenheit: Konzepte Methoden Erfahrungen.- 6. uberarb. u. erw. Auflage. Wiesbaden: Gabler Verlag, 2006. 630 S.
  130. Joseph M. Juran Quality Planning and Analysis, New York, New York: McGraw-Hill, 1970.
  131. Lynch J.W., Smith G.D., Kaplan G.A., House J.S. Income inequality and mortality: importance to health of individual income, psychosocial environment, or material conditions // British medical journal. 2002. — Vol. 320 (7243). — P. 1200−1204.
  132. McGuigan Michael A. Quality management for poison centers / J. Toxicol. Clin. Toxicol. 1997. — Vol. 3. — C. 283−293.
  133. Mechanic D. Medical Sociology. N. Y.: Free Press., 1968.
  134. Mechanic D. The Sociology of Organizations. In S. Feldman (eds.) The Administration of Mental Health Services. Springfield, 111.: Thomas. — 1973. -P. 138−66.
  135. Parsons T. Definitions of health and illness in the light of American values and social structure // Patients, physicians and illness: a sourcebook in behavioral science and health / Ed. E.G. Jaco. 2-nd Ed. — New York: Free press, 1972.-P. 107−127.
  136. Porter M. E., Kramer M. R. Strategy and Society: The Link Between Competitive Advantage and Corporate Social Responsibility // I-Iarvard Business Review, December 2006, pp. 78−92.
  137. Reichheld F. F., Seidensticker F.-J. Die ultimative Frage Mit dem Net Promoter Score zu loyalen Kunden und profitablem Wachstum. -Mtinchen, 2006.250 S.
  138. Rosenfeld L.G. Quality of medical care in hospitals // Am. J. of public health, 47. 1957. — P. 856−865.
  139. Rosenthal M.M., Frenkel M. Health Care Systems and Their Patients. -Boulder, C. O.: Westview Press, 1992.
  140. Saltman R.B., Bankauskaite V., Vrangbaek K. Decentralization in Health Care // Strategies and outcomes. Oxford: Open University Press, 2007.
  141. Stoeckle J. et al. On Going to See the Doctor: The Contributions of the Patient to the Decision to Seek Medical Aid // J. Chron. Dis. 1963. — Vol. 16. -P. 975−989.
  142. Strong P.M. Sociological imperialism and the profession of medicine: a critical examination of the thesis of medical imperialism // Ibid. 1979. — Vol. 13 (A).-P. 199−215.
  143. Svensson R. The interplay between doctors and nurses negotiated order perspective // Sociol. Hlth Illness. — 1996. — Vol. 18, № 3. — P. 379−398.
  144. Triplett J.E., Bosworth B.P. Productivity Measurement Insures in Service Industries. «Baumofs Decease» lias been Cured. Brooking Institution. Wach., 2005.
  145. Watson P., Maslow D., Chileshe N. Deploying Total Quality Management in Russia // European Quality Vol. 11, No. 2. 2004. P. 58−71.
Заполнить форму текущей работой