Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Становление и развитие предпринимательства в России: На примере Оренбургской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выработаны рекомендации по формированию конкурентной среды в нефтяном и машиностроительном секторе региональной экономики, связанные с созданием условий для недискриминированного доступа мелких и средних компаний в нефтяной бизнес, к объектам производственной и специализированной инфраструктуры, регулированием цен и тарифов на предоставляемые услуги малым и средним предприятиям, носящих… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Формирование и развитие теории и практики предпринимательства
    • 1. 1. Экономическая сущность и содержание предпринимательства
    • 1. 2. Виды предпринимательской деятельности
    • 1. 3. Основные функции предпринимательства
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Становление и развитие предпринимательства в России
    • 2. 1. Ретроспективный обзор предпринимательства в дореволюционной России
    • 2. 2. Становление и развитие предпринимательства в Оренбуржье в дореволюционный период
    • 2. 3. Особенности предпринимательской деятельности в советский период (1917−1990 гг.)
    • 2. 4. Развитие предпринимательства в Оренбургской области (1990−2001 гг.)
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Формирование условий для развития предпринимательства
    • 3. 1. Предпринимательство — важный фактор формирования конкурентной среды в регионе
    • 3. 2. Предпринимательские рычаги подъема агропромышленного комплекса
    • 3. 3. Становление инфраструктуры предпринимательства
  • Выводы по третьей главе

Становление и развитие предпринимательства в России: На примере Оренбургской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Среди главных ресурсов нашей страны, позволяющих ускорить становление рыночной экономики и вступить на путь стабильного развития, следует выделить предпринимательство, которое является важнейшим внутренним стратегическим фактором устойчивого саморазвития экономики. Однако предпринимательство может стать устойчивым источником саморазвития экономики только при условии научного понимания его экономической сущности и содержания, исследования путей его формирования и становления. Это позволяет государству создать благоприятные экономические, организационные, социальные и политические условия для его развития в современной России.

Несмотря на то, что предпринимательство прошло длительный исторический путь развития, общепризнанного единого понимания данного процесса не достигнуто и в настоящее время. Это проявляется как в литературе, так и на практике.

Совсем не исследованы эти процессы в территориальном аспекте. В условиях трансформируемой российской экономики особую важность приобретает выявление и исследование предпринимательского потенциала, имеющегося в российских регионах, поскольку именно в регионы перемещается центр тяжести проведения экономической реформы. Исследование регионального аспекта развития предпринимательства позволяет определить роль и значение последнего в подъеме производительных сил российских регионов и формировать эффективную государственную политику поддержки предпринимательства. Все это предопределяет актуальность темы исследования.

Степень разработанности проблемы. Изучение экономической литературы показало, что исследованием такого явления, как предпринимательство занимались выдающиеся представители зарубежной экономической мысли: Р. Кантильон, А. Смит, Д. Рикардо, Й. Шумпетер, Ж. Б. Сэй, А. Маршалл, К. Маркс, М. Вебер, П. Друкер, Дж.Б.Кларк, И. Тюнен, Ф. Фон Хайек, Л. Мизес,.

И.Кирцнер и др. Вопросы экономической сущности предпринимательства рассматриваются также в работах российских экономистов: Абалкина Л. И., Аристера Н. И., Половинкина П. Д., Сахарнова Ю. В., Бусыгина В. А., Криво-ручко О.Н., Зайцева А. А., Лобанова С. Н., Говорина А. А., Швандара В. А., Горфинкеля В. Я., Радаева В. В. и др.

В целом же в отечественной литературе научная разработка вопросов становления и развития предпринимательства, особенно в территориальном аспекте, не получила достаточного развития. Актуальность проблемы выявления закономерностей и особенностей становления предпринимательства в российских регионах, ее теоретическая ценность, практическая значимость и недостаточная степень ее разработанности определили выбор темы настоящего исследования и его цель.

Цели и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является выявление экономической сущности и содержания предпринимательства, его видов и основных функций, этапов становления и развития предпринимательства в Оренбургской области, анализ особенностей функционирования предпринимательства в советский и современный период, разработка концептуальных подходов к формированию условий для развития предпринимательства в регионе.

Для достижения поставленной цели в работе намечено решить следующие задачи:

1) провести анализ и обобщить существующие теоретические подходы к определению экономической сущности предпринимательства, выявить его виды и основные функции;

2) выявить основные этапы становления и развития предпринимательства в России и в Оренбургской области, показать его особенности в дореволюционный, советский и современный периоды;

3) обобщить опыт развития предпринимательства в Оренбуржье;

4) разработать концептуальные подходы к формированию инфраструктуры предпринимательства в регионе;

5) определить основные положения концепции предпринимательства в нефтяном и машиностроительном комплексах региона;

6) предложить основные направления развития предпринимательства в агропромышленном комплексе Оренбургской области.

Объект исследования — становление и развитие предпринимательства * в Оренбургской области и его воздействие на развитие производительных сил области, формирование конкурентной среды в регионе.

Предметом исследования является процесс реализации предпринимательских функций в таком регионе России, как Оренбургская область, его динамика и тенденции развития.

Теоретической и методологической основой исследования послужили концепции, представленные в классических и современных работах зарубежных и российских экономистов, посвященных теоретическим и практиче-®ским проблемам предпринимательства.

В процессе исследования автором использовались методы научного познания: системный, исторический, статистический методы, методы анализа и синтеза и сравнительного анализа.

Информационную базу исследования составили материалы Государственного комитета РФ по статистике и Оренбургского областного комитета государственной статистики, а также законодательные и нормативно-правовые акты РФ.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Уточнены и расширены содержательные контуры понятий «предприниматель» и «предпринимательство». Предприниматель определяется как Щ самоорганизованный человек, обладающий интуицией, энергией созидания, способностью быть новатором, патриот и меценат, приверженный принципам социальной ответственности. Предпринимательство трактуется как особая самоорганизующаяся форма экономической активности, позволяющая эффективно соединять факторы производства, обеспечивающая развитие экономики с использованием научно-технического прогресса, направленная на решение экономических и социальных задач общества, опирающаяся, прежде всего на конкурентные преимущества. Методологический ключподходы к предпринимательству с точки зрения 1). синергетики — науки о самоорганизации мира, 2). комплексности и 3). необходимости обладания предпринимателем социальной ответственностью. Такие подходы позволяют глубже проникнуть в экономическую сущность предпринимательства и определить роль и значение предпринимательства в решении социально-экономических задач общества и обеспечении через предпринимательство эволюционного развития страны.

2. Выявлена и проанализирована дополнительная функция предпринимательства — функция самообновления и самоорганизации индивидуумов и предприятий, осуществляющих во взаимодействии с микрои макросредой их функционирование с целью изменения среды обитания до качественно новых форм. Эта функция позволяет определить предпринимательство как важнейший стратегический ресурс общества в достижении его целей.

3. Впервые в отечественной практике определены этапы развития предпринимательства в таком значимом регионе России, каким является Оренбургская область, за более чем 260-летний период ее существования, дана характеристика их основных черт и особенностей. В развитии и становлении предпринимательства в Оренбуржье выделяется 4 этапа: первый этапхозяйственное освоение края (1743−1861 гг.) — второй этап — формирование развитой структуры хозяйства и включение края в систему всероссийского рынка (1861−1917 гг.) — третий этап — предпринимательство в советский период (1917;1990 гг.) — четвертый этап — предпринимательство в современный период (1990;2001 гг.). Выявленные особенности предпринимательства в Оренбуржье на первых двух этапах связаны с особенностями формирования трудового потенциала края, в результате которых предпринимательские функции выполняло все население. Функция новаторства была рассеяна среди многочисленных переселенцев. Суровый климат, необжитые и неосвоенные территории требовали от переселенцев предпринимательских качеств. В советский период благодаря государственному предпринимательству экономика Оренбургской области развивалась быстрыми темпами. Особенности предпринимательства в этот период связаны с открытием и освоением месторождений железных, медных и никелевых руд, нефти и газа. В отраслевой структуре промышленности первое место заняли отрасли ТЭК (газовая, нефтяная промышленность, электроэнергетика), второе — машиностроение и металлообработка. Оренбуржье превратилось в один из наиболее развитых регионов Урала и в аграрном отношении. В современный период в области сформировались предпринимательские структуры различных форм собственности, имеющие различные организационно-правовые формы. Территориальные особенности предпринимательства связаны с природно-географическими и отраслевыми факторами, а также зависят от степени адаптации населения к рыночным условиям.

Такой подход дает возможность интегрировать социально-экономический опыт страны и региона в развитии предпринимательства. На каждом этапе социально-экономического развития такого рода опыт не зачеркивается и не противопоставляется конъюктурной экономической ситуации. Тем самым не создается иллюзии необходимости изменения социально-экономической ситуации путем ее слома, т. е. революционным способом. Более предметно и доказательно утверждаются ценности эволюционного пути развития, опирающегося на фундаментальные ценности, среди которых достойное место занимает предприимчивость, выразителями и носителями которой являются как российские предприниматели, так и российское государство.

4. Впервые выявлена роль предпринимательства в социально-экономическом развитии региона и повышении его эффективности, впервые обобщен опыт развития предпринимательства за годы экономической реформы, установлено, что в условиях переходного периода в экономике региона происходит «симбиоз» экономических агентов, относящихся к многообразным формам собственности с различной степенью экономической зрелости.

5. Разработана концепция формирования конкурентной среды на примере нефтяной промышленности областиосновные положения концепции: для создания конкурентной среды в нефтяном секторе необходимо ограничить монополию крупных компанийсоздать условия для развития малого и среднего бизнеса, снизить барьеры вхождения на рынок для малых и средних предприятий и обеспечить им доступ к производственной и транспортной инфраструктуре, регулирование областными властями тарифов на услуги, носящих монопольный характерсформировать рынок сервисных услуг (буровых, геофизических, ремонтных и т. д.), использовать упрощенные процедуры лицензирования для малых предприятий.

Предложены направления государственной поддержки регионального машиностроения: содействие эффективной специализации, совершенствование механизмов интегрирования (внедрение внутриобластной кооперации, создание ФПГ, концернов, холдинговых компаний), создание инфраструктурной поддержки малого бизнеса, поддержка технопарков, региональных ассоциаций, принять областные законы «О промышленной политике», «О внутриобластной кооперации», организовать государственные региональные и муниципальные заказы, сформировать областную программу возрождения машиностроения, развивать малые предприятия в машиностроении.

6. Разработана модель преобразования агросистемы на предпринимательских началах. Выделены основные направления развития предпринимательства в аграрном секторе, его региональные и отраслевые особенности, разработана модель преобразования агросистемы на рыночных началах, включающая использование агропромышленной интеграции, создание вертикально-интегрированных агропромышленных комплексов с привлечением финансового капитала, интеграция сельскохозяйственных предприятий с перерабатывающими и финансовыми структурами по цепочке «производствопереработка-реализация продукции», развитие совместных предпринимательских структур Оренбургской области с соседними регионами (Самарская область, Башкортостан), государственная поддержка мелких подсобных хозяйств.

Сформулированы рекомендации для развития предпринимательства в аграрном секторе: усиление использования акционерных и кооперативных форм создания инфраструктуры рынка, государственная поддержка не только акционерных, кооперативных, фермерских хозяйств, но и личных подсобных хозяйств населения. Предложена концепция для развития и поддержки индивидуального сектора АПК, предусматривающая систему мер: выделение субсидий на приобретение скота, обеспечение кормами, помещениями для скота, решение вопроса сбыта сельскохозяйственной продукции.

7. Выработана концепция формирования региональной инфраструктуры предпринимательства и предложены основные положения программы создания инновационных, маркетинговых центров, страховых компаний для страхования рисков, венчурных фондов, организация различных объединений предпринимателей — союзы купцов и промышленников, лиги кооператоров, гильдии пекарей и кондитеровразработка и принятие закона «Об основах инфраструктурного обеспечения предпринимательства в Оренбуржье».

Сделан важный методологический вывод о необходимости отслеживания и систематизации предпринимательских действий для выявления тенденций их развития и формирования необходимой инфраструктуры предпринимательства.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Уточненные понятия «предприниматель» и «предпринимательство».

2. Дополнение функций предпринимательства — функцией самообновления и самоорганизации индивидуумов и предприятий, осуществляющих во взаимодействии с микрои макросредой их функционирование с целью изменения среды обитания до качественно новых форм.

3. Выделенные этапы развития и становления предпринимательства в Оренбургской области за более чем 260-летний период существования области, характеристика их основных черт и особенностей.

4. Обобщенный опыт развития предпринимательства за годы экономической реформы и роль предпринимательства в социально-экономическом развитии региона. Установлено, что в условия переходного периода в экономике региона происходит «симбиоз» экономических агентов, относящихся к различным формам собственности с неодинаковой степенью экономической зрелости. Выделены региональные особенности предпринимательства в Оренбургской области.

5. Разработанная концепция формирования конкурентной среды в регионе на примере нефтяного и машиностроительного комплекса области.

6. Модель преобразования агропромышленного комплекса области на предпринимательских началах.

7. Разработанная концепция формирования региональной инфраструктуры предпринимательства.

Научная и практическая значимость исследования. Научная значимость исследования состоит в том, что разработанные в нем концептуальные положения представляют собой развитие теории предпринимательства и могут быть использованы в ходе дальнейшего исследования проблемы развития и становления предпринимательства в современной экономике.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при разработке стратегии и программы развития предпринимательства на макрои микроуровне.

Основные положения диссертации, теоретический и фактический материал могут быть использованы в учебном процессе для преподавания экономических дисциплин на экономических специальностях в высших учебных заведениях, а также при подготовке предпринимательских кадров.

1. Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на различных международных, всероссийских и региональных конференциях: международная научно-практическая конференция «Инновационные процессы в образовании, науке, и экономике. Россия на пороге XXI века», Оренбургский госуниверситет, 1998 г., IV, VI и VII международные научные конференции «Проблемы менеджмента и рынка», Оренбургский госуниверситет, 1999 г., 2001 г., 2002 г., Всероссийская научно-практическая конференция «Социокультурная динамика региона», Оренбургский госуниверситет, 2000 г., Всероссийская научно-практическая конференция «Программирование регионального развития», Самарская экономическая академия, 2002 г., II международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Страны СНГ в условиях глобализации», Москва, Российский университет дружбы народов, 2003 г., XX международная научно-практическая конференция «Россия и регионы: социальные ориентиры социального и экономического развития», Челябинск, Уральский социально-экономический институт, 2003 г., всероссийская научно-практическая конференция «Оренбург вчера, сегодня, завтра: исторический и социокультурный опыт», Оренбург, 2003 г.

Материалы диссертационного исследования внедрены в учебный процесс в Оренбургском государственном университете и используются при преподавании следующих предметов: «Экономическая теория», «История экономических учений», «История экономики», «Организация предпринимательской деятельности», «Экономика предприятия» на экономическом факультете.

Публикации. По теме диссертации опубликованы 17 печатных работ, общим объемом 18,96 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Исследование выполнено на 185 страницах основного текста, содержит 15 рисунков, 26 таблиц приложений, библиографический список включает 175 источников.

Выводы по третьей главе.

1. В результате исследования установлено, что предпринимательство является одним из главных ресурсов преодоления экономического кризиса и формирования развитой конкурентоспособной экономики. Условием реализации модели конкурентоспособной экономики является разработка региональной властью стратегии, обеспечивающей создание благоприятной среды для развития конкуренции. Выбор модели проведения рыночных преобразований зависит от того, на какой стержень она опиралась: природно-ресурсный, инвестиционный, инновационный. Оренбуржье богато природно-сырьевыми ресурсами. Поэтому регионом может быть выбрана стратегия, опирающаяся на богатые запасы природного сырья (нефть, газ, руды черных и цветных металлов) и благоприятные природно-климатические условия для развития сельского хозяйства. Хотя в мировой практике этот путь относят к низшему и слабому источнику конкурентного преимущества, но в обозримой перспективе человечеству не удастся снизить потребление топливно-энергетических ресурсов. Поэтому эта стратегия для Оренбуржья будет, на наш взгляд, более эффективной.

2. Предложено также использовать инвестиционный и инновационный пути развития, разработав эффективный механизм привлечения инвестиционных ресурсов и более активно используя предпринимательский ресурс. Для этого необходимо проводить политику стимулирования крупного предпринимательства, а также среднего и малого. Большое значение имеет формирование конкурентной среды в регионе, особенно в топливно-энергетическом комплексе. В настоящее время, например, в нефтяном секторе в основе организационной структуры находятся вертикально-интегрированные компании, которые являются региональными монополистами. В Оренбургской области в нефтяной промышленности монопольное положение занимает ТНК, которая стремится к ограничению конкуренции в нефтедобыче. Но это противоречит интересам территории, так как значительно сужает ее возможности регулирования процессов освоения нефтяных ресурсов. Поэтому региональным органам власти необходимо создавать условия для становления и развития широкой прослойки малых и средних не-интегрированных нефтяных компаний. В связи с этим необходимо создать условия недискриминированного доступа мелким и средним компаниям к объектам производственной и специализированной инфраструктуры, обеспечивать регулирование цен и тарифов на предоставляемые услуги, носящие монопольный характердля обеспечения доступа в нефтяной сектор независимых производителей способствовать формированию рынка сервисных услуг специализированного характераприменять упрощенные процедуры лицензирования, выдачи различных разрешительных документовпроводить государственную политику, ограждающую проявление монополии на природные ресурсы и создающую предпосылки для сокращения издержек и становления эффективной производственной структуры.

3. Обоснована целесообразность участия государства и региональной власти в формировании конкурентной среды в машиностроении области. Для этого необходимо инициировать спрос на продукцию машиностроения путем внедрения инжинирингового сопровождения производства, расширения лизинга, совершенствования системы управления и организационной структуры, формирования ФПГ, концернов, расширения сети малых узкоспециализированных предприятий, ориентированных на местный рынок, внедрения практики внутриобластной кооперации.

В области предстоит сформировать прочную законодательную базу, которая будет определять стратегию экономического развития и условия деятельности хозяйственных субъектов региона. Необходимо разработать областную программу возрождения машиностроения, увеличения числа малых и средних предприятий в инновационной сфере, развивать специализированную рыночную инфраструктуру.

4. Определены основные направления использования предпринимательства для реформирования АПК, которые предполагают усиление использования акционерных и кооперативных форм создания инфраструктуры рынка, государственную поддержку не только акционерных и фермерских хозяйств, но и личных подсобных хозяйств.

Необходима областная программа развития и поддержки индивидуального сектора АПК, которая бы предусматривала систему мер по поддержке животноводческого направления развития личных подсобных хозяйств — выделение субсидий на приобретение скота, обеспечение кормами и помещениями, решение вопроса сбыта сельскохозяйственной продукции. Необходимо также решить проблему переработки сельскохозяйственной продукции непосредственно в области. Кроме того, в Оренбуржье необходимо создавать вертикально-интегрированные агропромышленные комплексы. Производственная кооперация по цепочке «производство-переработка-сбыт» позволит повысить эффективность производства и привлечь финансовый капитал в производство. Здесь возможна не только внутриобластная интеграция, но и межобластная. Ориентация на совместное предпринимательство двух или более регионов позволяет эффективнее использовать внутренние источники проведения экономической реформы.

5. В работе проведен анализ различных подходов к выявлению сущности инфраструктуры предпринимательства, выявлены основные компоненты инфраструктуры регионального предпринимательства: инновационность, рисковость, обучение, формирование конкурентной среды. Определен методологический подход для формирования инфраструктуры: фиксация и систематизация предпринимательских действий, выявление тенденций их развития и на их основе развитие инфраструктурного элемента.

Необходимо всячески поощрять формирование различных объединений предпринимателей, таких как Союз купцов и промышленников, Лига кооператоров, Гильдия пекарей и кондитеров и т. д., которые действовали в дореволюционной России и помогали предпринимателям отстаивать свои интересы.

Для формирования эффективной инфраструктуры предпринимательства в области необходимо разработать и принять концепцию инфраструктурного обеспечения современного предпринимательства, закон Оренбургской области «Об основах инфраструктурного обеспечения предпринимательства в Оренбуржье», а также стратегию и программу инфраструктурного обеспечения.

Заключение

.

Представленные в диссертации результаты исследования отражают новое решение актуальной задачи теоретического обоснования и разработки механизма развития и поддержки предпринимательства как важнейшего внутреннего стратегического ресурса развития российской экономики.

Основные теоретические и практические результаты диссертационной работы состоят в следующем:

1. Исследованы различные подходы к определению сущности предпринимательства, установлены четыре направления развития теории предпринимательства. На основе анализа и обобщения имеющихся подходов предложено авторское определение понятий «предприниматель» и «предпринимательство». В этом подходе методологическим ключом является подход к предпринимательству с точки зрения синергетики — науки о самоорганизации мира.

2. Проведен анализ организационно-правовых и организационно-экономических форм предпринимательства, исследована его классификация по различным признакам. Рассмотрены явные и латентные функции предпринимательства, выявлена и проанализирована дополнительная функция, реализуемая предпринимательством — функция самообновления и самоорганизации индивидуумов и предприятий, осуществляющих во взаимодействии с микрои макросредой их функционирование с целью изменения среды обитания до качественно новых форм. Отмечено, что в специфических условиях России предпринимательские функции приобретают ряд общеэкономических принципов и свойств, определяющих их универсальное, интегральное и системообразующее значение в построении эффективной структуры российской экономики, предпринимательство «берет на себя» выполнение общественно значимой функции — ускорения вызревания рыночных отношений.

3. Проведенное исследование позволило сделать вывод: предпринимательский аспект изучения дает возможность интегрировать социально-экономический опыт страны и региона. Ведь предпринимательские подходы к решению крупных общероссийских и региональных проблем имеют непреходящую ценность вне зависимости от конкретной исторической социально-политической обстановки. На каждом этапе социально-экономического развития страны такого рода опыт не зачеркивается и не противопоставляется конъюнктурной экономической ситуации. Тем самым не создается иллюзии необходимости изменения общественно-экономической ситуации путем ее слома, переделки и перестройки, то есть революционным способом. Более предметно и доказательно утверждаются ценности эволюционного пути развития, опирающегося на фундаментальные ценности, среди которых достойное место занимает предприимчивость. Выразителями и носителями предприимчивости являются как российские предприниматели, так и российское государство — инициатор и организатор крупных предпринимательских начинаний и проектов планомерной предпринимательско-хозяйственной деятельности, имеющей общенациональное значение.

4. В формировании предпринимательства в России нами выделены следующие этапы: предпринимательство в Древней Русипредпринимательство в период формирования Русского централизованного государствапредпринимательство в эпоху петровских преобразований (в дореформенный период) — предпринимательство в послереформенный период (до Октябрьской революции) — предпринимательство в советский периодпредпринимательство в современный период. В Оренбургском крае, освоение которого началось с середины XVIII в. в развитии предпринимательства следует различать этапы: этап хозяйственного освоения края (1743 — 1861 гг.) — формирование развитой структуры хозяйства и втягивание края в систему всероссийского рынка (1861−1917 гг.) — предпринимательство в советский период (1917;1990 гг.) — предпринимательство в современный период.

5. Выявлены особенности предпринимательства в Оренбуржье, связанные с особенностями формирования трудового потенциала края, в результате которых предпринимательские функции выполняло все население. Функция новаторства, была рассеяна среди многочисленных переселенцев. Суровый климат, необжитые и неосвоенные территории требовали от переселенцев предпринимательских качеств, чтобы не только выжить в таких тяжелых условиях, но и освоить этот край, включить эту территорию в хозяйственный оборот. В советский период благодаря государственному предпринимательству экономика Оренбургской области развивалась быстрыми темпами. Особенности предпринимательства в этот период связанны с открытием и освоением месторождений железных, медных и никелевых руд, нефти и газа. Оренбургская область превратилась в один из наиболее развитых и в аграрном отношении регионов страны и Урала.

6. Выработаны рекомендации по формированию конкурентной среды в нефтяном и машиностроительном секторе региональной экономики, связанные с созданием условий для недискриминированного доступа мелких и средних компаний в нефтяной бизнес, к объектам производственной и специализированной инфраструктуры, регулированием цен и тарифов на предоставляемые услуги малым и средним предприятиям, носящих монопольный характер, применением упрощенных процедур лицензирования, выдачи различных разрешительных документов. Концепция формирования конкурентной среды в машиностроении области предполагает инициирование спроса на продукцию машиностроения путем внедрения инжинирингового сопровождения производства, расширения лизинга, совершенствования организационной структуры, формирования ФПГ, концернов, расширения сети малых узко-специализированных предприятий, ориентированных на местный рынок, внедрение практики внутриобластной кооперации. Необходимо разработать областную программу возрождения машиностроения. Общий методологический подход к решению этих проблем — активизация регулирующего и организующего воздействия органов региональной власти.

7. Сформулированы рекомендации для развития предпринимательства в аграрном секторе: усиление использования акционерных и кооперативных форм создания инфраструктуры рынка, государственная поддержка не только акционерных, кооперативных, фермерских хозяйств, но и личных подсобных хозяйств населения. Предложена концепция для развития и поддержки индивидуального сектора АПК, предусматривающая систему мер: выделение субсидий на приобретение скота, обеспечение кормами, помещениями для скота, решение вопроса сбыта сельскохозяйственной продукции. Частью программы развития АПК является формирование в аграрном секторе региона вертикально-интегрированных агропромышленных комплексов, суть которых состоит в производственной кооперации по цепочке «производство-переработка-сбыт» .

8. Выработана концепция формирования региональной инфраструктуры предпринимательства и предложены основные положения программы создания инновационных, маркетинговых центров, страховых компаний для страхования рисков, венчурных фондов, организация различных объединений предпринимателей — союзов купцов и промышленников, лиги кооператоров, гильдии пекарей и кондитеровразработка и принятие закона «Об основах инфраструктурного обеспечения предпринимательства в Оренбуржье».

9. Сделан важный методологический вывод о необходимости отслеживания и систематизации предпринимательских действий для выявления тенденций их развития и формирования необходимой инфраструктуры предпринимательства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит, 1993-
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1996, с.8-
  3. Закон РСФСР от 25.12.1990 г. № 445−1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР, № 30, 1990, СТ. 418, с.28- ц 4. Абалкин Л. И. Заметки о российском предпринимательстве. М.: 1994-
  4. В. Практика глазами теоретиков (феномен предпринимательства в экономической теории). // Предпринимательство в России, 1997, № 4(11), с.5−11-
  5. А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М.: 1991-
  6. .В. Банковские дома в России (1860−1914): очерки истории частного предпринимательства. Д., 1991-
  7. И. Стратегическое управление. М.: 1989-
  8. Н.И., Половинкин П. Д., Сахарнов Ю. В. Предпринимательство как стратегический фактор экономического развития. Спб., 1996-
  9. Е., Потапова А. Малый и крупный бизнес: тенденции становления и специфика функционирования. // Экономист, № 4, 2001, с.45−54-
  10. ., Демидов Ф., Егоров В., Жовтун Д., Петренко Е. Мировоззренческие проблемы теории самоорганизации. В сб. Самоорганизация, организация и управление. М.:РАГС, 1995, с. 14-
  11. ., Воронович Б., Егоров В., Самоорганизация, организация и управление., М.:РАГС, 1995-
  12. Бизнесмены России: 40 историй успеха. М.: 1994-
  13. В.А. Социально-экономические итоги развития России в 2001 г. // Вестник МГУ, сер.6 «Экономика», № 3, 2002 с.3−20-
  14. А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. М.: 1998-
  15. Ю.В. О сущности инфраструктуры, составе ее отраслей и их класификации. В кн.: Региональные проблемы размещения производства. М.: Экономика, 1975-
  16. Большой экономический словарь. Под ред. А. Н. Азрилияна М.: Институт новой экономики, 1999, с.248-
  17. А.В. Предпринимательство: основной курс. Учебник для вузов. М.: Инфра-М, 1997, с.52−53-
  18. А.В. Предпринимательство: начальный курс. М.: 1992-
  19. Е. Малый бизнес Москвы. // Экономист, № 8, 2001, с.47−51-
  20. Г. От новых технологий к «новой экономике». // МЭ и МО, № 10,2002,с.22−29-
  21. Д.И. Предпринимательство: развитие, государственное регулирование, перспективы. М.: 2002, с.332-
  22. Г. Социальная инфраструктура народно-хозяйственного комплекса (политэкономический аспект регионального развития). М.: Наука, 1984-
  23. Л., Самбурова Е. Предпринимательство в России: региональные различия. // Проблемы теории и практики управления, № 2, 1996, с.68−73-
  24. П.Х. Предприниматель. Его достижения. Функция и общественно-политическая ответственность. Минск: 1992-
  25. В.М. Основы предпринимательской деятельности. М.: Финансы JI и статистика, 1995-
  26. О.И. Экономика предприятия. М.: 1997-
  27. Ю. Штрихи к исследованию русского предпринимательства на рубеже XIX—XX вв.еков. // Предпринимательство, № 2−3,1998, с.42−44-
  28. А.И. Региональная экономика и управление М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2002, C.239-
  29. Г. Предприниматель М.: Инфра-М, 1990, с. 19-
  30. В.Я., Швандар В. А. Курс предпринимательства. Учебник для ВУЗов. М.: Финансы-ЮНИТИ, 1997-
  31. А.А. Инфраструктура современного предпринимательства: проблемы теории и практики. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999, с. 175-
  32. Государственная политика в промышленном комплексе России и его % трансформация в период реформ. // Вопросы экономики, № 6, 2002, с.92−107-
  33. А.Г. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. М.: Экономика, 2000, с.435-
  34. Г. В., Мироедов А. А., Федин СВ. Управление региональной экономикой. М.: Финансы и статистика, 2001, с. 176-
  35. А., Гловацкая П., Лазуренко С, Нешитой А. Эффективность поддержки малого предпринимательства. // Вопросы экономики, № 7, 2002, с.127−139-
  36. К., Демидов Ф., В поисках новой парадигмы М.:РАГС, 1999-
  37. И.В. Государственное предпринимательство. Учебник М.: Издательство «ПРИОР», 2000, с.240-
  38. П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. М.: Фаир-пресс, 1998-
  39. Друйер А, Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.: 1992-
  40. Ю.С. Региональная практика и управление. М.: Изд-во РАГС, 1998-
  41. А.В., Зверев B.C., Унтура Г. А. Интеграционные процессы в Щ экономике региона. Новосибирск: ИЭИОПП СОР АН, 1996-
  42. В. Проблемы процесса приватизации и предпринимательства. // Предпринимательство, № 3, 2000, с.52-
  43. Инфраструктура малого предпринимательства в научно-технической сфере. М.: 1996-
  44. Х.Р. Тактика успеха в бизнесе и науке. М.: 1993-
  45. А.И. Становление предпринимательства в переходной эконо- мике России. М.: Диалог-МГУ, 1997-
  46. В.В., Копылов Н. В. Региональная экономика России. // Учебник. М.: Финансы и статистика, 2002, с. 5 84-
  47. Дж. Б. Распределение богатства. М.: 1934, с.40-
  48. Т. Вечный дух предпринимательства. // Практическая философия бизнесмена. Киев: 1990-
  49. М. Особенности предпринимательства в переходной экономике. // Экономист, № 1, 1999-
  50. Концепция социально-экономического развития Оренбургской области на период до 2010 г., Оренбург, 2001-
  51. В.И., Хохлов СИ. Управление региональной экономикой в условиях рынка. Учебное пособие для ВУЗов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001, 64-
  52. В.В., Зайцев А. А. Рука ведущая (методы государственного регулирования предпринимательства) // ЭКО, № 12, 1996, с.125−132- % 56. Котилко В. В. Производственная инфраструктура: размещение и территориальное планирование. М.: Наука, 1986-
  53. В.В. Региональная экономическая политика. М.: Изд-во РДЛ, 2001, с.272-
  54. Ф. Основы маркетинга. М.: 1991-
  55. О.Н., Зайцев А. А., Лобанов СП. Становление предпринимательской экономики в России. М.: «Экономика», 2000, с.206-
  56. O.K., Лобанов СИ., Зайцев А. А. Становление производственного предпринимательства в России. // Маркетинг, № 1, 200, с.93−99-
  57. О.Н., Соколов В. В. Предпринимательская функция экономического развития России // Электронная промышленность: экономика и коммерция, № 3, 1999, с. 101−108-
  58. А.В. Безопасность предпринимательской деятельности. М.: 1996-
  59. Я. Тезисы о коррупции М.: ГУВШЭ, 2000, с.40-
  60. А.Д., Шапкин И. Н. Отечественное предпринимательство: очерки истории. М.: 1995-
  61. Кукура С, Лобанов Предпринимательская модификация региональ- |§ ной модели реформирования экономики. // Маркетинг, № 1, 1999, с.95−100-
  62. М.И. Предпринимательство и право: опыт запада. М.: 1992-
  63. В.В. Организационно-правовые основы предпринимательской деятельности в РФ. М.: 1994-
  64. М.Г. Развитие народного хозяйства Оренбургской области (1875−1996 гг.), Оренбург, 1997, 228с.-
  65. М.Г. Экономика Оренбургской области: опыт, проблемы, решения. Оренбург, 1997, 300с.-
  66. Н., Лелюкина Н. Д. Государственное предпринимательство в России (начало XX века) // Вопросы экономики, № 8, 1994, с.70-
  67. М.Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство. М.: ИН- ФРА-М, 1997-
  68. Л.И. Новый подход к региональной промышленной политике. //ЭКО,№ 5,2002- 11 73. Лунев В. Л. Тактика и стратегия управления фирмой. М: 1997-
  69. Малое предпринимательство в России: стат. сб. Госкомстат России., М., 2001, с.109-
  70. Малый бизнес: возрождение предпринимательства в России. М.: Дело, 1997-
  71. К.Р., Брю Л. Экономика. Принципы, проблемы и политика. Пер. с англ., в 2-х т., М.: Республика, 1992-
  72. К., Энгельс Ф. Соч., т.23-
  73. К., Энгельс Ф. Соч., т.46, ч. П-
  74. А. Принципы политической экономии. М.: 1984-
  75. А. Принципы экономической науки. М.: Прогресс, 1993, т. 1-
  76. М. Экономическая сущность предпринимательства. М.: # Наука, 1998-
  77. Дж. Секреты успеха великих компаний. // 52 истории из мира бизнеса и торговли. М., СПб.: 1925-
  78. В.П. Право собственности в условиях совершенствования социализма. М.: 1989, C.205-
  79. Р.Л. Искусство продавать: как стать профессионалом. М.: 1994-
  80. Национальная экономика. Под. ред. В. А. Шульги. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2002, 592с.-
  81. А. Эффективность поддержки малого предпринимательства // Вопросы экономики, № 7, 2002, с. 127−139-
  82. К. История российского предпринимательства М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2001, с. ЗОЗ-
  83. Л. Мировое хозяйство и региональные аспекты развития экономики. // Экономист, № 10, 2001, с.88−89-
  84. Об акционерных обществах. Закон Российской Федерации от 26 декабря 1995 г.-
  85. О.О. О государственной поддержке малого бизнеса в России. // Вопросы экономики, № 10, 2002, с.31−57- Ц 91. Ойкен В. Основные принципы экономической политики. М.: 1995-
  86. Ю. Трансформация хозяйственных систем. М.: 1994-
  87. Оренбургская область. Статистический ежегодник, Оренбург, 2002-
  88. А.В. Введение в предпринимательство: малый бизнес за рубежом и в России. М.: 1994-
  89. А.В. Малое предпринимательство в России: развитие или стагнация? (1992−2001 гг.). // Вопросы экономики, № 10, 2001, с.70−79-
  90. А.В. Перспективы развития малого предпринимательства в России. // Вопросы экономики, № 7, 2002, с. 110−126-
  91. Основы предпринимательства. Коллектив авторов. Ростов, 1999, с.512-
  92. Н. Государство и предпринимательство, отношения партнеров. // Бизнес для всех, № 22 1998-
  93. А. Очерки политэкономии капитализма. М.: 1976-
  94. А.В. Система государственного управления. М.: 1999, с.342-
  95. СИ. Управление в регионе: активизация мотивов хозяйствен- Р ной деятельности. Спб. Петербургский университет экономики и финансов, 1994, с. 154-
  96. О.А. 1000 лет русского предпринимательства. // Из истории купеческих родов. М.: 1995-
  97. О.А. Экономика русской цивилизации. М.: 1995-
  98. М. Международная конкуренция. М.: 1993-
  99. П.Д., Савченко В. Е. Экономическая сущность предпринимательства. Спб., 1995, с. 195-
  100. П.Д. Предпринимательство как стратегический курс развития экономики. Спб., 1996-
  101. П.Д., Савченко В. Е. Проблема определения экономической сущности и содержания предпринимательства. // Вестник МГУ, серия % «Экономика», № 2, 1996 с.3−15-
  102. Г. Б., Швандар В. А., Предпринимательство. Учебник для ВУЗов М.: ЮНИТИ, 2000, с.475-
  103. А. Российская рыночная модель: путь реализации // Вопросы экономики, № 10, 2002, с.35−46-
  104. Л., Попов А. Мировая экономика и экономическое положение России. Сборник статистических материалов. М.: «Финансы и статистика», 2001, с.224-
  105. Предпринимательство в конце XX века. М.: 1992-
  106. Предпринимательство в условиях развития рыночных отношений. М.: ОНМТРАГС, 1997-
  107. Предпринимательство. Журнал-книга. 1996. № 1−3-
  108. Предпринимательство. Учебник. 3-е изд., М.: 2000, с.640-
  109. Пучков С В. Ретроспективный обзор предпринимательства в дореволюционной России. М.: 1993, с. 14−16-
  110. В.В., Бузгалин А. В. Экономика переходного периода. М.: Изд- во-МГУ, 1995, с.410-
  111. В.В. Новое предпринимательство в России. (Первые результаты % исследований). М.: 1993-
  112. В.В. Российские предприниматели — кто они? (на примере Москвы). // Вестник статистики. № 9, 1993-
  113. В.В. Становление нового Российского предпринимательства. (Социологический аспект) М.: 1993-
  114. И.И. Мелкие фирмы в США: экономика и управление. М.: 1988-
  115. Региональное развитие: опыт Росии и Европейского Союза. Под. ред. А. Г. Гранберга. М.: Экономика, 2000, 435с.-
  116. Региональные проблемы переходной экономики: вопросы теории и практики. М.: Экономика, 2002, 646с.-
  117. А.Н., Лукасевич И. Я. Оценка коммерческой деятельности предпринимательства: опыт зарубежных корпораций. М.: Финансы и статистика. Банки и биржи, 1993-
  118. Российское предпринимательство: социальный портрет. М.: 1934-
  119. Российский статистический ежегодник. Стат. сб./Госкомстат России. М.: i 2001, с.679-
  120. Россия в глобализирующемся мире: новые требования к стратегии развития. // Регион: экономика и социология, № 2, 2002, с.130−193-
  121. Р. Культура предпринимательства. М.: 1992-
  122. В.Е. Современное предпринимательство: экономические и организационные основы, проблемы формирования и регулирования. М.:изд-во «Экономика», 1997-
  123. В., Шулус А. Феномен государственного предпринимательства.//РЭЖ, № 1, 1997, с.67-
  124. А.Ф., Смирнова Е. Е. Институты рынка. М.: БЕК, 1998-
  125. . Философия предпринимательства. // Проблемы теории и практики управления., № 3, 1990- | | 132. Самуэльсон П. Экономика. М.: 1992, т.2-
  126. П. Экономика. М.: 1994 т.1-
  127. В.К. Глобализация: позиция России. // ЭКО, № 2, 2002, с.21−24-
  128. В.Ю. Проблемы формирования конкурентной среды в российском нефтяном секторе: региональные аспекты. //Регион: экономика и социология, № 1, 2002, с.52−64-
  129. Синергетика и методы науки Спб.: Наука, 1998-
  130. К.А., Ягольницер М. А. Роль минерально-сырьевого комплекса в экономике России. // ЭКО, № 7, 2002, с.89−117-
  131. А. Духовные основы русского предпринимательства. // Предпринимательство, № 6, 1997, с.44−64-
  132. Смирнов Поддержка предпринимательства в переходной экономике. // Экономист, № 1, 1999, с.29−39-
  133. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: 1985-
  134. Современный бизнес. В 2-х томах. М.: 1995-
  135. В. Научное познание и ценности техногенной цивилизации. // Вопросы философии, 1989, № 10, с.3−18-, 143. Тимошина Т. М. Экономическая история России. Учебное пособие. М.: Информ. изд. дом «Фолинъ», 1998, с.432-
  136. Г. А. Регион как эпицентр зарождения конкурентноспособности. //ЭКО, № 1, 2002, с.3−16-
  137. Р. Фактор обновления: как сохраняют конкурентноспособность лучшие компании М.: 1998-
  138. Э.А. Экономика, рынок, предпринимательство. М.: Фин. акад. При пр-ве РФ, 1996-
  139. Г. Моя жизнь. // Мои достижения. М.: 1994-
  140. Р.А. Стратегический менеджмент. Учебник для вузов. М.: ЗАО «Бизнес-школа», «Интел-синтез», 1999, с.416-
  141. Ю.П. Экономическая теория и становление рыночной экономики России. М.: 1995-
  142. Л.И. История Оренбуржья, Оренбург, 1998, 208с.-
  143. В. Как делать бизнес в Европе. М.: 1990-
  144. Р., Питере М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. Вып. 1, М.: 1991-
  145. Н. Думай и богатей. М.: 1996-
  146. К., Коротков Э. Принципы менеджмента. Управление в системе цивилизованного предпринимательства. М.: 1996-
  147. Е.Л. История предпринимательства и меценатства в России. Учебное пособие. М.: 1998-
  148. А. Курс предпринимательства. М.: 1993-
  149. А. Теория предпринимательства. М.: 1993-
  150. А. Инновационное взаимодействие малого, среднего и крупного предпринимательства. // Экономист, № 11,2001, с.12−18-
  151. В. Предпринимательские организации и гражданское общество в Индии и России. М.: Экономика, 1997-
  152. Г. П. Предприниматель — кто он? Из опыта российского и зарубежного предпринимательства. М.: 1992-
  153. Ф.И. Государство и экономика: основы взаимодействия. Учебник для ВУЗов. М.: ОАО «НПО «Издательство «Экономика», 2000, C.382-
  154. Ф.И. О государственной поддержке предпринимательства в России. // Проблемы теории и практики управления, № 2, 1998, с.94−99-
  155. Ф.И., Котилко В. В. Предпринимательство в России: регионально отраслевой аспект. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1997-
  156. Ф. Государство и экономика. // Основы взаимодействия. Экономика, 2000, с.382-
  157. Н.С., Эмрахов А. А. Производственное предпринимательство в России: основные направления развития. Под ред. Шамхалова Ф. И. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1998-
  158. У. Приоритеты развития региональной экономики. // Экономист, № 10, 2002, с.60−66-
  159. Й. Теории экономического развития (исследование предпринимательской прибыли капитала, кредита, процента и цикла конъюкту-ры). М.: Прогресс, 1982-
  160. Экономика предпринимательства. // Курс лекций для студентов ВУЗов. М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001, с.240-
  161. А.А., Криворучко О. Н., Зайцев А. А. Специализация и комплексность — элементы системы предпринимательства в России.-
  162. А.А. Проблемы становления инновационного предпринима- тельства. // Маркетинг, № 2 1998, с. 112−117-
  163. А.А., Кукура СП. Предпринимательство в производственной сфере — основные направления экономических преобразований в России. // Электронная промышленность: экономика и коммерция, № 3−4, 1998, с.62−68-
  164. А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: 1998-
  165. Юнь О. Возможности вхождения России в мировое информационное сообщество. Экономист, № 1, 2002, с.21−29-
  166. В.М. Конструктивное предпринимательство. М.: Трил, 1994-
  167. Л. Карьера менеджера. М.: 1991- %
Заполнить форму текущей работой