Запоминание словесного материала при разных способах его восприятия умственно отсталыми школьниками
![Диссертация: Запоминание словесного материала при разных способах его восприятия умственно отсталыми школьниками](https://westud.ru/work/3683825/cover.png)
Диссертация
Громкое прочтение учебных текстов, по сравнению с молчаливым способствует их лучшему запоминанию и пониманию у учащихся всех изучавшихся возрастных групп как вспомогательной, так и массовой школы. Наименьшая разница показателей мнемической деятельности при двух способах чтения наблюдается в 3 классе вспомогательной школы, что связано с низким уровнем развития навыков молчаливого чтения… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
- I. Основные направления в изучении кратковременной памяти
- 2. Исследование кратковременной памяти умственно отсталых детей в советской специальной психологии
- 3. Проблема понимания в исследовании памяти
- Глава II. ОСОБЕННОСТИ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ВЕРБАЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С РАЗНИЛ УРОВНЕМ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ПРИ РАЗНЫХ СПОСОБАХ ВОСПРИЯТИЯ МАТЕРИАЛА
- I. Возрастные изменения объема кратковременной памяти при разных способах восприятия словесного материала
- 2. Психологический анализ ошибок воспроизведения словесного материала и развитие некоторых механизмов мнемической регуляции у умственно отсталых детей
- 3. Нарушение в организации мнемической деятельности у умственно отсталых детей
- Глава III. ЗАПОМИНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ ТЕКСТОВ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ ПРИ ЧТЕНИИ ВСЛУХ И ПРО СЕБЯ
- I. Сравнительный анализ воспроизведения текста умственно отсталыми и нормально развивающимися школьниками при чтении вслух и про себя
- 2. Запоминание текстов разной степени сложности умстьенно отсталыми учащимися 3,5,7 классов
- 3. Особенности развития понимания текстов умственно отсталыми детьми разных возрастных групп
- ВЫВОДЫ
Список литературы
- Аксенова А.К. Методика преподавания русского языка во вспомогательной школе.- М.: Просвещение, 1966.— 92 с.
- Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения.— М., 1. Прогресс, 1980.— 528 с.
- Бёдор Б. Особенности актуализации наглядных образов при чтении текстов у умственно отсталых школьников.—Изв. АПН РСФСР, вып.129:Новне исследования в пед.науках. М., 1963, с.243−245.
- Блонский П.П. Развитие мышления школьника.— М.: Учпедгиз, 1935.— 126 с.
- Будницкая И.М. Сравнительное исследование соотношения рисунка и рассказа у умственно отсталых детей и нормальных школьников.— В кн.-Психологические вопросы сочетания слова и наглядности /Под ред. Л.В.Зан-кова. М., 1956, с.187−205.
- Василевская В.Я. Понимание учебного материала учащимися вспомогательной школы.— АПН РСФСР, 1960.— 117 с.
- Вайсбурд М.1. Обучение учащихся средней школы пониманиюиностранной речи на слух. На материале англ. яз., Просвещение, 1965, М. 79 с.
- Возрастные и индивидуальные различия памяти./ Под ред. A.A.
- Смирнова/. — М., Просвещение, 1967.— 230 с.
- Вопросы психологии памяти /Под ред. А.А.Смирнова/.— М.,
- Изд-во АПН РСФСР, 1958.— 216 с.
- Вудвортс Р. Экспериментальная психология.— M. I Изд-во Ин.лит., 1950.— 798 с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования.—
- Изд-во АПН РСФСР, 1956.— 519 с.
- Выгодская Г. Л. Соотношение слова и действия у умственно отсталых школьников.— М., Спец. школа, 1959, Вып. в/89/ с. 13−19.
- Ганшина В.А. Анализ иностранного текста как условие его по- .нимания. Вопросы теории и методики учебного перевода.— M., 1950.— с.
- Гнездилов М.Ф. Усвоение содержания текста при чтении про себя.— Уч.-восп.работа в шк. для глухонемых и вспом. шк. Наркомпрос РСФСР, 1940, JS 8, с.43−52.
- Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательнойшколе.—М., Просвещение, 1965.— с.
- Григонис A.B. Автореферат. Дис.. канд.психол.наук.—М., 1973, — 17 с.
- Доблаев Л. П. Смысловая структура учебного текста и проблемыего понимания.' Автореф. Дис.. доктора псих.наук. — Саратов, 1972, — 41 с.
- Дульнев Г. М. 0 значении намерения для точности и полноты воспроизведения текста (сравнительное исследование умственно отсталых и нормальных школьников).—В кн.:
- Вопросы психологии глухонемых и умственно отсталых детей./ Под ред. Л. В. Занкова и И.И.Данюшевского/. М., 1940, с.38−69.
- Егоров Т.Г. Психология овладения навыками чтения. М.: АПН РСФСР1953.— 250 с.
- Занков Л.В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка.1. М.: 1935, — 176 с.
- Занков Л.В. Развитие памяти умственно отсталого ребенка. Вкн.: Умственно отсталый ребенк./ Под ред. Л. В. Вын готского и И.И.Данюшевского/ ГЛ., 1935, с.35−96.
- Занков Л.В. Психология умственно отсталого ребенка.— М.: Учпедгиз, 1939/ СЧс,
- Занков Л.В. К вопросу о своеобразии памяти умственно отсталыхдетей. Учебно-воспитательная работа в школах для глухонемых и вспомогательных школах, Наркомпрос РСФСР, 1940, Л" 8, с.3−20.
- Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание.— М.-АПН РСФСР,—562 с.
- Зинченко В.П., Величковсккй Б. М., Вучетич Г. Г. Функциональная структура зрительной памяти.— Изд-во М1У, 1980.— 271 с.
- Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтениюна иностранном языке.— М.: Просвещение, 1973.— •V, 224 с.
- Котик М. Саморегуляция и надежность человека-оператора.—
- Таллин, Изд-во Валгус, 1974, — 168 С*
- Леонтьев А.Н. Развитие памяти."М. ¡-Учпедгиз, 1931.
- Липкина А.И. Запоминание и воспроизведение географическогоматериала школьниками: Канд.дисс. М., 1941. —
- Липкина А.Н. Взаимодействие образа и слова в работе над учебным текстом.— Изв. АПН РСФСР, 1954, вып. 61, с.23−32.
- Лурия А.Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка.— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.—193 с.
- Лурия А.Р., Виноградова О. С., Мещеряков А. И. Особенности словесных связей у детей олигофренов, — В кн.: Умственно отсталый ребенок /Под ред. А.Р.Лурия/. М., 1960, с.170−175.
- Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детейв норме и патологии).— М.?Педагогика, 1978, — 224 с.
- Луцкина Р.И. Навыки чтения у учащихся У класса вспомогательной школы.— М. Спец. школа, 1 967 123/3.— с.90−93,
- Луцкина Р.И. Особенности развития устной и письманной речиучащихся вспомогательной школы в процессе обучения/ Автореф.дксс.. канд.психол.наук.— М., 1974* — 18 с.
- Луцкина Р.К. Умение умственно отсталых школьников критически относиться к критическому тексту.— Дефектология, 1979,15 6, с.67−72.
- Люблинская A.A. Детская психология: учебное пособие для студентов педагогических институтовтМ.: Просвещение, 1971.— 415 с.
- Ляудис В.Я. Функциональные характеристики процесса запоминания.—В кн.: Проблемы инженерной психологии.— М., ' ¦ Наука, 1967.— с.140−149.
- Ляудис В.Я. Память в процессе развития .~Кзд-во МГУ, 1976.—255 с.
- Менчинская H.A. Взаимодействие слова и образа в процессе усвоения знаний школьниками.— В кн.: Докл. на оовещ. по вопр. психологии, 3−8 июля 1954 г., М., 1954, с. 13−24 f
- Невельский П.Б. Исследование объема кратковременной и долговременной памяти. В кн.: Проблемы инженерной пси-хологее.—М., Наука, 1967.— с. 128−132.
- Нудельман М.М. 0 некоторых особенностях представлений з? чащихся вспомогательной школы.— В кн.: Особенности познав вательной деятельности учащЕХся вспомогательнойшколы /Под ред. И. М. Соловьева. М., 1953, с.133−161.
- Нудельман М.М. Представления умственно отсталых школьников.
- В кн.: Особенности умственно отсталого развития учащихся вспомогательной школы/ Под ред. Я. И. Шиф. М., 1965, с.129−216.
- Озолайте В.В. А. Работа над пересказом прочитанного текста вмладших классах вспомогательной школы.' Автореф.дисс.. канд.педагогич.наук.—М., 1975, — 19 с.
- Озолайте В.В. А. Как читать книгу умственно отсталым детям. —
- Дефектология, 1975, й 2, с.85−86л
- Озолайте В.А. Значение картинного плана для усвоения текстамладшими умственно отсталыми детьми.— Дефектология, 1975, № 5, с.62−66.
- Певзнер М.С. Дети-олигофрены: Изучение детей-олигофренов впроцессе их воспитания и обучения.— М.: йзд-во АПН РСФСР, 1959.— 485 с.
- Певзнер М.С., Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов.— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.— 222 с.
- Петрова В.Г. Эффективность различных способов преподнесенияучебного материала.— В кн.: Учебно-воспитательная работа в епец. школе, 1957, вып. 2/72, с.113−122.
- Петрова В.Г. 0 некоторых особенностях усвоения текста умственно отсталыми школьниками.— Спец. школа, 1958, Я 3/86, с.64−68 ,
- Петрова В.Г. О влияние первого воспроизведения на точностьдальнейших пересказов умственно отсталых школьников. «Труды второй научной сессии по дефектологии», изд. АПН РСФСР, М., 1959.— с.205−211.
- Петрова В.Г. Речь умственно отсталых школьников.— В кн.:
- Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф., М., 1965, е.129-- 216.
- Петрова В.Г. Практическая и.умственная деятельность детейолигофренов.—М.: Просвещение, 1968.— 156 с.
- Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы.—
- М.: Просвещение, 1977.— 199 с.
- Пинский Б.И. О непреднамеренном запоминании в процессе повторения в его особенности у умственно отсталых детей, «Известия АПН РСФСР», 1948, вып. 19. с. ЮГ-141.
- Пинский Б.И. Усвоение знаний учащимися вспомогательной школыв процессе памяти. «Учебно-воспитательная работа в специальных школах», № 1,2. М.: Учпедгиз, 1950. с,/75-/?.
- Пинский Б.И. О непреднамеренном запоминании в процессе повторения и его особенностях у умственно отсталых детей, «Известия АПН РСФСР, вып. 3−4, М., 1952 с^ОЬЧЬЕ
- Пинский Б.И. Об особенностях процесса запоминания у учащихсявспомогательной школы. „Учебно-воспитательная работа в специальных школах“, вып. 3−4, М., 1952
- Пинский Б.И. Процесс воспроизведенияпришпреднакерешомзапоминании и его особенности у учащихся вспомогатель- -ных школ (олигофренов).— М., Изв. АПН РСФСР, 1954, вып. 57, с.27−65.
- Пинский Б.И. О некоторых особенностях самоконтроля у умственно отсталых школьников.— М., Спец. школа, i960, Je 1/95, с.67−72.
- Пономарев Я.А. Этапы развития внутреннего плана действия (ВИД). В кн.: Новые исследования в педагогических науках.— М., Просвещение, 1964, вып. 133/П, с.149−154.
- Психологические вопросы регуляции деятельности./ Под ред.
- Д.А.Ошанина и О.А.Конопкина/.— М., Педагогика, 1973.— 207 с.
- П^шлене Э. П. Сравнительное исследование некоторых психологических способностей детей с нормальным и нарушенным интеллектом.— Дефектология, 1974, te 2, с.9−16
- Развитие логической памяти у детей /Под ред. А. А. Смирнова./ —
- М., Педагогика, 1976.— 255 с.
- Развитие психо-физиологичееких функций взрослых людей./ Подре д. Б. Г. Ананьева и Е. И. Степановой./ —Педагогика, 1972. — 245 с.
- Развитие психо-физиологических функций взрослых людей./ Подред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой./ М., Педагогика, 1977, — 198 с.
- Репкина Г. В. Об объеме оперативной памяти. В кн.: Проблемыинженерной психологии.— ГЛ., Наука, 1967.— с.133--139.
- Роговин М.С. Проблемы теории памяти. М., Изд-во Высшая шк., 1977.-- 181 с.
- Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей.— М.-1. Педагогика, 1978.— 230 с.
- Рубинштейн С.Л. Общая психология.— М., 1940, — 596 с.
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
- М., Просвещение, 1970.— 199 с.
- Рыжкова Н.И. Вопросы памяти и кодирование информации, передаваемой человеку/ Автореф. Дис.. канд.пед.наук. -- М., 1968, — 14 с.
- Сеченов Й.М. Избранные философские и психологические произведения.— Госполитиздат, 1947.— с.
- Смирнов А. Аг Поникание, Психология./ Под ред. А.П.Корнилова/1. М., 1948 .--с.
- Смирнов А.А. Психология • запоминания.-М.-Л., 1948, — с.38
- Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти.— М., Просвещение, 1966.— 422 с.
- Имирнова Л.А. Нарушение понимания речи у младших умственноотсталых школьников.— Дефектология, 1972, $ I, с. с.19−24,
- Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление.— М.: Просвещение, 1968.— 247 с.
- Снопик Б.И. Исследование зависимости кратковременного запоминания от характера осуществляемого действия.-Автореф. дейс.. канд.психод.наук.—М., 1972.— 19 с.
- Соколова А.Н. Внутренняя речь и мышление.— М., Просвещение, 1968.— 248 с.
- Соловьев-Элпидинский И.М. О так называемом „психическом насыщении“ и его особенностях у умственно отсталых детей.~В кн.: Умственно отсталый ребенок /Под ред. Л. В. Выготского и И.И.Данюшевского/. М., 1935, — с. 97−159″
- Соловьев И.М. О забывании и его особенностях у умственноотсталых детей.-В кн.: Вопросы Боепитания и обучения глухонемых и умственно отсталых детей./ Под ред. И. И. Данюшевского и Л.В.Занкова/ М., 1941.— с. 169~МЬ
- Соловьев И.М. Мышление умственно отсталых школьников прирешении арифметических задач.~В кн.: Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы./ Под ред. И.М.Соловьева/. М., 1953, с. 162−186
- Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. М.: Просвещение, 1966, — 201 с.
- Соловьев И.М. Особенности восприятия у глухих школьников.—
- Дефектология, 1971, Я I, с.7−21
- Соловьев И.М. К вопросу о репродуктивной и оперативной памяти глухих и нормально слышащих школьников.-Дефектология, 1971, & 6, с.20−30.
- Соловьев И.М., Сумарокова В. И. Память и ее избирательность уумственно отсталых детей.— Дефектология, 1973, $ I, с. 6−14,
- Соловьев K.M. Развитие репродуктивной словесной памяти у глухих и слышащих школьников.— Дефектология, 1973, J? 5, с.9−19.
- Соловьев Е.М. Содержательно-динамические особенности познавательной деятельности у нормально слышащих и глухих школьников.- Дефектология, 1977, n I, c. II-19 ,
- Соловьев Й.М. Содержательно-динамические особенности познавательной деятельности у нормально слышащих и глухих школьников (организация и развития мнемических систем).— Дефектология, 1977, Л 4, с.9−18.
- Трошин Г. Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей. т. П» Процессы чувства и воли.— Изд. Школы-лечебницы д-ра мед. Г. Я. Трошина., 1912, —
- Шарданов М.Н. УсЕоение и сохранение в обучении.— Ученыезниски Ленинградского гос, пед. института им. А. И. Герцена, т.36, 1940, с.29−41 105. 1Диф Ж.PI. Психология навыка чтения. М., Учпедгиз, 1941, —282 с.
- Шею Н. И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы.— В кн.: Психологическая наука в СССР, т.2, М., i960, с.482−512.
- Шиф Ж.И., Петрова В. Г. Мышление умственно отсталых школьников.— В кн.: Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. М., 1965, с.217−298.
- CoYM^usyiLeM&Ob jo-bclo-vb Press19 ss 1 д '
- CXsvlJ R- I 4 Sbcrrt-? AT утлуу^^ьюг^ мл. tJu, ^?fcu^dL&jfc1. Л drm^ejtkiuiuvcy ti, mst1. ЧЧ. Ol
- Ы) ifi^eL bf- njlteU-cLbo!o-v^ci /uH-^aJb сна? te?^ietc^e ^^i^^Zion un? JLo-rb -to^iA^ wm^dr^, m — «/ У S j /Щ- вк/ * 7/
- US, ?bwmJzW /9'iWtfr, Skert-t^^
- VbJLwWt-^, Ил. AyOr-y^CL^- CA^wJl1. CU^Ua^ Jft IY) yiMU^(J>Q:t m^cu^J nAAjvJnwj: Лил. yAA/TiM^ jfcuri) i? OWJL i/^MJ^Xig.su-ybS/st-gfy /'ft WuurcLoJL SJ3i>. VuuJ^t (h^l1. O^VoJbwU, (/i, 1 g. Vi*™**"-*/ —BcaA Нлж*^ SfzzJiouvu cL
- РгелЛ- №Ъ /Ш/й il?, uiuwvor и/ o^J ?juobl HiU^i&C^c dociej XjlcmA W/^tmaA. P^u^JI&eivva^
- SWMS^ ^^ujlcxm /rt-1-ч-елъ^иъ1. M^rutEcL^t, С^Д: (i^&e^z1. PrMrA./ № 3j, Sob&HM*alwwt"/ '' tmgv. nyt /т-î-Hf/ f 1 yo/, C r? v-yvwcuvb $ A, Pr-by^ayTtj миляги
- PsUM»?*h* /Se&/ и/Ш /who?/llS~ WteA/J^r^u WH. ULujtusZ^rnW ОиллА iiJuuUo-t1. Stffa-I//