Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государственное регулирование аграрного сектора в современных условиях хозяйствования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как показали результаты проведенных исследований, не только требование обеспечения целостности системы государственного регулирования АПК, но и главные его принципы, постоянно нарушались в период реформирования на всех уровнях хозяйствования. Республике Татарстан, в силу ряда объективных и субъективных причин, удалось, в определенной мере, избежать катастрофических, разрушительных последствий… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА
    • 1. 1. Объективная необходимость, сущность и принципы государственного регулирования аграрного сектора
      • 1. 2. 0. сновные направления, формы и методы государственного регулирования аграрной экономики
    • 1. 3. История развития государственного регулирования аграрной сферы в России и его особенности в современных условиях хозяйствования
  • 2. СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА АПК РТ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТ
    • 2. 1. Природно-экономические условия и уровень развития сельскохозяйственного производства в РТ
    • 2. 2. Современное состояние государственного регулирования аграрного производства в РТ
    • 2. 3. Влияние государственной поддержки на эффективность сельскохозяйственного производства
  • 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА В
  • СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
    • 3. 1. Основные направления совершенствования государственного регулирования аграрного сектора АПК
    • 3. 2. Пути повышения эффективности мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей

Государственное регулирование аграрного сектора в современных условиях хозяйствования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В условиях перехода к экономике рыночного типа одной из главных задач успешного проведения реформ является эффективное государственное регулирование социально-экономических процессов во всех отраслях материального производства, и, особенно, в аграрной сфере. Регулирование экономики остается важнейшей функцией государства и в рыночных условиях хозяйствования. Государственное регулирование используется в интересах всего общества для активизации всех форм деятельности и ограничения негативных последствий рыночной стихии.

Опыт последнего десятилетия рыночных преобразований в нашей стране показал, что почти полный отказ от регулирования государством процессов социально-экономического развития, предоставление стихии рынка неограниченной свободы привели к глубочайшему кризису, и доказали, что нерегулируемый рынок не способен решать проблемы развития аграрного сектора АПК и социальной сферы, в том числе и создания и поддержания объектов инфраструктуры.

Государственное регулирование аграрного сектора АПК в той или иной мере осуществлялось и осуществляется в настоящее время во всех странах мира, в том числе в наиболее совершенных формах в развитых. Не может быть создана эффективная рыночная экономика без активной регулирующей роли государства.

Главное в совершенствовании государственного регулирования аграрного сектора АПК на современном этапе развития в нашей стране заключается не в отказе от дискредитировавших себя командно-административных методов хозяйствования, а в создании более эффективной системы регулирования экономики с учетом накопленного опыта рыночных преобразований.

В условиях разрыва хозяйственных связей, дефицита оборотных средств, сокращения бюджетного финансирования, ослабления управляемости АПК, все более явной становится необходимость существенного пересмотра основных принципов проводимой аграрной политики, усиления мер государственного регулирования и финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Необходимость решения этих проблем, стабилизации и эффективного развития агропромышленного производства, обусловили выбор темы диссертационных исследований, ее актуальность, научную и практическую значимость поднимаемых и решаемых в диссертации вопросов.

Состояние изученности проблемы. Проблема совершенствования системы государственного регулирования экономики АПК исследуется не впервые. Изучением данного вопроса занимались многие отечественные и зарубежные ученые. Поэтому настоящее диссертационное исследование было бы невозможным без изучения и обобщения теоретических разработок в этой области.

Интерес к вопросам государственного регулирования экономики стал особенно актуальным в первой половине 20 века, и с тех пор находится в центре внимания экономической науки, в том числе и аграрно-экономической. Хотя многие вопросы, связанные с государственным регулированием социально-экономических процессов были поставлены еще в трудах классиков экономической теории А. Смита, Д. Рикардо, К.Маркса. В прошлом веке значительный вклад в разработку этих вопросов внесли такие ученые как М. Кейнс, М. Фридмен, П. Самуэльсон, Дж. Гэлбрейт и др.

В нашей стране в советский период различным вопросам государственного регулирования экономики аграрного сектора АПК были посвящены научные труды В. Р. Боева, М. Л. Бронштейна, В. А. Добрынина, В. В. Милосердова, Б. И. Пошкуса, А. Э. Сагайдака и др.

В связи с переходом к рыночным отношениям важные теоретические и методологические аспекты рассматриваемой проблемы усиленно разрабатываются учеными А. И. Алтуховым, А. А. Вершининым, С. И. Киселевым, Т. Е. Малофеевым, А. Г. Папцовым, П. Н. Рыбалкиным, Л. И. Холодом, М. Д. Эльдиевым, Д. Б. Эпштейном и др.

Среди региональных ученых, занимающихся разработкой вопросов государственного регулирования АПК можно отметить Н. С. Каткова,.

Л.М.Рабиновича, Р. Н. Минниханова, Н. М. Якушкина Ф.С.Зиятдинова, В. П. Захарова, Д. И. Файзрахманова, Ф. Н. Мухаметгалиева и др.

Научные работы вышеназванных авторов раскрывают теоретические и методические вопросы проблемы развития государственного регулирования аграрного сектора АПК, отражают особенности его становления в России и существующие трудности переходного периода.

Отечественная экономическая наука переживает в этом отношении сегодня новый этап. От почти полного отрицания необходимости государственного регулирования экономики, навеянного борьбой с командно-административной системой хозяйствования в начале 90-х годов, в конце прошлого и начале текущего веков она опять была вынуждена обратиться к данной проблеме. Стали появляться новые исследования, которые носят уже более взвешенный характер с точки зрения оценки роли государства в условиях советской системы хозяйствования, ее как негативных, так и позитивных сторон, определения места государственного регулирования в условиях трансформирующейся (переходной) экономики.

Вместе с тем, несмотря на важность и ценность проведенных исследований, в настоящее время нет четкой концепции совершенствования государственного регулирования аграрного сектора АПК в современных условиях хозяйствования.

Это еще один веский аргумент в пользу актуализации изучаемой проблемы и необходимости ее дальнейшего исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является научное обоснование и разработка мер по совершенствованию механизма государственного регулирования аграрного сектора АПК в современных условиях хозяйствования.

Для достижения поставленной цели в процессе исследования предусматривалось решение следующих задач:

— изучение теоретических основ и обоснование необходимости усиления государственного регулирования развития аграрного сектора АПК;

— определение основных направлений, форм и методов государственного регулирования аграрной сферы;

— установление этапов развития и выявление особенностей государственного регулирования сельского хозяйства в России в современных условиях хозяйствования;

— характеристика природно-экономических условий и анализ современного состояния системы государственного регулирования сельскохозяйственного производства в Республике Татарстан;

— оценка взаимосвязи государственной поддержки и эффективности аграрного производства;

— обоснование основных направлений совершенствования государственного регулирования аграрного сектора на современном этапе развития АПК;

— совершенствование методики распределения дотаций на продукцию животноводства с учетом оценки ресурсного потенциала сельскохозяйственных предприятий и достигнутого уровня эффективности его использования;

— определение эффективности мероприятий по совершенствованию мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Объектом исследования послужил аграрный сектор Республики Татарстан. Отдельные вопросы изучаемой проблемы рассматривались на материалах других регионов и Российской Федерации в целом. Для углубленного исследования части вопросов и апробации рекомендаций по повышению эффективности мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, в качестве экспериментальных были взяты сельскохозяйственные предприятия Буинского района РТ.

Предметом исследования явились состояние системы государственного регулирования аграрного сектора АПК и направления его совершенствования в целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства в новых условиях хозяйствования.

Методология и методика исследования. Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составляют совокупность получивших проверку временем и практикой критически осмысленных экономической теорией положений по рассматриваемой проблеме, источники энциклопедического характера, труды отечественных и зарубежных ученых-аграрников по вопросам государственного регулирования развития АПК и его совершенствованию.

Решение поставленных в диссертации задач осуществлялось с позиции системного подхода. Исследование проводилось с применением различных приемов статистико-экономического, монографического, расчетно-конструктивного, балансового, экономико-математического и других методов экономических исследований.

Информационной базой исследования явились данные Госкомстата Российской Федерации, Государственного Комитета Республики Татарстан по статистике, Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ, показатели статистической и бухгалтерской отчетности сельскохозяйственных предприятий РТ, материалы научных конференций, справочные пособия и другие источники информации по сельскому хозяйству.

Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании и выработке методических подходов к решению вопросов совершенствования мер государственного регулирования аграрного сектора и повышения их эффективности в современных условиях хозяйствования. Суть новизны состоит в следующем:

— уточнены содержание и взаимосвязь корреспондирующих понятий «государственное регулирование» и «государственная поддержка» экономики АПК, дано их авторское определение;

— выделены основные этапы становления и развития государственного регулирования аграрной сферы в России, выявлены его особенности, формы, методы и наиболее важные направления осуществления в современных условиях хозяйствования;

— на основе анализа состояния государственного регулирования аграрного сектора АПК в Республике Татарстан и уровня его развития дана оценка их взаимосвязи, выявлено влияние мер государственной поддержки на эффективность использования ресурсного потенциала сельскохозяйственных предприятий;

— обоснованы меры по повышению эффективности государственного регулирования аграрного сектора в современных условиях хозяйствования, связанные с совершенствованием протекционистской политики, ценообразования, налоговой системы, страхования, кредитования и лизинга;

— разработана методика определения величины единого сельскохозяйственного налога на основе использования показателей площади сельскохозяйственных угодий, сопоставимых по уровню ресурсного потенциала;

— рекомендована усовершенствованная схема построения лизинговых компаний холдингового типа, способствующая удовлетворению потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей в материально-технических ресурсах с минимальными издержками;

— разработана методика распределения дотаций на продукцию животноводства с учетом ресурсного потенциала сельскохозяйственных предприятий и достигнутого уровня эффективности его использования;

— определены резервы и пути повышения эффективности использования мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет совершенствования производственных структур сельскохозяйственных предприятий и реализации возможностей роста показателей эффективности производства на перспективу.

Практическая значимость полученных результатов исследования заключается в том, что реализация предложенных мер по совершенствованию государственного регулирования аграрного сектора в разрезе его основных направлений, использование разработанных методик установления величин единого сельскохозяйственного налога на основе сопоставимых по уровню ресурсного потенциала площадей сельхозугодий, распределения дотаций на продукцию животноводства с учетом производственно-экономических показателей и др., будет способствовать стимулированию эффективного ведения сельскохозяйственного производства, ускорению темпов его роста, что положительно скажется на состоянии развития не только аграрной сферы, но и всего АПК в целом. Обосновываемые в диссертации на примере Республики Татарстан предложения по повышению эффективности мер государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей с учетом исходного состояния развития сельского хозяйства и региональных особенностей могут быть успешно использованы и в других регионах Российской Федерации в целях совершенствования экономического механизма хозяйствования.

Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационных исследований нашли отражение в материалах Международной, двух Всероссийских, двух республиканских и четырех внутривузовских (КГСХА) научных и научно-практических конференциях.

Отдельные результаты исследований использованы при выполнении договора-подряда с Академией наук РТ научно-исследовательской работы по теме 7.4.1 «Разработка научных рекомендаций по реформированию агропромышленного комплекса, переходу к рыночной экономике, совершенствованию зоотехнического и ветеринарного обеспечения», а также применяются в учебном процессе при преподавании курсов «Экономика сельского хозяйства», «Экономика организаций (предприятий) отраслей АПК», «Мировое сельское хозяйство» в Казанской государственной сельскохозяйственной академии. Элементы разработок соискателя приняты к внедрению в Буин-ском районе РТ, сельскохозяйственные предприятия которого использовались в качестве экспериментальной базы для углубленного исследования отдельных вопросов и решения поставленных в диссертации задач.

По результатам исследования опубликовано восемь научных работ.

Объем и структура диссертации. Диссертация общим объемом 225 страниц состоит из трех глав, введения, выводов и предложений, списка использованных источников в количестве 154 наименований, включает 36 таблиц и 31 приложение.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Проведенные по теме теоретические исследования, изучение и обобщение накопленного опыта, анализ сложившейся ситуации и её системная оценка позволяют сформулировать следующие выводы и предложения:

1. В условиях рыночной экономики, как показывает экономическая теория и практика, аграрный сектор оказывается наиболее подверженным негативным последствиям различного рода факторов нестабильности. Поэтому необходим комплекс мер, обеспечивающих осуществление стратегии аграрных преобразований и создание для эффективного функционирования сельскохозяйственных товаропроизводителей таких условий, которые, по меньшей мере, были бы не хуже, чем у других партнеров по АПК.

2. Основным направлением в оздоровлении экономики аграрного сектора АПК в современных условиях хозяйствования является переход к регулируемому рынку, резкое усиление воздействия государства на развитие аграрной сферы. Необходимость безотлагательного решения этого вопроса вытекает из места и роли аграрного сектора в рыночной экономике, определяется крайне неудовлетворительным его сегодняшним состоянием и обуславливается самими особенностями сельскохозяйственного производства: его повышенной рискованностью, большой зависимостью от природных условий, низкой монополизацией по сравнению с другими отраслями экономики, особым характером решения вопросов развития социальной и производственной инфраструктуры, охраны окружающей среды и другими.

3. В теоретических исследованиях и хозяйственной практике встречаются различные точки зрения относительно трактовки понятия «государственное регулирование». Нередко отождествляются и представляются как равнозначные такие понятия как «государственное регулирование», «государственное управление» и «государственная поддержка». По мнению автора, государственное регулирование аграрного сектора АПК — это всемерное содействие государства в создании экономических, организационных и других условий для эффективного развития этой отрасли народного хозяйства.

Государственное регулирование аграрного сектора АПК как целостная система включает в себя основные направления, принципы, субъекты, механизм регулирования, методы и инструменты. Главными его направлениями являются ценообразование, налоговая и кредитная системы, материально-техническое обеспечение и страхование. Среди принципов, в сложившихся условиях хозяйствования, наиболее важное значение имеют единство экономических и социальных целей, индикативность и директивность в управлении экономикой аграрного сектора, программное регулирование, аграрный протекционизм, равнодоступность, адресность, стабильность.

4. Как показали результаты проведенных исследований, не только требование обеспечения целостности системы государственного регулирования АПК, но и главные его принципы, постоянно нарушались в период реформирования на всех уровнях хозяйствования. Республике Татарстан, в силу ряда объективных и субъективных причин, удалось, в определенной мере, избежать катастрофических, разрушительных последствий проявления негативных макроэкономических факторов, которые обрушились на сельское хозяйство страны. Следует признать тот факт, что на относительную стабильность и меньшие темпы падения объемов производства в сельском хозяйстве РТ по сравнению с Российской Федерацией в целом с началом аграрных преобразований, положительное влияние оказала большая управляемость развитием аграрного сектора АПК через инструменты его государственного регулирования.

Вместе с тем, нерешенность многих вопросов рыночных преобразований отрицательно сказалась и на состоянии развития сельского хозяйства в РТ. В частности, ликвидация существовавшей системы заготовок сельскохозяйственной продукции привела не только к резкому падению объемов закупок, но и к изменению их структуры. Основной причиной этих негативных явлений является резкое уменьшение роли государства в регулировании закупок продукции сельского хозяйства.

5. Особенно злободневным, среди всех направлений государственного регулирования экономики АПК, является нерешенность многих вопросов системы ценообразования. Существующая ценовая политика в аграрном секторе проводится на основе концепции, не учитывающей особенности сельскохозяйственного производства и специфики экономического развития страны. Все более острым становится требование обеспечения эквивалентности межотраслевого обмена.

Ценовой механизм в сельскохозяйственном производстве Российской Федерации в целом и в Республике Татарстан, в частности, является дотационным. Государственное регулирование цен дополняется также методами субсидирования сельскохозяйственных товаропроизводителей. Однако уровень их крайне невысок. За период с 1997 по 2003 годы сумма фактически полученных субсидий и дотаций сельскохозяйственными товаропроизводителями РТ увеличилась всего лишь на 6,1%. В структуре субсидий и дотаций наибольший удельный вес составляют субсидии на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений и дотации на поддержку животноводства. Но следует отметить, что доля республиканского бюджета в консолидированном бюджете на выплату субсидий и дотаций за 1997;2003 годы заметно уменьшилась.

6. Существенные недостатки имеются в существующей системе налогов и сборов. По отношению к сельскохозяйственному производству налоговая система носит чисто фискальный характер и тормозит развитие производства. В России в форме налогов в последние годы изымалось более 80,0% доходов хозяйствующих субъектов, что, естественно, отрицательно сказывалось на возможностях обеспечения расширенного воспроизводства. За период с 1999 по 2003 годы доля всех налогов, сборов и обязательных платежей в сумме денежной выручки увеличивается в 1,4 раза, а доля налогов — в 1,9 раза. Это свидетельствует о том, что для сельхозпредприятий тяжесть налогообложения крайне велика. Кроме того, излишне сложным является механизм начисления налогов.

7. Критического положения достигло финансовое состояние сельскохозяйственных предприятий страны, в том числе и Республики Татарстан. Кредиторская задолженность сельскохозяйственных предприятий РТ более чем в 4 раза превышает дебиторскую (в 1997 г. — 4,3, в 2003 г. — 4,4 раза). Основу кредиторской задолженности составляют долги поставщикам и подрядчикам. Удельный вес просроченной кредиторской задолженности в 2003 годы превысил 51,0%. Доля просроченной задолженности в бюджеты всех уровней в 2003 году равнялась 15,4%. В целом по РФ в 2003 году более 40,0% сельскохозяйственных предприятий имели просроченную задолженность по заработной плате.

К числу недостатков системы кредитования аграрного сектора в России относится то, что она далеко не в полной мере учитывает особенности сельского хозяйства.

8. В современных условиях большое значение имеет расширение сферы лизингового кредитования как средства материально-технического обеспечения сельских товаропроизводителей. За 1994;2003 годы в сельское хозяйство РФ поступило техники на условиях лизинга на сумму около 11,0 млрд руб., что составило 94,0% общей стоимости приобретенной техники. В то же время уровень удовлетворения заявок на поставку сельхозтехники по данным «Росагроснаба» не превышал 12,0%. Большой проблемой в организации лизинга является своевременный возврат платежей за поставку техники и невозможность его полноценной реализации на практике.

9. Для сельскохозяйственного производства, в силу его рискованности, все большую значимость приобретает страхование. Объем средств, направляемых на данные цели из федерального бюджета, постоянно растет. Только за 2002;2003 годы он увеличился на 500,0 млн руб. Однако потенциальная потребность в средствах страхования оценивается в 6,0 млрд руб., что значительно превосходит объем выделенных ресурсов.

10. На сегодня государство располагает весьма ограниченными средствами для поддержки сельского хозяйства. Поэтому гораздо правильнее направлять их на стимулирование развития производства сельскохозяйственных товаропроизводителей, ориентируя их на более эффективное использование ресурсного потенциала.

Проведенная оценка показывала, что имеются существенные различия между сельскохозяйственными предприятиями и административными районами РТ, как по степени использования ресурсного потенциала, так и в уровнях потенциальных возможностей по производству сельскохозяйственной продукции. Следовательно, хозяйства, более эффективно использующие потенциальные возможности для производства продукции, должны получать больше финансовых средств из бюджета на поддержку производства. Результаты группировок по выборочной совокупности сельскохозяйственных предприятий и по административным районам РТ показывают, что выделение средств государственной поддержки сельского хозяйства в настоящее время не учитывает достигнутый уровень эффективности производства и использования ресурсного потенциала сельскохозяйственных товаропроизводителей.

11. Исходя из результатов проведенного исследования можно заключить, что основными направления совершенствования государственного регулирования сельскохозяйственного производства в нашей стране в современных условиях хозяйствования являются:

— проведение жесткой протекционистской политики по защите отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского хозяйства страны в целом не только во внешнеэкономической, но и внутриэкономиче-ской деятельности;

— оптимальное сочетание рыночного саморегулирования цен с их государственным регулированием;

— усиление государственного регулирования цен на продукцию естественных монополий и предприятий-монополистов;

— установление границ изменения ценвведение коэффициентов, определяющих соотношение цен на сельскохозяйственное сырье и производимую из него конечную продукцию;

— разработка системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей с учетом отраслевых особенностей, способствующей более эффективному использованию всех факторов производственной деятельности — средств производства, земли и трудовых ресурсов, стимулирующей инвестиционную деятельность и рост доходов предприятий;

— установление льгот по налогообложению для промышленных предприятий, фиксирующих или снижающих цены на продукцию, реализуемую сельскому хозяйству;

— формирование гибкой, доступной системы кредитования аграрного производства на основе современных оценки (например, рейтинговой оценки);

— расширение кредитной базы на основе разработки механизма ипотечного долгосрочного кредита с выдачей кредитных средств под залог урожая;

— дальнейшее развитие и совершенствование системы лизинга в сельском хозяйстве путем создание лизинговых компаний, когда в системе агролизин-га будут участвовать изготовители (поставщики) машин, лизингодатель, сельскохозяйственные товаропроизводители — лизингополучатели, инвесторы и финансово — кредитные учреждения;

— переход к государственно-коммерческой системе страхования на условиях франшизы, особенно в зонах рискованного земледелия, которая предполагает долевое участие бюджета в страховых выплатах;

— установление дифференцированной системы дотаций на сельскохозяйственную продукцию, ориентированной на более эффективное хозяйствование.

12. В целях повышения эффективности использования средств государственной поддержки, диссертантом предлагается метод, основанный на их распределении по интегральному коэффициенту, учитывающему объемы реализации, уровень средних реализационных цен, товарность, рентабельность реализуемой продукции и оценку эффективности использования ресурсного потенциала сельскохозяйственных предприятий. Применение рекомендуемого метода позволит существенно оптимизировать выделяемые в качестве господдержки средства в сторону направления их в те хозяйства, где обеспечивается более эффективное их использование.

13. Решение проблемы повышения эффективности мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей должно опираться на выявление и реализацию внутрихозяйственных резервов роста эффективности сельскохозяйственного производства, связанных прежде всего с повышением урожайности сельхозкультур и продуктивности животныхснижением себестоимости производимой продукцииосвоением наиболее выгодных каналов ее реализации, улучшением качества и продажи в оптимальные срокиустановлением оптимальной структуры производства с учетом местоположения, обеспеченности ресурсами, их качественного состояния и рационального использования.

14. В перечне наиболее значимых направлений реализации внутрихозяйственных резервов роста эффективности производства, особо важное значение имеет оптимизация производственных структур, которая позволяет при ограниченных размерах ресурсов получать максимальную отдачу от вкладываемых средств. Как свидетельствуют результаты проведенных исследований, сельскохозяйственные предприятия РТ имеют значительные резервы для повышения показателей эффективности сельскохозяйственного производства. Только за счет оптимизации производственных структур их уровни могут быть существенно повышены.

Еще большие резервы роста эффективности производства связаны с возможностями хозяйств по повышению урожайности сельхозкультур, продуктивности животных, улучшения финансовых результатов от продаж продукции. Реализация этих резервов, например, в изучаемом экспериментальном хозяйстве «Победа» Буинского района РТ уже в среднесрочной перспективе позволит увеличить объемы производства в 1,5 раза, производительность труда более чем в 1,6 раза, сумму прибыли — в 2,6 раза, уровень рентабельности — в 2,8 раза.

15. В условиях роста эффективности производства каждый рубль, полученный сельскохозяйственными предприятиями в виде господдержки, обеспечит значительно большую отдачу по сравнению со сложившимся уровнем. Проведенная оценка показала, что реализация указанных резервов только в масштабе сельхозпредприятий отдельно взятого административного района РТ могла бы обеспечить увеличение выхода продукции за счет средств, выделяемых в виде господдержки, на 13,8 млн руб., прирост прибыли при этом составил бы 2,6 млн руб. к достигнутому в 2003 году уровню. В масштабах республики повышение отдачи, выделяемых сельскохозяйственным предприятиям в виде господдержки средств могло бы обеспечить увеличение выхода продукции более чем на 600 млн руб., прибыли — более чем на 130 млн руб.

Реализация всех вышеуказанных мер по повышению эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, по совершенствованию государственного регулирования сельского хозяйства в целом, положительно скажется не только на состоянии аграрного сектора, но и всего АПК РТ в целом.

Аналогичные пути повышения эффективности мер государственной поддержки сельскохозяйственного производства и совершенствования его регулирования могут быть использованы и другими регионами страны.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации «О страховании"// Российская газета.-1993.- 12 января.
  2. Постановление Правительства Российской Федерации «О ценовой политике в сфере агропромышленного производства"// Российская газета.-1999.-16 марта.
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2001 г. № 758 «О государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства"// Экономика сельского хозяйства России.- 2002,-№ 1.- С.34−36.
  4. Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. № 565 «О мерах по стабилизации экономического положения и развития реформ в агропромышленном комплексе"//Российская газета.- 1996.-23 апреля.
  5. Указ Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по улучшению финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей «// Экономика сельского хозяйства России.- 2004.- № 8.
  6. Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996−2000 годы// Российская газета.-1996.-17−18 июля.
  7. Федеральный Закон Российской Федерации от 2 декабря 1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд"// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 1995, — № 6.- С.23−25.
  8. Федеральный Закон Российской Федерации от 14 июля 1997 г. № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства"// Экономика сельского хозяйства России.- 1997.- № 9.- С. 17−19.
  9. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О лизинге"// Экономика сельского хозяйства России.- 1998.-№ 14.-С.20−22.
  10. Федеральный Закон Российской Федерации «О продовольственной безопасности РФ"// Тракторы и сельхозмашины.- 1998.- № 3.- С.41−43.
  11. Федеральный Закон Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ «Налоговый кодекс РФ"// Нормативные акты для бухгалтера.-2002.-№ 12.- С.7−96.
  12. Федеральный Закон от 29 декабря 2001 года № 187-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ"// Вопросы экономики. 2002.- № 1.
  13. Федеральный Закон Российской Федерации от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей"// Экономика сельского хозяйства России.- 2002, — № 8.
  14. JI. Перспективы экономики России на исходе 20 века// Экономист.- 1996.-№ 12.- С.3−7.
  15. JI. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики// Вопросы экономики.- 1997.- № 6.- С.4−6.
  16. А.Г., Микульский К. И., Шаталин С. С. Переход к рынку: борьба мнений.- М.:Наука, 1992.- 192 с.
  17. Аграрная реформа в Российской Федерации: правовые проблемы и решения//З.С.Беляева, В. В. Устюкова, Э. И. Павлова и др.: Под ред. З. С. Беляевой. М.: РАН Институт государства и права, 1998.- 226 с.
  18. А.И., Вермель Д. Продовольственное обеспечение страны: состояние, перспективы// АПК: экономика, управление.- 1997.- № 11.- С. 1824.
  19. Н. Сельское хозяйство США.- М.: Наука, 1993- 319 с.
  20. В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике (мировой опыт и Россия)// Вопросы экономики.- 1996.- № 9.- С.28−30.
  21. В., Пешков В. Государственное регулирование экономики сельского хозяйства необходимо// Экономика сельского хозяйства России.-2003.- № 4.
  22. Р. Совершенствование государственного регулирования развития аграрной сферы АПК// Экономика сельского хозяйства России,-2002.- № 6.- С.20−25.
  23. В.В. Цены реализации продукции сельского хозяйства// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2000.-№ 10.- С.10−14.
  24. Большой экономический словарь/ Под ред. Азрильяна А.- М.: «Институт новой экономики», 1997.- 864 с.
  25. В. Совершенствование рыночных отношений и повышение эффективности АПК//АПК: экономика, управление.- 1994.- 311.- С.38−40.
  26. Н., Назаренко А. Гарантированные закупочные цены: практика регионов// Экономика сельского хозяйства России.- 2002.- № 11.- С.20−21.
  27. Н., Назаренко А. Ценовые пропорции: паритет и взаимоотношения в отраслях народного хозяйства// Достижения науки и техники.-1995.-№ 5.- С.22−26.
  28. Н. Ценовая политика в 1998—2003 гг..// Экономика сельского хозяйства России.-2004.-№ 3.-С.20.
  29. Г. Р. К вопросу налогообложения в АПК// Аграрно-экономическая наука — сельскохозяйственному производству: Материалы юбилейной научной конференции.- Казань: Изд-во Казанской ГСХА, 2003.-С.237- 241.
  30. Е. Государственные экономические стратегии.- М.: Деловая книга, 1998.- 439 с.
  31. A.A. Теоретические и методические основы регулирования развития сельского хозяйства в условиях перехода к рыночным отношениям (на примере АПК России): Автореферат дисс. на соиск.учен.степ.д-ра экон.наук.- М., 1992, — 39 с.
  32. С. Воспоминания. Т.1−2.-М.:Соцэкгиз, 1960.
  33. В. Лизинг: теория, практика, комментарии.- М.: Фонд Правовая культура, 1997.
  34. В. Система регулирования регионального рынка животноводческой продукции//АПК: экономика, управление.-1999.-№ 6.-С. 13−19.
  35. A.M., Ахметов Р. Г., Стратонович Ю. Р. Рыночный анализ аграрного сектора экономики.-М., 1999.-431 с.
  36. A.M. Экономическая теория: толковый терминологический словарь.- М.:Колос, 1998.- 120 с.
  37. Главные направления стабилизации и развития АПК// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2002.- № 3.- С.7−12.
  38. Р. Налоговая система Нидерландов// Финансы.- 1995.- № 5.-С.33−37.
  39. И.А., Вострухин К. А. О проблеме диспаритета цен между сельским хозяйством и другими отраслями экономики// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2000.- № 11.- С. 14−15.
  40. А. Финансово-аналитический аспект регулирования внутреннего рынка АПК// АПК: экономика, управление.-2000.-№ 1.-С.46−52.
  41. В.Д. О регулировании продовольственного рынка// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2000.-№ 11.- С.48−49.
  42. А. К эффективной агропродовольственной политике// Экономика сельского хозяйства России.-2004.-№ 3.-С, 3−4.
  43. А. Продовольственное обеспечение России (вопросы теории и практики).-М.: Колос, 1999- 228 с.
  44. А. России нужна новая политика// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2000.- № 3.- С.8−12.
  45. Государственное регулирование сельского хозяйства: Учебное пособие для сельскохозяйственных вузов/ В. А. Воробьев, С. А. Константинов, В. Д. Шмыков и др.-Мн.:Ураджай, 1999.- 157 с.
  46. Государственное регулирование АПК при переходе к рынку/Катков Н.С., Рабинович Л. М., Рыжаков Е. Д., Захаров В.П.- Йошкар-Ола: Изд-во МарГУ, 1994.- 149 с.
  47. Государственное регулирование экономики/ Т. Г. Морозова, Ю. М. Дурдыев, В. Ф. Тихонов и др.: Под ред.Т. Г. Морозовой.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-255 с.
  48. Дж.К. Новое индустриальное общество: Пер. с англ. М.:Прогресс, 1969.
  49. С. Рынок животноводческой продукции и его регулирование// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-2004.-№ 1.-С.7−10.
  50. Н. Государственное регулирование сельского хозяйства в развитых странах// Международный сельскохозяйственный журнал.-1997.-№ 4.-С. 17−24.
  51. Н., Герасимова Г. Совершенствовать экономическое регулирование агропромышленного производства// Экономика сельского хозяйства России.- 2003.- № 2.
  52. Дж.Кейнс. Общая теория занятости, процента и денег. М. Соцэк-гиз, 1936.
  53. В.А. Актуальные проблемы агропромышленного ком-плекса.-М.: Изд-во МСХА.-2001 .-402 с.
  54. В.А. Пути выхода агропромышленного комплекса из кризиса// Достижения науки и техники.- 1997.- № 4.-С.2−5.
  55. В.А. Три главных направления выхода АПК из катастрофы// АПК: экономика, управление.- 2001.- № 5.- С. 18−24.
  56. О. Совершенствование системы налогообложения в сельском хозяйстве// АПК: экономика, управление.-1999.-№ 7.-С.32−3 8.
  57. В., Родионова Н. Зарубежный опыт и проблемы развития агропромышленного комплекса России// Международный сельскохозяйственный журнал.- 1996.-№ 1.- С.37−40.
  58. С.Б. Дотации и компенсации: методика стимулирования эффективности сельскохозяйственного производства// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-1999.-№ 12.-С.37−41.
  59. В.П. К концепции социально-экономического развития Республики Татарстан при переходе к рынку (стратегия и направления).- Казань: Изд-во КСХИ, 1993.- 131с.
  60. В.П. Эффективность сельскохозяйственного производства: факторы, резервы и пути повышения. Казань: Изд-во КСХИ, 1994.- 296с.
  61. А. Оценка места и роли сельского хозяйства в экономике на основе макроэкономических показателей// АПК: экономика, управление.-2004.- № 4.-С. 15−23.
  62. Ф.С. Ресурсный потенциал агропромышленного комплекса: анализ, оценка и эффективность использования.- Казань: Изд-во КФЭИ, 2001.- 250с.
  63. Инфляционные процессы в сельском хозяйстве Республики Татарстан (аналитическая записка).- Казань: Госкомстат РТ, 2002.- 12 с.
  64. Е. Лизинг: правовое регулирование, практика.- М.: Инфра-М, 1997.
  65. C.B. Государственное регулирование сельского хозяйства в условиях переходной экономики.- М.: Ин-т экономики РАН, 1994.-179с.
  66. В.Б. Основные направления политики развития АПК// Хранение и переработка сельхозсырья.- 2003.- № 7.- С.7−9.
  67. Н. Государственное регулирование земельных отношений в условиях рыночной экономики// АПК: экономика, управление.-1999.-№ 3.-С.3−7.
  68. Концепция и методология совершенствования реформ в аграрном секторе Республики Татарстан/ Файзрахманов Д. И., Захаров В. П., Васильев
  69. B.П. и др.- Казань: Изд-во «АБАК», 1997.- 63с.
  70. М. Государственное регулирование и поддержка аграрного сектора// АПК: экономика, управление.- 2000.- № 6.- С.29−36.
  71. М. Зарубежный опыт финансирования аграрного сектора и возможности его использования в России// Международный сельскохозяйственный журнал.- 2002.- № 3.- С. 19−23.
  72. А. Обеспечение приоритетности в развитии АПК России// АПК: экономика, управление.- 1999.- № 2.- С. 17−20.
  73. В. Формирование экономического механизма государственной поддержки регионального АПК// Международный сельскохозяйственный журнал.- 2002.- № 6.- С.33−37.
  74. И.В. Регулирование сельского хозяйства в зарубежных странах с рыночной экономикой// Российский экономический журнал.-1996.-№ 2.1. C.45−56.
  75. В. Проблемы развития аграрного сектора КНР// Российский экономический журнал.- 1995.- № 8.- С.82−90.
  76. М.Л., Трегубов В. А. О соотношении цен на продукцию и ресурсы сельского хозяйства// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2000.- № 1.- С.25−28.
  77. В.И. О социалистическом преобразовании сельского хозяйства.- М.: Политиздат, 1980.- 448 с.
  78. В.Я. Лизинг техники основа государственной поддержки АПК России// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2000.- № 12.- С.9−12.
  79. П.Х. Экономика мирохозяйственных связей.-М.: Наука, 1992.- 514 с.
  80. Д. Развитие экономики России и задачи экономической науки.-М.: Экономика, 1999.- 42 с.
  81. Е. Эффективность использования земли// Экономист. -2004.-№ 6.- С.92−96.
  82. Г. Организация управления в АПК в современных условиях// АПК: экономика, управление.- 1999.- № 1.- С. 26.
  83. К., Брю С. Экономикс. Т.2. М.: Республика, 1992. — 400 с.
  84. К. Капитал.- Т.1//Маркс К., Энгельс Ф.- Соч. 2-е изд. Т.23.-С. 1−784.
  85. В.В. Российский путь аграрной реформы.- М.: ВНИ-ЭТУСХ, 1995.- 194 с.
  86. Р.Н. Проблемы и перспективы развития АПК РТ// Проблемы эффективного развития АПК в условиях рыночных преобразований: Материалы научной конференции.- Казань: Изд-во Казанской ГСХА, 1999.-С.3−8.
  87. Ф.Н. Проблемы совершенствования финансово-кредитной системы в АПК// Рыночные преобразования в АПК: проблемы, поиски, решения: материалы юбилейной научной и методической конференции. Казань: Изд-во КГСХА, 2002.- 278 с.
  88. В., Папцов А. Государственное регулирование сельского хозяйства в странах с развитой рыночной экономикой.-М.:Информагробизнес, 1996.- 212 с.
  89. В., Папцов А. Опыт реформирования аграрного сектора в странах Центральной и Восточной Европы и КНР.-М.: Наука, 1995.- 70 с.
  90. A.B. Страхование сельскохозяйственных рисков: проблемы и перспективы развития// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2004. — № 2. — С.43−45.
  91. С.И., Корнеев А. Ф., Капитонов А.А О методах расчета единого сельскохозяйственного налога// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2003. — № 1. — С.48−52.
  92. О.Г. Государственное регулирование аграрного сектора США.- М.: ООО «Дело», 1999.- 669 с.
  93. А. Регулирование внешней торговли продовольствием в странах ЕС// АПК: экономика, управление.- 1996.- № 11.- С.50−54.
  94. С. Стратегия развития АПК на пороге 21 века// АПК: экономика, управление.-1999.-№ 8.-С.30−37.
  95. А. Совершенствовать лизинговые отношения// Экономика сельского хозяйства России.- 2004.- № 1.-С.29−31.
  96. И.В. Методика экономических исследований в сельском хозяйстве.» М.: Экономика, 1982, — 216 с.
  97. . Некоторые пути выхода из экономического кризиса в АПК// АПК: экономика, управление.-1999.-№ 1.-С.4−7.
  98. . Роль цены в рыночном механизме// АПК: экономика, управление.- 2004.- № 1.- С.4−7.
  99. Прогноз развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на 1996−2005 гг.- М.:МСХ и ПРФ, ВНИЭСХ, 1996.-61 с.
  100. Г. Налоговая система АПК и ее совершенствование// АПК: экономика, управление.- 1996.- № 7.-С.44−48.
  101. JI.M. Нормативная основа экономического стимулирования.» М.: Росагропромиздат, 1989.- 208 с.
  102. Н.П. Аграрная экономика: проблемы обновления.- М.: Финансы и статистика, 1993.- 240 с.
  103. Н., Любимов В. Государственное регулирование агропро-довольственного комплекса// АПК: экономика, управление.-1999.-№ 7.- С.15−24.
  104. Растениеводство России в 2003 году// Экономика сельского хозяйства России.-2004.-№ 3.-С.17−19.
  105. Л. Настоящее и нэп// Российский экономический журнал.-1996.- № 4.-С.З-10.
  106. Г. О неотложных мерах по стабилизации и развитию агропромышленного производства// АПК: экономика, управление.- 1999.-№ 5.- С.3−20.
  107. И. Законодательное обеспечение развития АПК России// АПК: экономика, управление.-2000.-№ 1.-С.31−37.
  108. Л. Совершенствование кредитования организаций АПК// АПК: экономика, управление.-1998.-№ 9.-С.12−15.
  109. А. Выбор приоритетов аграрной политики России в современных условиях// АПК: экономика, управление.-2000.-№ 3.-С.З-8.
  110. Э., Урусов В. Ценовое и финансово-кредитное регулирование в АПК// АПК: экономика, управление.-1999.-№ 4.-С.46−49.
  111. П. Экономика. Вводный курс/ Пер. с англ.-Прогресс, 1961.- 844 с.
  112. В., Свободина М. Экономический механизм восстановления и развития сельского хозяйства// АПК: экономика, управление.- 1999.-№ 9.- С. 10−12.
  113. А. Экономические преобразования в агропромышленном производстве// Экономист.- 2004.- № 7.- С.84−86.
  114. Сельское хозяйство Республики Татарстан: статистический сборник.» Казань: Издат. центр Госкомстата, 2003.-360 с.
  115. Сельское хозяйство России в 2003 году (экономический обзор)// АПК: экономика, управление.-2004.- № 4.- С.24−30.
  116. В. Преодоление кризисной ситуации в сельском хозяйстве России// АПК: экономика, управление.-1999.-№ 4.-С.З-16.
  117. А. Государственное регулирование и поддержка агропромышленного производства// АПК: экономика, управление.-2000. -№ 11.- С.36−43.
  118. А.Ф. Индикативное планирование в сельском хозяйстве.-М.:Информбизнес, 1996.- 162 с.
  119. В., Попов И. Стратегия аграрных преобразований: государственное регулирование рыночных отношений// АПК: экономика, управление.-2000.-№ 3.-С.25−32.
  120. В., Сливин О. Государственное регулирование в условиях рыночной экономики// Международный сельскохозяйственный журнал.-2003.-№ 3.- С.21−25.
  121. В., Трубилин А. Ценовая политика в аграрном секторе экономики России// Международный сельскохозяйственный журнал.- 2003,-№ 6.- С.7−16.
  122. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Т. 1−2. М.: Соцэкгиз, 1935.
  123. И., Абашина А. Аренда и лизинг,— М.: ИИД Филинъ, 1997.
  124. А.Н. Государственное регулирование и управление сельским хозяйством в условиях экономики переходного периода// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-2001.-№ 1.-С.42−43.
  125. . Государственное регулирование аграрного сектора Венгрии// Экономика сельского хозяйства России.- 1995.- № 11.- С.36−40.
  126. Н. О налогообложении в Италии// Финансы.- 1995.-№ 3.- С.30−33.
  127. В.Н. Развитие аграрного лизинга за счет бюджетных средств// Экономика сельского хозяйства России.- 2003.- № 9.- С.34−35.
  128. М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран: введение в теорию, практику и политику. Перевод с англ.-СПб.: Экономическая школа, 1995.- 431 с.
  129. И. Основные положения концепции аграрной политики России//АПК: экономика, управление.-2000.-№ 2.-С.З-10.
  130. Д.И. Некоторые проблемы эффективного развития АПК Республики Татарстан//Аграрно-экономическая наука — сельскохозяйственному производству: Материалы юбилейной научной конференции.- Казань: Изд-во Казанской ГСХА, 2003.-С.3~19.
  131. А., Минаков И., Куликов Н. Эффективность аграрных преобразований в Тамбовской области// АПК: экономика, управление.-1999.-№ 4.-С.30−38.
  132. В.Н. Агропромышленное производство доступные кредиты// Экономика сельского хозяйства России.- 1999.- № 6.- С.40−44.
  133. Л. Политика цен, торговли и государственной поддержки АПК// АПК: экономика и управление.-1996.-№ 3.-С.25−29.
  134. Л. Система государственного регулирования АПК// АПК: экономика, управление.- 1996.- № 4.- С.3−17.
  135. Цены на агропродукцию// Экономика сельского хозяйства России .2002.- № 4.- С.22−26.
  136. Д. Налоги Франции// Финансы.- 1994.- № 7.- С.33−38.
  137. . Аграрный сектор США на рубеже веков// АПК: экономика, управление.-2000.-№ 7.-С.50−56.
  138. В. Совершенствование ценообразования в АПК// Международный сельскохозяйственный журнал.- 2003.- № 4.- С. 17−18.
  139. Е. Государственная поддержка и регулирование аграрного производства// АПК: экономика, управление.-1998.-№ 7.-С.22−24.
  140. Г. П. Некоторые аспекты государственного регулирования природопользования// Аграрно-экономическая наука — сельскохозяйственному производству: Материалы юбилейной научной конференции.- Казань: Изд-во КГСХА, 2003.- 288 с.
  141. Ф.И. Государство и экономика (власть и бизнес).- М.: ОАО «Экономика», 1999.- 414 с.
  142. В.В. Страхование как самостоятельная экономическая категория// Финансы.- 1997.- № 2.- С.32−41.
  143. В.В. Страхование.- М.: Страховой полис, ЮНИТИ, 1997.
  144. А. Проблемы вывода АПК из кризиса// АПК: экономика, управление.-2000.-№ 1 .-С.4−17.
  145. И. Роль государства в процессе управления собственностью//АПК: экономика, управление.-2000.-№ 3.-С.26−34.
  146. К. Эффективная экономика. Шведская модель.- М.: Экономика, 1991.-349 с.
  147. Экономика сельского хозяйства/ И. А. Минаков, Л. А. Сабетова, Н. И. Куликов и др.: Под ред. И. А. Минакова.- М.:Колос, 2003.- 328 с.
  148. М. Проблемы регулирования и экономической поддержки аграрного сектора России// АПК: экономика и управление.-1997.-№ 9.-40−42.
  149. М. Совершенствование налогообложения сельских товаропроизводителей//АПК: экономика, управление.-1997.-№ 4.-С.65−73.
  150. Д. Региональная аграрная политика в современных условиях// АПК: экономика, управление.- 1998.- № 10.- С.53−57.
  151. Н.М. Государство и аграрный сектор. Вопросы взаимоотношений и их совершенствование. Казань: Изд-во Казанской ГСХА.-2000.-260 С.
  152. Н.М. Экономическое воздействие государства на агропромышленное производство// АПК: экономика, управление.- 2000.- № 2,-С.43−49.
  153. Agricultural Policies, Markets and Trade: Monitoring and Outlook. OECD.-1997.
Заполнить форму текущей работой