Большинство предприятий в современных условиях встают перед необходимостью объективной оценки финансового состояния, платежеспособности и надежности своих партнеров, постоянного контроля за качеством расчетно-финансовых операций и платежной дисциплины. Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий используют результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности для принятия решений по оптимизации своих интересов.
Политика управления организацией не может успешно реализовываться лишь на основе благих пожеланий и администрирования. Нужны финансовые инструменты и механизмы влияния на производственную систему, воздействие через финансовые рычаги, регулирование через финансовые потоки, которые используются в финансовой политике. Поэтому успех политики управления производственной системой определяется финансовой политикой.
Целью данной работы является комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия. Чтобы достичь поставленной цели, в настоящей работе будут рассмотрены наиболее важные моменты и направления в проведении анализа, как теоретически, так и практически.
Исходя из поставленных целей, можно сформировать задачи:
— анализ эффективности использования основного капитала
— анализ использования трудовых ресурсов
— анализ производства и реализации продукции
— анализ себестоимости продукции
— анализ финансовых результатов деятельности
— комплексный анализ деятельности предприятия Чтобы принимать решения по управлению в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений, руководству нужна постоянная деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, анализа, оценки и концентрации исходной информации. Необходимо аналитическое прочтение исходных данных исходя из целей анализа и управления.
1. Экспресс-анализ бухгалтерской финансовой отчетности предприятия
1.1. Последовательность проведения экспресс-анализа бухгалтерской отчетности
Экспресс-анализ представляет собой способ диагностики экономического состояния объектов хозяйствования на основе финансовой отчетности и расчетов показателей по алгоритмам их взаимосвязей с использованием компьютерных информационных технологий.
Цель экспресс-анализа — оперативная обобщенная оценка результатов хозяйственной деятельности и финансового состояния объекта по основным аналитическим показателям и методикам их расчета.
Последовательность экспресс-анализа такова:
просмотр отчета по формальным признакам;
ознакомление с заключением аудитора;
выявление «больных» статей в отчетности и их оценка в динамике;
ознакомление с ключевыми индикаторами;
чтение пояснительной записки (аналитических разделов отчета);
общая оценка имущественного и финансового состояния по данным баланса;
формулирование выводов по результатам анализа.
Просмотр отчета по формальным признакам. Смысловая нагрузка этой, на первый взгляд совершенно формальной, неаналитической процедуры, в ходе которой оцениваются объем и качество отчета, удобство его структурирования, наличие минимального набора требуемых отчетных форм, наличие и полнота аналитических расшифровок, доступность и трактуемость приводимых аналитических индикаторов и т. п., состоит в следующем.
Культура составления отчета является немаловажным фактором успешного ведения бизнеса как с позиции самой компании, подготовившей отчет, так и с позиции ее внешних контрагентов.
Во-первых, хорошо структурированный отчет позволяет руководству предприятия и его владельцам по-новому взглянуть на состояние дел на предприятии, достигнутые результаты финансово-хозяйственной деятельности, определиться с перспективами ее развития.
Во-вторых, для контрагентов предприятия бухгалтерский отчет все в большей степени становится основным информационным документом, подтверждающим возможность и экономическую целесообразность взаимодействия с данным предприятием.
В-третьих, отчет является своеобразным способом рекламы деятельности. Нередко первым шагом фирмы-контрагента при установлении производственных контактов является запрос о возможности ознакомления с годовым бухгалтерским отчетом потенциального партнера, поэтому от того, насколько грамотно и привлекательно составлен отчет, может в значительной степени зависеть результат предстоящих переговоров о сотрудничестве.
Правило: прежде чем подписывать контракт, ознакомься с последним годовым отчетом потенциального контрагента — является непреложной истиной для любого искушенного бизнесмена.
Иными словами, годовой отчет является своеобразной визитной карточкой предприятия — по ней составляют первое, иногда решающее, представление о предприятии. Причины неудовлетворительно или небрежно составленного (по формальным и содержательным признакам) отчета, конечно, могут быть сформулированы, однако в любом случае они мало извинительны.
Логика рассуждений стороннего аналитика (поставщика, кредитора и др.) совершенно очевидна: если потенциальный контрагент, отчет которого просматривается в данный момент, даже не может представить в нормальном виде свою «визитную карточку» (нет времени, не считает главным, жаль денег на оформление, обычная небрежность и т. п.), то вряд ли можно быть уверенным в деловой состоятельности такого партнера. В бизнесе нет мелочей, тем более если речь идет о годовом отчете как формальном подтверждении финансовой состоятельности предприятия.
Ознакомление с заключением аудитора. Существует несколько