Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Становление региональных систем корпоративного управления: Зарубежный и первый отечественный опыт

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако, они, как правило, мало затрагивают проблему становления региональных корпораций, целью которых является гармоничное развитие целостных территорий. Приходится констатировать, что в России пока нет разработанного научного подхода к организационно-экономическим аспектам управления в региональных корпоративных объединениях. В странах с развитой рыночной экономикой существует несколько типов… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Анализ существующих корпоративных форм управления хозяйством в рыночных условиях
    • 1. 1. Виды корпоративных объединений в России и за рубежом
    • 1. 2. Формы отраслевых корпоративных объединений и систем управления
    • 1. 3. Региональные особенности формирования корпоративных систем управления
    • 1. 4. Правовые возможности формирования корпоративных систем в России
  • 2. Методические подходы по созданию корпоративных систем управления в масштабах региона
    • 2. 1. Влияние рыночных условий хозяйствования на выбор формы корпоративного объединения
    • 2. 2. Принципы построения корпоративных систем управления в регионах
    • 2. 3. Методические подходы к организации управления корпорацией в рамках отдельных регионов
      • 2. 3. 1. Общие положения
      • 2. 3. 2. Методические подходы к организации управления
    • 2. 4. Оценка эффективности создания территориальных корпоративных систем управления хозяйством
  • 3. Некоторые практические рекомендации по созданию и эффективному функционированию региональной корпорации
    • 3. 1. Методика (общий порядок) создания региональной корпорации
    • 3. 2. Формы и методы управления региональной корпорацией
    • 3. 3. Принципы организационной системы управления региональной корпорации
    • 3. 4. Организация управления корпоративным объединением в отдельном экономическом регионе (на примере «Большого Сочи»)
      • 3. 4. 1. Условия создания корпорации в районе г. Сочи
      • 3. 4. 2. Организация структуры управления региональной корпорацией «Сочи»

Становление региональных систем корпоративного управления: Зарубежный и первый отечественный опыт (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В соответствии с объективными закономерностями развития экономических взаимоотношений участников хозяйственной деятельности, в России в настоящее время формируется новая категория коммерческих отношений между субъектами бизнеса.

Рыночные условия организации хозяйства в период перестройки экономики страны требуют скорейшего проведения реформ, направленных на формирование современных рыночных отношений с учетом отраслевых и региональных уровней управления.

Исторический дореволюционный опыт России и мировой опыт последующего периода показывает, что необходимость и возможность становления корпоративных отношений в обществе в разные периоды времени и в различных странах имели свои особенности при сохранении единой целевой направленности на повышение эффективности производственных и коммерческих процессов.

Сегодня в мире сложилось несколько видов устойчивых корпоративных ртйошений (американский, западноевропейский, японский типы). Исторические корни российского корпоративизма закладывались столетия тому назад, уже при возникновении первых форм коллективного хозяйствования в виде общины и артели. В послереволюционный период, за время НЭПа, определенное развитие дополнительно получила кооперативная форма собственности и управления хозяйством.

В периоды активного функционирования централизованной социалистической экономики в стране первые ростки корпоратизации были полностью уничтожены, а мировой опыт создания корпораций исследователями в нашей стране всесторонне не изучался и не анализировался.

Разрушение в России социалистических экономических отношений стихийно вызвало к жизни корпоративные формы взаимоотношений, которые массово проявляются сегодня, в первую очередь, в сельскохозяйственном и мелкотоварном производствах [ 8 ].

Отсутствие достаточных теоретических проработок, аналитических исследований и практических рекомендаций по определению необходимости и возможности корпоратизма в России, а также отсутствие соответствующей поддержки на государственном уровне, не позволяют в настоящее время в полной мере использовать уже имеющийся позитивный опыт многих стран мира в нашей стране.

В отличие от социалистической формы хозяйствования, базирующейся на, общественной собственности, и от капиталистической формы, основанной исключительно на частной собственности, основные принципы корпоратизации f строятся на совместной собственности в виде совладения, с использованиемкорпоративных методов самоуправления и хозяйственного саморазвития. Меж! ду тем, российскому менталитету более близка корпоративная форма существо-J вания и развития бизнеса, объединяющая в себе элементы общественной деятельности участников и элементы частного (индивидуального) делового и коммерческого развития. Но следует сказать и о том, что российская национальная черта, исторически сложившаяся в решении наиболее важных вопросов «всем миром», закрепленная десятилетиями коллективной безответственности за социалистическую собственность, еще долгие годы будет оказывать непосредственное влияние на организацию бизнеса в стране.

С другой стороны, объективное желание каждого «жить лучше» и необходимость развития деловой инициативы будут активно формировать бизнес с государственно-капиталистическим уклоном.

При корпоративном подходе к развитию экономики, интересы каждого предпринимателя реализуются через общие интересы корпоративного сообщества, закрепленные партнерскими договорными отношениями в рамках отраслевого и межотраслевого сотрудничества или в масштабах отдельных регионов.

В самом общем смысле корпорация делает две вещи: потребляет сама и делает потребление возможным производя товары и услуги, а также обеспечивая других предпринимателей финансовыми и материальными средствами. Богатство, произведенное корпорацией, является разницей между ее собственным потреблением и тем потреблением, которое она делает возможным для других.

Одна из функций производственной или коммерческой корпорации — создавать богатство, а другая ее функция — распределять доход, благодаря которому становится возможным необходимое потребление. При этом корпорации несут ответственность не только за простое распределение богатства, но и за его равносправедливость.

V В соответствии с этим, главная цель корпорации — служить интересам всех ее участников путем увеличения реализации их возможностей наиболее эффективными методами.

При развитии корпоратизма в стране государство защищает баланс интересов в обществе через создание соответствующей законодательной и организационно-экономической основы. Подготовке конструктивных решений и необходимых нормативно-распорядительных актов всегда предшествует методическая целенаправленная работа по выявлению причинно-следственных социально-экономических связей на всех уровнях хозяйствования и анализ возможных последствий от их осуществления.

Несмотря на достаточную новизну проблемы для российской экономики, отдельные вопросы становления корпоративных отношений в разные годы исследовались целым рядом отечественных и зарубежных авторов. Так, в частности, формированию отраслевых, в том числе и транснациональных корпораций посвящены труды российских ученых Ю. Б. Винслава, С. Б. Мельникова,.

Г. Н. Алимурзаева, Г. Х. Попова, С. Ю. Медведкова, Л. Ц. Евенко, В. Н. Лексина, Е. В. Ленскова, В. В. Куликова, А. Н. Исаенко, В. Е. Савченко, В. В. Гончарова и др. [ 15- 16- 17- 18- 19- 27- 55- 3- 4- 72- 53- 57- 49- 50- 51- 47- ], а также зарубежных исследователей — Дж. Обер-Крие, Мескона М., Коупленда Т., Кэмбэлла Р., Даля Е, Файоля Н., Грэйкюнаса В. А., Герольда Д., Портера М., Питерса Т., Файоля А., Хойера В. [ 66- 46- 48- 56- 99- 100- 101- 102- 73- 68- 93- 95 ].

Однако, они, как правило, мало затрагивают проблему становления региональных корпораций, целью которых является гармоничное развитие целостных территорий. Приходится констатировать, что в России пока нет разработанного научного подхода к организационно-экономическим аспектам управления в региональных корпоративных объединениях. В странах с развитой рыночной экономикой существует несколько типов механизмов государственного решения проблемы корпоративного управления. Довольно активная корпорати-зация российской экономики, наблюдаемая в последние годы, делает актуальной проблему внедрения и стимулирования развития корпоративных методов управления на всех хозяйственных уровнях как в общегосударственном масштабе так и на уровне регионов, в том числе и за счет использования прогрессивного зарубежного опыта.

Проведенное исследование охватывает социально-экономические, коммерческие и организационно-правовые аспекты корпоративной деятельности субъектов Федерации, региональных и межрегиональных конгломератов в условиях становления рыночных отношений.

Глубина проработки проблемы в исследовании охватывает три уровня становления корпоративных отношений:

• формирование в бизнесе корпоратизма, как хозяйственного сознания;

• проведение корпоратизации, как формы коммерческого управления;

• создание корпораций, как субъектов хозяйственных отношений в экономической жизни регионов.

Широта охвата данной проблемы включает производственную сферу деятельности субъектов на отраслевом и региональном уровнях. При этом отраслевой уровень подразумевает становление корпораций как в рамках отдельного предприятия, так и целых производственных корпоративных комплексов и объединений, а региональный уровень подразумевает формирование корпоративных отношений в рамках субъектов Федерации, отдельных экономических зон, районов межрегионального экономического взаимодействия. Сказанное определяет актуальность проведенного исследования.

Целью диссертационного исследования является комплексное рассмотрение процесса возникновения, становления и совершенствования корпоративных отношений в экономической жизни регионов России и определение возможных перспектив их развития в условиях закрепления в стране рыночного хозяйства.

Основными задачами разработки явились:

• определение и увязка в единую систему различных видов и форм корпоративной деятельности;

• учет национальных интересов и исторических особенностей экономического развития России при становлении корпоративных отношений в регионах;

• выработка основных теоретических и методических ориентиров при формировании корпоративной стратегии развития производств на региональном уровне, включая международное экономическое сотрудничество.

Известно, что сегодня в России сложная социально-экономическая ситуация, наблюдается стагнация практически всей хозяйственной деятельности. Поэтому имеется острая необходимость скорейшего проведения кардинальных организационно-экономических преобразований в наиболее развитых регионах страны. Всестороннее развитие региональных корпоративных отношений, в результате проведения корпоратизации и реструктуризации промышленности, и создание широкого спектра различных корпораций и корпоративных объединений может стать основой стабильного возрождения экономики России и многоуровневого укрепления ее международных связей через усиление экономических и финансовых позиций регионов.

Научная значимость исследования заключается:

• в теоретическом и практическом осмыслении и популяризации корпоративных принципов управления хозяйством на уровне отдельных регионов;

• в выборе путей формирования корпоративного общества в регионах- • в определении ориентиров для становления корпоративной экономики с учетом российских региональных условий состояния и ведения хозяйственной деятельности;

• в определении наиболее важных направлений создания корпоративных объединений в различных сферах деятельности.

Проведение исследования предполагает поэтапную разработку следующих взаимосвязанных вопросов:

• особенностей формирования российского корпоратизма;

• организационно-экономических основ формирования современного корпоративного объединения;

• путей становления корпоративных взаимоотношений субъектов хозяйственной деятельности в российских условиях;

• перспектив развития корпоратизма и корпоратизации России.

В соответствии с этим, в работе учтены исторические особенности развития корпоратизма в России в дои послереволюционный период, а также современные и перспективные аспекты внедрения корпоративных отношений в нашей стране и за рубежом. В ней систематизированы основные понятия корпоративного развития как формы экономической жизни, как научного метода управления хозяйственной деятельностью и как основополагающего элемента экономических отношений в производственной деятельности субъектов Феде-^ рации. Нельзя было обойти и социально-психологические аспекты внедрения корпоративного управления, пути создания различных видов корпораций и корпоративных объединений.

Определение места и роли современных корпораций для экономики страны даст в дальнейшем возможность сформулировать подходы к оценке перспектив развития широкого спектра форм экономических взаимоотношений на основе создания в России корпоративного общества. Щ.

Заключение

.

Проведенный в работе анализ существующих в стране и за рубежом различных методов управления отраслевым и региональным хозяйствами показывает, что на современном этапе экономического развития России все большее значение и актуальность стали приобретать корпоративные формы образования различных объединений, как в производственной, так и в непроизводственной сферах.

Зарождение и дальнейшее развитие в России принципов и методов корпоративизма, как одной из форм общенациональной ипостаси хозяйствования в рыночных условиях, позволяют реально наметить пути п^^ащения территориальных образований в прочную основу будущей российской экономики. Мировой опыт формирования корпоративных отношений подтверждает объективное участие данных процессов в развитии рыночного хозяйства. В тоже время в России корпоративные формы отношений только складываются, а отсутствие достаточной правовой, методической, экономической, кадровой, информационной и других основ управления не позволяет широко использовать в этом направлении уже имеющийся хозяйственный опыт и управленческий потенциал.

Создание крупных российских корпораций сегодня Ьесьма актуально, так как мировой опыт показывает, что в период «выживания» экономики только концентрация усилий государства и коммерческих структур может дать толчок к развитию экономики страны в целом, так и отдельных ее регионов. Но формирование корпораций — это сложный и многоуровневый процесс, охватывающий выделение эффективной сферы деятельности, подбор требуемых участников, создание организационной структуры, построение требуемой системы управления, установление межкооперационных связей и т. д.

В условиях сегодняшнего экономического кризиса как долгосрочная стратегия должно фигурировать создание таких корпораций, а в рамках среднесрочных программ и краткосрочных планов деятельности должны устанавливаться размеры необходимых для этого ресурсов и финансовых средств, а также мероприятия, требуемые для осуществления поставленных задач. Все планы должны рассматриваться в комплексе и консолидироваться в региональный план деятельности, который вместе с планами по другим видам деятельности сводятся в общекорпорационных план. Суть предлагаемого в работе методологического подхода состоит в выявлении проблем на уровне отдельных участников, с которыми последние сталкиваются при формировании корпорации в целом. В результате всестороннего анализа (и контроля) проводится централизованное (корпоративное) распределение работ и необходимых для них средств. Использование такого подхода позволяет корпорации расширить временные рамки управления и поднять уровень разработки единых планов с уровня отдельных участников на региональный уровень корпорации в целом.

Установление жестких взаимосвязей между направлениями деятельности корпорации и реализуемыми функциями регионального руководства позволяет рационализировать всю систему управления, максимально повысить ее эффективность, перевести весь процесс совместной деятельности на новый уровень корпоративных отношений участников и внешних партнеров, создать более совершенную управленческую систему в регионе.

В результате выполненных в работе исследований по разработке методических и практических принципов построения многофункциональных корпораций в регионе и систем их управления, автором сделаны следующие выводы и предложения:

1. Установлено, что в последнее время во многих регионах страны происходит активное формирование различного вида корпоративных структур хозяйственного управления. Это обусловлено тем, что попытки решения местных хозяйственных задач с помощью федеральных и местных программ социально-экономического развития регионов, или за счет создания специальных экономических зон на базе применения методов государственного регулирования и управления деятельностью, как правило, заканчив^ись провадом, прежде всего из-за слабой правовой обеспеченности начинаний, недостаточности государственной поддержки, дефицита финансовых и инвестиционных средств, слабого управленческого звена, практического отсутствия необходимой обеспечивающей инфраструктуры и т. д. Вызов времени требует развивать новые формы хозяйственной деятельности, позволяющие экономически объединить на корпоративных началах заинтересованные государственные и коммерческие структуры для реализации первоочередных задач регионального развития.

2. Показано, что формирование отраслевых и межотраслевых корпоративных объединений в виде холдингов, финансово-промышленных групп, производственных объединений, а также региональных зон свободной торговли, свободных экономических зон, таможенных зон, территориально-производственных зон и других в г. г. Москве, Санкт-Петербурге, Находке, Калининграде, Нижнем Новгороде, Ярославле и ряде других районов России потребовало разработки и внедрения современных методов и механизмов корпоративного управления крупными региональными хозяйственными объединениями. В тоже время, до настоящего времени методическое обеспечение процессов управления для построения региональных корпоративных структур еще недостаточно разработано и не отвечает требованиям развития корпоративизма в России.

3. В работе сформулирован концептуальный подход к формированию в российских условиях крупных производственно-хозяйственных объединений на переходном этапе. Построено иерархическое дерево интегрированных хозяйственных структур, формируемых в зависимости от различных целей и масштабов объединения заинтересованных участников.

4. Разработаны методические подходы к организации хозяйственного управления корпоративными объединениями в рамках отдельного региона на основе формирования коммерческих техноструктур. Предлагаемая единая процедура корпоративной деятельности в регионе базируется на создании комплексной системы планирования, включающей весь процесс стратегического управления (от выработки мотивации объединения участников до подготовки региональных программ), планов и мероприятий по реализации корпоративной стратегии. Проведенное соединение различных этапов управления в общую структурную схему позволяет выявить и установить необходимый набор взаимосвязанных управленческих функций, реализуемых в корпорации.

5. Предложена методика качественной и количественной оценки эффективности управления в корпоративных объединениях. Разработаны критерии количественной оценки эффективности систем управления, выработан функционал зависимостей различных управленческих операций в общей оценке, дана математическая формула расчета критерия оценки для шести ключевых управленческих функций. ^ 6. На базе данного проведенного методического подхода подготовлены практические рекомендации по формированию структуры корпоративного регионального управления экономическим развитием в отдельных территориальных образованиях, охватывающие сферы управления ресурсами и экологию, структурную, производственную и инвестиционную политику, экономическое регулирование всей хозяйственной деятельностью, социальную политику в регионе, а также вопросы экономической безопасности осуществления корпоративной коммерческой деятельности.

7. Изложен общий порядок создания корпорации, формирования ее управления в регионах, построения организационных структур и органиграмм для управления корпорацией в целом. Предложенные формы и методы управ* ления региональной корпорацией с участием в руководящих органах местной администрации региона, ведущих коммерческих финансовых и производственных структур, заинтересованных участников из других регионов страны и т. д., позволяют практически создавать корпоративные структуры в регионах с учетом местных условий, а в дальнейшем объединять региональные корпорации в транстерриториальные корпоративные объединения.

8. Практическая апробация предлагаемой методики формирования региональной корпорации на примере района «Большого Сочи» показала целесообразность создания таких управленческих систем для обеспечения общерегионального хозяйственного развития территорий, аккумулирования в рамках таких корпораций имеющихся материальных и финансовых ресурсов для комплексного и эффективного их использования. Кроме того, она иллюстрирует всю процедуру формирования крупных управленческих систем, осуществляю. с: щих корпоративное управление. /.

9. Выявлены для региона «Сочи"^перспективные направления хозяйствования, которые могут быть реализованы благодаря созданию региональной корпорации: малоэтажное домостроение, переработка сельхозпродукции, региональный торговый дом, система АЗС, рекреационная инфраструктура и т. д. Это создает практическую основу для подготовки единой перспективной программы комплексного развития всего района «Сочи» и для расширения межрегиональных и международных производственно-торговых связей.

10. Сделаны рекомендации по варианту структуры руководящих органов управления корпорацией «Сочи», проведена их детализация по основным департаментам, которые позволяют наметить основные практические шаги и составить план поэтапных мероприятий для формирования региональной корпоративной структуры хозяйствования в регионе «Большого Сочи».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э. А., Ерзнкян Б. А. Холдинги. Кн. 1.-.М.: НИИУ.- 1992. -с. 45−62.
  2. А. Нисевич Е. Гончаров В. В. В поисках совершенства управле-щния: Руководство для высшего управленческого персонала. // Вопросы экономики.-1997.-№ 2. -с.150.
  3. Г. Н. Местное самоуправление и местные финансы: модель муниципальной общины. // Российский экономический журнал. 1998.-№ 5.- с.28−32.
  4. Г. Н. Местное самоуправление: к концептуальному обоснованию главных задач в сфере экономики.// Российский экономический журнал.-1999.-№ 3.-с.19−25.
  5. Афанасьев Мст., Кузнецов П., Фоминых А. Корпоративное управление глазами директора. // Вопросы экономики.-1997. -№ 5.- с.84−101.
  6. Т.Д. К вопросу организации районного хозрасчета. // Планирование и новый хозяйственный механизм территориального развития. Сб. научных трудов,-СОПС.- М, — 1990.- с. 57−65.
  7. И., Грязнов Э., Фаминский И. Как вдохнуть жизнь в свободные экономические зоны. // Федерализм.-1996.-№ 3. -с. 69−80.
  8. С., Петров Ю. Корпоративный сектор в переходной российской экономике // Российский экономический журнал.-1998.-№ 8.-с.12−20.
  9. В.К. Проблемы соизмерения затрат и результатов на предприятии. Иркутск .- Изд-во Иркутской государственной академии.- 1999.-286с.
  10. Г. Овладение практикой планирования. М.-Издательская группа «Прогресс» «Универс».-1994.-304 с. у1. Белянова Е. Мотивация и поведение российских предприятий. // Вопросы экономики,-1995.-№ 6.- с.17−21.
  11. Н.И., Ковалев А. П. Акционерное общество: капитал, правовая база, управление.- М.-1995. -с. 18−27.
  12. Бизнес: Оксфордский толковый словарь.- М.- Издательство «Прогресс-Академия», Издательство РГГУ, 1995. 433 с.
  13. Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами.- М.- Финансы и статистика.- 1996. -с. 75.
  14. Ю.Б. Об основных тенденциях организационного развития приватизированных предприятий. // Российский экономический журнал. -1996,-№ 10.-с. 16−22.
  15. Ю.Б. Государственное регулирование и проектирование корпоративных структур. // Российский экономический журнал.-1997.-№ 1.-с.35−44.
  16. Ю.Б., Савченко В. Е. Российское госпредпринимательство: кооперативная ипостась. // Российский экономический журнал.-1997.-№ 2.-с.31−40.
  17. Ю.Б. Отечественные ФПГ: Достигнутые рубежи и задачи развития. // Российский экономический журнал.-1997.-№ 9.-с, 3−23.
  18. Ю.Б. Финансовый менеджмент в крупных корпоративных структурах. // Российский экономический журнал.-1998.-№ 3.-с. 90−100.
  19. И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело.- М.-Внештоггиздат. 1990.-263 с.
  20. И.Н. Менеджмент, — И, — ЮНИТИ, — 1994.-685 с.
  21. И.Н. Менеджмент практикум. М.-ЮНТИ.-1998.-335 с.
  22. С. Актуальные аспекты теории транснациональной кооперации предприятий. //Российский экономический журнал.-1996.-№ 10.-с.94−97.
  23. А.Р. Холдинговые предприятия и дочерние фирмы. М.- 1994. -с. 27−31.
  24. А. Государство и корпорация в индустриальной стратегии. // Экономист, — 1999.-№ 6.-с.28−37.
  25. А.З. Проблемы управления крупными промышленными комплексами. Н. Новгород. Изд-во Нижегородского университета. — 1998, — 118 с.
  26. В.В. В поисках совершенства управления. Руководство для высшего управленческого персонала. В 2-х томах.-М.- МНИИПУ.- 1996.-Т.1.-752 е., т.2.- 720 с.
  27. С.В. Финансово-промышленные группы в России (аналитический обзор). // Менеджмент в России и за рубежом. 1998.-№ 6, — с. 9−21.
  28. Гражданский кодекс РФ Части первая и вторая. Официальный текст по состоянию на 15апреля 1997. М.- Издательская группа НОРМА. М -.ИНФРА, — М.- 1997.- 560 с.
  29. Д. Концерн с государственным лицом. // Эксперт. 1997.-№ 1.-с.26−49.
  30. В.И. Экономико-математическая модель развитии корпорации. // Российский экономический журнал.-1997 .-№ 10.-с.82−98.
  31. В.Е. Финансово- промышленные группы в Российской экономике. // Российский экономический журнал.-1998.-№ 4. -с. 108−111.- № 6. -с. 59−71.
  32. Друкер Питер Ф. Эффективный управляющий. М, — СП «Бук Чембер Интернэшнл».-1994, — 271с.
  33. Закон РФ от 28.08.95.- № 154-ФЗ (ред. от 17.03.97.) Об общих принципах организации местного самоуправления. Принят ГД ФС РФ 12.08.95.
  34. Закон РФ от 30.12.95. № 190 ФЗ О финансово-промышленных группах. Принят ГД 27 октября 1995 г. Одобрен СФ 15 ноября 1995 г.
  35. Закон об акционерных обществах республики Бразилия. Рио-де-Жанейро.- 1976.
  36. Закон об акционерных обществах ФРГ.- Бонн.- 1965.
  37. А.Н. Кадры управления в корпорациях США.- М.- Изд-во Наука.- 1988, — 144 с.
  38. Г. Механизмы принятия стратегических решений и стратегическое планирование на предприятиях. // Вопросы экономики.-1998.-№ 9,-с.46−65.
  39. В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности.- М, — Финансы и статистика.-1995.
  40. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (отв. ред. Садиков О.Н.).- М.-Юринформцентр.- 1995.- 448 с.
  41. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части второй (отв. ред. Садиков О.Н.). -М.- Юридическая фирма Контракт, издательская группа ИНФРА. -М.- НОРМА.-1996.-800 с.
  42. РФ. Официальный текст по состоянию на 15.12.98г. с исто-рико-правовым комментарием. -М.- Издательская группа НОРМА-ИНФРА.-М.-1999.- 80 с.
  43. Концепция социально-экономического развития города курорта Сочи на период до 2010 г.- Администрация города Сочи.- март 1996.- 32 с.
  44. Н.К. Централизованное управление региональным развитием на современном этапе, — Планирование и новый хозяйственный механизм территориального развития.- Сб. научных трудов.- СОПС.- М.-1990.- с. 21−25.
  45. Коупленд Том, Коллер Тим, Муррин Джек. Стоимость компаний: оценка и управление .-Пер. С англ.- ЗАО «Олимп-Бизнес». -1999.-576 с.
  46. В.В., Латышева Г., Николаев А. Образование финансово-промышленных групп (необходимость, цели и механизмы). // Российский экономический журнал.-1994.-№ 1.-с. 19.
  47. Р. Макконелл, Стенл Л. Брю Экономикс ,-М.- Изд-во Республика, — 1992.- 399с.
  48. В.Н., Шевцов А. Н. Новые проблемы российских городов. Муниципализация социальных объектов: правовые и финансовые решения.- М,-Изд-во «УРСС», — 1999. -с. 119−125.
  49. В.Н., Шевцов А. Н. Незаметная реформа: передача социальных объектов предприятий в муниципальную собственность. // Российский экономический журнал.-1998.-№ 1. -с. 34−43- № 2. -с. 50−56.
  50. Е.В., Цветков В. А. Транснациональные финансово-промышленные группы и межгосударственная экономическая интеграция: реальность и перспективы.- М.- АФПИ.- Еженедельник «Экономика и жизнь». -М, — 1998.-296 с.
  51. И.В. Экономический потенциал региона и его структура. Планирование и новый хозяйственный механизм территориального развития.-Сб. научных трудов.- СОПС.- М.- 1990.- с. 65−70
  52. С.Ю. Транснациональные корпорации и обострение капиталистических противоречий.- М.- Изд-во «Мысль».- 1982.- 245 с.
  53. Медовиков Дан, Оганесян Т. Корпорация город. // Эксперт.- 1999, — № 9.-с.66−67.
  54. С.Б. Корпоратизм -российский путь реформ.- М.- издательская группа «Арина».- 1996, — 60 с.
  55. Мескон Майкл, Альберт Майкл, Хедуори Франклин.- Основы менеджмента. Перевод с англ.- М.- «Дело».- 1992.-686 с.
  56. .З. Управление: пути преодоления кризиса. // Вопросы экономики .- 1997.- № 6.- с. 36−47.
  57. .З. Крупные корпорации основа подъема и ускоренного развития экономики. // Вопросы экономики.-1998.-№ 9.-е. 66−76.
  58. Н.А. К проблеме холдингового контроля над промышленным капиталом. // Российский экономический журнал.-1997.- № 2. -19−25.
  59. Д.М. Финансово-промышленные группы: специфика России. // Российский экономический журнал.-1997.- № 3. с. 120.
  60. В.П. Право США и экспансия американских корпораций.- М.: МГУ.-1974, — с. 286.
  61. А., Савулькин JI. Корпоративное управление и его влияние на поведение приватизированных предприятий.- Вопросы экономики. // 1998.-№ 7, — сЛ 10−119.
  62. В. Российские интегрированные нефтяные компании: проблемы управления. // Вопросы экономики. 1998.- № 1.- с. 148.
  63. А.И., Мельникова Н. П. Комментарий к аналитической записке «Организация управления в свободных экономических зонах». -М, — МГУ,-1990.- 16 с.
  64. Обер-Крис Дж. Управление предприятием. Классика менеджмента.- М.: Изд-во Сирин.- 1997.- 256 с.
  65. П. Корпоративный феодализм. // Городское управление. -1998.-№ 8. -с. 9−12.
  66. А.О. Вопросы гармонизации и взаимоувязки экономических интересов в новых условиях. Планирование и новый хозяйственный механизм территориального развития. — Сб. научных трудов. — СОПС.- М.-1990.- е.-25−34.
  67. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний).- М.: 1980. -с. 49−56.
  68. Положение о финансово-промышленных группах и порядке их создания.-Утверждено Указом Президента РФ № 2096 от 5.12.93.
  69. Положение о порядке ведения реестра финансово-промышленных групп РФ. Утверждено постановлением Правительства РФ № 707 от 19.06.94.
  70. Г. Х. Исторический опыт управления (Избранные произведения т. 8).-М.: 1996, — 639 с.
  71. Портер Майкл. Международная конкуренция.- М.: 1993.- 896 с.
  72. Проект создания на базе г. Сочи специальной курортно-хозяйственной зоны (КХЗ). -М.- ВНИИВС, — 1988.- 17 с.
  73. Развитие корпоративных форм хозяйствования в России. Материалы научно-практической конференции (ноябрь 1997) по корпоративному управлению. // Российский экономический журнал.-1998.-№ 2, с. 19−28- № 3,-с. 8−21.
  74. А. Нижегородская «оборонка» пьет пиво и закусывает пельменями. Ведомственное приложение «Российской газеты» 13 февраля 1999 г. -с. 3.
  75. Реинтеграция постсоюзного пространства и становление транснациональных финансово-промышленных групп в России. (Общ. Ред. Ю. Б. Винслава и с.С. Голубевой).- М.: Российский экономический журнал.-1996.-№ 2.- с. 100−117.
  76. Реструктурирование предприятия. Рациональная система бизнес-единиц. М.: Изд-во Дело.- 1996, — 200 с.
  77. А.И. Задачи централизованного территориального планирования и методы их реализации. Планирование и новый хозяйственный механизм территориального развития, — Сб. научных трудов. СОПС.- М.- 1990, — с. -25−34.
  78. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. Госкомиздат России. — М, — 1998.- 813 с.
  79. М. Наивные сепаратисты. // Эксперт. 1998.- № 45.- с. 10−11.
  80. В. О Федеральной целевой программе развития особой экономической зоны в Калининградской области на 1998−2005 гг. // Внешняя торговля. 1998, — № 1 — 3, — с. 15−18.
  81. В.Е., Шулус А. Феномен государственного предпринимательства. // Российский экономический журнал.-1997.-№ 1.
  82. Е. Особенности экономического поведения коллективного предприятия. // Вопросы экономики. 1998.- № 11.- с. 113.
  83. Справочник-путеводитель Сочи, — Тверь, — Студия-С, — 1995, — 109 с.
  84. В.А., Вороненко О. В., Крючин Д. Б. ФПГ: Современные тенденции развития, — М.: Финансы, — 1998, — № 4, — с. 13−16.
  85. Социальные результаты научно-технического прогресса в крупном городе. Теоретико-методологический анализ.-JI.-Наука.-126 с.
  86. Территориальное управление. Самоуправление. Самофинансирование (опыт, проблемы, перспективы).- под ред. Буренковой Е. Н., Сысоева А. П. -М, — Финансы и статистика, — 1990, — 224 с.
  87. Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла. Настольная книга. (перевод с англ. Е. Симоновой).- М.: автор. 1993.- 160 с.
  88. Н. Варианты развития взаимосвязей экономической зоны и национальной экономики. -М.- ВНИИВС.- 1990, — 14 с.
  89. JI.H. Организация договорных отношений между отраслевыми и территориальными органами управления. Планирование и новый хозяйственный механизм территориального развития. Сб. научных трудов. — СОПС.- М.- 1990, — с. — 34−40.
  90. Указ Президента РФ О создании финансово-промышленных групп в РФ.-№ 2096 от 5.12.93.
  91. А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление это наука и искусство. -М. -. Республика. 1992.- 351 с.
  92. Р. Менеджмент как инструмент достижения конкурентоспособности. // Вопросы экономики. 1997.- № 5.- с. 118−127.
  93. В. Как делать бизнес в Европе.- М.: 1992.
  94. Н. Роберт. Основы финансового менеджмента Пер. С англ.- М.: 1993. -с. 121−128.
  95. А. Невинность не соблюдает никто. // Эксперт.- 1997, — № 1.- с. 26.
  96. Ю.В. Концептуальные подходы к оценке эффективности корпоративной интеграции. // Российский экономический журнал,-1998,-№ 5, — с. 71−81.
  97. Dale Ernest/ Planning and developing the Company organization structure. Resarch Report N 20. American Management Association. N Y.- 1952.-3 ed, 1955. -p. 29.
  98. Fayol Henri/- General and Industrial Management.- London.- Pitman.- 1949.-pp. 5−6.
  99. Graicunas V.A. Relationship in Organization.- Bulletin of the International Management Institute.- Geneva.- 1933. -p. 45−47.
  100. Herman, Ed.S. Corporate Power. Cambrige UP, Cambrige 1981.
  101. Herold D. Long Range Planning and Organizational Performance. A gross Validation Stady. Academy of Management Review.-March 1972. -pp. 31−32.
  102. Milllington A.I., Bowen F., Bayliss B.T. Corporate integration in the EU: Recent developments // Intericonomimics. Hamburg, 1996. — vol. 31 № 2 — p. 6872.
  103. Peterson S. Essays on large shareholgers and corporate control. Goteborg, 1998-p. 79.
  104. Stagner R. Corporate Decision Making: An Empirical Stady. Journal of Applied Psychology, vol.53 (1969).-pp. 1−3.
  105. Stieglitz H, Wilkerson H. Corporate Organization Structures. Wash. (D.C.).-1980.-p. 101.
Заполнить форму текущей работой