Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Генезис, эволюция и формы магии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Что касается отечественных исследований, то к настоящему времени можно указать на небольшое количество работ, посвященных анализу отдельных проявлений магии, ее сущности и структуры. Это «Мистика как социальный феномен» И. В. Егоровой (1994), «Магия как социокультурный феномен» С. Е. Гречишниковой (1994), «Мистицизм в современной молодежной среде: социально-философский анализ» С. Н. Волкова… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛ. 1.ПОНЯТИЕ МАГИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
    • 1. 1. Теории магии в философии
    • 1. 2. Возникновение и функции магии
  • Гл. 2 МАГИЧЕСКОЕ МИРОПОНИМАНИЕ И ДЕЙСТВИЕ. ф
    • 2. 1. Закономерности и специфика магико-мифологического мышления
    • 2. 2. Магия и религия: проблема взаимосвязи
    • 2. 3. Типология магического действия
  • Гл. 3 СМЫСЛОВОЕ ПОЛЕ МАГИИ
    • 3. 1. Традиции магии
    • 3. 2. Научное познание и магическое миропонимание
    • 3. 3. Современная
  • литература и магический опыт

Генезис, эволюция и формы магии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современную эпоху — эпоху научно-технических достижений и триумфального шествия рационализма — интерес к истокам культуры и феноменам архаической жизнедеятельности не угасает. Одними движет любознательность и стремление познать историю. Других привлекает некий мистический флер и возможные практические опоры в жизни. Исследователям же важно понять генезис и сущность тех явлений, которые продолжают жить в нашу эпоху вопреки распространенному заблуждению, будто потребность в них была только в древнем обществе. Понять — значит сделать шаг не только к развитию культуры, но и к дальнейшему позитивному устроению жизни. Среди этих феноменов архаической жизнедеятельности — магия.

Магия использовалась для широкого круга действий в жизни человека во все времена. Чтобы получить более или менее точное представление о магии, надо рассматривать ее в контексте мифотворчества, сопровождаемая обрядами, культами и накопленным опытом практических действий. Первобытная культура не знала различий между магией, искусством и религией, не отделяла её от поэзии и искусствадля человека первобытной эпохи это были явления одного порядка, направленные на объяснение окружающей действительности и подчинения ее своим целям. Гораздо позже, в более зрелых культурах ранних классовых обществ, происходит постепенное обособление этих форм освоения мира и разделение их функций. Магия представляет собой достаточно скоординированную, целостную систему, объединяющую миф и действия и представляющую собой особый вид деятельности. Это способ миропонимания и действия, основанный на вере в возможность человека сверхъестественным образом воздействовать на явления и процессы материального мира с целью достижения желаемого результата. Магические действия предполагают общение со сверхъестественными силами и объяснение процессов, происходящих в мире, основанное на вере в эти силы.

Согласно этому мировоззрению, все объекты окружающего мира — звезды, травы, камни, металлы, стихии, — незримыми сверхъестественными силами связаны друг с другом и с человеком. Любой физический объект, любое природное явление оказывает непосредственное влияние на человека, а последний же, в свою очередь, определенным образом может влиять на природные стихии. В наше время к магическим ритуалам, как к способу осуществления надежд, обращаются люди, пережившие в жизни немало разочарований. Магию следует отнести к явлениям социальной, а не индивидуальной психологии, ибо она постоянно воспроизводится в культуре, выполняя конкретные функции в обществе.

Дискуссии по вопросу о природе и сущности магии, как на теоретическом, так и на обыденном уровнях сознания продолжается столетиями. В различные эпохи она принимала разные формы — от спора по поводу эффективности магических ритуалов, до непререкаемой веры в них, или, напротив, — полного исключения упоминания о существовании магических ритуалов. Наше время, более толерантно относится к магическим феноменам. Исследователи стремятся добраться до сути магии исходя из здравого смысла прагматизма и требований научной рефлексии. Существует ряд объективных факторов в социальной жизни, которые обуславливают актуальность исследования феномена магии в начале XX века.

Несмотря на общественный прогресс в целом, отдельные личности — и таковых много — по-прежнему обращаются к магии в поисках разрешения своих проблем, связанных с болезнью, неразделенной любовью общим неблагополучием в жизни и пр. В общественном сознании магия выступает как своеобразное искусство воздействия неким таинственным образом на окружающий мир с целью его изменения в нужном человеку направлении. Замечено, что в истории человечества потребность в магическом отношении к миру резко возрастает во времена личного неблагополучия и в периоды социокультурных кризисов в обществе. Все это указывает на необходимость осмыслить психологические, социальные и нравственные аспекты магии, понять ее функции в культуре.

Магия всегда выступает как важный элемент религии. Она удовлетворяла религиозные потребности первобытных людей. С помощью магического действия, ритуала плясок, переодеваний в шкуры животных, первобытный человек стремился воздействовать на грозные силы природы. Магические элементы отчетливо проступают во многих элементах первобытного искусства. При оценке магических ритуалов всегда следует учитывать характер жизнедеятельности первобытных людей, которые целиком были заняты проблемой выживания в борьбе с природными силами.

Первобытная магия была неразрывно связана с трудовой деятельностью и детерминировалась потребностями последней, но в отличие от реального изменения действительности в определенном целесообразном смысле, магия лишь в воображении воздействовала и изменяла действительность. Магия выступает вторичным образованием культуры, она представляет собой сублимат, перенос религиозных образований в мозгу человека, связанных с материальными условиями их жизни, на реальный жизненный процесс.

Такое понимание соотношения магии и труда в обществе выступает как важная методологическая предпосылка для анализа социальных истоков и природы магии, ее характера и функций, особенностей связи с различными формами общественного сознания.

В магии мы видим проявления одной из граней мировоззрения не только архаического, но и современного человека. От эпохи к эпохе мировоззрение менялось. Менялось и понимание магии, и ее интерпретация в новых условиях существования людей. У наших современников в силу определенных условий бытия на уровне обыденного сознания сохраняется интерес к гаданьям, астрологии, хиромантии и т. д. Магические образы проглядывают в современной литературе (фэнтези), кино и компьютерных играх. Сегодня магия «вышла» на многомиллионную аудиторию. Появилась широкая возможность приобщиться к тайной мудрости" через свободно продаваемую мистическую литературу, телевидение или деятельность оккультных сект. Магия многолика.

На категориальном уровне многоликость магии, рассматриваемой в единстве ее места, значимости и разработанности, может быть отражена в понятии «формы магии». Формы магии есть то качество, выступая в котором она способна удовлетворить определенные потребности индивидов и социальных групп. Магия, согласно современным научным и философским представлениям, выступает в следующих формах: лечебная магия, промысловая, военная, эротическая и т. п. Она тесно связана с суеверием и верой в чудо. Суеверие выступает как «теория» магии, а магические действия, ритуалы, как «практика».

Каков же механизм влияния магии на мировоззрение людей и в чем социально-психологическая и гносеологическая подоплека столь пристального интереса к ней? Все ли мы знаем о сущности магии? Последний вопрос занимает не только философов, но и ученых. Существуют особые состояния сознания, которые проявляются в процессе проведения магических ритуалов. Они касаются как отдельных индивидуумов, включая самого «мага», так и целых групп. И эти состояния сознания вызывают определенные изменения в мироощущении, настроении, и, следовательно, сказываются на жизнедеятельности людей. Такой опыт затрагивает самые глубины человеческого природного бытия и выводит на проблему сущности магии. Доказано, что воздействие некоторых магических ритуалов и практик на сознание, затрагивает определенные физиологические процессы человека и его инстинкты, являются аналогами архетипов (К.Г. Юнг). И все это может сопровождаться переживаниями особого типа, «подобного» влиянию, воздействию сверхъестественного, «нуменозного» (божественного, завораживающего, таинственного, устрашающего). Все это свидетельствует о том, что исследование феномена магии актуально не только с точки зрения теоретического интереса, то есть в рамках философии культуры и религиоведения, но и с позиции практической, философско-антропологической. По сути дела это и проблема внутренней, мировоззренческой опоры бытия человека нашего времени.

Степень разработанности проблемы.

Изучение магии имеет достаточно длинную историю. Но если говорить о систематических исследованиях этого феномена, то комплексные научные исследования магии начались сравнительно недавно. Магия как феномен культуры привлекла внимание западного религиоведения и социальной антропологии в последней четверти XIX века. В этот период возрос интерес к культуре колонизируемых народов, затем он перерос в стремление выделить в примитивных верованиях и обрядах ростки культурных особенностей современной цивилизации. Работы по магии начинались с описания магических приемов, обрядов и их классификации (А. Фирканд, А. Юбер и М. Мосс, Дж. Фрезер). Сбор и анализ материала порой занимал десятилетия. Социальным функциям магии были посвящены труды Б. Малиновского, Э. Дюркгейма, Э. Эванс-Причард. Магию как социокультурный феномен в общих чертах характеризовали К. Прейсс, А. Фиркант, Э. Дюркгейм.

Благодаря усилиям западных этнографов, религиоведов, антропологов и социологов в настоящее время имеется достаточное количество зарубежных исследований по данной теме. Наибольшую известность получили труды Э. Тэйлора, Дж. Фрезера, А. Юбера, Арнольда Ван Геннепа, Б. Малиновского, К. Леви-Стросса, П. Курца, М. Мосса, К. Мошиньского.

Так, Тэйлор и Фрезер, представители английской антропологической школы, пытались ответить на вопрос, как возможно существование магических представлений? Функции же магии оставались на периферии их исследований. Ближе всех к пониманию социальной значимости магии подошел Б.Малиновский. Основная функция магии названа им «культурной». Заключается она в ритуализации человеческого оптимизма, в усилении веры в победу надежды над страхом. Следуя за Фрезером, Малиновский проводит гносеологический анализ магии, из которого делает социологические обобщения.

У нас в стране исследованием магии занимались в основном этнографы JI.H. Майков, М. Н. Забылин, Е. Г. Кагаров, А. Потебня, А. Ветухов, Н.

Познанский, JI.B. Черепнин, МиклухоМаклай, В. Богораз, Д. К. Зеленин, В. Вербицкий А. Малинка, П. С. Ефимеко, С. А. Токарев, Т. А. Листова, И. А. Кремлева, Г. П. Дурасов, В. Басилов. Проблему магии в связи с исследованием религии рассматривали также отечественные религиоведы и философы (Ю.Ф. Борунков, И. А. Крывелев, Б. А. Лобовик, Т. И. Касавин, В. Н. Порус, Б. И. Пружинин и др.). Существуют труды, в которых отражена граница между мифологией, магией и религией (А.Ф. Лосев, В. И. Емелях, Ф. Ю. Бородин, С. Ф. Анисимов, С. Н. Давиденков, В. А. Руднев и др.) В последние годы к магии стали проявлять внимание даже естествоиспытатели (А.П. Дубров, В. Н. Пушкин, Л. Болдырева, Н. Сотина).

Общим недостатком большинства зарубежных трудов по магии является жесткая привязанность авторов к какому-либо одному подходу, или методу. Специфичность феномена магии, как представляется, наиболее полно может быть представлена на основе комбинации различных подходов к его изучению.

Что касается отечественных исследований, то к настоящему времени можно указать на небольшое количество работ, посвященных анализу отдельных проявлений магии, ее сущности и структуры. Это «Мистика как социальный феномен» И. В. Егоровой (1994), «Магия как социокультурный феномен» С. Е. Гречишниковой (1994), «Мистицизм в современной молодежной среде: социально-философский анализ» С. Н. Волкова (1996), «Мистицизм как социальный феномен» Л. А. Бессоновой (1998), «Специфика рационального в мистическом опыте» Е. Н. Собольниковой (2000). Особо выделяется исследование на соискание ученой степени доктора философских наук А. Ю. Григоренко «Философский анализ магии» (1992), в котором весьма содержательно представлен целостный образ магии. Среди последних исследований феномена магии в культуре — статьи О. П. Чистюхиной и диссертация М. А. Маркова на соискание ученой степени кандидата философских наук «Магия как бинарная система и ее влияние на процесс формирования мировоззрения современного человека».

Несмотря на определенный прорыв в изучении магии в последнее десятилетие, до сих пор существует круг вопросов, остающихся за границами внимания отечественных исследователей. К их числу относится, например, разноголосица в понимании места феномена магии в культуре, включая дефиницию самого термина «магия» и понятия «магическая сила». Оставляет значительный простор для исследования проблема соотношения мифологического мышления и магии. Не достаточно полно освещены социально-психологические аспекты магии и эволюция смыслового поля магии в современной культуре.

Исходя из актуальности данной темы и учитывая неполноту ее разработанности, необходимо провести обобщающее исследование генезиса, эволюции и форм магии в культуре во взаимосвязи с другими формами общественного сознания, выявить ее смысловое поле и возможности.

Огромную помощь в этом обобщающем исследовании, опирающемся на указанные зарубежные и отечественные разработки, оказали также труды С. А. Токарева, Н. С. Капустина, B. J1. Рабиновича, JI.H. Митрохина, где объектом исследования является религиозное сознание и мистическая духовная традиция, работы В. Я. Режабека по мифологическому мышлению. Следует сослаться также на идеи, изложенные в работах И. С. Автономовой, В. Г. Федотовой, А. А. Яковлева. Эти авторы рассматривают проблемы ненаучного знания в историческом контексте науки и указывают на существование многообразных видов знания и различных типов рациональности.

Объект данного исследования — магия как социокультурный феномен.

Предмет исследования — специфика магического миропонимания и магической деятельности, включающей в себя осуществление определенных практик заклинаний, исполнение магических ритуалов и т. п., формирующих менталитет исполнителя обрядов.

Цель диссертационного исследования.

Выявить сущность, особенности миропонимания и специфический смысл форм и видов магии в культуре.

Цель настоящей работы конкретизируется в следующих задачах:

1. Осуществить анализ различных подходов в рассмотрении магии, содержания понятия «магия».

2. Описать генезис, эволюцию, структурные и функциональные моменты магической деятельности.

3. Выявить специфику взаимодействия магии с мифом;

4.Показать социально-психологическое и гносеологическое единство магий и религии.

5. Дать содержательную характеристику «магической силы» и психологических особенностей личности мага.

6. Проанализировать виды и традиции магии, магической деятельности.

7. Выявить гносеологические границы представления о магии в науке.

8. Показать эволюцию смыслового поля магии в современной литературе.

Теоретическая и методологическая основа исследования. В исследовании данной проблемы автор опирается на методы философского и культурологического анализа и принцип историзма. Последний позволяет сделать акцент на причинах происхождения и эволюции магии во всем многообразии форм и видов ее проявления. Используется в работе системный метод, который дает возможность рассмотреть природу и сущность магии во взаимодействии ее с мифом, религией и наукой, а также культурно-генетический подход, ориентирующий на учет условий развития ментальности, связанной с магией и мифом.

В свете данного исследования представляется целесообразным использовать также возможности архетипного подхода. Он позволяет сделать упор на магическую «силу» как основу магического искусства. Теоретической основой такого подхода служит учение о коллективном бессознательном К. Г. Юнга. В соответствии с ним, коллективное бессознательное состоит из архетипов — древних отпечатков типичных жизненных ситуаций, которые постоянно повторялись в истории человечества. Это своеобразные доминантные точки психики, которые аккумулируют энергию и таким образом влияют на поведение, действия и представления.

На поверхности индивидуального сознания они проявляются как архетипические образы, символы. Накопленный опыт практического действия, опирающийся на архетипы, с древности закрепился в особые практики со своими символическими системами — ритуальной, культовой, обрядовой. Одна из таких систем, направленная на сверхъестественное1 влияние на мир, стала называться магией.

Научная новизна исследования диссертационного исследования определяется его целью и характеризуется следующими положениями: 1. Осуществлен анализ основных подходов и принципов рассмотрения магииопределен объем содержания понятия «магия» в узком и широком смысле.

2.Рассмотрены происхождение, эволюция, структура и социально-психологические функции магической деятельности;

3.Выявлена связь мифотворчества с магией и особая роль мифа в становлении системы магического миропонимания и обрядов. Показана специфика магико-мифологического мышления и влияние на них архетипов и мифологем- 4.0черчена социально-психологическая граница между магией и религией;

5.На основании архетипного метода К. Юнга дана содержательная характеристика магической «силы" — показана ее связь с нуминозными феноменами и личностью мага.

6. На основе анализа видов и традиций магии дана типология магии и раскрыты их содержательные и смысловые особенности.

7. Выявлены гносеологические границы представления о магии в науке.

8. Показана эволюция смыслового поля магии в современной литературе. Тезисы, выносимые на защиту:

1 .Для устранения смысловых разночтений понятия «магия» употребляемого в науке, религии, в художественных произведениях, необходимо дать четкую.

1 Сверхъестественное — то, что не дано нам в естественном, т. е. рациональном и физическом восприятии и понимании чеголибо. дефиницию данного понятия. Магию следует понимать как особый вид предметно-практической деятельности, основанный на вере в способность человека сверхъестественным образом влиять на материальные предметы и сверхъестественные существа (божества, демоны, духи и т. п.) с целью достижения желаемых изменений в реальном мире. О магии можно говорить в узком и широком смысле. В первом случае, имеется в виду воздействие того или иного вида магии на человека, в котором помогают только сверхъестественные существа, во втором — непосредственное воздействие предметов и явлений внешнего мира как это имеет место, например, в алхимии, астрологии, в заговорах и т. п.

2. Магия возникла в первобытную эпоху, где выступала как средство регулирования эмоций, поддержания природного и социального порядка и контроля. Здесь она приобретает свои социально-психологические функции: воспитательную, ориентировочную, компенсаторную • и развлекательную. Эволюция магической деятельности идет от простого воздействия на предметы окружающего мира к различным формам опосредованного (с помощью мистериальных знаков, духов и богов) воздействия человека на объекты и субъектов. Структура магии представляет собой комплекс особых обрядов, опирающихся на действия мага, «укрощающего» сверхъестественную силу и направляющего ее на объекты внешнего мира ради достижения нужного результата. Средством управления магической силой являются мистериальные знаки — амулеты, заклинания, жесты. Они становятся центральным звеном в цепочке обрядности и представляют собой символы индивидуального божества выполняющего четкие социальные функции.

3. Магические представления тесно связаны с мифологией. Первые мифы складываются из повседневной «магической» практики, каковой являются приметы, суеверия, предписания. Мифы фиксируют удачную повседневную деятельность человека, например, по добывании пищи, и превращают ее в сакральную историю, образец для подражания. Можно говорить о формировании «повседневной» магии (суевериях, заговорах) и о магии сакральной (деятельность мифической личности мага). Магико-мифологическое мышление обладает своим собственным логическим и психологическим своеобразием. Оно эмоционально, неспособно различать объект и субъект, вещь и слово, происхождение и сущность, естественное и сверхъестественное. В его основе лежат законы подобия, «сопричастности» и подражания. Повторяемость и «заразительность» -черты магии. Повторяемость и подобие способствуют мифотворчеству, возникновению мифологем, закрепляемых определенным действием — магией. Магическая деятельность и мифотворчество, движимы коллективными образами (архетипами), «коллективным бессознательным», высвобождающими энергию нумена — «Мана».

4.Магия и религия имеют как общие черты, так и специфические. Магико-религиозные верования развиваются на почве мифа. Общей их чертой является вера в сверхъестественное. Магия заимствует культовые действия у религиирелигия, в свою очередь, включает в обряды отдельные черты магического действия. Однако, в отличие от религии, магия не имеет развитой к метафизики, осуществляет свои обряды тайно, поскольку ее верования (и действия), как правило, на периферии официального культа. Религии как социальному институту противостоит не магия вообще, а вневероисповедная магия. Социально-гносеологической границей между магией и религией можно считать воззрения индивида — самостоятельный контакт с миром сверхъестественных сил и его использование в своих целях — магия, а ожидание помощи со стороны этих сил путем выполнения их «заветов» — религия. В магии все зависит от личности мага, укрощающего сверхъестественную силу непосредственно или через посредство духов. В религии же все в воле Божьей, которой и подчинен человек.

5. Энергия нумена, или магическая «сила», проистекает от импульсов тех архетипичных матриц бессознательного, которые не рефлексируются, но обладают императивным характером, вводят субъекта в состояние безвольного подчинения, одержимости, то есть ведут себя как мифические «жизненные силы». Эта скрытая внутренняя «пружина» человеческой психики «мотивирует» веру в магическую силу. Она направляет поступки, мысли, чувства субъекта — мага, и обеспечивает «знанием», которое личный опыт не включал. Посредством этой энергии и мифологического образца маг в рамках культовой системы пытается воздействовать на окружающую среду, объекты или субъектов. Маг — человек, способный воспринять магическую силу и преднамеренно ее использовать. Он переводит бессознательные архетипные образы в сознательные практические представления, имеющие прогностический, суггестивный характер.

6. Все магические обряды и церемонии существуют в системе традиции, которая передается письменно и устно, опирается на предание и на особые действия и мистериальные знаки. Магия своеобразно включает в себя все многообразие форм традиционной культуры и в этом смысле она живет силой не только собственной традиции. Можно представить следующую типологию магии: первобытная магия, магия в системе развитой религии, магия в границах светского мировоззрения. Внутри этих типов сохраняет значение деление по практикам, сферам, методам и целям. Деление магии по целям следует уточнить: 1) белая, серая, черная магии- 2) народная магия- 3) оперативная магия- 4) священная магия- 5) церемониальная магия.

7. В науке наблюдается плюрализм в трактовке термина «магия», поскольку магия как архаическое явление, связанное с особенностями социальной и индивидуальной психологии, отчасти выходит за пределы семантической системы языка, в том числе языка науки. Это затрудняет исследование магии наукой и выводит магию за сферу научного внимания. Магия и наука опираются на разный опыт и тип мышления, хотя магия подменяла, а порой продолжает подменять социальный институт науки (медицины, психологии и др.). Магияклассический представитель ненаучного знания и такие критерии научности, как верифицируемость и фальсифицируемость, к магии не применимы. Тем не менее, наука уточняет смысловое поле магии, включая в сферу рациональности те или иные аспекты взаимодействия человека с природой и выводя отдельные проявления магической деятельности из сферы веры и суеверия.

8. В формировании образа магии в мировоззрении современного человека большую роль играет художественная литература жанра фантастики и фэнтези.

Благодаря литературе произошла эволюция смыслового поля магии. Одна из тенденций связана с тем, что магия предстала как феномен, развивающийся вместе с наукой и техникой и использующий их возможности. Эту новую грань феномена отражает спорное с точки зрения науки и философии понятие «техномагия». Другая тенденция противоположна ей и противопоставляет господству техники магические способности человека, обращенные на преобразование чувств, переосмысление мифов. Это смысловое поле магии в литературе представляет новую мифологему героя (мага) и предстает как фактор сублимации страхов и надежд человечества. Через воспроизводство и интерпретацию мифов, формирование ценностных ориентиров новый образ магии в литературе выполняет компенсаторную социально-психологическую функцию.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Результаты диссертационного исследования позволяют углубить представления о теоретических и практических аспектах культуры, связанных с мифологическим мировоззрением. Они могут быть полезны для исследования актуальных проблем философии культуры и философии религии, а также в преподавании таких дисциплин, как культурология, философия, религиоведение.

Апробация работы.

Некоторые положения диссертации были изложены автором на конференциях и использованы при чтении лекций в Южно-Российском гуманитарном институте. Материалы диссертации отражены в 5 публикациях и тезисах выступлений на научных конференциях.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка литературы.

Выводы из диссертационного исследования являются дополнительным аргументом в пользу понимания магии не столько как плода невежества или иллюзии, сколько как особого социального института, работающего на № удовлетворение специфических потребностей обыденной практики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование позволяет сделать ряд общих выводов относительно места магии в культуре, ее эволюции и сущности. Прежде всего, хотелось бы отметить, что в целях адекватного решения всего комплекса проблем, связанных с магией, её целесообразно рассматривать в качестве особого способа предметно-практического освоения мира.

Наибольшее значение в этой связи имеет тезис о том, что магия предполагает обязательную веру в возможность сверхъестественного влияния на мир. Но этим её сущность не ограничивается. Магия представлена как деятельность, в которой происходит манипуляция предметной средой в объективной реальности. Установлено, что магическая деятельность — это такое проявление активности индивида и социальных групп, которое определяется магическими представлениями их сознания, в частности, убежденностью в том, что сверхъестественное влияние на мир возможно.

На обыденном уровне сознания определение магии охватывает собой все то, что воздействует на людей таинственным образом. О сути магических приемов субъекты обыденных социальных взаимодействий, как правило, не задумываются. На категориальном уровне многоликость магии может быть отражена в понятии «формы магии». Формы магии есть то качество, выступая в котором она удовлетворяет определенные потребности нуждающихся в ней индивидов и социальных групп. Магия, согласно современным научным и философским представлениям, выступает в следующих формах. Во-первых, как суеверие. Во-вторых, как оккультное учение. В-третьих, как вид культовой деятельности в современных религиозных системах. В четвертых, как элемент других феноменов духовной культуры (имеется в виду включенность магической традиции в идеологию, литературу, миф и т. п.).

По отношению к религии магия выступает в двух формах: как вероисповедная и как вневероисповедная. Все религиозные системы с необходимостью вынуждены включать в себя магию. В противном случае притягательная сила религии во многом была бы ослаблена. Верующие ищут в религии не только надежду на спасение, но и подспудно ждут от неё пользы в обыденной жизни. Упование на чудо часто есть ожидание именно магической помощи, несмотря на то, что чуда ждут от Бога. При противопоставлении магии религии как социальному институту, необходимо учитывать, что религии противостоит не магия вообще, а вневероисповедная магия.

Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что социокультурная сущность магииесть исторически обусловленный способ духовно-практического освоения действительности, основанный на вере в возможность сверхъестественного воздействия на объекты окружающего мира со стороны человека, овладевшего соответствующими знаниями, и выполняющий в обществе функцию универсального заместителя социальных институтов.

Уникальность магии как социального института в том, что она выступает универсальным заместителем различных социальных институтов. Потребность в обращении к магии возникает тогда, когда ситуация неинституализируема, то есть, нет реальной возможности обращения к социальным институтам для получения от них помощи в разрешении проблемных затруднений. Причем, на уровне индивида отсутствие социальных институтов нужно понимать относительно. Речь идет об отсутствии таковых для конкретного носителя магического сознания. Институт может быть сформирован, но человек о нем ничего не знает или же знает, но не имеет возможности воспользоваться его помощью. Магия часто предвосхищает многие социальные институты или подменяет их до тех пор, пока в их рамках не выработаны нормы организации и регулирования данных видов деятельности.

Сам механизм замещения магией социальных институтов представляет собой ряд процессов и набор средств, их обеспечивающих, которые в совокупности позволяют совершать деятельность в условиях неинституализируемости. Три важных процесса лежат в основании механизма институционального замещения: социальный, познавательный и психологический. Социальный процесс обеспечивается за счет социальных Ч средств. Этими средствами могут быть общественно значимые нормы и разного рода социальные взаимодействия. Познавательный процесс предполагает определенные особенностей человеческого познания, а психологический процесс ® — особенности человеческой психологии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Голова профессора Доуэля. Изд. «Правда» 1989
  2. Ф. Ум первобытного человека М. Л. 1926
  3. А.С. Наука и иные формы рациональности//Вопросы философии, 1979, № 4
  4. БрошерЖ. В царстве грез и символов М., 1916
  5. Л., Сотина Н. Журнал «Наука и религия» № 5 1990
  6. М.А. Мастер и Маргарита. Киев. Изд. ЦК ЛКСМУ «Молодь» 1989
  7. Л. Кастанеда и его апологеты: Двойная мистическая фантазия/Записки о доне Хуане Т.1 К. 1996
  8. Е. Оккультизм оглашенное тайноведение//Синтех мистических учений Запада и Востока. 1990, № 3
  9. Ю.Василенко Л. И. Магия в наши дни: старое или новое благо?/Знание запределами науки. М.: Институт философии АН СССР 1999 П. Воеводина Л. Н. Мифология и Культура. М. 2002
  10. В. Фантазия как основа искусства. СПб., М., 1914
  11. Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М., 199 314.ГартманФ. Магия М. 2001
  12. ГарэнЭ. Прблемы итальянского Возрождения М. 1986
  13. Гегель Философия религии М. Мысль
  14. ГерманМ. Уроки Пауля Клее//Вопросы искусствознания. 1993, № 2−3
  15. А.Ю. Колдовство под маской науки. Изд. «Знание» М. 198 819. Гроф За пределами мозга
  16. Э.Т. Элексиры Сатаны М. 1984
  17. ГуревичП.С. Возрожден ли мистицизм? М. 1984
  18. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры, Ростов/Дон 1979
  19. Девид Нель Среди мистиков и магов Тибета М., 1991
  20. Де Миль Р. Шаман от академии/Записки и доне Хуане Т. 1. К. 1996
  21. Де Миль Записки о доне Хуане Т.2. К. 1996
  22. Дон Хуан и ученик мага/статья из журнала «Тайм» 5 марта 1973. лекции и интервью К.200 027. Доуэль Г. Машина Времени
  23. ДошерФ. Сон ведьмы К. 1994
  24. Дошер Ф Жизнь в сновидении: посвящение в мир магов. К. 1994
  25. А.П., Пушкин В. Н. Парапсихология и современное естествознание М., 1990
  26. Г. П. Обряды в сельской общине Каргополья XIX начале XX вв/Русские: Семейный и общественный быт М. Наука 1989
  27. У. Многообразие религиозного опыта М. 1993
  28. В.И., Ельяшевич М. А., Толкачев Е. А., Томильчин Л. М. Вненаучное знание и современный кризис научного мировоззрения//Вопросы философии 1992 № 2
  29. JI.B. О специфике телесной культуры человека//Вопросы философии. 1987, № 6
  30. ЖелязныР. Хроники Амбера Изд. «Гонатлеба» 199 137.3еленин Д. Е. Идеологическое перенесение на диких животных социально-родовой организованности людей//Известия АН СССР. Отдел общественных наук 1935, № 4.
  31. Идрис Шах Магия Востока М. 2000
  32. В. Б. Хаос и гармония. Изд. «Наука», М., 1982
  33. Л.Г. Социология культуры. М., 1996
  34. Иллюстрированная история суеверий и волшебства от древности до наших дней Киев 1993
  35. В.В. О духовном в искусстве. JI., 1989
  36. И.Т. Размышление о магии, ее природе и судьбе/Магич. Кристалл М.: Республика 1992
  37. И.Т. Магия: ее мнимые открытия и подлинные тайны/Знание за пределом науки. М.: Институт философии 1990
  38. И.Т. Познание в мире традиций. М.1999
  39. К. Учение дона Хуана: путь знания яки. М.: Миф 1991
  40. К. Активная сторона Бесконечности. М.1991
  41. К. Сила безмолвия М. 1991
  42. К. Огонь изнутри М.1991
  43. К. Безмолвное знание//Лекция интервью К. 2000 51. Кастанеда К. Искусство сновидения М.1991
  44. Р. Человек и сокральное Изд. ОГИ Москва 2003
  45. Ф.Х. От мифа к логосу М., 1972
  46. И.М. Прикладная теория информации М. Радио и связь 198 155. Коран сура 113
  47. А. Энциклопедия Розмари Элен Гуили М.1998
  48. Кольвайт X Шаманы, целители, знахари. Древнейшие учения, дарованные самой жизнью.
  49. Коэльо П Интервью/Итоги № 35, 2001
  50. В.А. Антиискусство. М., 1985
  51. А.П. Долгий путь магов. Болгария 1998
  52. КлюевА.Г. Таро, или гнозис сокравенной реальности М., 1997
  53. В.А. Магия тень языка/Рациональное и внерациональное: грани проблемы (сборник статей) Ростов/Дон 2002
  54. Культура и религия: линии сопряжения
  55. Культура: Теории и проблемы М. 1995
  56. Кемпбелл Мифический образ М. 2002
  57. Леви-Брюль Первлбытное мыщление М., 1930
  58. Леви-Строс Структурная антропология М., 1980
  59. Леви-Строс Первобытное мышление. Глава «Неприрученная мысль»
  60. Леман А. Иллюстрированная история суеверий и волшебства от древности до наших дней, Киев 1993
  61. А. Н. Проблемы развития психики М. 1981
  62. Е., Мирская Л. Философия науки, интерпритация забытой философии. Ростов/Дон 2000
  63. Ли А. Г. Пси хирургия и филиппинские хилеры//Парапсихология и психофизика. М., 1996 № 1
  64. Ю. Происхождение вещей. М., 1954
  65. А. Антропология мифа. Екатеринбург 1997
  66. А.Ф. Миф, число, сущность. Изд. Мысль. М., 1994
  67. А.Ф. Диалектика мифаМ. 1994
  68. ЛосевА.Ф. Знак, символ, миф. М., 1982
  69. А.Ф. Ирония античная и романтическаяЮстетика и искусство М., 1996
  70. А.Ф. Философия, мифология, культура М., 1991
  71. М.Ю., УспенскийВ.А. Миф имя — культура//Труды по знаковым системам. Тарту 1973
  72. М.Ю. Лекции по структурам. Тарту 1964
  73. М.Ю. Феномен культуры//Лотман Ю.М. избранные труды в 3 т. Талин 1994. Т.1
  74. М. Из глубины М. ОКС МО Санкт. Петербург 2005
  75. Магический кристалл М.Изд. «Республика» 1992
  76. МаккенаТ. Пища Богов М. 1995
  77. . Магия, наука, религия. Изд. «Рефл-бук» 1998
  78. Е.М. Поэтика мифа М. 1976
  79. МоссМ. Социальные функции священного М. 1995
  80. Л.А. Современная мифология, проблема души. Ростов/Дон 1999
  81. Л.А. Теософия (истоки и смысл тайного знания) Эзотерическая философия. От герметизма к теософии. Мистический опыт и оккультные теории. Сборник научных статей. Ростов/Дон 2002
  82. Л.А. Мифы о душе в европейской культуре Х1Х-ХХ вв. Дис. На соиск. Д.Ф.Н.
  83. Мифы народов мира Т. 1−2 М. 1980
  84. С.М., Матвеев С. А. Сакральная медицина СПб: Изд. «Святослав» 2003
  85. Новая эра приглашает//Свет 1997, № 1
  86. А. Дочь Земли М. Изд. «Домино» 2005−12−1999.0рлов М. А. История сношения человека с Дьяволом: Санет Петербург 1940
  87. Е.П. Буддийский взгляд на мир. СПб 1994 (мифологическое мышление)
  88. Ю1.0ртега-и-ГассетХ. Эстетика. Философия культуры. М. 1991
  89. Ортега-и-Гассет X. Избранные работы. М., 1997
  90. А.П. О значении захоронений неандертальцев для истории первобытной культуры//Советская этнография 1952, № 3.
  91. Платон «Пир» Избранные диалоги М. 2002
  92. М.С. О так называемых неандертальских захоронениях//Советская этнография 1952. № 2
  93. В.О. Последняя шутка воина «Общая газета» № 25 июль 1998 Ю8.ПивоевВ.М. Миф в системе культуры Петрозаводск 1991 Ю9. Потебня А. А. Слово и миф М. 1989
  94. ПО.Потебня А. А. Эстэтика и поэтика М. 1976
  95. В.Я. Исторические корни волшебной сказки Л. 1986
  96. В.Я. Проблемы комизма и смеха. М., 1998
  97. В.Я. Исторические корни волшебной сказки. JI., 1986
  98. JI.A. Уайт по культурологи М. 1 996 115. Разум и культура М. 1983
  99. Д.Б. Колдовство и ведьмы в средние века С.Петербург 2001
  100. РикерП. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995Рикер П. Герменевтика и психоонализ. Религия и вера. М., 1996
  101. РиккертГ. Философия жизни. Киев, 1998
  102. Ю.В. Ведение в культурологию М., 1996
  103. Д. Грамматика Фантазии: Введение в искусство придумывания историй М. 1990
  104. РохасК. Мифический и магический мир Сальвадора Дали М. 1998
  105. В.П. Словарь культуры XX в. М. 1997
  106. Сакральная медицина Путь к совершенному здоровью, долголетию и гармонии Изд. «Святослав»: Санкт-Петербург 2003
  107. В.И. Нить Ариадны М.: Физкультура и спорт 1990
  108. В.Г. Культура и традиция//Метафизические исследования: Вып.4, СПб 1997
  109. B.C. Понятие о Боге//Спиноза. Этика СПб. 1993
  110. Символ в системе культуры Тарту 1987
  111. Ю.И. Возникновение человеческого общества. Красноярск. 1962.
  112. М.Ю. Мифология и религия: некоторые аспекты их соотношения//Вестник С. Петербургского Университета. Вып. 3 № 20,1992
  113. Стеблин-КаменскийМ.И. Миф М.1976
  114. Ф. Трагедия творчества: Ф. Шлегель//Логос 1910
  115. Светлов Р. В. Гнозис и экзегетика. СПб., 1998
  116. Е. Мифология и метафизика Джорджо де Кирико//Искусствознание. 1998, № 2
  117. В.Г. Библейская идеология: образ и реальность мира. Изд. Ростовского университета. Г. Ростов на — Дону, 2000 г.
  118. Э.Б. Первобытная культура М. 1989
  119. С.А. Ранние формы религии Изд. Политической лит-ры 1990
  120. С.А. Сущность и происхождение магии. Исследования и материалы по вопросам первобытных, религиозных верований. М. 1959
  121. С.П. Проблемы дородового общества//Советская этнография. 1931. № 3−4.
  122. Е.А. Религия мира, опыт запредельного, трансперсональные состояния и психотехника. С. Петербург 1998
  123. Дж. Сильмариллион М. 1997
  124. Д. О волшебных сказках//Утопия и утопическое мышление. М., 1991
  125. В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ М. 1995
  126. В.Н. Первобытное представление о мире///Очерки естественных знаний в древности М. 1982
  127. УилсонК Оккультное М., Тера. Изд. «Республика» 2001
  128. УотсонЛ. Ошибка Ромео//Жизнь земная и последующая. М.: Политиздат 1991
  129. Урсула Ле Гуин Волшебник Земноморья С. Петербург, Северо-Запад 1998
  130. Л. Сочинения в 2-х томах Т.1.М. 1970
  131. Философский энциклопедический словарь М. 1983
  132. Фрейзер Д. Золотая ветвь Тера 2001
  133. Д.Е. Тотемизм, его сущность и происхождение.151.ХейчЭ Посвящение М. 1996
  134. Хосроев А. Л. Из истории раннего христианства
  135. ХюбнерК. Истина мифа М.1996
  136. О.П. Эзотерическая философия. Сборник научн. Статей под редакцией Мирской Л. А. Ростов/Дон 2000
  137. О.П. От герметизма к теософии. Сборник научн. Статей под ред. Мирской Л. А. Ростов/Дон 2002
  138. А.О. Благословение перед жизнью М. 1992
  139. В.П. Мифология XX века (массовая культура) М.1988
  140. А. О воле мира, опыт запредельного в природе. Животный магнетизм и магия.
  141. Штейнберг. Очерк тайноведения JI. 1991
  142. Штейнберг. Как достигнуть высших миров. М. 1918
  143. М. Космос и история М. 1987
  144. ЭлиадеМ. Шаманизм. Архаические техники экстаза. «София» 2000
  145. Элиаде М Аспекты мифа М.2000
  146. М. Мифы, сновидения, мистерии М. 1996
  147. МирчеЭ Священное и мирское М. 1994
  148. А.П. магический кристалл «республика» 1 992 167.ЭндрюсЛ. Шаманка К. 1999
  149. ЭндрюсЛ. Полет седьмой луны К. 1999
  150. ЮнгК.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. М. 1998
  151. ЮнгК.Г. Душа и миф. Шесть архетипов Киев 1996
  152. Юнг К. Г. Дух Меркурий М. 1996
  153. ЮнгК.Г. Символ и архетип М. 1996
  154. Ямвлих. Ответ учителя Абаммона на письмо Порфирия к Анебону, содержащий решение высказанных в этом письме сомнений. \ Знание за пределами науки. М. 1989.1. Диссертации
  155. Л.А. Мистицизм как феномен культуры. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. М., 1998
  156. В.Н. Магия как бинарная система и ее влияние на процесс формирования мировоззрения современного человека. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Ростов-на-Дону, 2004
  157. Д.И. Феномен магии в культуре. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 2001
Заполнить форму текущей работой