Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности гормональной адаптации и темперамента детей, находившихся в условиях совместного пребывания с матерями в родильном доме

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В течение первого месяца жизни суммарное количество таких воспалительных заболеваний как дакриоцистит, конъюнктивит, омфалит и пиодермия, чаще наблюдалось в группе раздельного пребывания. Это можно объяснить созданием, при условии совместного пребывания, в послеродовом периоде относительной изолированности детей друг от друга и одновременным объединением со своими матерями, за счет чего снижается… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Особенности постнатальной адаптации новорожденных в условиях совместного пребывания с матерью
    • 1. 2. Гормональная адаптация новорожденных в раннем неонатальном периоде
    • 1. 3. Влияние совместного пребывания на течение послеродового периода у родильниц
    • 1. 4. Факторы, влияющие на психосоциальное развитие и темперамент детей
  • ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Материалы исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Методы статистического анализа
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 3. 1. Клиническая характеристика родильниц
    • 3. 2. Особенности течения раннего неонатального периода новорожденных, находившихся в условиях совместного пребывания с матерями
    • 3. 3. Гормональная адаптация новорожденных, находившихся в условиях совместного пребывания с матерями
    • 3. 4. Особенности психологического состояния родильниц, находившихся в условиях совместного пребывания
  • ГЛАВА 4. КАТАМНЕЗ ДЕТЕЙ, НАХОДИВШИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВМЕСНОГО ПРЕБЫВАНИЯ В РОДИЛЬНОМ ДОМЕ
    • 4. 1. Физическое развитие детей в катамнезе
    • 4. 2. Особенности вскармливания детей в течение первого года жизни
    • 4. 3. Структура заболеваемости детей в катамнезе
    • 4. 4. Темперамент детей, находившихся в условиях совместного пребывания

Особенности гормональной адаптации и темперамента детей, находившихся в условиях совместного пребывания с матерями в родильном доме (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Самый высокий риск для жизни, здоровья и развития человека сопряжен с ранними этапами онтогенеза — пренатальным и ранним неонатальным, когда вмешательство множества повреждающих факторов может повлиять на жизнеспособность и пожизненное здоровье человека. Первой критической фазой постнатального развития является акт родов и период ранней адаптации новорожденного к условиям самостоятельного существования — от рождения до 7-го дня жизни [49, 64, 115, 120, 126].

Исход беременности, рождение ребенка, последующее его развитие и дальнейшее материнство зависит от социальной политики страны и организации родовспоможения в конкретном роддоме. То, в каких условиях, на каком психоэмоциональном и физиологическом фоне происходит рождение ребенка, безусловно, влияет на дальнейшую его жизнь, и на ее качество. Для создания комфортных во всех отношениях условий для матери и младенца, необходимо глубокое понимание научно-доказательных подходов к ведению беременности и родов, психологических и физиологических потребностей родильниц и новорожденных после родов и в первые дни постнатального периода. Новорожденный нуждается в создании для него условий, предупреждающих «срыв» постнатальной адаптации [10, 12, 129,134, 135].

Родовспомогательные учреждения, практикующие совместное пребывание, используют 10 принципов, провозглашенных ВОЗ/ЮНИСЕФ, направленных на успешное начало и поддержку грудного вскармливания, и отличаются особым уютом и психоэмоциональным климатом, доброжелательным отношением к матери, ребенку и членам их семьи [42, 142, 152, 192].

Основой концепции создания тесных любящих отношений между матерью и ребенком, является то, что существует период повышенной чувствительности, который начинается с начала родов и продолжается несколько дней. Это период некоего «отпечатка», критической и чувствительной ранней фазы, связанной с привязанностью между ребенком и матерью в первые моменты жизни. Первый час после рождения — это очень важный период для матери и младенца. Своевременный и правильно проведенный первый контакт матери и ребенка после родов предопределяет их отношение друг к другу. Для матери этот контакт важен, поскольку от него зависит пробуждение ее материнского инстинкта. Для новорожденного этот критический период определяет его способность любить и испытывать привязанность [131, 183, 191, 197, 198].

Грудное вскармливание помимо источника пищи и привычных ощущений является основой и истоком взаимоотношений ребенка с объектами внешнего мира. Первый объект, с которым после появления на свет новорожденный вступает в контакт, — это материнская грудь. Первое прикладывание новорожденного к материнской груди является началом взаимоотношений с окружающим миром. Поэтому самое важное в грудном вскармливании — это не только сбалансированное получение всех необходимых питательных веществ, но и тактильный и психоэмоциональный контакт матери и ребенка. Кроме того, грудное молоко является источником гормонов, а значит, влияет на гормональную адаптацию в раннем неонатальном периоде [16, 58, 88, 173, 186].

Психологическое состояние женщины, безусловно, влияет на первый опыт ее общения с ребенком, на время и степень самосознания себя матерью, и возможно, имеет значение для будущих отношений «мать — дитя». От качества сложившихся материнско-детских отношений, безусловно, будет зависеть дальнейшее формирование психологических особенностей личности обоих [44, 71, 110, 137, 175].

В современной медицинской литературе имеются работы по научному обоснованию эффективности внедрения совместного пребывания матери и ребенка и их влияния на течение послеродового и раннего неонатального периодов. Однако, не изученными остаются вопросы гормональной адаптации новорожденных и психосоциального развития, в частности темперамента детей, находившихся в условиях совместного пребывания с матерью в родильном доме.

Цель исследования: определить влияние совместного пребывания матери и ребенка в послеродовом периоде на гормональную адаптацию новорожденных и темперамент грудных детей.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности течения раннего неонатального периода у новорожденных, находившихся в условиях совместного пребывания с матерью.

2. Определить гормональный статус новорожденных при совместном пребывании и вскармливании по требованию.

3. Сравнить физическое развитие, заболеваемость и вид вскармливания детей в течение первого года жизни, находившихся после рождения в условиях совместного и раздельного пребывания с матерью.

4. Исследовать темперамент детей, находившихся в условиях совместного пребывания.

5. Оценить психологический статус родильниц, находившихся в условиях совместного и раздельного пребывания с ребенком.

Научная новизна исследования.

На основании динамического определения в крови новорожденных кортизола, тиреотропного гормона, и тиреоидных гормонов, выявлены различные гормонально-адаптационные реакции в зависимости от режима пребывания матери и ребенка в родильном доме.

Доказано, что условия совместного пребывания способствуют мягкому течению постнатальной гормональной адаптации новорожденных и обеспечивают более быстрый выход детей из состояния родового стресса.

Выявлены различия в темпераменте детей в возрасте 3-х месяцев, находившихся в период новорожденности в условиях совместного и раздельного пребывания с матерью.

Выявлено влияние на отдельные характеристики темперамента вида вскармливания и наличия таких соматических заболеваний как, атопический дерматит, вегетативно-висцеральные нарушения, гипертензионный синдром.

Установлено, что совместное пребывание матери и ребенка способствует улучшению психологического состояния родильниц.

Практическая значимость работы.

Научно обоснована целесообразность внедрения в родильные дома режима совместного пребывания матери и ребенка.

Установлено, что совместное пребывание матери и ребенка в родильном доме способствует быстрому восстановлению максимальной убыли массы тела новорожденного, более раннему выходу ребенка из состояния родового стресса. Выявлено, что совместное пребывание способствует снижению уровня ситуационной тревожности, улучшению самочувствия, повышению настроения и активности у матерей. Совместное пребывание матери и ребенка в послеродовом периоде оказывает влияние на формирование темперамента детей, который характеризовался преобладанием в течение суток позитивного настроения, быстрой адаптивностью, оптимальным уровнем активности и высоким уровнем приятия.

Предложены формулы для ориентировочного определения в крови новорожденных уровней тироксина, тиреотропного гормона и кортизола в пуповинной крови и трийодтиронина, тиреотропного гормона, кортизола в крови на 4−5-е сутки после родов, для оценки адаптивной гормональной реакции в ранний постнатальный период.

Внедрение в практику.

Разработаны методические рекомендации организации совместного пребывания матери и ребенка в родильном доме.

Результаты исследований внедрены в родильные дома г. Воронежа и Воронежской области и используются в учебном процессе на кафедре неонатологии ГОУ ВПО ВГМА им. Н. Н. Бурденко Росздрава.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Режим совместного пребывания матери и ребенка способствует оптимальному течению постнатальной гормональной адаптации новорожденного, тем самым, обеспечивая для него более быстрый выход из состояния родового стресса.

2. Совместное пребывание матери и новорожденного, вид вскармливания и наличие соматической патологии у ребенка, оказывают влияние на формирование темперамента у него в возрасте 3-х месяцев.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 11 научных работ.

Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на 152 страницах машинописи. Состоит из введения, обзора литературы, собственных исследований, выводов, практических рекомендаций. Диссертация иллюстрирована. 34 таблицами, 41 рисунком, 3 графиками и 1 схемой.

Список литературы

включает 199 источников, в том числе 80 зарубежных.

выводы.

1. У новорожденных из группы совместного пребывания скорость восстановления массы тела выше. К 6-м суткам после рождения в группе совместного пребывания было достоверно больше детей, полностью восстановивших потерю веса и прибавивших к массе при рождении от 0,5 до 6,8% (36,1% детей в 1 группе, 17,7% детей во 2 группе).

2. Совместное пребывание матери и ребенка способствует более выраженному снижению кортизола и тиреотропного гормона и умеренному повышению концентрации трийодтиронина и тироксина к 4−5-м суткам относительно их пуповинного уровня, что соответствует оптимальному течению постнатальной гормональной адаптации и указывает на более ранний выход из состояния родового стресса.

3. Совместное пребывание благотворно влияет на самочувствие, активность, настроение и тревожность родильниц. В группе совместного пребывания наблюдалось больше женщин, имевших достоверно более высокие показатели самочувствия, активности и настроения на 1-е и 5-е сутки после родов. Условия совместного пребывания способствуют снижению уровня ситуационной тревожности у женщин с высоким уровнем личностной тревожности.

4. Пребывание в послеродовом периоде в условиях совместного пребывания способствует 100% сохранению вскармливания грудным молоком в течение первого. месяца жизнив контрольной группе этот показатель достоверно ниже (94,4%). Физическое развитие к концу первого года жизни детей, из группы совместного пребывания, достоверно не отличается от детей пребывавших отдельно от матерей.

5. В группе детей, пребывавших совместно с матерями в первом полугодии достоверно реже наблюдались нарушения (задержка) моторного развития и проявления атопического дерматита.

6. Темперамент детей в возрасте 3-х месяцев, пребывавших в послеродовом периоде совместно с матерями, характеризуется следующими особенностями: преобладанием в течение суток позитивного настроения, быстрой адаптивностью, высоким уровнем приятия и оптимальным уровнем активности.

7. Выявлено влияние вида вскармливания и соматической патологии на изменение характеристик темперамента. У детей находящихся на грудном вскармливании, в течение суток преобладает позитивное настроение. Синдром внутричерепной доброкачественной гипертензии сопровождается снижением приятия. При вегетативно-висцеральных нарушениях наблюдается снижение ритмичности и настойчивости. Проявления атопического дерматита у детей приводят к повышению активности, снижению настойчивости и отвлекаемости, и преобладанию в течение суток негативного настроения.

1. Рекомендуется проведение информационной работы относительно пользы совместного пребывания и грудного вскармливания для родильницы и новорожденного на этапах женская консультация — родильный дом — детская поликлиника.

2. Рекомендуется введение в штат среднего медицинского персонала родильного дома, консультанта по обучению матерей практическим навыкам ухода за новорожденным и технике грудного вскармливания.

3. Предложены для внедрения в практическое здравоохранение формулы для ориентировочного определения в крови новорожденных уровней тироксина, тиреотропного гормона и кортизола в пуповинной крови и трийодтиронина, тиреотропного гормона, кортизола в крови на 4−5-е сутки после родов, для оценки адаптивной гормональной реакции в ранний постнатальный период.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Рождение — является этапным событием во всем онтогенезе человека. Родам сопутствует уникальный по силе и своему адаптивному значению родовой стресс. Важную роль для дальнейшего развития ребенка, играет выход из него без дистресса. Этому способствует много различных факторов: планирование настоящей беременности, желанность рождения данного ребенка, течение беременности и родов, время прикладывания новорожденного к груди, вид вскармливания в первые дни жизни и, конечно же, тактильный и эмоциональный контакт с матерью.

Родовой стресс, как и выход из него представляет собой сложное взаимодействие гормональных систем матери, плода, а затем новорожденного. Под влиянием гормональной регуляции протекает и ранний неонатальный период новорожденного. Особенно важное место занимает гипофизарно-тиреоидная и надпочечниковая системы.

Кроме того, особую роль в раннем неонатальном периоде играет психоэмоциональное взаимодействие матери и ребенка. Процессы ранней неонатальной адаптации в новой для новорожденного среде обитания сформировались миллионами лет биологического кодирования. Д. Ч. Пирс (1981) описывает постнатальный период как воссоединение матери и младенца: ". естественное рождение — это то, которое дает возможность произойти воссоединению. Воссоединение является функцией инстинкта, и представляет собой интуитивную, внечувственную разновидность взаимоотношений между матерью и ребенком. Это переживаемый процесс, недоступный дискурсивной мысли, языку и рассудку. Это общение, идущее помимо нашего обычного, рассудочного ума" .

В литературе имеются единичные сведения об особенностях течения раннего неонатального периода у новорожденных и послеродового периода у рожениц, при условии их совместного пребывания. Результаты данных исследований свидетельствуют о благоприятном воздействии раннего и не ограниченного телесного и эмоционального контакта матери и ребенка на постнатальную адаптацию ребенка и послеродовую адаптацию родильницы. Совместное пребывание младенца с матерью способствует установлению оптимального психоэмоционального контакта между ними.

Однако, вопросы гормональной адаптации новорожденных и темперамента детей грудного возраста, психологическое состояние женщин, находящихся в условиях совместного пребывания в родильном доме, и влияние соматической патологии ребенка на отдельные характеристики темперамента остаются не до конца изученными и весьма актуальными.

Целью настоящего исследования явилось определение влияния совместного пребывания матери и ребенка в роддоме на гормональную адаптацию новорожденных и темперамент детей в возрасте 3-х месяцев.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности течения раннего неонатального периода у новорожденных, находившихся в условиях совместного пребывания с матерью.

2. Определить гормональный статус новорожденных при совместном пребывании с матерью и вскармливании по требованию.

3. Сравнить физическое развитие, заболеваемость и вид вскармливания детей в течение первого года жизни, находившихся после рождения в условиях совместного и раздельного пребывания с матерью.

4. Исследовать темперамент детей, находившихся в условиях совместного и раздельного пребывания с матерью.

5. Оценить психологический статус родильниц, находившихся в условиях совместного и раздельного пребывания с ребенком.

Для решения поставленных задач были проанализированы 368 историй родов и развития новорожденных. Были выделены 2 группы. 1-ю группу составили 210 пар новорожденных с матерями, находившиеся совместно с первых часов жизни. 2-я группа состояла из 158 пар новорожденных с матерями, дети которых находились в детском отделении. У 45 новорожденных были изучены особенности гормональной адаптации в раннем неонатальном периоде.

В катамнезе было изучено физическое развитие, заболеваемость 199 детей в возрасте до 1-го года по данным обращаемости в лечебные учреждения, а также был изучен темперамент 68 детей в возрасте 3-х месяцев.

Проанализированы социально-психологические факторы семьи: возраст родителей, образование и профессия матери, наличие зарегистрированного брака, планирование настоящей беременности и настрой на совместное пребывание. Произведена оценка состояния здоровья, >' течения беременности и родов у женщин, находившихся совместно и раздельно с детьми.

Было выявлено, что в социальном статусе женщин обеих групп преобладали служащие, на втором месте по частоте встречались домохозяйки. По уровню образования женщины в группах не отличались, большинство из них в обеих группах имели высшее образование.

Большинство женщин в обеих группах состояли в официально зарегистрированном браке. Более половины всех матерей планировали настоящую беременность. Между наличием зарегистрированного брака и планированием беременности была выявлена положительная корреляционная связь. Данная зависимость имеет большое социальное значение, так как в определенной степени, отражает степень осознания супругами ответственности за будущего ребенка.

При оценке экстрагенитальной патологии и акушерско-гинекологического анамнеза у женщин достоверных различий выявлено не было.

Наиболее частым осложнением течения беременности в обеих группах был гестоз II половины беременности и фетоплацентарная недостаточность. Течение беременности и родов по группам достоверно не различалось. Роды у всех женщин были срочными и осуществлялись через естественные родовые пути. В обеих группах количество первородящих, преобладало над повторнородящими.

В 1-й группе была достоверно больше длительность 2-го периода родов. Продолжительность 1-го периода родов и безводного промежутка не имела достоверных различий между группами.

Большинство новорожденных 1-ой группы были впервые приложены к груди в течение первого часа жизни, что было достоверно раньше, чем во второй группе.

Параметры физического развития (масса, длина, окружность головы, окружность груди) детей при рождении по группам не различались.

Нами была оценена динамика веса новорожденных обеих групп и были выявлены достоверные различия. У детей из группы совместного пребывания наблюдалась более высокая скорость восстановления максимальной убыли массы тела, хотя, процент максимальной убыли массы тела был больше, и наблюдалась она достоверно раньше. Стоит отметить, что в группе совместного пребывания, больший процент новорожденных, к 6-м суткам после родов, не только восстановили убыль массы тела, но и прибавили от 0,5 до 6,8% от массы при рождении.

Представленная динамика веса отражает естественный процесс становления лактации у матери при совместном пребывании. В первые двое суток из груди матери выделяется небольшое количество молозива, и только к концу 2-х началу 3-х суток грудь наполняется большим, по сравнению с предыдущими днями, количеством густого молозива. Как раз к. этому моменту отмечается максимальная убыль массы тела у новорожденных из группы совместного пребывания. Затем, у родильницы начинается выработка переходного молока. Количество грудного молока возрастает согласно физиологической потребности в нем новорожденного ребенка.

В случае раздельного пребывания физиологический процесс лактогенеза нарушал докорм практически всех новорожденных адаптированной молочной смесью. Новорожденные из группы раздельного пребывания докармливались адаптированной молочной смесью в случае беспокойства ребенка, проявляющегося после кормления грудным молоком. Предполагалось, что крик ребенка и беспокойное поведение являются признаками голода в связи с нехваткой грудного молока у матери. Докорм смесью производился в детском отделении средним медицинским персоналом.

В группе совместного пребывания докорм адаптированной молочной смесью проводился строго по назначению неонатолога только в случае патологической убыли массы тела новорожденного. Врачом рассчитывался объем и кратность необходимого докорма. Кроме того, медицинский персонал проводил психологический настрой родильницы на успешное грудное вскармливание, корректировалась диета родильницы, увеличивался суточный объем жидкости, потребляемой родильницей, и рекомендовалось чаще прикладывать ребенка к груди. Дети докармливались из бутылочек, будучи на руках у матери. Таким образом, психологическая и тактильная взаимосвязь в данном случае не нарушалась.

Физиологическая желтуха наблюдалась у 38,1% детей из 1-ой группы и 47,1% детей 2-ой группы и не достигала достоверных различий.

Наиболее частой патологией в периоде новорожденности в обеих группах было поражение ЦНС. Церебральная ишемия наблюдалась практически у каждого третьего из обследуемых детей. В группе детей пребывавших совместно с матерями, большинство новорожденных имели церебральную ишемию легкой степени, а среди синдромов преобладал транзиторный синдром гипервозбудимости ЦНС. На втором месте по частоте встречались синдром угнетения ЦНС, затем синдром внутричерепной гипертензии и вегето-висцеральные нарушения.

У новорожденных в группе раздельного пребывания не было выявлено достоверной разницы, в соотношении частоты наблюдения синдромов поражения ЦНС.

У детей в группе совместного пребывания чаще, чем в группе сравнения, наблюдался синдром гипервозбудимости ЦНС. В группе раздельного пребывания чаще, чем при совместном пребывании, отмечался гипертензионный синдром.

В настоящее время к синдрому гипервозбудимости относятся как к возможно физиологическому явлению, либо патологическому синдрому, с благоприятным психоневрологическим прогнозом. То есть, большинство детей, из группы совместного пребывания имели транзиторное нарушение со стороны ЦНС, имеющее перспективный отдаленный прогноз, относительно психомоторного развития [24, 72, 78, 98, 196]. Транзиторная неврологическая дисфункция представляет собой ответную реакцию ребенка на «экологически-психоневрологический» стресс и на болевые ощущения, перенесенные в родах [64]. При обнаружении у новорожденных негрубых транзиторных расстройств в виде беспричинного беспокойства, неоправданного крика, легкого тремора конечностей, в большинстве случаев детям требуется бдительное наблюдение персонала, забота и ласка со стороны матери, что достигается в условиях совместного пребывания [6, 158].

Был исследован гормональный статус новорожденных в динамике — в пуповинной крови и на 4−5-е сутки. Содержание гормонов в пуповинной крови новорожденных обеих групп отражало 1-ю фазу гормональной адаптации, обуславливающую стрессорную реакцию на роды со стороны матери и плода. Родовой стресс обладает большим адаптогенным и крайне мало патогенным воздействием на процесс приспособления ребенка к внеутробной жизни, так как плод и новорожденный имеет совершенно иной спектр стрессорной реакции, по сравнению с взрослым организмом [34]. Надпочечники являются основным эффектором родового стресса, и как отражение данного процесса в пуповинной крови новорожденных обеих групп определялись высокие концентрации кортизола. Отсутствие достоверной разницы в уровне кортизола в пуповинной крови, свидетельствует о равнозначном функциональном состоянии коры надпочечников у детей обеих групп на момент рождения. Более выраженное снижение уровня кортизола к 4−5-м суткам отмечалось в группе совместного пребывания.

Было выявлено, что уровень кортизола в пуповинной крови отражается на оценке состояния новорожденного по шкале Апгар на первой минуте жизни. Данная зависимость еще раз подтверждает, что родовой стресс представляет процесс чрезвычайной по интенсивности мобилизации активности надпочечниковой системы, которая играет исключительную роль в процессе рождения и постнатальной адаптации. Уже в конце внутриутробного периода в надпочечниках происходят качественные изменения, направленные на подготовку к адаптации при переходе к внеутробному существованию.

В обеих группах исследования выявлены зависимости физического развития новорожденных от уровней кортизола и тироксина. В группе совместного пребывания уровень кортизола в пуповинной крови положительно коррелировал с окружностью груди и головы при рождении. В группе раздельного пребывания отмечалась положительная корреляционная связь между концентрацией кортизола на 4−5-е сутки и массой, длиной, окружностью головы и груди ребенка и обратная связь между уровнем тироксина на 4−5-е сутки и вышеуказанными параметрами физического развития. То есть, чем больше масса, длина, окружность головы и груди новорожденного, отражающие уровень физического развития к моменту рождения, тем выше функциональные способности надпочечников и щитовидной железы. Это подтверждается исследованиями, посвященными гормональной адаптации новорожденных с задержкой внутриутробного развития, у которых при рождении снижены уровни кортизола и тиреотропных гормонов [63]. Кроме того, известно, что постнатальная динамика веса в раннем неонатальном периоде, прямым образом влияет на концентрацию глюкокортикоидов. Снижение уровня кортизола совпадает с максимальным паданием массы тела, а дальнейшее восстановление веса, сопровождается повышением уровня гормона [39].

В группе раздельного пребывания уровень кортизола в пуповинной крови обратным образом влиял на величину максимальной убыли массы тела. Чем выше был уровень кортизола в пуповинной крови, отражающий функциональные способности надпочечников, тем меньше была величина максимальной убыли массы тела. Уровень кортизола в пуповинной крови определяет качество постнатальных компенсаторно-приспособительных реакций у ребенка при рождении, что подтверждается наличием прямой' корреляционной связи между уровнем кортизола в пуповинной крови и уровнем кортизола на 4−5 сутки.

В обеих группах исследования, уровень тиреотропного гормона снижался, а уровень трийодтиронина и тироксина повышался к концу раннего неонатального периода. Представленная динамика изменения содержания гормонов в течение раннего неонатального периода, совпадает с данными предыдущих исследователей [22, 29, 39, 63].

При оценке степени выраженности динамики изменения исследуемых гормонов к 4−5-м суткам, были выявлены следующие достоверные различия: уровень ТТГ и кортизола более выражено снижался в группе совместного пребывания, а уровень тиреоидных гормонов более выражено повышался в группе раздельного пребывания. Таким образом, уровни гормонов, отражающих родовой стресс, более выражено снижались в группе совместного пребывания, а уровни гормонов определяющих функциональную активность щитовидной железы достоверно больше повышались в группе раздельного пребывания.

Содержание тиреотропного гормона в пуповинной крови детей, пребывавших совместно с матерями, было достоверно выше, чем в группе сравнения. Наличие в обеих группах прямой корреляционной связи между уровнем тиреотропного гормона в пуповинной крови и продолжительностью 2-го периода родов, длительность которого была больше в группе совместного пребывания, объясняет причину более высокого уровня ТТГ у детей данной группы. Тиреотропный гормон участвует в обеспечении натальной и постнатальной адаптации ребенка, и отражает стрессовую реакцию на роды новорожденного. Большая длительность 2-го периода родов в группе совместного пребывания, вызвала напряжение со стороны гипофиза плода, выраженное в повышенном уровне ТТГ, которое было нивелировано к концу раннего неонатального периода. В крови детей, взятой на 4−5-е сутки, между группами не было обнаружено достоверной разницы в уровне тиреотропного гормона. При этом его концентрация в группе совместного пребывания снижалась более чем в 2 раза, и соответствовала нормальному уровню.

Основным гормоном, синтезируемым на ранних стадиях развития плода, является тироксин, его количество достигает максимума к моменту рождения ребенка [104]. Более высокий уровень тироксина в пуповинной крови у детей из группы совместного пребывания, вероятнее всего, связан с высоким содержанием в пуповинной крови у данной группы детей тиреотропного гормона. К концу раннего неонатального периода между группами сохранялась вышеописанная разница. Период полувыведения тироксина равен приблизительно 190 часов, то есть, к 4−5-м суткам нами определялся «суммарный» уровень тироксина — остаточное количество пуповинного тироксина и «новый» синтезированный тироксин [26,27,32].

Уровень трийодтиронина в пуповинной крови детей обеих групп не имел достоверной разницы. Вероятно, это связано с особенностями синтеза тиреоидных гормонов плода. Уровень трийодтиронина на протяжении I-II триместров беременности остается крайне низким, и только в III триместре его концентрация прогрессивно увеличивается, но остается в пределах, относящихся к гипотироидному состоянию. Его количество повышается и достигает максимума в течение первых суток после рождения, затем его количество снижается к третьим суткам, после чего происходит повторное повышение содержания гормона в течение первого месяца жизни ребенка [104].

Определяемый на 4−5-е сутки уровень Тз в крови новорожденных, из группы раздельного пребывания, был выше, чем в группе совместного пребывания. Так как, трийодтиронин является биологически более активным гормоном, чем тироксин, а количество тиреоидных гормонов, выделяемых щитовидной железой в кровоток, пропорционально потребностям организма, можно предположить, что для детей из группы раздельного пребывания был необходим более высокий уровень трийодтиронина.

Выявлены зависимости уровня трийодтиронина в пуповинной крови от продолжительности периодов родов. В группе совместного пребывания, было выявлено, что, чем больше продолжительность безводного периода родов, тем в пуповинной крови выше уровень Т3. В группе раздельного пребывания уровень Тз в пуповинной крови имел обратную связь с продолжительностью 1-го периода родов.

Нами было выявлено, что раннее прикладывание ребенка к материнской груди, способствовало более высокому уровню трийодтиронина к 4−5-м суткам.

В группе совместного пребывания, отмечена положительная взаимосвязь между содержанием трийодтиронина и уровнем прибавки массы тела новорожденного. Тем самым, еще раз доказывается калоригенное действие тиреоидных гормонов, и их влияние на энергетический, белковый, углеводный, жировой обмен [63].

У новорожденных из группы совместного пребывания отмечалась прямая взаимосвязь между тиреоидными гормонами в пуповинной крови, между их концентрацией в пуповинной крови и их содержанием на 4−5-е сутки, между уровнем Т3 в пуповинной крови и Т4 на 4−5 сутки. Вышеуказанные корреляционные связи отражают влияние пуповинного уровня тиреоидных гормонов на их содержание к 4−5 суткам.

В группе раздельного пребывания в пуповинной крови и к концу раннего неонатального периода наблюдались разнонаправленные связи между тиреоидными гормонами, ТТГ и кортизолом. Взаимодействие данных гормонов отражает совместное функционирование двух гормональных систем. Посредством связи с кортизолом тиреоидные гормоны участвуют в управлении катаболическими процессами, связанными со стрессорной реакцией организма [104].

Более высокий уровень кортизола и его снижение к 4−5-м суткам в группе раздельного пребывания, более высокий уровень трийодтиронина к 45-м суткам, и взаимодействие тироксина и кортизола отражают замедленный, по сравнению с группой совместного пребывания выход из родового стресса, сопровождающийся напряжением адаптационных механизмов.

При оценке ситуативной тревожности родильниц,> как состояния в процессе адаптации матери к ребенку, достоверной разницы выявлено не было. Однако, уровень личностной тревожности, отражающий характерологические и психологические особенности человека, у большинства женщин из группы совместного пребывания был выше, то есть они чаще на протяжении всей жизни испытывали чувство тревоги, беспокойства, страха, неуверенности. Была отмечена динамика снижения ситуативной тревожности по сравнению с личностной. Исходя из этого, можно заключить, что пребывание матери, обладающей высоким уровнем личностной тревожности, совместно с ребенком, способствует снижению тревоги, как переживаемого в данный момент состояния.

При оценке самочувствия, настроения и активности родильниц, было выявлено, что у женщин пребывавших совместно с детьми, было лучше самочувствие, выше активность и позитивнее настроение. Нахождение матери в непосредственной близости с ребенком, необходимость ухода за ним, стимулирует активацию у родильницы двигательной и эмоциональной сферы, что благоприятным образом отражается на течении послеродового периода.

Нами были сравнены средние значения и центильное распределение параметров темперамента детей находившихся в условиях совместного пребывания, с детьми, пребывавшими отдельно от матерей. Две выбранные группы были эквивалентны по социально-психологическим факторам со стороны матери, течению беременности, родов и раннего неонатального периода, и отличались только режимом пребывания в родильном доме.

При сравнении между группами параметров темперамента, было установлено, что у детей в группе совместного пребывания средние значения приятия, адаптивности и настроения были достоверно ниже, что характеризует их как легко принимающих и быстро приспосабливающихся к любым переменам, имеющих более позитивное настроение в течение суток.

У большинства детей характеристики темперамента соответствовали 25−75 центилям распределения и входили в популяционную норму. Центильное распределение значений активности показало, что в группе раздельного пребывания было достоверно больше детей, имевших уровень активности выше 75 центиля, соответствующий высокой и выше среднего активности. В группе совместного пребывания было достоверно больше детей, имевших оптимальный уровень активности, соответствующий 25−75 центилю распределения. При оценке центильного распределения значений адаптивности, выявлено, что в группе раздельного пребывания достоверно больше было детей с низкой адаптивностью. Было отмечено, что детей, обладающих низкой отвлекаемостью, достоверно больше было в группе раздельного пребывания.

Был проведен анализ зависимостей параметров темперамента от вида вскармливания и заболеваемости детей. Для детей получающих преимущественно грудное молоко, было характерно преобладание в течение суток положительных эмоций. В данной зависимости, еще раз подчеркивается неоценимая роль естественного вскармливания не только в обеспечении необходимыми питательными веществами, но и психоэмоциональный контакт матери и ребенка.

Наличие у ребенка атопического дерматита вызывало у детей негативное настроение, увеличивало активность, снижало настойчивость и отвлекаемость. Известно, что атопический дерматит нередко сопровождается зудом, и другими неприятными ощущениями, что естественным образом негативно отражается на настроении ребенка, вызывает его беспокойство, при котором его тяжело отвлечь и занять играми. У детей с вегетативно-висцеральными нарушениями наблюдалось снижение ритмичности и настойчивости. Наличие синдрома внутричерепной доброкачественной гипертензии, способствовало более низкому уровню приятия младенцами всего нового.

В катамнезе до 1-го года нами были проанализированы физическое развитие, характер вскармливания и структура заболеваемости наблюдаемых детей. Средние показатели физического развития детей на первом году жизни достоверно не различались между группами исследования. В возрасте 1, 3, 6, 9, и 12 месяцев жизни была произведена интегральная центильная оценка основных антропометрических показателей. К годовалому возрасту большинство детей обеих групп имели среднее и выше среднего гармоничное развитие и достоверной разницы в распределении типов физического развития в группах выявлено не было.

К концу первого месяца жизни, все дети из группы совместного пребывания получали грудное молоко. В группе раздельного пребывания более 5% детей к месячному возрасту были переведены на искусственное вскармливание. Последующая оценка видов вскармливания в исследуемых группах не выявила достоверной разницы. К концу первого года жизни около половины детей в обеих группах продолжали получать грудное молоко. В исследованиях других авторов было показано, что совместное пребывание матери и ребенка и режим свободного вскармливания, за счет создания оптимального гормонального баланса у родильницы и создания положительной психологической доминанты, способствует предотвращению гипогалактии и увеличению продолжительности лактации [4, 12, 40]. Этим можно объяснить вскармливание 100% детей из группы совместного пребывания преимущественно грудным молоком в течение первого месяца жизни. Практически все матери первый месяц послеродового периода посвящают уходу за ребенком, тем самым обеспечивается постоянный их контакт. В дальнейшем, на состояние лактации влияет множество медико-социальных факторов, что не редко приводит к переводу ребенка на искусственное вскармливание [42, 62, 74, 86].

Лидирующим по частоте заболеванием у детей обеих групп в возрасте до 9-ти месяцев являлось поражение нервной системы, чаще всего представленное в виде нарушений или задержки моторного развития.

У детей в группе раздельного пребывания, до 6-ти месячного возраста, нарушения и/или задержка моторного развития наблюдались достоверно чаще. В возрасте 9-ти месяцев данный синдром практически с одинаковой частотой встречался в обеих группах.

В течение первого месяца жизни суммарное количество таких воспалительных заболеваний как дакриоцистит, конъюнктивит, омфалит и пиодермия, чаще наблюдалось в группе раздельного пребывания. Это можно объяснить созданием, при условии совместного пребывания, в послеродовом периоде относительной изолированности детей друг от друга и одновременным объединением со своими матерями, за счет чего снижается микробная обсемененность кожи, слизистых и кишечника детей [10, 44, 118]. В исследовании О. А. Колсановой (2002), указывается обеспечение антигенного щажения в раннем неонатальном периоде при совместном пребывании матери и ребенка. Кроме того, новорожденные из группы совместного пребывания вскармливались по требованию, а значит, получали с материнским молоком в полном объеме иммуноглобулины, в то время как дети из группы раздельного пребывания, получали их не в полном объеме, и оказались более уязвимыми.

Начиная с 9-ти месячного возраста, лидирующую позицию по частоте встречаемости у детей в обеих группах заняли острые инфекции верхних дыхательных путей. Увеличение их доли, вероятно, связано с переводом около 50% детей на искусственное вскармливание, а значит прекращение получения с молоком матери целого спектра биологически активных веществ, способствующих защите от инфекций [19, 143, 144, 181].

Необходимо отметить, что у детей в группе совместного пребывания до 6-ти месячного возраста не наблюдались проявления атопического дерматита. К концу 1-го года жизни около 5% детей данной группы, имели эпизоды атопического дерматита, вероятнее всего, связанные с расширением рациона питания и переводом на искусственное вскармливание.

В группе раздельного пребывания достоверно больше наблюдалось родильниц, планирующих кормить грудным молоком своих детей лишь до 6-ти месячного возраста. Возможно, это связано с нарушением формирования доминанты грудного вскармливания в данной группе. В группе совместного пребывания женщины чаще планировали грудное вскармливание до 1,5−2 лет, но достоверности разница не достигла (р=0,07).

Таким образом, проведенные исследования показали, что совместное пребывание матери и ребенка с первых часов после родов в целом благоприятно воздействует на течение послеродового и раннего неонатального периода.

При оценке субъективного мнения женщин относительно режима совместного пребывания, все высказали свое положительное отношение. Однако, каждая четвертая, испытывала трудности в течение первых суток после родов и связывала их с недостаточной помощью среднего медицинского персонала. В связи с большой загруженностью постовых и процедурных медсестер рутинными процедурами, возникает необходимость введения в штат послеродового отделения в условиях совместного.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.Ю. Научное обоснование системы охраны репродуктивного здоровья семьи : автореф. дис.. канд. мед. наук / М.Ю. Антимонова- Самарский мед. ун-т. М., 2007. — 27 с.
  2. А.П. Женское молоко в норме и при патологии : автореф. дис.. канд. мед. наук / А. П. Арутюнян — Ереван. Ереван. Гос. мед. ун-т, 1990. — с. 20.
  3. З.А. Особенности течения послеродового периода при совместном пребывании матери и ребенка : автореф. дис.. канд. мед. наук / З. А. Ахмедова — Всесоюзный научно-исследовательский центр по охране здоровья матери и ребенка. СПб, 1989. — 25 с.
  4. Л.О. Детская неврология / Л. О. Бадалян. М.: МЕДпресс — информ, 2001. — 608 с.
  5. Ю.И. Перинатальная неврология / Ю. И. Барапшев. -М.: триада X, 2005. — 672 с.
  6. Л.Е. Развитие ребенка : пер. с англ. / Л. Е. Берк. СПб.: Питер, 2006. — 1056 с.
  7. Биологические основы индивидуальных различий детей второго полугодия жизни. Сообщение II. Природа индивидуальных различий в чертах темперамента / Т. А. Строганова и др. // Физиология человека. 2000. — Т. 26, № 3.-С. 38−47.
  8. В. Детская эндокринология / В. Блунк. М.: Медицина, 1981.-304 с.
  9. Бохуа 3. Оценка внедрения новых перинатальных технологий в родильном стационаре: дис.. канд. мед. наук / 3. Бохуа — Тбилисский гос. мед. унив-т. Тбилиси, 2006. — 110 с.
  10. В.И. Динамика психического состояния женщины во время беременности и после родов / В. И. Брутман, Г. Г. Филиппова, И.Ю. Хамитова// Вопросы психологии. 2002. — № 1. — С.59−69.
  11. И.И. Особенности течения послеродового периода и периода новорожденности при совместном пребывании матери и ребенка : автореф. дис.. кандид. мед. наук / И. И. Буцык — Смоленск, мед. акад. -Смоленск, 2004. -21 с.
  12. К.С. Температурный «диалог» матери и ребенка после его рождения. Часть I. Антистресс-эффект контакта «кожа к коже» для новорожденного / К. С. Быстрова // Вопросы практической педиатрии. — 2008. Т. 3, № 5. — С. 84−90.
  13. Ю.Е. Проблемы охраны здоровья детей России / Ю. Е. Вельтищев // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2000. — № 1. -С. 5−9.
  14. Ю.Е. Биологически активные факторы грудного молока / Ю. Е. Вельтищев, Р. М. Харькова // Вопросы охраны материнства и детства. -1991. Т. 36. — № 6. -С. 48−52.
  15. A.M. Грудное вскармливание и взаимодействие между матерью и ребенком / A.M. Видстром // Санкт-Петербургские врачебные ведомости. 1994. — № 7. — С. 3−38.
  16. И.М. Естественное вскармливание детей. Его значение и поддержка / И. М. Воронцов, Е. М. Фатеева. СПб.: Фолиант, 1998. — 259 с.
  17. И.М. Естественное вскармливание детей / И. М. Воронцов, Е. М. Фатеева, Л. Б. Хазенсон. СПб.: ЛПМИ, 1993.- 200 с.
  18. Влияние микроэлементов на состояние здоровья детей, находящихся на различных видах вскармливания / Е. И. Кондратьева и др. // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2008. — № 2. — С. 24−29.
  19. С. Медико-биологическая статистика : пер. с англ. / С. Гланц. -М.: Практика, 1998. 459 с.
  20. Е.А. Особенности нейро-иммунно-эндокринной системы у детей 1-го года жизни, перенесших гипоксию в перинатальном периоде : автореф. дис.. канд. мед наук / Е. А. Горева — Челяб. Гос. мед. акад. -Челябинск, 200. 22 с.
  21. Гормональная диагностика эндокринопатий в раннем неонатальном периоде / И. П. Ларичева и др. // Педиатрия. 1991. — № 5. — С. 16−21.
  22. Гормональная регуляция основных физиологических функций организма и механизмы ее нарушения: учеб. пособие / ГОУ ВУНМЦ — под ред. Г. В. Порядина. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2004. — 64 с.
  23. Грудное молоко источник гормонов, обладающих антиоксидантной активностью / Т. К. Набухотный и др. // Педиатрия. -1992.-№ 2.- С. 108−109.
  24. И.И. Детская эндокринология / И. И. Дедов, В. А. Петеркова М.: Универсум Паблишинг, 2006. — 600 с.
  25. Диагностика и лечение эндокринных заболеваний у детей и подростков: Справочник / Под. ред. Н. П. Шабанова. М.: МЕД-пресс-информ, 2003. — 544 с.
  26. И.А. Эндокринная система растущего организма / И. А. Држевецкая. М.: Медицина, 1987. — 207 с.
  27. С.И. Тиреотропно-тиреоидная система новорожденных / С. И. Елгина, Г. А. Ушакова // Успехи современного естествознания. — 2004. — № 2. С. 39.
  28. И.П. Некоторые особенности становления лактации при совместном и раздельном пребывании с новорожденным / И. П. Елизарова, И. Н. Разумовская, И. С. Тихонова // Вопросы охраны материнства и детства. 1989. — № 5. — С. 39−40.
  29. МБ. Особенности адаптации новорожденных от матерей с поздними гестозами беременности : автореф. дис.. канд. мед. наук / М. Б. Жарлыкасинова — Западно-Казахтанский государственный медицинский университет. — Астана, 2009. 23 с.
  30. М.А. Детская эндокринология / М. А. Жуковский. -М.: Медицина, 1995. 654 с
  31. З.Е., Исроилов А. Р. Заболеваемость детей раннего возраста, находящихся на различных видах вскармливания / З. Е. Жураев, А. Р. Исроилов // Педиатрия. 2004. — № 1. — С. 107−110.
  32. А.Ш. Общая патофизиология с основами иммунопатологии / А. Ш. Зайчик, Л. П. Чурилов. СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2005. -656 с.
  33. Значение исключительно грудного вскармливания для здоровья, физического и нерво-психического развития детей первого года жизни (на примере г. Волгоград) / Л. В. Абольян и др. // Педиатрия. 2005. — № 5. С. 53−57.
  34. В.К. Гормональные влияния на организм новорожденного / В. К. Зубович. Минск: Беларусь, 1989. — 158 с.
  35. А.В. Большая энциклопедия психологических тестов / А. В. Карелин. М.: Эксмо, 2007. — 416 с.
  36. И.А. Оценка темперамента ребенка первого года жизни / И. А. Кельмансон. СПб: Сотис, 2000 — 93 с.
  37. Н.В. Перинатальная эндокринология / Н. В. Кобозева, Ю. А. Гуркин. М.: Медицина, 1986. — 312 с.
  38. А.А. Охрана, поддержка и поощрение грудного вскармливания: стратегия развития в Российской Федерации / А. А. Корсунский, Л. В. Абольян // Вопросы детской диетологии. 2003. — Т. 1, № 1.-С. 16−17.
  39. А.А. Поддержка грудного вскармливания в России: достижения и проблемы / А. А. Корсунский, JI.B. Абольян // Вопросы детской диетологии. 2004. — Т. 3, № 2. — С. 5−8.
  40. И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. М.: ТЦ Сфера, 2008. — 464 с.
  41. М.А. Повышение адаптационных механизмов новорожденного и матери при совместном пребывании / М. А. Кучеренко, О. В. Омельянюк, В. В. Абрамченко // Актуальные проблемы перинатологии. -СПб.: ВМА, 1995. С.54−55.
  42. Е.П. Разработка подходов к профилактике алиментарно-зависимых заболеваний у детей первого года жизни : автореф. дис.. канд.мед. наук / Е. П. Лазарева — Нижегородская мед. академия. Нижний Новгород, 2006. — 26 с.
  43. И.П. Гормональная адаптация новорожденных в раннем неонатальном периоде при нормальной и нарушенной функции фетоплацентарной системы : автореф. дис.. д-ра мед. наук / И. П. Ларичева — ММИ. М., 1984.-с. 31.
  44. Я.И. Гистофизиологические особенности эндокринных желез новорожденного / Я. И. Лашене // Арх. Патологии. 1987. — Т. 49, вып. 9.-С. 9−13.
  45. Л.М. Особенности функции тиреоидной системы у незрелых доношенных новорожденных /Л.М. Левшук, Г. А. Шишко //Здравоохранение Беларуси. 1994. — № 5. — С.27−29.
  46. М.И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. СПб.: Питер, 2009. — 320 с.
  47. Т.Н. Медико-психологигические аспекты контакта «мать-ребенок» в неонатальном стационаре : автореф. дис.. канд. мед наук / Т. Н. Листопад — Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева. — СПб., 1992.-25 с.
  48. В.Э. Изучение показателей гормональной адаптации новорожденных детей при рождении : автореф. дис.. канд. мед. наук / В. Э. Лоолайд — Минский Государственный медицинский институт. Минск, 1988. — 16 с.
  49. А.В. Пропедевтика детских болезней / А. В. Мазурин, И. М. Воронцов.- СПб.: Фолиант, 2000 г.- 930 с.
  50. Г. А. Эндокринная система новорожденных детей / Г. А. Маковецкая, Л. И. Захарова // Педиария. -1990. № 7. — С. 69−73.
  51. Т.А. Влияние течения раннего неонатального периода на формирование аллергических заболеваний у детей / Т. А. Маркова, Т. Г. Авдеева // Российские медицинские вести. 2000. — Т. 5, № 1. — С. 36−40.
  52. И. А. Факторы риска и особенности течения желтушного синдрома у доношенных новорожденных в условиях свободного грудного вскармливания : автореф. дис.. канд. мед. наук / И. А. Мехрякова — Пермская мед. академия. Пермь, 2007. — 27 с.
  53. Т.К. Гормоны эпифизарно-надпочечниковой системы и их роль в постнатальной адаптации новорожденных / Т. К. Набухотный, Т. В. Колесник, Т. В. Чепурная // Проблемы эндокринологии. -1991. Т.37, № 6. — С. 7−10.
  54. Наглядная эндокринология: пер. с англ. / под. ред. Г. А. Мельниченко. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 120 с.
  55. Научно-методические пособия для педиатров и эндокринологов. Возрастные гормонально-метаболические нормативы / под. ред. Ю. А. Князева. М.: ИИД «Филинъ», 1998. — 176 с.
  56. Научно-практическая программа «Оптимизация вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации» / Т. Э. Боровик и др. // Педиатрия. 2008. — Т. 87, № 4. — С. 75−88.
  57. Некоторые биологические и социальные аспекты грудного вскармливания / В. И. Тамбовцева и др. // Педиатрия. 1985. — № 4. — С. 710.
  58. Неонатальная эндокринология. Аспекты клиники, диагностики, лечения / Под. ред. Е. Б. Кравец Томск: Печатная мануфактура, 2005. — 196 с.
  59. Неонатология: в 2 т. / под ред. Н. П. Шабалова. М.: МЕДпресс-информ, 2004.- 608 с.
  60. Неонатология: национальное руководство / под ред. Н. Н. Володина. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. 848 с.
  61. O.K. Питание и развитие иммунитета у детей на разных видах вскармливания / O.K. Нетребенко // Педиатрия. 2005. — № 6. — С.50−56.
  62. O.K. Отдаленные последствия характера вскармливания детей на ранних этапах развития / O.K. Нетребенко // Педиатрия. 2005. — № 5. — С. 29−32.
  63. И.В. Кишечная микрофлора у здоровых детей раннего возраста / И. В. Николаев, В. А. Анохин, И. А. Айнутдинова // российский вестник перинатологии и педиатрии. 2009. — № 2. — С. 30−33.
  64. Е.Б. Влияние раннего прикладывания ребенка к груди и индивидуального режима вскармливания на лактогенез / Е. Б. Никитина, Н. Н. Мезинова // Акушерство и гинекология. 1990. — N 3. — С. 56−58.
  65. И.Л. Детская эндокринология : учебное пособие / И. Л. Никитина. Р-на-Д.: Феникс, 2006. — 224 с.
  66. Л.Р. Перинатальные факторы риска развития неврозов и психосоматических расстройств у детей / Л. Р. Нурлыгаянова, Э. Н. Ахмадеева // Вопросы практической педиатрии. 2008. — Т. 3, № 5. — С. 40−41.
  67. М.А. Нейроиммунные особенности в клинике последствий перинатальных поражений центральной нервной системы легкой степени у детей : автореф. дис.. канд. мед наук / М. А. Окунева — Смоленская Гос. мед. акад. СПб., 2008. — 22 с.
  68. Отношение будущих матерей к грудному вскармливанию (результаты анкетирования) / И. Я. Конь и др. // Педиатрия. 1998. — № 5. -С. 82−85.
  69. В.П. Роль естественного вскармливания в обеспечении новорожденных детей прогестероном / В. П. Павлюк // Вопросы питания. -1987. № 2. — С. 26−28.
  70. В.П. Гормональные аспекты естественного вскармливания / В. П. Павлюк // Вопросы охраны материнства и детства. — 1989.-№ 8.-С. 65−66.
  71. А.Б. Пограничные состояния нервной системы у новорожденных / А. Б. Пальчик // Педиатрия. 1998. — № 5. — С. 29−34.
  72. А.Б. Гипоксически ишемическая энцефалопатия новорожденных / А. Б. Пальчик, Н. П. Шабалов. — СПб.: Питер, 2001. — 224 с.
  73. X. Значение невербального общения в младенческом возрасте для психического развития / X. Папушек, М. Папушек // Психологический журнал.- 2000. № 3. — С. 65−72.
  74. Патологическая физиология / Н. Н. Зайко и др. М.: МЕДпресс-информ, 2006. — 640 с.
  75. Патофизиология / под. ред. В. В. Новицкого, Е. Д. Гольдберга. — Томск: Изд-во Томского ун-та, 2001 716 с.
  76. Д.Г. Волшебный ребенок вырастает / Д. Г. Пирс. М.: Центр «Экология семьи», 1991. — 103 с.
  77. Л.П. Влияние перинатальной патологии на морфофункциональное состояние гипофиза и надпочечников у новорожденного / Л. П. Пономарева, Л. В. Кузнецова // Педиатрия. 1990. -№ 1.-С. 24−28.
  78. М.В. Состояние лактации при различных режимах кормления новорожденных и грудных детей : автореф. дис.. канд. мед. наук / М. В. Попович — М., 1999. 22 с.
  79. Проблемы практического внедрения принципов успешного грудного вскармливания ВОЗ/ЮНИСЕФ / Е. Ф. Лукушкина и др. // Нижегородский медицинский журнал. 2002. — № 2. — С. 33−38.
  80. Психология человека от рождения до смерти. Младенчество, детсво, юность, взрослость, старость / Под ред. А. А. Реана. СПб.: прайм — ЕВРОЗНАК, Нева, 2002. — 600 с.
  81. Ш. А. Нейроэндокринная характеристика системы «мать-дитя» в период грудного вскармливания : автореф. дис.. канд. мед. наук / Ш. А. Рагимова — Азербайджанский мед. унив-т. — Баку., 1992. — 32 с.
  82. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / Под ред. Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. М.: МПСИ, 2009. — 423 с.
  83. А.Ю. Неврология новорожденных / А. Ю. Ратнер. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — 368 с.
  84. Роль естественного вскармливания в обеспечении организма новорожденного гормонами щитовидной железы / Т. К. Набухотный и др. // Вопросы питания. 1987. — № 1. — С. 29−31.
  85. Руководство по неонатологии / Под ред. Г. В. Яцык. М.: медицинское информационное агентство, 1998. -400 с.
  86. Н.В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребёнком / Н. В. Самоукина // Вопросы психологии. 2000. — № 3. -С. 67−81.
  87. Г. В. Система «мать-дитя» в раннем возрасте как объект психопрофилактики / Г. В. Скобло, О. Ю. Дубовик // Социальная и клиническая психиатрия. 1992. -№ 2.- С. 75−78.
  88. Е.О. Генезис общения ребёнка от рождения до семи лет / Е.О. Смирнова//Вопросы психологии. 2004. — № 2. — С.15−19.
  89. Л.Н. Психодиагностика в медицине / Л. Н. Собчик. М.: Боргес, 2007.-416 с.
  90. Современный курс классической физиологии / Под. ред. Ю. В. Наточина, В. А. Ткачука. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. 384 с.
  91. О.Г. Перинатальные гипоксические поражения нервной системы у детей первого года жизни: клинико-диагностические аспекты: автореф. дис.. канд. мед. наук / О. Г. Соколова — Нижегород. Гос. мед. акад. Нижний Новгород, 2006. — 23 с.
  92. К.В. Разлука с матерью на первом году жизни: влияние на объективные отношения у детей / К. В. Солоед // Московский психотерапевтический журнал. 2000. — № 4. — С. 70−94.
  93. Социально- психологические факторы распространенности грудного вскармливания детей / Л. В. Абольян и др. // Общественное здоровье и профилактика заболеваний. 2004. — № 2. — С. 39−43.
  94. Сравнительное изучение эффективности свободного режима вскармливания и вскармливания по часам / И. Я. Конь и др. // Российский педиатрический журнал. 1999. — № 4. — С. 19−22.
  95. Течение послеродового и раннего неонатального периодов при совместном пребывании матери и ребенка / А. Н. Иванян и др. // Актуальные проблемы акушерства и гинекологии: сб. матер. — М., 20 012 002. -Т.1. — С. 28−29.
  96. Транзиторный гипотиреоз новорожденных. Методические рекомендации / А. Н. Черевко и др. Минск, Министерство здравоохранения республики Беларусь. — 2001. — 21 с.
  97. С.Е. Грудное молоко: пребиотик, пробиотик или синбиотик? / С. Е. Украинцев, O.K. Нетребенко // Педиатрия. 2008. — Т. 87, № 1.-С. 95−98.
  98. Е.М. Перинатальный период и демография России / Е. М. Фатеева // Вопросы практической педиатрии. 2008. — Т. 3, № 2. — С. 53−58Л
  99. Е.М. Отдаленное влияние грудного вскармливания на здоровье и качество жизни человека / Е. М. Фатеева, И .Я. Конь // Вопросы детской диетологии. 2005. — Т. 3, № 4. — С. 34−37.
  100. Е.М. Грудное вскармливание и психологическое единство «Мать дитя» / Е. М. Фатеева, ЖВ. Цареградская. — М.: Агар, 2000.-183с.
  101. Г. Г. Развитие материнского поведения в онтогенезе / Г. Г. Филиппова // Психология сегодня.- вып.З.- 1996. С. 36−38.
  102. Г. Г. Психология материнства / Г. Г. Филиппова. -М.: Изд-во Инст. Психотерапии, 2002. 240 с.
  103. Г. Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии / Г. Г. Филиппова // Вопросы психологии. 2001. -№ 2. — С.22−37.
  104. Е.Б. Эпидемиология, скрининг, диагностика врожденной дисфункции коры надпочечников в Западно-сибирском регионе : автореф. дис.. кандид. мед. наук / Е. Б. Храмова — Тюменс. Гос. мед. акад. — Тюмень, 2007. 23 с.
  105. .В. Ребенок от зачатия до года / Ж. В. Цареградская. М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство ACT», 2003.-281 с.
  106. М.М. Биологические основы индивидуальных различий детей второго полугодия жизни. Сообщение I. Факторная структура оценок темперамента / М. М. Цетлин, Т. А. Строганова // Физиология человека. -1999. Т. 25, № 4. — С. 36−50.
  107. М.М. Природа индивидуальных различий в темпераменте младенцев: Исследование близнецов: автореф. дис.. канд. псих, наук / М. М. Цетлин — НИИ мозга Росс. Акад. Мед. наук. М., 2000. — 22 с.
  108. Г. К. Выраженность пограничной транзиторной желтухи в зависимости от времени первого прикладывания к груди / Г. К. Шевченко, Е. П. Сушко // Пограничные состояния у детей: сб. науч. тр. -1990. С. 33−36.
  109. Adams E.D. A practical approach to labor support / E.D. Adams, A.L. Bianchi // J Obstet Gynecol Neonatal Nurs. 2008. — № 37 (1). — P. l 06−115.
  110. Ainsworth M.D.S. An ethological approach to personality development / M.D.S. Ainsworth, J. Bowlby // American Psychologist.-1991.-Vol. 46.-P. 333−341.
  111. Anderson M.A. Maternal nutrition, brestfeeding practices and lactation / M.A. Anderson // Mat. of Workshop of Maternal and child ealth perfomance. 1993. — P. 223.
  112. Antenatal mental representations about the child and mother-infant interaction at three months post partum / L. Thun-Hohenstein et al. // Eur Child Adolesc Psychiatry. 2008. — № 17 (1). — P. 9−19.
  113. Aripov A.N. Clinical and diagnostic significance of analysis of thyroid hormone in newborn / A.N. Aripov, G.M. Khalilova // Klin Lab Diagn. -2002.-№ 3. P. 38−39.
  114. Aylott M. The neonatal energy triangle. Part 1: Metabolic adaptation / M. Aylott // Paediatr Nurs. 2006. — № 18(6). — P. 38−42.
  115. Bell A. Maternal and fetal stress responses during birth: adaptive or maladaptive? / A. Bell // J Mid wifeiy Womens Health. 2006. — Sep-Oct. № 51(5).-P. 319−320.
  116. Beta-Endorphin concentration in colostrums of Burkinabe and Sicilian women / M.N. Ombra et al. // Nutrition. 2008. — № 24 (1). — P. 31−36
  117. Beta-endorphin concentrations in human milk / V. Zanardo et al. // J Pediatr Gastroenterol Nutr. 2001. — № 33(2). — P. 160−164.
  118. Brailey S. A Swiss birthing centre / S. Brailey // Pract Midwife. -2008.-№ 11(2).-P. 27−28.
  119. Breastfeeding duration and postpartum psychological adjustment: role of maternal attachment styles / I. Akman et al. // J Paediatr Child Health. 2008. -№ 44(6).-P. 369−373.
  120. Buckley S. A natural approach to the third stage of labour. A look at early cord clamping, cord blood harvesting, and other medical interference / S. Buckley // Midwifery Today Int Midwife. 2001. — № 59. — P. 33−36.
  121. Burchinal M.R. Maternal employment and child cognitive outcomes: the importance of analytic approach / M.R. Burchinal, K.A. Clarke-Stewart // Dev Psychol. 2007. — № 43 (5). — P. 1140−1155.
  122. Cattaneo A. Effect on rates of breastfeeding of breast feeding of training for the Baby Friendly Hospital Initiative / A. Cattaneo, R. Buzzetti // BMJ. 2001.-№ 323.-P. 1358−1362.
  123. Challenges faced by new mothers in the early postpartum period: an analysis of comment data from the 2000 Pregnancy Risk Assessment Monitoring System (PRAMS) survey / S. Kanotra et al. // Matern Child Health J. 2007. — № 11 (6).-P. 549−558.
  124. Correia L.L. Maternal anxiety in the pre- and postnatal period: a literature review / L.L. Correia, M.B. Linhares // Rev Lat Am Enfermagem. -2007. № 15 (4). — P. 677−683.
  125. Delayed neurological adaptation in infants delivered elective caesarean section and the relation to catecholamine levels / Otamari G. et al. // Early human. Development. 1991. — № 26. — p. 51−60.
  126. Donnot J. Infant holding preferences in maternity hospitals: testing the hypothesis of the lateralized perception of emotions / J. Donnot, J. Vauclair // Dev Neuropsychol. 2007.- № 32 (3). — P. 881−890.
  127. Dunkel-Schretter C. Maternal stress and preterm delivery / C. Dunkel-Schretter // Prenatal Neonatal Med. 1998. — № 3. — p. 39−42.
  128. Effects of prolonged and exclusive breastfeeding on child behavior and maternal adjustment: evidence from a large, randomized trial / M.S. Kramer et al. //Pediatrics. 2008. — № 121(3). — P. 435−440.
  129. Endocrine and metabolic adaptation following caesarean section or vaginal delivery / J.A. Bird et al. // Arch. Dis. Child. Fetal. Neonatal. Ed. 1996. -Vol. 74, № 2.-P. 132−134.
  130. Evaluation on the Impact of the Baby-Friendly Hospital Initiative on Rates of Breastfeeding / M.L.G. Braun et al. // Am J Public Health. 2003. — № 93.-P. 1277−1279.
  131. Evidence for the Ten Steps to Successful Breastfeeding. Geneva, 1998−98 p.
  132. Feldman R. Direct and indirect effects of breast milk on the neurobehavioral and cognitive development of premature infants / R. Feldman, Al. Eidelman // Dev Psychobiol. 2003. -№ 43 (2) Sep. — P. 109−19.
  133. Fewtrell M.S. The long-term benefits of having been breast-fed / M.S. Fewtrell // Current Paediatrics. 2004. — Vol. 14. — P. 97−103.
  134. Field T. Violence and touch deprivation in adolescents / T. Field // Adolescence. 2002. — № 37(148). — P. 735−49.
  135. Fonagy P. Maternal representations of attachment during pregnancy predict the organisation of infant-mother attachment at one year of age / P. Fonagy, H. Steele, M. Steele//Child Development.- 1991.-Vol. 62.-P.891−905.
  136. Fuertes M. More than maternal sensitivity shapes attachment: infant coping and temperament / M. Fuertes et al. // Ann N Y Acad Sci. 2006. — № 1094.-P. 292−296.
  137. Galligan M. Proposed guidelines for skin-to-skin treatment of neonatal hypothermia / M. Galligan // MCN Am J Matern Child Nurs. 2006. — № 31 (5).-P. 298−304.
  138. Gluckman P.D. The transition from fetus to neonate~an endocrine perspective / P.D. Gluckman, S.V. Sizonenko, N.S. Bassett // Acta Paediatr Suppl. 1999/ - № 88(428). — P. 7−11.
  139. Goldberg L.S. Embodied trust within the perinatal nursing relationship / Goldberg L.S. // Midwifery. 2008. — № 24 (1). — P. 74−82.
  140. Hanson L.A. Immunobiology of Human Milk: How Breastfeeding Protects Babies / L.A. Hanson. Sweden: Pharmasoft Publishing, 2004. — 241 p.
  141. Hildingsson I.M. New parents' experiences of postnatal care in Sweden / Hildingsson I.M. // Women Birth. 2007. — № 20 (3). — P. 105−113.
  142. Howard C.R. Parental responses to infant crying and colic: the effect on breastfeeding duration / C.R. Howard et al. // Breastfeed Med. 2006. — № 1 (3).-P. 146−155.
  143. Infant-feeding practices and beliefs about complementary feeding among low-income Brazilian mothers: a qualitative study / A.C. Lindsay et al. // FoodNutrBull. 2008.- № 29(1).-P. 15−24.
  144. Iodothyronine levels in the human developing brain: major regulatory roles of iodothyronine deiodinases in different areas / M.J. Obregon et al. // Clin Endocrinol Metab. 2004. -№ 89.- P. 3117−3128.
  145. Infant feeding, wheezing and allergy / M.L. Burr et al. // Arch. Dis. Child. 1993. — № 68 (7). — P. 24−28.
  146. Jones E.G. Relation ships between infant feeding and exclusion rate from child care because of illness / E.G. Jones, R.J. Matheny // Journ. Amer. Diet. Assoc. 1993.-V. 93/-P. 809−811.
  147. Kaitz M. Maternal concerns during early parenthood / M. Kaitz // Child Care Health Dev. 2007. — № 33 (6). — P. 720−727.
  148. Karafam Z. Factors affecting exclusive breastfeeding of healthy babies aged zero to four months: a community-based study of Turkish women / Z. Kara
  149. Keenan K. Examining stress reactivity in neonates: relations between Cortisol and behavior / K. Keenan, D. Grace, D. Gunthorpe // Child Dev. 2003. -№ 74(6). P. 1930−1942.
  150. Kuhn C.M. Responses to maternal separation: mechanisms and mediators / C.M. Kuhn, S.M. Schanberg // Int J Dev Neurosci. 1998. — № 16(3−4).-P. 261−270.
  151. Labbok M. Exploration of guilt among mothers who do not breastfeed: the physician’s role / M. Labbok // J Hum Lact. 2008. — № 24(1). — P. 80−84.
  152. Lactation counselling support provided to mothers of preterm babies who intend to breastfeed. Evaluation of an educational intervention in a level III perinatal unit / C. Alexandre et al. // Arch Pediatr. 2007. — № 14 (12). — P. 1413−1439.
  153. Ladomenou F. Risk factors related to intention to breastfeed, early weaning and suboptimal duration of breastfeeding / F. Ladomenou, A. Kafatos, E. Galanakis //Acta Paediatr. 2007. — № 96 (10). — P. 1441−1444.
  154. Lawrence M.G. Jaundice in the breastfed infant / M.G. Lawrence, Kwang-sun Lee // Illinois Clinics in perinatology. — 1999. — vol. 26, № 2. p.431−445.
  155. Lonstein J.S. Regulation of anxiety during the postpartum period / Lonstein J.S. // Front Neuroendocrinol. 2007. — № (2−3). — P. 115−141.
  156. Lucas A. Breest milk and neonatal necrotizing enterocolitis / A. Lucas, J. Coller // The Lancet. 1990. — № 3(36). — P. 1516−23.
  157. Maayan-Metzger A. Motivations of mothers to enroll their newborn infants in general clinical research on well-infant care and development / A.
  158. Maayan-Metzger, P. Kedem-Friedrich, J. Kuint // Pediatrics. 2008. — № 121(3).-P. 590−596.
  159. Massage therapy by mothers enhances the adjustment of circadian rhythms to the nocturnal period in full-term infants / S.G. Ferber et al. // J Dev Behav Pediatr. 2002. — № 23(6). — P. 410−415.
  160. Maternal plasma and milk free Cortisol during the first 3 days of breast feeding following spontaneous delivery or electiue cesarean section / F. Patacchioli et al. // Europe J. Obst. Gyn. — 1992. — Vol. 34. — № 3. — P. 159−163.
  161. Mother-to-Infant Emotional Involvement at Birth / B. Figueiredo et al. //Matern Child Health J. 2008. — № 4. — P. 205−211.
  162. NICU lactation consultant increases percentage of outborn versus inborn babies receiving human milk / N. Dweck et al. // J Perinatol. 2008. — № 28 (2).-P. 136−140.
  163. Niegel S. Is difficult temperament related to overweight and rapid early weight gain in infants? A prospective cohort study / S. Niegel, E. Ystrom, M. E. Vollrath // J Dev Behav Pediatr. 2007. — № 28 (6). — P. 462−466.
  164. Okanda M. One-month-old infants' sensitivity to social contingency from mothers and strangers: a pilot study / M. Okanda, S. Itakura // Psychol Rep. -2008. № 102(1). — P. 293−298.
  165. Parental experiences during the first period at the neonatal unit after two developmental care interventions / C.M. Maguire et al. // Acta Paediatr. -2007.- № 96 (11).-P. 1611−1616.
  166. Pasqualini J.R. Hormones and Fetus / J.R. Pasqualini, F.A. Kind. -Oxford, 1985. Vol. 1. — 104 p.
  167. Prelacteal feeds are negatively associated with breast feeding euteoines in Honduras / Perez — Escamilla R. et al. // Jour, of nutrition. — 1996. -№ 126.-P. 2773.
  168. Quality of life, postnatal depression and baby gender / C. de Tychey // J Clin Nurs.-2008.- № 17 (3). P. 312−322.
  169. Righard L. The baby is breastfeeding—not the mother / L. Righard // Birth. 2008. — № 35(1). — P. 1−2.
  170. Sansone A. Working with parents and infants: a psycho-soma integrative approach / A. Sansone // Nutr Health. 2007. — № 19(1−2). — P. 69−76.
  171. Sato Y. A six-month follow-up study of maternal anxiety and depressive symptoms among Japanese / Y. Sato, T. Kato, N. Kakee // J Epidemiol. 2008. — № 18(2). — P. 84−87.
  172. Serum levels of thyrotropin, thyroxine and triiodothyronine in full term, small-for-gestational age and preterm newborn babies / B. Jacobsen et al. // Acta Paediatr Scand. 1997. — № 66. — p. 681−687.
  173. Shair H.N. Acquisition and expression of a socially mediated separation response / Shair H.N. // Behav Brain Res. 2007. — № 4- 182(2). — P. 180−192.
  174. Sheehan D. The impact of a new universal postpartum program on breastfeeding outcomes / D. Sheehan // J Hum Lact. 2006. — № 22 (4). — P. 398 408.
  175. Shuntich R.J. Some relationships among affection, aggression and alcohol abuse in the family setting / RJ. Shuntich, D. Loh, D. Katz // Percept Mot Skills. 1998. — № 86 (3 Pt 1). — P. 1051−1060. Anderson GC, Moore E, Hepworth J, Bergman N.
  176. Smart J. Early infant crying and sleeping problems: a pilot study of impact on parental well-being and parent-endorsed strategies for management / J. Smart, H. Hiscock // J Paediatr Child Health. 2007. — № 43 (4). — P. 284−290.
  177. Stapleton H. Breast or bottle? Eating disordered childbearing women and infant-feeding decisions / H. Stapleton, A. Fielder, M. Kirkham // Matern Child Nutr. 2008. — № 4 (2). — P. 106−120.
  178. Stright A. D. Infant temperament moderates relations between maternal parenting in early childhood and children’s adjustment in first grade / A.D. Stright, K.C. Gallagher, K. Kelley // Child Dev. 2008. — № 79 (1). — P. 186−200.
  179. Testing a family intervention hypothesis: the contribution of mother-infant skin-to-skin contact (kangaroo care) to family interaction, proximity, and touch / R. Feldman et al. // J Fam Psychol.- 2003. № 17(1). P. 94−107.
  180. The baby friendly hospital initiative and breastfeeding rates in Scotland / Broadfoot M. et al. // Archives of disease in childhood fetal and neonatal edition. 2005. — Vol 12. — P. 114−116.
  181. Thomas A. Temperament and development / A. Thomas, S. Chess. -Brunner: Mazel, 1977. 203 p.
  182. M. 'It's not just about food': mother-infant interaction and the wider context of nutrition / M. Tomlinson, M. Landman // Matern Child Nutr. -2007. № 3 (4). — P. 292−302.
  183. Tu M. Т., Tu M. T. Multiparity reveals the blunting effect of breastfeeding on physiological reactivity to psychological stress / M.T. Tu, S.J. Lupien, C. D. Walker // J Neuroendocrinol. 2006. — № 18(7). — P. 494−503.
  184. Volpe J J. Human brain development In: Neurology of the newborn / J.J. Volpe. Philadelphia: WB Saunders Company, 2001. — 99 p.
  185. Ward P.M. Metabolic adaptation at birth / P.M. Ward, S. Deshpande // Semin Fetal Neonatal Med. 2005. — № 10(4). — P. 341−50.
  186. Winberg J. Mother and newborn baby: mutual regulation of physiology and behavior—a selective review / J. Winberg // Dev Psychobiol. — 2005.- № 47(3).-P. 217−229.
  187. Winnicott D.W. Playing and reality / D.W. Winnicott. London: Tavistock Publications Ltd, 1997. — 180 p.
Заполнить форму текущей работой